Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.4. Основные этапы становления акмеологии

  • 1. Латентный этап

  • 2.1. Классическая акмеология

  • 2.2. Фундаментальная акмеология

  • 2.3. Управленческая акмеология.

  • 2.5. Акмеологическая позиция психолога в образовании

  • Кашапов ММ Акмеология учебное пособие. Учебное пособие Рекомендовано Научнометодическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению и специальности Психология Ярославль 2011


    Скачать 0.7 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Рекомендовано Научнометодическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению и специальности Психология Ярославль 2011
    Дата01.10.2018
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКашапов ММ Акмеология учебное пособие.pdf
    ТипУчебное пособие
    #52083
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    1.3. Задачи акмеологии Основной задачей акмеологии является вооружение субъекта деятельности средствами, адекватными поставленным целям. Средства – сравнительное моделирование в специальных областях.
    Акмеология выявляет феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени взрослости и зрелости, а также условия и средства достижения им оптимума в этом развитии. К средствам достижения намеченной цели относится прежде всего сравнительное моделирование в специальных областях.

    16
    Акмеология изучает не внешние результаты, а психологические особенности носителя этого высокого результата, в том числе ответственность и требовательность к уровню своего профессионализма.
    Акмеология – научная дисциплина, занимающаяся изучением
    1. Научного освещения феномена «акме» с целью объек- тивирования в нем общего и самобытного у разных людей. Решение данной задачи осуществляется посредством выявления закономерностей самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам.
    2. Объективных и субъективных факторов, содействующих или препятствующих достижению вершин и определяющих качественно-количественные характеристики «акме». Изучение этих факторов означает важность раскрытия закономерностей и механизмов, наличие которых необходимо, чтобы полноценное
    «акме» действительно состоялось.
    3. Закономерностей и возможностей достижения вершин жизни и профессионализма в деятельности. Достижение данных вершин осуществляется путем обучения, воспитания, социализации и профессионализации.
    4. Самообразования, самоорганизации, самосовершенствования и самоконтроля в процессе достижения вершин в профессиональной деятельности и личностном развитии.
    5. Механизмов и средств самосовершенствования, самокор- рекции и самореорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, таки, особенно, изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности.
    6. Целостного человека как субъекта межличностного общения, творческой, учебно-познавательной, профессиональной и управленческой деятельности. В связи со сказанным важной задачей акмеологии при изучении труда профессионалов экстра-класса в разных областях

    17 деятельности является поиск общих признаков, которые их объединяют, и раскрытие содержания явления высокого профессионализма, выработка соответствующих понятий, характеристики рекомендаций. Таким образом, акмеология берет на себя ответственность опровергнуть утвердившийся бессубъектный подход, согласно которому в познании, деятельности, общении человек предстает абстрактно. Акмеологическая концепция субъекта строится на двух положениях – понимании субъекта как специфического способа организации (качественной определенности человека как целостной системы) и понимании сущности субъекта через связанность не только с гармонией, упорядоченностью, целостностью, но и с разрешением имеющихся противоречий.
    1.4. Основные этапы становления акмеологии
    Акмеология – междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке. Это наука о закономерностях развития личности и профессионализма под влиянием самоопределения, жизненного опыта, социального окружения и образования.
    Акмеология – наука новая, находящаяся в стадии активного становления. Символично, что появление этого термина относится к периоду бурного интеллектуального и социального поисках гг., когда возникли такие отрасли научно-практического знания, как эврилогия (П. Энгельмейер), эргонология (В. Мяси- щев), рефлексология (В. Бехтерев) ив том числе акмеология Н. Рыбников. Если социокультурным предшественником возникновения акмеологии было такое течение в русской поэзии начала XX в, как акмеизм (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахма- това и др, то ее естественнонаучной предпосылкой стали исследования Ф. Гальтона и В. Освальда о возрастных закономерностях творческой деятельности и И. Пэрна, изучавшего зависимость ее продуктивности от различных психобио- логических факторов.
    Акмеология – современная комплексная наука фундамен- тально-прикладного характера – в своём становлении прошла длительный путь от образования объективных предпосылок возникновения до создания социальных структур. Акмеологи- ческое познание прошло несколько этапов самоутверждения в

    18 научном сообществе – от определения дисциплины в 1928 г. до организации акмеологического вуза в 1996 г. Вот вехи истории акмеологии.
    1. Латентный этап – созданиеисторических, культурологических, социальных, философских, научных, практических, педагогических предпосылок выделения в научном познании такой сферы человековедения, как акмеология. Осознание человеком своего места в мире формирует его мировоззрение. С самого начала культурного развития человечества складывались, утверждает Б. Г. Ананьев, представления о развитии человека, высказывалась идея о том, что в развитии индивида есть некоторая вершинность, высшая степень совершенства [6]. Акмеологичность пронизывает всю историю человека, которая демонстрирует множество образцов в самых разнообразных видах деятельности. Научные предпосылки акмеологии были разработаны в
    144 году дон. э. Апполодором, представителем Александрийской школы, которая рассматривала максимальное совершенство как вершину в развитии деятельности. При этом под «акме» имелось ввиду такое состояние индивидуума, при котором достигается высший результат его деятельности (звездный часа не процесс движения к этому состоянию. Апполодор, развивая учение об акме, обозначил высшую точку развития как кульминацию деятельности и ввёл латинское определение άæμη
    (акме) как floruit (расцвет. С середины ХХ в. в мировой практике усилились тенденции к интеграции научного знания. Это привело к появлению таких наук, как кибернетика, эргономика, системотехника, информатика. Их становление позволило человечеству сделать существенный рывок в решении огромного количества проблем. Однако в области исследования системных качеств человека не существовало специального понятийного аппарата достаточно высокого уровня, который позволил бы объединить достижения науки создать базис для разработки теории достижения человеком наивысших результатов в своем развитии, в достижении вершин профессионального мастерства, социальных вершин и экономического благосостояния. Системный онтологический

    19 кризис психологической науки, о котором сегодня так многого- ворят ученые, поставил вопрос о создании новой методологической парадигмы, что и призвана сделать акмеология.
    2. Номинационный этап характеризуется тем, что социальная потребность в такого рода знании была осознана и обозначена путём введения профессором НА. Рыбниковым в
    1928 г. специального термина «акмеология». НА. Рыбников поставил задачу разработать раздел, посвященный психологии взрослых людей, и назвал этот раздел акмеологией. Акмеологию он определяет как науку о развитии зрелого человека, в отличие от педологии (1920–1936 гг.) – науки о детях. В 1928 г. НА. Рыбников сетовал, что существует генетический метод, который используется лишь в детской психологии, а в области психологии взрослого не применяется. Он утверждал, что на основе генетического метода можно разрабатывать возрастную психологию взрослого человека. Б. Г. Ананьев поставил акмеологию вслед за педагогикой, как бы говоря тем самым, что это наука о закономерностях развития зрелых людей под влиянием образования или средствами образования. Акмеологию он размещает в системе наук между педагогикой и геронтологией. Интерес к проблемам психологии зрелого человека у Б. Г. Ананьева появился тоже в 1928 г, в бытность студентом
    Североосетинского педагогического института. В 1955 г. в журнале Вопросы психологии № 5 Б. Г. Анань- ев выступил с идеей научной разработки психологии взрослых. Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн остановились на пороге психологии взрослого человека. В 1968 г. Б. Г. Ананьев нашел ей место в системе наук, изучающих возрасти фазы жизни человека как индивида, расположив их в последовательности эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении.
    Акме им определялось как период активного развития и овладения полным комплексом социальных и профессиональных функций взрослого человека. Взрослый человек – это нестационарное состояние, т. к. есть периоды подъёма и спада.

    20
    Акмеология рассматривается Е. И. Степановой как педагогическая психология взрослого человека. Б. Г. Ананьев совместно со Е. И. Степановой и Н. Н. Обозовым рассматривали действительность не только как закономерности отражения человеком объективной реальности, а в рамках совершенствования созидательной деятельности. Другое направлением в развитии акмеологии представляют работы Н. В. Кузьминой, изучающей влияние способностей взрослого человека на меру продуктивной деятельности при достижении результата. Инкубационный этап – его начало датируется возникновением концептуальной идеи Н. В. Кузьминой [31] о необходимости констелляции исследований акмеологической проблематики в качестве новой области человекознания. Предпосылкой к этому явилась систематизация и обобщение, анализ и дифференциация человекознания второй трети ХХ в. в трудах Б. Г. Ананьева. Замысел создания экспериментальной акмеологии психофизической эволюции взрослого человека был сформулирован и опубликован Б. Г. Ананьевым еще в 1957 г. Реализация замысла началась с создания психологического факультета при Ленинградском государственном университете в
    1966 г. Под руководством Б. Г. Ананьева исследование зрелых людей проводилось одновременно по двум программам. Завершился этот этап, по мнению А. А. Деркача и Н. В. Кузь- миной, выдвижением программы развёртывания акмеологии в качестве особой дисциплины [16].
    4. Институциональный этап связан с созданием ряда социальных структур акмеологических кафедр, лабораторий в вузах и, наконец, Международной академии акмеологических наук. В рамках этих научно-учебных структур ведутся исследования, разрабатываются акмеологические технологии и осуществляется профессиональное обучение. Б. Г. Ананьев предвидел, что акмеологии суждено создать научный аппарат, который позволит адекватно отражать проблемы эффективного развития и становления человека во всей совокупности его качеств.
    1926–1989 гг. – развитие акмеологического подхода в трудах НА. Рыбникова, Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой,

    21 А. А. Бодалева и др от исследования взрослости как возрастного периода до изучения формирования профессионального мастерства, познания творческого потенциала личности и путей достижения индивидуальных, профессиональных и социальных вершин развития.
    1989 г. – основана Всесоюзная Акмеологическая ассоциация.
    1991 г. – Госкомитет по науке и технике утвердил акмеологию как новую область знаний в системе наук о человеке, как науку, изучающую феноменологию, закономерности, механизмы и способы развития человека на ступени его зрелости и при достижении им наиболее высокого уровняв этом развитии. Новой научной специальности присвоены шифр и название 19.00.13 –
    «Акмеология, психология развития.
    1992 г. – открыта Академия акмеологических наук как сообщество ученых, осуществляющих акмеологические исследования и проводящих научно-практические конференции по актуальным проблемам акмеологии.
    25 декабря 1992 г. была создана кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации Основатель кафедры и ее бессменный руководитель – Анатолий Алексеевич Деркач, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, академик Международной академии акмеологических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
    1993 г. – в Санкт-Петербурге начала работу Первая научная сессия Академии акмеологических наук. Тема сессии – «Акмео- логия, психология, педагогика вчера, сегодня, завтра. Проведение сессий стало традиционным каждый год представляются творческие разработки и проходят оживленные дискуссии по актуальным проблемами задачам акмеологии.
    1995 г. – под интеллектуальным патронатом Академии акмеологических наук создается высшее учебное заведение –
    Санкт-Петербургская акмеологическая академия. Создателями данной академии являются Н. В. Кузьмина, А. М. Зимичев.

    22 С 1996 г. кафедра А. А. Деркача издает журнал «Акмео- логия», в котором отражено современное состояние исследований в области психологии развития и акмеологии. Длительное время это было внутрикафедральное, внутриакадемическое издание. С мая 2002 г. журнал приобрел статус всероссийского издания. С 2002 г. в Костроме начинает издаваться ВАКовский журнал «Акмеология» (гл. ред. – профессор Н. П. Фетискин). В 2007 г. открыта специализация «Акмеология и педагогическая психология на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова заведующий кафедрой – профессор ММ. Кашапов). Таким образом, акмеология представляет собой науку фундаментальную, актуальную, перспективную. Актуальность акмеологии характеризуется её возникновением в системе образования в целях лучшего решения практических задач подготовки и повышения квалификации специалистов разных профилей. После регистрации в ней сложилось несколько направлений. Глава 2. Основные направления современной акмеологии.

    Акмеологическая позиция психолога в образовании Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановлении целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать достижению высших уровней, на которые может подняться каждый. Интеграция данных, получаемых при таком подходе к изучению человека, – процесс необычайно трудный и требует создания особой методологии, а также техники научно корректного сопряжения их друг с другом. Для акмеологии немаловажно, что сегодня психология проходит этап переосмысления своих основ, взаимоотношений с

    23 другими отраслями знания и реальной практикой. Не подлежит сомнению, что вечен интерес человека к себе. Он постоянно ищет смысл жизни, ибо тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, как заметил А. Эйнштейн, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен. В. Франкл заметил, что смысл нельзя дать, его нужно найти. Осуществляя смысл, человек реализует себя сам. Решение задачи на смысл во многом зависит от той картины мира, которая является ведущей на данном историческом этапе становления разумности человека. Картина мира и образ науки во многом предопределяют характер той или иной научной дисциплины, позиции конкретного ученого, его ориентации, мировоззрения. В зависимости от методологической позиции представляется целесообразным выделить следующие основные направления современной акмеологии.
    2.1. Классическая акмеология
    как исследующая общие закономерности и механизмы развития взрослого человека. Ее представители ученики и соратники Б. Г. Ананьева, заложившие основы экспериментальных исследований развития взрослых людей под влиянием образования, Е. И. Степанова и группа сотрудников ее лаборатории Института образования взрослых АН СССР, Н. Н. Обозов и сотрудники лаборатории дифференциальной психологии НИИКСИ Санкт-Петербургского университета директор доктор психологических наук, профессор В. Е. Семенов.
    2.2. Фундаментальная акмеология
    – новая междисциплинарная, или интегральная, наука, чьим объектом является развитие взрослых людей, как субъектов созидательной и самосозидательной деятельности, критерием которой выступает качество и конкурентноспособность созидаемых субъектом продуктов. Категория продукта и продуктивности деятельности выводит ее за пределы предмета психологии, поскольку продукт – по определению С. Л. Рубинштейна и А. В. Бруш- линского – не предмет психологии. По мнению А. В. Брушлин- ского, предметом психологии является процесс.
    2.3. Управленческая
    акмеология. Имеет предметом исследования развитие взрослого человека, занятого управленческой деятельностью в самых разных сферах взаимодействия с

    24 большими и малыми группами. Возникла с момента регистрации акмеологии в системе психологии сотрудниками РАГС при Президенте РФ академиками РАО А. А. Бодалевым и А. А. Дер- качом. Управленческая акмеология активно развивается А. А. Деркачом, коллективом его кафедры акмеологии и профессиональной психологии. В основание его научных поисков положено определение акмеологии, сформулированное А. А. Бо- далевым. Используемая ими система понятий включает в себя психические процессы, состояния и свойства. «Акме» рассматривается как состояние.
    2.4. Акмеология образования Сформулированы законы фундаментального образования. Создана акмеологическая теория фундаментального образования. Разработаны и структурированы технологии, с помощью которых законы можно применять в новых условиях, проверять на практике, уточнять и помогать специалистам образования более продуктивно работать и создавать акмеологический менеджмент образования. Принципиальное отличие акмеологической службы от психологической состоит в том, что если в психологии методы исследования привилегия специалистов, то акмеология разрабатывает такие научно-практические методы, которые адресуются зрелым людям разных уровней продуктивности деятельности, в целях подсказки поиска причин своей малой продуктивности и выхода на новый уровень достижений. Таким образом, акмеология открывает перед обществом, производственными и образовательными организациями, конкретными людьми новые перспективы и предоставляет новые технологии в повышении качества коллективной, групповой и индивидуальной деятельности.
    2.5. Акмеологическая позиция психолога в образовании
    1. Психолог – это специалист по развитию субъектов образовательной деятельности. Возникновение службы практической психологии во многом связано с преодолением довлеющей
    ЗУНовской парадигмы в образовании и обеспечением развивающего образования, формированием компетенций, необходимых для жизненного и профессионального успеха.

    25 2. Психолог – это специалист по индивидуальности. Новая история отечественной психологии в образовании также связана с переходом от массовой школы, где все учатся по одинаковым программам, к реализации дифференциальных моделей и образовательных программ в зависимости от образовательных потребностей и возможностей ребенка.
    3. Психолог – это носитель конструктивной позиции.
    4. Психолог – это консультант, помощник, специалист по сопровождению. Он не решает за человека. Его роль – помочь актуализировать творческие ресурсы самого человека для собственного нацеливания, постановки и решения задач собственного развития и преодоления возникающих трудностей.
    5. Психолог – это специалист, эффективность деятельности которого зависит от тесного взаимодействия и сотрудничества с другими участниками образовательного процесса. Таким образом, психолог с позиций акмеологии непросто объясняет, почему появились неуспевающие и трудные ученики, а помогает учителю совладать с трудностями, возникающими в его работе. Глава 3.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта