Главная страница
Навигация по странице:

  • Количественный подход в социологическом исследовании:предпосылки, история становления 17

  • Тема 2. Основные черты количественногоподхода в социологическомисследовании 37

  • Тема 3. Качественный подход в социологическом исследовании:предпосылки, история становления,теоретические истоки 80

  • Тема 4. Основные черты качественногоподхода в социологическомисследовании 117

  • Функции социологического исследования в классической и качественной парадигмах

  • Типы социологического исследования в классической парадигме

  • Типы социологического исследования в качественной парадигме

  • Тема 3. Метод интервью в социологическом исследовании 264

  • Тема 4. Метод наблюдения в социологическомисследовании зоо

  • Тема 5. Метод анализа документов в качественной и количественнойпарадигмах 322

  • Тема 6. Качественный и количественныйподходы: возможности сочетанияв одном отдельно взятомисследовании 353

  • Качественный подход в социологическом исследовании: предпосылки, история становления, теоретические истоки

  • Готлиб Введение в социологическое исследование. Удк 316 ббк 60. 5 Г73 содержание


    Скачать 2.29 Mb.
    НазваниеУдк 316 ббк 60. 5 Г73 содержание
    АнкорГотлиб Введение в социологическое исследование.doc
    Дата01.02.2017
    Размер2.29 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГотлиб Введение в социологическое исследование.doc
    ТипРеферат
    #1687
    страница1 из 25
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

    УДК 316

    ББК 60.5

    Г73

    СОДЕРЖАНИЕ

    Готлиб А. С.

    Введение в социологическое исследование. Качествен­ный и количественный подходы. Методология. Исследова­тельские практики : учеб. пособие / А.С. Готлиб. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Флинта : МПСИ, 2005. — 384 с.

    ISBN 5-89349-760-0 (Флинта) ISBN 5-89502-759-8 (МПСИ)

    В учебном пособии представлены качественный и коли­чественный подходы в социологическом исследовании. Впервые в отечественной социологии выделены основные направления внутри качественной социологии, проанализирован образ и язык готового продукта, ее функции. Особое внимание уделено позиции исследователя в рамках этих двух подходов, проблеме истины в них. В книге рассматриваются исследовательские практики, де­тальное описание разнообразных типов качественных и количе­ственных исследований. Богато представлен зарубежный и рос­сийский опыт социологических исследований.

    Рекомендуется студентам и аспирантам социологических факу­льтетов и отделений, преподавателям курса «Методология и мето­ды социологического исследования», а также всем, кто осущест­вляет социологические исследования в сферах политики, средств массовой информации, социальной работе и других областях об­щественной жизни.

    ББК 60.5

    ISBN 5-89349-760-0 (Флинта)

    ISBN 5-89502-759-8 (МПСИ) © А.С. Готлиб, 2005

    Введение 13

    Часть I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ПОДХОДОВ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

    Тема 1. Количественный подход

    в социологическом исследовании:
    предпосылки, история становления 17


    1. Что такое методология социологического исследования 17

    2. Что такое количественный подход в социологическом исследовании 19

    3. Из истории становления количественного подхода 20

    4. Критерии научного знания 24




    1. Опытное изучение реальности 25

    2. Достоверность научного знания 26

    3. Объективность и предметность научного знания 29

    4. Практическая направленность научного

    знания 31

    1. Направленность на обнаружение законов 31

    2. Рефлексия по поводу методов достижения

    цели 34

    4.7. Особый язык науки 35

    6 Содержание

    Содержание


    Тема 2. Основные черты количественного
    подхода в социологическом
    исследовании 37


    1. Фокус исследовательского интереса 37

    2. Исследовательская ориентация 40

    3. Объект исследования 43

    4. Логическая стратегия получения знания 44

    1. Основание эмпирического анализа: измерение социальных характеристик 48




    1. Особенности измерения в социологии 50

    2. Типы шкал, используемых в социологическом исследовании 53

    3. Процедура построения порядковой шкалы 59

    6. Выборочный метод 66

    6.1. Основные понятия и идея выборочного

    метода 66

    6.2. Класс строго вероятностных способов (техник)
    отбора 68

    7. Оценка качества исследования 71

    1. Что такое качество социологического исследования 71

    2. Как оценить достоверность результатов исследования 72

    3. «Асимметрия приписывания» в социологическом исследовании 74

    8. Характер получаемого знания. Позиция исследователя

    в исследовательском процессе 76

    Тема 3. Качественный подход

    в социологическом исследовании:
    предпосылки, история становления,
    теоретические истоки 80


    1. Что такое качественный подход в социологическом исследовании 80

    2. Из истории становления 81

    3. Предпосылки становления 83

    4. Теоретические истоки 90




    1. Концепция понимания в работах В.Дильтея и Г.Зиммеля 91

    2. Проблема понимания и категория «социальное действие» в трудах М.Вебера 93

    1. Прагматизм в социологии 95

    1. Символический интеракциониэм Дж.Г.Мидаи Г.Блумера 98

    1. Драматургическая социология И.Гофмана 102

    2. Феноменологическая социология 105

    3. Этнометодология ГГарфинкеля 110

    Тема 4. Основные черты качественного
    подхода в социологическом
    исследовании 117


    1. Фокус исследовательского интереса 117

    1.1. Оппозиция «индивид-общество»

    в экзистенциализме 118

    1.2. Оппозиция «индивид-общество»

    в феноменологической социологии 119

    1. Индивидуальное и типическое 120

    2. Естественный способ получения данных 121

    2. Исследовательская ориентация 122

    1. Понимание как специфический способ познания 122

    2. Почему исследователь может понять информанта 123

    3. Характер получаемой информации 126

    1. Понятие интерпретации 126

    2. Уровни репрезентации опыта 130

    3. Задачи интерпретации 132

    4. Языки результата качественного исследования 136

    1. Образы результата исследования 136

    2. Язык результата научно ориентированного исследования 138

    3. Язык исследовательского комментария 140

    4. Язык простого или плотного описания 141

    8 Содержание

    Содержание

    9


    5. Логическая стратегия получения знания 142

    1. Общая характеристика 142

    2. Основные правила «логики на практике» 146

    6. Проблема истины в качественном исследовании 147

    1. Объективная истина и истина опыта 147

    2. Качество качественного исследования 149

    3. Как повысить обоснованность результатов исследования 150

    7. Позиция исследователя 153

    Тема 5. Функции социологического

    исследования в классической

    и качественной парадигмах 1об

    1. Функции классического социологического исследования:
    общая характеристика 159

    1. Описание в методологии классического социологического исследования 160

    2. Объяснение в методологии классического социологического исследования 162

    2. Описание и объяснение в качественной парадигме 165

    1. Описание: широкое и узкое значение 165

    2. Объяснение: семантическое и научное 165

    3. Использование социологической информации

    в прикладных целях 167

    1. Управленческая функция классического социологического исследования 167

    2. Классическое социологическое исследование для нужд прогнозирования 170

    3. Качественное исследование и управление 175

    4. Качественное социологическое исследование —

    в помощь конкретному человеку 177

    4. Мотивы обращения социолога к качественному
    исследованию 178

    Часть II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ

    Тема 1. Типы социологического исследования

    в классической парадигме 183

    1. Критерии выделения типов социологического исследования 183

    2. Цель как критерий выделения типов социологического исследования 184

    3. Фундаментальное исследование 185

    3.1. Что такое фундаментальное

    исследование 185

    3.2. Особенности фундаментального

    иссл едо вания 187

    4. Прикладное социологическое исследование 193

    1. Что такое прикладное исследование 193

    2. Основные черты прикладного социологического исследования 193

    5. Квазифундаментальное исследование 200

    1. Что такое квазифундаментальное исследо­вание 200

    2. Характерные черты квазифундаментального исследования 200

    6. Разведывательное исследование 203

    Тема 2. Типы социологического исследования

    в качественной парадигме 206

    1. Характер исследовательской практики как критерий выделения типов 206

    2. Этнографический тип качественного социологического исследования 208




    1. Что такое этнография? 208

    2. Основные идеи этнографического подхода

    в социологии 210

    10

    Содержание

    Содержание

    11


    1. Основные черты качественного исследования этнографического типа 211

    2. Автоэтнография 217

    3. «Кейс-стади» как тип качественного исследования 222

    1. Общая характеристика 222

    2. Виды «кейс-стади» 224

    3. Дизайн (план) «кейс-стади» 227

    4. Опыт реализации стратегии «кейс-стади» 228

    4. «Grounded theory» (обоснованная теория) как тип
    качественного исследования 231

    1. Основные идеи стратегии 231

    2. Логика исследовательского поиска 224

    3. Важнейшие операции «обоснованной теории»....239

    5. «Устная история» (oral history) как тип качественного
    социологического исследования 247

    1. Что такое «устная история»? 247

    2. Немного истории 249

    3. Достоверность и надежность в исследовании типа «устная история» 250

    6. «История жизни» {life story) как тип качественного
    социологического исследования 251

    1. Общие положения 251

    2. Из истории становления 254

    3. Методологические подходы к историям

    жизни 256

    Тема 3. Метод интервью в социологическом

    исследовании 264

    1. Общая характеристика 264

    2. Виды интервью 267

    3. Оппозиции «мягкое — жесткое», «качественное — количественное» интервью 270

    4. Стандартизованное (формализованное) интервью 272




    1. Специфика стандартизованного (формализованного) интервью 272

    2. Характер отношений между интервьюером

    и респондентом 273

    5. Нарративное интервью 276

    1. Что такое нарративное интервью? 276

    2. Специфические черты 278

    3. Стратегия проведения 281

    4. Отношения «интервьюер — информант»

    в нарративном интервью 283

    5.5. Проблема истины в нарративном интервью 286

    1. Полуформализованное интервью 288

    2. Фокусированное групповое интервью 290




    1. Общая характеристика 290

    2. Подбор участников группы 293

    3. Процедура фокус-группового интервью 295

    Тема 4. Метод наблюдения в социологическом
    исследовании зоо


    1. Основные положения 300

    2. Невключенное структурированное наблюдение 305

    3. Включенное бесструктурное наблюдение 314

    Тема 5. Метод анализа документов

    в качественной и количественной
    парадигмах 322


    1. Понятие «документ» в социологии 322

    2. Виды анализа документов в классическом социологическом исследовании 325




    1. Неформализованный анализ документальной информации 326

    2. Контент-анализ текстовой информации 327

    3. Анализ статистической информации 337

    4. Информативно-целевой анализ текстов 338

    5. Проблема надежности документальной информации 341

    3. Анализ документов в качественной парадигме
    социологического исследования 342

    3.1. Традиция изучения «человеческих

    документов» 342

    Содержание

    1. Аналитическая индукция и «grounded theory» (обоснованная теория) как способы обработки информации в качественном исследовании 34-4

    2. Специфические методы обработки документальной информации 346

    Тема 6. Качественный и количественный
    подходы: возможности сочетания
    в одном отдельно взятом
    исследовании 353


    1. Соотношение подходов 353

    2. Параллельное использование качественного

    и количественного подходов 357

    3. Последовательное сочетание качественного

    и количественного подходов 359

    Приложение 368

    Указатель терминов 381

    ВВЕДЕНИЕ

    Эта книга — в определенной степени ответ на «вызов сре­ды». Качественная социология, ворвавшись в российское со­циологическое пространство сравнительно недавно — всего ка­ких-нибудь 8-10 лет назад, — расколола социологический мир на «качественников» и «количественников», яростно проти­востоящих друг другу. Тогда ситуация в российской социологии повторяла западную с опозданием почти в 20 лет.

    Сегодня, когда и в России, кажется, утихают страсти по ка­чественной социологии, наступает пора взвешенного подхода к оценке познавательных возможностей качественной и количе­ственной парадигм, проблем, которые они порождают. Вот и эта книга — попытка внести свою лепту в осознание современ­ной социологией своих познавательных ресурсов — богатств, которыми надо суметь распорядиться.

    Конечно, качественная парадигма в большей степени насы­щена проблемами, порождает больше споров, нежели класси­ческая, что вполне объяснимо: осмысление ее «инаковости» в западной социологии имеет совсем недавнюю историю. Да и сама она — более философична, и потому более трудна для социолога-эмпирика, как правило, редко задумывающегося о методологических основаниях производимого знания. Может быть, «заслуга» качественного подхода в том и состоит, что он поставил вопросы методологии социологического знания в полный рост, вынудив социолога «оторваться от эмпирии» и задумать­ся над «вечными» вопросами: что такое истина в социологичес­ком исследовании? Какую реальность мы изучаем, работая с документами: письмами, дневниками, газетными статьями? Кто мы, социологи, сами? Какую позицию мы занимаем по от­ношению к тем, кого изучаем? И, наконец, зачем вообще соци­ология нужна миру, что она дает людям, живущим в нем?

    Некоторый крен в сторону методологических основ социо­логического знания, который, несомненно, характерен сегодня для современной познавательной ситуации в социологии, надеюсь, присутствует и в книге. Во всяком случае, мне хоте­лось написать не столько книгу, отвечающую на вопрос: «Как делать социологическое исследование?» (сегодня есть уже достаточно много хороших инструменталистски ориентированных


    14
    Введение

    учебников), сколько обратить внимание читателя на методоло­гические проблемы качественного и количественного подхо­дов в социологическом исследовании. В то же время, как соци­олог-эмпирик, я понимала, что без связи «высоких» вопросов с конкретной социологической практикой, вне анализа их «пропущенное™» сквозь тот или иной метод или исследова­тельскую стратегию, интерес к методологии грозится вылиться в философствование, оторванное от реального опыта социоло­гов, и потому не очень-то и значимое, важное для них. Поэто­му, где это возможно, я старалась провести линию: методология конкретная исследовательская практика применительно к обо­им подходам.

    Следует также сказать, что сами эти подходы — качествен­ный и количественный — скорее веберовские идеальные типы, мысленные конструкции, как правило, не совпадающие с «жи­вым» социологическим исследованием. Тем не менее, только усвоив (освоив) их, социолог может надеяться на успех в таком многотрудном, рискованном и полном неожиданностей предприятии, как социологическое исследование.

    Мощным стимулом к написанию этой книги явилось заме­чательная Летняя Школа «Методологический потенциал каче­ственной социологии и способы его реализации в социологи­ческих исследованиях», которую нам удалось провести жарким летом 2000 года в Самаре. Здесь, в спорах за круглым столом, в компьюторских классах и кулуарных «тусовках» особенно остро «высветились» проблемы, нуждающиеся в осмыслении.

    И последнее. Мое желание под «одними корочками» и в «читабельном» варианте соединить фактически две социоло­гии обусловили неизбежную неполноту представленности каждой из них. И все-таки, на мой взгляд, в таком сочетании есть смысл. С одной стороны, это дает возможность показать разные правила игры на поле социологии, а с другой — проде­монстрировать ее многоцветие, богатую палитру красок, с по­мощью которых социология «рисует* мир социума.

    Часть I

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

    ОСНОВАНИЯ

    КОЛИЧЕСТВЕННОГО

    И КАЧЕСТВЕННОГО ПОДХОДОВ

    В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ

    ИССЛЕДОВАНИИ

    Тема 1

    Тема 1


    Количественный подход

    в социологическом исследовании:

    предпосылки, история становления

    Тема 2

    Основные черты количественного подхода в социологическом исследовании

    ТемаЗ

    Качественный подход в социологическом

    исследовании: предпосылки,

    история становления, теоретические истоки

    Тема 4

    Основные черты качественного подхода в социологическом исследовании

    Тема 5

    Функции социологического исследования в классической и качественной парадигмах

    Количественный подход

    в социологическом исследовании:

    предпосылки, история становления

    Ключевые понятия: Методология, метод, пара­дигма, позитивизм, количественный подход, сциентизм, научный тип знания, механисти­ческий детерминизм, достоверность, объектив­ность, практическая направленность, универ­сальный закон

    Действительность, входя в науку, сбрасывает с себя все ценностные одежды, чтобы стать голой и чистой действительностью познания, где суве­ренно только единство истины.

    М. Бахтин. К философии поступка

    1. Что такое методология

    социологического исследования

    Термин методология (от греч. цебобо^ — способ по­знания и ХоуоС, — учение, знание) имеет ряд значений. В узком значении, впрочем, наиболее распространенном, методология представляет собой описание конкретных методов исследова­ния, т.е. чисто «техническую» область знания.

    Методология социологического исследования в широком значении термина есть довольно сложное образование, вклю­чающее две составляющие: философскую и собственно социо­логическую.

    Философская составляющая — это система наиболее общих принципов и положений исследования. Их цель — обосновать конкретные методы сбора и анализа социологической инфор­мации, конкретные исследовательские практики, логику их ре­ализации, крит^ии^оце^и качества получаемой информации, подходы к. определению^ тего истинности и т.д. Философская

    ' ' "■! !1IL 1 II,! ф.1лИ,1.Л


    18
    Часть! • Методологические основания

    часть методологии социологического исследования — это ответы на предельно общие вопросы: какова природа социаль­ной реальности в рамках того или иного подхода? как соотно­сятся в них познающий субъект (исследователь) и мир, который познается? что понимается в них под истинным знанием? како­вы способы (пути) получения нового знания? каков характер этого знания? каковы, наконец, основные функции (задачи) социологического исследования в том или ином подходе?

    От ответа на эти «высокие» вопросы зависит и реальная ло­гика социологического исследования, которая описывается второй, собственно социологической составляющей. Эта часть методологии содержит ответы на менее общие, достаточно конкретные вопросы, неизменно встающие перед исследова­телем: какую принципиальную стратегию получения нового знания выбирать? каковы способы представления этого зна­ния? какова должна быть последовательность организации со­циологического исследования? каковы возможности и ограни­чения конкретных методов сбора и анализа социологической информации? как организовать общение между исследовате­лем и опрашиваемым в процедуре опроса? как доказать факт наличия или отсутствия связи между изучаемыми явлениями и нужно ли вообще доказывать это?

    Действительно, вне определенного ответа на философские вопросы невозможно обосновать и технику использования того или иного метода, ибо то, что считается достоинством, преи­муществом в рамках одного социологического подхода, высту­пает серьезным недостатком, объектом критики в другом.

    В самом деле, результаты наблюдения ситуации изнутри (т.е. включенного наблюдения) невозможно считать социологи­ческим знанием, не зная, к какой парадигме1 относится данный метод, каковы задачи социологического исследования в ней, что считается здесь истинным. Точно так же нельзя понять, что,

    1 Термин парадигма (греч. параЬщ\1ч — пример, образец) означает совокупность методологических посылок, идей, определяющих конкретное научное исследование (критерии оценки исследовательской практики, теоретические стан­дарты, образцовые решения исследовательских задач, об­щее "мировоззрение»), а также признанных на данном эта­пе развития науки.

    Тема 1 • Количественный подход: предпосылки, история 19

    собственно, делать с той информацией, которая содержится в рассказе человека о своих способах «выживания» в современ­ной российской ситуации, вне осознания методологических ра­мок, в которых используется нарративное интервью.

    Нельзя однозначно также ответить на вопрос, как следует организовать общение с респондентом (информантом) в рам­ках интервью вне четкого понимания, к какой парадигме отно­сится конкретный, используемый в исследовании вид этого ме­тода. Ответ на «технический» вопрос: следует ли стараться избегать «эффекта интервьюера»', максимально дистанцируясь от опрашиваемого, или, наоборот, стремиться к сближению с ним, стараясь понять его, кроется в философских основаниях методологии социологического исследования, в специфике ка­чественного и количественного подходов.

    И наконец, нельзя ответить на вопрос, следует ли сначала I в исследовании выдвигать теоретическую гипотезу, а потом ве­рифицировать (подтверждать) ее эмпирическими фактами, т.е. идти «сверху — вниз», или, наоборот, избрать принципиально другой путь — «снизу — вверх» — от эмпирических данных «восходить» к теории, не осознавая, в какой парадигме иссле­дователь собирается работать.

    2. Что такое количественный подход в социологическом исследовании

    Термин количественный подход в социологическом исследовании, весьма распространенный в западной литерату­ре, представляет собой скорее метафору, нежели строгое науч­ное понятие. Он появился в 70-х годах именно потому, что в это время социологическим сообществом начала осознаваться И анализироваться «особость», специфика иного, отличного от традиционного, так называемого «качественного» подхода.

    1 Термин эффект интервьюера означает нежелательное сме­щение ответов (искажение информации) респондента в про­цедуре интервью, вызванное неправильными с точки зрения методики классического социологического исследования действиями интервьюера.

    20 Часть I* Методологические основания

    Появился как своеобразная антитеза, противопоставление качественному подходу в социологическом исследовании. По сути же, «количественный» подход означает не что иное, как традиционный, классический (в значении «устоявшийся», про­веренный временем). Впрочем, в этом термине улавливается специфика формы, прежде всего математической формы пред­ставления знания в классической социологии.

    В самом общем виде количественный подход представляет собой такие методологию и конкретные исследовательские практики, при которых отправной точкой исследования являют­ся теоретические гипотезы, которые в процессе исследования верифицируются (подтверждаются). При этом процедура верификации построена на использовании математики в каче­стве доказательства: на измерении социальных признаков, ин­тересующих исследователя, и математическом анализе полу­ченной социологической информации.

    Как складывался количественный подход в социологии, или, говоря другими словами, как стало возможно класси­ческое социологическое исследование, классическая социоло­гия в целом?

    3. Из истории становления количественного подхода

    Философской колыбелью той социологии, которую мы сейчас называем классической, был позитивизм, в рамках которого «позитивная» наука, выстроенная в традициях Ново­го времени, в традициях «классической рациональности», рас­сматривалась как самая совершенная форма человеческого познания — в противоположность теологическому (схоласти­ческому) и философскому, понимаемому как умозрительное, оторванное от жизни знание.

    В самом термине позитивный, как его понимали впервые использовавший это слово в своих трудах Сен-Симон, француз­ский мыслитель XIX века, и Опост Конт, основатель позити­визма, уже слышится это противопоставление. Огюст Конт подчеркивал несколько значений этого слова: реальное в про­тивоположность химерическому; полезное в противопо­ложность бесполезному; достоверное в противоположность

    Тема 1 * Количественный подход: предпосылки, история 21

    сомнительному; точное в противоположность смутному; поло­жительное в противоположность отрицательному1. При этом под положительным он понимал способность позитивной фи­лософии (новой философии) не разрушать, но быть консолиди­рующей силой.

    Именно с наукой блестящие мыслители XIX века связыва­ли свои надежды на прогрессивное развитие всех сфер общест­венной жизни.

    Позже, к концу XIX — началу XX века, из позитивизма «вы­растет» целая социально-культурная концепция, абсолютизи­рующая роль науки в жизни общества, возводящая ее в ранг всеобщего мировоззрения. Критики назовут эту концепцию сциентизмом (от лат. scientia— наука).

    XX век внес свои коррективы в это радужное восприятие научного знания: стало ясно, что наука принесла человечеству не только повышение комфортности его существования (раз­нообразный мир потребительских товаров и услуг, новые воз­можности коммуникации и т.д.), но и во многом поставила под угрозу саму жизнь комфортно устроившегося человека: эколо­гические катастрофы, войны с применением атомного ору­жия — этого венца научно-технического знания XX века — способны убить все живое.

    Но тогда, во второй половине XIX века, еще не было траги­ческого опыта Хиросимы и Чернобыля, и потому наука, идеал которой был сформирован еще в XVII веке, в Новое время, окружается особым ореолом в общественном сознании, ей при­дается особый мистический смысл новой религии человечества.

    Понятно, что в такой духовной атмосфере и новое знание об обществе, которое Огюст Конт назвал социологией (буквально с лат. socioобщность, logosзнание), создается по образу и по­добию сложившихся к тому времени естественных наук: химии, физики, биологии. «По образу и подобию» означает здесь реали­зацию по крайней мере двух фундаментальных предпосылок:

    • социальные явления с точки зрения любой аналитической за­дачи качественно те же, что и природные явления;

    • цели и методы исследования, разрабатываемые в естествен­ных науках, применимы и для изучения социальных явлений.

    ' КонгО, Дух позитивной философии. СПб., 1910.

    22

    Часть I • Методологические основания

    Тема 1 • Количественный подход: предпосылки, история

    23


    Следует заметить, что стремление понять и осмыслить ха­рактер общественного устройства, принципы, на которых строится человеческое общежитие, описать отдельные его гра­ни было свойственно философам, мыслителям задолго до по­явления во второй половине XIX века новой науки. Великие мыслители античности: Аристотель в работе «Политика», Пла­тон в своем знаменитом «Государстве», а также плеяда блестя­щих мыслителей эпохи Просвещения: Монтескье, Вольтер, Руссо, Гельвеций, Кондорсе, Тюрсо и др. — каждый по-своему, в рамках своих философских и социально-политических систем, осмысливал общественное бытие. Вместе с тем все бо­гатство концепций, подходов, оригинальных суждений и точек зрения, накопленное за 25 веков существования обществозна-ния, тем не менее в целом не соответствовало критериям науч­ной рациональности, идеалам научного знания в его класси­ческой, нововременной форме.

    Справедливости ради надо сказать, что образцы для п -чгра-жания молодой науке об обществе задавали не только более зрелые естественные науки, но и гуманитарные дисциплины, скроенные тогда по принципиально другим «лекалам»: исто­рия, антропология, право, лингвистика. В области гуманитар­ного знания в то время господствовали историко-генетиче­ский и сравнительный подходы.

    Использование сравнительного подхода в антропологии, например, тогда позволило выдвинуть теорию культурного эво­люционизма, согласно которой при всем различии образов жиз­ни, обычаев, традиций существует единство стадий развития человечества. При этом ни эта теория, ни другие обобщения не подвергались эмпирической проверке на обоснованность, как того требует научное знание. Зато для выдвижения ее тщатель­но, подробно, во всех исторических деталях изучались культу­ры разных народов, конкретные жизненные формы во всей полноте их проявлений1.

    ' Через несколько десятков лет, уже в начале XX века, антро­пологи откажутся от этой глобальной теории, чтобы окончательно сконцентрировать свой научный интерес на реконструкции частного: культур отдельных народов, отдельных типов обществ.

    Повсеместно создаваемые в западноевропейских универси­тетах в этот период кафедры антропологии, а также традицион­ные университетские кафедры права, классической филоло­гии, истории не могли не оказывать «нормативного» давления на становящуюся социологическую науку. Да и в общественном сознании второй половины XIX века, несмотря на преоблада­ние позитивистских настроений, практически параллельно идет процесс осмысления специфики гуманитарного знания, ра­дикального противопоставления «наук о духе», к которым отно­сятся и общественные науки, и «наук о природе» в терминоло­гии В.Дильтея, выдающегося немецкого мыслителя. : Чем же объяснить все-таки тот факт, что молодая социаль­ная наука не пошла по традиционному пути гуманитарных дис­циплин, выступив против не только методов, но и самого стиля мышления гуманитарного знания того периода?

    Прежде всего это связано с тем, что вторая половина XIX века была временем оформления науки в важную самосто­ятельную сферу общественной жизни. Интеллектуальный ав­торитет науки, полученный ею благодаря Просвещению, был S этот период подкреплен ее практическим авторитетом, раз­витием прикладных исследований и разработок. Наука, суще-'Огвовавшая в XVII веке в виде научных обществ, университетов ** академий, стала проявлять себя в виде лабораторий и иссле­довательских институтов. Расширялась сеть научных учрежде­ний, возрастало число ученых.

    Выбор социологии в пользу научного типа знания не в пос-'• леднюю очередь был обусловлен и социально-историческим Контекстом. Известно, что понятия и другие более сложные познавательные конструкции — теоретические концепции И Целые научные направления — довольно часто выступают ре­зультатом осмысления их авторами конкретной социальной ситуации, специфического жизненного контекста. Связь эта: социально-историческая ситуация — познавательные кон­струкции, конечно, не слишком жесткая, но все-таки она су­ществует.

    Историки социологии утверждают, что именно неудовлет­воренность западноевропейских мыслителей спекулятивной (Умозрительной) социальной философией, с которой связыва­юсь ужас и крах Великой французской революции в первой

    24

    Часть IМетодологические основания

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта