Главная страница

Кашапов ММ Акмеология учебное пособие. Учебное пособие Рекомендовано Научнометодическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению и специальности Психология Ярославль 2011


Скачать 0.7 Mb.
НазваниеУчебное пособие Рекомендовано Научнометодическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению и специальности Психология Ярославль 2011
Дата01.10.2018
Размер0.7 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКашапов ММ Акмеология учебное пособие.pdf
ТипУчебное пособие
#52083
страница4 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9
5.2. Соотношение понятий взрослость и зрелость Обыденное, житейское понимание взросления сопровождается типичными метафизическими выражениями Вырастет – поумнеет. Когда же становится очевидной несостоятельность такого суждения, то появляется новое Каким ты был, таким ты и остался. Степень желаемой зрелости – это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный повременной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал- деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как семьянин или неисправимый ловелас и пр. Оно, вместе стем, никогда не является статичным, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Физическая и психическая зрелость человека, находящая выражение в сформированности интеллекта, чувств, воли, – это

38 его личностная зрелость, которая главным образом проявляется в отношениях. Взрослость и зрелость – до сих пор использование этих понятий нередко вызывает трудности у акмеолога: можно ли ив каких ситуациях рассматривать их как синонимы или они всегда имеют разные значения Представляется целесообразной возможность их одинакового прочтения если в тексте фиксируется мысль о взрослом человеке как носителе социального менталитета, гражданине, обладающем определенными правами и обязанностями, в этом случае речь идет практически о любом взрослом человеке. Однако такого понимания зрелости недостаточно, когда речь идет о более конкретных проявлениях личности и индивидуальности взрослого человека, о его поведении в ситуациях принятия решений, выбора, самостоятельности в оценках и т. п. Но именно таким они предстает в разнообразных сферах своей деятельности, включая образование. Поэтому так значимо для акмеолога знание сущностных феноменов, в которых реализуется жизненная позиция взрослого человека, аккумулирующая важнейшие его индивидуально- личностные проявления. Следовательно, понятие зрелость социально-психологического развития человека адекватным образом фиксирует этот феномен. Таким образом, взрослость – это определенная возрастная ступень в жизни человека, начало которой относят к 18–20 годам, а зрелость личности (по Б. Г. Ананьеву) выражается в способности принимать собственные решения и сознательно осуществлять выбор в сложных социальных ситуациях. Зрелость является мобилизацией индивидуумом своих ресурсов для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих и неадекватности самоподдержки; состояние оптимального здоровья. Человек, который понял степень своей духовной защищенности, лучше понимает другого человека. Пока человек злится на свои недостатки, он не сможет спокойно смотреть на недостатки других людей. Поэтому крайне необходимо в таких

39 ситуациях стимулирующее чувство, позволяющее заглянуть за черту самообедняющего чувства. Зрелость – это понятие в гештальттерапии неразрывно связано с понятием психического здоровья. Здоровый индивид осуществляет свободные контакты, открытые и прямые. Он способен принять на себя ответственность за свои чувства, действия и жизнь в смысле самостоятельного ее изменения. О степени незрелости личности можно судить не только по поступкам человека, но и по характерным качествам незрелого мышления псевдоабстрактность, резонерство, деструктивный образ мышления, относительная интеллектуальная недостаточность (умеренное изменение интеллекта по органическому типу. Познанием вершин зрелости творческой личности занимается креативная акмеология. Данная наука изучает креативность как процесс и результат творческой зрелости взрослой личности Креативная акмеология, по мнению Н. Ф. Вишняковой, исследует объективные и субъективные факторы достижения творческих вершин и профессионального мастерства в процессе самоактуализации личности [12].
5.3. Развитая способность к рефлексии как показатель зрелости психического развития человека Понятие зрелость личности в настоящее время широко используется в психологии и других науках. Существует понятие зрелость психического развития человека (Б. Г. Ананьев), нашедшее свое экспериментальное подтверждение в исследовании психофизиологических функций взрослых людей (Е. И. Степано- ва, НА. Розе, АИ. Канатов, Я. И. Петров, Л. Н. Фоменко и др. Всеми психологами мира (наиболее ярко это прослеживается в концепции Ж. Пиаже) признается определенная спонтанность развития психики человека, особенно его интеллекта. Основные этапы созревания интеллекта связаны с подростково-юношеским возрастом. С этим же возрастом связывается и активный процесс развития самосознания человека, а также важнейшего качества, характеризующего уровень его развития, – способности к рефлексии. Учитывая, что именно с этим качеством связаны все последующие новообразования личности и специфика всех проявлений во взрослом состоянии, есть основания полагать, что

40 именно это качество и становится ключевым в развитии человека как личности и индивидуальности. Вероятно, это определило такой глубокий интерес к проблеме рефлексии у специалистов самого разного профиля, в первую очередь у педагогов и акмеологов.
5.4. Понятие зрелость в разных науках Новое прочтение понятия зрелость дается в акмеологии. В нем фиксируется понимание такого этапа развития человека, когда он достигает вершин своего творчества (Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач, А. М. Зимичев, Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова, ГС. Михайлов и др. Понятие зрелость широко используется ив социо- гуманитарных науках. Социальная зрелость личности – понятие, фиксирующее одно из главных достижений процессов обучения и воспитания, осуществляемых семьей, школой, социальным окружением, социумом в целом. Социальная зрелость рассматривается как устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности. Зрелая личность – это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черти ценностных ориентации и способна правильно воспринимать людей и себя [30, с. 177]. В чем различие в использовании понятия зрелость в психологии ив социальных науках и можно ли использовать термин зрелость социально-психологического развития человека как фиксирующий определенный этап достижений человека в своем развитии – в органическом единстве индивидных и личностных качеств
Социально-психологические исследования дают основание для положительного ответа на этот вопрос. Механизм и содержание самоосуществления человека, при различной степени сформированности каждого из компонентов, всегда едины в своем проявлении. Другой вопрос – процесс формирования социально-психологической зрелости в онтогенезе человека. Несомненно (и это подтверждается исследованиями Ж. Пиаже, Л. С. Выготского и др, исходной сущностью всех новообразований является индивидуально-психологическая основа структура интеллекта, развитие волевой и эмоциональной сферы и т. п, над которой постоянно надстраиваются все новые типы социального поведения взрослеющей личности. Естественно, что социум (в лице различных организаций и сообществ, в которые включается взрослеющая личность) небезразличен к тому, в каком направлении она развивается (это, как известно, и составляет сущность процессов воспитания в широком и узком смысле слова. Однако если бы воспитание (и образование) всегда могло бы вести за собой развитие человека, оно было бы всемогуще (чего в действительности не происходит и, можно было бы сказать, к счастью для человечества. В социально-психологическом контексте понятие зрелость чаще всего трактуется как достижение в развитии личности и индивидуальности, которое характеризуется способностью человека к самостоянию в жизни, когда он не нуждается в тех подпорках и помочах со стороны других, которые бы поддерживали его жизненное равновесие и противостояние трудностям жизни (КА. Абульханова-Славская, ГМ. Андреева, А. Г. Асмолов, В. И. Слободчиков и др. Достижение этапа зрелости социального и психического развития не означает, что человек перестает нуждаться в других людях. На протяжении всей своей жизни человек продолжает оценивать свой опыт, прогнозы, свое поведение, сопоставляя с реальными или предполагаемыми оценками и опытом других людей. Однако значимые другие становятся лишь его советчиками, арбитрами, оппонентами в делах, по поводу которых он сам принимает жизненно важные решения на основе собственных смыслов жизни (В. Франкл). Способность к принятию таких решений и к их осуществлению – показатель зрелости психического развития, а критерии, на основе которых он их осуществляет, – социального. Именно с этапа зрелости социального и психического развития человека и начинается отсчет в проявлении такого качества, как свобода воли волеизъявления человека в социуме как равноправного его члена.

42 Чаще всего акмеолог этими ограничивается в своем понимании зрелости взрослого человека, справедливо ставя акцент на его свободе выбора, праве на информационные запросы и собственные оценки. Однако в действительности феномен зрелости значительно более сложный, и понимание процессов взаимодействия «акмеолог – взрослый требует более глубинной его интерпретации.
5.5. Показатели зрелости психического развития человека В поисках ответа на вопрос, всегда ли взрослый человек (по крайней мере, к концу юношеского периода) достигает того уровня зрелости психики, который бы обеспечил базис для дальнейшего развития его социальных отношений с миром, целесообразно рассмотреть важнейшие атрибуты индивидуально- психологической зрелости. На основе анализа литературы поданному вопросу можно отнести к таким атрибутам следующие способности
1. К самостоятельному прогнозированию своего поведения в любых жизненных ситуациях на основе развитой способности добывать нужную информацию и анализировать ее применительно к целям, связанным с разрешением конкретных и нестандартных ситуаций во всех сферах жизнедеятельности. Однако в условиях обучения проявление этой способности может тормозиться не из-за ее отсутствия, а из-за малоэффективной методики обучения.
2. К мобилизации ceбя н выполнение собственного решения о действии вопреки различным обстоятельствами внутреннему социально немотивированному желанию его прекратить устал, не хочу, трудно и т. п.
3. К самостоятельному отслеживанию хода выполнения собственных действий и их результатов (предполагающему готовность личности к нормальному мысленному раздвоению на «Я-исполнителя» и «Я-контролера»).
4. К проявлению оценочной рефлексии на основе сформированного самосознания и непредвзятой оценки своих мыслей, действий, поступков.

43 5. Извлекать уроки из собственного поведения в различных ситуациях, наращивая качество прогнозирования, выполнения запланированного и объективность оценки.
6. К эмоционально-адекватной реакции на различные ситуации собственного поведения.
7. К реализации личностного ресурса готовности человека изменить сложившееся представление о себе, восприимчивости ко всему, что несет информацию о его реальном Я. Чем меньше личностный ресурс человека, тем больше дистанция между его реальными идеальным Ятем крепче он вынужден держаться за свой идеализированный образ, т. к. тем быстрее при его разрешении возникает чувство беспомощности, потери себя, страха. Чем меньше личностный ресурс человека, тем выше его непроницаемость для нового опыта, тем сильнее стремление держаться за старые проверенные представления и взгляды. Наравне с параметрами, характеризующими зрелость психического развития, следует выделить типичные проявления недостаточной зрелости. Речь идет о несформированности способностей к обоснованному прогнозированию и планированию собственного поведения, принятию обдуманных решений, умению соотносить их со своими возможностями и нести за них ответственность перед собой. Естественное следствие мало продуманных и безответственных решений – их невыполнимость, различного рода неудачи в процессе их выполнения, получение не того результата, который ожидался и т. п. Если не обращать внимание на другие, чаще всего сопровождающие этот процесс проявления, то, естественно, возникает мысль, что подобное явление обусловлено несфор- мированностью аппарата продуктивного мышления – следствие существенных недостатков обучения и воспитания человека в подростково-юношеском возрасте (в результате чего у него оказались несформированными потребность в саморегулировании своего поведения, а также и соответствующий механизм продуктивного мышления. Можно предположить, что подобное поведение – конечно, в разной степени выраженности – может быть связано с генетикой.

44 В этом случае его смягчение требует серьезного вмешательства акмеологических служб. По внешним проявлениям акмеолог редко сможет определить реальную причину (поскольку речь идет не о глубокой патологии, а лишь о пограничных состояниях. Характерно, что внешние проявления практически одни и те же. Кроме указанных выше, отмечаются слабовыраженная рефлексия как прогностического, таки ретроспективного плана, в которой человек как бы и не нуждается, живя одним днем. В своей повседневной жизни такие люди постоянно натыкаются на одни и те же грабли ив зависимости от индивидуальных особенностей темперамента, характера, эмоционального склада по-разному реагируют на свои неудачи (не замечают неудач, принимают неудачные решения как должное, недоумевают, обвиняют других, реже – себя и т. п. Недостаточная зрелость психического развития на этапе формирования рефлексии может проявляться специфическим образом в интеллектуальной сфере взрослого человека, например в ярко выраженном познавательном интересе (как у младшего подростка без серьезной практической направленности, в склонности к накоплению информации – без ее внутренней переработки, к собиранию книг – без глубокого ценностного отношения к ними т. п. Нередко акмеолог, сталкиваясь с такого рода широким интересом ко всему, принимает егоза истинную увлеченность. Но даже распознав причину, практически невозможно что-либо изменить в позиции такого человека, важно в определенном смысле нивелировать ее в группе, в которой он нередко стремится лидерствовать, подавляя всех своими познаниями. В этих случаях главное внимание в работе акмеолога, вероятно, должно быть направлено на ту часть группы (чаще всего это большинство, которая разумно-практично воспринимает мири себя, на практическую целесообразность (по крайней мере, в конечном счете) любых человеческих знаний. Именно с этих позиций предполагается рефлексия человека по отношению к продуктивности его образовательной деятельности. Постоянная акцентация на практической целесообразности всех человеческих действий и апелляция к прогнозированию – оцениванию результатов всегда положительно влияет на жизненную позицию взрослого человека даже в случае, если исходно она и не была таковой. Личностный потенциал человека определяется по социальной эффективности его поведения и деятельности. Таким образом личностная зрелость, по мнению А. А. Бодалева, определяется как совокупность характеристик, формируемых у человека в разные периоды его развития, которая позволяет организовать его жизнь таким образом, чтобы он успешно смог проявить себя в период взрослости. Личностный потенциал человека определяется по социальной эффективности его поведения и деятельности. В житейском опыте зафиксирована меткая формулировка данной мысли Я значу то, что трачу.
5.6. Зрелость психического развития человека – основа развития социальной зрелости Недостаточная зрелость психического развития на этапе формирования самосознания и рефлексии не может послужить надежной основой для развития социально зрелого поведения личности (хотя при отсутствии экстремальных ситуаций может долго маскировать его. Такой человек, как правило, наносит своими поступками больше вреда себе, чем другим (если, конечно, они способны понять причины его поступков ив серьезных ситуациях жизни не рассчитывать на него. Легко оправдывая свои поступки (нездоровьем, стремлением к малым радостями т. п, такой человек по отношению к другим может быть как благодушным, таки агрессивным – в зависимости от исходного базового типа темперамента. Несомненно, что содержание той деятельности, по отношению к которой человек проявляет как социально зрелое, таки социально незрелое поведение, как и весь критериальный аппарат оценок, которыми он пользуется, в действительности насквозь социально (другого простои не может быть у человека разумного. Иначе говоря, зрелость психического развития человека – как индивидуальная основа его социальной зрелости практически не может быть определена иначе, чем через социальное проявление. Однако зрелость психического развития (естественно, в зависимости от уровня ее

46 представленности в личности) создает лишь возможность для самоосуществления человека как члена социума и индивидуальности. Такая возможность реализуется только при наложении на поведение индивида критериальной сетки социальных ценностей, которые, конечно, человек может интерпретировать для себя по-разному. Ив жизни, ив образовании чаще приходится сталкиваться с людьми, у которых зрелость психического развития сочетается с маскируемой или немаскируемой незрелостью социального поведения (причем нередко и по отношению к самому себе. Так, нередко полноценный механизм рефлексии, эмоционально-воле- вой сферы и т. п. служит основой индивидуалистической, эгоистической направленности человека. В этих случаях хорошо развитый практический интеллект и смекалка могут служить мощным прикрытием для социально неблаговидных поступков. Как правило, только крупные неудачи и потери способны как бы вернуть человека к началу жизни, к выбору ее главных ценностей. Имеет ли понятие социальная зрелость только позитивное содержательное наполнение Если рассуждать абстрактно, личность, полностью разделяющая ценности социума и реализующая их в своем поведении, может считаться социально зрелой. В этом смысле слова партийный или религиозный фанат, идущий в бой за ценности той общности людей, в которую он входит, тоже как бы является социально зрелой личностью. Однако с понятием социальной зрелости все же следует связывать внутреннюю установку личности только нате ценности, которые имеют позитивную направленность по отношению к развитию человечества, его культуры и цивилизации, то есть на гуманистические ценности. Несомненно, что эта проблема достаточно сложна, так как критерии гуманистических ценностей человечества в ответ на вызовы XXI века тоже проходят определенную трансформацию, сохраняя при этом незыблемой только самую общую нравственную основу. Каждый взрослый человек уже по своему социальному статусу имеет право, а точнее, долг перед социумом

47 принимать активное участие в этом всемирном полилоге народов.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта