Главная страница

21 урок для 21 века. Урок для xxi века yuval Noah Harari 21 lessons for the 21st century copyright 2018 by Yuval Noah Harari


Скачать 2.5 Mb.
НазваниеУрок для xxi века yuval Noah Harari 21 lessons for the 21st century copyright 2018 by Yuval Noah Harari
Анкор21 урок для 21 века
Дата25.11.2022
Размер2.5 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла21 урок для 21 века.pdf
ТипУрок
#811780
страница8 из 24
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24
8
РЕЛИГИЯ
БОГ ТЕПЕРЬ СЛУЖИТ НАЦИИ

161
РЕЛИГИЯ
проблемы человечества? Чтобы понять роль традиционных ре- лигий в XXI веке, нужно выделить три типа проблем:
1. Технические проблемы. Например, как фермерам в засушли- вых странах справиться с жестокими засухами, вызванными глобальным потеплением?
2. Политические проблемы. Например, какие первоочередные меры должны принять правительства для предотвращения глобального потепления?
3. Проблемы идентичности. Например, обязан ли я беспокоиться о проблемах фермеров на другом краю земли, или меня долж- ны волновать лишь трудности, с которыми сталкиваются мои соплеменники и соотечественники?
Как мы вскоре увидим, традиционные религии по большому счету не способны помочь в решении технических и политиче- ских проблем. С другой стороны, они как нельзя более эффек- тивны для решения проблем идентичности, хотя в большинстве случаев представляют собой скорее существенную часть проб- лемы, чем ее возможное решение.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:
ХРИСТИАНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
В прежние времена религии отвечали за решение широкого кру- га технических проблем в таких практических областях, как, на- пример, сельское хозяйство. Религиозные календари указывали, когда сеять, когда собирать урожай, а храмовые ритуалы призы- вали дождь и защищали посевы от вредителей. Если нашествие саранчи грозило сельскохозяйственным кризисом, крестьяне об- ращались к священникам, которые передавали их просьбы богам.
Медицина также находилась под крылом религии. Почти каждый пророк, гуру или шаман был еще и целителем. Иисус, например, много времени тратил на то, чтобы больные выздоровели, слепые

162 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
прозрели, хромые научились ходить, а безумные обрели разум.
Где бы вы ни жили, в Древнем Египте или средневековой Евро- пе, в случае болезни вы, скорее всего, обратились бы к колдуну, а не к врачу, отправились бы в храм, а не в больницу.
В наше время место священников и колдунов заняли биологи и хирурги. Если сегодня Египет столкнется с нашествием саран- чи, египтяне, конечно, могут обратиться за помощью к Аллаху — почему бы и нет; но они не забудут и о химиках, энтомологах и генетиках, которые по их просьбе разработают более сильные пе- стициды и устойчивые к вредителям сорта пшеницы. Если ребе- нок набожного индуиста заболеет корью, отец вознесет молитву
Дханвантари и отнесет в ближайший храм цветы и сладости — но лишь после того, как доставит малыша в местную больницу и доверит его лечение врачам. Даже психические болезни — по- следний оплот религиозных целителей — постепенно переходят в руки ученых. Демонологию заменяет неврология, а на смену экзорцизму приходит прозак.
Наука одержала настолько убедительную победу, что измени- лось само понятие религии. Мы больше не связываем религию с сельским хозяйством и медициной. Даже среди фанатиков се- годня немало тех, кто страдает коллективной амнезией, предпо- читая забыть, что традиционные религии претендовали и на эти сферы человеческой деятельности. «Что из того, что мы обраща- емся к инженерам и врачам? — говорят фанатики. — Это ниче- го не доказывает. Какое отношение имеет религия к сельскому хозяйству или медицине?»
Будем честны: традиционные религии утратили свои позиции именно потому, что не слишком хорошо проявили себя в сель- ском хозяйстве или медицине. Истинные таланты священников и гуру заключались не в умении вызвать дождь, не в пророче- ствах и не в магии. Они всегда были специалистами по интер- претации. Священнослужитель не тот, кто умеет исполнить та- нец дождя и положить конец засухе. Священнослужитель — это

163
РЕЛИГИЯ
человек, способный объяснить, почему танец дождя не помог и почему мы должны продолжать верить в бога, даже если он как будто не слышит наших молитв.
Однако именно эти способности к интерпретации ставят ре- лигиозных лидеров в невыгодное положение по сравнению с уче- ными. Представители науки тоже умеют обходить острые во- просы и манипулировать фактами, но их отличает готовность признавать свои ошибки и пробовать разные подходы. Вот по- чему ученым удается постепенно повышать урожайность и про- изводить эффективные лекарства, тогда как священники и гуру совершенствуются в изобретении все более изощренных оправ- даний. За прошедшие столетия разницу почувствовали даже истинно верующие, и авторитет религии в технических вопро- сах упал. Это стало одной из причин того, что весь мир посте- пенно превращается в единую цивилизацию. Когда что-то дейст- вительно работает, это принимают и перенимают все.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:
МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭКОНОМИКА
Наука дает однозначные ответы на практические вопросы, такие как лечение кори, но в вопросах политики среди ученых суще- ствуют значительные разногласия. Почти все ученые признают опасность глобального потепления, однако они не достигли кон- сенсуса по поводу оптимальной экономической реакции на эту угрозу. Но это не значит, что здесь нам помогут традиционные религии. Древние священные тексты не слишком хорошее руко- водство по современной экономике, а ключевые разногласия — например, между капитализмом и социализмом — не аналогич- ны разногласиям между традиционными религиями.
Да, в таких странах, как Израиль и Иран, раввины и аятоллы могут напрямую воздействовать на экономическую политику, и даже в светских государствах, например в США и Бразилии,

164 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
религиозные лидеры влияют на мнение общества по самым раз- ным вопросам, от налогов до законодательства об охране окру- жающей среды. Но при ближайшем рассмотрении мы видим, что в большинстве стран традиционные религии второстепенны по отношению к современным экономическим теориям. Когда аятолле Хаменеи требуется принять важное решение, связанное с экономикой Ирана, он не найдет нужного ответа в Коране, по- тому что в VII веке арабы ничего не знали о проблемах и возмож- ностях современных индустриальных экономик и глобальных финансовых рынков. Поэтому он и его советники вынуждены в поисках ответов обращаться к Карлу Марксу, Милтону Фридма- ну, Фридриху Хайеку и современной экономической науке. Ре- шив повысить ключевую ставку, снизить налоги, денационали- зировать госмонополии или подписать таможенное соглашение,
Хаменеи использует свой религиозный авторитет и знание Ко- рана для подкрепления научно обоснованного решения той или иной сурой, представив его массам как волю Аллаха. Но обертка не имеет значения. Если вы сравните экономическую политику шиитского Ирана, суннитской Саудовской Аравии, иудейского
Израиля, индуистской Индии и христианской Америки, то не увидите существенной разницы.
В XIX и XX веках религиозные мыслители разных конфес- сий — мусульмане, иудеи, индуисты и христиане — обличали бездушный капитализм и изъяны бюрократического государ- ства. Они уверяли, что, будь у них шанс, они излечили бы все болезни современного мира и выстроили бы совершенно иную социально-экономическую систему, основанную на вечных ду- ховных ценностях своей религии. Им не раз предоставлялась та- кая возможность, но единственное, что им удавалось сделать с монументальным зданием современной экономики, — это пере- красить его и установить на крыше огромный полумесяц, крест, звезду Давида или знак «ом».

165
РЕЛИГИЯ
Религиозные деятели столетиями оттачивали свое умение тол- ковать древние тексты — но именно это и сделало религию непри- менимой в экономике. Независимо от того, какой экономический курс выберет Хаменеи, он всегда подберет для его оправдания цитату из Корана. Постепенно Коран превратился из источни- ка непреложной истины в источник авторитета. Столкнувшись с трудным экономическим выбором, вы штудируете Маркса и
Хайека, и они помогают вам лучше понять экономическую сис- тему, взглянуть на вещи под другим углом, прикинуть возмож- ные решения. Сформулировав ответ, вы обращаетесь к Корану и ищете в нем суру, творческая интерпретация которой позволит оправдать решение, подсказанное Хайеком или Марксом. Неза- висимо от сути самого решения, хорошее знание Корана всегда позволит вам его обосновать.
То же справедливо и для христианства. Благочестивый хри- стианин легко может быть хоть сторонником капитализма, хоть убежденным социалистом. Несмотря на то что от некоторых вы- сказываний Иисуса веет чистым коммунизмом, во времена хо- лодной войны американские капиталисты продолжали читать
Нагорную проповедь, не обращая внимания на содержащиеся в ней идеи. Не существует таких явлений, как «христианская эко- номика», «исламская экономика» или «индуистская экономика».
Никто не утверждает, что в Библии, Коране или Ведах нет эко- номических идей; просто эти идеи устарели. Изучая Веды, Ма- хатма Ганди представлял независимую Индию как сообщество самодостаточных аграрных общин, каждая из которых произво- дит традиционную ткань кхади, почти ничего не экспортируя и еще меньше импортируя. На ряде известных фотографий Ганди запечатлен рядом с прялкой, и эта скромная прялка стала сим- волом Индийского национально-освободительного движения
1
Но такая идиллическая картина просто несовместима с реали- ями современной экономики, а потому от нее почти ничего не

166 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
осталось — кроме портрета улыбающегося Ганди на индийских рупиях.
Современные экономические теории настолько превосходят традиционные догмы в описании действительности, что даже религиозные конфликты мы давно привыкли объяснять эконо- мическими причинами — но никак не наоборот. Например, не- которые специалисты полагают, что противостояние католиков и протестантов в Северной Ирландии в значительной мере но- сило классовый характер. Исторически сложилось так, что выс- шие классы в Северной Ирландии состояли преимущественно из протестантов, а низшие — из католиков. И то, что представ- лялось богословским конфликтом из-за несовпадения взглядов на природу Христа, на деле было типичной борьбой между бога- тыми и бедными. И наоборот: едва ли кто-то поверит, что проти- востояние партизан-коммунистов и землевладельцев-капитали- стов в Южной Америке в 1970-х на самом деле было вызвано их глубокими разногласиями в вопросах христианского богословия.
Какой же вклад может внести религия в решение главных про- блем XXI века? Возьмем, к примеру, вопрос о том, позволять ли искусственному интеллекту принимать решения, определяющие жизнь людей: выбирать место учебы и работы, находить подхо- дящего супруга. Какова позиция ислама? А иудаизма? Здесь не может быть «исламской» или «иудаистской» точки зрения. Че- ловечество, по всей видимости, разделится на два лагеря: на по- борников искусственного интеллекта и его противников. Му- сульмане и иудеи, скорее всего, обнаружатся в обоих лагерях, и для обоснования своей позиции прибегнут к творческому тол- кованию Корана и Талмуда.
Разумеется, по ряду вопросов религиозные группы могут сформировать твердую позицию и постепенно превратить ее в якобы священную и вечную догму. В 1970-е годы в Латинской
Америке богословы предложили «теологию освобождения», в которой Иисус был немного похож на Че Гевару. Не составит

167
РЕЛИГИЯ
труда привлечь Христа и к спорам о глобальном потеплении и придать современным политическим позициям вид вечных ре- лигиозных принципов.
Это уже происходит. Протест против законов об охране окру- жающей среды облекается в форму апокалиптических пропове- дей некоторых американских пасторов евангелической церкви, а папа римский Франциск освящает именем Христа поход против глобального потепления (что подтверждает его вторая энцикли- ка Laudato sí — «Хвала Тебе»)
2
. Возможно, в 2070 году ваша точ- ка зрения по вопросам экологии будет зависеть от того, к какой церкви вы принадлежите — евангелической или католической.
Всем будет без слов понятно, что, например, евангелисты против любых ограничений на выбросы двуокиси углерода, а католики убеждены, что Иисус призывал к защите окружающей среды.
Разницу вы заметите даже по их автомобилям. Евангелисты будут ездить на огромных бензиновых внедорожниках, а като- лики — на изящных электромобилях с наклейкой на бампере:
«Сжигаешь планету — будешь гореть в аду!» В оправдание своих взглядов разные люди будут приводить разные цитаты из Биб- лии, но реальным источником их разногласий будут новейшие научные теории и политические движения, а не Библия. С этой точки зрения религии нечего привнести в главные политиче- ские дебаты нашей эпохи. Как говорил Маркс, она всего лишь оболочка.
ПРОБЛЕМЫ ИдЕНТИЧНОСТИ:
ЛИНИИ НА ПЕСКЕ
Все же Маркс преуменьшал значение религии, рассматривая ее как надстройку над экономическим базисом. Даже если ис- лам, индуизм и христианство не более чем разноцветные укра- шения на здании современной экономики, люди часто иденти- фицируют себя с этими украшениями, а самоидентификация

168 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
людей — серьезная историческая сила. Возможности человече- ства зависят от сотрудничества масс, сотрудничество масс опи- рается на формирование общей идентичности — а все общие идентичности строятся на выдуманных историях, а не на науч- ных фактах или экономических потребностях. В XXI веке раз- деление людей на иудеев и мусульман или на русских и поляков по-прежнему определяется религиозными мифами. Попытки на- цистов и коммунистов научно определить человеческую иден- тичность на основании понятий расы и класса на поверку ока- зались опасной лженаукой, и с тех пор ученые категорически против определения любой «естественной» идентичности людей.
В XXI веке религии не помогают вызывать дождь, не исцеля- ют от болезней и не создают бомбы — они пытаются объяснить, кто такие «мы» и кто такие «они», которых мы должны настав- лять на путь истинный или бомбить. Как отмечалось выше, на практике различия между шиитским Ираном, суннитской Са- удовской Аравией и иудаистским Израилем не столь велики. Все они представляют собой бюрократические национальные госу- дарства, все проводят более или менее капиталистическую по- литику, все прививают детей от полиомиелита и все обращаются к физикам и химикам, чтобы создать бомбу. Не существует та- ких понятий, как шиитская бюрократия, суннитский капитализм или иудаистская физика. Но как заставить людей испытывать преданность по отношению к одному человеческому племени и враждебность к другому?
Чтобы провести четкие границы на зыбком песке человечест- ва, религии используют обряды, ритуалы и церемонии. Шииты, сунниты и ортодоксальные иудеи по-разному одеваются, чита- ют разные молитвы и соблюдают разные запреты. Эти отличаю- щиеся друг от друга религиозные традиции зачастую украшают повседневную жизнь и побуждают людей к доброте и милосер- дию. Пять раз в день мелодичные голоса муэдзинов перекрывают шум базаров, офисов и фабрик, призывая мусульман отвлечься

169
РЕЛИГИЯ
от повседневной суеты и обратить взор к вечной истине. Их со- седи индуисты могут достичь той же цели путем ежедневного свершения обряда пуджи и повторения мантр. Каждую неделю в пятницу вечером исповедующие иудаизм семьи устраивают осо- бую трапезу, символизирующую радость, благодарение и единст- во. Два дня спустя, воскресным утром, евангельские песнопения дарят надежду миллионам христиан, помогая укрепить доверие и теплые чувства между членами общины.
Некоторые религиозные традиции несут в мир зло, толкают людей на подлые и жестокие поступки. Нельзя найти оправда- ние женоненавистничеству и кастовой дискриминации, которые поощряются религиями. Но какими бы ни были религиозные традиции, прекрасными или отвратительными, они объеди- няют людей, одновременно отделяя их от соседей. Со стороны религиозные расхождения, разделяющие людей, часто выглядят пустяковыми, и Фрейд высмеивал одержимость человечества
«нарциссизмом малых различий»
3
. Но в истории и политике эти незначительные различия могут иметь огромное значение. На- пример, если вы гей или лесбиянка, то выбор места жительства между Израилем, Ираном и Саудовской Аравией будет для вас в буквальном смысле вопросом жизни и смерти. В Израиле ЛГБТ- сообщество защищено законом, и некоторые раввины даже ос- вящают браки между двумя женщинами. В Иране геи и лесби- янки подвергаются систематическим преследованиям — вплоть до смертной казни. А в Саудовской Аравии до 2018 года лесби- янки не имели права водить автомобиль — просто потому, что они женщины, и не важно, какая у них сексуальная ориентация.
Вероятно, самый яркий пример сохранения значимости и влияния традиционной религии в современном мире можно наблюдать в Японии. В 1853 году американский флот вынудил
Японию открыться внешнему миру. Начался быстрый и чрезвы- чайно успешный процесс модернизации страны. Через несколь- ко десятилетий она превратилась в сильное бюрократическое

170 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
государство, которое опиралось на науку, капитализм и новей- шие военные технологии, смогло победить Китай и Россию, ок- купировать Тайвань и Корею, а затем уничтожить американ- ский флот в Перл-Харборе и разгромить европейские колонии на Дальнем Востоке. Однако Япония не стала слепо копировать
Запад. Государство стремилось сохранить свою уникальность и добиться того, чтобы его граждане были верны Японии, а не науке, модернизации или какому-то абстрактному глобальному сообществу.
Для этого власти Японии обратились к древней религии син- то, которую сделали краеугольным камнем японской идентично- сти. По сути, японское государство заново изобрело синтоизм.
Традиционный синтоизм был пестрой смесью анимистических верований в разных богов, духов и призраков, и у каждой дерев- ни или храма имелись свои любимые божества и обычаи. В конце
XIX и начале XX века японское государство создало официаль- ную версию синтоизма, исключив из нее многие местные тра- диции. Этот «государственный синтоизм» был дополнен совре- менными идеями о национальности и расе, позаимствованными японской элитой у европейских империалистов. Все элементы буддизма, конфуцианства и самурайской феодальной этики, ко- торые могли быть полезны для усиления преданности государст- ву, тоже пошли в дело. В довершение всего главным принципом синтоизма стало поклонение японскому императору, который провозглашался прямым потомком богини солнца Аматэрасу и живым богом
4
На первый взгляд эта странная смесь старого и нового кажется крайне неподходящей для страны, ступившей на путь стремитель- ной модернизации. Живой бог? Анимистические духи? Феодаль- ная этика? Все это больше подошло бы племени эпохи неолита, чем современному промышленно развитому государству.
Тем не менее все получилось. Япония модернизировалась с головокружительной скоростью, а у населения формировалась

171
РЕЛИГИЯ
фанатичная преданность государству. Самым явным свиде- тельством успеха государственного синтоизма стал тот факт, что Япония первой в мире разработала и применила высоко- точные управляемые ракеты. За несколько десятилетий до то- го, как США создали «умную бомбу», и к тому времени, когда нацистская Германия начала разработку ракет «Фау-2», японцы уже потопили десятки вражеских кораблей с помощью «крыла- тых бомб», которыми управляли пилоты-смертники, известные как камикадзе. Если сегодня точность наведения управляемых ракет обеспечивают компьютеры, то во время Второй мировой войны Япония использовала обычные самолеты, начиненные взрывчаткой и управляемые людьми, готовыми пожертвовать собой. Такая готовность к самопожертвованию была следстви- ем презрения к смерти, которое культивировал государствен- ный синтоизм. Таким образом, камикадзе появились благодаря синтезу передовых технологий и передовой религиозной индок- тринации
5
Сознательно или нет, но многие правительства сегодня идут по японскому пути. Они используют универсальные инструмен- ты и структуры современности — и в то же время опираются на традиционные религии, стремясь сохранить национальную идентичность. Аналогами государственного синтоизма в Япо- нии в той или иной мере можно считать православие в России, католицизм в Польше, шиитский ислам в Иране, ваххабизм в
Саудовской Аравии, иудаизм в Израиле. Какой бы архаичной ни выглядела религия, толика воображения и грамотная интер- претация почти всегда соединят ее с новейшими технологиями и самыми сложными современными институтами.
Порой ради укрепления своей уникальной идентичности го- сударства создают абсолютно новые религии. Ярчайший пример этого можно наблюдать сегодня в бывшей японской колонии —
КНДР. Северокорейский режим воспитывает своих граждан с по- мощью фанатичной государственной религии чучхе. Это смесь

172 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
марксизма-ленинизма, некоторых древних корейских традиций, расистской веры в уникальную чистоту корейской расы и обо- жествление семьи Ким Ир Сена. Никто не называет Кимов по- томками богини солнца, но им поклоняются с таким усердием, с каким не чтили ни одного бога в истории. Возможно, памятуя о поражении Японской империи, жрецы северокорейской рели- гии чучхе упорно настаивали на добавлении в волшебное зелье ядерного оружия, называя его разработку священным долгом, ради которого можно пойти на самые большие жертвы
6
СЛУЖАНКА НАЦИОНАЛИЗМА
Независимо от того, как будут развиваться технологии, мы впра- ве ожидать, что споры о религиозной идентичности и религи- озных ритуалах по-прежнему будут влиять на использование технологий и сохранять способность вызвать мировой пожар.
Почему бы не использовать для разрешения богословских споров о средневековых текстах самые современные ядерные ракеты и
«умные бомбы»? Религии, обряды и ритуалы продолжат сохра- нять свое значение до тех пор, пока возможности человечества будут зависеть от сотрудничества масс, а сотрудничество масс — от веры в общие мифы.
К сожалению, все это действительно делает традиционные ре- лигии частью проблемы, а не инструментом ее решения. Рели- гии по-прежнему обладают политическим влиянием, поскольку способны укреплять национальную идентичность и даже могут спровоцировать третью мировую войну. Но когда речь идет о ре- шении более чем актуальных глобальных проблем XXI века, они не способны предложить практически ничего. Многие традици- онные религии проповедуют универсальные ценности и претен- дуют на вселенское значение, однако сегодня они используются в основном в роли служанок современного национализма, будь то в Северной Корее, России, Иране или Израиле. И поэтому они

173
РЕЛИГИЯ
еще больше затрудняют преодоление национальных различий и поиски глобального ответа на угрозы ядерной войны, экологи- ческой катастрофы и разрушительных технологий.
Например, когда речь заходит о глобальном потеплении или распространении ядерного оружия, шиитские священнослужи- тели предлагают иранцам смотреть на эти проблемы с узкой, иранской точки зрения; израильские раввины убеждают изра- ильтян думать только о том, что хорошо для Израиля, а право- славные священники твердят, что русским нужно прежде всего заботиться об интересах России. Каждый народ считает себя бо- гоизбранным и верит: все, что хорошо для него, угодно Богу. Ко- нечно, есть религиозные мыслители, которые отвергают крайний национализм и исповедуют более универсальные взгляды. Увы, в наше время они не обладают политическим влиянием.
Выходит, мы оказались в ловушке. Человечество стало единой цивилизацией, и решение таких проблем, как ядерная война, эко- логическая катастрофа и разрушительные технологии, возможно только на глобальном уровне. С другой стороны, национализм и религия по-прежнему разделяют человеческую цивилизацию на разные, нередко враждебные лагеря. Это противоречие меж- ду глобальным характером проблем и локальным характером идентичностей породило кризис, в который погружается вели- чайший мультикультурный эксперимент в мире — Европейский союз. Построенный на обещании универсальных либеральных ценностей, ЕС балансирует на грани распада из-за трудностей иммиграции и интеграции.

Г
лобализация значительно смягчила культурные различия на нашей планете, но вместе с тем увеличила частоту прямых встреч жителей разных стран, вызывающих друг у друга раздра- жение. Между Англией англосаксонского периода и индийской империей Пала было гораздо больше различий, чем между сов- ременными Великобританией и Индией, но во времена короля
Альфреда Великого самолеты авиакомпании British Airways не совершали прямых рейсов между Дели и Лондоном.
По мере того как все больше людей пересекает границы в по- исках работы, безопасности и лучшего будущего, потребность противостоять чужакам, ассимилировать или изгонять их по- рождает кризис политических систем и коллективных идентич- ностей, сформировавшихся в прежние эпохи. Острее всего эта проблема стоит в Европе. Евросоюз был построен на обещании преодолеть культурные различия между французами, немца- ми, испанцами и греками. Однако он может развалиться из-за неспособности справиться с культурными различиями меж- ду европейцами и мигрантами из Африки и с Ближнего Вос- тока. Парадокс в том, что именно успех Европы в построении
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24


написать администратору сайта