Философия - учебное пособие.. Философия - Учебное пособие. Учебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 45. 03. 01 Филология
Скачать 0.63 Mb.
|
3.2. Проблема истины в теории познания Результат процесса познания – это знания. Знания, соответствующие действительности, называют истиной. Проблема истины одна из важнейших в теории познания, поскольку истина является регулирующим принципом любого вида познания. Как справедливо отмечает Е. В. Бакеева, мудрость, или истина, – то, что всегда уже выступает внутренним двигателем всех поступков философа, то, что просвечивает во всех его ошибках и заблуждениях, побуждая освобождаться от них» 1 В теории познания Платона основополагающее положение заключается в том, что истинное познание является познанием мира идей и может быть осуществлено только разумной частью души. Платон проводил различие между чувственными интеллектуальным знанием. Познание, по Платону, это теория воспоминаний», поскольку человеческая душа спустилась из мира идей и воплотилась в человеческое тело, забыв то, что она наблюдала в мире идей. Отсюда основная задача познания – вспомнить. Правильно поставленные вопросы в процессе беседы, полемики и окружающие предметы чувственного мира могут способствовать процессу вспоминания душой знаний, принадлежащих миру идей. Аристотель предложил одно из первых определений объективной истины, которое заключается в признании истинности познания, когда оно соответствует существующим вне сознания вещами их связям. По своему содержанию истина не зависит от познающего ее субъекта, те. истина объективна. Кант поставил проблему противоречивости понятия истины, которой присущи такие признаки, как всеобщность и необходимость, при этом сама истина субъективна, ибо является формой деятельности субъекта. По форме истина всегда субъективна, поскольку не существует вне познающего ее сознания. До появления гегелевской философии истина рассматривалась как неизменяемое состояние достижения полного знания предмета. Гегель обнаружил, что истина реализуется как процесс Бакеева Е. В Введение в онтологию образы мира в европейской философии курс лекций. Екатеринбург : Изд-во Урал. унта, 2014. С. 77. все большего совпадения предмета с отражающим его понятием, причем не только истина – не застывшая система, но и сам процесс познания изменяется в процессе познания. В философии присутствует разделение истины на абсолютную и относительную Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о чем-либо, знание, которое не может быть изменено входе дальнейшего познания (например, так называемые истины факта, физические константы и т. п. Относительная истина это истинное, но неполное, приближенное знание, которое может быть уточнено и дополнено в процессе дальнейшего познания. В понятиях относительной и абсолютной истин отражено представление о процессе познания, происходящем во времени ив определенных исторических условиях. Истина всегда конкретна, так как связана с конкретным местом, временем, обстоятельствами. Для деятельности человека требуется знание объективно истинное и доказанное. Достоверность предполагает наличие критерия, позволяющего выявить объективную и субъективную истину. Объективная истина – истина вещественно-предметного мира, независимая от человеческого сознания. Субъективная истина истина, зависящая от человеческого сознания, она может совпадать или не совпадать с объективной истиной. Для философии истина – это и цель познания, и предмет исследования. По существу, вопрос об истине – это вопрос об отношении знаний к внешнему миру, а также об установлении и про- веряемости соответствия знаний объективной реальности. Критерии истинности в истории философии присутствуют в виде различных вариантов решения проблемы соответствия знания действительности. Например, критериями истины выступали соответствие высказывания действительности, непротиворечивость и доказательность высказывания, проверяемость высказываний на практике и т. д. Трактовки истины, как и сама философия в процессе развития, изменяются 2 Подробный анализ см Можейко МА. Истина // Новейший философский словарь. Минск : Книж. Дом, 2003. СВ рамках классической философии формируется несколько концепций истины. Одна из них – классическая, или корреспондентская, теория истины, основанная на принципе корреспонденции как соответствия знания объективному положению дел предметного мира. Исходя изданной трактовки выстраивали свои философские системы Аристотель, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Д. Дидро, КА. Гельвеций, ПА. Гольбах, Л. Фейербах и др. Другая теория истины – когерентная, основанная на принципе когеренции как соответствия знания имманентным характеристикам идеальной сферы. Например, по Платону и Гегелю, знание соответствует содержанию Абсолюта, по Августину и Декарту врожденным когнитивным структурам, по Юму – чувственным ощущениям субъекта, по Канту – априорным формам мышления, по А. Пуанкаре – интерсубъективным конвенциями др. В неклассической философии трактовки истины связаны с ее деонтологизацией. Истина мыслится вне ее объективного статуса. Происходит трансформация проблемы истинности в проблему интерпретации. Истина реализуется в контексте языковой реальности. Так, по С. Кьеркегору, истина – это форма психического состояния личности, по Г. Риккерту и Баденской школе неокантианства, это ценность, которая не существует, но значит, по Тарскому, это феномен метаязыка формализованных систем, по Н. Гартману спекулятивный идеальный конструкт и др. В прагматической концепции истины (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи) истина связывается с практической значимостью получаемого в процессе познания результата. То есть критерием истины становится практика. Практика – это целенаправленная предметная деятельность по преобразованию действительности. В определении практики обнаруживает себя творческая направленность деятельности человека по преобразованию мира, что является конечной целью процесса познания 65 3.3. Познание и природа технического знания Основой для философского анализа феномена техники является древнегреческое представление о «техне», обозначающем искусство, мастерство, умение создавать нечто, используя естественный природный материал. Техника определяется как искусственное образование, артефакт, поскольку она создается, изготавливается человеком намеренно Суть техники заключается в том, что она ставит между человеком и его целью орудия, инструменты или, в общем виде, средства достижения. Этот обходной путь оказывается более эффективным с эволюционной точки зрения, так как приводит к созданию сложноорганизованных систем, обладающих высокой конкурентной способностью в борьбе за выживание» 3 Создание техники предполагает использование определенных замыслов, идей, знаний и опыта. Данная характеристика техники естественным образом делает необходимой организацию деятельности, понимаемую как аспект технологии. Е. П. Стародубцева определяет технику как совокупность сложившихся входе эволюции средств, повышающих адаптационные свойства человека и соответственно повышающих его шансы в борьбе за выживание. К этому подходу можно, по всей видимости, отнести концепции немецких философов О. Шпенглера и Х. Закс- се. Человеку для выживания необходима техника, поскольку в ней реализуется специфический, инженерный по своему характеру способ применения сил и энергий природы. Техника предполагает использование сил природы Техника не связана с умозрением, она вырастает из пластики руки и является ее усовершенствованием. Техника – удел людей деятельных, практичных, расчетливых, стремящихся к наращиванию жизненной силы. Такого рода люди Стародубцева Е. П. К вопросу о сущности техники типология философских подходов // Эпистемы : сб. науч. статей. Екатеринбург : Ажур, 2013. Вып. 8 Проблемы современной онтологии. С. 101. 4 Там же. Си встают во главе человеческого общества, когда оно превращается в сложноорганизованное предприятие» 5 В Новое время появляются представления о природе как автономном, практически бесконечном источнике природных материалов, сил и энергий. Данная эпоха характеризуется изучением естественных феноменов и применением их на службе человеку. «Наличная техника предстает как зримое воплощение человеческого духа, а именно его способности вносить расчет и порядок в окружающий мир, превращать весь мир в свой собственный проект» 6 Техника, являясь самостоятельной реальностью, обусловливается устройством человеческой деятельности и культуры технический способ мышления и деятельности коренится в природе человека (как бы она ни понималась) и не может быть изъят из человеческого бытия. Техника становится реальностью, которая дается сознанию в форме событий осуществления техники во взаимодействии человека и культуры, переживаемого как возможное благо, но и как несвобода, как угроза существованию. С точки зрения современной философии техники, развитие технического познания предстает как социокультурный феномен. Технической рациональности присуще историческое развитие, поэтому установки технического сознания, доминирующие в одну эпоху, могут изменяться под влиянием историко-культурных процессов. Тексты для изучения Ф. Бэкон Новый Органон 8 Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может. <…> 5 Стародубцева Е. П. К вопросу о сущности техники. С. 101. 6 Там же Там же. С. 111. 8 Извлечения из кн Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч. : в 2 т. М. Т. 2. С. 12, 13–16, 18–20, 22, 23, 24–30, 80, 81. Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии представляется правилом. Тонкость природы во много раз превосходит тонкость чувств и разума, так что все эти прекрасные созерцания, размышления, толкования – бессмысленная вещь только нет того, кто бы это видел. Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Для того, чтобы их изучать, дадим им имена. Назовем первый вид идолами рода, второй – идолами пещеры, третий – идолами площади и четвертый – идолами театра. Идолы рода находят основание в самой природе человека... ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей. Наоборот, все восприятия как чувства, таки ума покоятся на аналогии человека, а не аналогии мира. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде. Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирожденных свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книги от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей оттого, получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные, или по другим причинам. Вот почему Гераклит правильно сказал, что люди ищут знаний в малых мирах, а не в большом, или в общем, мире. Существуют еще идолы, которые происходят как бы в силу взаимной связанности и сообщества людей. Эти идолы мы называем, имея ввиду порождающее их общение и сотоварищество людей, идолами площади, люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. <…> Определения и разъяснения, которыми привыкли вооружаться и охранять себя ученые люди, никоим образом не помогают делу. Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их мы называем идолами театра, ибо мы считаем, что, сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры. <...> При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности. Человеческий разум не сухой свет, его скрепляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает. Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнают и портят разум. Но в наибольшей степени запутанность и заблуждения человеческого ума происходят от косности, несоответствия и обмана чувств, ибо то, что возбуждает чувства, предпочитается тому, что сразу чувств не возбуждает, хотя бы это последнее и было лучше. Поэтому созерцание прекращается, когда прекращается взгляд, так что наблюдение невидимых вещей оказывается недостаточным или отсутствует вовсе. <…> Истину же надо искать не в удачливости какого-либо времени, которая непостоянна, а в свете опыта природы, который вечен. <…> Поэтому нужно отказаться от этих устремлений и смотреть затем, как бы они не подчинили себе ум. Те, кто занимался науками, были или эмпириками или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, производят ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению. Не отличается от этого и подлинное дело философии. Ибо она не основывается только или на преимущественно на силах ума и не откладывает в сознании нетронутым материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме. Итак, следует возложить добрую надежду на … союз этих способностей – опыта и рассудка. <…> Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет. Р. Декарт Рассуждения о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках 9 Будучи моложе, я изучал немного из области философии – логику, а из математических наук – геометрический анализ и алгебру эти три искусства, или науки, которые, казалось бы, должны дать кое-что для осуществления моего намерения. <…> Подобно тому, как обилие законов часто служит оправданием для пороков почему государственный порядок гораздо лучше, когда законов немного, но они строго соблюдаются, – и как вместо большого количества правил, образующих логику, я счел достаточным твердое и непоколебимое соблюдение четырех следующих. Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению. Второе – делить каждое из исследуемых мною затруднений настолько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления. Третье – придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи Извлечения из кн Декарт Р. Рассуждения о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках // Декарт Р. Соч. : в 2 т. М, 1989. Т. СИ последнее – составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений начинать надо с самого простого и доступного пониманию учитывая, что среди всех, кто ранее исследовал истину в науках, только математики смогли найти некоторые доказательства, то есть представить доводы несомненные и очевидные, я уже не сомневался, что начинать надо именно с тех, которые исследовали они. П. Флоренский Термин 10 Научная речь – выкованное из повседневного языка орудие, при помощи которого овладеваем мы предметом познания. Суть науки – в построении или, точнее, в устроении терминологии. Слово ходячее и неопределенное, выковать в удачный термин это и значит решить поставленную проблему. Всякая наука – система терминов. Поэтому жизнь терминов и есть история науки, все равно какой, естествознания ли, юриспруденции или математики. Изучить историю науки – это значит изучить историю терминологии, то есть историю овладения умом предлежащего ему предмета знания. <…> Техническиевыражения и обобщающие формулы, словесные или символические, например алгебраические, – такова первая пара соответственно связанных и взаимно превращаемых ступеней на пути мысли. Всякое техническое наименование, в какой угодно области знания, вводится определением, а это последнее предполагает за собою некоторое экзистенциальное суждение суждение о существованиитого комплекса признаков, который связывается воедино выставляемым определением это экзистенциальное суждение, или эта экзистенциальная интуиция свидетельствует о возможности этого комплекса – возможности внутренней, отнюдь не формально-логической, но связанной совсем Извлечения из кн Флоренский П. Термин // Материалы и сообщения по славяноведению. МС строением данной области познаваемого, возможности, приемлемой всеми закономерностями этой области. <…> Если определение лишено экзистенциальности, так понимаемой, то оно есть лишь пустое притязание, видимость слова, ноне слово, ибо мыслится только в качестве звука, сопровождаемого случайными ассоциациями, ноне как определенное содержание мысли, и потому беспредметное. Обиходный язык имеет, в большинстве случаев, известную степень вялости или двусмысленности, подобно тому, как ходячее знание обычно заключает в себе нечто расплывчатое и неопределенное По мере того как наше познание становится вполне точными чисто разумным, мы требуем также точного и разумного языка. Ф. Рапп Техника и естествознание 11 Интеллектуальные предпосылки Промышленная техника и экспериментально-математическое естествознание являются результатом исторического процесса развития До промышленной революции, которая началась около г. в Англии, техническая деятельность полностью организовывалась в русле традиционных представлений и конкретных жизненных связей. Технические методы и естественнонаучные концепции, точно также как язык, право, мораль, социальные и политические отношения, считались заданными величинами, которые передавались от поколения к поколению, по существу, в неизменной форме. Возможности разграничения Если иметь ввиду современную ситуацию, то взаимное переплетение техники и естествознания неоспоримо. При этом речь идет, с одной стороны, об онаучивании техники, которое заключается Извлечения из кн Рапп Ф. Техника и естествознание // Философия техники в ФРГ. МС в том, что технические методы вовсе возрастающей степени опираются на методы и результаты исследований естественных наук. Этому противостоит, с другой стороны, технизация естественных наук. Без хитроумных технических инструментов, которые простираются от простого счетчика Гейгера … до электронных микроскопов, аэродинамических труби ускорителей заряженных частиц, сегодня уже немыслимо никакое естественнонаучное исследование В широкой сфере фундаментального исследования почти невозможно резкое разделение естественнонаучной и технической постановок проблем. Если все же попытаться отграничить друг от друга технику и науку в их сегодняшней форме, необходимо проблематизировать в особенности четыре исходные положения. <…> Искусственный характер как специфический признак техники сводится, следовательно, к тому, что в случае техники будут использоваться обнаруженные с помощью «искусственных» методов природные взаимосвязи для контролирования относительно долго существующих технических систем, выполняющих конкретные практические функции. Эти технические системы проявляются отчетливее в области обыденной жизненной практики, чем вызванные ради теоретического познания, в большинстве случаев лишь кратковременные, но столь же искусственные явления, исследуемые в естественных науках. <…> 2. Другая возможность различения может заключаться в том, что естествознание рассматривается как область теоретического познания, которая затем приходит к практическому применению в области техники. <…> 3. Даже обобщенная формула техники как прикладной естественной науки, например, в том смысле, что естествознание и техника противопоставляются друг другу как теория и практика, наталкивается на принципиальные трудности. <…> Любая практическая деятельность, которая не протекает слепо и случайно, по меньшей мере имплицитно руководствуется теорией 73 4. <…> Естественную науку можно рассматривать лишь как побочный продукт или как вспомогательное средство для постановки технических задач. Эта точка зрения распространена сегодня особенно среди политиков, которые ввиду ограниченных финансовых средств и огромных затратна крупные исследовательские проекты рассматривают естественные науки прежде всего в качестве поставщика решений технических проблем. Вместе с тем, как показал прежний опыт, в момент постановки естественнонаучных исследовательских задач предвидеть последующие возможности приложения практически невозможно. Различительные признаки Здесь имеют значение всего три позиции. Один из подходов к различению вытекает из результатов, которых добиваются соответственно в естествознании и технике Технические же системы систематически оцениваются широким кругом соответствующих покупателей или потребителей. По этой причине техника относительно быстро приводит к далеко идущим общественным последствиям, в то время как естественная наука как теоретическая дисциплина лишь косвенно связана с социальными событиями. Еще один отличительный признак составляет применяемый метод действий. <…> Творческое усилие в технике относится к новым методам изготовления систем и процессов (изобретениям, тогда как в естествознании речь идет о новых теоретических знаниях и их экспериментальном подтверждении (открытиях. <…> 3. Разнородные результаты и метод техники и науки формируют определенные критерии прогресса <…> Для оценки технических нововведений чисто инженерно-научные соображения выполняют лишь вспомогательную функцию. Конкретные высказывания о прогрессивности технических инноваций возможны в таком случае и лишь тогда, когда предполагается ясная или молчаливо принимаемая мера индивидуальной, экономической или политической желательности Вопросы к текстам. Что такое истинное знание по Ф. Бэкону? Как способствует процессу познания истины теория идолов Ф. Бэкона? 2. Какую роль в процессе познания играют правила, предлагаемые Р. Декартом. В чем видит разницу между научным языком и языком обиходным П. Флоренский? Что означает по П. Флоренскому изучение науки. Как Ф. Рапп определяет характер связи техники и естественных наук В чем заключается значимость техники в процессе познания Глава ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ |