Главная страница
Навигация по странице:

  • Часть I. Технологический вызов 1.

  • Часть IV. Истина 15

  • Часть V. Гибкость мышления 19

  • 21 урок для 21 века. Урок для xxi века yuval Noah Harari 21 lessons for the 21st century copyright 2018 by Yuval Noah Harari


    Скачать 2.5 Mb.
    НазваниеУрок для xxi века yuval Noah Harari 21 lessons for the 21st century copyright 2018 by Yuval Noah Harari
    Анкор21 урок для 21 века
    Дата25.11.2022
    Размер2.5 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла21 урок для 21 века.pdf
    ТипУрок
    #811780
    страница1 из 24
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

    Москва, 2019
    Юваль Ной Харари
    21
    УРОК
    ДЛЯ
    XXI
    ВЕКА
    Yuval Noah Harari
    21 LESSONS FOR THE 21st CENTURY
    Copyright © 2018 by Yuval Noah Harari
    Russian Edition Copyright © Sindbad Publishers Ltd., 2019
    Переводчик Юрий Гольдберг
    Редактор Анна Ефимова
    Научный редактор Александр Андреев
    Корректоры: Ирина Чернышова, Ольга Левина
    Главный редактор Александр Андрющенко
    © Издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление. Издательство «Синдбад», 2019.
    info@sindbadbooks.ru www.sindbadbooks.ru www.facebook.com/sindbad.publishers www. instagram.com/sindbad_publishers

    Предисловие ................................................................................... 9
    Часть I. Технологический вызов
    1. Крушение иллюзий
    Конец истории откладывается ............................................ 19
    2. Работа
    Когда станете взрослыми,
    можете не найти работу ...................................................... 40
    3. Свобода
    Алгоритмы следят за тобой .................................................. 69
    4. Равенство
    Кто владеет информацией — владеет будущим ............... 101
    Часть II. Политический вызов
    5. Сообщество
    У человека есть тело ............................................................. 113
    6. Цивилизация
    В мире всего одна цивилизация ............................................. 122
    7. Национализм
    Глобальным проблемам нужны глобальные решения ......... 142
    8. Религия
    Бог теперь служит нации .................................................... 164
    9. Иммиграция
    Некоторые культуры могут быть лучше других .............. 178
    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Часть III. Отчаяние и надежда
    10. Терроризм
    Без паники .............................................................................. 201
    11. Война
    Нельзя недооценивать человеческую глупость .................. 215
    12. Скромность
    Вы не пуп земли ...................................................................... 226
    13. Бог
    Не произноси имени Господа всуе ......................................... 244
    14. Секуляризм
    Признать свою тень ............................................................. 251
    Часть IV. Истина
    15. Невежество
    Вы знаете меньше, чем вам кажется .................................. 267
    16. Справедливость
    Возможно, наше чувство справедливости устарело ........ 274
    17. Постправда
    Некоторые фейковые новости живут вечно ..................... 283
    18. Научная фантастика
    Будущее
    не то, что вы видите в кино .............................. 298
    Часть V. Гибкость мышления
    19. Образование
    Единственная константа перемены .............................. 313
    20. Смысл
    Жизнь — не вымысел .............................................................. 324
    21. Медитация
    Просто наблюдайте ............................................................. 368
    Благодарности ........................................................................... 381
    Примечания ............................................................................... 384

    Моему партнеру Ицику за его безграничное доверие и выдающиеся
    способности, моей матери Пнине за неизменную заботу и поддержку,
    моей бабушке Фанни за ее неистощимое и бескорыстное веселье

    В мире, перегруженном информацией, ясность — это сила. Почти каждый может внести вклад в дискуссию о будущем человечества, но мало кто четко представляет себе, каким оно должно быть. Порой мы даже не замечаем, что эта полемика ведется, и не понимаем, в чем сущность ее ключевых вопросов. Большинству из нас не до того — ведь у нас есть более насущные дела: мы должны ходить на работу, воспитывать детей, заботиться о пожилых родителях. К сожалению, история никому не делает скидок. Даже если будущее человечества будет решено без вашего участия, потому что вы были заняты тем, чтобы прокормить и одеть своих детей, то последствий вам (и вашим детям) все равно не избежать. Да, это несправедливо. А кто сказал, что история справедлива?
    Я как историк не могу ни накормить, ни одеть людей, но могу внести некоторую ясность в их представления, чтобы хоть не- много уравнять шансы в глобальной игре. Если благодаря этому хотя бы несколько человек присоединятся к дискуссии о буду- щем нашего вида, значит, я старался не зря.
    ПРЕДИСЛОВИЕ

    6 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
    Моя первая книга, Sapiens, была посвящена нашему прошло- му тому, как из ничем не примечательных животных мы пре- вратились во властителей планеты Земля.
    Во второй книге, Homo Deus, я попытался заглянуть в будущее и поразмышлять о том, как люди в итоге могут превратиться в богов и что будет происходить с интеллектом и сознанием.
    В этой книге я хочу сосредоточиться на текущих событиях на том, что происходит здесь и сейчас, а также на ближайшем будущем человеческого сообщества. Что совершается у нас на глазах? Каковы главные вызовы и возможности нашего време- ни? На что надо обратить внимание? Чему мы должны учить детей?
    Разумеется, у каждого из семи миллиардов жителей планеты свои заботы, и, как я уже говорил, мало кто может позволить се- бе роскошь размышлять об общих проблемах. Мать-одиночка, живущая с двумя детьми в трущобах Мумбаи, думает о том, где раздобыть для них еды; беженцы в лодке посреди Средиземного моря всматриваются в горизонт в надежде увидеть берег; боль- ной, умирающий в переполненной лондонской больнице, соби- рает силы для еще одного вздоха. У всех есть проблемы более насущные, чем глобальное потепление или кризис либеральной демократии. Ни одна книга не в состоянии их решить, и я не возь- мусь поучать людей, оказавшихся в подобных ситуациях. Я лишь надеюсь чему-то научиться у них.
    Я сделаю попытку рассмотреть общие, глобальные проблемы.
    Исследовать главные факторы, которые сегодня определяют раз- витие мирового сообщества и, вероятно, будут иметь влияние на будущее нашей планеты. Тех, чья жизнь и без того висит на волоске, изменение климата беспокоит в последнюю очередь — однако не исключено, что со временем по его причине жизнь в трущобах Мумбаи станет невозможной, через Средиземное мо- ре хлынут новые потоки беженцев, а в системе здравоохранения разразится кризис, который затронет все страны.

    7
    ПРЕдИСЛОВИЕ
    Реальность соткана из множества нитей. Не претендуя на все- охватность, я попытаюсь осветить разные аспекты глобальных проблем. В отличие от Sapiens и Homo Deus эта книга представ- ляет собой не исторический нарратив, а выборку вызовов, про- блем и вопросов, не имеющих простых ответов и решений. Моя цель — подтолкнуть читателя к дальнейшим размышлениям, к тому, чтобы он присоединился к обсуждению наиболее важных для нашего времени тем.
    Эта книга написана в диалоге с обществом. Отдельные ее главы родились как попытка ответить на вопросы, которые мне задавали читатели, журналисты и коллеги. Ранние версии не- которых разделов уже публиковались в том или ином виде и по- лучили отклики читателей, что дало мне возможность усилить свою аргументацию. На страницах книги я рассуждаю о техно- логиях и политике, о религии и искусстве. Есть главы, в которых я восхищаюсь человеческой мудростью, и есть главы, в которых отмечаю решающую роль человеческой глупости. Но ключевые вопросы остаются неизменными: что происходит в современном мире и каков глубинный смысл этих событий?
    Что означает приход к власти Дональда Трампа? Как быть с эпидемией фейковых новостей? Почему либеральная демократия переживает кризис? На самом ли деле мы наблюдаем возврат к религиозному сознанию? Грядет ли новая мировая война? Какая цивилизация доминирует в мире — западная, китайская, ислам- ская? Должна ли Европа открыть двери для иммигрантов? Могут ли отдельные государства справиться с проблемами социального неравенства и изменения климата? Как бороться с терроризмом?
    Размышляя о глобальных перспективах, я старался не забы- вать о людях. Более того, я намеренно акцентирую связь между великими преобразованиями нашей эры и повседневной жиз- нью людей. Например, терроризм — это не только мировая по- литическая проблема, но и сложный психологический механизм.
    Терроризм давит на скрытую в человеческом сознании «кнопку

    8 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
    страха», подчиняя себе умы миллионов жителей Земли. Кризис либеральной демократии проявляется не только в парламентах и на избирательных участках — он затрагивает функциониро- вание наших мозговых нейронов и синапсов. Мысль о том, что частная жизнь неотделима от политики, давно превратилась в клише, но сегодня, когда наука, бизнес и государство ищут спо- собы проникновения в человеческий мозг, эта банальность об- ретает новый, зловещий смысл. Именно поэтому я включил в книгу ряд наблюдений за поведением отдельных персонажей и целых сообществ.
    Глобализация оказывает беспрецедентное давление на наше поведение и наши нравственные принципы. Мы опутаны везде- сущей паутиной, которая, с одной стороны, ограничивает нашу подвижность, с другой передает наши малейшие вибрации на огромные расстояния. Наша повседневная деятельность влияет на жизнь людей и животных на другом конце света; поступок од- ного человека может вызвать мировой пожар, как это случилось в Тунисе после самосожжения Мохаммеда Буазизи, положившего начало «арабской весне», или после признаний жертв сексуаль- ных домогательств, запустивших движение #MeToo.
    Глобальный подтекст частной жизни подразумевает, что се- годня как никогда важно избавиться от религиозных и политиче- ских предрассудков, расовых и гендерных привилегий, отказаться от невольного соучастия в институциональном угнетении. Но на- сколько это осуществимо? Как найти твердый нравственный фун- дамент в мире, который простирается далеко за пределы нашего поля зрения, не подчиняется человеческому контролю и с подозре- нием смотрит на всех богов и все идеологии?
    Книга начинается с обзора современных политических и тех- нологических проблем. В конце ХХ века казалось, что гранди- озные идеологические сражения между фашизмом, коммуниз- мом и либерализмом завершились полной победой последнего,

    9
    ПРЕдИСЛОВИЕ
    что демократия, права человека и капитализм с его свободным рынком обречены на торжество во всем мире. Но история, как всегда, совершила неожиданный вираж — и после краха фашиз- ма и коммунизма под угрозой оказался либерализм. Куда же мы движемся теперь?
    Этот вопрос стоит особенно остро, поскольку доверие к либе- рализму падает именно сейчас, когда революционные прорывы в информационных технологиях и биотехнологиях ставят перед нами сложнейшие задачи, с какими нашему виду еще никогда не приходилось иметь дело. Слияние биотехнологий с информаци- онными технологиями уже в ближайшем будущем может лишить работы миллионы людей и нанести удар по свободе и равенст- ву. Алгоритмы Больших данных способны породить цифровые диктатуры, при которых вся власть окажется в руках немного- численной элиты, а большинство людей будет страдать не от экс- плуатации, а что гораздо хуже — от своей ненужности.
    О слиянии информационных технологий с биотехнологиями я писал в книге Homo Deus. Но она была посвящена долгосрочным перспективам — в масштабе столетий и даже тысячелетий, — тогда как здесь я фокусируюсь на социальном, экономическом и политическом кризисе, который ждет нас в ближайшем буду- щем. Меня интересует не столько возможное появление неор- ганической жизни, сколько угроза существованию социального государства и определенным институтам таким как, напри- мер, Евросоюз.
    В мои намерения не входил охват всех потенциальных по- следствий новых технологий. В частности: хотя прогресс и от- крывает перед нами удивительные возможности, я вижу свою задачу в привлечении внимания к связанным с ним опасностям и угрозам. Разумеется, корпорации и бизнесмены, возглавляю- щие технологическую революцию, в первую очередь превозно- сят ее достижения; вот почему на плечи социологов, филосо- фов и историков вроде меня ложится обязанность бить тревогу,

    10 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
    предупреждая человечество о том, что многое, к сожалению, мо- жет пойти не так.
    Обозначив вызовы, с которыми сталкивается человечество, во второй части книги я рассматриваю широкий спектр возмож- ных ответов на них. Смогут ли разработчики Facebook с помо- щью искусственного интеллекта (ИИ) создать глобальное со- общество, которое обеспечит людям свободу и равенство? Или нам следует обратить глобализацию вспять и вернуться к идее сильных национальных государств? А может, стоит еще глубже погрузиться в прошлое, черпая надежду и мудрость в древних религиозных традициях?
    Третья часть покажет, что, несмотря на беспрецедентные технологические вызовы и глубокие политические разногла- сия, человечеству по силам преодолеть трудности — если лю- ди научатся контролировать свои страхи и более сдержанно выражать свои взгляды. Попытаемся разобраться, как проти- востоять терроризму, избежать мировой войны и справиться с предрассудками и ненавистью, лежащими в основе подобных конфликтов.
    Четвертая часть посвящена концепции постправды. Насколь- ко мы способны давать мировым событиям адекватную оценку и отличать злодеяния от актов правосудия? В состоянии ли Homo
    sapiens понять мир, который сам создал? Существует ли четкая граница, отделяющая реальность от вымысла?
    В последней, пятой части я попробую набросать общую картину жизни в наш век неопределенности, когда прежние сценарии устарели, а новые еще не появились. Кто мы? Чему должны посвятить свою жизнь? Какими навыками нам необ- ходимо овладеть? Что мы можем сказать о смысле бытия — с учетом того, что знаем и чего не знаем о науке, Боге, полити- ке и религии?
    Это прозвучит пафосно, но Homo sapiens не может ждать.
    Сегодня философия, религия и наука находятся в цейтноте.

    11
    ПРЕдИСЛОВИЕ
    Люди спорили о смысле жизни тысячелетиями, но вечно этот спор продолжаться не может. Над нами нависли угрозы, связан- ные с экологической катастрофой, оружием массового уничто- жения и потенциально разрушительными технологиями. Что еще важнее, сегодня искусственный интеллект и биотехноло- гии позволяют преобразовывать и создавать жизнь. В ближай- шее время кто-то должен, опираясь на четко сформулированные или подспудно сознаваемые концепции смысла жизни, принять решение об использовании этих возможностей. Философы, в отличие от инженеров, — люди терпеливые. Но меньше всего запас терпения у инвесторов. Если вы не знаете, как использо- вать способность конструировать жизнь, рынок не станет ждать тысячу лет, пока вы определитесь. Его невидимая рука навяжет свою слепую волю. Если вы не готовы отдать наше общее буду- щее на милость рынка, вам придется найти ясный ответ на во- прос о смысле жизни.
    В последней главе я позволил себе высказать несколько за- мечаний личного характера и как представитель Homo sapiens
    обратиться к себе подобным — пока над нашим биологическим видом не опустился занавес и на сцену не вышли другие актеры, чтобы сыграть совсем другую пьесу.
    Прежде чем пригласить вас в это интеллектуальное путеше- ствие, хочу обратить внимание на один важный момент. В книге я много критикую либеральное мировоззрение и демократиче- скую систему. Не потому что считаю либеральную демократию исключительно плохой — напротив, я убежден, что это самая успешная и гибкая политическая модель из всех когда-либо при- думанных людьми, позволяющая противостоять вызовам совре- менного мира. И хотя эта модель подходит не для каждого соци- ума и не на каждом этапе общественного развития, она показала гораздо большую эффективность, чем любая другая. Вот поче- му, размышляя о трудностях, ожидающих нас в будущем, важно

    12 21 УРОК дЛЯ XXI ВЕКА
    определить ее слабые места и понять, как изменить и усовершен- ствовать ее нынешние институты.
    К сожалению, в сложившихся политических условиях любая критика либерализма и демократии может быть подхвачена ав- тократами и представителями нелиберальных движений, цель которых — не участие в открытой дискуссии о будущем челове- чества, а дискредитация либеральной демократии. Они обожа- ют рассуждать о несовершенствах либеральной демократии, но не терпят никакой критики в свой адрес.
    Как автор, я оказался перед трудным выбором. Как посту- пить: открыто высказать свое мнение, рискуя тем, что мои сло- ва, вырванные из контекста, будут использованы для оправдания набирающих силу автократий, или прибегнуть к самоцензуре?
    Нелиберальные режимы отличаются стремлением ограничить свободу слова даже за пределами своих стран. Поскольку подоб- ные режимы крепнут у нас на глазах, критическое осмысление нашего будущего как вида становится все опаснее.
    По зрелом размышлении я отказался от самоцензуры в поль- зу свободного самовыражения. Избегая критики либеральной модели, мы не сможем устранить ее недостатки и продолжить движение вперед. Позволю себе напомнить читателю, что появ- ление этой книги на свет стало возможным лишь в условиях, при которых люди еще имеют право думать что хотят и открыто вы- ражать свое мнение. Если вы согласитесь, что это нужная книга, значит, вы цените свободу мысли и свободу слова.

    Человечество теряет веру в либеральную идею,
    преобладавшую в мировой политике в послед-
    ние десятилетия, именно сейчас, когда слияние
    информационных технологий с биотехнологи-
    ями ставит перед нами задачи, с какими чело-
    вечеству еще никогда не приходилось иметь дело
    Часть I
    ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
    ВЫЗОВ

    Л
    юди мыслят не фактами, цифрами или уравнениями, а исто- риями. И чем проще история, тем лучше. У каждого чело- века, этнической группы или народа есть свои легенды и ми- фы. В XX веке мировые элиты в Берлине, Москве, Нью-Йорке и
    Лондоне предложили три грандиозные концепции, призванные объяснить прошлое и предсказать будущее всего мира. Это фа- шистская концепция, коммунистическая концепция и либераль- ная концепция.
    Фашизм объяснял мировую историю в терминах борьбы меж- ду государствами, предполагая, что миром будет править одна группа людей, силой подчинившая себе остальных. Коммунизм смотрел на историю как на борьбу классов, представляя буду- щий мир в виде единой централизованной социальной систе- мы, в рамках которой всем гарантировано равенство — ценой свободы. Либерализм видел в мировой истории борьбу между свободой и тиранией, рисуя будущее как сотрудничество членов социума при минимальном контроле со стороны центральной власти, достигаемое ценой некоторого неравенства.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта