Главная страница
Навигация по странице:

  • Признаки развития Законы диалектики

  • 10.5. Объективная и субъективная диалектика

  • 10.6. Категории мышления как универсальный способ логического освоения мира

  • 10.7. Диалектическая связь единичного и общего

  • 10.8. Диалектическая связь сущности и явления

  • 10.9. Форма и содержание

  • 10.10. Превращенная форма

  • Учебное пособие СанктПетербург Издательство Политехнического университета 2012


    Скачать 1.93 Mb.
    НазваниеУчебное пособие СанктПетербург Издательство Политехнического университета 2012
    Анкорgoryunov_v_p_red_filosofiya.pdf
    Дата29.03.2018
    Размер1.93 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаgoryunov_v_p_red_filosofiya.pdf
    ТипУчебное пособие
    #17386
    страница17 из 34
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   34
    10.4. Механизм и закономерности развития
    Согласно Г. Гегелю, у всякого развития имеются три важнейших особенности, или признака, которые описываются тремя важнейшими законами диалектики.
    Признаки развития
    Законы диалектики
    Источник развития, которым является борьба внутренних противоположностей
    Закон единства и борьбы противоположностей
    Способ, механизм развития, которым является накопление количественных изменений, приводящих к изменению качества предмета
    Закон перехода количественных изменений в качественные
    Направленность всякого развития от низшего в высшему, накопление положительного, движение по спирали
    Закон отрицания отрицания.
    Закон единства и борьбы противоположностей использует категории
    «противоположность»,
    «единство противоположностей»,
    «борьба противоположностей», «абсолютность борьбы противоположностей и относительность их единства», «формы борьбы противоположностей: тождество, различие, противоречие, конфликт». Освоение этих категорий позволяет правильно понять источник, движущую силу всякого развития.

    157
    Категории второго закона – «качество», «количество», «мера»,
    «скачек» – раскрывают процедуру, внутренний механизм всякого развития. Качество – это неотъемлемая от существования предмета в определенной системе связей его характеристика. Одновременно это то, что познается в предмете первоначально, до его сравнения с другими предметами или с другими его состояниями – до его количественного изучения. В одной системе связей человек может выступать в качестве студента, в другой – в качестве сына своих родителей и так далее, и мы воспринимаем это непосредственно, до анализа степени развития данного качества в человеке. Количество – это степень развития качества.
    Одновременно количественные характеристики предмета – это признаки, безразличные для его существования в определенной системе связей. Для бытия в качестве студента безразлично, на каком он курсе, какие у него оценки в зачетке. Но вот студент развивается – учится. Накапливаются семестры учебы, наполняется зачетка. И тут обнаруживаются границы
    таких изменений. Нижняя граница – двойки в зачетке, верхняя – полное заполнение матрикула. Это и есть мера студенческого бытия. Выход количественных признаков за рамки меры – это скачек в новое качество: отчисленного за неуспеваемость либо инженера.
    Категории третьего закона – «отрицание», «отрицание отрицания»,
    «снятие». Всякое новое качество есть отрицание старого. Но для развития нужны не одно, а как минимум два отрицания, причем первое должно быть произведено таким образом, «чтобы второе, совершаемое в том же
    направлении, сохранилось или стало возможным» (Ф. Энгельс). Только в таком случае это будет снятие положительного из старого качества, т. е. развитие предмета, совершаемое по восходящей спирали.
    10.5. Объективная и субъективная диалектика
    Идеалистическая философия Гегеля представляла диалектику как самодвижение Абсолютной идеи (безличного разума, порождающего мир).
    Изменения в природе – простое следствие этого самодвижения.
    Материализм, принимающий диалектику как принцип миропонимания, заявляет о том, что процессы диалектического саморазвития протекают в самой природе, и эти последние отражаются человеческим сознанием в виде законов субъективной диалектики. «Так называемая объективная

    158
    диалектика, – писал Ф. Энгельс, – царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга либо в более высокие формы» (Энгельс Ф. Диалектика природы. / Ф. Энгельс. – М., 1955. – С. 166).
    Субъективная диалектика – это диалектическая логика, применение которой более полно отражает сложные процессы природы, чем логика формальная. Так, последняя помогает лишь эмпирически фиксировать различные, противоположные, противоречащие друг другу стороны предмета и остроумно замечать их несовпадения. Мысль здесь остается на уровне явлений. Диалектическая логика позволяет производить синтезы противоположностей, восходя тем самым к сущностям предметов, порождающим эти противоположности. Гегель называл такое мышление
    умом (в отличие от остроумия). Так в мышлении используется закон единства и борьбы противоположностей.
    Недиалектическое формальнологическое мышление способно накапливать все новые и новые факты, но, не пользуясь категориями перехода количественных изменений в качественные, меры и скачка, оно не в силах остановиться в этом эмпиризме. Диалектическая логика позволяет сделать перерыв в накоплении фактов и скачкообразно возвыситься до обобщения информации, поставляемой эмпирией. Так используется в мышлении второй закон диалектики.
    Третий закон диалектики показывает, что всякое развитие мысли
    (собственно познание) совершается сначала как высказывание тезиса, отражающего некоторые наглядные свойства предмета, затем познание открывает другие, исключающие первые свойства того же предмета – высказывается антитезис, за которым непременно должен следовать
    синтез тезиса и антитезиса: только это может дать истинное, глубокое, сущностное понимание предмета. Без этой диалектики сущности остаются непостижимыми.
    Субъективная диалектика – диалектическая логика – имеет множество других законов, правил, категорий и принципов, отражающих диалектику объективную. В своей расширяющейся совокупности все они устремлены к наиболее полному охвату и правильному отражению мира.

    159
    10.6. Категории мышления
    как универсальный способ логического освоения мира
    Категории – это наиболее общие понятия, в которых отражаются существенные признаки как всех предметов и явлений мира, так и мира в целом. Так, категориями являются понятия «причина», «форма»,
    «качество»,
    «количество»,
    «взаимосвязь»,
    «природа»,
    «материя»,
    «пространство», «время», «человек», «познание» и др. Категории предельно широки по объему (касаются широчайшего круга предметов) и предельно бедны по содержанию: они скорее лишь указывают на свойство предмета, чем содержательно его характеризуют. Категории чаще всего определяются друг через друга, и тогда об их содержании можно сказать очень немного, например, только, что форма – это то, что оформляет содержание, материя – то, что первично по отношению к сознанию, человек – высшее творение природы и т. д.
    Человеческое мышление исторически имеет три ступени развития
    (они являются и тремя формами наличного человеческого мышления): мышление образное, понятийное и категориальное. Первое отражает непосредственную данность предметов, взятых порознь; второе проникает в сущности определенных классов предметов; третье схватывает всеобщие свойства мира. С его формированием можно говорить о становлении философского мышления общества, человека. Являясь отражением всеобщих свойств мира, философские категории становятся инструментами его познания.
    Первоначально философия выделяла четыре-пять таких инструментов
    (Платон, Аристотель). И. Кант выработал целую таблицу, состоящую из 12 категорий. Гегель выдвинул идею открытой системы категорий, ветвящихся, порождающих друг друга, посредством которых человек видит всеобщее.
    Все философские категории имеют ряд общих признаков. Прежде всего, они являются обобщенным отражением универсальных свойств природы. Это рассмотрено ранее. Во-вторых, они имеют объективный, отраженный характер. Неправ был Кант, который считал их «чистыми» понятиями индивидуального рассудка, данными человеку до опыта,
    «априорно». Поэтому, в-третьих, категории формируются не в

    160 индивидуальном сознании, а лишь на уровне общественного сознания, в результате исторического развития познания.
    Они являются своеобразными ступенями обнаружения людьми всеобщих свойств природы. И, в-пятых, все они являются (и здесь прав Кант) инструментами познания и человеческой практики. Только владея определенными категориями, мы можем видеть те или иные свойства мира. Не владея, например, категорией энтропии, мы не видим в природе этого ее свойства, оно для нас просто не существует.
    Позитивистская философия признает только единичные определения и частные понятия конкретных наук. Философские категории она считает
    «неверифицируемыми» и потому бессмысленными. Это «метафизика», которая должна изгоняться из науки (по аналогии с лозунгом Ньютона
    «Физика, бойся метафизики!»). Однако всякая философия, стремящаяся быть научной, сохраняет в своем составе дискурс о категориях, в том числе и о категориях диалектики.
    10.7. Диалектическая связь единичного и общего
    Категорией «единичное» мы обозначаем наличную данность предмета во всем богатстве его свойств и связей. Категорией «общее» («всеобщее»)
    – то физически или логически одинаковое, однообразное, что связывает единичные предметы в нечто общее – систему, целое.
    При внешней простоте этих категорий в их употреблении в науке и в жизни кроются серьезные трудности и искажения. Прежде всего, это вопрос: что считать общим? Ранее указано: «Общее – физически или логически одинаковое…» Это и определяет разделение трактовок общего.
    Обыденное сознание и философы-позитивисты считают, что общим может быть только первое: например, одинаковые черты лица у родственников объединяют их в семейную общность. Однако Гегель называл такое понимание общего абстрактным и заявлял, что философия и наука должны быть в состоянии иметь дело с конкретно общим в мире.
    Конкретно понятое общее – это обнаружение в предметах их общей логики, общего закона их объединения в единую общность. Тогда в систему целого смогут входить и физически неодинаковые и даже противоположные по свойствам предметы, тогда весь мир можно представить как единую противоречивую систему, способную к

    161 внутренним противоречиям и саморазвитию, прогрессу. В противном случае мир – только хаос предметов, связанных в группы внешними одинаковыми признаками, хаос, не способный к движению и развитию.
    Второй вопрос: что первично, что главенствует в мире – единичное или общее? Современный позитивизм
    (как и средневековый номинализм) однозначно утверждает первичность, суверенность,
    «права» единичного, пренебрегая ценностью общего. Это очевидная философская основа мировоззренческого и житейски-политического индивидуализма.
    Единичное абсолютизируют сегодня также экзистенциализм, феноменология, прагматизм, философская антропология.
    Противоположная позиция – средневековое и современное завышение роли и значения общего, так называемый средневековый реализм. Он столь же очевидно является теоретической основой другого политического направления – тоталитаризма, господства общего над единичным.
    Правильное решение здесь заключается в понимании единства, взаимопроникновения, синтеза единичного и общего. Единичное богаче общего, но общее важнее единичного. Единичное входит в состав общего, но и общее присутствует в единичном как его «частичка, сторона или сущность» (В. И. Ленин).
    Как ни странно, эта в сущности нехитрая диалектика единичного и общего до сих пор является камнем преткновения для очень многих современных политиков, естествоиспытателей, деятелей искусства, да и философов. В той или иной разрозненности либо слитности люди жили всегда; научиться жить в единстве – явно очень трудное дело. («Когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся», – А. С. Пушкин.)
    10.8. Диалектическая связь сущности и явления
    Сущность и явление – категории диалектики, отражающие внутреннюю основу, закон существования предметов (сущность) и внешние проявления этой основы, наличное бытие предмета (явление).
    Объективный идеализм (Платон, Гегель) представляет сущности как независимые от предметов начала, имеющие самостоятельное существование.
    Сущностью мира в таком случае является трансцендентный миру бог. Субъективный идеализм (Кант, современная феноменология) представляет сущности логическими конструкциями,

    162 проецируемыми человеком на предметы. Диалектический материализм заявляет, что сущность не есть некое отдельное от предмета начало, реализующееся в предмете, а представляет собой единство всех его проявлений. Сущность объективна и внутрипредметна (для природы в целом – внутриприродна).
    Явления не существуют сами по себе как самостоятельные процессы или предметы, они вытекают из сущности предмета, и потому их познание невозможно без их соотнесения с сущностями. Вопреки такому пониманию позитивистский эмпиризм абсолютизирует явления, отрицает наличие сущностей, отождествляет сущность с бытием предмета, т. е. с внешними его проявлениями, считает, что описание, катологизация явлений достаточна для полного познания предмета. Такой эмпиризм используется и в экзистенциализме: здесь сущность человека представлена как следствие его существования («экзистенции»), которое свободно, ничем не обусловлено, субстанциально, онтично.
    Диалектика (соотношение) сущности и явлений заключается в том, что «сущность является, явление существенно» (Гегель). При этом сущность, не являясь особой сверхпредметной субстанцией, не «нависает» над предметом, не диктует ему извне формы его существования
    (средневековый реализм, современный тоталитаризм), и в то же время явления существуют не сами по себе (средневековый номинализм, современный либерализм), а лишь в их соотнесенности, связи и обусловленности со стороны сущности. Сущность не существует сама по себе, она – сущность этих предметов, явлений; явления не существуют сами по себе, они – проявления определенной сущности.
    Познание сущности и явлений также требует учета их взаимосвязи.
    Наука – это не просто фиксация эмпирии, а беспрерывное проникновение знаний в сущности сквозь оболочку явлений. При этом диалектика явлений такова, что они всегда противоречат друг другу, это противоречие скрывает от нас сущности. Если бы этого не было, наука была бы не нужна: сущности были бы равны явлениям. Наука, проникая в сущность, обнаруживает противоречия в самой этой сущности, дающие противоречивость явлений.
    Необходимость познания сущностей отрицается современной
    феноменологией: человеку достаточно пользоваться «интенциональными»

    163 объектами, т. е. теми воображаемыми «мирами», которые он строит в своем сознании в результате отвлечения («феноменологической редукции») от предметов внешнего мира. По сути это кантовский
    априоризм и одновременно прагматизм: истинно (значимо для человека) только то, что полезно.
    Категории сущности и явления имеют большое мировоззренческое и практически-политическое значение. Абсолютизация сущностей – теоретическая основа современного тоталитаризма, абсолютизация явлений – основа плюрализма и либерализма. Правильно проведенная диалектика сущности и явления в политической и социальной жизни – основа гармоничной организации общества.
    10.9. Форма и содержание
    Для понимания развития важны также категории формы и содержания. Содержание (развивающегося) предмета определяется достаточно просто – это все, что находится в предмете, то, из чего он состоит, единство всех элементов объекта, его свойств и внутренних процессов. Форма – внутренняя организация предмета, порядок связи его элементов и одновременно способ выражения содержания, внешнее его проявление.
    В процессе развития содержание представляет собой подвижную, динамичную сторону предмета, содержание меняется раньше, чем форма, форма консервативна, всегда отстает от постоянно изменяющегося содержания. Так, содержательная сторона, элементный состав такого
    «предмета», как развивающий свою образованность студент, совершенствуется непрерывно, форма внешнего проявления остается постоянной – он все тот же студент. С ходом времени эта форма начинает тяготить человека, он претендует, например, на работу по специальности, а ему отвечают, что студентов не берем. Это становится стимулом поскорее сбросить эту форму и приобрести новую, соответствующую требуемому содержанию. То же может происходить в политической жизни, когда меняющееся содержание политических процессов заставляет менять формальные стороны работы – тактику, текущие лозунги. То же происходит и в движении мысли: накапливающаяся эмпирия научных

    164 исследований требует своего выражения в новых формах – отчетах, докладах, диссертациях.
    При всей своей вторичности форма оказывает активное воздействие на содержание. Добрые чувства могут быть высказаны в неадекватной форме, делающей непонятным для окружающих содержательную сторону поступка. Это случай, когда «благими намерениями вымощена дорога в ад».
    Чрезвычайно важна диалектика формы и содержания в искусстве. В свое время Платон рекомендовал искусству вовсе игнорировать форму: не важно как ты поешь, важно – о чем. Другая крайность – формализм, когда становится неважным содержание и потребителю искусства предлагается только смаковать формальные его моменты, то, «как это сделано».
    Подобное может происходить и в научном исследовании, когда недостатки его формы (например, математического оформления) смещают исследование к гипотетическим догадкам или увлечение формальным эмпиризмом делает исследование никому не нужным.
    10.10. Превращенная форма
    Форма близка к категории явления, она, как было указано, выявляет содержание, представляет предмет вовне. Было также указано, что явления могут не только демонстрировать, но и скрывать сущности. Форма, искаженно представляющая содержание, называется превращеной формой.
    Простым случаем такого искажения является, например, ложное представление о суточном вращении Земли, когда говорят, что Солнце
    «всходит и заходит». Более сложным – представление о том, что в классовом обществе могут существовать политические партии, выражающие интересы «всего народа». Формой, превратно выражающей метафизические (всеобщие) устремления и чувства человека, является религия. Превращенными формами труда являются деньги, прибавочная стоимость, капиталистическая прибыль. Эти последние поверхностному созерцанию представляются не связанными с трудом, не являются результатом эксплуатации труда наемного работника. Научное отображение подлинной субстанции этих превращенных форм – человеческого труда – здесь отсутствует.

    165
    Превращенная форма, будучи оторванной от содержания, представляется чем-то самостоятельно существующим, некоей самодостаточной субстанцией. Так на основе представлений об оторванности денег от человеческого труда строится иллюзия чистого их самовозрастания в результате биржевых или рыночных спекуляций: деньги якобы самовозрастают, делаются «из воздуха», не взвинчивая конфликт между трудом и капиталом. В результате теряется из виду сам подаваемый формой предмет: на место предмета как системы, порождающей формы, становится квазипредмет – сама превращенная форма.
    Превращенные формы, представляя себя самостоятельными субстанциями, обеспечивают стабильность системы и противодействуют ее изменениям: в них нет внутренней динамики и противоречий, они принимаются на веру, не подлежащую сомнениям. Однако с ходом своего развития система сбрасывает эти ложные формы. Люди обнаруживают вращение земли вокруг своей оси, раскрывают тайну капиталистического накопления, земную основу мистификации метафизики человеческого бытия и т. д.
    Задача познания (науки) – вскрывать внутреннее содержание предметов и искать адекватные ему формы. Остановка исследования на уровне фиксации (описания) эмпирически данных превращенных форм ведет к «вульгарному типу научности» (К. Маркс).
    В то же время в реальном историческом процессе превращенные формы подчас выступают в качестве реальной социальной силы: таковы объединяющие возможности религий, значимость фактора харизматического лидерства (тоже превращенная форма коллективизма) и т. п. Однако это скорее касается стихийных социальных процессов.
    Развитие культуры, научного человеческого мамосознания снижает социальную действенность превращенных форм.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   34


    написать администратору сайта