21 урок для 21 века. Урок для xxi века yuval Noah Harari 21 lessons for the 21st century copyright 2018 by Yuval Noah Harari
Скачать 2.5 Mb.
|
19 ОБРАЗОВАНИЕ ЕдИНСТВЕННАЯ КОНСТАНТА — ПЕРЕМЕНЫ 310 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА сознание, мы уже ни в чем не будем уверены — в том числе в тех вещах, которые раньше казались вечными и неизменными. Тысячу лет назад, в 1018 году, люди не могли точно предска- зать будущее, однако были убеждены, что основные черты че- ловеческого общества не изменятся. Если в 1018 году вы жили в Китае, то знали, что к 1050 году империя Сун, возможно, рухнет, с севера вторгнутся кочевники кидани, а миллионы людей погиб- нут от эпидемий. И все же было очевидно, что даже в 1050 году большинство жителей будут крестьянами и ткачами, правите- ли по-прежнему будут набирать армию и чиновничий аппарат из людей, женщины будут подчиняться мужчинам, продолжи- тельность жизни по-прежнему будет около 40 лет, а человече- ское тело останется точно таким же. Поэтому в бедных семьях родители учили детей сажать рис и ткать шелк, а богачи учили мальчиков конфуцианской классической литературе, каллигра- фии и боевым искусствам, а девочек — быть скромными и по- слушными женами. Никто не сомневался, что эти навыки будут востребованы в 1050 году. Сегодня мы понятия не имеем, как в 2050 году будет выгля- деть Китай или остальной мир. Мы не знаем, чем люди будут зарабатывать себе на жизнь, не знаем, как будут функциониро- вать армии или бюрократия, не знаем, какими будут отношения между полами. Вероятно, люди будут жить гораздо дольше, чем в наши дни, а само человеческое тело может революционным образом измениться благодаря биоинженерии и интерфейсам «мозг — компьютер». Поэтому многое из того, чему дети учатся сегодня, в 2050 году станет ненужным. Сегодня школы уделяют слишком много внимания запоми- нанию информации. В прошлом это имело смысл, потому что информации было мало (и даже этот слабый ручеек постоянно перекрывала цензура). Если в 1800 году вы жили, скажем, в ма- леньком провинциальном городе в Мексике, то вряд ли много знали об остальном мире. Не было ни радио, ни телевидения, 311 ОБРАЗОВАНИЕ ни ежедневных газет, ни публичных библиотек 1 . Даже если вы владели грамотой и обладали доступом к частной библиотеке, читать в ней было нечего, кроме романов и религиозных трак- татов. Испанская империя строго цензурировала все тексты, пе- чатавшиеся на ее территории, а извне допускала лишь небольшое число одобренных публикаций 2 . Примерно такой же была ситу- ация в провинциальных городах России, Индии, Турции и Ки- тая. Школы Новейшего времени, в которых детей учили читать и писать и знакомили с основами географии, истории и биоло- гии, знаменовали огромный шаг вперед. В XXI веке мы, напротив, тонем в огромном потоке инфор- мации, остановить который не пытаются даже цензоры. Они за- няты тем, что распространяют дезинформацию или отвлекают нас какой-нибудь чепухой. Если вы живете в провинциальном мексиканском городе и у вас есть смартфон, то вам понадобится несколько жизней, чтобы просто читать Википедию, смотреть доклады с конференций TED и проходить бесплатные онлайн- курсы. С другой стороны, появилась новая опасность — теперь слишком легко запутать публику противоречивыми сообщения- ми и отвлекающими маневрами. Человеку из любого уголка ми- ра достаточно кликнуть мышью, чтобы увидеть последние но- вости о бомбардировке Алеппо или о таянии льдов в Арктике, но противоречивых сообщений так много, что трудно понять, каким из них верить. Кроме того, доступность множества дру- гих вещей мешает сфокусировать внимание на чем-то одном, а когда политика и наука кажутся нам слишком сложными, воз- никает соблазн посмотреть смешное видео с котиками или по- читать сплетни о знаменитостях. В таком мире ученикам от учителя меньше всего нужна ин- формация. Они и так ею перегружены. Люди нуждаются в уме- нии понимать информацию, отличать важное от несущественно- го, а главное — соединять разрозненные фрагменты информации в целостную картину мира. 312 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА В сущности, именно таким был идеал западного либераль- ного образования на протяжении нескольких веков, но до на- стоящего времени даже западной школе не удавалось его реа- лизовать. Учителя позволяли себе ограничиваться сообщением информации, поощряя учеников «думать самостоятельно». Опа- саясь авторитаризма, либеральные школы испытывали непод- дельный ужас перед напыщенными нарративами. Они полагали, что, если дать ученикам много информации и немного свободы, они сами сформируют для себя картину мира, и даже если это поколение не сумеет объединить всю имеющуюся информацию в связную и осмысленную историю мира, впереди еще много вре- мени, чтобы выполнить такой синтез в будущем. Теперь время вышло. Решения, которые мы примем в следующие несколько де- сятилетий, определят будущее самой жизни, а принять эти реше- ния мы можем только на основе сложившегося мировоззрения. Если у нынешнего поколения отсутствует целостный взгляд на мир, выбор будущего будет осуществляться случайным образом. СТАНОВИТСЯ ЖАРКО Большинство школ стараются снабдить учеников не только ин- формацией, но и набором определенных навыков, таких как уме- ние решать дифференциальные уравнения, программировать на C++, анализировать состав вещества в пробирке или говорить по-китайски. Но мы не представляем себе, как будет выглядеть мир и рынок труда в 2050 году, и поэтому не знаем, какие имен- но навыки понадобятся людям. Мы можем потратить много сил, обучая детей программированию на C++ или разговорному ки- тайскому, но в 2050-м выяснится, что искусственный интеллект пишет программы лучше людей, а новое приложение Google Translate позволяет вести разговор на почти безупречном ман- даринском, кантонском или хакка, даже если сами вы способны только поздороваться: «Ни Хао». 313 ОБРАЗОВАНИЕ Чему же мы должны учить детей? Многие специалисты в об- ласти педагогики утверждают, что школы должны перейти к обучению четырем навыкам: критическому мышлению, комму- никации, сотрудничеству и творчеству 3 . В более широком смысле школы должны меньше внимания уделять техническим умениям и сосредоточиться на общих жизненных навыках. Самой важной будет способность приспосабливаться к переменам, учиться но- вому и сохранять хладнокровие в незнакомых ситуациях. Чтобы идти в ногу с миром образца 2050 года, потребуется не просто предлагать новые идеи и продукты — прежде всего нужно будет постоянно обновлять самих себя. С ускорением темпа перемены изменится не только эконо- мика, но и понимание того, что значит «быть человеком». Еще в 1848 году «Манифест Коммунистической партии» провозгласил, что «все сословное и застойное исчезает». Однако Маркс и Эн- гельс имели в виду в основном общественные и экономические структуры. К 2048 году материальные и когнитивные структу- ры также исчезнут, растворятся в воздухе — или в облаке из би- тов данных. В 1848 году миллионы людей теряли работу на фермах и пе- реселялись в большие города, чтобы работать на фабриках. Но, добравшись до большого города, они не меняли свой пол и не добавляли себе шестое чувство. А если бывшие крестьяне нахо- дили работу на текстильной фабрике, то надеялись, что сохранят новую профессию на всю оставшуюся жизнь. В 2048 году людям, возможно, придется иметь дело с миграци- ей в киберпространство, с меняющейся половой идентичностью и новым сенсорным опытом, генерируемым компьютерными им- плантами. Если человек найдет работу и смысл жизни в проек- тировании ежеминутно меняющихся костюмов для 3D-игры в виртуальной реальности, то через 10 лет не только эта профес- сия, но и все остальные, требующие сопоставимого уровня худо- жественного творчества, могут быть вытеснены искусственным 314 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА интеллектом. В 25 лет вы опишете себя на сайте знакомств как «двадцатипятилетнюю гетеросексуальную женщину, живущую в Лондоне и работающую в ателье мод». В 35 лет вы представитесь как «гендерно неспецифическая личность в процессе возрастной перестройки, чья неокортикальная активность протекает преи- мущественно в виртуальном мире „Новый Космос“ и чья жиз- ненная миссия состоит в том, чтобы проникнуть туда, куда не добирался еще ни один модельер». А когда вам исполнится 45, не будет уже ни сайтов знакомств, ни самоопределений. Вы просто будете сидеть и ждать, когда алгоритм найдет (или создаст) для вас идеальную пару. Что касается извлечения смысла из искус- ства модельера, то алгоритмы достигнут такого совершенства, что при взгляде на свои высшие достижения прошлого десятиле- тия вы будете испытывать скорее неловкость, чем гордость. И в 45 у вас впереди еще много десятилетий радикальных перемен. Не стоит воспринимать этот сценарий буквально. Никому не дано предугадать, свидетелями каких изменений мы станем. Лю- бой сценарий, скорее всего, будет далек от реальности. Если кто- то описывает вам мир середины XXI века и это описание похоже на научную фантастику, то оно, скорее всего, неверное. Но если это описание не похоже на научную фантастику — оно точно неверное. Мы не в состоянии предвидеть конкретные детали, но единственное, что не вызывает сомнений, — это перемены. Столь глубокие изменения трансформируют саму структуру человеческой жизни, сделав отсутствие непрерывности ее глав- ной характеристикой. С незапамятных времен жизнь делилась на две взаимодополняющие части: за периодом обучения следо- вал период работы. На первом жизненном этапе вы накапливали информацию, развивали навыки, у вас формировалось мировоз- зрение и стабильная личность. Даже если в 15 лет вы большую часть дня проводили на семейном рисовом поле (а не в школе), главным в вашей жизни все равно было обучение: вы учились выращивать рис, торговаться с жадными купцами из большого 315 ОБРАЗОВАНИЕ города, разрешать конфликты с односельчанами из-за земли и воды. Во второй половине жизни полученные навыки помога- ли вам ориентироваться в мире, зарабатывать и вносить вклад в жизнь общества. Конечно, даже в 50 лет вы продолжали узна- вать новое о рисе, торговцах и конфликтах, но это были лишь мелкие дополнения к доведенным почти до совершенства на- выкам и умениям. К середине XXI века ускоряющиеся перемены и рост продол- жительности жизни приведут к тому, что традиционная модель устареет. Жизнь разделится на периоды, связь между которыми будет все больше ослабевать. Вопрос «Кто я?» станет еще более актуальным и сложным 4 Скорее всего, результатом станет сильнейший стресс. Пере- мены всегда неприятны, и, становясь старше, большинство лю- дей не хотят меняться. Когда вам пятнадцать, вся ваша жизнь состоит из перемен. Тело растет, мозг развивается, отношения с людьми становятся глубже. Все в непрерывном движении, и все в новинку. Вы все время творите себя. Большинство подростков это пугает — и одновременно волнует. Перед вами открываются новые просторы, вам предстоит завоевать весь мир. Но в пятьдесят вы уже не хотите меняться и, скорее всего, отбросили мысль о завоевании мира. Знакомые места, привыч- ные занятия, любимая футболка. Вас гораздо больше привлекает стабильность. Вы столько вложили в свои навыки, карьеру, лич- ность и мировоззрение, что не желаете начинать все сначала. Чем упорнее вы трудились над созданием чего-либо, тем труднее от этого избавиться и освободить место для нового. Возможно, вы по-прежнему цените новый опыт и мелкие усовершенствования, но большинство людей старше 50 лет не готовы перестраивать глубокие структуры своей идентичности и своего «я». На это есть неврологические причины. Мозг взрослого че- ловека гораздо гибче и податливее, чем считалось прежде, но все же уступает в адаптивности мозгу подростка. Перестройка 316 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА соединений нейронов и перепрограммирование синапсов — чер- товски тяжелая работа 5 . Однако в XXI веке стабильность, по всей видимости, станет непозволительной роскошью. Если вы попы- таетесь сохранить неизменной свою идентичность, профессию или мировоззрение, то рискуете очень быстро отстать от мира. Если учесть вероятное увеличение продолжительности жизни, то вам грозит перспектива не один десяток лет прожить как беспо- лезное ископаемое. Чтобы идти в ногу со временем — не только в экономическом, но и в социальном плане, — вы должны быть способны постоянно учиться и перестраивать себя, по меньшей мере в таком юном возрасте, как 50 лет. Оригинальность будет постепенно превращаться в новую норму, и ваш прежний опыт, как и прежний опыт всего челове- чества, станет менее надежным помощником. Людям как отдель- ным личностям и человечеству в целом все чаще придется иметь дело с тем, с чем никто никогда раньше не сталкивался: с ком- пьютерным суперинтеллектом и сконструированными телами, с алгоритмами, которые с необыкновенной точностью научатся управлять вашими эмоциями, с рукотворными климатическими катаклизмами, а также с необходимостью каждые 10 лет менять профессию. Как поступить, столкнувшись с абсолютно новыми условиями? Как действовать, когда на вас обрушивается лавина информации и нет никакой возможности осознать и проанали- зировать ее? Как жить в мире, где фундаментальная неопреде- ленность — это не сбой, а структурная особенность? Чтобы выжить в таком мире и обеспечить себе достойную жизнь, вам понадобится недюжинная гибкость мышления и ог- ромный запас эмоциональной стабильности. Вам придется по- стоянно отказываться от того, что вы лучше всего знаете, и осва- ивать неизвестное. К сожалению, научить детей приветствовать новое и сохранять психологическое равновесие гораздо труднее, чем рассказать о законах физики или о причинах Первой миро- вой войны. Невозможно научиться гибкости мышления, читая 317 ОБРАЗОВАНИЕ книгу или слушая лекцию. Зачастую учителям не хватает гиб- кости, необходимой в XXI веке, потому что они сами вышли из старой системы образования. Промышленная революция оставила нам в наследство кон- вейерную теорию образования. В центре города стоит большое здание из стекла и бетона, разделенное на множество одинако- вых комнат, в каждой из которых стоят ряды парт и стульев. По звонку вы вместе с тридцатью вашими сверстниками идете в од- ну из этих комнат. Каждый час к вам заходит кто-то из взрослых и начинает говорить. Всем этим людям платит государство. Один рассказывает о форме Земли, другой — о прошлом человечест- ва, а третий объясняет устройство вашего тела. Эту модель лег- ко высмеивать, и почти каждый согласится, что сегодня ее несо- стоятельность очевидна — несмотря на все прошлые заслуги. Но мы до сих пор не создали жизнеспособной альтернативы. У нас нет такой гибкой системы образования, которую можно было бы внедрять не только в богатых калифорнийских пригородах, но и в сельских районах Мексики. ВЗЛОМ ЧЕЛОВЕКА Таким образом, лучший совет, который я могу дать пятнадцати- летнему подростку из морально устаревшей школы где-нибудь в Мексике, Индии или Алабаме, звучит так: не слишком полагай- тесь на взрослых. Большинство из них желают вам добра, но они просто не понимают этот мир. В прошлом было относительно безопасно подражать взрослым, потому что они очень хорошо знали жизнь, а мир менялся медленно. Но в XXI веке все изме- нится. Из-за постоянно растущих темпов перемен вы не сможе- те с уверенностью определить, что передают вам взрослые: муд- рость, неподвластную времени, или устаревшие предрассудки. На что же тогда опираться? На технологию? Тут риск еще выше. Технология может послужить хорошим подспорьем, но 318 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА если вы отведете ей слишком большую роль в вашей жизни, то станете ее заложником. Много тысяч лет назад люди изобрели сельское хозяйство, однако новая технология обогатила лишь немногочисленную элиту, превратив почти все население в ра- бов. Большинство людей трудились от зари до зари, пропалывая сорняки, таская воду и собирая урожай под палящими лучами солнца. Нечто подобное может произойти и с вами. Технология — не зло. Если вы знаете, чего хотите от жизни, технология поможет вам этого достичь. Но если у вас нет опре- деленных желаний, ей не составит труда ставить цели за вас и управлять вашей жизнью. Когда технология научится лучше по- нимать человека, вы вдруг обнаружите, что не она служит вам, а вы ей. Наверняка вам попадались зомби, идущие по улице, уткнувшись носом в смартфон. Как думаете — это они управ- ляют технологией или технология ими? Значит, нужно искать опору в себе? Это отлично прозвучало бы в программе «Улица Сезам» или в старомодном диснеевском мультфильме, но не в реальной жизни. Понимать это начина- ет даже Disney. Подобно Райли Андерсен, большинство людей почти не знают себя, а пытаясь «прислушаться к себе», стано- вятся удобным объектом для внешних манипуляций. Наш внут- ренний голос никогда не заслуживал доверия, потому что всегда был рупором государственной пропаганды, идеологической про- мывки мозгов и коммерческой рекламы, не говоря уже о биохи- мических сбоях. С совершенствованием биотехнологий и машинного обучения появится больше возможностей для манипуляции самыми глу- бокими чувствами и желаниями человека, и следовать велению своего сердца станет гораздо опаснее, чем прежде. Когда Coca- Cola, Amazon, Baidu или государство научатся играть на струнах вашего сердца и нажимать кнопки в вашем мозгу, сможете ли вы отличить себя от их специалистов по маркетингу? 319 ОБРАЗОВАНИЕ Это очень сложная задача, и вам придется приложить много усилий для изучения своей операционной системы, чтобы по- нять, кто вы и чего хотите от жизни. Конечно, все это старо как мир. Не одну тысячу лет философы и пророки призывали лю- дей познать себя. Но этот совет никогда не был так актуален, как в XXI веке, потому что сейчас, в отличие от эпохи Лао-цзы или Сократа, у вас есть серьезные конкуренты. Coca-Cola, Amazon, Baidu и государство соревнуются между собой, кто раньше вас взломает. Не ваш смартфон, компьютер или банковский счет — они стремятся хакнуть вас и вашу органическую операционную систему. Возможно, вам приходилось слышать, что мы живем в эпоху взлома компьютеров, но это лишь половина правды. На самом деле мы живем в эпоху взлома человека. Алгоритмы уже следят за вами. Они знают, куда вы идете, что покупаете, с кем встречаетесь. Вскоре они будут следить за каж- дым вашим шагом, за каждым вздохом, каждым сердцебиением. Благодаря Big Data и машинному обучению они будут понимать вас все лучше и лучше. А когда они узнают о вас больше, чем вы знаете о себе сами, то начнут вами управлять и манипулиро- вать — и вы ничего не сможете с этим сделать. Вы будете жить в матрице или в «Шоу Трумана». В конечном счете это простой эмпирический вопрос: если алгоритмы действительно лучше по- нимают, что происходит внутри вас, власть перейдет к ним. Конечно, никто не запретит вам с радостью отдать всю власть алгоритмам, доверить им все решать и за вас, и за остальной мир. В таком случае можете расслабиться и получать удовольствие. Не нужно ничего с этим делать. Алгоритмы обо всем позаботятся. Если же вы хотите сохранить хотя бы частичный контроль над своей жизнью и будущим мира, вы должны бежать быстрее ал- горитмов, быстрее Amazon и государства и познать себя раньше, чем это сделают они. Поэтому не берите с собой лишнего багажа. Отбросьте все иллюзии. Это очень тяжелый груз. К то я? Чем мне заняться в жизни? В чем смысл жизни? Лю- ди с незапамятных времен задаются этими вопросами. Каждому поколению требуются новые ответы, поскольку то, что мы знаем и чего не знаем, продолжает меняться. Какой же наилучший ответ мы можем предложить сегодня — с уче- том того, что знаем и чего не знаем о науке, Боге, политике и религии? Но какого рода ответ хотят получить люди? Почти во всех слу- чаях, спрашивая о смысле жизни, они ожидают какой-то исто- рии. Homo sapiens можно определить как животное, придумы- вающее истории, и его мышление строится на историях, а не на цифрах и графиках. Даже саму Вселенную люди представляют в виде истории, изобилующей героями и злодеями, конфликтами и примирениями, кульминациями и счастливыми концовками. Когда мы ищем смысл жизни, то хотим получить историю, ко- торая объяснит, что представляет собой окружающая нас дейст- вительность и какова наша роль в космической драме. Эта роль делает меня частью чего-то большего, чем я сам, придает смысл моему опыту и выбору. |