Главная страница
Навигация по странице:

  • Этапы реализации

  • Специализированные программные продукты

  • Общие требования для всех групп программного обеспечения

  • Фирмы-производители компьютерных игр, Россия

  • Создание образовательного контента для организации игровых сеансов

  • Развивающая среда по ФГОС. Удк 373. 24 Ббк 74. 1 К21 о к21


    Скачать 2.33 Mb.
    НазваниеУдк 373. 24 Ббк 74. 1 К21 о к21
    Дата10.04.2022
    Размер2.33 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаРазвивающая среда по ФГОС.pdf
    ТипСборник
    #459833
    страница8 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Внедрение. В условиях ДОО возможно, необходимо и целесообразно использо- вание ИОТ в различных видах образовательной деятельности.
    Этапы реализации.
    1 этап. Подготовительный.
    Задачи:
    1. Анализ содержания разделов образовательной программы и отбор мультиме- дийного обеспечения.
    2. Создание необходимых методических и дидактических материалов (инфор- мационный банк) для проведения развивающих занятий.
    На этом этапе необходимо разработать методическое обеспечение использова- ния ИОТ в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, в том числе с точки зрения соответствия санитарно-гигиеническим условиям и требованиям.
    Особого внимания требует отбор и подбор дидактических материалов в соот- ветствие с программным содержанием выбранных направлений воспитательно- образовательной работы, а также их соответствие психическим и возрастным осо- бенностям детей дошкольного возраста. К данному виду работ помимо педагогов подключаются методист и педагог-психолог, которые анализируют и осуществляют оценку подобранных материалов.
    Кроме того, необходимо подключить родителей, оказать им педагогическую помощь для освоения их детьми ИОТ в домашних условиях.
    2 этап. Реализация.
    Задачи:
    1. Опробовать механизмы использования ИОТ на занятиях с дошкольниками.
    2. Продолжить формирование базы дидактических материалов, видеотеки, не- обходимых для занятий с детьми дошкольного возраста с привлечением к этому де- тей и родителей.
    Данный этап предполагает непосредственное проведение занятий с использова- нием мультимедийной техники согласно тематическим планам ДОО.
    На этом же этапе необходимо подключить воспитанников и их родителей к по- иску и созданию дидактических игр, упражнений и других материалов, предполага- ющих использование ИОТ.
    3 этап. Контрольно-диагностический.
    Задачи:
    1. Анализ эффективности использования ИОТ для развития познавательного интереса, познавательной активности, формирования знаний и представлений, уров- ня развития ребенка.

    72
    2. Разработка рекомендаций для родителей по дальнейшему использованию
    ИОТ в домашних условиях, а также рекомендаций для педагогов применению ИОТ в воспитательно-образовательной работе.
    Данный этап предполагает подведение итогов работы по использованию муль- тимедиатехники, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внед- рению данных форм работы в других группах учреждения и обмену опытом с дру- гими ДОО.
    В настоящее время есть образовательные информационные технологии как для групповой работы педагога с детьми, так и индивидуальной работы детей под руко- водством взрослого. Причем они могут работать без разрушения уже созданной раз- вивающей среды в группе ДОО, а также без организации специализированных по- мещений.
    Следует отметить, что решение задач общеобразовательной программы до- школьного учреждения лежит не только в плоскости поставки необходимого обору- дования и программного обеспечения, но и (в основном) в формировании новой раз- вивающей среды, основанной на систематическом использовании образовательных ин- формационных технологий, включающей методическое и контентное обеспечение.
    Основные преимущества использования предлагаемого подхода связаны с рас- ширенными возможностями вариативности, индивидуализации и дифференциации развивающего процесса. Информационные технологии способны существенно по- высить его наглядность, эффективность и оперативность обратной связи.
    Специализированные программные продукты
    Ведущая игровая деятельность в дошкольной организации и в домашних усло- виях может иметь следующие основные требования для реализации специализиро- ванных образовательных программ для детей дошкольного возраста:
    – обогащение познавательной сферы дошкольника, то есть развитие общих представлений о сфере действительности и действиях человека в ней;
    изменение и обогащение РППС, то есть подбор тематических интерактивных игрушек, иллюстраций побуждающих к ролевой и режиссерской играм с определен- ным сюжетом;
    – игровой опыт на аппаратном оборудовании и в реальных играх, причем с ор- ганизацией дидактических игр, где ребенок осваивает игровые способы передачи реальных событий (в форме сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, в том числе сов- местных со взрослым), включая целенаправленное обучение детей игре;
    – активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе образовательной и режиссерской, а также ролевой игры, подобное общение должно носить проблемный характер, поддерживать ребенка, стимулировать его творческую активность.
    Следует учитывать, что для работы с программным обеспечением необходимо согласовывать все основные вопросы работы педагога в должностной инструкции и иметь определенные требования к его квалификации.
    В рамках внедрения широкие возможности ИОТ должны быть проанализирова- ны с точки зрения психологии и дидактики и использованы тогда, когда это необхо- димо с педагогической точки зрения. В том числе любая развивающая программа

    73
    должна соответствовать психолого-педагогическим требованиям. Обучающая про- грамма должна:
    – позволять строить содержание образовательной деятельности с учетом основ- ных принципов педагогической психологии и дидактики;
    – допускать реализацию любого способа управления образовательной деятель- ностью, выбор которого обусловлен, с одной стороны, теоретическими воззрениями разработчиков обучающей программы, а с другой, – образовательными целями;
    – стимулировать все виды познавательной активности, включая, естественно и продуктивную, которые необходимы для достижения основных воспитательно- образовательных задач – как основных, так и второстепенных;
    – учитывать в содержании дидактического материала и образовательных задач уже приобретенные знания, умения и навыки детей;
    – стимулировать высокую мотивацию к получению знаний, причем она не должна идти за счет интереса к самому аппаратному оборудованию;
    – обеспечивать диалог как внешний, так и внутренний. Диалог должен выпол- нять следующие функции: активизировать познавательную деятельность детей пу- тем включения их в процесс рассуждения, т. е. моделировать совместную (субъект- субъектную) деятельность;
    – соответствовать возрастным возможностям и строиться с учетом индивиду- альных особенностей ребенка, а обратная связь должна быть педагогически оправ- данной, информировать о допущенных ошибках, содержать информацию, достаточ- ную для их устранения;
    – диагностировать с целью индивидуализации обучения, а также оказания тре- буемой помощи;
    – не требовать специальных знаний и усилий для ввода ответа, свести к мини- муму рутинные операции по его вводу;
    – оказывать содействие при решении образовательных задач обеспечивая педа- гогически обоснованную помощь, достаточную для того, чтобы решить задачу и усвоить способ ее решения;
    – информировать ребенка об образовательной цели, сообщать ему, насколько он продвинулся в ее достижении, его основные недочеты, характер повторяющихся ошибок;
    – проявлять дружелюбие, особенно при оказании помощи;
    – адекватно использовать все способы предъявления информации в виде текста, графики, изображения, в том числе движущиеся, а также звук и цвет. Не навязывать темп предъявления информации;
    – вести диалог, управляемый не только компьютером, но и ребенком, позволить последнему задавать вопросы;
    – позволять ребенку входить и выходить из программы в любой ее точке, обес- печить доступ к ранее пройденному материалу;
    – допускать модификацию, внесение изменений в способы управления воспита- тельно-образовательной деятельностью.
    Организация воспитательно-образовательного процесса на основе использова- ния ОИТ позволяет на более высоком уровне решать задачи образовательной про-

    74
    граммы ДОО, интенсифицировать все уровни воспитательного процесса, готовить пользователей к применению современных информационных технологий.
    Общие требования для всех групп программного обеспечения:
    – легальность устанавливаемого ПО;
    – обеспечение квалифицированной технической поддержки, консультаций и других форм сопровождения;
    – соответствие характеристикам, комплектации, классу и типу, а также архитек- туре применяемого аппаратного оборудования;
    – надежность и работоспособность в любом из предусмотренных режимов ра- боты;
    – наличие интерфейса, поддерживающего работу с использованием русского языка и национальных языков РФ. Для системного и инструментального программ- ного обеспечения допустимо наличие интерфейса на английском языке;
    – наличие документации, необходимой для практического применения и освое- ния программного обеспечения, на русском языке;
    – возможность использования шрифтов, поддерживающих работу с кириллицей;
    – наличие спецификации, оговаривающей все требования к аппаратным и про- граммным средствам, необходимым для функционирования данного программного обеспечения;
    программное обеспечение, предоставляемое с исходными кодами и инстру- ментальными средствами для последующих модификаций, является более предпо- чтительным.
    Предлагаемые на российском рынке программные продукты ориентированы на детей дошкольного возраста и включают:
    обучающие программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько задач. Игры направлены на решение задач, стимулирующих различных видов активности детей, отвечающих за развитие ориен- тации на плоскости и в пространстве, математических представлений, грамотности, экологическому воспитанию и др.;
    – развивающие программы, способствующие познавательному развитию до- школьников. Они являются инструментами для творчества, для самовыражения ре- бѐнка;
    – диагностические программы, применяемые для выявления уровня умственно- го, физического, этического, психологического развития;
    Содержание программ разнообразно и соответствует различным образователь- ным областям. Это арифметика, геометрия, знакомство с буквами и чтение, знаком- ство с детской литературой, география, история, животные и растения, времена года, минералы, правила дорожного движения, время, созвездия, время и часы, измерение величин, знакомство с музыкой, творчество – рисование и конструирование.
    В настоящее время в России существует несколько ведущих коммерческих ор- ганизаций, выпускающих компьютерные игры и образовательные программы для детей дошкольного возраста.

    75
    Фирмы-производители компьютерных игр, Россия

    Название
    Электронный адрес
    Характеристика
    1. «1С» http://www.1C.ru/
    Разработка игровых и обучающих программ
    2. «Акелла» http://www.akella.com/
    Разработка и издание мультиме- диа энциклопедий и компьютер- ных игр
    3. Бука http://www.buka.ru/
    Издатель компьютерных игр.
    Среди проектов «Буки»: «Дально- бойщики», «Аллоды», «Вангеры»
    4. «Кирилл и Мефо- дий» http://www.nachalka.info Производство обучающих и раз- вивающих электронных изданий на компакт-дисках для детей и взрослых. Детский обучающий образовательный портал
    5. «Компания Ники- та» http://www.nikita.ru/
    Разработка игровых и обучающих программ
    6. «НевоСофт» http://www.nevosoft.ru/
    Разработка и распространение не- больших, но интересных и краси- вых игр для всей семьи, так назы- ваемых «казуальных игр»
    7. «Нивал» http://www.nival.com/
    Российские разработчики компь- ютерных игр. Создатели игры
    «Аллоды»
    8. «Новый Диск» http://www.nd.ru/
    Каталог продукции «Нового Дис- ка» можно условно разделить на следующие категории: Игры, Дет- ские программы, Обучающие и образовательные программы,
    Хобби
    9. «Руссобит-М» http://www.russobit-m.ru/ Разработчик игровых и обучаю- щих программ
    10. «Четвертый
    Рим» http://www.4rome.ru/
    Полиграфические работы «под ключ», веб-дизайн, создание игр
    11. «Doka» http://www.doka.ru/
    На сервере компании представле- ны следующие разделы: светотех- ника, звук, спец. эффекты и отде- ление программных разработок
    12. «Elemental Games
    – разработка компьютерных игр» http://www.elementalga- mes.com/
    Разработчики игр с элементами
    РПГ («Космические рейнджеры»
    (издатель на территории России, стран СНГ и Балтии – фирма
    «1С»)
    13. «Gamos» http://www.gamos.ru/
    Разработка компьютерных игр.
    Среди известных – «Цветные ли- нии» (Color Lines), «Балда»,
    «Филлер»(7 COLORS),
    «WildSnake» и «Братья Пилоты.
    По следам полосатого Слона»

    76
    14. «Garage Power
    Interactive Studio» http://garagestudio. boom.ru/
    Разработка и издание трехмерных компьютерных игр
    15. «Interplay
    Entertainment
    Corp.» http://www.interplay.com/ Производитель и издатель ком- пьютерных игр
    16. «K-D Lab» http://www.kdlab.com/
    Разработка компьютерных игр
    17. «NewGame
    Software» http://newgame.agava.ru/ Российские разработчики игр стратегической направленности
    18. «New Media Ge- neraion» http://www.nmg.ru/
    Игры, интерактивные мульт- фильмы, познавательные и обра- зовательные продукты на CD-
    ROM, все для обучения, расшире- ния кругозора, развлечения
    19. «Rime Studio» http://rime.by.ru/
    Разработка компьютерных игр.
    20. «Sound Create
    Studios» http://www.scs.h11.ru/
    Разработчик игр. Создание звука и музыки к сторонним проектам
    21. «Sivers Studio» http://www.t-guild.com/ gamesite/SS/index.htm
    Мультимедийное издательство.
    Разработка энциклопедий, игр, презентаций, сайтов
    22. «TS Group
    Entertainment» http://www.tsgroup- inc.com/
    Производство игр
    23. «YAV – computer games la nd» http://www.yav.ru/
    Разработка компьютерных игр и мультимедиа-проектов
    В зависимости от коммерческой мощности эти фирмы иногда ведут образова- тельную работу среди родителей и педагогов детских садов.
    Создание образовательного контента для организации игровых сеансов
    Образовательный контент – это структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе
    23
    При подготовке контента (презентации, викторины, диафильмы и т. п.) необхо- димо учитывать:

    общедидактические принципы подготовки материалов;

    психологические особенности восприятия информации с экрана и на печат- ной основе;

    эргономические требования представления информации на экране и бумаж- ном носителе.
    Одновременно следует стремиться максимально эффективно использовать воз- можности, предоставляемые современными информационно-образовательными тех- нологиями.
    Отдельно стоит уделить внимание и использованию электронных образователь- ных ресурсов (ЭОР) для занятий в детском саду. Образовательный ресурс – это кон-
    23
    ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
    Термины и определения. – М: Стандартинформ, 2007.

    77
    тент, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структу- ру, предметное содержание и метаданные о них.
    По способу применения ЭОР могут быть классифицированы как:
    – распределенные ЭОР, размещенные в различных ИОС (порталы, электрон- ные библиотеки, хранилища, системы дистанционного обучения) и используемые в режиме удаленного доступа на основе технологий сети «Интернет»;
    – ЭОР для применения в локальных сетях образовательных учреждений и ор- ганизаций;
    – однопользовательские ЭОР, предназначенные преимущественно для ис- пользования на персональных компьютерах.
    24
    Необходимо также и помнить еще об одной из форм электронного документа, помогающего развитию системы методической и технической поддержки педагогов.
    Электронное издание – электронный документ (группа электронных докумен- тов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для рас- пространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.
    Электронные издания различают:
    – по наличию печатного эквивалента:

    электронный аналог печатного издания – электронное издание, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на стра- ницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т. п.),

    самостоятельное электронное издание: Электронное издание, не имеющее печатных аналогов;
    – по природе основной информации:

    текстовое (символьное) электронное издание – электронное издание, содер- жащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допус- кающей посимвольную обработку,

    изобразительное электронное издание – электронное издание, содержащее преимущественно электронные образы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленных в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки,

    звуковое электронное издание – электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения,

    программный продукт – самостоятельное, отчуждаемое произведение, пред- ставляющее собой публикацию текста программы или программ на языке програм- мирования или в виде исполняемого кода,

    мультимедийное электронное издание – электронное издание, в котором ин- формация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для реше- ния определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соот- ветствующими программными средствами;
    – по целевому назначению:
    24
    ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
    Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. , статья 4, подраздел 4.2, 2011.

    78

    учебное электронное издание – электронное издание, содержащее системати- зированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения,

    справочное электронное издание – электронное издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения,

    электронное издание для досуга – электронное издание, содержащее общедо- ступные сведения по организации быта, разнообразным формам самодеятельного творчества, различным видам увлечений, компьютерные игры,

    художественное электронное издание – электронное издание, содержащее произведения художественной литературы, изобразительного искусства, театрально- го, эстрадного и циркового творчества, произведения кино, музейную и другую ин- формацию, относящуюся к сфере культуры и не являющуюся содержанием научных исследований
    25
    Следует остановиться на важных психолого-педагогических аспектах разработ- ки образовательного контента и использования электронных образовательных ре- сурсов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта