Главная страница
Навигация по странице:

  • Кашапов, ММ Акмеология

  • Теоретические основы акмеологии как науки Глава 1. Акмеология как наука о путях достижения профессионального расцвета

  • 1.2. Предмет акмеологии Предметом акмеологии

  • Кашапов ММ Акмеология учебное пособие. Учебное пособие Рекомендовано Научнометодическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению и специальности Психология Ярославль 2011


    Скачать 0.7 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Рекомендовано Научнометодическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению и специальности Психология Ярославль 2011
    Дата01.10.2018
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКашапов ММ Акмеология учебное пособие.pdf
    ТипУчебное пособие
    #52083
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1 Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова ММ. Кашапов

    Акмеология Учебное пособие Рекомендовано
    Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению и специальности Психология Ярославль 2011

    2
    УДК 159.9(075)
    ББК я
    К 31 Рекомендовано

    Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2010/2011 учебного года Рецензенты В. И. Панов, др психол. наук, проф, чл.-корр. РАО кафедра общей и социальной психологии Ярославского государственного университета им. К. Д. Ушинского К 31
    Кашапов, ММ Акмеология : учебное пособие
    / ММ. Кашапов; Яросл. гос. унт им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 112 с.
    ISBN В пособии рассмотрены теоретические и практические вопросы акмеологии. Представлены акмеологические основы формирования у студентов профессиональной компетенции, необходимой для осуществления работы практического психолога. Раскрыта сущность акмеоло- гии в контексте профессионального и личностного развития. Особое внимание уделено формированию представления об особенностях вершины профессиональной работы, а также развитию необходимых профессиональных умений в решении практических задач. Предназначены для студентов, обучающихся по направлению Психология и специальности
    030301.65 Психология (дисциплина «Акмеология», блок
    ДС), очной формы обучения.
    УДК 159.9(075)
    ББК я 978-5-8397-0828-0
     Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2011

    3 Введение Целью курса «Акмеология» является формирование профессиональной компетенции, необходимой для осуществления работы практического психолога. Вкруг задач изучения курса входит, во-первых, сформировать представление об особенностях вершины профессиональной работы во-вторых, раскрыть сущность акмеологии в контексте профессионального и личностного развития в-третьих, способствовать формированию необходимых профессиональных умений в решении практических задач с применением акмеологических знаний. Дисциплина «Акмеология» является одним из основных курсов на факультете психологии. Изучение акмеологии базируется на знании основных понятий общей, педагогической, социальной, медицинской психологии и психологии личности (развитие, целостность, социализация, профессионализация, конфликт) и профессиональной деятельности (ее структура и развитие. В основе акмеологии лежат традиционные идеи уникальности и ценности человеческой жизни, способности человека к творчеству и самосовершенствованию, переосмысливаемые в духе современных наук об управлении сложными объектами, стратегического планирования и прогнозирования, системного моделирования. Особую фундаментально-прикладную роль для акмеологии играет психология, в рамках которой она получила признание и успешно развивается. Одним из первых идею изучения человека как целостного феномена выдвинули начал реализовывать В. М. Бехтерев. Он создал школу, которая занималась решением этой проблемы. В последующем С. Л. Рубинштейн отмечал, что человека надо рассматривать как совокупность всех внутренних условий. Они расценивались им как иерархия низших и высших специфических свойств, избирательно и активно взаимодействующих с внешними условиями. Б. Г. Ананьев, последовательно развивая идею человеко- знания, практически доказал правильность и перспективность изучения человека как целостности. Борис Герасимович отмечал, что индивидуальность можно понять лишь при условии полного

    4 набора характеристик человека, в единстве и взаимосвязи его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Таким образом, Б. Г. Ананьев на практике приступил к изучению человека как целостного феномена. Он выделил в нем такие важные взаимосвязанные признаки, как индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Данные макро- характеристики он изучал в реальной среде – в совокупности взаимосвязанно действующих природных, социальных и духовных факторов. Продолжая традиции В. М. Бехтерева и его школы, он начал создавать целостную акмеологическую модель познания и практического действия. Обращение к научному наследию Б. Г. Ананьева после нашего определения предмета акмеологии говорит о том, что диапазон проблем, которыми он занимался, в конечном счете, был подчинен теоретико-методическому обоснованию и методическому обеспечению психолого-акмеологической службы. Чтобы состояться в жизни, профессии, семье, видеть плоды своих трудов, приносящих радость и пользу другим людям, развивать профессиональное самосознание и творческое профессиональное мышление, взрослому человеку нужно уметь помогать. При этом искусство акмеолога состоит в использовании непрямых рекомендаций, которые вызывают агрессию, а стратегий косвенного управления, вызывающих потребность в самокор- рекции и самореорганизации деятельности. Последователи и ученики акмеологической школы Б. Г. Ананьева в последние годы разработали и успешно применяют акмеологический подход в исследовании проблем различного характера профессиональной деятельности, личностного развития, творческой самореализации, оптимизации враз- личных сферах социальной практики. Неизменно в центре акмеологического исследования оказывается целостный субъект индивидуального или группового характера, который включен вовсе многообразие реальных связей и отношений.

    5 Часть I. Теоретические основы акмеологии как науки
    Глава 1. Акмеология как наука о путях достижения профессионального расцвета
    1.1. Определение
    акмеологии как научной дисциплины
    «Акмеология (от древнегреческого ″акме″ – вершина, остри, расцвет, зрелость, лучшая пора высшая степень чего-либо и логос учение) изучает факты и закономерности, механизмы и способы развития человека на этапе его зрелости, включая профессиональное самосознание, самосовершенствование и саморегуляцию личности. Акме – система смысложизненных вершин социальных, духовных, профессиональных, достигнутых человеком и воспринимаемых им как чувство жизни, самореализация, воплощенная собственная уникальность. С событийной точки зрения акме – это прорыв, подготовленный всем содержанием российской культуры и науки это принятие ответственности за поиски российского гуманитарного ответа на вызовы глобального развития, на вопросы, которые поставила перед мировым сообществом эпоха постиндустриализма с ее возрастающей наукоемкостью и глобальной информатизацией [4]. Требования современного науковедения указывают чтобы акмеология отвечала статусу научной дисциплины, она должна соответствовать критериям актуальности, современности, перспективности, самостоятельности и фундаментальности. Актуальность акмеологии
    определяется социально значимыми целями и ориентирами, которые указывают на необходимость гуманного, но продуктивного развития и задействования творческого потенциала конкретного человека и его окружения. Актуальность и востребованность акмеологии, несмотря на неутихающие бурные дискуссии вокруг не, вполне очевидна, ибо она интегрирует всё лучшее в человекознании, делает этот

    6 бесценный капитал достоянием самого широкого круга заинтересованных людей. Развитие акмеологии основывается на достижениях естественных, общественных и технических наук. При этом акмеология способна вырабатывать собственные продуктивные решения. Только таким образом акмеология способна занять свою признаваемую нишу и обеспечить дальнейшее свое утверждение и широкое признание как самобытной привлекательной теории и практики, которая исходит и полностью подчинена жизненным интересам общества и каждого его члена. Современность акмеологии
    обусловлена ее зарождением и развитием на интегративной базе, которая аккумулирует достижения передового наукознания и человековедения и обеспечивает разрушение недееспособных сложившихся барьеров, догм и стереотипов фрагментарно-парциального характера. Здесь представляется возможным не только найти сопряженные интересы наук при достижении общей цели, но и на современной научно-методи- ческой основе предложить собственные новые конструктивные решения (подходы, модели, алгоритмы, технологии, которые выходят за пределы только научного интереса и ориентируются на социальную практику, на ценности и потребности конкретного человека. Перспективность акмеологии диктуется стратегией рефор- мирующегося общества, которая может быть реализована усилиями гармонично развитых, профессионально компетентных его членов. В таком обществе каждый институт (все государственные и негосударственные учреждения, предприятия и объединения) интегрируется в целостный социальный организм и сообща они способствуют творческой самореализации человека.
    Акмеология, изучая закономерности и механизмы развития человека как высшей ценности природы и главного приоритета общества, не только всесторонне его исследует, но, что является главным, способствует ему в достижении собственных вершин, особенно на ступени зрелости. Самостоятельность акмеологии по отношению к уже сложившимся наукам о человеке состоит в том, что она исследует комплексно и во взаимосвязи его ценности, стратегии,

    7 жизненный и профессионально-деятельностный путь, а также условия его прохождения. Имея свои ясно очерченные объект, предмет, метод и категориальный аппарат, она, вместе стем, стремится к сотворчеству с другими науками и на основе синтеза знаний многих наук обеспечивает выполнение собственных теоретических и прикладных функций. В частности, выявляет пересечения вершин и спадов личностного и профессионального развития, определяя их закономерности. На основании данных закономерностей конструирует оптимальные модели, алгоритмы и технологии, обеспечивает акмеологическое сопровождение труда и жизни отдельного человека или профессионального коллектива. Принципиально, что акмеология не претендует на статус науки всех наук. Она стремится к конструктивному сотворчеству с каждой из них в интересах практической целесообразности продвижения социального субъекта к его вершинам – акме. Фундаментальность акмеологии заключается в ее непосредственной связи с передовой теорией и практикой, в стремлении к проникновению в природу исследуемого объекта во всех его измерениях. При этом она ищет ответа наследующие вопросы что отличает способы личностной и профессиональной реализации у специалистов разных уровней продуктивности Почему каждому, исходя из реальностей условий и факторов, удается решать задачи на своем уровне продуктивности Как (с помощью каких моделей, алгоритмов, технологий) обеспечить желаемый уровень продуктивности в профессиональной деятельности и совокупном труде, в реализации жизненной стратегии в целом Ответы на эти и многие другие актуальные вопросы позволят выявить новые закономерности в современной социальной практике, определить пути ее оптимизации. Исследованием данных вопросов призваны заниматься ученые-акмеологи, которые готовы и способны пойти на тесное сотворчество со всеми заинтересованными представителями других областей знания и социальной практики во имя общего. В связи совсем этим можно отметить, что акмеология – это не эклектика, как ее пытаются представить некоторые оппоненты, а

    8 высшая математика человекознания и человековедения. Представляется, что такой подход привлекателен и перспективен для всех, ибо именно он выражает закономерную потребность общества, ориентированного на прогресс. Субъектом созидательной деятельности является взрослый. Вершин продуктивности созидательной деятельности человек достигает в период «акме» – цветения и плодоношения, создания духовных и материальных продуктов, которые продолжают служить человечеству в течение тысячелетий. Поэтому критерию выделяются вершины вершин. В акмеологии понятие «акме» используется в х значениях. В узком когда имеется ввиду достигнутый человеком наиболее высокий уровень состояния здоровья, когда его поведение как личности оказывается отмеченным наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его находит выражение в максимально возможном результате его творчества. В широком смысле «акме» – это вся ступень взрослости человека, для которой характерны его физическая, личностная и субъектная зрелость [4, с. 292]. Стадия зрелости человека итак называемая вершина этой зрелости «акме» – это многомерное состояние человека, охватывающее период его развития и показывающее, насколько он состоялся как гражданин, как специалист в определенной профессиональной деятельности. У каждого человека имеется своё «акме», которое оценивается с учётом конкретных условий его проявления в следующих направлениях определение содержательных характеристик величина достигнутого
    «акме»; выделяются такие характеристики
    «акме», как время достижения и продолжительность. Таким образом, суть акмеологии заключается в рассмотрении в единстве процессов профессионального и личностного развития и указании пути достижения профессионального мастерства на основе реализации творческого потенциала личности. Акмеология формулирует общие закономерности, в соответствии с которыми человек и общность людей реализуют

    9 высшие достижения в различных областях профессиональной деятельности на своем жизненном пути.
    1.2. Предмет акмеологии Предметом акмеологии являются закономерности, условия, факторы и механизмы самореализации творческого потенциала человека на протяжении жизненного пути, развития творческой готовности к предстоящей деятельности, достижения вершин жизни и профессионализма. Счастлив только истинно нравственный человек, осознающий свое предназначение в жизни и его осуществляющий в делах и поступках. В настоящее время существует два подхода к определению предмета акмеологии. В рамках первого подхода (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин) предметом акмеологии в широком понимании являются процессы, закономерности и механизмы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и её высоким личностно-профессиональным достижениям в более узком понимании – поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразовании, самокоррекции и самоорганизации. Основное внимание в данном подходе уделяется процессами механизмам совершенствования человека как индивида в рамках предмета акмеологии, которая исследует закономерности отражения человеком объективной реальности. Согласно второму подходу (Н. В. Кузьмина), предметом акмеологии является исследование закономерных связей и зависимостей между уровнями продуктивности и профессионализма созидательной деятельности отдельных специалистов и сообществ факторов, содействующих и препятствующих самореализации творческих потенциалов на пути к вершинам созидательной деятельности. Рассмотрение характеристик акме позволяет отметить, что акме разных людей существенно отличаются друг от друга. Это происходит вследствие того, что в акме человек проявляет свои личностные характеристики, способности, предпочтения и ценности, реализует собственную индивидуальность. С другой стороны, существуют определенные признаки, которые

    10 позволяют судить о том, является ли данный период в жизни человека его акме. Таким образом, можно выделить общие характеристики акме (присущие акме как таковому) и особенные характеристики акме (присущие акме конкретного человека. Развитие человека в его индивидном, личностном и субъект- но-деятельностном плане происходит комплексно. Поэтому, как правило, можно обнаружить признаки достижения акме человеком во всех этих сферах. Достижение человеком акме в
    индивидном плане может характеризоваться расцветом в его физиологическом развитии, прекрасным состоянием здоровья и высокой работоспособностью и стрессоустойчивостью. Личностное акме можно охарактеризовать как период самоактуализации человека, этап реализации его ценностей. Вершина в субъектно-
    деятельностном плане достигается путем максимального использования человеком его ресурсов, создания особо значимого продукта в процессе его деятельности. Следующей характеристикой акме является его масштаб. Действительно, одни люди достигают акме, изобретая что-то качественно новое, а другие довольствуются тем, что заняты любимой работой и таким образом приносят пользу обществу. Сюда также входит характеристика продолжительности акме, те. сколько времени человек был на вершине. Нередко малые по продолжительности акме характеризуются резким падением и разочарованием в дальнейшем человек, мобилизовавший все свои ресурсы и достигший таким образом немалых высот, в один момент не может больше справляться со стрессом и теряет желание творить и изобретать дальше. Например, некоторые художники, создав великолепное произведение, уничтожают его, отрицая собственные успехи. Одной из наиболее важных характеристик акме является его общественная ценность. Действительно, мы не можем считать наиболее изощренную аферу гениального жулика достижением им акме, поскольку успехи этого человека являются антиобщественными. Человек может испытать акме, лишь стремясь к общественно значимым целями понимая необходимость жить и творить ради общества.

    11 Исходя изданных характеристик, можно выделить некоторые виды акме. Характеристика масштаба определяет
    макроакме как главное достижение всей жизни человека, пик профессиональных результатов, уровень, не достигавшийся этим человеком никогда ранее и микроакме как неоднократные достижения меньшей величины. Обычно микроакме – это ступеньки на пути к макроакме. По критерию значимости можно выделить 1) общественно, объективно значимые акме – высокий уровень достижений человека, признанных его сообществом 2) личностные акме – достижения, заметно превышающие ранние успехи человека, могут быть не приняты обществом, но осознаваемы самим человеком и 3) индивидуальные акме – мобилизация усилий человека, победа над собой. Исходя из характеристики сферы жизни человека, можно фиксировать акме профессионального, личностного и творческого развития. Список видов акме по этой характеристике не ограничивается тремя наименованиями. Здесь возможно привести более мелкое дробление по разным видам деятельности, например акме в спорте, в управлении, в науке, в обучении, в семейных отношениях и т. п. По критерию общественной значимости выделяются подлинные акме и псевдоакме. Вопрос об определении подлинности акме является достаточно сложным. Нет строго определенных критериев (кроме общественной значимости, по которым стоило бы диагностировать кажимость достижений человека, а нереальные достижения. В некоторых случаях, когда человек достиг еще более высоких вершин по сравнению с предыдущими, которые можно было считать акме, старые достижения определяются не как псевдоакме, а как микроакме. Пик профессиональной деятельности человека можно считать псевдоакме, если, например, человек сам не считает его вершиной своего развития, подавлен и недоволен. Рассмотренные характеристики позволяют обозначить условия, при которых возможно достижение акме: условия внешние и внутренние. К внешним условиям относятся

    12
    – благоприятная среда побуждающая человека к достижениям, к раскрытию его подлинных профессиональных возможностей наличие материальных и духовных ресурсов, которые человек может использовать на пути к своим достижениям
    – акме-события, которые могут стать толчком к кульминациям, пикам профессионального развития. Истории об этих акме-событиях в жизни великих людей передаются из уст в уста. Так, например, большинство знает, что созданию Д. И. Менделеевым периодической таблицы элементов предшествовал сон, в котором ученый эту таблицу увидел. Этот сон может считаться акме-событием для химика. Слова учителя, определенные исторические события и т. п. могут стать значимыми для человека в достижении акме. Довольно часто эти события даже близко не связаны с деятельностью человека, достигающего вершины, – ведь свое великое открытие человек может сделать с помощью метода аналогии. К внутренним условиям относятся
    – мотивация достижения и самореализации. Многие выдающиеся личности имели неукротимое желание показать всем, что по своим способностям они не только не уступают другим людям, но и превосходят их. Мотивация достижения является условием, влияющим на масштаб акме. Подлинная мотивация, то есть цель ради цели, позволяют избежать псевдоакме;
    – высокий уровень притязаний. Эта категория неразрывно связана с предыдущей. С ней непосредственно связано то, какой вершины склонен и готов достичь человек в своем творчестве и до какой ступени он намерен дойти в своем профессиональном росте
    – активность человека, сильное целеполагание, способность отказаться от других увлечений и не покладая рук трудиться над выполнением тяжелой черновой работы на пути к заветной цели
    – способность к восстановлению своих ресурсов после затрат и стремление к сохранению и приумножению своих достижений. Профессиональные «акме» могут различаться по числу их вершин, пиков, подъемов большие «акме» как главное достижение всей жизни человека, пик профессиональных результатов малые «акме» как неоднократные профессиональные достижения конкретного человека.

    13 Профессиональные «акме» дифференцируются повременной длительности, по масштабности, по месту в общем ходе профессионального развития, могут не совпадать по своей внутренней структуре. Овладение любой областью научного знания предполагает стимулирование самореализации творческого потенциала и высокий уровень сознания, самосознания человека в окружающем мире и профессии. Эти процессы не могут быть продуктивными вне синтеза эмпирических и научных психологических знаний. Проблема состоит в том, как подводить человека к такому синтезу, одновременно формируя эмпатию и интуицию. Это и есть предмет акмеологии.
    Акмеологическая служба оказания помощи зрелым людям состоит в том, чтобы помочь им состояться в жизни и профессии, видеть плоды своих трудов, приносящие радость и пользу другим людям. Исследуя специфику выхода человека в своем возрастном развитии на ступень взрослости, Б. Г. Ананьев много внимания уделил освещению соотношения и зависимостей между выражаемой в количестве прожитых человеком лет его взрослостью и качественными характеристиками его как индивида, как личности и как субъекта, в которых реализуется достигнутый им уровень зрелости. Отмечая существующее в реальной жизни расхождение между взрослостью и зрелостью у конкретных людей и вместе стем социально-историческую обусловленность содержания, которое ассоциируется с характеристикой зрелости, особенно зрелости человека как личности или как субъекта, Б. Г. Ананьев формулирует задачу выработки критериев личностной и субъектной зрелости нашего современника и соотечественника. Во многих научных классификациях развитие человека в онтогенезе слагается из детства, взрослости и старости. За кругом наук, во взаимосвязях друг с другом изучающих человека на ступени детства, закрепилось название педологии. Науки, совокупно исследующие старение и старость, образуют геронтологию. А наука, предметом изучения которой выступает взрослый человек, все чаще называется акмеологией. Она последовательно выявляет феноменологию, закономерности и механизмы становления человека на ступени ранней, средней и поздней взрослости как индивида (сложнейшего живого организма, как личности (в этом случае прежде всего имеются ввиду усвоенные человеком отношения к разным сферам действительности) и как субъекта деятельности (главным образом как профессионала. Поскольку взрослость человека очень часто отождествляется сего зрелостью как гражданина, супруга, родителя, специалиста в какой-то конкретной области труда, некоторые ученые, работающие в сфере акмеологии, заменяют понятие взрослости понятием зрелость, хотя, конечно, эти понятия неэквивалентны. Большое внимание в акмеологии уделяется объективными субъективным факторам, которые, взаимодействуя друг с другом, позволяют взрослому человеку достигать уровня акме. Понятие «акме» является одним из основных в акмеологии. И хотя термин «акме» все чаще используется в публикациях, содержание которых соответствует профилю науки о развитии взрослого человека, он истолковывается в них очень неоднозначно. В одних случаях авторы, говоря об акме, имеют ввиду пик здоровья человека или пик в развитии его как личности, или пик, когда человек как субъект, занимаясь какой-то деятельностью, добивается наибольших для себя результатов. При этом достигаемое человеком акме оказывается ограниченным небольшим временным промежутком. Другая группа исследователей, освещая проблему акме, имеет ввиду более длительный временной период в жизни взрослого человека, когда для последнего характерен высокий уровень работоспособности и как личность он наиболее граждански активен и вместе стем творчески продуктивно реализует свой профессиональный потенциал в главной для себя области труда. Третья группа исследователей (НА. Рыбников, а затем Б. Г. Ананьев и его ученики и последователи А. А. Бодалев, А. А. Деркач и Н. В. Кузьмина и др) термин «акме» включают в название раздела науки о развитии человека в онтогенезе. Именно они науку, комплексно изучающую развитие взрослого человека, назвали акмеологией, специально и настойчиво подчеркивая при этом, что как раз на ступени взрослости

    15 нормально формировавшийся на предшествующих ей стадиях онтогенеза человек обыкновенно проявляет себя как зрелый индивид как личность, богатая своими связями с действительностью, и как активный деятель-профессионал. А вершины, на которые поднимается в своем индивидуальном, личностном и субъектном развитии взрослый человек, представители этой научной школы обычно называют кульминациями или иногда оптимумами. Поскольку в научной школе Б. Г. Ананьева при освещении всех составляющих процесса развития человека в онтогенезе применяется комплексный подходи, соответственно, при прослеживании изменений, происходящих в психике и внутреннем мире человека при переходе его с одной возрастной ступени на другую, для более глубокого объяснения причин этих изменений привлекаются данные из сопредельных с психологией научных дисциплин, то и движение взрослого человека к своему большому акме, или оптимуму, идущее через достижение им на предыдущих возрастных ступенях микроакме, и само это большое акме со всеми его характеристиками рассматривается многонаправленно и многоуровнево – как результат взаимодействия очень многих объективных и субъективных условий и обстоятельств, включая и собственное жизнетворчество самого человека. Акмеология исследует процессы созидания духовных и материальных ценностей. К настоящему времени, помимо общей акмеологии, стали оформляться такие ветви акмеологии, как управленческая, педагогическая, военная, спортивная и др.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта