Учебное пособие СанктПетербург Издательство Политехнического университета 2012
Скачать 1.93 Mb.
|
6.2. Основная проблематика и методологии Начало новейшей философии – это так называемое «разложение гегелевской школы» и критика Гегеля. Что было прежде всего объектом этой критики? Безличность разума, растворение отдельного человека во всеобщем. Человек у Гегеля берется только со стороны всеобщего, «разумного» в нём, наличия в нем «божественного». Гегель, по мнению родоначальников современной философии, игнорирует живую, конкретную личность, взятую во всей ее неповторимой индивидуальности, взятую в ее неповторимой жизненной ситуации. Эта отдельная личность не имеет ценности для философа, привыкшего мыслить целыми эпохами, народами, смотреть на мир «в аспекте вечности», пребывать наедине с «абсолютным духом», прослеживать ход мыслей Бога. Поэтому А. Шопенгауэр, Л. Фейербах, М. Штирнер, поздний Шеллинг, ранний Маркс, С. Кьеркегор начинают движение от абстрактного разума Канта и Гегеля – к «конкретному человеку», от «спекуляции» – к настоящей «жизни», к подлинному «существованию». Спекуляция и метафизика, по их мнению, не только забывают «живого» и «конкретного» человека, они также недооценивают эмпирическое знание, не опираются должным образом на результаты конкретных наук. XIX в. – время индустриальной революции, необычайно быстрого и всестороннего развития науки и, соответственно, широчайшего распространения материализма, натурализма, нигилизма и эволюционизма в философии. Поскольку разум по существу своему – всеобщий, один во всех людях и мыслить он может также одно лишь общее, поскольку мышление, в отличие от чувств или воображения, всегда, таким образом, «абстрактно» (дискурсивно), поскольку единичное и особенное, далее, дано не мышлению, а чувству и интуиции, постольку движение от Гегеля и против 2 Р и к е р П. Герменевтика и психоанализ. / П. Рикер. – М., 1996. – С. 53–54. 93 него, движение к «живому и конкретному», обращается к неразумному началу в мире и в человеке. У Шопенгауэра и Штирнера это воля и интуиция, у Фейербаха – чувство, любовь, «природное», у Маркса – общественная практика, материальное производство и борьба классов, у Кьеркегора – страсть, вера. Все они переходят от эссенциализма (философии сущности) к экзистенциализму (философии существования) в широком смысле этого слова, т. е. от размышлений об абстрактно- всеобщей сущности человека (сконцентрированной в его разуме, в мышлении) к анализу его конкретного существования в его «неразумных» аспектах и, прежде всего, к его воле, свободе. Бытие человека – это не мышление, не абстрактное «самосознание», а акты воли и свободы. Свобода теперь выводится из области рационального (где она была у «классиков» – Сократа, Декарта, Спинозы, Канта, Гегеля). Свобода – это возможность и способность сделать выбор, в том числе прислушаться к голосу разума или же поступить вопреки разуму. Следовательно, свобода не основывается на разуме, напротив, сама лежит в основе всего, стало быть, ни на чем не основана. Идеализм и рационализм Гегеля подверг критике и Л. Фейербах, вернувшийся от панлогизма к материалистическому сенсуализму. После первоначального увлечения гегелевской диалектикой Фейербах пришел к твердому убеждению в том, что природу невозможно вывести из логики. Природа не «инобытие» духа; напротив, дух – порождение природы. Материальный мир, данный нам в чувственном восприятии, бесконечно богаче любого понятия, любой логики, любой науки. Он придал философскому материализму новую форму и вошел в историю философии как создатель антропологического материализма. Кроме природы и человека, нет ничего, и «высшие существа», созданные религиозной фантазией, силой воображения человека, – это лишь фантастическое отражение его собственной сущности. С критики гегелевской философии началось и творчество К. Маркса. У Гегеля активностью, творческой силой, способностью саморазвития и самопознания обладает «понятие», «мировой дух» (Бог). Маркс отдает эти качества материи и, прежде всего, ее высшему порождению – человеку. Гегель описывает вневременное, логическое развитие «идеи» философия марксизма говорит о вечном самодвижении и саморазвитии материи и о 94 развитии человеческого общества во времени согласно всеобщим законам диалектики. Основоположник позитивизма О. Конт, как и Маркс, был уверен, что время метафизики, или спекулятивной философии, прошло. В противовес сложной диалектике Гегеля он открыл очень простой «великий основной закон» развития человеческого разума, «закон трех стадий». Научное знание для Конта – высшая, самая совершенная форма знания. Оно способно к непрерывному и безграничному расширению. Сочинения датского философа С. Кьеркегора имеют ярко выраженную личностную окраску и религиозную направленность. Его анализ модусов бытия человека имел решающее влияние на становление экзистенциализма XX в. Исходный вопрос для него: как я в качестве вот этого живого и конкретного человека становлюсь в личное отношение к Богу? Для ответа на этот вопрос я должен сначала понять самого себя в своем индивидуальном существовании, а не в своей общей сущности. Этот вопрос немецкий идеализм, по его мнению, обошел, создав тип и образ «абстрактного мыслителя». Вставая в позу «мыслящего существа вообще», философ классического типа становится комической фигурой, «фантомом». Для того чтобы стать в подлинное отношение к Богу, нужно стать предельно субъективным, ибо единственная действительность, которую я знаю, – это моя действительность, моя жизнь – именно она есть мой абсолютный интерес. Ф. Ницше, основоположник так называемой философии жизни, подвергает острой критике традиционные ценности европейской культуры, не только научные и философские, но и религиозные, разоблачая их скрытую мотивацию, лицемерие и неискренность, и начинает свой бескомпромиссный спор с культурой своего времени, обрисовав перспективу возникающего после переоценки всех ценностей нового общества сверхчеловека, в котором абсолютная и ничем не сдерживаемая естественность, непосредственность, творческая «витальность», сочетаются с необычайной тонкостью духовной организации и изощренным эстетством. Философия жизни – это не учение о жизни, но определенный способ философствования, который стремится понять жизнь из нее самой, а не из каких-то абстрактных метафизических начал. 95 6.3. Антропологическая и иррационалистическая тенденции Антропологическая и иррационалистическая тенденции в философии выдвинули на первое место иные основания действительности, нежели были разработаны в Новое время. Антропологическое философское течение рассматривает понятие «человек» в качестве базисной категории, лежащей в основании системы представлений о бытии, природе, обществе, культуре, истине, добре, благе, долге, свободе, Боге и т. д. Крупнейшим представителем антропологии Нового времени является Л. Фейербах, который, по сути, и разработал антропологизм как методологический философский принцип. Все: и един- ство бытия и мышления, и абсолют – истинно и имеет смысл только тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется Человек духовного и телесного начал. Не мышление и даже не природа, а именно человек – центр всей методологии. Мышление человека не есть нечто самостоятельное, отдельно от него существующее, а необходимое, неотделимое от него свойство («предикат»). Субъектом мышления является тот же самый человек, который живет в реальном мире, а не особое, вне мира витающее существо, созерцающее и осмысливающее мир «со стороны». Таковы основные позиции антропологической тенденции в философии. Начиная со второй половины XIX в. разрабатываются идеалистические варианты антропологизма (Ницше, Дильтей, Зиммель), в дальнейшем антропологизм испытал на себе значительное влияние философии жизни, феноменологии Гуссерля, психоанализа Фрейда. В современной западной философии исследования А. Шелера, Плеснера, Гелена, Э. Ротхакера, А. Портмана продолжают антропологическую тенденцию в философии. В противоположность философской классике, выдвинувшей на первое место разум и рациональность, постклассическая философия знаменует собой отказ от признания разумных оснований действительности и выдвижение на первый план иррационального момента. Это не означает полного отрицания как рационального вообще, так и возможностей разума в процессе познания, речь идет о своего рода изменении в расстановке акцентов, когда место и роль этих двух все пронизывающих антропологических и исторических констант (рационального и 96 иррационального) радикально пересматриваются. Иррациональные по своей сути тенденции пробивались сквозь глубоко рациональные по форме философские учения, не являя собой, однако, четкого системного оформления и не оказывая существенного влияния на общий пафос эпохи (Руссо с его идеями возврата к природе как к тому, что «можно вкушать и наслаждаться, не познавая и не объясняя»; Гете с его восторженностью перед красотой непосредственного воззрения и стихией чувства; Шлегель и другие немецкие романтики с их призывом к отказу от блужданий в «пустом пространстве абсолютной мысли»). Однако взгляды этих мыслителей во многом оказываются расположены еще в пределах классического (т. е. рационалистического) типа философствования, ибо главной задачей в данном случае оставалось стремление гармонизировать, примирить глубоко родственные по сути, хотя в то же время и различные, элементы человеческого познания – разум и рассудок с волей, эмоциями, фантазией и другими иррациональными моментами. Своего рода реакцию на излишнюю рассудочность классической философии представляли собой «философия чувства и веры» Якоби, «философия откровения» позднего Шеллинга и несомненно волюнтаризм Шопенгауэра, «философия бессознательного» Э. Гартмана и учение Кьеркегора. Таким образом, несмотря на то что иррационалистические тенденции можно проследить на протяжении длительного развития философии, сам термин «иррационализм» можно отнести философским направлениям, которые складываются в конце XIX–начале XX в. Особенно ярко иррационалистическая философия была представлена философией жизни – Дильтей, Шпенглер, Бергсон (а еще раньше – Ницше). Разуму было отведено чисто утилитарное место в познании, и, более того, само иррациональное было четко тематизировано и проблематизировано, благодаря чему был расширен и обоснован по сути новый предмет философской рефлексии в виде интуитивного, до- или внетеоретического знания, а сама философия из мышления о мире в понятиях превратилась в понимание (или интуитивное восприятие) в принципе непознаваемой силами одного только разума дейсвительности. 97 6.4. Антропологический материализм Л. Фейербаха Лю двиг Андре ас фон Фейербах (1804–1872). Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум – второй, человек – третьей и последней». От изучения теологии он перешел к увлечению гегелевской философией, а от нее – к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии. Характерная черта материализма Фейербаха – антропологизм, т. е. понимание человека как чисто природного, биологического существа, как «единственного, универсального и высшего предмета новой философии». «Размежевываясь» с Гегелем, Фейербах отмечает, что последний не вышел из пределов собственной мысли, а потому в его «Логике» предметы мысли не отличаются от сущности мышления, которое есть непрерывное единство с самим собой. Предметы мышления представляют собой лишь мысленные определения, они растворяются в мыслях, в них нет ничего, что оставалось бы вне мышления. Вот почему, как считал Фейербах, философия Гегеля есть последняя рациональная теология, а сущность его Логики (метода) есть сущность природы и человека, но без сущности, без природы, без человека. В работе «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (1833) мыслитель ставит вопрос об отношении философии к религии и подчеркивает противоположность между философией и религией. Эта проблема разрабатывается Фейербахом детально в последующих сочинениях, таких как «Философия и христианство» и «Сущность христианства». Слепое подчинение авторитету и догме, вера в чудо – основания богословия, а свобода разумного исследования и изучение закономерности явлений – основания науки и философии. Наклонность к религиозному творчеству коренится в природе человека, проистекая из присущего человеческому духу стремления к антропоморфизму. У человека есть стремление проецировать свои черты вовне. Религия есть важнейший вид такого антропоморфизма. Лучшие стороны своего «Я» – своих помыслов, чувств и желаний – люди издревле переводили в божественные реальности. Импульсом к этому одухотворению и обоготворению собственных идеалов в человечестве была всегдашняя резкая 98 противоположность между тем, что есть, и тем, что должно быть. Религиозное творчество стремится устранить противоположность между желанием и достижением, которая всегда так мучительно ощущалась человеком. Боги – дети желания, продукты фантазии. Не Бог сотворил человека «по образу и подобию своему», а наоборот, человек сотворил богов. Человек в области религиозного творчества в воображении удовлетворяет стремление к счастью. Он познает им же самим созданных богов, как сверхчеловеческие сущности; но это противоположение божеского и человеческого основано на иллюзии. Религия воплощала в себе лучшие идеи и чувства человечества. Но ее роль уже сыграна, религиозная потребность проистекала из невозможности удовлетворить желаниям и идеалам; но по мере прогресса наук, искусств и социальных форм жизни человечество научится искусству быть счастливым и нравственным без содействия богов. 6.5. Иррационализм А. Шопенгауэра Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–1860). Основное произведение – «Мир как воля и представление» (1819). Название отражает основные идеи учения Шопенгауэра. Весь мир является представлением. Другого мира нет и не может быть. Любое представление предполагает выделение субъекта (того, кто представляет) и объекта (того, что представляется), и это разделение характеризует любое представление. Мир тождественен воле. Воля есть особый внутренний опыт тела, который тождественен самому телу. Тело – это объективированная воля – воля, ставшая представлением. Воля как слепой бессознательный порыв – это внутренняя сущность движения как органических, так и неорганических тел. Любое природное явление, начиная от элементарной физической силы и заканчивая жизненной силой, представляет собой проявление единой воли. Воля не имеет ни цели, ни причины. Ее утверждение хаотично, абсурдно, не подчиняется законам логики, хотя в каждом конкретном акте, посредством которого воля проявляет себя, можно обнаружить цель. Воля непознаваема. Разум оказывается лишь проявлением воли, не тождественным ей, хотя и связанным с ней, как любое проявление связано с тем, что в нем проявляется. Это не значит, что 99 познание совершенно невозможно. Соглашаясь с Кантом, Шопенгауэр выделяет априорное и апостериорное знание. Априорное знание – знание о воле. Апостериорное познание возможно лишь в том случае, если человек вырывается из-под власти воли. Обычно человек, обладающий телом, как средством объективации воли, а не как представлением, способен познавать лишь единичные объекты. Когда же познание перестает быть слугой воли, открывается возможность познания идей, тогда человек превращается в чистый субъект познания, полностью лишенный воли к жизни. Шопенгауэр противопоставляет разуму созерцание – это путь познания, который выбирает художник. Именно художник воспринимает идею, преобразует ее в своем творчестве и способен сделает ее видимой для других. Гений – это особый человек, который обладает особой способностью – соприкасаться с миром при помощи интуиции. Гении способны оторваться от практического взгляда на мир, отказаться от него и подняться до уровня свободного от практики абстрактного познания. Так гений становится чистым субъектом, своего рода идеальным дополнением к объекту и достигает уровня идеи. Любой человек способен на аналогичные переживания: иначе невозможно было бы наслаждение искусством. Согласно Шопенгауэру, высшее из искусств – это музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. Философия не может давать никаких жизненных предписаний, поскольку имеет теоретический характер, а потому никакие понятия ничего не могут дать для добродетели, они могут быт лишь орудием для нее. 6.6. Философия жизни Ф. Ницше Основополагающим постулатом философии Ф. Ницше является утверждение о мировой воле как особой энергии, определяющей все стороны бытия. Учение о бытии у Ницше покоится на основаниях волюнтаристской метафизики Шопенгауэра и дарвиновской концепции борьбы за существование. Ницше считает, что все существующее, в том числе человек и его познание, есть только формы проявления воли к власти (мощи, господству, доминированию над другим); никакого 100 абсолютного бытия нет: бытие – это становление, но не беспрестанное возникновение нового, а лишь «вечный круговорот» всего того, что в прошлом уже повторялось бесконечное число раз. Наиболее полно и ярко «воля к власти» проявляется в органическом мире, в живой природе. В ней проявляется дух Диониса, дух самой жизни. В концентрированном виде она предстает как инстинкт к превосходству и подчинению, этот инстинкт по своей природе присущ человеку – высшему носителю «воли к власти». Благодаря «инстинкту воли к власти» человек вышел победителем в борьбе за выживание. В реальной жизни выживает сильнейший, бесстрашно ведущий войну за свое выживание. В этом, по убеждению Ф. Ницше, и состоит достоверное содержание самой жизни. Воля к власти свободна, свобода ее состоит в устранении любых препятствий, стесняющих, ограничивающих проявление «мощи воли к власти» как требования самой жизни. Таким препятствием являются границы добра и зла. И в границах добра, и в границах зла «воле к власти», как атрибута жизни и бытия человека, тесно. Она должна выйти за их границы, чтобы проявить свою природу, свою мощь и свою силу. Такой сферой свободы воли, по Ф. Ницше, может быть только сфера по ту сторону добра и зла. В истории человечества была такая эпоха, в которой наиболее полно воплощалось в жизни требование, закон «воли к власти» – эпоха Античного мира, до Сократа и Платона, эпоха Древнего Востока (не случайно один из его трактатов так и называется «Так говорил Заратустра»). Последним этапом в человеческой истории, когда «воля к власти» пыталась утвердить себя в правах, была эпоха Европейского Возрождения. Их объединяет одно – там действовали герои, яркие индивидуальности, обладавшие силой и мощью характера, не боящиеся любых препятствий и преодолевающие их на пути утверждения «воли к власти», «инстинкта к власти», господства и повелевания, не отягощенные нравственными предрассудками стыда господствовать над слабыми, склонными к подчинению, утратившими черты героев. Мир, в котором живет современный человек, ошибочен не в силу мировоззрения человека или мышления и представления, а в силу того, что человечество утратило «реальность влечений», инстинкт «воли к власти». Преодоление утраты «воли к власти» как первоосновы жизни, общества и мотива человеческой деятельности возможно только в форме «вечного возвращения» к 101 первозданным инстинктам «воли к власти», которые мы унаследовали от животных. Возвращение возможно только при устранении христианской морали, которая уничтожила в человеке естественный инстинкт жажды власти и силы. Подлинный человек – сверх-человек не рефлексирует, не размышляет, а действует, стремится к господству, а не подчинению. |