Готлиб Введение в социологическое исследование. Удк 316 ббк 60. 5 Г73 содержание
Скачать 2.29 Mb.
|
Тема 2 ' Основные черты количественного подхода* социальная структура общества (его организаций, установленный порядок) -» индивидуальные поступки — это и есть та основная социальная форма, в которой мы проживаем свою жизнь.в различных социологических теориях, чувствуется отголосок главного: индивид — общество. Мимо этой оппозиции не может пройти ни одна из методологических парадигм в социологии. Может быть, это происходит потому, что цепь отношений: поступки индивидов —> образцы поведения (нормы) Вместе с тем каждая из них по-разному отвечает на вопрос о характере взаимодействия индивида и общества, направленности этого взаимодействия. В сущности, это разные ответы на важнейший вопрос о природе социального (т.е. общества), о том, как возможно социальное. В методологии классического социологического исследования основной акцент делается на том, что человек — ансамбль общественных отношений. Фокус исследовательского интереса здесь — общественные структуры как надындивидуальное объективное образование, детерминирующее жизнь людей. Общество самовоспроизводит стабильный социальный порядок, определенные правила (нормы), поддерживаемые социальным контролем. При этом большая часть людей с удовольствием подчиняются установленным правилам, хотят подчиняться им, в этом подчинении видят смысл своего существования. В этом плане очень интересен образ Робинзона Крузо в интерпретации современного французского писателя М.Турнье. Его Робинзон, живя на необитаемом острове, охотно сам себя наказывает, продолжая жить по правилам того общества, в котором жил раньше, хотя из-за отсутствия людей никто никаких требований к нему не предъявляет. Критики классической методологии социологического исследования охотно ссылаются на американского социолога П.Бергера, называвшего такое видение общества «жуткой тюрьмой мрачного детерминизма». Нам кажется более удачной для описания такого фокуса анализа метафора парка шведского социолога П.Монсона1. Парк с его широкими асфальтовыми аллеями — это образ об- 'Монсон П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию. С. 17. щества с его социальными институтами. Люди, пришедшие в парк, воспринимают его как нечто раз и навсегда данное, объективное, как определенный порядок. Так и общество с его социальными институтами воспроизводит порядок, норму, но и содержит в самом себе возможность отклонения от нормы: всегда найдутся люди, которые пойдут не «по асфальтовым дорожкам», но «будут вытаптывать клумбы». В рамках классического подхода исследователя не интересует, как конструируются правила, по которым живут люди (кто и каким образом «разбивал парк»), почему люди выбирают те или иные образцы поведения (ту или иную «тропинку парка»), как осуществляются «живые» социальные коммуникации, разнообразные жизненные формы (кто и каким образом «ходит по парку»). Интерес представляют сами устойчивые, жесткие социальные структуры, «отвердевшие» формы социальных связей: социальные институты, правила и нормы, образцы поведения, верования, обряды, язык, конституирующие стабильный социальный порядок и представляющие для человека внешнюю объективную социальную реальность. Эта реальность задает общие условия его жизни и детерминирует выбор конкретных «тропинок». Знаменитое выражение Э пиля Дюркгейма, одного из отцов-основателей классического подхода в социологии, «социальные факты надо изучать как вещи» и означает этот самостоятельный объективный статус социальной реальности. Рассматривать социальные явления значит изучать их «сами по себе, отделяя от сознающих и представляющих их субъектов... как внешние вещи»1. Веши здесь — «что-то вроде скалы, на которую можно налететь, но которую нельзя ни убрать, просто пожелав свалить ее, ни преобразовать по прихоти воображения»2. Эта внешняя по отношению к человеку реальность социальных фактов имеет свое собственное существование, которое нельзя описать или объяснить в терминах какой-то другой реальности. Реальность социальных фактов противостоит человеку, задает образцы его действий и даже формирует его ожидания. 1 Дюркгейм 3. О разделении общественного труда. Метод социологии. С. 408. ! Бергер П. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. С. 88. 40 Часть I ' Методологические основания Такое представление о социальных фактах является ключевым для классической парадигмы — первое «правило социологического метода» по Дюркгейму. Не случайно современный американский социолог Д.Ритцер в своей известной классификации парадигм в социологии назвал ее «парадигмой социальных фактов»1. 2. Исследовательская ориентация Идеал нововременного знания с его верой во всевластие человеческого разума и универсальный миропорядок «диктует» и классической социологии ее основную исследовательскую ориентацию. Она состоит в том, чтобы выявить устойчивые, повторяющиеся, необходимые сущностные связи социального универсума, т.е. универсальные социальные законы. Социальная реальность такова, что Б ней содержатся закономерности, которые существуют до познания и в принципе могут быть раскрыты и объяснены. Открытие законов здесь, по образному выражению английского социолога М.Малкея, сходно с открытием Америки в том смысле, что и то и другое как бы уже ожидало, чтобы его открыли1. О.Конт на страницах «Позитивной философии» писал, что «основной характер позитивной философии (являющейся, как мы помним, «философской колыбелью» количественного подхода) выражается в признании всех явлений (в т.ч. и социальных. — А.Г.) подчиненными неизменным, естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий»3. В этом высказывании наряду с описанием основной задачи социологии подчеркнут еще один важный момент: необходимость сведения этих 1 Немного забегай вперед, подчеркнем, что противоположная— качественная парадигма названа Ритцером парадигмой социальных дефиниций. См.: Рищер Дж. Современные социологические теории, 5-е изд. С. 571. 1MulkeyM. Science and Sociology of Knowledge. L: George Allen and Union, 1989.P.21. 3 Цит. по Тернер Дж. Аналитическое теоретизирование: С. 104. Тема 2 • Основные черты количественного подхода 41 законов к минимуму, чтобы теории фиксировали только инвариантные (неизменные), базисные, опорные свойства социального универсума. В идеале классическая социология ориентирована на универсальную социальную концепцию, охватывающую все стороны общественной жизни в единой теоретической системе. Критики количественного подхода в социологии считают, что в социальной реальности не может быть неизменных универсальных законов, ибо сама природа социальной реальности очень непрочна, пластична вследствие способности человеческих существ к мышлению, саморефлексии (самосознанию) и действию. По их мнению, законы, относящиеся к неизменному миру (миру природы), в социологии не пригодны или по меньшей мере действуют временно, т.к. социальный универсум постоянно переструктурируется благодаря рефлексивным актам людей. Более того, люди могут воспользоваться теориями социальной науки (теория — это описание закона) для переструктурирования социума таким образом, чтобы устранить условия, при которых действуют подобные законы. Поэтому законы, по их мнению, в лучшем случае преходящи и годятся для определенного исторического периода, а в худшем — не приносят пользы, поскольку сущность, базовые черты социального универсума постоянно меняются. Сторонники классической парадигмы полагают, что, несмотря на то что реальные социальные системы действительно изменяются, как изменяются солнечная, биологическая, химическая системы в мире, универсальные социальные законы все же существуют. «Изменения, происходящие в природных системах, — пишет современный американский социолог Джонатан Тернер вполне в духе позитивизма, — не меняют соответственно законов тяготения, видообразования... или периодической таблицы элементов. Фактически изменения происходят в согласии с этими законами»1. «Люди всегда действовали, взаимодействовали, дифференцировали и координировали свои социальные отношения, и это уже дает некоторые из инвариантных свойств человеческой организации», — продолжает он. Современные исследователи не стали бы, по его мнению, корпеть над 1 Тернер Дж. Указ. соч. С. 109. 42 Часть I • Методологические основания Тема 2 • Основные черты количественного подхода 43 трудами К-Маркса или, например, Э.Гидденса, «если бы не чуяли», что они (каждый в своей области) открыли нечто фундаментальное, общее, некие инвариантные свойства социума. Следует сказать, что глобальностью макроподхода, поиском «немногих» окончательных законов социального универсума, конечно же, не ограничивается целевая направленность классической методологии. Многочисленная «армия» социологов, ежедневно в лабораториях, социологических центрах, академических институтах разрабатывающая анкеты для массовых опросов, рассчитывающая выборку, считающая коэффициенты корреляции', как правило, не претендует на предельно высокий уровень обобщения — обнаружение универсальных законов. Их усилия чаще всего направлены на поиск закономерных связей в отдельных сферах социума (экономической, политической, сфере образования, художественной культуры, права и т.д.), на создание «теорий среднего уровня», описывающих процессы в этих сферах, а также на классификацию и обобщение ряда эмпирически изучаемых фактов. Интеллектуалы-теоретики часто отказывают этим теориям и обобщенным построениям в статусе теории, называя их «эмпирическими обобщениями», не дотягивающими до уровня «настоящей» теории. Очевидно, дело здесь в понимании термина «теоретическое». Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, подчеркнем лишь, что классическая методология в целом ориентирована на поиск общего закономерного, фиксируя это в теоретических обобщениях, хотя сами эти обобщения могут быть результатом разного уровня абстрагирования от изучаемой социальной реальности. При этом классическая социология стремится кмаксималь-ной строгости и однозначности понятий, этих «кирпичиков» любой теории. Отклонение от этого, расплывчатость и многозначность понятий здесь рассматривается как недостаток, как 1 Коэффициент корреляции — инструмент математической статистики, с помощью которого в социологии доказывается наличие (или отсутствие) связи между социальными явлениями. расширение неподконтрольной Разуму сферы, что противоречит идущим еще от Декарта установкам на «правильное» человеческое мышление. 3. Объект исследования Любая социологическая парадигма представляет собой целостный сплав принципов, идей, определяющих конкретное социологическое исследование. В этом целостном единстве один элемент с необходимостью определяет другой, причем именно такой другой, который только и может быть здесь. Так, акцент на изучении обобщающих закономерностей изучаемого явления или процесса, понятого как объективная внешняя реальность (как «вещь»), с необходимостью предполагает «схватывание» в эмпирическом исследовании средних тенденций, когда каждый отдельный индивид интересен несом по себе, как уникальная, неповторимая личность, но как часть общей картины, безымянный носитель информации об изучаемом явлении. Конкретный человек в контексте такого подхода — лишь единица изучаемой общности, представитель определенного типа. Не случайно, формируя выборочную совокупность для участия в массовом опросе, социолог использует статистический термин «единица наблюдения». Язык очень точно фиксирует это единообразие, одинаковость, единый ранжир. Объектом исследования в классической социологии выступают массовые явления, события, процессы, которые изучаются через социальные группы людей — носителей изучаемого феномена. Это означает, что в конечном счете в качестве объекта конкретного социологического исследования всегда выступают определенные социальные общности (группы), выбранные социологом в соответствии с целями и задачами исследования. Все многообразие социальных групп, представляющих интерес для исследователя, может быть разделено на два вида: реальные (естественные) и условные. К реальным социальным группам относятся такие социальные общности, для которых характерно реальное взаимодействие членов этих групп. К подобного рода группам могут быть отнесены производственная бригада, ученики определенного класса, студенческая группа, персонал фирмы и т.д. 44 Часть! • Методологические основания Тема 2 • Основные черты количественного подхода 45 К условным социальным группам относятся такие, члены которых не взаимодействуют друг с другом и в принципе не могут взаимодействовать. Эти группы выделяются социологом для цепей анализа по различным основаниям, зависящим от целей и задач исследования. Назовем основные из них:
России, сельские жители Кротовки, участники общественно-политического движения «Единство». 4. Логическая стратегия получения знания Классическая методология вобрала в себя гипотети-ко-дедуктивную логику получения знания, разработанную, как мы показывали ранее, мыслителями Нового времени1. Эта «нисходящая» стратегия получения знания (в отличие от «.восходящей» в качественной парадигме)' предполагает выдвижение теоретических гипотез, которые затем проверяются «внизу» — в эмпирическом изучении сознания и поведения людей. Это движение ъсверху — вниз», от теории, предполагающей высокую степень «отлета» от изучаемой социальной реальности, к эмпирическому изучению, происходит плавно, логически, последовательно, с использованием логики выводного знания — дедукции. Вначале исследователь формулирует теоретические гипотезы, каждая из которых связывает ненаблюдаемые сущности — абстрактные понятия. Они называются гипо указывать). 46 Часть I • Методологические основания Тема 2 • Основные черты количественного подхода 47 Исследователь, решившийся использовать эту стратегию, должен в теоретическом анализе выделить объект типологии и типообразующие признаки. Объект типологии — это свойство или совокупность свойств, «высвечивающих» типы изучаемого явления. Типообразующие признаки — это конкретные грани, стороны объекта типологии, которые исследователь определяет как самые существенные, самые значимые для выделения типов явления. Конкретное сочетание значений этих типооб-разукшшх признаков и формируют теоретические типы изучаемого явления1. Рассмотрим использование этой стратегии в нашем исследовании социально-экономической адаптации жителей Самарской области. На первом этапе этого исследования основная задача состояла в эмпирической проверке теоретической гипотезы о существовании определенных типологических групп населения, различающихся по степени включенности в адаптивный процесс. Создание теоретической типологии в этом исследовании стало возможным потому, что в российской социологии уже есть некоторое теоретическое осмысление этого процесса. Кроме того, наш собственный опыт «проживания» в этой социальной ситуации, ее «переживание» помогли нам в построении теоретической типологии. Объектом типологии в нашем исследовании выступило поведение людей в резко меняющейся социально-трудовой сфере или, точнее, деятельность по «выживанию» в ней2. Известно, что любая деятельность может быть представлена тремя своими составляющими: целью, средством, результатом. Эти компоненты нашего объекта типологии и были использованы для выделения типообразующих признаков. В нашем случае ' Подробно теорию типологического анализа см.: Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (Введение). Учебник для вузов. М., 1998. 2 Подробнее это исследование представлено в: ГотлибА.С. Социально-экономическая адаптация россиян: опыт сочетания количественной и качественной методологии в одном отдельно взятом исследовании // Социология-4М. 2000. Ns 12. целью адаптивной деятельности являлось «выживание» в условиях, когда ряд экономических преобразований в нашей стране, помимо всего прочего, привел к резкому повышению стоимости жизни. «Выживание» как ответ на изменение среды означает достижение определенного материального положения, способного обеспечить удовлетворение насущных потребностей. Средствами выступают конкретные формы поведения, поведенческие стратегии, посредством которых и происходит достижение цели. Результатом является степень успешности этой деятельности, т.е. степень достижения желаемого уровня материальной обеспеченности. В соответствии с этими элементами объекта типологии — деятельности по «выживанию» и были выделены следующие типообразующие признаки: — наличие (или отсутствие) конкретных форм адаптивного поведения:
— уровень материальной обеспеченности в ее субъективной форме, т.е. отнесение себя к той или иной группе:
8 исследовании была выдвинута гипотеза о существовании четырех типологических групп, отличающихся друг от друга раз личным сочетанием значений типообразующих признаков:
Эмпирическая проверка этой гипотезы (т.е. проведенное исследование) показала, что население Самарской области действительно может быть представлено такими типологическими 48 Часть I • Методологические основания Тема 2 • Основные черты количественного подхода 49 группами со следующим соотношением: успешных адаптан-тов — 27,3%, неуспешных адаптантов — 19,2%, успешных деза-даптантов — 29,7%, неуспешных дезадаптантов — 23,8%. 5. Основание эмпирического анализа: измерение социальных характеристик Ранее мы говорили, что использование математики, этой «царицы доказательств», начиная с XVII века считается важнейшим признаком научности знания. Классическая социология как «законная дочь» сциентизма вобрала в себя эту традицию. Математика для классического социологического исследования — не просто способ иллюстрирования тех или иных теоретических выводов, но его душа, стержень. Математика здесь используется по меньшей мере в 4-х важнейших процедурах:
Не имея возможности сколько-нибудь серьезно остановиться на всех «включениях» математики в процедуру классического социологического исследования, поговорим об измерении как о важнейшем основании эмпирического анализа в классической методологии. Разговор об основаниях какого-либо яатения — это всегда ответ на вопрос: как возможно само это явление? В этом смысле вне квантификации', вне измерения невозможно само производство эмпирического знания в классической социологии. В самом деле, только измеренные социальные признаки могут быть представлены в числовой системе, а значит, и обработаны методами математической статистики, чтобы служить доказательством выдвинутой гипотезы. На этой логике построено производство любого научного знания. Классическая социоло- ' Квантификация (от лат. quantitas— количество) — означает процедуру представления свойств социальных объектов в количественной форме. гия на своем эмпирическом уровне — всегда «измеряющая» социология, в отличие от качественной — «неизмеряющей». Измерение социальных признаков — программная установка количественного подхода в социологии. Считается, что абсолютно все социальные признаки, даже самые «тонкие» (любовь, дружба, преданность, патриотизм), принципиально измеряемы. Дело лишь в технике измерения, в квалификации социолога в конечном итоге. Более того, умение «мыслить» измерительными конструкциями примерно так же, как художник мыслит образами, способность мысленно «схватить» любое социологическое понятие в измерительных координатах «выдают» хорошего социолога-эмпирика1. Не случайно среди социологов-ко-личественников бытует шутка, ставшая их своеобразным «кредо»: «Скажи мне, как ты измеряешь, и я скажу, какой ты социолог». Современное понимание измерения исходит из развитой английским физиком Н.Кэмпбеллом в 20-е годы XX века концепции измерения как приписывания измеряемым объектам (их называют эмпирическими объектами) чисел. При этом такое приписывание возможно, потому что измеряемые объекты (точнее, их свойства) находятся в определенном отношении друг другу (это утверждат еше РДекарт). Это отношение может быть отражено на числовую ось, воспроизводящую его. Такой подход предполагает, что измеряемые объекты не обладают никакими числовыми свойствами: эти свойства им приписываются, придаются в процедуре измерения. В процессе числового измерения свойства сравниваются, упорядочиваются, сопоставляются. Следует сказать, что этой конструктивистской позиции практически в тот же период противостоял так называемый дескриптивный (описательный) подход, корни которого можно обнаружить еще в античной философии. Здесь измерение понималось как измерение величии, их описание. Считалось, что все свойства, не являющиеся величинами, не подлежат измерению. Сегодня такой подход — уже история. Претерпел изменение и конструктивистский подход. Идея приписывания чисел 1 Правда, критики количественного подхода эту «навязчивую идею» измерять °асё и вся» называют квантофренией. 50 Часть I ' Методологические основания Тема 2 ■ Основные черты количественного подхода 51 трансформировалась в концепцию соответствия эмпирических объектов математическим объектам, которые представлены не только числами, но и нечисловыми конструктами: графами, оригинальным математическим аппаратом С.В.Чеснокова и др.1 Измерением сегодня называется «процедура, с помощью которой объекты измерения, рассматриваемые как носители определенных отношений, отображаются в некую математическую систему с соответствующими отношениями между элементами этой системы»1. Дальнейший наш разговор будет касаться тех наиболее распространенных сегодня измерительных конструкций, где математической системой является числовая система: отношения между эмпирическими объектами сопоставляются с числовой осью — шкалой. Следует сказать, что сциентистский посыл классической социологии — измерять социальные признаки так же, как измеряются признаки в естественных науках — все же дает сбой. В современной социологии существует понимание того, что измерение социальных признаков достаточно специфично, имеет свои особенности. Каковы же они? 5.1. Особенности измерения в социологии I. Измерение социальных признаков в значительной степени опосредовано, в то время как в естественных науках (исключая измерение явлений микромира) используется только непосредственное измерение. Конечно, в классическом социологическом исследовании также используется непосредственное измерение социальных признаков, но преобладающим является все же другое — косвенное (опосредованное) измерение. Что же это такое — косвенное и непосредственное измерение? Непосредственно измерить тот или иной признак означает соотнести его с определенной шкалой, не используя при этом никаких других промежуточных звеньев — других признаков. 1 Подробнее см.: Толстова Ю.Н. Существует ли проблема социологического измерения // Социология-4М. 1995. Т. 5-6. 1Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1987. С. 142. Так, непосредственно измеряется, например, температура окружающей среды — уменьшение или увеличение объема ртути в столбике термометра непосредственно фиксирует изменение температуры. То же самое возможно и при измерении отдельных социальных признаков. Так, соотнесение респондентом самооценки своего интереса к политической жизни страны со шкалой интереса в процедуре опроса представляет собой непосредственное измерение этого Признака. Косвенно (опосредованно) измерить тот или иной признак означает использовать в процедуре измерения промежуточные звенья — другие, внешне хорошо различимые социальные признаки, которые называются индикаторами. Опосредованное измерение означает редукцию (сведение) сложной латентной (скрытой) характеристики к одному или совокупности простых социальных признаков, которые могут непосредственно измеряться. Сами эти простые признаки — индикаторы чаще всего являются проявлениями (указателями) измеряемой сложной характеристики. Конечно, содержание измеряемого свойства принципиально не сводимо к содержанию совокупности признаков-индикаторов, тем не менее достаточно достоверное представление о мере выраженности изучаемого свойства, измеренного таким образом, получить можно. Главная проблема косвенного (опосредованного) измерения состоит в обеспечении его обоснованности, т.е. в его способности измерить именно то социальное свойство, которое и необходимо измерить, а не какое-нибудь другое. Дело в том, что одни и те же индикаторы могут быть проявителями разных социальных признаков, а значит, принципиально возможна ситуация, когда измеряется фактически другой признак. Например, простой признак «удовлетворенность работой» может быть одним из индикаторов нескольких сложных социальных признаков: отношения к работе, уровня адаптиро-ванности к организации, социально-психологического климата в коллективе. С другой стороны, одни и те же социальные признаки, т.е. реально существующие социальные явления, по-разному теоретически осмысленные, должны эмпирически интерпретиро- 52 Часть I • Методологические основания Тема 2 • Основные черты количественного подхода 53 ваться различным образом, т.е. с помошью различных индикаторов1. Так, например, учебно-познавательная активность студента, теоретически понятая как сверхнормативная деятельность, может быть эмпирически интерпретирована с помощью следующих индикаторов: «оценки, получаемые студентом на сессии», «регулярность подготовки к семинарским занятиям» и т.д. При этом предполагается, что социолог знает «нормы», складывающиеся в изучаемой социальной ситуации. В то же время учебно-познавательная активность, теоретически осмысленная как деятельность, значимая для студента не столько результатом, сколько самим процессом, деятельность, приносящая удовлетворение сама по себе, очевидно, должна быть интерпретирована с помощью других индикаторов. В этих индикаторах должна «схватываться» так называемая «внутренняя» мотивированность этой деятельности. Здесь индикаторами могут быть выбраны такие простые социальные признаки, как «характер поведения на семинарах, лекциях», «интерес к учебе», «время, затрачиваемое на самостоятельную работу» и т.д. 2. Измерение социальных признаков в отличие от измерения в естественных науках содержит в самом себе возможность влияния интервьюера на получаемый результат. Дело ч том, что измерение социальных признаков происходит в процедуре опроса, представляющего собой навязанное произвольное (имеется в виду произвол исследователя) общение. Любая же ситуация общения, пусть даже и не полноценного, межличностного, но скорее ролевого, как в нашем случае, по сути своей «обременена» взаимовлиянием субъектов общения1. Главная проблема здесь — возникновение «эффекта интервьюера», смещение информации, а значит, получение недостоверного знания, не отображающего истинного положения дел. «Эффект интервьюера» возникает в процедуре 1 Эта процедура эмпирической интерпретации теорети ческих понятий осуществляется в программе социологи ческого исследования. 2Мы здесь не имеем возможности рассмотреть проблему влияния респондента на интервьюера, которое тоже имеет место и сказывается на качестве получаемой информации. измерения вследствие неправильных действий интервьюера. Какие же действия интервьюера мы называем неправильными? Прежде всего, это «навязывание» респонденту в процедуре опроса своего видения, своей позиции относительно обсуждаемых вопросов, выражение своего отношения к ним, которое может осуществляться как в вербальной форме, так и жестами, мимикой, определенной позой. Кроме того, к неправильным действиям может быть отнесено и неумение интервьюера -^сохранять дистанцию», переход им той трудноуловимой грани, когда меняется характер отношений в процедуре общения: они делаются доверительными и дружелюбными настолько, что респондент ради продления этой ситуации может «выдавать» не то, что думает на самом деле, а то, что хотят, по его мнению, от него услышать. К неправильным действиям может быть отнесен и неверный выбор интервьюером своего «имиджа», и прежде всего одежды, являющейся важнейшей составляющей имиджа. «Неверный» — здесь означает выбор такого стиля одежды, который позволяет легко и однозначно идентифицировать (отождествить) интервьюера с определенной социальной группой, например высокообеспеченных или, наоборот, бедных. Дело в том, что в ситуации общения с незнакомыми мы воспринимаем друг друга стереотипически, т.е. как представителей определенной группы, не фиксируя индивидуальных особенностей незнакомца. Такое грубое «одноцветное» восприятие незнакомого Другого облегчает нашу ориентацию в социуме, выступая способом психологической защиты от «многоцветья» социального мира. Имидж человека, и прежде всего его одежда (вкупе, конечно, с манерой поведения, речью и т.д.), выступает опознавательным знаком той или иной социальной группы. В процедуре интервью такая однозначность имиджа, как правило, не «работает» на достоверность получаемой информации. |