Учебное пособие СанктПетербург Издательство Политехнического университета 2012
Скачать 1.93 Mb.
|
Материализм: объективная реальность представляет собой мир материальных предметов, никем не сотворимый и не уничтожимый, имеющий причину своего существования в самом себе Дуализм: материальное и идеальное существуют параллельно, независимо друг от друга Объективный идеализм: в основе объективной реальности лежит некое духовное начало Метафизический материализм Диалектический материализм 14 В основе объективной реальности лежит духовное начало, т.е. мир материальных предметов вторичен по отношению к их идеальным сущностям как абсолютному бытию Рассмотрим их более подробно. Объективный идеализм (рис. 7). Формы материального бытия предметов бесконечно многообразны и изменчивы. Их сущность одна, вечная и неизменная. В каждом случае своего материального бытия предмет лишь частично выражает свою сущность. Например, в ХУШ в. автомобилей на Земле не было, а сейчас нет автомобилей конца XXI в., но идея автомобиля была и будет всегда одна и та же, т. е. автомобиль как таковой не Рис. 7 определяется ни формой, ни материалом и вообще никакими материальными свойствами: «автомобиль вообще» – это сугубо идеальное образование, первичное по отношению ко всем его материальным воплощениям. Чувственная данность материальных предметов не обеспечивает полноты их знания. Познание предмета есть познание его сущности. Основным средством познания здесь является мышление (интуиция, творческое озарение). Таким образом, по схеме объективного идеализма источником знания является мышление. В этом плане объективный идеализм относится к рационализму. Проблема происхождения идей объективным идеализмом не ставится. В конечном счете здесь необходима вера, и без мистики так или иначе не обойтись. П р и м е ч а н и е. Религия, как форма общественного сознания, смыкается с объективным идеализмом. Бог – это некая абсолютная идея бытия, первичная по отношению ко всем возможным формам его материальности. Материализм (рис. 8). Мир представляет собой бесконечное многообразие материальных предметов, во-первых, существующих объективно и, во-вторых, данных человеку в ощущении. Мир не имеет ни начала, ни конца. Проблема возникновения и развития мира исследуется наукой. 15 Рис. 8 По схеме материализма источником знания является ощущение. В этом плане материализм, как и субъективный идеализм, относится к сенсуализму, но, в отличие от субъективного идеализма, считает ощущения копиями материального мира. Метафизический материализм отличается от объективного идеализма тем, что отвергает какое-либо духовное начало объективной реальности. Следовательно, онтологически они противоположны. Но признание метафизическим материализмом абсолютных качеств вещей, т. е. их качественной определенности, присущей им самим по себе, в принципе тождественно признанию их абсолютных идей, поскольку качественная определенность вещи (ее сущности) не может быть воплощена полностью в каких-либо материальных свойствах. Соответственно сущность вещи, понимаемая как абсолют, недоступна познанию на чувственной основе и раскрывается лишь в порядке творческого порыва и озарения. Это означает, что гносеологически метафизический материализм и объективный идеализм едины. Они едины и методологически, находясь на позициях абсолютизма – направления, признающего наличие предельных форм бытия, конечных или начальных (первоэлементы мира, материя как таковая, идеи вещей, абсолютная идея, Бог и т. п.). В метафизическом материализме мир определенен, он «какой-то», но это «какой-то» уходит в бесконечность и в Материальный мир Сознание есть свойство особым образом организованной материи, результат естественного развития природы. Наука исследует эту эволюцию Познание материального мира есть его отражение в сознании человека. Знание предметов есть их образы, копии. По мере исторического развития знание о мире становится все более полным и точным 16 принципе совпадает с определенностью абсолютной идеи, тоже уходящей в бесконечность. Таким образом, метафизический материализм и объективный идеализм совпадают по признанию абсолюта (абсолютной сущности) в виде либо материи как таковой, либо идей, т. е. предметов как таковых. Направление, отрицающее наличие предельных форм бытия и признающее лишь его бесконечное многообразие, называется релятивизмом. Диалектический материализм, в отличие от метафизического материализма, признает активность субъекта, сознанию которого мир дан не сам по себе, не как таковой, а в его определяемости природными и социальными свойствами индивидов, всей общественной практикой. Иначе говоря, мир сам по себе «никакой» (или, что то же самое, бесконечно многообразный, т. е. неопределенный, а значит, «никакой»), его определенность обусловлена определенностью человеческого бытия. Однако следует различать диалектико-материалистическое положение: «мир сам по себе никакой» и субъективно-идеалистическое положение: «никакого мира самого по себе нет». Следовательно, онтологически диалектический материализм и субъективный идеализм противоположны, но гносеологически имеют некоторые общие черты, хотя принципиально различаются в понимании познания: для диалектического материализма знание о мире – это его образ, а для субъективного идеализма – некий символ, знак, иероглиф, инструмент. Таким образом, материализм, как метафизический, един с объективным идеализмом (сущность, закон, необходимость отождествляются с абсолютной идеей), а как диалектический, он един с субъективным идеализмом (активность субъекта, практика отождествляются с ощущениями). Диалектический материализм является безусловным шагом вперед в философии в том плане, что перекидывает мостик через пропасть, разделяющую объективизм и субъективизм, абсолютизм и релятивизм. Тем самым в человеческом бытии связываются объективная и субъективная реальности, чего не может быть ни в рамках объективного идеализма, где исключается активность субъекта, подавляемая абсолютной идеей, ни в рамках субъективного идеализма, где исключаются закономерность, необходимость и царит произвол. В 17 диалектико-материалистическом понимании бытия связываются именно закономерность и активность. Можно сказать и так: материализм и субъективный идеализм противоположны не в том, что один признает существование вне человека мира, а другой отрицает (крайности свойственны обоим направлениям), а в том, что в одном случае этот мир объявляется независимым от человека (объективным), а в другом – зависимым от него (субъективным). Дуализм (рис. 9). На базе дуализма не формируется целостных философских учений о бытии. В решении одних проблем преобладает материализм, в решении других – идеализм. В вопросе об источнике знания дуализм относится к рационализму. Большинство философских систем являются монистическими. Рис. 9 Итак, первичным предметом философского рассмотрения, начальным пунктом философствования является вопрос о реальности как о противостоящем человеку мире, исходной данности человеческого бытия, Материальное и идеальное существуют параллельно и независимо друг от друга. В человеке материальное и идеальное пересекаются Объективная реальность (мир материальных предметов, природа) существует самостоятельно. Происхождение не объясняется Объективная реальность (абсолютный дух, мировое сознание) существует самостоятельно. Происхождение не объясняется В познании главное – мышление. Без врожденных познавательных способностей не обойтись Единство знания обеспечивается единой данностью бытия 18 изначально очевидной и не требующей выведения из чего-либо другого. И вопрос этот состоит лишь в одном – объективна или субъективна реальность, т. е. существует ли она сама по себе, независимо от существования человека или неразрывно связана с ним, будучи лишь данностью в его сознании? В зависимости от ответа на данный вопрос имеют определенное решение остальные философские проблемы. 1. Каков закон бытия (как оно устроено, чем обусловлено в своем становлении и изменении, куда движется)? Коренным, системообразующим здесь является вопрос о первоначалах, основаниях бытия, определение которых обусловлено ответом на конкретный вопрос о единстве мира, или его аналог – вопрос о статусе общего в его соотношении с единичным. 2. Познаваемо ли бытие, можно ли им управлять? Что есть знание, каковы его источник и способ получения? Чем определяется единство человеческого знания? Каков закон смыслового взаимопонимания людей? 3. В чем закон бытия самого человека? Каковы место, цель и смысл человека в бытии? Все многообразие философских проблем может быть сгруппировано в относительно самостоятельные разделы философии: онтология – учение о бытии (объясняет законы бытия, представляет его модель); гносеология – учение о познании (показывает источник знания и механизм процесса познания, объясняет причины единства знания и возможность взаимопонимания); методология – учение о методах объяснения бытия в условиях противоречивого характера его данности человеку; аксиология – учение о ценностях (рассматривает вопросы о смысле и целях бытия); логика – учение о законах, формах и правилах мышления. В свою очередь любая из указанных философских проблем может быть выведена на передний план в качестве системообразующей для философского направления. В соответствии с ответами на поставленные вопросы в истории философии сложились основные философские направления – 19 альтернативные, т. е. исключающие друг друга (парные) системы рассуждений, представляющие собой логически целостные версии решения философских проблем: объективизм – субъективизм; монизм – дуализм; материализм – идеализм; агностицизм – «гносеологический оптимизм»; детерминизм – индетерминизм; абсолютизм – релятивизм; реализм – номинализм; рационализм – сенсуализм; рационализм – эмпиризм; рационализм – иррационализм; рационализм – интуитивизм; эссенциализм – феноменализм; метафизика – диалектика. Любое философское учение явно или неявно, но необходимо принадлежит целиком или тяготеет к какому-нибудь из противоположных «…измов» по каждой из перечисленных пар. В полном объеме всех своих философских характеристик направление является так называемым теоретическим выражением определенного мировоззрения. Философия, как учение о всеобщности бытия, базируется на его позитивном освоении и в конечном счете выражает закон, сущность содержания позитивности. Следовательно, данные опыта в его широком понимании как познавательно-преобразовательной деятельности вообще без сопряжения со сферой философских абстракций не могут сложиться в целостную систему обобщенного знания. Соответственно непонимание философских проблем какого-либо предмета в конечном счете означает непонимание самого предмета как такового. Таким образом, философия завершает восхождение по ступеням абстракций и находится на предельном уровне обобщения, представляя собой всеобщую систему отношений, задающую ориентиры, исходные посылки для обоснования решений любых позитивных проблем. Одновременно в той же мере, в какой выход в философию завершает 20 рассмотрение предмета во всеобщей полноте его бытия, исходная философская позиция является и началом рассмотрения предмета. При рассмотрении философских проблем конкретных областей бытия (любого предмета) сохраняется общая структура философии, прежде всего, различение основных философских направлений. В истории философии сложился достаточно устойчивый предметный ряд философствования: философия природы, общества, человека, познания, науки и техники, политики и экономики, морали и права, культуры и искусства. По всем разделам и предметам философии формируются разные философские системы в соответствии с основными философскими направлениями: субъективным и объективным идеализмом, метафизическим и диалектическим материализмом, дуализмом и агностицизмом. Здесь необходимо иметь в виду важное обстоятельство: из целостности философии следует, что философская позиция (определенное решение основного вопроса философии) может быть только одна, если исходить из единства самого бытия как предмета философствования. Например, нельзя быть материалистом в объяснении явлений природы и одновременно – идеалистом в понимании общества. Но это в абстракции, сугубо логически. В чистом виде не может быть реализована ни одна версия (модель, вариант) решения основного вопроса философии, так как при ее последовательном проведении через всю систему философских проблем в определенных случаях обязательно возникнут парадоксы, несоответствия, противоречия и тому подобное, т. е. всегда будет оставаться недостаточной аргументация для утверждения абсолютной достоверности избранной версии, всегда будет возникать необходимость обращения к другим версиям при переходе от одних предметных областей к другим. Философские направления в чистом виде – это абстракции. Их не было исторически, все они равноправны логически и могут быть представлены в философском рассмотрении любого предмета. Однако разработать единую безальтернативную и непротиворечивую систему философии невозможно. Любая философская система, во-первых, ограничена определенным допущением в решении исходной философской проблемы, во-вторых, она внутренне противоречива в связи с 21 необходимостью неявного использования противоположных допущений. Причины такой ограниченности и противоречивости реально существующей философии объективно обусловлены, с одной стороны, исторической относительностью знания, а с другой – социальной дифференциацией общества. Иначе говоря, субъективизм и объективизм, материализм и идеализм, метафизика и диалектика и все другие полярные направления в философии имеют гносеологические и социальные основания своей ограниченности и противоречивости. Следовательно, ни одно из философских произведений с изложением того или иного варианта решения основного вопроса философии не может быть принято или отвергнуто, однозначно оценено с позиций истинности или ложности. В философском произведении должна быть понята логика рассуждений автора, увидена модель, определено ее место в логической схеме основных философских направлений, исходя из самого исторического текста и современного понимания логической схемы. Думать за автора бессмысленно, потому что то, что он говорил и хотел сказать в контексте своего времени, не совпадает со значением его суждений в контексте логической философской схемы нашего времени. Философия не может быть сведена в какую-либо единую логическую таблицу, законченную схему таким образом, как это требуется в науке. Собранные вместе философские тексты не складываются в одну целостную систему рассуждений, как, например, научные тексты по физике складываются в целостную систему физики. Впрочем, и законченность научных систем – это тоже своего рода условность. Соответственно философию нельзя выучить, ее можно только понять (понять не как истину, а как проблему). В философии нельзя быть только учеником, в ней обязательно надо быть и соавтором. Развитие философии на современном этапе обусловлено тем, что учтены и рассмотрены все возможные версии решения исходной философской проблемы, нет никаких ограничений мысли, кроме ее исторической предельности самой по себе и ограниченности позитивного освоения бытия. Достигнуто исчерпывающее понимание содержания философских проблем, ставших более понятными, чем впервые сформулировавшим их авторам, понятными, в первую очередь, в их абстрактной неразрешимости, что позволяет освободиться от 22 вынужденных, но не обоснованных абсолютизаций и допущений. Философский поиск первоначальных элементов и причин, конечных целей и следствий сошел на нет, как и естественнонаучный поиск принципов вечного двигателя. Вместе с отрицанием первоначальных материи и причины необходимо отрицается конечная абсолютная истина. Осталась всеобщая неопределенность, в которой размываются исходные посылки рационального мышления о бытии, – в классической философии рациональность достигла логического предела. Абсолютная определенность бытия, провозглашенная классической философией, растворилась в постмодернистском релятивизме. Специфика современного периода развития философии состоит в достижении относительной логической законченности схемы решений исходной философской проблемы. Это обусловлено достижением относительной завершенности позитивного знания о мире. Переключение на проблемы герменевтики, феноменологии и вообще широкое распространение постмодернизма есть выражение такой законченности. В рассмотрении истории философии становится все больше необходимым обращение к ее логике, определенное отвлечение от имен и буквальности текстов, т. е. переход от пересказывания к переписыванию. История философии в контексте проблемной законченности предстает как поэтапное развертывание логической схемы, достигшей к ХХ в. необходимой полноты. Таким образом,на каждый момент человеческой истории, общественной практики имеется некоторый предельный чувственный опыт, предельная форма чувственной явленности мира человеку, выйти за границы которой в данный момент он объективно не может. С одной стороны, это относительное ограничение реально существующей техники, с другой – абсолютная невозможность преодолеть опосредованность данности мира человеку (как бы ни развивалась техника, мир всегда будет являться человеку в качестве ощущения). Поэтому перед человеком всегда остается задача истолкования данных опыта, будь то простые ощущения (зрение, слух и т. д.) или компьютерные модели. Вся история философии сводится к истолкованию данных опыта и к выдвижению определенных версий. 23 На рубеже ХХ–ХХI вв. на основе доступного для понимания опыта истории философии продолжительностью свыше двух с половиной тысячелетий, а также современного уровня позитивного, прежде всего научного, освоения мира, оказалось возможным выработать логически последовательную и полную систему философской проблематики, в том числе: – сформулировать исходную посылку философствования: «человеку даны только ощущения и мысли»; – сформулировать исходную философскую проблему, которая так или иначе сводится к вопросу о содержании ощущений: а) заключено ли в них какое-либо объективное содержание, т. е. существует ли объективная реальность; б) если объективная реальность существует, то какова ее природа. – проанализировать все логически возможные варианты (версии) решения исходной философской проблемы и на этой основе рассмотреть, сопоставить друг с другом все основные философские направления; – в процессе рассмотрения определенных решений исходной философской проблемы очертить круг производных, вытекающих из этих решений философских проблем; – построить в итоге целостную, законченную схему (систему) философствования, воплощающую в себе ее логические начало и конец, возврат в исходное состояние. История философии в этом случае со всеми ее случайными формами, зигзагами оказывается для нас всего лишь развертыванием ее логики. Предложенная логическая схема философии сама по себе трудна для усвоения и может быть понята только в процессе изучения всего историко- философского курса. Анализ конкретных философских систем целесообразно осуществлять именно с позиций данной схемы путем нахождения для каждой из них своего места. |