Главная страница

21 урок для 21 века. Урок для xxi века yuval Noah Harari 21 lessons for the 21st century copyright 2018 by Yuval Noah Harari


Скачать 2.5 Mb.
НазваниеУрок для xxi века yuval Noah Harari 21 lessons for the 21st century copyright 2018 by Yuval Noah Harari
Анкор21 урок для 21 века
Дата25.11.2022
Размер2.5 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла21 урок для 21 века.pdf
ТипУрок
#811780
страница14 из 24
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   24
свободы мысли, исследований и экспериментов. По- этому светские люди ценят свободу и стараются не наделять выс- шим авторитетом какой-либо текст, институт или лидера и не давать им эксклюзивного права решать, что истинно или пра- вильно. У людей всегда должна оставаться возможность для со- мнения, перепроверки, эксперимента, знакомства с другим мне- нием. Светские люди восхищаются Галилео Галилеем, который

252 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
осмелился оспорить догму о том, что Земля неподвижна и нахо- дится в центре Вселенной; они восхищаются простыми людьми, которые в 1789 году штурмовали Бастилию и свергли деспоти- ческий режим Людовика XVI. Они восхищаются Розой Паркс, которая имела мужество занять в автобусе место, предназначен- ное для белых.
Требуется немало смелости, чтобы сражаться с предрассудка- ми и деспотическими режимами, но еще больше — чтобы при- знать свое невежество и ступить на неизведанную территорию.
Светское образование учит, что если мы чего-то не знаем, нужно признать свое незнание или сомнение и поискать новые факты и доказательства. Многие боятся неизвестного и хотят получить однозначные ответы на все вопросы. Страх перед неизвестным может парализовать сильнее, чем любой тиран. На протяжении всей истории люди боялись, что без веры в однозначные отве- ты человеческое общество распадется. На деле же современная история показала, что общество смелых людей, готовых признать свое невежество и поставить трудные вопросы, не просто про- цветает, но и отличается бóльшим миролюбием, чем общества, где все обязаны беспрекословно довольствоваться одним-един- ственным ответом. Люди, которые боятся утратить истину, боль- ше склонны к насилию, чем те, кто привык смотреть на мир с разных точек зрения. Вопросы, на которые вы не знаете ответа, гораздо лучше ответов, в которых вам не дозволено сомневаться.
И наконец, светские люди ценят ответственность. Они не ве- рят в высшую силу, которая заботится о мире, наказывает злых, воздает справедливым и защищает от голода, эпидемий или войн.
Поэтому именно мы, смертные люди из плоти и крови, должны нести полную ответственность за свои действия или бездействие.
Если мир полон страданий, наш долг — найти решение. Светские люди гордятся огромными достижениями современного общест- ва, которое победило эпидемии, избавилось от голода и принесло мир на бóльшую часть планеты. Нет нужды приписывать эти

253
СЕКУЛЯРИЗМ
достижения божественному покровителю, поскольку все они — результат того, что люди изучали мир и учились сострадать. Но по той же причине мы должны нести полную ответственность за все преступления и ошибки современного общества, от геноци- да до ухудшения экологии. Вместо того чтобы молить о чуде, мы обязаны спросить себя, чем мы можем помочь миру.
Таковы главные ценности светского общества. Как отмечалось выше, ни одна из них не является исключительно светской. Иудеи особенно ценят истину, христиане — сострадание, мусульмане — равенство, индуисты — ответственность и так далее. Светские общества и институты с готовностью признают эти связи и при- нимают религиозных евреев, христиан и индуистов, но при одном условии: когда светские нормы вступят в противоречие с религи- озной доктриной, последняя должна уступить. Например, чтобы влиться в светское общество, ультраортодоксальные иудеи долж- ны относиться к неевреям как к равным, христиане — не жечь еретиков на костре, мусульмане — уважать свободу слова, а ин- дуисты — отказаться от кастовой дискриминации.
Но никто не ждет от религиозных людей, что они начнут от- рицать существование бога или откажутся от традиционных об- рядов и ритуалов. Светский мир судит о людях по их делам, а не по одежде или традициям. Человек может носить самое странное сектантское платье и практиковать самые необычные религиоз- ные обряды, одновременно проявляя глубокую приверженность главным светским ценностям. В мире есть много еврейских уче- ных, экологов из числа христиан, исповедующих ислам фемини- сток и индусов, защищающих права человека. Если они признают научную истину, сострадание, равенство и свободу, то являются полноценными членами светского общества, и нет никаких осно- ваний требовать, чтобы они сняли ермолку, нательный крест, хиджаб или стерли тилак.
По той же причине светское образование не означает не- гативного воспитания, когда детей учат не верить в бога и не

254 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
участвовать в религиозных церемониях. Светское образование учит детей отличать истину от веры, развивать в себе способ- ность сострадать всем живым существам, ценить мудрость и опыт всех жителей Земли, свободно мыслить, не боясь неизвест- ного, и отвечать за свои действия и за мир в целом.
БЫЛ ЛИ СТАЛИН СВЕТСКИМ ЧЕЛОВЕКОМ?
Таким образом, нет никаких оснований критиковать секуляризм за отсутствие этических ценностей или социальной ответствен- ности. Главную проблему секуляризма следует искать на про- тивоположном конце спектра. По всей видимости, он слишком высоко поднимает этическую планку. Большинство людей не в состоянии соблюдать такие жесткие нормы, а большим обще- ством невозможно управлять, основываясь на сострадании и поисках истины с неизвестным результатом. Общество должно действовать быстро и решительно (особенно в опасных ситуа- циях, таких как война или экономический кризис), даже если оно не знает точно, что есть истина и какие действия причинят меньше вреда. Требуются четкие указания, запоминающийся де- виз и вдохновляющий боевой клич. Очень трудно посылать сол- дат в бой или проводить радикальные экономические реформы во имя сомнительных гипотез, а потому светские движения то и дело превращаются в догматические религии.
Например, Карл Маркс начинал с заявления, что все рели- гии — это обман с целью угнетения людей, и призывал сторонни- ков исследовать истинную природу мирового порядка. В после- дующие десятилетия из-за тягот революции и войны марксизм утратил гибкость, и уже при Сталине официальная линия Ком- мунистической партии СССР изменилась: мировой порядок слишком сложен для понимания обычного человека, и поэтому лучше всегда доверять мудрости партии и следовать ее указани- ям, даже если она репрессирует и убивает десятки миллионов

255
СЕКУЛЯРИЗМ
невинных людей. Да, это отвратительно, но партийные идеологи не уставали объяснять, что революция не пикник и что нельзя приготовить яичницу, не разбив яиц.
Следует ли считать Сталина светским руководителем? От- вет зависит от нашего определения секуляризма. Если мы ис- пользуем минималистское негативное определение — «свет- ские люди не верят в Бога» — то Сталин, вне всякого сомнения, был светским человеком. А согласно позитивному определению
(«светские люди отвергают все ненаучные догмы и ценят истину, сострадание и свободу»), Маркс был светским деятелем, а Ста- лин — нет. Сталин был пророком безбожной, но в высшей сте- пени догматичной религии — сталинизма.
И таких примеров множество. Перенесемся на противополож- ный край политического спектра. Капитализм также начинался как непредвзятая научная теория, но постепенно превратился в догму. Многие капиталисты все еще повторяют мантру о сво- бодном рынке и экономическом росте, не обращая внимания на реальный мир. К каким бы ужасным последствиям ни приводи- ли модернизация, индустриализация или приватизация, адепты капитализма списывают эти последствия на «болезни роста» и обещают, что дальнейший экономический подъем все исправит.
Либеральные демократы с умеренными взглядами хранили верность светским идеалам сострадания и поиска истины — но даже они порой отрекались от них ради удобных догм. Так, при столкновении с жестокими диктатурами и несостоятельными го- сударствами либералы часто превращают свою непоколебимую веру в свободу в священный ритуал всеобщих выборов. Они на- чинают войны и тратят миллиарды долларов в Ираке, Афгани- стане и Конго, будучи твердо убеждены, что проведение всеоб- щих выборов волшебным образом превратит эти страны в нечто вроде Дании, только с более теплым климатом. И все это — не- смотря на постоянные неудачи и тот факт, что даже в странах с устоявшейся традицией всеобщих выборов эти ритуалы время

256 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
от времени приводят к власти популистов, и результатом стано- вится диктатура большинства. Если вы попытаетесь усомниться в предполагаемой мудрости всеобщих выборов, вас не отпра- вят в исправительный лагерь, но холодного душа догматических оскорблений вам, скорее всего, не избежать.
Конечно, не все догмы одинаково вредны. Совершенно оче- видно, что некоторые религиозные убеждения принесли челове- честву пользу, и то же относится к некоторым светским догмам.
В частности, это справедливо для доктрины прав человека. Пра- ва существуют только в историях, которые люди придумывают и рассказывают друг другу. Эти истории бережно хранились как самоочевидная догма в эпоху борьбы с религиозным фанатиз- мом и автократическими правительствами. Люди не обладают естественным правом на жизнь и свободу, но вера в эту историю помогала ограничить власть авторитарных режимов, защищала меньшинства и оберегала миллионы людей от худших послед- ствий бедности и насилия. То есть эта вера способствовала сча- стью и благополучию человечества в большей степени, чем лю- бая другая доктрина в истории.
Тем не менее это догма. Так, статья 19 Декларации прав чело- века, принятой ООН, гласит: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и свободное выражение их». Если мы рас- сматриваем эту фразу как политическое требование («каждый должен иметь право на свободу убеждений и свободное выра- жение их»), это абсолютно разумный подход. Но если мы станем утверждать, что каждый сапиенс наделен естественным «пра- вом на свободу убеждений», а потому цензура нарушает закон природы, то создадим неверное представление о человечестве.
Считая себя «индивидом, который обладает неотъемлемыми ес- тественными правами», вы не поймете, кто вы на самом деле, и не разберетесь в исторических процессах, которые сформиро- вали ваше общество и ваше мышление (в том числе веру в «ес- тественные права»).

257
СЕКУЛЯРИЗМ
Подобное заблуждение, вероятно, не имело большого значе- ния в XX веке, когда люди были заняты борьбой с Гитлером и
Сталиным. Однако оно может стать фатальным в XXI веке, по- тому что теперь биотехнологии и искусственный интеллект го- товы изменить саму суть человечества. Если мы верим в право на жизнь, означает ли это, что мы должны использовать био- технологии для преодоления смерти? Если мы верим в право на свободу, должны ли мы давать власть алгоритмам, которые рас- шифровывают и исполняют наши тайные желания? Если у всех людей равные права, должны ли суперлюди получить суперпра- ва? Светским людям будет трудно ответить на подобные вопро- сы, если они верят в догму «прав человека».
Догма прав человека сформировалась в предшествующие сто- летия как оружие против инквизиции, Старого режима, наци- стов и ку-клукс-клана. Она не предназначена для взаимодействия с суперлюдьми, киборгами и компьютерами с суперинтеллектом.
Движения за права человека собрали впечатляющий арсенал ар- гументов и средств защиты от религиозных предрассудков и ти- ранов, но этот арсенал едва ли защитит нас от эксцессов консью- меризма или технологических утопий.
ПРИЗНАВАЯ СВОЮ ТЕНЬ
Секуляризм не следует приравнивать к сталинистскому догма- тизму или к горьким плодам западного империализма и без- удержной индустриализации. Но и полностью снять с него от- ветственность тоже не получится. Светские движения и научные институции заворожили миллиарды людей обещаниями усовер- шенствовать человечество и обратить изобилие планеты Земля на пользу нашему виду. Эти обещания стали результатом победы не только над эпидемиями и голодом, но и над исправительны- ми лагерями и таянием полярных шапок. Вы можете возразить, что во всем виноваты люди, неверно понимавшие и искажавшие

258 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
главные светские идеалы и научные факты. И будете абсолютно правы. Но это общая проблема для всех влиятельных движений.
Например, христианство несет ответственность за ужасные злодеяния, в частности за инквизицию, Крестовые походы, унич- тожение местных культур по всему миру и бесправие женщин.
Но христианин обидится на такое обвинение и возразит, что все это было результатом неверного понимания христианства.
Иисус проповедовал только любовь, а инквизиция непозволи- тельным образом исказила его учение. Мы можем с сочувствием отнестись к этим оправданиям, но было бы ошибкой позволить христианству так легко уйти от ответственности. Христиане, шокированные инквизицией и Крестовыми походами, не мо- гут просто умыть руки и объявить себя непричастными к этим зверствам. Полезнее было бы задать себе несколько неприятных вопросов. Как получилось, что их «религия любви» позволила до такой степени исказить себя, причем не один раз, а многократ- но? Протестантам, которые пытаются свалить все на фанатизм католиков, стоит прочесть книгу о поведении протестантских колонистов в Ирландии или Северной Америке. Точно так же марксисты должны спросить себя, что такого содержит учение
Маркса, что оно проложило дорогу к ГУЛАГу? Ученым следует задуматься, почему наука с такой легкостью нарушила экологи- ческое равновесие на нашей планете, а генетикам полезно пом- нить, как нацисты использовали теорию Дарвина.
Каждая религия, идеология или догма отбрасывает тень, и ка- кой бы доктрины вы ни придерживались, важно признать суще- ствование этой тени и воздержаться от наивных заверений вроде
«с нами этого не случится». Светская наука обладает по крайней мере одним существенным преимуществом перед традиционны- ми религиями: она не боится своей тени и по определению готова признавать ошибки и пробелы в знаниях. Если вы верите в аб- солютную истину, которую открывает людям сверхъестествен- ная сила, но не можете позволить себе признать ошибку — это

259
СЕКУЛЯРИЗМ
обесценивает всю вашу историю. Но если вы верите, что истину могут искать и несовершенные люди, признание ошибок стано- вится неотъемлемой частью процесса.
Это еще одна причина, по которой недогматические светские движения обычно сдержанны в обещаниях. Осознавая свое не- совершенство, они рассчитывают на постепенные изменения — поднять минимальную заработную плату на несколько долларов или снизить детскую смертность на несколько процентных пунк- тов. Характерная особенность догматических идеологий заклю- чается в том, что из-за излишней самоуверенности они все вре- мя сулят невозможное. Их лидеры слишком легко рассуждают о «вечности», «чистоте» и «искуплении», как будто одним своим действием — изданием закона, строительством храма или заво- еванием территории — могут спасти мир.
Когда речь заходит о самых важных в истории решениях, лич- но я больше верю людям, которые признают свое незнание, чем тем, кто считает себя непогрешимым. Если вы претендуете на то, чтобы ваша религия, идеология или мировоззрение стали глав- ными в мире, мой первый вопрос будет таким: «Какую самую большую ошибку совершила ваша религия, идеология или ми- ровоззрение?» И если вы не сумеете ответить что-нибудь серь- езное, я не стану вам верить.

Если вас пугают опасности, с которыми сталки-
вается мир, и вы не знаете, что делать, — зна-
чит, вы на верном пути. Глобальные процессы
стали слишком сложными, чтобы в них мог ра-
зобраться один человек. Но как в таком случае
распознать истину и не стать жертвой пропа-
ганды и дезинформации?
Часть IV
ИСТИНА

В
предыдущих главах мы рассмотрели некоторые из самых важных проблем и достижений нынешней эпохи, от преу- величенной угрозы терроризма до недооцененной опасности тех- нологической революции. Если у вас по ходу чтения возникло неприятное чувство, что с вас хватит и что вы не в состоянии все это переварить, вы абсолютно правы. Это никому не под силу.
В последние несколько веков либеральное мышление глубоко уверовало в рациональность человека. Описывая людей как не- зависимых рациональных агентов, либерализм пришел к выво- ду, что эти мифические существа и составляют основу современ- ного общества. Демократия базируется на идее, что избиратель знает, что делает; рыночная экономика — на идее, что клиент всегда прав; либеральное образование — на идее, что студенты способны самостоятельно мыслить.
Между тем вера в рационального индивида ошибочна. В эпо- ху постколониализма и феминизма некоторые мыслители обна- ружили, что на деле этот «рациональный индивид» — не более чем западная шовинистическая фантазия, прославляющая неза- висимость и власть белых мужчин из высших классов. Как уже
15
НЕВЕЖЕСТВО
ВЫ ЗНАЕТЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ВАМ КАЖЕТСЯ

264 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
отмечалось выше, ученые в области поведенческой экономики и эволюционной психологии доказали, что большинство реше- ний люди принимают под воздействием эмоциональных реак- ций и эвристических догадок, а не в результате рационального анализа. И если в век кремневых ножей эмоции и эвристика, по всей видимости, помогали нам выживать, то в век кремниевых чипов их, к сожалению, недостаточно.
Мифом оказалась не только рациональность, но и индивиду- альность мышления. Люди редко думают самостоятельно — нам больше свойственно групповое мышление. Быть членом племени необходимо не только для того, чтобы вырастить ребенка, но и для того, чтобы изобрести новое орудие, разрешить конфликт, исцелить болезнь. Ни один человек не обладает знаниями, до- статочными, чтобы возвести собор, создать атомную бомбу или построить самолет. Homo sapiens получили преимущество перед всеми прочими животными и стали хозяевами планеты не бла- годаря рациональности каждого индивида, а благодаря способ- ности к групповому мышлению
1
Отдельные люди на удивление мало знают о мире, причем с течением времени этих знаний у них становится все меньше.
Охотники и собиратели каменного века умели шить себе одежду, разжигать огонь, охотиться на кроликов, убегать от львов. Нам ка- жется, что современный человек знает гораздо больше, но на са- мом деле каждый отдельный представитель Homo sapiens обладает куда меньшим запасом знаний. В удовлетворении почти всех сво- их потребностей мы опираемся на опыт и знания других. В одном показательном эксперименте людей просили оценить, насколь- ко хорошо они знают, как работает обыкновенная застежка-мол- ния. Большинство уверенно отвечали, что прекрасно понимают принцип ее действия — ведь они пользуются ею каждый день.
Но когда их попросили как можно подробнее описать все эта- пы работы застежки-молнии, большинство не смогли сказать ни- чего вразумительного
2
. Такое явление Стивен Сломан и Филип

265
НЕВЕЖЕСТВО
Фернбах назвали «иллюзией знания». Нам кажется, что мы много знаем, хотя каждый отдельный человек знает очень мало; дело в том, что мы считаем знания других людей своими собственными.
Но это не обязательно плохо. Групповое мышление помогло нам стать хозяевами планеты, а иллюзия знания позволяет жить, не тратя время на непосильную задачу разобраться во всем са- мостоятельно. С точки зрения эволюции вера в знания других оказалась для Homo sapiens очень полезной.
Но иллюзия знания имеет и обратную сторону, подобно дру- гим человеческим качествам, которые играли важную роль в прежние эпохи, но стали помехой в современном мире. Мир усложняется, и люди перестают понимать, насколько ничтож- ны их знания о происходящем вокруг. В результате те, кто почти ничего не знает о метеорологии или биологии, выступают с по- литическими инициативами в области климатических измене- ний или генетически модифицированных зерновых культур или подробно объясняют, что именно нужно сделать на Украине или в Ираке, но не способны показать эти страны на карте. Люди ред- ко сознают свое невежество, поcкольку склонны существовать в информационном пузыре, общаясь с друзьями, которые разде- ляют их взгляды, и читая только те новостные ленты, в которых их убеждения постоянно подкрепляются и редко оспариваются
3
Даже если предложить людям больше качественной инфор- мации, это вряд ли поможет. Ученые надеются избавить людей от заблуждений, улучшая качество образования, а лидеры об- щественного мнения рассчитывают повлиять на соотечествен- ников, знакомя их с точными фактами и докладами экспертов, например по поводу реформы здравоохранения Обамы или гло- бального потепления. Надеяться на это — значит не понимать, как устроено человеческое мышление. Наши взгляды во многом сформированы групповым мышлением, а не индивидуальной ра- циональностью, и мы придерживаемся этих взглядов в силу вер- ности группе. Бомбардировка людей фактами и демонстрация их

266 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
невежества чаще всего вызывает обратную реакцию. Большин- ству не нравится изобилие фактов, сбивающее с толку, и совер- шенно точно никто не любит чувствовать себя дураком. Не стоит рассчитывать, что вы убедите сторонников «Движения чаепи- тия» в реальности глобального потепления, предъявив им таб- лицы со статистическими данными
4
Сила группового мышления настолько велика, что из его объ- ятий трудно вырваться даже в тех случаях, когда оно поддержи- вает необоснованные взгляды. Например, правые консерваторы в США уделяют гораздо меньше внимания проблемам загрязне- ния окружающей среды и исчезновения отдельных видов флоры и фауны, чем левые прогрессисты, и поэтому в Луизиане эколо- гическое законодательство менее строгое, чем в Массачусетсе.
Мы привыкли к такому положению вещей и считаем его естест- венным, хотя следовало бы удивиться. Казалось бы, консервато- ры должны заботиться о сохранении прежнего экологического порядка, о защите земель, лесов и рек, которые достались нам от предков. И наоборот: от прогрессистов логично ожидать боль- шего энтузиазма в отношении радикальных перемен в сельской местности, особенно если их цель — ускорить прогресс и улуч- шить условия жизни людей. Однако после того как в результате каких-то капризов истории сформировалась позиция партии по этим вопросам, консерваторы, не задумываясь, отмахиваются от любых опасений по поводу загрязнения рек и исчезновения птиц, а левые прогрессисты чураются каких бы то ни было на- рушений старого экологического порядка
5
Даже у ученых нет иммунитета против группового мышления.
Ученые, которые верят, что факты способны изменить обществен- ное мнение, сами оказываются жертвами группового мышления в науке. Научное сообщество верит в силу фактов, и те, кто хранит верность этому сообществу, продолжают верить в возможность победить в публичной дискуссии с помощью фактов, несмотря на убедительные эмпирические доказательства обратного.

267
НЕВЕЖЕСТВО
Точно так же убеждение либералов в рациональности индиви- дов само может быть продуктом группового мышления в либе- ральной среде. В кульминационной сцене фильма «Житие Брайана по Монти Пайтону» огромная толпа восторженных людей прини- мает Брайана за Мессию. Тот говорит своим «ученикам»: «Вам не нужно следовать за мной! Не нужно вам ни за кем следовать! Вы должны думать сами! Все вы личности! Вы все разные!» Экзаль- тированная толпа вторит ему в унисон: «Да, да! Мы все лично- сти! Да, да! Мы все разные!» «Монти Пайтон» пародировал догмы контркультуры 1960-х, но эта сатира справедлива и по отношению к вере в рациональный индивидуализм в целом. В современных демократиях толпы скандируют хором: «Да, да, избирателю вид- нее! Да, да, клиент всегда прав!»
ЧЕРНАЯ дЫРА ВЛАСТИ
Проблема группового мышления и индивидуального невежест- ва касается не только обычных избирателей и потребителей, но также президентов и глав компаний. У них может быть огромное число советников и сложные структуры разведки, но это ничего не гарантирует. Очень сложно найти истину, когда вы правите миром. Вы слишком заняты. Большинство политических лиде- ров и деловых магнатов вечно спешат. Но для глубокого изуче- ния любой проблемы требуется много времени, а главное — воз- можность свободно распоряжаться этим временем. Вам нужно экспериментировать с неверными идеями, исследовать тупико- вые варианты, оставлять место для сомнений и скуки и позво- лять семенам открытия медленно всходить и превращаться в цветущее растение. Иначе до истины вам не добраться.
Хуже того, власть обычно искажает истину. Главная цель влас- ти — не изучение реальности, а ее изменение. Когда у вас в руке молоток, все становится похожим на гвозди, а когда вы облада- ете большой властью, все выглядит как приглашение вмешаться.

268 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
Даже если вы каким-то образом преодолеете это искушение, окружающие всегда будут помнить о гигантском молотке в ва- ших руках. У всякого, с кем вы разговариваете, есть тайные на- мерения, сознательные или подсознательные, а потому вы не мо- жете полностью доверять его словам. Ни один султан не верил, что придворные и подданные говорят ему правду.
Таким образом, большая власть подобна черной дыре, кото- рая искажает пространство вокруг себя. Чем ближе к ней, тем сильнее искажения. Каждое слово, попадающее в вашу орбиту, обретает вес, и каждый человек, с которым вы общаетесь, ста- рается вам понравиться, польстить вам или что-то от вас полу- чить. Они знают, что вы можете потратить на них не больше па- ры минут, и, боясь сказать что-то неуместное или непонятное, ограничиваются пустыми лозунгами и банальностями.
Пару лет назад меня пригласили на ужин с премьер-минист- ром Израиля Биньямином Нетаньяху. Друзья советовали отка- заться, но я не устоял перед искушением. Я подумал, что, быть может, узнаю какие-то большие секреты, которые раскрываются только посвященным. Какое разочарование! На ужине присут- ствовали почти три десятка гостей, и каждый старался завла- деть вниманием Великого Человека, впечатлить его своим остро- умием, подольститься к нему или что-то у него выпросить. Если кто-то из присутствующих и владел большими секретами, у них очень хорошо получалось их скрывать. И это не вина Нетаньяху или кого-то еще. Все дело в гравитации власти.
Если вам действительно нужна правда, вы должны отдалить- ся от черной дыры власти и не жалеть времени на странствия по периферии. Революционное знание редко возникает в центре — ведь центр опирается на общепринятые взгляды. Доступ к цент- ру власти обычно защищают стражи старого порядка, склонные отсекать носителей необычных идей, вызывающих раздражение.
Конечно, они отфильтровывают и огромное количество мусора.
Тот факт, что вас не пригласили на Всемирный экономический

269
НЕВЕЖЕСТВО
форум в Давосе, еще не говорит о вашей мудрости. Именно по- этому нужно проводить много времени на периферии: там могут найтись блестящие революционные откровения — хотя больше всего там необоснованных догадок, неверных моделей, суеверий, догм и абсурдных конспирологических теорий.
Таким образом, любой руководитель оказывается в двойной ловушке. Если он останется в центре власти, его картина мира будет сильно искажена. Отважившись выйти на периферию, он потеряет слишком много драгоценного времени. И эта проблема будет лишь усугубляться. В грядущие десятилетия мир услож- нится еще больше. Отдельным людям — не важно, короли они или пешки — будет все труднее разбираться в технологических новинках, экономических тенденциях и политических течениях, которые формируют мир. Как заметил Сократ еще 2000 лет на- зад, лучшее, что мы можем сделать в таких обстоятельствах, — признать свое невежество.
А как же мораль и справедливость? Если мы не в состоянии понять мир, можно ли надеяться, что нам удастся отличить пра- вильное от неправильного, справедливость от несправедливости?

К
ак и у прочих наших чувств, у чувства справедливости древ- ние эволюционные корни. Человеческая мораль, формиро- вавшаяся на протяжении миллионов лет эволюции, приспосо- блена для решения социальных и этических проблем, с которыми сталкивались маленькие группы охотников и собирателей. Если мы вместе отправляемся на охоту и я убиваю оленя, а вы возвра- щаетесь с пустыми руками, должен ли я делиться с вами добы- чей? Если вы идете собирать грибы и приносите полную корзи- ну, имею ли я право забрать все эти грибы себе только потому, что я физически сильнее? А если я знаю, что вы задумали меня убить, вправе ли я нанести упреждающий удар и ночью перере- зать вам горло?
1
С тех пор как мы переселились из африканской саванны в каменные джунгли, на первый взгляд, мало что изменилось. Ка- жется, что проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня (гра- жданская война в Сирии, глобальное неравенство, глобальное потепление), остались теми же — только обрели более серьезный масштаб. Но это иллюзия. Конечно, размер имеет значение, но
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   24


написать администратору сайта