Главная страница
Навигация по странице:

  • 10.12. Причина и следствие

  • 10.13. Причинность и ее свойства

  • 10.14. Детерминизм и индетерминизм

  • 10.15. Необходимость и случайность

  • 10.16. Возможность, действительность, вероятность

  • 10.17. Динамические и статистические закономерности

  • Учебное пособие СанктПетербург Издательство Политехнического университета 2012


    Скачать 1.93 Mb.
    НазваниеУчебное пособие СанктПетербург Издательство Политехнического университета 2012
    Анкорgoryunov_v_p_red_filosofiya.pdf
    Дата29.03.2018
    Размер1.93 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаgoryunov_v_p_red_filosofiya.pdf
    ТипУчебное пособие
    #17386
    страница18 из 34
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   34
    10.11. Часть и целое
    Ч а с т ь и ц е л о е – соотносительные категории, обзначающие отношение между совокупностью предметов (целое) и отдельными его элементами – частями.

    166
    Прежде всего, необходимо утвердиться в понимании реальности, объективного существования не только отдельных предметов, но и целостных их объединений. Современный позитивизм (и позитивистски мыслящие социология, психология, экзистенциалистская философия, прагматизм, феноменология и другие) по существу не признает реальности целостных систем. Первично и самодостаточно, по их представлениям, существуют лишь отдельные предметы, понятие целого в этих системах рассуждений условно, искусственно.
    Диалектика настаивает на реальности целостных систем как носителей свойств, не сводимых к свойствам составляющих их частей.
    Отдельные птицы на юг не летят, эта способность возникает у них только в целостной системе стаи. Отдельный человек не способен научиться речи, мышлению, даже прямохождению – это свойства целого, они возникают в целостной системе общества и делегируются человеку, вкладываются в него извне в процессе воспитания. Высшие психические функции человека
    – речь, память, мышление, самосознание и другие – являются не результатом развития природных качеств, принимаемых в качестве
    «задатков», «предрасположенностей», «талантов» и тому подобное, только результатом направленного воспитания в ребенке этих функций обществом. Таков пафос педагогической доктрины советского психолога- диалектика Л. С. Выготского, теоретически полностью разгромившего господствовавшую в его эпоху педологию.
    Диалектика целого и частей является одним из вечных камней преткновения в истории понимания развития, в особенности общественного. С чего начинается последнее? С чего надо начинать, желая придать обществу импульс развития – с изменений, инноваций на уровне целого или с модификаций, локального развития частей? Изменяется ли сначала целое, делегируя затем собственные новации отдельным людям
    («реформы сверху»), или же наоборот – первично развиваются люди, каждый человек, и они вносят тем самым каждый свою лепту в копилку общества, которое в таком случае выступает в качестве некоего фильтра или механизма «естественного отбора» наилучших индивидуальных новаций? За примером последнего далеко ходить не надо: новейший учебник Московского университета (Асмолов А. Г. Психология личности.

    167
    / А. Г. Асмолов. – М., 2002) дает как истинную картину именно такого
    «естественного отбора».
    В основе первой крайности лежит, несомненно, объективный идеализм: общее как внешняя духовная сущность творит для себя свое отдельное: сущность частей находится в целом. В основе второй – субъективный идеализм: целого вообще нет, есть только частные индивиды, их сущность находится в них самих, существуют только отдельные предметы, обладающие собственной онтичностью, а то, что некая диалектика называет целым, не более как механическая проекция
    (фикция) самостийных самодвижений того, что диалектика называет
    «частями». Они не части, не винтики целого, они суверенные самости, уникальные, неповторимые, несущие свою сущность только в самих себе и т. д.
    Диалектический материализм преодолевает подобную формальнологическую дихотомию. Мир не разорван на извне воздействующие друг на друга крайности целого и частей. Целое состоит из своих частей, части принадлежат своему целому. Целое (например, общественное), являясь реальным субъектом социальных инициатив, в то же время не имеет собственной головы или рук и ног – они есть только у отдельных людей. И тогда становится ясно, что целое живет не само по себе, а жизнью этих людей, им делегирует и поручает для исполнения свои новации и системные качества. Части, отдельные люди в обществе не в состоянии жить человеческой жизнью вне системы целого, сама их
    человеческая сущность проистекает не из них, а из целого. Люди нуждаются в целом как источнике своей сущности, и они делегируют целому эту свою потребность, поручают ему быть первичным по отношению к ним же. Здесь нет однозначной физической, временной первичности того или другого, нет курицы либо яйца. О первичности здесь можно говорить только в гносеологическом, исследовательском смысле.
    В реальности существует состоящее из частей целое или, что то же самое, составляющие целое части. Единый предмет, единая система как носитель, субъект процессов, а не воздействующие извне друг на друга разные субъекты – «целое» и «части».

    168
    10.12. Причина и следствие
    Определения этих категорий достаточно просты. Причина – это явление, действие которого влечет за собой другое явление.
    Соответственно последнее называется следствием. Категории «причина» и
    «следствие» отражают в нашем сознании генетические связи мира, существующие в нем в процессах его движения и развития.
    Здесь необходимо также утвердиться в понимании реальности в природе причин и следствий и объективности содержания этих категорий.
    Конечно, как и все другие, эти категории являются условиями организации нашего опыта (по Канту), но они не являются лишь игрой нашего «чистого разума», они – результаты человеческого опыта, хотя, конечно, не индивидуального, а общечеловеческого и общеисторического.
    Далее следует утвердиться в диалектическом понимании этих категорий. Вопреки механическому пониманию причинности как одностороннего воздействия причины на следствие и пассивности следствия, причинность следует понимать как взаимодействие между причиной и следствием на основе обратных связей с возможностью перестановки местами причины и следствия. Следствие не является пассивным осадком взаимодействия, оно всегда взаимодействует с причиной и изменяет ее. Кроме того, любое следствие в свою очередь становится причиной следующих процессов и их следствий.
    Отсюда понятна абсолютность наличия в природе причин и следствий. Нет ни беспричинных явлений, ни «первых», либо «последних» причин. Мир бесконечен в своих причинно-следственных связях, бесконечен во времени и пространстве.
    Необходимо признавать разнообразие причинно-следственных связей в природе. В макромире они одни, это чаще всего привычные нашему обыденному сознанию динамические (силовые) взаимосвязи, когда причина «работает» из прошлого в настоящее и находится вне и до следствия. В микромире эти связи причудливо иные. Там, согласно данным современной физики, следствие может опережать причину, быть неоднозначным, «веерным» и т. д. В человеческом обществе наблюдается идеальная, целевая причинность, когда наши цели, будучи потенциальным следствием наших действий, становятся реальными причинами наших

    169 действий, направленных на достижение этих целей. Непризнание этой диалектики (этого противоречия) ведет к мистификации социальной причинности, утверждениям о том, что наши цели не вытекают из нашей реальной жизни, а являются феноменами чисто духовными и извне, из потусторонних сфер управляют нами. В отношении природы в целом такой никак не связанной с природой целью является потусторонний творец. В науке, в частности, в биологии, такое представление об оторванности целей от материальной природы порождает так называемый
    витализм, который вовсе не историческая давность, а реально противостоящая научной биологии позиция, распространенная и сегодня.
    10.13. Причинность и ее свойства
    Причинность есть принцип, или учение диалектики об объективной закономерной генетической связи между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития.
    Причинность (детерминизм) – объективное и одновременно универсальное (абсолютное) свойство мира. В мире нет беспричинных, ничем не обусловленных предметов или процессов и нет разрывов во всеобщей причинно-следственной связи.
    Эта связь не только объективна и абсолютна, но в то же время и относительна. В ней наблюдаются различные формы, соответствующие сферам бытия, в которых они протекают, либо способам и темпам их протекания. Так, причинно-следственные связи бывают материальные и идеальные, физические и химические, биологические и социальные, однозначные
    (динамические) и неоднозначные
    (вероятностные, статистические), внешние и внутренние, главные и неглавные, всеобщие, особенные и единичные и т. д.
    Далее, связь между причиной и следствием всегда опосредствована условиями: в разных условиях одна и та же причина может давать различные следствия. Следовательно, любая причина несет в себе некоторый веер возможностей, реализуемых при тех или иных условиях.
    Кроме того, в мире существуют не только причинно-следственные
    (генетические) связи, но еще и связи корреляции, функциональные, симметрии-асимметрии, топологические и т. д.

    170
    10.14. Детерминизм и индетерминизм
    Детерминизм – философская позиция, принцип, или учение о всеобщности, абсолютности и объективности причинно-следственных связей в мире. Наряду с этой позицией в мировой философии наблюдается и противоположное мнение о невсеобщности, неабсолютности детерминизма. Это позиция индетерминизма. Первая позиция связана с диалектикой, обосновывается при помощи диалектической логики, всего арсенала ее принципов, законов и категорий. Вторая проистекает из использования в миропонимании только однозначной, формальной, механической логики, не способной объяснить сложные противоречивые свойства реальной природной причинности.
    Так, применяя лишь формальную логику, древние приходили к отрицанию движения (апории Зенона Элейского). Руководствуясь той же логикой, религия оказывается не в состоянии объяснить возникновение человеческого сознания, человеческой духовности. Ведь материя не дух, и, следовательно, она не может породить свою противоположность – человеческое сознание. Животное не человек, и, следовательно, никакая его эволюция не может породить его противоположность – человеческую духовность. Причинной обусловленности, генезиса, преемственности здесь будто бы нет. Следовательно, все это может возникнуть только в результате чуда, т. е. специальных актов творения из ничего, и для этого необходимо сверхприродное существо, которое не руководствуется причинно-следственными категориями, детерминизмом. Опровергнуть подобные представления можно только, владея диалектикой.
    Недиалектическое формальнологическое мышление признает только один тип причинных связей – механический, динамически-однозначный, когда следствие может быть предсказано однозначно. И тогда все, что невозможно предсказать однозначно, называется беспричинным, индетерминистичным.
    Так некоторые сторонники современной синергетики всерьез говорят о том, что, поскольку предметы подчиняются статистическим закономерностям, они становятся непредсказуемыми,
    «индетерминистическими объектами», или поскольку свое будущее мы не можем предсказать однозначно, мы, следовательно, живем в непредсказуемом, индетерминистическом мире.

    171
    Индетерминизм возникает и при недиалектическом решении проблем прогресса. Механическому мышлению направленность прогресса представляется чудесной, телеологичной (направленной к нематериальной потусторонней цели), не обусловленной причинно. На самом деле здесь мысль должна работать так же, как в случае с Ахиллесом и черепахой: нужно отказаться либо от факта прогресса, либо от логики, не способной его описать, т. е. здесь нужно перейти от логики механической к диалектике, способной описать развитие посредством категорий качественного скачка, отрицания отрицания, сбрасывания формы, переделки содержания и др. В противном случае приходится отказаться от категории прогресса, что и делают сегодня многие исследователи.
    Симметричное противоположное индетерминизму метафизическое
    (механическое) толкование причинности – это фатализм, непризнание вариативности причинно-следственных связей, отрицание случайности, непонимание целевых факторов развития. В фатализме часто обвиняют диалектику, приписывая ей вульгарный детерминизм, грубый механический материализм. Однако она в том и заключается, что преодолевает обе эти крайности – и крайность мистификации сложных и внешне не связанных с материей ее свойств, и крайность сведения природы лишь к грубо материальным и абсолютно однозначным зависимостям, она – синтез этих крайностей.
    Богатство и новизна диалектики заключается в том, что она расширяет понятие причинности и тем спасает философию от кризиса индетерминизма и фатализма. Ситуация здесь такая же, как и в известном
    «кризисе в физике», который был преодолен расширением понятия материи, предложенным В. И. Лениным.
    10.15. Необходимость и случайность
    Необходимыми диалектика называет те процессы, которые закономерно вытекают из сущности данного предмета. Соответственно
    случайными оказываются такие процессы и события в том же предмете, которые связаны не с его сущностью, а с необходимостями и закономерностями других, внешних предметов. Отсюда видно, что нет абсолютно случайных либо абсолютно необходимых, процессов.
    Случайные процессы являются вполне необходимыми – но в другой

    172 системе связей. Необходимо, чтобы учебный процесс протекал в аудиториях СПбГПУ, но случайно то, что данная лекция проводится именно в данной аудитории. Но это случайно по отношению к учебному процессу в целом, по отношению к работе диспетчерской чтение лекции именно в данной аудитории является совершенно необходимым: иных в наличии нет, в других нет необходимого оборудования и т. д.
    Необходимостью в бытии предмета является его внутренне, существенное, его качественная определенность. Случайностью – внешние связи и процессы, несущественное, незначительное. В процессах развития необходимость вытекает из главных свойств предмета, случайность связана с периферийными, неглавными его характеристиками.
    Необходимость коренится во всеобщем характере причинности: всякое явление имеет причину и потому необходимо. Случайность проистекает из множественности связей и причинно-следственных цепочек, присущих природе. Недиалектический взгляд на случайность ищет ее причины в возможности самопроизвольного отклонения в поведении предметов, в их «свободной воле». Так, еще древний философ
    Эпикур говорил о самопроизвольном отклонении («клинамене») атомов в первичной пустоте.
    Необходимость относительно устойчива, случайность вариативна, множественна. Всякая необходимость окружена веером случайностей.
    Совокупность случайных событий реализует необходимость – таковы законы артиллерийской стрельбы, массовых голосований на выборах.
    Реализация необходимости характеризуется категорией вероятности.
    Вероятность не утрата необходимости, а конкретная форма ее проявления.
    10.16. Возможность, действительность, вероятность
    Возможность и действительность – это две ступени в становлении и развитии предмета или явления. Возможность – это объективная тенденция становления предмета, отражение наличия условий для его возникновения. Действительность – объективно существующий предмет как реализация некоторых, определенного числа его возможностей.
    Возможности предмета всегда богаче объема его наличного бытия. В то же время реальное бытие (например, человека) есть постоянная утрата возможностей: семилетний ребенок уже не сможет стать балетным

    173 танцовщиком, пятнадцатилетний – боксером. Возможности могут быть абстрактными и реальными. Так, падение Луны на Землю – абстрактная возможность небесной механики; возможность взросления ребенка вполне реальна, хотя, конечно, и не гарантирована абсолютно.
    Категория возможности демонстрирует скрытые творческие силы природы, ее самодостаточность, самопричинность, субстанциальность.
    Природа (материя) жива и способна порождать все новые явления.
    Непризнание материалистической трактовки категории возможности приводит к иллюзиям о творении природы и всего нового в ней потусторонними нематериальными силами.
    Недиалектическая трактовка категорий возможности и необходимости приводит к искажениям в понимании мира. Абсолютизация (или смещение к абсолютизации) категории необходимости приводит к представлению о наличном мире и миропорядке как единственно возможном, наилучшем, совершенном, о том, что мы живем в лучшем из миров, что возможности развития исчерпаны, мы живем в «постистории», «постобществе» и т. п. Абсолютизация категории возможности ведет к релятивизму, представлению о мире как абсолютно неустойчивом, непредсказуемом, индетерминистичном.
    В познавательной деятельности человека познание как возможность содержится уже в элементарном чувственном восприятии, но своей действительности достигает в науке и других развитых формах познания.
    Численная мера возможности выражается в понятии вероятности.
    Иными словами, вероятность – это величина, характеризующая степень возможности некоторого события, которое может как призойти, так и не произойти. В таких случаях говорят, что событие «очень вероятно»,
    «маловероятно» или «невероятно». Однако такие субъективные характеристики вероятности могут быть заменены строгими научными теориями, изучающими объективные закономерности вероятных событий
    – вероятностная логика, математическая теория вероятностей и др.
    10.17. Динамические и статистические закономерности
    Этими категориями обозначаются закономерные связи явлений, отличающиеся по характеру вытекающих из них предсказаний. В
    динамических законах результат взаимодействия может быть предсказан

    174 однозначно. Так, если заданы координаты и скорость предмета, то можно точно определить его местонахождение в любой момент времени. В
    статистических законах предсказания носят не строго достоверный, а лишь вероятностный характер. Это вызвано множественностью случайных факторов, причин, условий (поведение молекул в объеме газа, поведение отдельного животного в популяции, человека в обществе, отдельных обществ в истории). В этих условиях более однозначно можно говорить о поведении коллектива элементов в целом, нежели о поведении отдельных элементов.
    В статистических законах наблюдается переход случайности в закономерность при большом количестве случайностей. Детерминизм здесь не исчезает, он принимает другую, вероятностную форму.
    Статистические закономерности – это общий случай детерминизма, динамические – предельный случай статистических.
    Недиалектическое, механическое мышление не признает специфики статистических закономерностей, из вероятностного характера предсказуемости их результатов делает вывод об отсутствии детерминизма в этих процессах, о возможности в природе беспричинных,
    «инднтерминистических» объектов и процессов.
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   34


    написать администратору сайта