Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые понятия

  • Готлиб Введение в социологическое исследование. Удк 316 ббк 60. 5 Г73 содержание


    Скачать 2.29 Mb.
    НазваниеУдк 316 ббк 60. 5 Г73 содержание
    АнкорГотлиб Введение в социологическое исследование.doc
    Дата01.02.2017
    Размер2.29 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГотлиб Введение в социологическое исследование.doc
    ТипРеферат
    #1687
    страница6 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    Вопросы для самоконтроля

    1. Каков фокус исследовательского интереса в класси­ческом социологическом исследовании?

    2. Почему классическую парадигму называют парадиг­мой социальных фактов?

    3. Какова основная исследовательская ориентация ко­личественного исследования?

    4. Кто выступает объектом в количественном исследо­вании?

    5. Назовите виды социальных групп.

    6. Что такое нисходящая стратегия получения знания, чем она отличается от восходящей1?

    7. Что такое гипотезы-основания и гипотезы-следствия?

    8. Укажите сферы использования математики в класси­ческом социологическом исследовании.

    9. Каковы особенности измерения в социологии?




    1. Опишите этапы построения порядковых шкал для из­мерения простых и сложных социальных признаков.

    2. Как можно оценить качество социологического иссле­дования?

    3. Что такое асимметрия приписывания и как ее учиты­вать в социологическом исследовании?

    4. Какова позиция социолога в классическом социоло­гическом исследовании?

    1 Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999. С. 41

    Литература

    1. Асп Э. Введение в социологию. СПб.: Алетейя, 1998.

    1. Батыгин ГС. Лекции по методологии социологических исследо­ваний. М.: Аспект-Пресс, 1995.

    1. Бауман 3. Мыслить социологически. М: Аспект-Пресс, 1996.

    1. Бергер 77. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспек­тива. М.: Аспект-Пресс, 1996.

    2. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий изменения. М.: Ас­пект-Пресс, 1998.

    3. Громов И., Мащкевич А., Семенов В. Западная теоретическая соци­ология. СПб.: Ольга, 1996.

    1. Девятка И.Ф. Диагностическая процедура в социологии. М.: Наука, 1993.

    1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. по­собие для вузов. Екатеринбург: Екатеринбургский университет, 1998.

    9- Докторов Б.З. Надежность измерения в социологическом иссле­довании. М.: Наука, 1979.

    1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социоло­гии. М.: Наука, 1991.

    2. Коллинз Р. Социология: наука или антинаука? // Теория общества. М.: Канон-Пресс-Ц, 1999.

    3. Мот В.Б. Асимметрия приписывания в социологических иссле­дованиях//Социс. 1991. № 5.

    4. Монсон П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию. М.: Весь мир, 1995.

    5. Осиное Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М.: Наука, 1977.

    6. Паниотто В.И. Качество социологической информации. Киев: Наукова думка, 1986.

    1. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс, 1998.

    1. РитиерДж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002.




    1. Судаков В.И. Социологическое познание: современные тенден­ции и стимулы развития. Днепропетровск: Видавництво, 1995.

    2. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (Введение). М.: Стратегия, 1998.

    3. Тернер Дж. Аналитическое теоретизирование // Теория общества. М.: Канон-Пресс-Ц, 1999.

    4. Телешова И. Измерение в социологии. М.: Инфра-М, 1998.

    5. ЯдовВА. Стратегия социологического исследования. Описание, объ­яснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998.

    ТемаЗ

    Качественный подход в социологическом исследовании: предпосылки, история становления, теоретические истоки

    Ключевые понятия: Овладение миром, страте­гия власти, внушающее воздействие, математи­ческие методы, понимание, внутреннее пере­живание, смысл социального действия, прагматизм, действующий субъект, коммуника­ция, определение ситуации, символический ин-теракционизм, принятие роли другого, драма­тургический подход, феноменологическая социология, жизненный мир, типизация, конструкт конструктов, требование адекват­ности, документальный метод интерпретации, этнометодология, практические объяснения

    Tempore mutantur, et nos miitamur in illis. (Времена меняются, и мы меняемся с ними.)

    Латинская поговорка

    1. Что такое качественный подход в социологическом исследовании

    Термин «качество» уже употреблялся нами в преды­дущей теме в значении меры «хорошести», определенных дос­тоинств предмета. В этом смысле мы говорим «качественная вещь», «высокое качество образования», «низкое качество со­циологического исследования» и т.д. Есть и другое значение этого термина, используемое, как правило, в философии. Здесь «качество» означает специфические свойства предмета, его

    ТемаЗ • Качественный подход 81

    «особость» и противостоит термину «количество», относяще­муся к мере выраженности этих свойств. Идея противостояния заключена и в словосочетаниях «качественный подход», «каче­ственная социология», выступающих принципиальной проти­воположностью традиционному, классическому, количествен­ному. Мы не количественники, количественники не мы. При этом сами эти термины «качественный подход», «качественная социология», столь часто сегодня используемые, — скорее ме­тафоры, чем строгие научные понятия.

    В самом общем виде качественный подход представляет собой такую методологию социологического исследования и, соответственно, такие исследовательские практики, целью которых является изучение социальных явлений и процессов прежде всего с точки зрения действующего индивида как нача­ла любой социальности, интерпретирующего мир вместе с другими людьми, действующего в нем в соответствии со сво­ими интерпретациями. Социолог-исследователь здесь дол­жен непременно «погрузиться» в мир личностных смыслов изучаемых людей, понять мотивы и цели их поступков, их объяснения происходящего, чтобы потом конструировать понятия, призванные «вобрать» в себя этот субъективный опыт.

    2. Из истории становления

    Традиционно считается, что качественная социоло­гия родилась в знаменитой Чикагской социологической школе' в 20—30-х годах XX столетия. Ее рождение связывают с уни­кальным пятитомным исследованием У.Томаса и Ф.Знанецки «Польский крестьянин в Европе и Америке»', где впервые ис­пользовались включенное наблюдение и качественный анализ текстов, которые впоследствии будут отнесены к «мягким»

    1 Чикагской социологической школой называется деятель­
    ность преподавателей и студентов отделения социологии
    Чикагского университета, оставивших чрезвычайно яркий
    след е истории американской социологии.

    2 Thomas W. and Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and
    America. N.Y: Dover Publications, 1958.

    82

    Часть! • Методологические основания

    Тема 3 • Качественный подход

    83


    качественным методам. Это верно и неверно одновременно. Действительно, замечательные американские социологи, изу­чая процесс адаптации польских крестьян -эмигрантов к дру­гой культурной среде и стремясь выявить типологию социаль­ных характеров, способствующих (или не способствующих) этому процессу, анализировали их личные дневники и письма. В то же время сами исследователи не осознавали своей методо­логической «инаковости», своей «другости». В Чикаго в эти го­ды рождалась эмпирическая социология, еще не осознающая ме­тодологических различий внутри себя. Под руководством Р.Парка, одного из выдающихся американских социологов, ра­ботали вместе знаменитый Р.Богардус, разработчик шкалы для измерения социальной дистанции, дошедшей до нас под наз­ванием «шкала Богардуса», и У.Томас, использующий неизме­рительные исследовательские процедуры. Более того, эта «не-измеряющая» социология во многом считала себя незрелой, неумелой, стремясь дорасти до «нормальной» науки. Да, здесь были великие теоретические прорывы, идущие вразрез с клас­сической традицией. У.Томас, ратуя за необходимость опоры в исследованиях на субъективный опыт индивидов, писал, обра­щаясь к коллегам-социологам: «Мы должны поставить себя в положение субъекта, пытающегося найти дорогу в этом мире, и мы должны помнить, что среда, которая на него влияет и к которой он адаптируется, это — его мир, а не объективный мир науки»1. В то же время тот же У.Томас вполне в духе классичес­кого научного знания говорил о необходимости социологом сохранять полную нейтральность по отношению к исследуе­мым явлениям и процессам. В предисловии к своему «Польс­кому крестьянину» он вместе с Ф.Знанецки, как истинный представитель классической науки, претендующей на «овладе­ние миром», писал: «Наш успех в контроле над природой убеж­дает, что со временем мы будем способны в такой же мере контролировать и мир социума»'.

    Подлинное рождение качественного подхода в социологи­ческом исследовании следовало бы связывать с манифестом молодых английских социологов Д.Силвермена, А.Сикурелла

    1 Томас У., Занецки Ф. Методологические заметки. С. 347.

    2 Там же. С. 336.

    и др., которые в своей работе «Новые направления в социоло­гической теории» впервые теоретически обстоятельно и страст­но осмыслили иную, альтернативную социологию'. Тогда, в 1970-х годах, западный мир раскололся на два противостоящих лагеря: «бунтовщиков-качественников», яростно нападающих на противников, и «количественников», занявших «круговую оборону» и защищающих себя не менее яростно.

    3. Предпосылки становления

    По нашему мнению, следует выделять две группы причин, способствующих возникновению альтернативного под­хода в социологическом исследовании: причины глобального характера, связанные со сменой теоретических парадигм в XX веке, и локальные, внутренние — обусловленные неудовле­творенностью социологов-эмпириков «познавательным гори­зонтом» классического подхода.

    К первой группе причин глобального характера следует от­нести резкое в XX веке падение престижа науки в ее нововремен­ной форме. И дело не только в том, что с наукой во многом свя­зываются глобальные катастрофы человечества. Подвергается критике сама интенция науки овладеть миром. Великий критик научного знания, выдающийся немецкий философ Мартин Хайдеггер3, обыгрывая известный термин «картина мира», кото­рый используется для описания той или иной исторической эпохи, говорит о том, что применительно к Новому времени картина мира — это не изображение мира, но мир, понятый как картина. Именно в Новое время мир, представленный человеку как картина, мир, предметно противопоставленный ему, перехо­дит в сферу его компетенции и распоряжения. Здесь мир пре­вращается в объект, резко противостоя человеку — познающему субъекту. Практически об этом же говорил и Николай Бердяев5, выдающийся русский философ, в своей работе «Смысл творче­ства». Он сравнивал науку с оккультизмом, с «черной магией»,

    1 См.: Новые направления в социологической теории.

    *Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. С, 447.

    3 Бердяев НА. Философия свободы. Смысл творчества. С. 266.

    84

    Часть I - Методологические основания

    Тема 3 • Качественный подход

    as


    видя в последней «колыбель» науки: корыстную жажду овладе­ния природой и добытая из нее всего, что дает силу человеку, наука получила от них. Вся психология науки, по Бердяеву, родственна «черной магии», ибо и та и другая жаждут власти над природой. Критике подвергается сама позиция научного знания, в том числе и гуманитарного, рассматривать мир толь­ко как объект познания и освоения, «по ту сторону» от важней­ших экзистенциальных (смысложизненных) вопросов, значи­мых для каждого человека. «Все, чем мы непосредственно озабочены в нашей жизни, избегает строгих характеристик на­уки. Жизненная реальность — вне пределов науки», — говорит современный шотландский философ С.ГТирст1.

    В научном знании возводится в абсолют познавательная ситу­ация, как будто все, что было и есть, всегда существовало только для того, чтобы попасть в лабораторию, как точно сказал фран­цузский философ М. Мерло-Понти'. Здесь мир истолковывается лишь как познавательный объект, т. е. рассматривается как бы лишенный собственной значительности и не могущий быть без специальной санкции познающего субъекта. «Познавать и осва­ивать. Идти дальше. Чувствовать себя хозяином в мастерской сущего»'— вот главная интенция научного знания.

    Применительно к классической социологии как одного из вариантов такого типа научности острие критики направлено на превращение ею человека в объект жестких социальных тех­нологий, в объект манипулирования. Социология, по образно­му выражению современного английского исследователя Зиг-мунта Баумана, «перепутала истину с пользой, информацию с контролем, знание с властью»4.

    1 Пирст С. Теории сознания. М.: Идея-Пресс, 2000. С. 6.

    1 Мерло-Понти М. Философ и социология. От Мосса к Клоду Леви Строссу // Мерло-Понти М. В защиту философии. М.: Изд-во гуманитарной пит., 1997. С. 68.

    гЛехциер В.Л. Путь к опыту // Методологический потенциал качественной социологии и способы его реализации в со­циологических исследованиях. Самара: Самарский универ­ситет, 2000.

    * Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1996. С. 235.

    Она восприняла призыв власть имущих доказать обосно­ванность социологического знания практическими выгодами, которые она может дать для управления общественным поряд­ком тем, кто следит за порядком и управляет им. Тем самым со­циология, воспринявшая перспективу управления, стала рас­сматривать общество «сверху» как материал, обладающий способностью к сопротивлению, как объект манипуляции, внутренние свойства которого нужно лучше узнать, чтобы он стал податливее и восприимчивее к той форме, какую ему захо­тят придать. В этом своем аспекте классическая социология стала рассматриваться как усиливающая контроль над теми, ко­го уже контролируют, как меняющая ситуацию в пользу тех, кто уже наслаждается лучшим положением. Социологию стали обвинять в том, что она способствует неравенству и социаль­ной несправедливости.

    В XX веке резкой критике подвергается Нововременной Познающий Разум в социо-гуманитарных науках, изучающий человека даже не просто отдельно, но в бесконечном удалении от исследователя, «вне положения по отношению к исследующему остраненному уму», как точно сказал В.Библер1. Сегодня этому подходу противостоит идея того, «что чужие сознания нельзя со­зерцать, анализировать, определять как вещи, как объекты — с ними можно только диалогически общаться»1.

    Главная задача социбгуманитарного знания сциентистского типа — описать, объяснить человека, как он есть сам по себе, «очищенный» от исследовательского субъективизма, любых проявлений его личности. Здесь исследователь анонимен, ибо выступает от лица Познающего Разума, абстрактного Субъекта познания, действующего в соответствии с универсальными зако­нами дедуктивной логики. В XX веке начинает четко осознавать­ся, что такое знание, выстроенное по «лекалам» классической ра­циональности, не является подлинно гуманитарным, хотя объектом его и выступают человек или социальная группа, как в социологии. Стало пониматься, что истинная гуманитарность

    1 Библер В. От наукоучения к логике культуры. С. 297.

    1 Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социо­логия науки и техники. Ежегодник: 1984-1985. М., 1S86

    86

    Часть I* Методологические основания

    предполагает «возвращение» исследователя как личности в изу­чаемый процесс, когда знание представляет собой его лично­стную интерпретацию в акте диалога внутреннего мира друго­го человека, интерпретацию социального контекста бытия, «инкорпорированной» истории.

    В XX веке «личностно нейтральное» знание, произведен­ное от лица «всеобщего» разума, подвергается критике еще и по другой причине. Это знание, вырабатывающее универ­сальные законы, рассматривается как производящее норму, как принудительное, предписывающее для всех и потому являю­щееся «скрытыми стратегиями власти»1. Власти интеллектуа­лов над людьми, не принадлежащими к этой группе. В самом деле, интеллектуалы (прежде всего — ученые), создавая те или иные понятия, категории мышления, идеологии, мировоз­зренческие системы, производят норму, которой пользуются все. Видимо, Н.Козлова права, говоря, что «все мы, прошед­шие школу образования, пользуемся оппозициями: теорети­ческое — практическое, научное — обыденное, элитарное — массовое, прогрессивное — отсталое, внешнее — истинное т.д.»'. Однако эти оппозиции — плоды деятельности интеллек­туалов, которые потом через систему образования «навязыва­ют их» всем остальным. Проблема здесь в том, что мы (т.е. все остальные) принимаем их за объективные свойства мира.

    Понятно, что, живя в мире, невозможно избежать катего­ризации этого мира, властных категориальных рамок, которые нам услужливо предоставляют интеллектуалы. Проблема эта достаточно сложна. Вместе с тем рассмотрение нововременной формы научного знания как производителя скрытых стратегий власти

    одна из глобальных к нему претензий.

    Существует еще одна причина, очень точно уловленная Юргеном Хабермасом1: стала явной неудача универсальных наук об обществе, не сумевших выполнить свои теоретические и практические обещания: по его мнению, известная кейнси-

    1 Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы.

    1 Козлова И. Социально-историческая антропология. М.: Ключ, 1999. С.140.

    i Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. С. 36.

    ТемаЗ ' Качественный подход 57

    анская экономическая теория оказалась не в состоянии пред­ложить действенные мероприятия в политике и экономике; в психологии провалились притязания теории обучения на универсальность, а всеобъемлющая теория Т.Парсонса ни­как не согласовывалась с социологическими исследованиями. Все это открывало путь для альтернативных начинаний.

    Следует выделить и причину онтологического плана, входя­щую в круг глобальных, — это кардинальное изменение характе­ра самой социальной жизни, который так или иначе осмыслива­ется социальным исследователем, когда он разрабатывает понятия или более сложные познавательные конструкции — теории. В этом смысле вступление западного общества в инду­стриальную современность в конце XIX века «потребовало» те­орий, оправдывающих экономическую целерациональность вмес­то исследования конкретных разнообразных жизненных форм. Эти теории создавались в рамках методологии классической науки образца XVII-XVIII веков с их верой'в безграничность челове­ческого разума, стремлением преобразовать природу и человека в соответствии с идеальным Проектом. Цивилизация Модерна, как многие сегодня называют эту эпоху, — это эпоха Проекта.

    В середине XX века на Западе, а сейчас и у нас в России — иная социальная ситуация. Переходность западного и россий­ского общества (хотя это совершенно разные переходности), усиление плюрализма, политические решения, в которых изна­чально закодирована множественность интерпретаций, смена духовных ориентиров в российском обществе, множествен­ность оценок исторического прошлого, настоящего и будущего страны — все это создает атмосферу стихийного постмодернизма общественной жизни с ее нестабильностью, непредсказуе­мостью, риском обратимости. Очевидно, что такая «лоскутная» социальная реальность нуждается в иных познавательных сред­ствах, способных «схватить» это многообразие, эту изменчи­вость и переходность.

    Причины внутреннего плана в нашей классификации — это те стороны познавательного процесса в рамках классического подхода в социологическом исследовании, которые подверга­лись критике изнутри: со стороны социологов-эмпириков, на­копивших к этому времени немалый опыт таких исследований. Более всего социологи были не удовлетворены опытом




    88

    Часть I - Методологические основания

    использования математики: методами многомерной статисти­ки, математического моделирования для описания и объясне­ния социальных явлений.

    В самом деле, статистическая традиция, которую вобрала классическая социология, предполагает, что изучаемые объек­ты существуют независимо друг от друга; отдельные их свойства хорошо вычленяются и также независимы друг от друга или свя­заны простейшими зависимостями. Она также предполагает, что выявление характеристик, описывающих целостность объектов из их элементарных первичных свойств, не представляет слож­ности. Вместе с тем на Западе в 1970-х годах, а в России значи­тельно позже — в 1990-х годах приходит осознание того, что для социальных объектов — это слишком большие упрощения: фор­мально-логический аппарат математики не в состоянии доста­точно достоверно описать и объяснить всю сложность социаль­ного объекта, для которого характерны неавтономность его отдельных свойств, нелинейная их зависимость, «вписанность» в более широкий социальный контекст, временная изменчивость т.д. В социологическом сообществе все больше утверждается мысль о том, что «стыковка» математики и социологии — невероятно сложная проблема, несмотря на значительные усилия математи­ков и социологов по «привязыванию» новейших математичес­ких моделей и оригинальных математических аппаратов к пот­ребностям социологической науки.

    Еще одна принципиальная «внутренняя» претензия состо­яла в невозможности в рамках классического подхода описать ре­альную целостность социального объекта, это сочетание порой несочетаемого, противоречивого. Действительно, сама уста­новка количественного подхода на представление социальной характеристики, как правило, латентной (скрытой, внутрен­ней), через ряд заменителей-индикаторов, которые потом, ло­гически соединенные исследователем, будут характеризовать меру выраженности ее сущности, начинает казаться сомни­тельной.

    А как быть со сложными социальными характеристиками, реальными целостностями, такими, как тип сознания, стиль жизни, качество потребления'? Даже представление каждой из них «вселенной» показателей (что практически невозможно осуществить в реальном социологическом исследовании) все-


    89

    Тема 3 * Качественный подход

    таки не дает возможность выявить реальную целостность этих социальных характеристик.

    К недостаткам классической социологии стали относить и невозможность изучить социальный объект в его временной из­менчивости, обусловленной как генетической природой объек­та (например, взрослением подростков), так и социальными процессами. Лонгитюдные исследования, пытающиеся опи­сать поколенческие сдвиги в формах поведения, типах созна­ния, где на протяжении десятков лет изучаются одни и те же люди, находящиеся на разных этапах жизненного цикла, ско­рее экзотика, нежели реальная исследовательская практика.

    В социологическом сообществе накопилась также определен­ная неудовлетворенность методами классического исследования, и прежде всего стандартизированным интервью, анкетным опро­сом, как инструментами, где методологические посыпки позити­вистской парадигмы в социологии выражены наиболее отчетливо. Пришло осознание того, что стандартизация вопросов и предлагаемых вариантов ответов отнюдь не гарантирует од­нозначности их восприятия со стороны респондентов (на этом постулате построена вся идея измерения социальных призна­ков). Стало ясно, что заранее предложенные формулировки вопросов и ответов оказывают внушающее воздействие на рес­пондентов, не позволяя получить ответы, выходящие за рамки предпосылок, в неявном виде содержащихся в формулировках ответов и вопросов. Стало понятно, что у респондентов суще­ствует значительная разница в мотивации отвечать на предлага­емые вопросы, да и значимость их для них разная и т.д.

    Кроме того, возникло убеждение, что количественные данные, полученные в результате опросов, вовсе не являют­ся объективными — это просто сумма ответов на стандарти­зированные вопросы. Ответов, которые, по мнению сов­ременного французского социолога Д.Берто, являются полностью субъективными сами по себе и остаются таковыми, «даже если вы закодируете их цифрами, перемешаете и

    1 БертоД. Полезность рассказов о жизни для реалистичной и значимой социологии // биографический метод в изуче­нии постсоциалистических обществ: Матер, междунар. семинара. СПб., 1997. С.17.

    90

    Часть I ' Методологические основания

    Тема 3 • Качественный подход

    91


    создадите средние статистические показатели»1. «Каким бы способом вы ни готовили кошек или даже репрезентативную выборку кошек, они от этого не превратятся в кроликов», — замечает он.

    В целом, подводя некоторый итог, можно сказать, что на таком фоне глобальных и внутренних причин, несомненно, взаимообуславливаюших друг друга, и произошло конституи-рование качественной парадигмы в социологии.

    4. Теоретические истоки

    Качественный подход в социологическом исследо­вании уходит корнями в целую гамму концепций, теоретиче­ских направлений, сложившихся в европейской и американ­ской социальной философии в конце XIX — начале XX века. Созданные выдающимися социальными мыслителями ВДильтеем, М.Вебером, Г.Зиммелем, А.Шюцем, УДжеймсом, Дж.Дьюи, во многом различающиеся друг от друга, они тем не менее в методологическом плане противостоят позитивизму, натурализму, являя собой альтернативный способ познания об­щества.

    Эта идеология антипозитивизма, антинатурализма позже была «подхвачена» философами, во многом определившими облик социального знания в XX веке: Г.Мидом, Г.Блумером, Г.Гарфинкелем, П.Бергером, Т.Лукманом, И.Гофманом и др. Созданные ими концепции и направления символического интеракционизма, этнометодологии, социального конструи­рования реальности, феноменологической социологии, дра­матургической социологии каждая по-своему определили черты качественной социологии. Конечно, объемы этой кни­ги не дают возможности подробно остановиться на этих и других социальных теориях и направлениях, послуживших философской колыбелью качественного подхода. Тем более понятно, что невозможно это сделать и применительно к творчеству создателей этих теорий в целом, представить их в живом сплетении присущих им парадоксов. Нас прежде всего будут интересовать методологический аспект их творче­ства, вопросы познания, как они понимались и рассматрива­лись ими.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта