21 урок для 21 века. Урок для xxi века yuval Noah Harari 21 lessons for the 21st century copyright 2018 by Yuval Noah Harari
Скачать 2.5 Mb.
|
13 БОГ НЕ ПРОИЗНОСИ ИМЕНИ ГОСПОдА ВСУЕ 241 БОГ двое мужчин занимаются сексом друг с другом или когда под- ростки мастурбируют. Некоторые утверждают, что ему не нра- вится, когда мы пьем алкоголь, тогда как по мнению других он требует, чтобы мы пили вино в пятницу вечером или в воскре- сенье утром. Для объяснения мельчайших подробностей того, что он требует и что осуждает, написаны тысячи томов. Главная особенность этого мелочного законодателя в том, что мы знаем о нем много подробностей. Это бог крестоносцев и джихадистов, инквизиторов, женоненавистников и гомофобов. Об этом боге мы говорим, когда собираемся вокруг костра, осыпая камнями и проклятиями еретиков, которых на нем сжигают. Когда верующих людей спрашивают, существует ли бог, они часто начинают рассуждать о загадках и тайнах Вселенной и гра- ницах человеческого знания. «Наука не в состоянии объяснить Большой взрыв, — восклицают они. — Значит, за ним должен стоять бог». Но точно так же, как фокусник обманывает публику, незаметно подменяя одну карту другой, верующие быстро заме- няют тайну космоса мелочным законодателем. После присвоения имени бога неразгаданным тайнам Вселенной они используют это имя для осуждения бикини и разводов. «Мы не понимаем, что такое Большой взрыв, и поэтому вы должны покрывать го- лову, выходя из дома, и голосовать против однополых браков». Здесь нет никакой логической связи — более того, эти заявле- ния противоречат друг другу. Чем глубже загадки космоса, тем меньше вероятность, что тому, кто за них отвечает, есть дело до женской одежды или сексуального поведения людей. Недостающая связь между космической тайной и мелочным законодателем обычно устанавливается с помощью священной книги. Такая книга изобилует малозначительными нормами и правилами, но в то же время ее создание приписывается косми- ческой тайне. Ее автор предположительно творец пространства и времени, однако он почему-то решил познакомить нас в основ- ном с некоторыми тайными храмовыми обрядами и пищевыми 242 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА запретами. На самом деле у нас нет никаких доказательств, что Библия, Коран, Книга Мормона, Веды или любой другой свя- щенный текст были написаны силой, которая определила, что энергия равняется массе, умноженной на квадрат скорости све- та, и что протон в 1837 раз тяжелее электрона. Современная на- ука считает, что все эти священные тексты были написаны Homo sapiens, обладающим богатым воображением. Это просто исто- рии, придуманные нашими предками, чтобы узаконить социаль- ные нормы и политические структуры. Лично я не перестаю удивляться загадке существования. Но я никогда не понимал, какое отношение она имеет к мелочным законам иудаизма, христианства или индуизма. Эти законы, вне всякого сомнения, на протяжении нескольких тысяч лет были очень полезны для установления и поддержания порядка в об- ществе. Но в этом отношении у них нет фундаментальных от- личий от законов, устанавливаемых светскими государствами и институтами. Третья библейская заповедь призывает людей не упоминать бога всуе. Многие понимают это по-детски, как запрет произно- сить имя бога (как в знаменитой сцене из «Монти Пайтона» — «Если ты помянешь Иегову...»). Возможно, более глубокий смысл этой заповеди в том, что мы не должны оправдывать именем бо- га наши политические интересы, экономические амбиции или личную неприязнь. Люди ненавидят кого-нибудь и говорят: «Бог его ненавидит»; люди хотят завладеть участком земли и говорят: «Этого желает Господь». Мир был бы гораздо лучше, если бы мы строго соблюдали третью заповедь. Хотите пойти войной на со- седей, чтобы захватить их землю? Оставьте бога в покое и най- дите какой-нибудь другой предлог. В конечном счете это вопрос семантики. Когда я использую слово «Бог», то думаю о боге «Исламского государства», Кресто- вых походов, инквизиции и плакатов «Бог ненавидит геев». Когда же речь идет о тайне существования Вселенной, я предпочитаю 243 БОГ использовать другие слова, чтобы избежать путаницы. И в отли- чие от бога «Исламского государства» и крестоносцев, чрезвы- чайно озабоченного именами и прежде всего своим священным именем, тайне существования Вселенной абсолютно все равно, как ее называют человекообразные обезьяны вроде нас. БЕЗБОЖНАЯ ЭТИКА Конечно, тайна космоса не поможет нам поддерживать порядок в обществе. Люди часто утверждают, что мы должны верить в бога, который дал нам такие законы; в противном случае мораль исчезнет и общество погрузится в первобытный хаос. Несомненно, вера в богов была жизненно необходима раз- ным сообществам и иногда давала положительный эффект. Од- на и та же религия может возбуждать в одних людях ненависть и нетерпимость, а у других вызывать любовь и сострадание. На- пример, в начале 1960-х методистский священник, преподобный Тед Макилвенна, обратил внимание на тяжелое положение геев и лесбиянок в своей общине. Он занялся изучением положения ЛГБТ-сообщества в целом и в мае 1964 года организовал первый диалог между священниками и активистами ЛГБТ; трехдневные дебаты проходили в White Memorial Retreat Center в Калифор- нии. Участники диалога впоследствии основали Совет по рели- гии и гомосексуализму (CRH), в который, помимо активистов ЛГБТ, вошли священники методистской, епископальной и лю- теранской церквей, а также Объединенной церкви Христа. Это была первая американская организация, осмелившаяся исполь- зовать слово «гомосексуализм» в официальном названии. В последующие годы CRH вел самую разнообразную деятель- ность, от проведения костюмированных балов до подачи судеб- ных исков против дискриминации и преследований геев. Совет стал основой движения за права геев в Калифорнии. Преподоб- ный Макилвенна и примкнувшие к нему религиозные лидеры 244 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА прекрасно знали, что Библия осуждает гомосексуализм. Но они считали, что истинное христианское сострадание важнее стро- гих библейских запретов 1 Да, боги могут будить в нас сострадание, но религиозность не является обязательным условием нравственного поведения. Представление, будто мы нуждаемся в сверхъестественном су- ществе, которое заставит нас соблюдать моральные нормы, предполагает неестественную природу нашей морали. Но по- чему? Мораль совершенно естественна. Социальные млекопи- тающие, от шимпанзе до крыс, обладают этическим кодексом, пресекающим такие явления, как воровство и убийство. У лю- дей мораль присутствует в любом обществе, даже если люди верят в разных богов или не верят ни в каких. Христиане про- являют милосердие, ничего не зная об индуистском пантеоне, мусульмане высоко ценят честность, отрицая при этом боже- ственность Христа, а в светских странах, таких как Дания или Чехия, насилия не больше, чем в религиозных, например Ира- не или Пакистане. Мораль не означает «соблюдение божественных заповедей». Она означает «уменьшение страданий». Поэтому для нравствен- ного поведения нет необходимости верить в какой-либо миф или сказку. Нужно просто развить в себе чуткость к страданию. Если вы понимаете, что ваши действия причинят ненужные страдания вам или другим людям, то естественным образом постараетесь от них воздерживаться. Тем не менее люди убивают, насилуют и крадут, имея лишь поверхностное представление о страдани- ях, вызванных этими поступками. Они сосредоточены в первую очередь на удовлетворении своей похоти или жадности, не ду- мая о последствиях для других — или отдаленных последстви- ях для себя. Даже инквизиторы, сознательно причинявшие боль жертве, обычно использовали разные приемы дегуманизации и понижения чувствительности, чтобы не принимать близко к сердцу то, что они творили 2 245 БОГ Вы можете возразить, что каждый человек естественным образом стремится избежать страданий, но почему его должны волновать страдания других, если этого не требует бог? Ответ довольно очевиден: если человек — общественное животное, то его благополучие в значительной степени зависит от отношений с другими людьми. Кто будет счастлив без любви, дружбы и ощу- щения близости? Если вы одиноки и эгоистичны, страдания вам почти гарантированы. Поэтому для счастья вам нужно по мень- шей мере заботиться о семье, друзьях и членах своей общины. А как насчет чужаков? Почему бы не убить чужака и не за- брать его имущество, обогатив и себя, и свое племя? Многие мыслители предлагали сложные социальные теории, объясняя, почему в долговременном плане такое поведение приводит к обратному результату. Вряд ли вам понравится жить в общест- ве, где принято грабить и убивать чужаков. И дело не только в постоянной опасности; вы будете лишены таких полезных вещей, как торговля, основу которой составляет доверие между незна- комыми людьми. Как правило, торговцы стараются держаться подальше от логова разбойников. Именно так светские теорети- ки, от Древнего Китая до современной Европы, обосновывали золотое правило: «Старайтесь поступать с другими так же, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами». На самом деле нам не нужны сложные теории отдаленных последствий, чтобы найти естественную основу универсально- го сострадания. На минуту забудем о торговле. Начнем с самого простого: причиняя страдания другим, я заставляю страдать са- мого себя. Каждое насильственное действие на земле начинается с желания насилия, возникающего в чьем-то мозгу, и это жела- ние разрушает покой и счастье этого человека прежде, чем раз- рушить покой и счастье кого-то еще. Люди редко крадут, если их сознание не переполнено жадностью и завистью. А убивают лю- ди, как правило, под влиянием гнева и ненависти. Такие чувства, как жадность, зависть, гнев и ненависть, очень неприятны. Кипя 246 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА от гнева или зависти, вы не в состоянии почувствовать радость или гармонию с окружающим миром. Поэтому задолго до того, как вы кого-то убьете, гнев убьет ваше душевное спокойствие. Разумеется, можно долгие годы кипеть от гнева, но так и не убить объект своей ненависти. В этом случае вы не причини- те страданий другим, но, безусловно, навредите себе. Поэтому вы естественным образом — а не по велению какого-то бога — заинтересованы побороть свой гнев. Полностью избавившись от гнева, вы почувствуете себя гораздо лучше, чем если убьете мерзкого врага. Некоторым справиться с гневом помогает глубокая вера в ми- лосердного бога, который призывает нас подставить вторую ще- ку. Эти религиозные убеждения вносят огромный вклад в уста- новление мира и гармонии. К сожалению, в случае с другими людьми вера лишь усиливает и оправдывает их гнев, особенно если кто-то осмеливается оскорбить их бога или не выполнить его заветов. Таким образом, ценность бога-законодателя пол- ностью зависит от поведения его приверженцев. Пока они ве- дут себя достойно, пусть верят во все, что пожелают. Точно так же ценность религиозных обрядов и священных мест зависит от чувств, которые они вызывают, и поведения, которое они пред- писывают. Прекрасно, если посещение храма приводит человека в состояние умиротворения и гармонии. Но зачем нужен храм, который становится источником насилия и конфликтов? Совер- шенно очевидно, что этот храм ни на что не годится. Бессмыс- ленно сражаться за больное дерево, на котором растут шипы, а не фрукты, и глупо сражаться за негодный храм, порождающий враждебность, а не гармонию. Один из вполне приемлемых вариантов — вообще не посе- щать храмы и не верить в богов. Как показали несколько послед- них столетий, нам нет нужды обращаться к Богу, чтобы соблю- дать нормы морали. Секуляризм дает нам все необходимые для этого ценности. Ч то значит быть светским человеком? Иногда секуляризмом называют отрицание религии, а светских людей определя- ют через то, во что они не верят и чего не делают. Согласно это- му определению, светские люди не верят в богов и ангелов, не посещают храмы, не исполняют религиозные обряды и ритуа- лы. Светский мир лишен смысла, нигилистичен и аморален — пустой сосуд, ждущий, когда его чем-то наполнят. Однако мало кто готов принять такую негативную идентич- ность. Сами светские люди определяют секуляризм иначе: для них это чрезвычайно позитивный и активный взгляд на мир, в основе которого лежит стройная система ценностей, общих для разных религиозных традиций. В отличие от некоторых сект, за- являющих о своей монополии на всю мудрость и добродетель, одна из главных черт светских людей — отсутствие подобных претензий. Они не считают, что мораль и мудрость посланы нам с небес в определенное время и в определенном месте. Скорее мораль и мудрость — это наследие всего человечества. Поэтому вполне логично предположить, что хотя бы некоторые ценности возникнут в разных обществах по всему миру независимо друг 14 СЕКУЛЯРИЗМ ПРИЗНАТЬ СВОЮ ТЕНЬ 248 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА от друга и будут общими для мусульман, христиан, индуистов и атеистов. Религиозные лидеры часто требуют от своих последователей однозначного выбора: либо ты, например, мусульманин, либо нет. А если ты мусульманин, то должен отвергать все осталь- ные доктрины. Светские люди комфортно чувствуют себя в раз- ных ролях. Что касается секуляризма, то вы можете называть себя мусульманином, молиться Аллаху, есть халяльную пищу, совершать хадж в Мекку и одновременно быть добропорядоч- ным членом светского общества — при условии, что соблюдае- те светский этический кодекс. Этот этический кодекс, который наряду с атеистами принимают миллионы мусульман, христи- ан и индуистов, провозглашает такие ценности, как честность, сострадание, равенство, свобода, смелость и ответственность. Он лежит в основе современных научных и демократических институтов. Подобно любому этическому кодексу, секулярный кодекс представляет собой не общественную реальность, а идеал, к ко- торому нужно стремиться. Точно так же, как христианские об- щества и институты часто отклоняются от христианского идеа- ла, светские общества и институты бывают далеки от светского идеала. Средневековая Франция сама себя называла христиан- ским королевством, но многие ее действия были несовместимы с христианскими принципами (вспомните об угнетении крестьян). Современная Франция считает себя светским государством, но еще со времен Робеспьера весьма вольно трактует само понятие свободы (спросите женщин). Это не значит, что у светских лю- дей во Франции или где-то еще нет нравственного компаса или что они не признают этики. Дело в том, что подняться до идеа- ла не так легко. 249 СЕКУЛЯРИЗМ СВЕТСКИЙ ИдЕАЛ Каков же тогда светский идеал? Самая важная светская цен- ность — истина, основу которой составляют наблюдения и до- казательства, а не вера. Светские люди стараются не смешивать истину с верой. Если вы глубоко верите в некую историю, это может многое сказать нам о вашей психологии, вашем детстве и о строении вашего мозга — но это не доказывает истинность истории. (Зачастую глубокая вера требуется именно в тех слу- чаях, когда история далека от истины.) Кроме того, светские люди не считают священными какую-ли- бо группу, человека или книгу и не рассматривают их как един- ственный источник истины. Для светских людей священна сама истина, в любой ее форме — в древних окаменелостях, в фотогра- фиях далеких галактик, в статистических таблицах или в пись- менных памятниках разных человеческих культур. Эта предан- ность истине отличает современную науку, благодаря которой человечество расщепило атом, расшифровало геном, проследило эволюцию жизни и изучило собственную историю. Другая ключевая ценность светских людей — сострадание. Светская этика основана не на следовании указам того или иного бога, а на глубоком понимании страдания. Например, светские люди не убивают других не из-за запрета, содержащегося в ка- кой-то древней книге, а потому, что убийство причиняет огром- ные страдания живым существам. Есть что-то подозрительное и опасное в людях, которые не убивают просто потому, что «тако- ва воля Божья». Ими движет покорность, а не сострадание. Что они будут делать, если поверят, что их бог предписывает убивать еретиков, ведьм, неверных жен или иностранцев? Разумеется, в отсутствие неоспоримых божественных запо- ведей светская этика часто сталкивается со сложными дилем- мами. Что делать, если некий поступок причинит вред одному человеку, но поможет другому? Этично ли облагать высокими 250 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА налогами богатых, чтобы помочь бедным? А развязать крова- вую войну ради устранения жестокого диктатора? Сталкиваясь с подобными дилеммами, светские люди не спрашивают: «Какова воля Божья?» Они тщательно взвешивают чувства всех заинтере- сованных сторон, анализируют широкий диапазон наблюдений и возможностей, ищут компромиссный вариант, позволяющий минимизировать вред. Возьмем, например, отношение к сексуальности. Как светские люди решают, одобрять или осуждать изнасилование, гомосек- суализм и инцест? Анализируют чувства. Совершенно очевид- но, что изнасилование неэтично не потому, что нарушает некую божественную заповедь, а потому, что причиняет вред людям. А вот любовные отношения между двумя мужчинами никому не вредят, и нет никакой причины их запрещать. А как начет зоофилии? Я участвовал во множестве частных и публичных споров о гомосексуальных браках, и периодически какой-нибудь умник спрашивал: «Если допустим брак между двумя мужчинами, почему бы не разрешить брак между муж- чиной и козлом?» Для светского человека ответ очевиден. Здо- ровые взаимоотношения отличаются эмоциональной, интеллек- туальной и духовной глубиной. Брак, в котором такой глубины нет, сделает вас несчастным, одиноким, психологически подав- ленным. Двое мужчин способны удовлетворить эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности друг друга — чего нельзя сказать об отношениях с козлом. Если вы рассматриваете брак в качестве института, повышающего благополучие людей (а именно так относятся к браку светские люди), вам и в голову не придет задать такой странный вопрос. Это могут сделать только люди, считающие брак неким чудотворным ритуалом. А сексуальные отношения отца с дочерью? Что с этим не так — ведь они оба люди? Многочисленные исследования пси- хологов показали, что подобные отношения наносят огромный и, как правило, непоправимый ущерб ребенку. Кроме того, они 251 СЕКУЛЯРИЗМ отражают и усиливают деструктивные наклонности родителя. Эволюция сформировала психику сапиенсов таким образом, что романтические и родительские связи не смешиваются друг с дру- гом. Поэтому, чтобы осудить инцест, не нужен бог или Библия — достаточно книг по психологии 1 Это и есть главная причина, по которой светские люди ценят научную истину. Она нужна не для того, чтобы просто удовлет- ворить свое любопытство, а для того, чтобы понять, как умень- шить уровень страданий в мире. Без ориентира, который дают научные исследования, наше сострадание зачастую слепо. Из приверженности истине и состраданию естественным образом вытекает приверженность равенству. Светский чело- век может придерживаться самых разных взглядов на экономи- ческое и политическое равенство, но он с большим подозрением относится ко всякой априорной иерархии. Страдание есть стра- дание, независимо от того, кто его испытывает, а знание остается знанием независимо от первооткрывателя. Превознося достиже- ния или открытия, совершенные представителями какого-то од- ного народа, класса или пола, мы, скорее всего, демонстрируем бесчувственность и неблагодарность. Да, светский человек гор- дится уникальностью своего народа, страны и культуры — но он не путает уникальность с превосходством. Поэтому, призна- вая свои особые обязательства по отношению к своему народу и стране, светский человек не считает их эксклюзивными и наряду с ними признает свои обязательства перед всем человечеством. Мы не можем искать истину и способы избавления от стра- даний без |