Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы для самоконтроля

  • Ключевые понятия

  • Готлиб Введение в социологическое исследование. Удк 316 ббк 60. 5 Г73 содержание


    Скачать 2.29 Mb.
    НазваниеУдк 316 ббк 60. 5 Г73 содержание
    АнкорГотлиб Введение в социологическое исследование.doc
    Дата01.02.2017
    Размер2.29 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГотлиб Введение в социологическое исследование.doc
    ТипРеферат
    #1687
    страница2 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
    Тема 1 ' Количественный подход: предпосылки, история

    25


    половине XIX века, подтолкнул их к идеалу научного зна­ния. Под сомнение ставилась сама возможность оторванно­го от жизни философского знания способствовать измене­нию общественных отношений, потребность в котором была очень велика во французском обществе, родине пози­тивизма.

    Научное же знание в его нововременной форме, «заряжен­ное» идеей преобразования, было как раз тем желанным типом знания, в котором, по мнению социальных мыслителей, более всего нуждалось современное общество.

    Каковы же основные черты научного знания, послуживше­го идеальной моделью для отцов-основателей классической социологии?

    4. Критерии научного знания

    Известно, что существует несколько типов знанил, которые одновременно и результат осмысления человеком ми­ра, и средство (способ) выживания в нем: мифологическое, ре­лигиозное, обыденное наконец.

    Попробуем выделить специфические черты еще одного типа знания — научного в том его виде, в каком оно было сформулировано плеядой блестящих мыслителей Нового времени, с энтузиазмом воспринято в XIX веке позити­визмом и дошло практически до наших дней. Конечно, каж­дый из них — и Джон Локк, и Фрэнсис Бэкон, и Рене Декарт, и Галилео Галлилей, и Томас Гоббс, и Пьер Гассенди — был оригинальным мыслителем, создавшим свою собственную философскую систему. Тем не менее каждый из них особым, только ему присушим способом создавал Проект научного знания.

    В нашу задачу не входит подробный анализ всего спект­ра познавательных проблем, которые так или иначе рас­сматривались этими философами. У нас гораздо более скромная задача: описать то общее в подходах этих мысли­телей, что и составляет контуры научного знания, его принципиальное отличие от других типов знания. Следует сказать, что споры о том, что считать критериями, призна­ками научности, не умолкают до сих пор в философии

    науки1. Более того, сами эти критерии на протяжении веков из­менялись, подвергались критике с разных позиций. Однако се­годня все-таки существует согласие по раду бесспорных черт научного знания, тех его отличительных характеристик, кото­рые были заданы еще в Новое время. Каковы же они?

    4.1. Опытное изучение реальности

    Прежде всего, наука строит свои выводы на опытном изучении фактов, т.е. включает эмпирическую составляющую (от лат. empiricus— опыт). Опытное изучение природы означа­ло использование эксперимента. Сам же эксперимент понимал­ся как планомерно осуществляется, специально сконструиро­ванное действие по проведению испытания или проверке рего-нибудь. Посредством эксперимента исследователь как бы задавал природе интересующие его вопросы. Не случайно Ф.Бэкон, требуя пересмотра концепции образования в стране, писал: «Вообще же следует твердо помнить, что едва ли возмо­жен значительный прогресс в раскрытии глубоких тайн приро­ды, если не будут предоставлены средства на эксперименты»2. В целом такой эмпирический характер научного знания стал культурным изобретением XVII-XVIII веков: в то время как сред­невековые схоласты позволяли заблуждаться относительно харак­тера фактов в природе и социальном мире из-за того, что помеща­ли между собой и реальностью ее интерпретацию, мыслители Нового времени отбросили интерпретацию, оставшись один на один с фактами как таковыми. Наблюдение как специально орга­низованная процедура и эксперимент призваны были «увеличить дистанцию между «кажется» и «есть», между видимостью и действительностью», как точно скажет современный англий­ский социолог А.Макинтайр3. При этом схоластическому

    ' Подробнее см.: АгзссиДж. Революции в науке — отдельные события или перманентные процессы // Современная философия науки: знание, рациональность, ценность в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М.: Логос, 1996. г Бэкон Ф, Сочинения. М.: Наука, 1971. Т. 1. С. 151. 1 Макинтайр А. Факт, объяснение и компетенция // Девят-ко И. Модели объяснения и логика социологического иссле­дования. М.: Ин-т социологии РАН, 1996. С.120.

    26

    Часть I Методологические основания

    тели ' * Количественный подход: предпосылки, история

    27


    знанию доставалась «видимость», научное же претендовало на познание «действительного».

    Опытное изучение природы и социального мира не препят­ствует созданию теоретических обобщений, а служит лишь способом их проверки. Эта связь «теория — опытное изучение природы», различным образом объясняемая, всегда присут­ствовала в работах мыслителей Нового времени. Так, Фрэнсис Бэкон с его акцентом на эмпирическом изучении природы в своей знаменитой работе «Новый органон» тем не менее упо­доблял исследователя пчеле, которая не только собирает дань на полях и в садах, но и перерабатывает ее в мед собственными усилиями. Рене Декарт с противоположной рационалистиче­ской позиции (от лат. ratio— счет), с ее усиленным вниманием к деятельности «правильно рассуждающего ума» для познания природы, в «Правилах для руководства ума» осуждал тех высо­комерных мудрецов, которые, пренебрегая опытом, вообража­ют, что истина появится из их головы, как Минерва из головы Юпитера. Рационалистический способ познания, основателем которого он был, по его глубокому убеждению, обязан контро­лировать г-чои положения и выводы опытом (опытами), дабы не «скатиться» к схоластически-умозрительным рассуждениям.

    Эту значимость опытного подтверждения выдвинутых идей «поднимал на щит» и великий физик и математик Исаак Нью­тон. Его аналитический метод, не им изобретенный, но им осознанный и реализованный как методологический прин­цип, предполагал, что силы и простейшие законы природы ус­танавливаются на основе ее тщательнейшего наблюдения и изучения, с помощью «беспощадного контроля» опытом, экспериментом. Необходимость такого контроля была зафик­сирована даже в девизе Лондонского естественнонаучного общества, выдающимся президентом которого он был: «Ниче­го со слов».

    4.2. Достоверность научного знания

    Научное знание — это достоверное знание. Досто­верность понимается как соответствие полученного знания истинному положению дел, т.е. тем реальным отношениям, ко­торые существуют в природе и выступают объектом исследова-

    ния. При этом часть ученых, так называемые «наивные эмпи­рики», и прежде всего И.Ньютон, полагали, что достоверное теоретическое знание получается через обобщение экспери-ментальных^фактов, т.е. индуктивным путем (логический путь от частного к общему). Последователи Ньютона — ньютониан-цы пытались конструировать чисто наблюдательную (вытекаю­щую из фактов) физику, химию, биологию. Такая методологи­ческая установка базировалась на представлении о том, что наука должна заниматься исключительно наблюдаемыми объек­тами, т.е. теми, которые в принципе могут быть изучены экспе­риментальным путем. Так, французский астроном Бейли в ма-Л'. nepv «добропорядочного индуктивиста» настаивал на том, что №. наука должна ограничивать себя такими наблюдаемыми «зако-Ж нами, которые природа нам открывает»'. Это означало, что Ж' в- науке недопустимы теории, относящиеся к объектам слищ-Щ яом малым, чтобы быть наблюдаемыми (например, атомам),

    II или к процессам слишком постепенным, чтобы быть заметны-
    1ми (например, процесс естественного отбора).
    £ В конце XVIII века эта позиция будет отброшена за счет

    | Обоснования метода гипотез. Этот метод допускал «закон-It Кость» в рамках науки гипотез, относящихся к ненаблюдаемым I (теоретическим) сущностям, поскольку из этих гипотез может Ш быть выведен широкий набор наблюдаемых, т.е. могущих быть Е Проверенными экспериментально, утверждений. В • Вместе с тем само появление теоретических гипотез как | «законных детей» научного знания стало возможным благодаря ..^: Иному (в противоположность эмпиризму) представлению о дос-■?■% ТОверности знания. Здесь основанием достоверности (наряду с " ■ Опытом, прежде опыта) является интеллект, рассудок, познаю­щий ум. Под рассудком Рене Декарт, наиболее емко выразив­ший эту позицию, понимал специальную деятельность, направ­ленную на построение суждений, умозаключений, доказательств, До выстраивание «бесчисленного множества систем», нахожде­ние доводов, аргументов или их опровержение. Знаменитый де­картовский лозунг «Сомневайся во всем» предполагал недове­рие прежде всего к чувственным качествам вещей, т.е. к тем, знание о которых можно получить эмпирическим путем —

    28

    Часть I' Методологические основания

    Тема 1 • Количественный подход: предпосылки, история

    29


    с помощью наблюдения, эксперимента. Эти качества, по его мнению, нельзя рассматривать как подлинные, достоверные. Таковыми можно считать только те неизменные признаки тел, в которых нас убеждает разум, ориентированный на матема­тику.

    Поскольку действительность, по мнению великого матема­тика, представляет собой цепь бесчисленных отношений, в ко­торых находятся между собой явления и вещи, подчиненные правилам «всеобщей математики» (термин Декарта. — А.Г.), достоверное познание этих отношений возможно лишь на пу­ти использования логики, приближенной к математике. Преж­де всего достоверное знание может быть получено за счет ис­пользования дедуктивной логики, как способа непрерывного и последовательного выведения знания из некоторых самооче­видных суждений, истин'. При этом «рассуждающий ум» до." жен владеть этим умением в полной мере, если он рассчитыва­ет получить точное истинное знание.

    В поисках такого суждения он поставил под сомнение поч­ти все «истины» своего времени: законы науки, аксиомы мате­матики, утверждение о существовании «моего» тела и даже принцип бытия Бога. Декарт пришел к мысли, что единствен­ной основой научного (т.е. достоверного) знания может слу­жить суждение «Я мыслю, следовательно, существую», сомне­ваться в котором означало бы сомневаться в самом акте сомнения. Исходя из этого суждения, Декарт путем дедукции восстановил науку, разрушенную его сомнением. Точнее, он не просто восстановил разрушенное им здание, но построил но­вое: вывел принципы и философии, и физики (натурфило­софии), доказал существование Бога, души, материального мира, понимаемого им как протяженная субстанция, продемон­стрировал истинность законов движения, отчасти предвосхи­тив законы Ньютона.

    Вот это понимание достоверности как прежде всего логиче­ской, в том числе и математической, доказательности, рас­смотрение математики как важнейшего средства доказательства

    ' Позднее под дедуктивной логикой или дедукцией будут понимать способ выведения знания от более общих поло­жений к менее общим.

    истинности, правильности теоретических положений1 станет общим местом в рассуждениях о науке философов Нового вре­мени — Г.Галилея, ДЛокка, В.Спинозы, ГЛейбница. С тех пор, а это дошло и до наших дней, знание настолько будет считать­ся научным, насколько в нем много математики.

    Дошел до наших дней и гипотетико-дедуктивный метод, как основная логическая схема получения достоверного знания в классической науке.

    43. Объективность и предметность научного звания

    Научное знание — это объективное знание. Под объ­ективностью здесь понимается полная независимость знания вт личностных особенностей познающего субъекта, личностная нейтральность знания. Фрэнсис Бэкон, например, борясь за .объективное, истинное знание, предлагал очистить человеческое «ознание от «идолов». «Идолы» — это призраки, предрассудки, отчасти присущие человеческому уму вообще («призраки ро-: да»), отчасти характеризующие индивидуальные особенности ; исследователя («идолы пещеры»). По мнению английского ! мыслителя, у каждого человека существует «своя особая пеще-! ра» (черты характера, особенности психики), которая дополни­тельно искажает «свет природы». Идолы постоянно преследуют Человека, создают у него ложные идеи и представления, препя­тствуют человеку в его проникновении «в глубь и даль приро­ды». Ф.Бэкон рассуждает: «Человеческий ум — не сухой свет, «го окропляют воля и страсти, а это порождает в науке жела­тельное каждому... Бесконечным числом способов, иногда не­сметных, страсти пятнают и портят разум»2.

    В научном знании человек жестко отделен от своей продук­ции (научных трудов или технических свершений), очишая ве­щи «как они есть» от всех субъективных искажений.

    1 Известно, что математика организована как дедуктивная система, т.е. как множество таких высказываний, которые могут быть дедуцированы из специального множества посылок.

    ! Бэкон Ф. Сочинения. М.: Наука. Т. 1.С. 170.

    30

    Часть I • Методологические основания

    Тема f " Количественный подход: предпосылки, история

    31


    Как личность он должен отсутствовать в них, его челове­ческая неповторимость (ценности, взгляд на мир, страсти) вы­тесняется из процесса исследования; законы Ньютона не поз­воляют судить о том, что любил и что ненавидел Ньютон. Тогда как, например, парящие над городом влюбленные Марка Ша­гала говорят о его ностальгии по молодости, Родине, которую он вынужден был оставить, о его светлом, радужном восприя­тии мира в целом.

    Такая отстраненная позиция исследователя будет в XX веке подвергнута резкой критике. Возникнет и специальное нап­равление в философии науки — релятивизм (от лат. relativusсоотносительный), где будут утверждаться условность, ситуа-тивность, контекстуальность научного знания. В рамках этого направления содержание научного знания определяется ситу­ацией, в которой это знание осуществляется. Это означает, что оно (это знание) может быть объяснено в том числе и индиви­дуальными особенностями исследователя, так же как и культур­но-исторической ситуацией, состоянием дел в научном кол­лективе, особенностями национальной научной школы и т.д. Так, полемизируя с оппонентами, американский физик и фи­лософ П.Бриджмен, представляя крайнюю форму релятивиз­ма, писал: «Моя наука операционально отличается от вашей науки, как и моя боль отличается от вашей боли. Это ведет к признанию того, что существует столько наук, сколько ин­дивидов»1.

    Любой реально существующий феномен для науки — осо­бый предмет, функционирующий по объективным законам и подлежащий изучению. Как царь Мидас из известной древней легенды — к чему бы он ни прикасался, все превращалось в зо­лото, так и наука: к чему бы ни прикоснулась, все для нее лишь предмет познания и преобразования. Применительно к миру людей, живущих собственной «естественной» жизнью, наука вычленяет особый ракурс их рассмотрения как объекта познания, «вписанного» в систему объективных законов. Под этим углом зрения наука может исследовать любые феномены жизни чело­века — любую человеческую деятельность, его психику и т.д.

    1 Цит. по: Печенкин А.А. Релятивизм // Современная фило­софия науки. М.: Логос, 1996. С. 19.

    Вместе с тем в XX веке все больше осознается, что этот особый угол зрения науки на жизнь людей не отвечает на главные смыс-ложизненные вопросы человеческого существования и поэтому оказывается бессмысленным для человека или в худшем случае выступает способом усиления социального контроля за ним.

    4.4. Практическая направленность научного знания

    Научное знание всегда практически ориентировано, нацелено на практическую полезность. Так, Декарт полагал, что знание сил природы можно использовать во всех свойственных им применениях, чтобы стать, таким образом, как бы господа­ми и властителями природы. Знаменитый лозунг «Знание — сила», давший название популярному в СССР журналу, — отту­да, из XVII века. Более того, мера истинности знания, по Бэко­ну, неразрывно слита с возможностью его практического ис­пользования: «Что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно»1.

    Эту «заряжен ность» научного знания действием очень точ-ио выразил в XX веке русский философ, культуролог В.Библер: «В науке Нового времени с особой силой реализуется принцип: ■ Объяснить вещь, как она есть, чтобы знать, как действовать, ■чтобы изменить то, что есть»2. Вот эта нацеленность науки на "Щ»еобразование мира, на овладение им, на превращение его ■ объект будет подвергнута резкой критике в XX веке. Неприя­тие «овладевающего миром знания» будет своеобразным кир­пичиком в фундаменте такой духовной общественной атмо­сферы, при которой станет возможным институционализация альтернативного — качественного подхода в социологическом исследовании во второй половине XX века.

    4.5. Направленность на обнаружение законов

    Научное знание всегда направлено на отыскание, обнаружение законов окружающего мира, т.е. на описание

    ' Бэконф. Сочинения.Т. 1.С.15Э.

    ; Библер В- От наукоучения к логике культуры. С. 296.

    32

    Часть I • Методологические основания

    Тема 1 ' Количественный подход: предпосылки, история

    33


    устойчивых, необходимых, повторяющихся связей универ­сума. Основатели механистического детерминизма как опре­деленного мировоззрения Галилей, Декарт, Спиноза, Лейб­ниц и др. полагали, что все существующее и происходящее имеет место по какой-то причине, на каком-то основании: идеология механицизма предполагала трактовку всего и вся как аналога перемещения массы в пространстве и времени под воздействием какой-то силы. Лейбниц в своей Теодицее писал: «Ничего не случается без того, чтобы было основа­ние, почему это случается именно так, а не иначе. Каждое событие имеет свои, притом уникальные условия, свои не­обходимые предпосылки, что относится и к природе, и к че­ловеку»1.

    Научное исследование фактов (природы) означает установле­ние их причинной зависимости от других фактов. При этом сама причинность понималась механистически — как необходимые или достаточные условия, предшествующие возникновению явления, которое надо объяснить: ведь в механике физическое тело получает ускорение благодаря предшествующему воздей­ствию силы на него.

    Изучить причинные обусловленности фактов, явле­ний значит установить законы их функционирования, объяснить их. При этом законы есть отношения сущно­стей изучаемых явлений, где сущность понимается как внутренне присущая вещи природа, как существенные свойства, с необходимостью вызывающие то, что она со­бой представляет. Наука всегда отвечает на «что»-вопросы, изучая сущности вещей и их взаимосвязи. В механистиче­ской картине мира мир представлялся гигантской маши­ной, все части которой, существуя отдельно, связаны между собой универсальной взаимосвязью, всеобщей за­коносообразностью и необходимостью. Человек в такой картине мира — объект среди объектов, вещь среди ве­щей, подчиненный единым универсальным закономер­ностям.

    1 Цит. по: Соколов В. Европейская философия W-XVI1 вв. С. 199.

    Научное познание претендует на обнаружение, открытие этих естественных универсальных законов. При этом сама уни­версальность понимается в нескольких значениях.

    Прежде всего, универсальные законы — это исчерпываю­щие, окончательные объяснения в терминах сущностей вещей, не нуждающиеся в дальнейшем обосновании'.

    Универсальные законы — это законы, верные «на все време­на», имеющие значение для всех, в любом месте, в любое вре­мя. Они объясняют вещь или события вне культурного истори­ческого контекста. Об этом очень точно сказал Мираб Мамардашвили: «Наука появляется как универсальное изме­рение человечества — помимо и поверх культурных разли­чий»'.

    Универсальность законов проявляется и в том, что гаран­тируется их применимость за пределами того, что действи­тельно наблюдалось в прошлом и настоящем. Они верны и для тех случаев, которые имели место и в отсутствие наблюдате­лей, и для тех, которым еще предстоит стать предметом наблю­дения. Так, например, в рамках этой логики, если второй закон Кеплера верен для всех известных планет, то он будет верен и для тех, которые еще предстоит открыть. Применительно к человеческому поведению или шире — к социальному миру это означает предсказуемость, определенность, порядок. Мир, в котором действуют универсальные законы, — это упорядо­ченный, раз и навсегда данный мир, в котором нет места неопре­деленности.

    Вот эта претензия науки на поиск универсальных, всеоб­щих истин, единственных и верных для всех, в XX веке также бу­дет подвергнута резкой критике. Науку обвинят в нормативном давлении и в том, что она производит власть, является формой власти.

    ' Доктрина, полагающая, что цель науки — поиск «оконча­тельных» объяснений в терминах сущностей вещей, называ­ется в философии науки эссенсиализмом (от лат. essentiaсущность). Термин этот принадлежит известному совре­менному американскому социологу, философу Карлу Попперу, отвергающему эссенсиализм.

    ' Мамардашвили М. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996. С. 72.

    2 Гоглиб А. С

    34

    Часть! • Методологические основании

    Теща 1 Количественный подход: Предпосылки, история

    35


    4.6. Рефлексия по поводу методов достижения целей

    Для научного познания характерна определенная «зацикленность» на методах как способах достижения иссле­довательских задач. Действительно, в повседневной жизни мы, как правило, не выделяем, не анализируем те способы, приемы, с помощью которых получаем «практическое» зна­ние, дающее нам возможность ориентироваться, достигать повседневных практических целей. Эти способы и приемы не квалифицируются и не осознаются нами какметоды познания, т.к. «вплетены» в наш повседневный опыт, формируются в нем. Иное дело в научном познании: здесь зачастую даже об­наружение объекта исследования требует использования осо­бых приемов, в частных случаях — особой аппаратуры, особой организации поиска. Именно поэтому мыслители Нового вре­мени столь большое значение уделяли технике эксперимента, методам обнаружения изучаемых физических явлений. Имен­но поэтому в современной физике для обнаружения коротко живущих частиц исследователь должен сначала определить метод, с помощью которого он в эксперименте может обнару­жить эту частицу1. Вне метода исследователь вообще не выде­лит изучаемый объект из многочисленных связей и отноше­ний природы.

    Поэтому в науке изучение объектов, выделение их свойств всегда сопровождается осознанием метода, с помощью которо­го этот объект исследуется. Чем «глубже» наука пытается загля­нуть в мир природы и социальный мир, тем отчетливее стано­вится необходимость в осмыслении и разработке специальных процедур — методов, путей познания тех или иных явлений. Это приводит к возникновению внутри конкретной науки своеобразного «второго этажа» — методологии научного поиска, этой метанауки, призванной осмысливать исследовательский процесс, формировать его стандарты и образцы для подра­жания.

    4.7. Особый язык науки

    С первых моментов своего существования наука соз­давала свой особый язык, язык теоретических понятий — терми­нов, по большей части принципиально отличающийся от есте­ственного языка повседневного общения людей. Однако часто ряд научных понятий все же заимствуется из обыденного язы­ка, метафорически «пересаживается» в научную почву; «мета­фора в науке умирает, скрывается в понятии, уходит с головой в стоячее болото термина и как бы залегает на его глубине, в са­мой толще, до которой при желании можно добраться»1. Мно­гозначность слова, имеющая место в повседневном общении, теряется ради одного-единственного смысла, который и «за­стывает» в термине. В самом деле, известные всем со школы физические понятия, как, например, «волна» и «ядро атома», — примеры таких «умерших» метафор.

    В целом же научная терминология стремится выйти за пре­делы наличного опыта и выразить ненаблюдаемые сущности, и поэтому естественный язык, приспособленный для описания только тех объектов, с которыми сталкивается человек в по­вседневной жизни, — здесь плохой помощник.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Что означает термин «методология»?

    1. Назовите две составляющие методологии социологи­ческого исследования.

    2. Почему знание об обществе, предшествующее социо­логии, О-Конт считал донаучным?

    3. Каков социально-исторический контекст возникнове­ния классической социологии?

    4. Что такое количественный подход в социологическом исследовании?

    1. Что такое объективное знание?

    1. Как понимается достоверность в научном позна­нии?


    1 Подробнее см.: Степин B.C., Горохов В.Г., Розов МЛ. Философия науки и техники.

    1 Лехциер В. Введение в феноменологию художественного опыта. Самара: Самарский госуниверситет, 2000. С.165.

    36

    Часть! ' Методологические основания

    Тема 2


    Основные черты количественного подхода в социологическом исследовании

    Ключевые понятия: Фокус исследовательского интереса, объективная социальная реальность,

    социальный факт, массовые явления, социальная группа, нисходящая стратегия, теоретическая гипотеза, измерение, номинальная шкала, порядковая шкала, индикатор, качество иссле­дования, достоверность, надежность, асимметрия приписывания, позиция исследователя, моноло­гичное знание

    Наше правило... требует только одного: чтобы социолог погрузился в состояние духа, в котором находятся физики, химики, физиологи, когда они вступают в новую, еще не исследованную область своей науки. 1ужно, чтобы, проникая в социаль­ный мир, он осознавал, что находится в присут­ствии фактов, законы которых неизвестны так же, как неизвестны были законы жизни до создания биологии,

    Э. Дюркгейм. Метод социологии

    1. Фокус исследовательского интереса

    Ранее мы уже дали в самом общем виде определение Количественному (классическому) подходу. Рассмотрим теперь подробнее его основные характеристики.

    Существует известная оппозиция индивид — общество, име­ющая разные ипостаси в социологии: личность — роль, субъ­ект — объект, микроподход — макроподход. Во всяком случае, в этих «частных» противопоставлениях, часто используемых

    38

    Часть I • Методологические основания

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта