Главная страница
Навигация по странице:

  • негативного влияния

  • Формирование предметного содержания РППС ДОО

  • Развивающая среда по ФГОС. Удк 373. 24 Ббк 74. 1 К21 о к21


    Скачать 2.33 Mb.
    НазваниеУдк 373. 24 Ббк 74. 1 К21 о к21
    Дата10.04.2022
    Размер2.33 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаРазвивающая среда по ФГОС.pdf
    ТипСборник
    #459833
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Обеспечение
    Данный компонент предназначен для обеспечения полноценного функциониро- вания РППС, отвечающей современным требованиям дошкольного образования. Це- лью методической, технической и информационной поддержки является создание оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач ДОО.
    Методическая поддержка заключается в наличии и использовании конкретных учебно-методических материалов для организации и обеспечения РППС, использо- вания в образовательном процессе и повышения квалификации. При организации
    РППС это позволит избежать рисков для физического и психического развития ребен- ка, несоответствия предметного содержания возрасту и интересам ребенка и пр.
    13
    В качестве фактора негативного воздействия выступает игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с кото- рыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно- нравственного развития.
    Объективные показатели негативного влияния:
    1) сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.);
    2) провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и фор- мированию негативных установок личности;
    13
    Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или погуба? Современный ребенок в игровой цивилизации. – М., Даниловский благовестник, – 1999; Смирнова Е.О.
    Психология ребенка. – М., 1997; Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. – Москва-Воронеж, 1998; Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Мо- ральное и нравственное развитие дошкольников. Лекции 5-8. – М., 2006.

    16
    3) чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.);
    4) формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексу- альных;
    5) снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности
    (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.);
    6) тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр.;
    7) культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборно- сти, включенности в социум.
    Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников.
    I. Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:

    физические риски,

    психологические риски,

    нравственные риски.
    II. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.
    III. Принцип соответствия

    возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,

    индивидуальным особенностям,

    специальным особенностям ребенка.
    Принципы оценки безопасности игровой продукции.
    1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).
    2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.
    3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на пси- хическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.
    4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.
    Критерии оценивания физических (технологических) параметров игровой про-
    дукции – шкала оценивания степени рисков игровой продукции.
    Процедура оценивания. Используется метод экспертных оценок. Экспертиза проводится экспертами, имеющими соответствующую квалификацию в данной об-

    17
    ласти. Используется пятибалльная (от 1 – минимум, до 5 – максимум) или семи- балльная дихотомическая (-3 -2 -1 0 1 2 3) шкалы выраженности оцениваемых при- знаков.
    Экспертами оцениваются следующие параметры.
    I. Физические (технологические) параметры.
    1. Визуальные:
    1) композиция и гармоничность всех частей игрушки,
    2) цвета игрушки и их сочетаемость,
    3) природосообразность – степень соответствие реальности,
    4) акцентирование частей (например, глаза, зубы и клыки, размеры головы по отношению к туловищу и пр.),
    5) степень условности фигуры живого существа, детализация;
    Особо оцениваются: мигание света, резкие неестественные цвета.
    2. Тактильные:
    1) материал, дающий разнообразие тактильных ощущений,
    2) сочетание разных природ материала: гладкость и твердость – мяг- кость/пушистость,
    3) экологичность материала,
    4) характеристики оцениваются как:

    приятность /неприятность,

    острота /округлость,

    гладкость /шершавость,

    теплота/ холодность.
    Особо оценивается: наличие/отсутствие опасных острых краев, отделяющихся деталей и фрагментов.
    3. Обонятельные:
    1) тонкий запах игрушки,
    2) отсутствие аллергенов;
    3) нейтральность.
    Особо оценивается риск аллергенных материалов.
    4. Вкусовые:
    1) невозможность негативных вкусовых синестезий (например, сладкого и смертоносного);
    2) нейтральный вкус игрушек-«продуктов»;
    Особо оценивается риск аллергических реакций.
    5. Звуковые:
    1) характеристика звуков: высота, громкость, мелодичность;
    2) вербальные показатели слов, фраз, издаваемых игрушкой – различимость, понятность, язык (родной или иностранный);
    3) смысловой/лингвистический анализ текстов языка: говорящие куклы, др. игрушки, азбуки.
    Особо оценивается риск превышения допустимого уровня громкости звука.
    6. Кинетические:
    1) побуждающие двигательную активность ребенка, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей,

    18
    2) игрушки (механические, электронные, электрические), производящие разно- образные движения, их характер:

    резкий,

    быстрый,

    зигзагообразный и пр.
    Особо оценивается: риск наличие вибрации, выстреливающего эффекта и пр.
    Экспертиза физических рисков игровой продукции предполагает анализ следу- ющих моментов:
    – игрушки и игровые материалы (а равно их упаковки), представляющие опас- ность удушения;
    – игрушки и игровые материалы, статическое или динамическое состояние кон- структивных элементов которых (выступы, струны, острые части и др.) не исключа- ет причинения ребенку опасных ран;
    – игрушки, мелкие конструктивные элементы которых не исключают их отде- ления и проглатывания ребенком, либо материал изготовления (мех, ткань) или по- крытия (лак, краска) способны вызвать аллергические реакции и приступ удушья;
    – игрушки, предусматривающие выстреливание каких-либо предметов, форма, состав и развиваемая кинетическая энергия которых могут причинить телесное по- вреждение использующему их ребенку или третьим лицам;
    – игрушки и игровые материалы, элементы и конструктивные особенности ко- торых не исключают причинения ребенку термических или химических ожогов;
    – электрические, электротехнические или электронные игрушки, конструктив- ные элементы которых не исключают поражения ребенка электрическим током;
    – игрушки, элементы и конструктивные особенности которых (цветное мигание, вибрация) не исключают причинения ребенку мозгового нарушения по типу эписин- дрома.
    II. Игровая продукция должна соответствовать и анатомо-физиологическим критериям:

    половозрастным характеристикам ребенка,

    росту,

    массе тела,

    размеру руки, дающей возможность захвата предмета и пр.
    III. Психологическая безопасностьигровой продукции предполагает оценку следующих критериев:
    1. Педагогический (дидактический) – чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие, способности?
    2. Психоэмоциональный – что несет в себе, игрушка, каково ее назначение?
    Какие чувства пробудит?
    3. Эстетический – соответствует ли игрушка представлениям о красоте, раз- вивает ли чувства прекрасного, гармоничного?
    4. Социальный – даст ли она возможность совместной деятельности, сотруд-
    ничества, договориться в спорной ситуации, сопереживать и пр.?
    IV. Психологические рискиигровой продукции требуют внимания к игрушкам, имеющим следующие конструктивные особенности.

    19
    1. Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка:

    оправдывающие или провоцирующие причинение себе каких-либо телесных повреждений или совершение самоубийства;

    содержащие в себе скрытые побуждения, пропаганду или рекламу употребле- ния наркотических и веществ, а также алкогольных напитков, пива, и табачных из- делий.
    2. Игрушки устрашающего характера:

    способные сильно испугать ребенка, вызвать появление у детей устойчивых страхов, тревоги;

    детально и/или натуралистически изображающие или моделирующие физио- логический процесс или последствия смерти, тяжелых соматических, психических или иных заболеваний в унижающей человеческое достоинство форме,

    травм, увечий, следов обильного кровотечения вследствие несчастных случа- ев, аварий, катастроф,

    детально и натуралистически изображающие или моделирующие акты вскры- тия, самоубийства, членовредительства
    14
    ;

    детально и натуралистически изображающие или моделирующие трупы уби- тых людей или животных, искалеченные тела, ампутированные части тел, а также следы кровопролития;

    14
    Пример антиигрушки: «Криогенная лаборатория Ледяного Человека», в которую входят стол для оттаивания замороженного «человека», шприцы, инструменты для аутопсии. На коробочке надпись: «Руби, разделывай, оттаивай, потроши, добирайся до самой сути!»

    20

    изображающие или моделирующие боль, отчаяние или предсмертную агонию человека или живых существ, включая звуковую имитацию криков боли, ужаса и агонии.
    3. Игрушки, оправдывающие или провоцирующие на жестокость и агрессию, либо формирующие виктимные наклонности детей как поведение жертвы:

    связанные с изображением или моделированием чрезмерной жестокости, предполагающие моделирование ребенком или участие ребенка в моделировании актов или проявлений чрезмерной жестокости в игре;

    побуждающие к жестокому обращению в отношении людей или животных;

    провоцирующие у ребенка агрессию по отношению к персонажам игры, в ро- ли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжет- ная игрушка;

    изображающие или моделирующие бесчеловечное обращение, включая пыт- ки, а также иные деяния, причиняющие особые физические или психические страда- ния человеку (а равно существу, имеющему явное сходство с человеком) или живот- ному.
    15 15
    Примеры антиигрушек: «игрушка» супергерой Райан Хатчет (Райан Топор), производства компании «McFarlane Toys», представляющая собой окровавленный распотрошенный труп подростка; продается вместе с топориком, копьем, лопатой, пригоршней окровавленных сердец, кишок и маленьким человеческим лицом, которое можно повесить ему на ремень; кукла «Мучитель», на упаковке которой сопроводительная

    21
    4. Игрушки, доминантой игрового замысла которых является активное манипу- лирование ребенком; вызывая игровую ситуацию, навязывающую ребенку зависи- мость его игрового поведения от электронной программы, заложенной в игрушку
    16 5. Игрушки, использующие синестезию, основанные на сочетании психологиче- ски несочетаемого – например, сладкого и смертельного
    17 6. Игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделитель- ные процессы человеческого организма или организма животного или результаты таких процессов.
    7. Игрушки, изображающие или моделирующие гениталии человека или животных. надпись: «Жестокий бездушный дикарь, который живет, чтобы истязать, причинять боль
    и ужас другим» и пр.
    16
    Пример антиигрушки: брелок типа тамагочи или говорящая кукла с электронной начинкой, постоянно отвлекающая, дергающая ребенка («Поиграй со мной!», «Покорми меня», «Я хочу пи-пи» и т. п.) во время, когда он занят другими играми или занятиями.
    17
    Например, игрушки-упаковки к чупа-чупсам: сочетание сладкого и того, что несет смерть или связано со смертью (леденцы в упаковке, оформленной в виде скелета, черепа, и т. п.).

    22
    V. Духовно-нравственная безопасность игровой продукции – необходимый принцип оценки игровой продукции, позволяющий определить риски игр и игрушек на личностно-смысловом, тонко психологическом
    18
    уровне, что, при этом, значи- тельно усложняет экспертизу игровой продукции. Это требует от экспертов соб- ственной четкой нравственной позиции, способности в современных сложных усло- виях, когда, по словам А.С. Пушкина, «добро и зло – все стало тенью» различать подлинно позитивные нравственные воздействия игрушки от растлевающих детское сознание, способствующих как бы незаметному переворачиванию нравственных норм.
    1. К детским игрушкам, затрагивающим духовно-нравственную сферу, относят- ся:

    изображающие или моделирующие оккультно-мистические практики или ма- гические ритуалы, вовлекающие ребенка в осуществление оккультно-религиозных магических ритуалов;

    посягающие на общественную нравственность и оскорбляющие нравственные чувства и человеческое достоинство ребенка и его родителей;

    связанные с изображением или моделированием актов вандализма, кощунства или надругательства над традиционными национальными и/или религиозными цен- ностями, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в та- ком моделировании;

    способствующие формированию у ребенка пренебрежительного или негатив- ного отношения к физическим недостаткам других людей, к людям по признаку их расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности;

    явно оправдывающие, романтизирующие или героизирующие экстремизм, терроризм, преступность и преступный образ жизни, либо иным образом кримина- лизирующие сознание ребенка.
    2. Игрушки, направленные на провокацию противоправного поведения, нрав- ственного развращения, интеллектуальное растление:
    18
    С психологической точки зрения, духовное понимается (условно) как такая деятель- ность сознания, которая направлена на определение личностью критериев добра и зла, на формирование мотивов поведения в согласии (или противоречии) с совестью, а также на поиск смысла жизни и своего места в ней. Совесть – духовная инстанция, выражение нрав- ственного самосознания личности, позволяющего осуществлять контроль и оценку ребен- ком собственных поступков.

    23

    сексуализирующие сознание ребенка, эксплуатирующие тему сексуальных отношений;

    провоцирующие игровые сюжеты, связанные с сексом, изображающие, моде- лирующие или имитирующие сексуальные отношения, в том числе с использовани- ем реальных или виртуальных образов человека, животных или существ, имеющих явное сходство с человеком;

    побуждающие детей дошкольного возраста к сексуальным контактам (их имитации), формирую- щие представления о допустимости форм половой распущенности, о гомосексуальных союзах как о нормальной, социально приемлемой или допустимой форме семьи;

    формирующие представления о педофилии, детской проституции как о социальных или нрав- ственных нормах сексуального поведения либо как о продвинутом, модном образе жизни;

    изображающие или моделирующие изнасило- вания или иные насильственные действия сексуального характера, любые действия сексуального характера в отношении взрослого или ребенка;

    связанные с изображением или моделированием искусственного прерывания беременности, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании (беременная кукла Барби, у которой можно вскрыть живот и достать плод).
    3. Игрушки, посягающие на детско-родительские отношения, представляющие их в негативном виде, дискредитирующие семью и родителей, побуждающие ребен- ка к активному негативизму и конфликтам с близкими.
    Перечисленные риски могут не отражать все возможные риски игровой продук- ции, способные оказать серьезное травмирующее воздействие на физическое, психо- логическое и духовно-нравственное развитие ребенка.
    Техническая поддержка необходима для оценки и обеспечения функционирова- ния игрушек, аппаратного оборудования и других материалов оснащения РППС.
    Информационная поддержка для формирования РППС необходима при включении в образовательный процесс родителей воспитанников. В данном случае, родителям ока- зывается помощь в выборе игровой и развивающей продукции в соответствии с поло- возрастными и психолого-возрастными особенностями ребенка для соблюдения един- ства требований к подбору РППС как в детском саду, так и в условиях семьи.
    В заключениестоит отметить, что формирование (дополнение) РППС должно являться уникальным решением для каждой ДОО. Представленная РППС ДОО явля- ется универсальной и позволяет успешно реализовать проектирование и внедрение в целях формирования условий и обеспечения возможностей для реализации образо- вательной программы в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, принятыми концепциями развития образовательной организации и другими нормативными документами.

    24
    Формирование предметного содержания РППС ДОО
    Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно- образовательных задач.
    Функциональный модуль – это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря (далее – Перечень) по видам детской деятельности для организации пространства (группы, уличного участка и т. п.) для решения воспитательно- образовательных задач общеобразовательной программы ДОО.
    Предметное содержание функциональных модулей в соответствии с ФГОС ДО коррелирует с основными направлениями (образовательными областями).
    Отдельно стоит заметить, что деление образовательных областей на отдельные группы (направления) довольно условно, поскольку при учете взаимодополнения решение конкретных задач в свою очередь содействует и косвенному решению дру- гих задач.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта