Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия Средних веков (Х вв.)

  • Философия эпохи Возрождения (XV–XVI вв.)

  • Философия Нового времени (XVII–XIX вв.)

  • Философия - учебное пособие.. Философия - Учебное пособие. Учебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 45. 03. 01 Филология


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 45. 03. 01 Филология
    АнкорФилософия - учебное пособие
    Дата10.02.2022
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия - Учебное пособие.pdf
    ТипУчебное пособие
    #357603
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Древняя философия (VI в. дон. э. – VI в. н. эВ древний период философское знание представлено традициями индийской, китайской и античной философии. Для этого времени характерно космоцентрическое миропонимание. Согласно такому взгляду Космос является непрерывно изменяющимся целым, в котором в различных формах предстает неизменное и само- тождественное первоначало. Бытие понималось как вечное, неизменное, недоступное чувственному восприятию, умопостигаемое.
    Философия главным образом развивалась как натурфилософия,
    предметом ее изучения являлось бытие, исследование которого связывалось с поиском первопричин мира в его противоречивой целостности, гармонии и др. Это обусловило представление о том,
    что нравственное совершенствование человека происходит благодаря его связи с общественным целым. Философия считалась средством, способствующим формированию как добродетельного человека, таки справедливого государства. Главная функция философии в этот период – мировоззренческая.
    Философия Средних веков (Х вв.)
    Философия этого периода связана с распространением христианства и характеризуется преобладанием монотеизма (единобожия, что отличает ее от греческой философии, преобладающим мировоззренческим основанием которой был политеизм (многобожие. Познание мира и раскрытие тайны бытия обусловливается процессом постижения Бога. Преодолевается дуализм противоположных начал, свойственный античной философии. Основополагающим для философии и миропонимания становится
    монистический принцип, согласно которому Бог – это одно абсолютное начало, все остальное является Его творением.
    Для философии Средних веков предметом исследования являлся Бог, при этом богопознание предполагало познание человеком как бытия, таки самого себя. Теоцентризм (греч. theos – Бог)
    был основополагающим представлением для средневековой онтологии. Согласно теоцентрическим представлениям, Бог есть первопричина и первооснова мира, Творец, источник бытия, блага и красоты. Высшей целью жизни человека считалось служение
    Богу. Изменилось представление о назначении философии, которая стала рассматриваться как служанка богословия. Догматизм,
    характерный для христианской религии Средних веков, привел к тому, что философы в построении своих размышлений руководствовались Священным Писанием. В теории познания главная роль отводилась вере и религии, а незнанию и науке.
    В основе средневековой философии лежали следующие принципы креационизм (сотворение Богом мира из пустоты провиденциализм (история человечества – заранее продуманный Богом план для спасения человека символизм (умение видеть скрытое значение в обыденном реализм (Бог есть во всем в вещах, словах, мыслях).
    Основными направлениями западной философии
    Средних веков являются патристика и схоластика.
    Патристика (от греч. pater (patros) – отец) представляет собой совокупность доктрин Отцов Церкви – христианских мыслителей вв. Это доктрины теологического, философского и по- литико-социологического содержания.
    Высшей точкой развития патристики является деятельность каппадокийского кружка (Василий Великий, Григорий Богослов,
    Григорий Нисский) на греческом Востоке и Августина на латинском Западе. Вой половине V в. появляются сочинения Псевдо-
    Дионисия Ареопагита, в которых осуществлена попытка истолкования мира как системы символов. Появление трудов Иоанна Да- маскина заложило основы схоластики
    Схоластика (лат. scholastiea – школьный, ученый) – тип религиозного философствования, в котором соединены догматика и рационалистическое обоснование при опоре на формально-логичес- кие методы обоснования.
    В целом для средневекового мировоззрения характерно стремление человека к нравственности, связанное с идеей почитания Бога и служения Ему и пониманием высшей цели человеческой жизни как подражания и уподобления Ему.
    Философия эпохи Возрождения (XV–XVI вв.)
    Философия Возрождения развивалась во взаимодействии с искусством и зарождающимися капиталистическими отношениями в Западной Европе. Новый тип экономических отношений способствовал формированию антропоцентрической философии и таких направлений философской мысли, как гуманизм, антропоцентризм,
    неоплатонизм, мистицизм и др.
    Предмет исследования философии Возрождения – человек и природа, что воскрешает античные натурфилософские воззрения и представления о свободном и гармоничном человеке. Вот- личие от личности в древнегреческом понимании личность эпохи
    Возрождения творит сама себя, свою судьбу и мир, ничем не ограничена в своих замыслах и проявлениях. В эпоху Возрождения философское исследование мира базировалось на принципах тождества микро- и макрокосмоса и целостного рассмотрения природы, что привело к развитию диалектического понимания борьбы противоположных начал как источника изменений в природе, обществе и человеке.
    Философия Возрождения рассматривает человека как высшую смыслообразующую ценность. Человек становится центром мировоззренческой перспективы, а внутренний мир человека – призмой,
    через которую постигается мир. Происходит отказ от аристотелево- птолемеевского объяснения устройства мира.
    Философия эпохи Возрождения фактически начинает освобождение философии и естествознания от теологии и развивает гуманистические идеалы ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей
    Человек – это творец своего земного бытия он способен познать мири обратить во благо богатство окружающего мира. Критерием оценки социальных институтов становится идея блага человека,
    а принципы равенства, справедливости, человечности рассматриваются как желаемая норма отношений между людьми.
    М. Лютер, Ж. Кальвин и другие философы эпохи Возрождения воплотили в жизнь проект Реформации (от лат. reformatio преобразование, исправление, согласно которому не признается принципиальная разница между мирянами и духовенством, поскольку Церковь должна быть общиной верующих, союзом братьев во Христе. Провозглашается личная ответственность человека перед Богом, без посредника – церковной иерархии. Божественное предопределение обусловливает непосредственное, персональное отношение каждого человека к Богу, личную вину и личную ответственность. Спасение души достигается чистосердечным раскаянием и верой.
    Священное понимается реформаторами не как вещь, которую в церковной практике индульгенций можно было дать или продать, а в крестовых походах – отнять, завоевать. В дискуссии о таинстве евхаристии (причастия) в учении римско-католической церкви утверждается субстанциональное присутствие Христа в Святых Дарах, а в учении Лютера воспринимается лишь верою в него,
    отсутствие веры лишает Святые Дары благодатной силы. Реформаторами отвергается рукоположение – таинство передачи священнослужителям особой (апостольской) благодати, так как Божественная благодать равно дается всем в таинстве крещения.
    Этико-политические проблемы решаются в традиции Аристотеля и Цицерона. Предложены первые социальные утопии (Т. Мор,
    Т. Кампанелла), в которых развиваются основные принципы ива- рианты построения идеального общественного устройства.
    В политической мысли эпохи Возрождения развиваются два основных течения 1) республиканское (Э. Ла Боэси, М. Монтень,
    И. Альтузий), отстаивавшее городские вольности и идею суверенитета, и 2) абсолютистское (Н. Макиавелли, Ж. Боден), обосновавшее необходимость сильной монархической власти
    Гуманизм в гражданский сфере включает в себя идеи патриотизма, служения государству, общественной активности. Общественная активность рассматривается как путь нравственного совершенствования отдельных граждан и общества в целом. Представление об общественной активности включает в себя, с одной стороны, подчинение частных интересов граждан общему благу,
    с другой – идею наиболее полного раскрытия способностей личности благодаря ее участию в общественной жизни.
    Философия Нового времени (XVII–XIX вв.)
    Предметом своего анализа философия этого периода делает сознательную активность человека, что обусловливает приоритет гносеологической проблематики, системное оформление первых теорий познания и приводит к формированию типа науки, который был назван классическим. Философским направлением, преобладающим в эпоху Нового времени, становится наукоцентризм.
    Для данного направления характерны приоритет науки и разума,
    познавательный оптимизм, понимание человека как деятельного,
    активного субъекта.
    Конец XVI – начало XVII в. в Западной Европе – это время кризиса феодализма, а также ранних буржуазных революций в Нидерландах и Англии. В результате научной революции, произошедшей в этот период, возникает новая картина мира. Научная картина мира в XVII–XIX вв. – механико-математическая, для которой главным требованием к истинности знания становится эксперимент Новая наука полагается на опытные основания, ее методом становится эксперимент, позволяющий соединять теорию и факты, науку и технику, новая наука реализует себя как социально значимый вид деятельности ив силу этого является контролируемой и проверяемой, при этом она вырабатывает отвечающий всем этим интенциям особый язык. Теория органически соединяется с экспериментальными методами исследования природы, которые Бряник Н. В Здание классической науки и его опытное основание // Эпис- темы : сб. науч. статей. Екатеринбург : Ажур, 2011. Вып. 6 : Опыт. С. 36.
    начинают носить планомерный характер. «...Новоевропейская наука полагается на опыт в строгом смысле слова, и этим опытом является эксперимент»
    10
    Наука Нового времени и соответствующая ей рациональность считаются классическими, заложившими основы современного типа научного мышления. Следовательно, обращение к особенностям классического типа научного мировоззрения необходимо для осмысления современной науки и соответствующего ей типа рациональности.
    Основания классического типа научного мировоззрения а) онтологические (механицизм, детерминизм, натурализм б) гносеологические (нацеленность на производство объективно-истинно- стного знания, теоретическая и эмпирическая верифицируемость,
    представление о субъекте как активном деятельностном и преобразующем начале в) методологические (признание универсального метода объяснения явлений окружающей действительности, сочетание теоретических методов с экспериментальными исследованиями, становление методологии анализа и строгой количественной оценки)»
    12
    Философию Нового времени принято называть классической Главная мировоззренческая установка этого периода заключается в признании разума высшей инстанцией. Для философов Нового времениважнейшими были проблема определения достоверного источника человеческих знаний, а также вопрос о роли в процессе познания чувственных и рациональных форм познания. Объектом изучения в новоевропейской науке становится сама действительность. Основные направления философии данного периода – эмпиризм и рационализм История и философия науки : [учеб. пособие / Н. В. Бряник и др. Екатеринбург Изд-во Урал. унта, 2014. С. 31.
    11
    Там же. С. 30.
    12
    Токмянина СВ Классическая наука // Общие проблемы философии науки Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред.
    О. Н. Дьячкова. Екатеринбург : Изд-во Урал, унта, 2007. С. 159–160.
    13
    История и философия науки. С. 32.

    29
    Эмпиризм(от греч. empeiria – опыт) – философское направление, для которого характерно признание чувственного опыта как основного источника познания, что предопределяет значимость индуктивного метода (Д. Юм, Дж. Беркли, Ф. Бэкон, Т. Гоббс,
    Дж. Локк). Это сближает данное философское течение с сенсуализмом (лат. sensus – чувство, ощущение, который трактует чувственные формы познания как приоритетные когнитивные процедуры,
    а сенсорный опыт рассматривает как семантически исчерпывающую основу познавательного процесса.
    Д. В. Котелевский дает следующую оценку понимания опыта в традиции эмпиризма Эмпиризм, собственно, и закладывает основания понимания опыта как центральной категории, обосновывающей достоверность познания как такового как в рамках эмпиризма, таки во всей последующей классической философии и науке.
    С точки зрения эмпиризма, опыт или, точнее, его воспроизводимость позволяет зафиксировать объективные структуры бытия»
    14
    Ф. Бэкон пишет, что истинная причина и корень всех зол в науках лежит водном в том, что мы обманчиво поражаемся силам человеческого ума, возносим их и не ищем для них истинной помощи. Бэкон обозначает два пути для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомами, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный,
    но неиспытанный. Бэкон определил источники человеческих ошибок, которые мешают на пути к истинному познанию, назвав их идолами рода, идолами пещеры, идолами площади и идолами театра Котелевский Д. В Предел опыта // Эпистемы : сб. науч. статей. Екатеринбург Ажур, 2011. Вып. 6 : Опыт. С. 21.
    15
    Бэкон Ф Новый Органон : Афоризмы об истолковании природы и царстве человека. М. : Просвещение, 1972. Афоризм IX.
    16
    Там же. Афоризм XIX.
    Рационализм (лат. rationalis – разумный) – философское направление, в противоположность эмпиризму утверждающее ограниченность чувственного опыта и автономность разума. Для рационализма в вопросах познания характерен приоритет разума.
    Так, Р. Декарт для поиска истины предлагал отбросить как безусловно ложное все, в чем есть малейший повод к сомнению, и посмотреть, не останется ли после этого в ... воззрениях чего-либо уже вполне несомненного. По Декарту, претензии чувственного восприятия, философии или логики не могут обладать особым статусом обоснованного и достоверного знания «Новоевропейский способ толкования опыта сводил его к тождеству, к самоидентич- ности. В результате опыт – это то, что преподносилось как вневременное по своей сути, опыт понимался как находящийся за пределами временного развертывания. Ведь опыт всегда тождественен себе, подлинный опыт не зависит от времени, а значит, естественно полагать, что он равен себе. Это равенство понималось как равенство конкретных опытов и как равенство всеобщего знания,
    которое в конечном итоге находит подлинные формы опыта»
    18
    Декарт переносит фокус познавательного анализа на самого человека истина Я мыслю, следовательно, я существую была принята им как первый принцип философии. Для Декарта ключевым становится вопрос о существовании того, что могло бы без всякого сомнения быть принятым за очевидное и определенное речь идет о законодательстве разума как той внутренней инстанции, которая в онтологии субъекта выступает представителем Абсолюта и соответственно основанием всего существующего. Именно поэтому можно утверждать, что отношение разума и опыта в человеческом познании (в том виде, как оно мыслится в новоевропейской философии) асимметрично разум выступает Декарт Р. Возражения некоторых ученых мужей против изложенных выше Размышлений // Декарт Р. Соч. : в 2 т. М. : Мысль, 1994. Т. 2. С. 268.
    18
    Котелевский Д. В Предел опыта. С. 25.
    19
    Декарт Р Рассуждения о методе // Декарт Р. Соч. : в 2 т. М. : Мысль, Т. 1. С. 268–269.
    судьей ив отношении истин опыта, ив отношении самого себя
    (истин чистой мысли”)»
    20
    Как отмечает М. Х. Хаджаров, здесь очевидно, что деятельность мышления, то есть процесс мыслеобразования, предшествует осознанию факта существования. Существование относится к разряду онтологических категорий и характеризует бытие человека Мышление как первичное предшествует телесному, материальному, хотя и рассматривается как самостоятельная сущность (субстанция. Несмотря на акцентирование внимания в процессе познания на человеке и его способностях познания, научное мировоззрение Нового времени предметно Все, что попадает в поле зрения науки, должно быть представлено в виде предметных отношений. <…> Из сказанного следует, что отличительной чертой классической науки является ее предметность…»
    22
    Социальные преобразования конца XVIII в, которые произошли в Германии, а также французская буржуазная революция стали предпосылками возникновения нового типа философии, родоначальником которого принято считать И. Канта. Кант обращается к проблематике познавательных возможностей человека, развивая свою теорию познания в ключе агностицизма и априоризма.
    По Канту, природа не обладает разумом, а представляет собой совокупность представлений человека о ней. То, что создано человеком, познаваемо (в отличие от хаотического и незакономерного мира явлений. Согласно учению Канта, существуют мир явлений и мир
    «вещей в себе. Человек может взаимодействовать только с миром явлений. Мир вещей в себе недоступен человеку, он непознава- ем. Всезнания человека связаны с миром явлений, тес собственными представлениями человека Бакеева Е. В Введение в онтологию образы мира в европейской философии курс лекций : [учеб. пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал. унта, 2014. С. 216.
    21
    Хаджаров М. Х Логика обоснования приоритета рационального метода познания в философии Декарта // Вестн. Оренбург. унта. 2015. № 11 (С. 252.
    22
    Бряник Н. В Здание классической науки и его опытное основание. С. 43.
    Заслугой Канта стало то, что он первым в философии Нового времени показал сложность и противоречивость процесса познания. Его идеи нашли более глубокую разработку в философии
    Г. В. Ф. Гегеля. Разумности действительности и разумности научного познания, по Гегелю, взаимообусловленные начала кто разумно смотрит на мирна того и мир смотрит разумно. Основным положением гегелевской философии является признание разумности действительного начала и действительности разумного начала.
    Классическая немецкая философия находит свое завершение в материализме Л. Фейербаха(1804–1872). В учении Фейербаха мышление понимается как свойство мозга человека, в деятельности которого органически связаны духовное и материальное начала. Мышление, духовное является производным от материи.
    Фейербах определял свою философию как философию будущего, поскольку ее предметом стал человека философия, следовательно, стала антропологией (учением о человеке. Человек в концепции Фейербаха – это субъект, телесное, универсальное и родовое существо. Фейербах сфокусировал внимание на природно-биологи- ческом начале в человеке, которым пренебрегал немецкий идеализм после Канта.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта