Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальная ситуация развития. Организованная социально-педагогическая ситуация

  • Зрелость социально-психологического развития человека в контексте акмеологии

  • Кашапов ММ Акмеология учебное пособие. Учебное пособие Рекомендовано Научнометодическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению и специальности Психология Ярославль 2011


    Скачать 0.7 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Рекомендовано Научнометодическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению и специальности Психология Ярославль 2011
    Дата01.10.2018
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКашапов ММ Акмеология учебное пособие.pdf
    ТипУчебное пособие
    #52083
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Специфика общеметодологических принципов научного исследования в акмеологии. Показатели психического развития
    Principium (лат. – основа, начало) – основное исходное положение какой-либо теории, учения и т. д, руководящая идея, основное правило деятельности. Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов (Гельвеций).
    3.1. Принцип детерминизма Детерминизм (от лат. determino – определяю) – учение о всеобщей причинной материальной обусловленности природных, общественных и психических явлений. Идеалисты в основном отрицают детерминизм. Представители механистического детерминизма считают, что внешние причины непосредственно и однозначно определяют эффект своего воздействия. Согласно диалетико-материалистическому детерминизму внешние причины воздействуют через посредство внутренних и внешних условий. Внутренние условия – субъективное состояние личности, её отношение и установка, внутренние возможности. Внешние условия – образ жизни, обстановка. Детерминизм означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Происхождение, формы и развитие человеческого сознания определяются в конечном счете законами производства материальных средств жизни. Принцип детерминизма означает, во-первых, что все психические явления, как и психика в целом, понимаются как вторичное образование, как явления причинно обусловленные объективной действительностью, как отражение этой действительности во-вторых, этот принцип означает, что все психические явления рассматриваются как обусловленные деятельностью мозга в-третьих, данный принцип предполагает, что при исследовании психических явлений важно установить причины, которые вызвали эти явления. При объяснении любых психических явлений личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия [47, с. 8]. Воздействие на человека внешних условий общественной жизни всегда опосредствовано его внутренним к ним отношением. Строго дозируемое внешнее воздействие, например подсказка, оказывает то или иное влияние на испытуемого лишь через внутренние условия его мышления, те. в меру самостоятельности анализа решаемой задачи. Тем самым степень принятия или непринятия подсказки (помощи извне) становится объективным показателем внутреннего процесса мышления, уровня его сформированности и микроразвития. Специфика принципа детерминизма в
    акмеологии проявляется в нескольких направлениях. Первое заключается в том, что внутреннее сначала рассматривается в своем единстве с внешними статическим, данным в настоящий момент, стихийно или случайно ранее сложившемся качеством. Акмеология выявляет внутреннее как логику его развития в оптимальном направлении. Закономерности развития – это закономерности восхождения, а нелинейного горизонтального движения. Знание этих внутренних закономерностей, логики развития может использоваться для

    27 интенсификации процесса развития, для конструктивности его осуществления. Второе специфическое значение детерминизма в акмеологии состоит в том, что системообразующим фактором или движущей силой развития становится сама личность, а механизмом – саморегуляция, самоорганизация (в отличие от чисто внешней регуляции процесса развития. Третье состоит в том, что процесс совершенствования личности имеет двойную детерминацию – и внутреннюю, и внешнюю, – в которой решающую роль играет внутренняя детерминация, высвобождение внутренних движущих сил, выявление имплицитных возможностей. Но внешнее акмеологическое содействие оказывается конструктивным только в силу того, что оно обращено к личности как субъекту, те. строится на признании решающей роли внутренних механизмов, условий. Многолетний опыт манипуляторики, жесткого управления людьми, научения типа дрессуры, показывает, что такое воздействие, давая оптимальный краткосрочный результат, никогда не приводило к продуктивности в сложных, не охваченных дрессурой ситуациях, в сфере самостоятельной деятельности людей. Существовали и тренинги, преимущественно типа восточных медитаций, которые обеспечивали внутреннее оптимальное, гармоническое, упорядоченное состояние субъекта. Но он, достигнув такого состояния, оказывался неспособен продуктивно действовать, поскольку не происходило переноса упорядоченности системы в режим ее функционирования. Упорядоченность, оптимальность сохранялась только в статике.
    Акмеология же своим конкретным пониманием детерминации и достижения оптимума активности и внутренними внешними непосредственными и опосредованными способами разрешает эту серьезную дилемму. В контексте данного подхода случайность рассматривается как проявление определенности.
    3.2. Принцип социальной обусловленности личности Долгое время в отечественной психологии выступал как альтернатива пониманию детерминизма как доминирующей роли внутренних условий.

    28 Однако еще Б. Г. Ананьев, предвидя недалекое будущее, сформулировал идею о необходимости подготовить человека к жизни, а не только передавать необходимую систему знаний. Социальная детерминация в современном российском обществе заключается не в ее определенности, а, напротив, в неопределенности, в изменчивости, противоречивости, непрогнози- руемости. Социальная детерминация в настоящее время – это социальные проблемы, стоящие перед личностью, а непростые и категоричные руководства. Если К. Маркс анализировал процесс труда как использование орудий человека – это и его органы тела, скорость, амплитуда движения рук, ловкость и т. д, – то с позиций акмеологии зто явление гораздо более многомерно: сама личность определяет меру усилий, интеллекта, воли, настойчивости, которые могут стать необходимым снаряжением, обеспечивающим решение социальной, трудовой, профессиональной или жизненной задачи. Дело акмеологии – сменить парадигму управления и манипулирования людьми на парадигму самоуправления, саморегуляции и самоактуализации для достижения соразмерности личности сверхсложному социуму. Самоактуализация, во- первых, открывает возможность самосовершенствования важнейших личностно-психологических ресурсов и способность личности распоряжаться ими в сверхсложных условиях, во вторых, обеспечивает жизненный и профессиональный успех личности. Личность должна, а самое главное – может сама определить и выработать и степень своей социальной зрелости, и степень своей компетентности и профессионализма, и степень самостоятельности, которая дала бы ей возможность найти собственное место и роль в современном социуме.
    3.3. Принцип развития Принцип развития психики состоит в том, что все психические явления рассматриваются в движении, изменении, развитии. Они детерминированы биологическими причинами прежде всего возрастом) и объективными условиями жизни и деятельности людей. Важнейшие заключения, вытекающие из этого принципа

    29 развитием психики можно управлять управление психикой осуществляется в процессе обучения и воспитания в учебной, трудовой, игровой, коммуникативной деятельности развитием психики управляет и сам человек, в этом проявляется саморегулирующая функция его сознания наибольший эффект в развитии психики достигается тогда, когда управление этим процессом извне соединяется сего саморегуляцией, самоуправлением. Стечением времени вследствие отмирания нервных клеток и снижения функциональных возможностей ЦНС начинают ослабевать адаптивные свойства отдельных сфер психической деятельности, критические способности мышления, сила интеллекта, интуитивность познания. Восприятие теряет остроту, память на ближайшие события слабеет, внимание становится неустойчивым, мышление и эмоции сильно подвержены влиянию ситуации. Становится проще жизненная позиция человека, заостряются черты характера.
    3.4. Показатели психического развития Важными показателями психического развития человека являются содержание, характер, способ и направленность его деятельности. Для определения степени подверженности человека воздействию данных факторов необходимо учитывать следующие показатели психического развития
    1. Развитие познания и познавательной деятельности
    (обучаемость → образованность.
    2. Формирование системы личностных отношений к действительности и к самому себе (воспитанность.
    3. Овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной деятельности (компетентность → профессионализм.
    Акмеология, сближаясь по своему предмету с областью психологии развития, имеет ввиду исследование таких закономерностей, которые требуют конкретизации принципа развития. Эта конкретизация предполагает

    30 1. Понимание развития как совершенствования, движения к зрелости, к оптимальному, высшему уровню движения по восходящей.
    2. Признание субъектного характера развития.
    3. Осуществление развития (и его анализ) через противоречия, разрешаемые субъектом.
    4. Учет индивидуального характера развития.
    5. Рассмотрение развития в жизненном пути и деятельности – акмеология впервые устанавливает связь личностного развития с профессиональным.
    6. Учет соотношения потенциального и актуального в развитии личности – акмеология нацелена на выявление ее скрытых, нереализованных возможностей.
    7. Не сопоставление последовательных стадий, а выявление наличной стадии в сопоставлении с идеалом, с перспективой. Глава 4. Социальная ситуация развития. Организованная социально-педагогическая ситуация

    4.1. Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Социальную ситуацию развития ребенка Л. С. Выготский определял как уникальное, совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной [13, с. 258–259]. Социальная ситуация – это ситуация взаимодействия человека с окружающей его социальной действительностью это социальное бытие человека. Социальная ситуация развития (ССР) – особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичным для каждого возрастного этапа. Данная ситуация проявляется в ежедневных условиях жизни, в которых находится место для конкретного человека, где он мог бы реализовать возможности психической жизни, то есть доступные

    31 ему чувства, мысли, желания, возможности, качества Я. В социальную ситуацию развития обязательно входит идеал нормального человека данного общества конкретные нормы и правила отношений между людьми, в которых осуществляется этот идеал. Воспитатель может перевести социальную ситуацию развития ребенка в педагогическую, поскольку педагогическая ситуация – это тоже бытие ребенка, в которое введен педагогический корректив с позиции человеческой культуры. Главная задача акмеолога – превратить любое социальное явление как факт в фактор дальнейшего развития личности. Социальная ситуация трансформируется в педагогическую посредством фильтрации через педагогическую мембрану. Механизмом работы педагогической мембраны является ценностное взаимодействие организуемый педагогом процесс обретения личностного смысла как индивидуализированного отражения действительного отношении личности к определенным объектам, входящим в ситуацию.
    4.2. Организованная социально-педагогическая ситуация характеризуется следующими свойствами
    1) адекватностью педагогическим целями возможностям учителя
    2) незначительным превышением уровня актуального опыта учителя
    3) естественностью ее включения в учебно-воспитательный процесс
    4) регулируемостью отношений по вертикали и горизонтали
    5) включенностью ситуационных условий в модель реального поведения. Анализ базовых характеристик ССР позволяет выделить определенные этапы перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую.
    4.2.1. Первый этап – предъявление мира На этом этапе ребенку открывается окружающий мир во всем его многообразии и многоликости. Педагог целенаправленно расширяет видение действительности. Педагогическое предъявление отличается тем, что оно не нейтрально, не бездушно. Сохраняя объективность,

    32 оно привносит дополнительный смысл ценностный. Не полезность мира объектов для ребенка как человека в центре внимания педагога, а общение с другим человеком. Другой выступает в качестве высшей ценности и цели существования ребенка, а объекты окружающего мира являются средствами. Основные идеи данного этапа 1. Средством воспитания может быть все, что окружает нас, мир материальной и духовной культуры, за исключением человека. Человек никогда, ни при каких обстоятельствах не может выступать средством для кого-ни- будь или чего-нибудь, точнее, не должен. 2. Необходимо учить детей видеть любой объект действительности в его социальной значимости и раскрывать его каждый раз заново. Полезно каждый день задавать вопросы Открыт ли я миру Сопричастен ли ему
    4.2.2. Второй этап – интонирование мира Интонирование содержится уже в момент предъявления. Предъявляя мир ребенку, мы производим выбор определенных объектов и обращаем внимание на определенное их качество. На каких ценностях мы расставляем акценты В обществе функционируют самые различные ценности, с которыми ежедневно сталкиваются наши дети. Среди них есть истинные и ложные ценности. Важно сделать так, чтобы выполняемая деятельность приобретала для человека личностный смысл. Выбор жизненного пути определяется выбором ценности. Человек определяет собственные цели, смыслы. Исходя из этого, он строит свою жизнь. Успешное воспитание характеризуется построением хорошо отрефлексированного опыта. Именно сопряжение смыслов делает представления человека о мире богаче, тоньше, разнообразнее. В процессе данного сопряжения происходит обращение смыслов каждого другому. Понимание происходит на фоне переживания.
    4.2.3. Третий этап – мобилизация сил После того как воспитаннику был предъявлен и проинтонирован мир, он остается один на один с ним в ситуации выбора. Ему, воспитаннику, предстоит делать выбор и нести тяжесть или радость ответственности. По мнению Н. К. Рериха, часто человек, овладев возможностью, теряет к ней заботливое отношение. Конечно, цветы

    33 всегда хороши. Лучше жизнь обращать в праздник духа, нежели посыпать цветы пылью будней [46]. Он выделяет следующие уровни Организации Времени Жизни 1. Низкий (живет сегодняшним днем. 2. Средний (учеба, профессиональная деятельность. Высший (организованы все сферы жизни, работа, досуг. Именно на третьем уровне выделены и реализованы все смыслы. В целях конструирования социальной ситуации развития используются определенные социальные технологии. Социальная технология – деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности. Существует достаточно много концепций социальной технологии. В качестве наиболее существенных выделяются следующие
    1. Социальная технология – это определенный способ достижения общественных целей. 2. Сущность этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности. 3. Операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно.
    4. Эта разработка проводится на основе и с использованием научных знаний. 5. При разработке учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность. 6. Социальная технология выступает в двух формах как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом. Таким образом, социальная технология выступает в двух формах как собственно технология и как соответствующая деятельность. Поэтому вполне допустимо использовать понятие технология косвенного воздействия наличность для обозначения как самого процесса скрытого психологического принуждения людей, таки его организации, процедуры и комплекса применяемых способов и средств. Глава 5. Зрелость социально-психологического развития человека в контексте акмеологии

    5.1. Задачи
    акмеологии в области зрелости человека Зрелость человека как субъекта труда и жизни обнаруживается прежде всего в способностях, самым тесным образом

    34 связанных друг с другом, проявляется в его самобытной индивидуальности. Вместе стем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости человека как индивида (живого организма, как личности, как субъекта деятельности, как индивидуальности. Пульсирование развития чаще всего разновременно в этих качествах. Время выхода на уровень «акме» человека во всех его макроизмерениях очень часто не совпадает, можно говорить лишь об относительном совпадении.
    Акмеология всесторонне освещает особенности этой важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии, – ступени зрелости. Первой задачей акмеологии
    является определение сходного и различного в зрелости у разных людей. Акмеология стремится установить проявления у разных людей своеобразия действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. И, конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимает прослеживание характера взаимовлияний свойств и качеств физической и духовной субстанций человека. Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него работает вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной предрасположенности, генетического опыта, но и от прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности и какие способности, а также какие потенциальные составляющие профессиональной компетентности будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым. При переходе на ступень зрелости здоровье человека может быть близко к норме, а может быть отягощено хроническими заболеваниями. Актуализирующиеся у него побуждения могут соответствовать сути общечеловеческих ценностей, или же за ними могут стоять псевдоценности. Ив видах деятельности, от которых зависит его существование, он может оказаться беспомощным, не по возрасту инфантильным или наоборот,

    35 продуктивно деятельным не только на репродуктивном, но и на творческом уровнях. Поэтому вторая задача акмеологии
    состоит в выяснении характеристик, которые должны быть сформированы у человека и реально приобретены им в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности. Желаемый их уровень во всех отношениях способствует успешному проявлению человека как творца своей жизненной стратегии на ступени зрелости. И напротив, их дефицит определяет многие жизненные проблемы. Здесь, разумеется, сказывается обусловленность формирования макрохарактеристик человека социальными, природно-экологическими и другими общими и частными обстоятельствами его жизни. Третьей задачей акмеологии
    является установление механизмов и результатов воздействий макро-, мезо-, микро- социумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др, природных и иных условий на человека. При этом ставится и решается четвертая задача акмеологии: разработка такой стратегии организации жизни человека, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях проявить себя на ступенях зрелости. Следует помнить, что, проходя эту ступень, человек переживает и взлеты и падения. Это относится и к состоянию его здоровья, и к его личностным особенностями к характеристикам в разных видах его деятельности, и ко всем его проявлениям как индивидуальности. Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изменения в организме взрослого человека, в его сознании при контакте с окружающей действительностью, в опыте общения и при выполнении деятельности имеют своим следствием больший или меньший подъем в показателях его физического состояния, в социальной значимости его поступков, в продуктивности его деятельности. У одних людей таких заметных скачков бывает несколько, у других – всего один. Ив них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма.

    36 Этот высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его акме, его вершина. Насколько высокой оказывается эта вершина, насколько она содержательно многогранна и богата, настолько личностно и социально значимы, новаторски оригинальны результаты всех его деяний. Это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего «акме», от социальной, экономической, политической, правовой, социально- психологической ситуаций, в которые он попадал, поднявшись и находясь на ступени зрелости. Ноне в меньшей мере количественно-качественные показатели его
    «акме» определяются тем, какой сформировался у него кругозор, общий и специальный интеллект, нравственное ядро, насколько развились способности творца. О высоком уровне зрелости тогда можно говорить уверенно, когда человек, отдаваясь делу, которому он себя посвятил, осознает, что его прошлое, как бы велико оно ни было, всегда меньше психологического будущего. Процесс творчества бесконечен, и перед человеком открываются новые перспективы. Зрелость зависит от сложившейся у человека временной перспективы, вне её он не существует. Временная перспектива с возрастом расширяется. В зрелости изменения временной перспективы связаны с разным ощущением течения времени, которое может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и растягиваться, изменять свою траекторию. Так, любовь, творческие достижения могут привести к движению в сторону психологической молодости. С возрастом меняется ценность времени, оказывается всё более значимым личное время, благодаря развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости реализовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. Психологическое время наполнено событиями, будущими целями и воспоминаниями о прошлом, а также мотивами, развернутыми в настоящей деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений,

    37 событий, воспринимается как быстропротекающее и, став психологическим прошлым, кажется продолжительным. Люди значительно отличаются друг от друга умением противостоять неблагоприятным обстоятельствами вопреки им осуществлять свои замыслы. Их «акме», оцениваемое с учетом конкретных условий его проявления, всегда показывает, чего они стоят по всем взаимосвязанным макрохарактеристикам и как индивиды, и как личности и субъекты деятельности, и как неповторимые индивидуальности. Таким образом, вырисовывается пятая, ключевая группа задач которые призвана решать акмеология: это научное освещение феномена «акме», объективирование общего и самобытного у разных людей прослеживание в действии факторов, которые определяют качественно-количественные характеристики «акме». Последнее фактически означает важность раскрытия закономерностей и механизмов, наличие которых необходимо, чтобы полноценное «акме» действительно состоялось.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта