Учебное пособие СанктПетербург Издательство Политехнического университета 2012
Скачать 1.93 Mb.
|
СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ 12.1. Роль ценностей в жизни общества и человека Философия как рефлексия мировоззрения имеет аксиологический аспект. Аксиология – это философское учение о ценностях как общественной (социальной) значимости вещей и идей в нашей жизни и культуре. Это краткое определение говорит о том, что ценности могут быть материальными и духовными (ценность идей, идеалов и т. д.). Культурная значимость предмета (материального и идеального) определяется прежде всего его функцией быть средством связи между людьми, взаимным посредником людей, объединяющим их в процессе совместного существования и исторического развития. Это более развернутое определение ценностей говорит нам о том, что нарушение системы (иерархии) ценностей данного общества свидетельствует о размывании, размягчении ядра общественной солидарности людей, разрушении их морально-политического единства. Ценностная анархия ведет к социальной аномии, фактическому беззаконию, «правовому беспределу», как сейчас говорят. 12.2. Проблема происхождения и иерархии ценностей. Виды ценностей Ценности имеют социокультурное происхождение. Вне человека и человеческого общества, т. е. в природе, взятой без человека, ценностей нет. Высшие ценности, наполняющие жизнь человека духовной осмысленностью, конкретизируются в идеалах. В первом приближении идеалы характеризуются как формообразования сознания, которые служат интеллектуальными целевыми основаниями деятельности и полагаются субъектом как предельное выражение того, что в системе его ценностей 282 несет в себе характеристики высшего блага. Поэтому идеалы не столько образец будущего, сколько выражение должного в сущем. Связка: должное (предпочитаемое) – сущее есть основная ценностная структура, через которую воспринимается мир. Ценности подразделяются на виды в зависимости от критерия их выделения. Так различают ценности материальные и духовные. В соответствии с различными формами духовной культуры выделяют ценности политические, правовые, моральные, эстетические, религиозные и т.д. Различают также ценности, реально действующие в обществе и декларируемые, абсолютные («ценности-цели») и инструментальные («ценности-средства»), социальные и индивидуальные. 12.3. Свобода и ответственность С в о б о д а – это мера возможности произвольного выбора. Эта мера довольно ограничена в реальной жизни. Часто приходится делать не то, что хочется (свобода), а то, что должно. Свобода – сугубо человеческое измерение бытия. Мера внутреннего овладения человеком свободой входит в понятие человека. Эта мера у каждого своя: она зависит от культурного развития личности. В экзистенциальном смысле речь идет о нравах и свободах человека не в политическом, экономическом, юридическом их выражении, а о свободе как внутреннем духовном состоянии, заключающемся в возможности делать свой выбор по собственному желанию, а не по принуждению извне. Когда ребенок впервые крикнул: «Я сам…», он тем самым заявил о свободе своей воли. Мы не можем сказать ребенку в ответ: «Тогда и ответственность за все свои деяния ты должен взять на себя». Ответственность – это внутренняя обязанность индивида брать на себя ответ за свои действия и поступки. Чувство ответственности не может сформироваться прежде, чем у ребенка сформируются такие нравственные чувства, как стыд, вина, совесть, чувство долга. Нравственная культура человека проявляется в том, насколько плотно сопряжены в нем внутренняя свобода с социальной ответственностью. 283 12.4. Смысл жизни как интегральная базовая система ценностей Основная проблема всей философии и в особенности философии экзистенциальной – вопрос о смысле или бессмысленности человеческого бытия. Исторический тип духовности, т. е. интегральная базовая система ценностей, это, разумеется, не та или иная ментальная структура, тип рациональности. Когда человек задаётся вопросом о том, имеет ли его жизнь смысл, т.е. значимость и ценность для себя и других людей, тогда и происходит осознанное сопоставление стихийного потока повседневной обыденной жизни с тем или иным идеальным представлением о ней, ее идеалом, принимаемым индивидом за путеводный маяк. Жизненный выбор, т. е., по сути дела, выбор высокозначимой жизненной задачи должен быть личностно осмысленным. Индивид сам определяет, что для него свято, какие святыни (высшие ценности) ему дороги. Речь идет в данном случае о ценностном смысле, ценностном содержании сознания, духовном наполнении жизни, ибо «не хлебом единым жив человек». Высшие ценности конституируют смысл бытия за счет того, что показывают индивиду его место и предназначение в окружающем мире. 12.5. Представления о совершенном человеке в разных культурах Указанные представления всегда присутствовали в истории мировой культуры. В античной культуре существовал свой образ совершенного человека. До наших дней дошел только скульптурный образ такого человека – Аполлон Бельведерский (скульптор Леохар, IV в. до н. э.). но в ходе исторического процесса меняется и сам человек. На смену античному представлению о героической личности в Средневековой культуре приходит мир страждущего, униженного, раздираемого противоречиями маленького греховного (миф о «первородном грехе» пронизывает все Средневековье) человека. Он бесконечно унижен и слаб, но он и бесконечно велик, ибо безгранично верит в своё спасение в иной жизни. Теперь попробуем охарактеризовать этику «рыцарей» так называемого первоначального (буржуазного) накопления капитала (капитализм). Эта этика проанализирована М. Вебером в работе «Протестантская этика и дух капитализма». Сакральной, приближающей 284 человека к Богу считалась религиозно-этическая, ценностно- мотивационная оценка труда как средства к спасению души. Главную роль играет нравственное напряжение, самоотреченное служение, которое делает профессиональную деятельность средством к спасению души, свидетельством нравственно-религиозной избранности. В данном случае нами используется типологический подход, т. е. обрисовывается своего рода «идеальный тип», далеко не всегда совпадающий с реальной действительностью. Но такова судьба всякого идеала. 12.6. Объективные и субъективные, всеобщие и индивидуальные основания смысложизненного поиска Формулировка этого вопроса не должна предполагать, что человек всю жизнь думает о смысле жизни. Это – удел духовно развитой личности. А большинство мало задумывается над этой проблемой: других проблем в жизни хватает. А ведет по жизни здравый смысл и житейская логика. Смысложизненный поиск – это поиск такого ценностного сознания, которое бы удовлетворяло индивида, давало ему душевное равновесие, осмысленность жизни: во имя чего и ради чего жить? Ценности могут быть как индивидуальными, так и надындивидуальными. Социальные ценности трансцендентны (внеположны, объективны) по отношению к индивидуально- психологическим образованиям, имеющим ценностную нагруженность: мотив, потребность, интерес, ценностная установка. В этом аспекте можно говорить о ценностно-мотивационном ядре личности, определяющем смысл ее жизни и ее поступки. В принципе необходимо различать поиск смысла жизни, который (поиск) всегда индивидуален, и ценностно-ориентационную деятельность общества, которая для индивида выступает как деятельность всеобщая и объективная. Эта деятельность проявляется, во-первых, в идеологии как способе обоснования и защиты определённой системы социальных ценностей; во-вторых, в выработке обыденным сознанием различных социально-психологических образований, имеющих ценностную нагруженность: идеалов, норм, вкусов, моды, суеверий, общественных мнений, ценностных стереотипов. 285 12.7. Мораль, справедливость, право В подходах к определению морали в современной литературе выделяют, во-первых, функциональный подход: как «работает» мораль, в чем специфика морального регулирования поведения личности в отличие от правового регулирования и т. д.? Во-вторых, субстанциальный подход, отвечающий на вопросы о том, какие потребности лежат в основе морали, каково ценностно-императивное содержание морали, т. е. критерий моральности. С п р а в е д л и в о с т ь – понятие о должном, соответствующее определённому пониманию сущности человека. Справедливость – категория морально-правового сознания, поскольку оно оценивает социальную действительность с точки зрения долженствования. Понятие справедливости требует соответствия между практической ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость. Одна из главных проблем социологии (в частности социологии морали и социологии права) заключается в том, чтобы выяснить, каким образом общество как целое регулирует поведение своих членов. Специфически общественным видом регуляции выступает нормативная регуляция. Нормативные регуляторы – нормы поведения, системы правовых предписаний и ограничений, понуждений и запретов, а так же социальных санкций, призванных согласовать поведение индивидов с общественными потребностями – создаются посредством особой исторической деятельности людей – нормотворчества (правового, морального и т.д.). Отличие правового регулирования от морального заключается в том, что первое требует принуждения, т. е. санкций со стороны общества в отношении девиантного (отклоняющегося от правовой нормы) поведения индивида. 286 12.8. Нравственные ценности. Их роль в формировании личности Вершина нравственных ценностей – этический идеал. Предъявляя этот идеал посредством разнообразных требований в качестве образца поведения, этика ставит человека в определенное, а именно духовное отношение к абсолютному, вечному. Помня о должном, ориентируясь на него, человек преодолевает сущее, доверяясь высшему, вечному, человек побеждает преходящее, сиюминутное. Таким образом, в морали человек оценивает сущее с позиции должного, т. е. нравственного идеала. Фундаментальные моральные ценности: присмиренность, взаимопонимание, солидарность, милосердие. В итоге: межличностное единение, единение человека с миром, Богом, природой. В процессе формирования личности действуют три механизма: социализации, воспитания, самоформирования. В социализацию необходимо включать то, что непосредственно способствует приобщению молодого человека к социальному опыту, включению его в определённые социальные структуры, среди которых на первом месте находится семья. Нравственное сознание первично «закладывается» в семье и усваивается в ходе приобщения детей к ценностям взрослых. «Ценностная эстафета» передается только из рук в руки, от личности к личности в процессе эмоционально насыщенного общения. Наконец, сущностно, духовно человек формирует себя сам (самоформирование). Личность представляет собой не только извне детерминированную, но и самодетерминированную систему со своей внутренней структурой детерминации. 12.9. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни Эстетика изучает область выразительных форм любой сферы действительности (в том числе художественной), данных как самостоятельная и чувственно непосредственно воспринимаемая ценность. Эстетика долгое время развивалась преимущественно как философия прекрасного, и оно воспринималось как главная эстетическая ценность. Однако в последние десятилетия показано, что прекрасное есть только одна разновидность эстетического наряду с такими его формами, как возвышенное, низменное, трагическое, комическое, безобразное, ирония, 287 юмор и т. д. Выявление ценностной природы различных форм эстетического сделали актуальным вопрос о специфике эстетических ценностей по отношению к ценностям нравственным (хотя взаимосвязь этих двух видов ценностей никогда не отрицалась). Как нечто непосредственно данное в содержании эстетическое отличается от этического, в основе которого лежит акт волевого выбора. Эстетические ценности могут вступать в конфликт с нравственными (эстетический имморализм Ф. Ницше, декаденство и т. д.). Самоценный характер эстетического отличает его от полезного, утилитарного. Но в принципе полезность предмета нисколько не исключает его эстетической ценности. Роль эстетических ценностей в жизни человека проявляется в его эстетическом воспитании. Оно в самом общем виде означает формирование восприимчивости человека к искусству и всему прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Облагораживая человеческие чувства, эстетическое воспитание одновременно становится и моральным воспитанием, ибо, по Канту, прекрасное должно пробуждать доброе. 12.10. Религиозные ценности и свобода совести Указанные ценности относятся к классу ценностей духовных, связанных с духовностью: «Как жить, чтобы святу быть». На протяжении многих веков развитие духовности (а стало быть, и религиозных ценностей) протекало для православных в лоне христианской религии. Религиозная вера означает аксиологическое отношение к Абсолюту: «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершенен». С точки зрения христианской антропологии, главная ценность в человеке – его духовное достоинство. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Евангелие от Марка, 8:36). Утверждение духовного достоинства личности дано в христианской формуле человека как «образа и подобия Божия». Сфера религиозных ценностей конституируется противоположностью греховности (учение о «первородном грехе» человека) и праведности, как одной из главных религиозных ценностей. Христианство не отрицает принципа свободы воли верующего и личной моральной ответственностью индивида. Здесь и возникает вопрос о 288 свободе совести. Это выражение является общепринятым в европейских языках. Обозначает оно свободу вероисповедания, т. е. духовную свободу личности. Как религия, так и ее отрицание (атеизм) не могут быть предметом государственного понуждения, а могут быть лишь предметом свободного выбора индивида. Глава 13 ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ 13.1. Основные концепции происхождения и сущности сознания Поскольку речь идет о сознании человека, то суть вопроса практически сводится к рассмотрению проблемы антропосоциогенеза – естественно-исторического происхождения человека и общества. Решение этой проблемы возможно только в рамках материалистической философии (в ее союзе с частными науками). Поэтому все другие концепции происхождения сознания (идеалистические, религиозные и т. д.) нами не рассматриваются. Появление на Земле человека как высшей формы живого, с его развитыми возможностями отражения и самоотражения, означало поворотный пункт в развитии живого: с появлением homo sapiens биологическая эволюция человека потеряла свое значение. С этого момента основным фактором развития сознания стала социокультурная эволюция. В эволюционном отношении сознание возникло из потребности регулировать социальные отношения людей. История сознания (и подсознания) впечатана в структуры головного мозга как субстрата деятельности. Во-первых, это ретикулярная формация. Ею обеспечивали свою жизнедеятельность хладнокровные рептилии. Отсюда наименование этого нижнего напластования – «мозг рептилии». Во-вторых, это подкорковые структуры мозга, т. е. лимбическая система («лимб»), полученная человеком в наследство от теплокровных млекопитающих. «Лимб» обеспечивает так называемое подкорковое мышление, выводящее на тот или иной уровень осмысления чувственно-эмоциональные резервы психики. В-третьих, это верхний, собственно человеческий этаж мозга, именуемый корой больших полушарий. Это название удачно выражает 289 масштабы сознания и подсознания: сознание – тонкая пленка, скрывающая под собой глубокий «водоем бессознательного». В познавательном отношении сознательное и бессознательное сопоставимы как рациональное и иррациональное, как логика и интуиция. 13.2. Структурные элементы сознания и их взаимосвязь Ответ на вопрос, что такое сознание и какова его структура, зависит от того, в системе каких координат рассматривается сознание как многокачественное целое. В психологической системе координат в сознании будут выделяться такие компоненты, как чувственное восприятие мира (ощущения, восприятия, представления), абстрактное мышление, эмоциональная сфера, волевые процессы, память, воображение, внимание и т. д. В философской литературе сознание структурируется порой более узко. Например, выделяют такие его компоненты, как знание, переживания и воля. В соответствии с этим в сознании можно вычленить три основные сферы: когнитивную (без знания нет сознания), эмоциональную и мотивационно-волевую. Единство и взаимосвязь трех указанных выше сфер сознания можно проследить в сознательном поступке, из цепи которых и состоит жизнь человека. Для их свершения мало знаний и эмоций, хотя и те и другие, конечно, необходимы, чтобы не совершить необдуманный поступок. И. И. Обломов из одноимённого романа И. А. Гончарова обладал знанием и эмоциями. Ему не хватало воли. Последняя проявляется как: а) целеустремленность, б) волевая напористость, т. е. решительность, решимость, в) самообладание, самоконтроль, т. е. умение властвовать собой. Волевые импульсы выполняют две функции: побудительную, т. е. побуждающую к действию, и тормозящую, проявляющуюся в сдерживании, удержанию себя в «узде». Свобода – это власть интеллекта над аферектами (эмоциями). Воля здесь посредствующее звено. 13.3. Отражение как общеприродное свойство Всеобщность отражения как общеприродного свойства зиждется на всеобщности причинно-следственных связей. Там, где есть причинно- следственная связь, там с необходимостью существует и отражение. Именно поэтому причинно-следственные связи оказываются цепями 290 передачи информации. Итак, в отличие от простого взаимодействия процесс отражения характеризуется односторонней зависимостью взаимодействующих объектов. Второй отличительный признак отражения заключается в следующем: отражение всегда характеризуется воспроизведением отображаемого объекта в иной модальности, когда решающее значение имеет не физическое тождество компонентов, а структурное соответствие и сходство. Указанное соответствие может быть изоморфным (взаимным, обоюдным) и гомоморфным – однонаправленным. Третьим отличительным признаком отражения как общеприродного свойства является способность его носителя к сохранению следов, отпечатков. С появлением живых организмов осуществляется историческое накопление отражательного опыта, откладываемого в виде генетической информации. Способность накопления кодированного отображения означает: отражение внешнего мира живыми организмами по сути дела является опережающим, ибо каждое внешнее воздействие на организм непременно мобилизует в нервной системе – на молекулярном уровне – опыт прошлого. |