21 урок для 21 века. Урок для xxi века yuval Noah Harari 21 lessons for the 21st century copyright 2018 by Yuval Noah Harari
Скачать 2.5 Mb.
|
12 СКРОМНОСТЬ ВЫ НЕ ПУП ЗЕМЛИ 223 СКРОМНОСТЬ появления Корана вращается вокруг исламской уммы. Исклю- чением здесь станут, пожалуй, турецкие, иранские и египетские националисты, утверждающие, что еще до пророка Мухаммеда их народ породил все достижения человечества, а после появ- ления Корана именно они сохраняли чистоту ислама и распро- страняли его влияние. Нет нужды говорить, что британцы, французы, немцы, аме- риканцы, русские, японцы и многие другие точно так же убежде- ны, что человечество пребывало бы в варварском состоянии и нравственном невежестве, если бы не выдающиеся достижения их народа. Некоторые идут еще дальше, воображая, что их поли- тическим институтам и религиозным практикам подчиняются даже законы физики. Ацтеки, например, твердо верили, что без их ежегодных жертвоприношений солнце не взойдет, а Вселен- ная распадется. Все это ложные притязания. В них упрямое отрицание исто- рии сочетается с немалой дозой расизма. Когда люди расселялись по миру, одомашнивали растения и животных, строили первые города, изобретали письменность и деньги, не существовало ни современных религий, ни современных народов. Мораль, искус- ство, духовность и творчество — это универсальные человече- ские способности, которые у нас в крови. Их истоки следует ис- кать в Африке каменного века. Поэтому было бы откровенным эгоизмом связывать их с другими регионами и эпохами — будь то Китай при Желтом императоре, Греция времен Платона или Аравия в период жизни пророка Мухаммеда. Лично я хорошо знаком с таким самомнением, потому что мой народ, евреи, тоже считает, что он важнее всех в мире. На- зовите любое человеческое изобретение или достижение — и ев- реи тут же присвоят его себе. Зная их близко, я не сомневаюсь, что они искренне убеждены в своей правоте. Однажды я запи- сался на курсы йоги в Израиле, и на первом занятии преподава- тель со всей серьезностью утверждал, что йогу изобрел Авраам, 224 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА а все основные позы повторяют формы букв еврейского алфа- вита! (Так, поза триконасана имитирует букву алеф, туладан- дасана — букву далет и так далее.) Авраам обучил этим позам сына одной из своих наложниц, который отправился в Индию и познакомил с йогой индусов. Когда я поинтересовался доказа- тельствами, преподаватель процитировал Библию: «Сыновьям наложниц он еще при жизни дал подарки и отослал их от сво- его сына Исаака на восток, в восточную землю» (Бытие 25: 6). Ну какие же еще это могли быть подарки? Вот видите, даже йогу придумали евреи. Конечно, утверждение о том, что Авраам изобрел йогу, — это крайность. Но главное течение иудаизма вполне серьезно наста- ивает на том, что Вселенная устроена таким образом, чтобы рав- вины могли изучать священные тексты, а если евреи прекратят эту практику, наступит конец света. Китай, Индия, Австралия и даже далекие галактики будут уничтожены, если раввины в Иерусалиме и Бруклине перестанут обсуждать Талмуд. Это глав- ный догмат веры ортодоксальных иудеев, и всякий, кто решит в нем усомниться, — невежественный глупец. Нерелигиозные ев- реи выражают по поводу этого громкого заявления некоторый скепсис, но и они считают еврейский народ главным действую- щим лицом истории и источником человеческой нравственно- сти, духовности и знания. Немногочисленность моего народа и его скромное влияние на историю с лихвой компенсируется его дерзостью — хуцпой. А поскольку критиковать иностранцев считается невежливым, я буду критиковать свой народ и использовать иудаизм как при- мер смехотворности напыщенных нарративов подобного рода. Читатели в разных странах мира пусть сами проткнут мыльные пузыри, надутые их народами. 225 СКРОМНОСТЬ МАТЬ ФРЕЙдА Моя книга «Sapiens. Краткая история человечества» изначально была написана на иврите, для израильтян. После выхода первого издания в 2011 году израильские читатели чаще всего спраши- вали меня, почему в рассказе об истории человеческого рода я почти не упоминаю иудаизм. Почему я много внимания уделяю христианству, исламу и буддизму, а еврейский народ и его рели- гия удостоились лишь нескольких слов? Неужели я намеренно игнорировал огромный вклад евреев в историю человечества? Может быть, я преследую некие зловещие политические цели? Такие вопросы естественны для израильских евреев, кото- рым с детского сада внушают, что иудаизм — путеводная звезда в истории человечества. После 12 лет обучения в школе изра- ильские дети, как правило, не имеют ясного представления о мировых исторических процессах. Им почти ничего не расска- зывают о Китае, Индии или Африке, и, хотя они знакомятся с историей Римской империи, Французской революции и Граж- данской войны в США, разрозненные фрагменты пазла не со- единяются в единый нарратив. Единственная связная история, которую предлагает израильская система образования, начина- ется с Ветхого Завета, продолжается периодом Второго храма, кратко описывает еврейские общины диаспоры и заканчивает- ся расцветом сионизма, холокостом и образованием Государства Израиль. Большинство учеников заканчивают школу в убежде- нии, что это и есть основная сюжетная линия всей истории чело- вечества. Даже когда школьникам рассказывают о Римской им- перии или Французской революции, обсуждение темы в классе, как правило, строится вокруг отношения римлян к евреям или юридического и политического статуса евреев во Французской республике. Люди, которых держали на такой исторической ди- ете, не готовы усвоить идею, что влияние иудаизма на мир в це- лом относительно невелико. 226 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА В действительности иудаизм играл весьма скромную роль в истории нашего вида. В отличие от универсальных религий, таких как христианство, ислам и буддизм, иудаизм всегда был этническим вероучением. Он сфокусирован на судьбе одного немногочисленного народа и одного крошечного уголка земли и не проявляет интереса к другим народам и странам. Ему без- различны, например, события в Японии или народы Индостана. Поэтому не стоит удивляться его ограниченной роли в истории человечества. Несомненно, именно иудаизм породил христианство и по- влиял на рождение ислама — двух главных религий в истории. Тем не менее основные заслуги христианства и ислама (как и вина за их многочисленные преступления) принадлежат самим христианам и мусульманам, а не евреям. Несправедливо винить иудаизм в массовых убийствах во время Крестовых походов (ви- на за них полностью лежит на христианах), и точно так же нет никаких оснований приписывать иудаизму важную христиан- скую идею, что все человеческие существа равны перед Богом (эта идея прямо противоречит ортодоксальному иудаизму, ко- торый даже сегодня строится на том, что евреи изначально пре- восходят все прочие народы). Роль иудаизма в истории человечества можно сравнить с ро- лью матери Фрейда в новейшей истории Запада. Хорошо это или плохо, но Зигмунд Фрейд оказал огромное влияние на науку, культуру, искусство и народную мудрость современного Запа- да. Не подлежит сомнению, что без матери Фрейда не было бы самого Фрейда, а его личность, стремления и мировоззрение, по всей видимости, в значительной степени сформировались под влиянием взаимоотношений с матерью — он бы первым это под- твердил. Но при составлении новейшей истории Запада никто не станет посвящать целую главу матери Фрейда. Да, без иудаизма не было бы христианства, но эта заслуга не делает иудаизм более влиятельным в контексте истории всего мира. Главный вопрос 227 СКРОМНОСТЬ заключается в том, как христианство воспользовалось наследи- ем своей еврейской матери. Совершенно очевидно, что евреи — уникальный народ с уди- вительной историей (хотя это утверждение справедливо для большинства народов). Не менее очевидно, что еврейская тра- диция изобилует глубокими прозрениями и благородными цен- ностями (наряду с сомнительными идеями, а также расистскими, женоненавистническими и гомофобными предрассудками). Не подлежит сомнению, что в последние 2000 лет вклад еврейского народа в историю был непропорционально велик по отношению к его численности. Но если взглянуть на всю историю нашего вида с момента появления Homo sapiens более 100 тысяч лет на- зад, станет понятно, что вклад евреев в историю совсем невелик. Люди расселились по планете, освоили сельское хозяйство, по- строили первые города, изобрели письменность и деньги за ты- сячи лет до появления иудаизма. С точки зрения китайцев или американских индейцев, ев- рейский народ не внес существенного вклада в историю даже за последние два тысячелетия — разве что через христиан и му- сульман. Так, еврейский Ветхий Завет стал краеугольным кам- нем глобальной человеческой культуры, поскольку был принят христианством и включен в Библию. А Талмуд, который для ев- рейской культуры гораздо значимее Ветхого Завета, был отверг- нут христианством и остался малоизвестным текстом, о котором почти ничего не знают арабы, поляки и голландцы, не говоря уже о японцах и майя. (И очень жаль, ведь Талмуд — куда более глу- бокая и гуманистическая книга, чем Ветхий Завет.) Можете ли вы назвать великие произведения искусства, вдох- новленные Ветхим Заветом? Легко: «Давид» Микеланджело, «На- букко» Верди, «Десять заповедей» Сесила Демилля. А знамени- тые работы, вдохновленные Новым Заветом? Нет ничего проще: «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Страсти по Матфею» Баха, «Житие Брайана» комик-группы «Монти Пайтон». Теперь задача 228 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА посложнее: назовите несколько шедевров, вдохновленных Тал- мудом. Еврейские общины, изучающие Талмуд, разбросаны по всему миру, но они не играли существенной роли в формировании ки- тайских империй, в организации европейских экспедиций эпохи Великих географических открытий, в построении демократиче- ских систем или в развитии промышленной революции. Деньги, университеты, парламент, банк, компас, печатный станок, паро- вая машина — все это изобрели не евреи. ЭТИКА дО БИБЛИИ Израильтяне часто используют термин «три великие религии», подразумевая под ними христианство (2,3 миллиарда верую- щих), ислам (1,8 миллиарда) и иудаизм (15 миллионов). Индуизм с миллиардом верующих и буддизм с 500 миллионами последо- вателей — не говоря уже о синтоизме (50 миллионов) и сикхизме (25 миллионов) — не в счет 2 . Это неверное представление о «трех великих религиях» предполагает, что все главные религии и эти- ческие традиции вышли из лона иудаизма, который был первой религией, проповедовавшей универсальные этические нормы. Как будто люди до Авраама и Моисея жили в гоббсовском «есте- ственном состоянии», без каких-либо моральных обязательств, а вся современная мораль уходит корнями в десять заповедей! Это необоснованное и высокомерное утверждение, пренебрегающее многими чрезвычайно важными этическими традициями мира. В каменном веке, за десятки тысяч лет до Авраама, у охот- ников и собирателей уже был моральный кодекс. Когда в кон- це XVIII века первые европейские поселенцы добрались до Ав- стралии, они обнаружили у аборигенов развитую этическую систему — несмотря на то, что те ничего не знали о Моисее, Иисусе и Мухаммеде. Едва ли справедливо утверждение, что 229 СКРОМНОСТЬ колонисты-христиане, безжалостно уничтожавшие местное на- селение, обладали более высокой моралью. Сегодня ученые отмечают, что мораль имеет глубокую эво- люционную природу и что она на миллионы лет старше чело- вечества. Все социальные млекопитающие — например, волки, дельфины и обезьяны — имеют этический кодекс, сформирован- ный в процессе эволюции и призванный обеспечить групповое сотрудничество 3 . Например, когда волчата играют друг с дру- гом, они соблюдают правила «честной игры». Если щенок куса- ется слишком сильно или продолжает кусаться после того, как противник перевернулся на спину, признав себя побежденным, остальные волчата перестают с ним играть 4 В стае шимпанзе доминантные самцы и самки обязаны ува- жать права собственности более слабых. Если самка, стоящая на низших ступенях иерархии, находит банан, доминантный са- мец обычно его не отбирает. Нарушив правила, он, скорее все- го, лишится статуса 5 . Человекообразные обезьяны не только не притесняют более слабых членов группы, но порой активно им помогают. Самец карликового шимпанзе по кличке Кидого, жив- ший в зоопарке округа Милуоки, страдал от тяжелого сердеч- ного заболевания и поэтому был слабым и неуклюжим. Попав в зоопарк, он был дезориентирован и не мог понять, чего от него хотят люди, которые за ним ухаживают. Увидев растерянность Кидого, другие обезьяны стали ему помогать. Они часто брали его за руку и вели куда нужно. Если Кидого попадал в трудную ситуацию, он громко и жалобно кричал — и кто-то из сороди- чей обязательно спешил к нему на помощь. Одним из главных опекунов Кидого стал самец по кличке Ло- ди, занимавший высокое положение в стае; он не только сопро- вождал Кидого, но и защищал его. Почти все члены стаи были доброжелательны по отношению к Кидого — кроме молодого самца Мерфа, который безжалостно его третировал. В таких 230 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА ситуациях Лоди часто отгонял забияку или обнимал Кидого, защищая его 6 Еще более трогательный случай произошел в джунглях Кот- д’Ивуара. Детеныш шимпанзе по кличке Оскар лишился матери, и ему пришлось выживать в одиночку. Никто из других самок не желал усыновлять малыша, поскольку им приходилось заботить- ся о своих детенышах. Оскар похудел, его силы были на исходе. Казалось, что печальный конец неминуем, но тут его «усыновил» альфа-самец стаи, Фредди. Альфа-самец следил за тем, чтобы Оскар ел досыта, и даже носил его на спине. Генетический тест показал, что Оскар не был сыном Фредди 7 . Можно лишь дога- дываться, что заставило сурового старого вожака заботиться об осиротевшем малыше, но, по всей видимости, человекообразные обезьяны брали под защиту слабых, нуждающихся и осиротев- ших членов группы за миллионы лет до того, как Библия учила народ древнего Израиля: «Ни вдовы, ни сироты не притесняй- те» (Исход 22: 21), а пророк Амос осуждал облеченных властью: «...вы, притесняющие бедных, угнетающие нищих» (Амос 4: 1). Даже среди Homo sapiens, в древности живших на Ближнем Востоке, библейские пророки не были оригинальны в своих взглядах. Заповеди «не убий» и «не укради» присутствовали в юридических и этических кодексах шумерских городов-госу- дарств, Египта эпохи фараонов и Вавилонской империи. Еврей- ской субботе предшествовали периодические дни отдыха. За ты- сячу лет до того, как пророк Амос осуждал элиту израильтян за притеснение бедных, вавилонский царь Хаммурапи объяснял, что великие боги избрали его «для водворения в стране спра- ведливости и истребления беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого» 8 А в Египте за несколько столетий до рождения Моисея писцы сочинили «Повесть о красноречивом крестьянине», рассказыва- ющую о бедном крестьянине, собственность которого отобрал жадный землевладелец. Крестьянин обратился к продажным 231 СКРОМНОСТЬ чиновникам, а не найдя у них поддержки, стал объяснять им, что те обязаны вершить справедливость — в частности, защи- щать бедных от богачей. Этот египетский крестьянин прибег к яркой аллегории, сравнив скудное имущество бедняка с дыха- нием: коррумпированные чиновники душат бедняков, затыкая им ноздри 9 Многие библейские законы копируют нормы, которые были распространены в Месопотамии, Египте и Ханаане за несколь- ко столетий и даже тысячелетий до основания Иудейского и Из- раильского царств. Если библейский иудаизм и придал им осо- бый характер, то лишь потому, что превратил из универсальных норм, применимых ко всем людям, в этнический кодекс, пред- назначенный в основном для еврейского народа. Еврейская мо- раль изначально формировалась как исключительная, внутри- племенная — и в некоторой степени остается такой и сегодня. Основываясь на Ветхом Завете и Талмуде, многие раввины (хотя и не все) утверждают, что жизнь еврея ценнее жизни нееврея, и поэтому, например, евреям позволено нарушать святость суб- боты, чтобы спасти жизнь еврею, но запрещено делать то же са- мое ради спасения нееврея (Вавилонский Талмуд, Йома 84: 2) 10 Некоторые еврейские мудрецы утверждали, что даже зна- менитая заповедь «люби ближнего, как самого себя» относит- ся только к евреям и что не существует заповедей о любви к не- евреям. И действительно, в книге Левит сказано: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19: 18). Возникает подозрение, что сло- во «ближний» относится только к «сынам народа твоего». Это подозрение серьезно подкрепляется тем фактом, что Библия предписывает евреям уничтожить некоторые народы, напри- мер амаликитян и хананеев. «...Не оставляй в живых ни одной души, — требует священная книга, — но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, [и Гергесеев,] как повелел тебе Господь Бог твой» (Второзаконие 232 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА 20: 16-17). Это одно из первых в истории человечества письмен- ных свидетельств того, что геноцид представлен как религиоз- ный долг. Христиане взяли некоторые фрагменты морального кодек- са евреев, превратили их в универсальные заповеди и распро- странили по всему миру. Христианство откололось от иудаизма именно по этой причине. Если многие евреи до сих пор верят, что их так называемый «избранный народ» ближе к Богу, чем остальные, то основатель христианства апостол Павел в знаме- нитом Послании к галатам утверждает: «Нет уже Иудея, ни языч- ника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Послание к галатам 3: 28). Следует еще раз подчеркнуть: несмотря на огромное влияние христианства, это был не первый случай в истории, когда люди провозглашали универсальную этику. Библия не единственный источник человеческой морали (и это очень хорошо, учитывая множество расистских, женоненавистнических и гомофобных взглядов, которые в ней высказываются). Конфуций, Лао-цзы, Будда и Махавира — все они сформулировали этические кодек- сы задолго до Павла и Иисуса, ничего не зная о земле Ханаан и пророках Израиля. Конфуций учил, что человек должен лю- бить других, как самого себя, за 500 лет до того, как рабби Гил- лель Старший провозгласил этот принцип сутью Торы. А в те времена, когда иудаизм еще предписывал приносить в жертву животных и систематически уничтожать целые народы, Будда и Махавира уже призывали своих последователей не причинять вреда не только людям, но и всем живым тварям, включая насе- комых. Так что нет никаких оснований приписывать создание человеческой морали иудаизму и его отпрыскам — христианст- ву и исламу. 233 СКРОМНОСТЬ РОЖдЕНИЕ НЕТЕРПИМОСТИ А как насчет монотеизма? Не заслуживает ли иудаизм отдель- ной похвалы за то, что стал первой религией, предполагавшей веру в единого Бога (даже если эта вера впоследствии была рас- пространена по всей земле не евреями, а христианами и мусуль- манами)? Даже в этом есть сомнения, поскольку первые явные свидетельства существования монотеизма — в частности, рели- гиозная революция фараона Эхнатона около 1350 года до н. э. и такие документы, как «стела Меши» (установленная моавитским царем Мешей), — указывают, что религия библейского Израиля ничем не отличалась от религии соседних царств, например Мо- авитского. Меша описывает своего великого бога Кемоша прак- тически так же, как в Ветхом Завете описан Иегова. Но главная проблема гипотезы, что иудаизм способствовал распростране- нию монотеизма, заключается в том, что здесь особенно нечем гордиться. С точки зрения этики монотеизм, вероятно, был од- ной из худших идей в истории человечества. Монотеизм почти ничего не сделал для улучшения нравст- венности людей. Вы правда считаете, что мусульмане по опре- делению более нравственны, чем индуисты, просто потому, что мусульмане верят в единого бога, а индуисты во многих богов? А этические нормы христианских конкистадоров выше этиче- ских норм коренных народов Америки? Если что и не подлежит сомнению, так это факт, что монотеизм сделал многих людей гораздо более нетерпимыми, чем прежде, тем самым поспособ- ствовав распространению священных войн и преследований по религиозному признаку. Политеисты считали абсолютно нор- мальным, что разные люди поклоняются разным богам и испол- няют разные обряды и ритуалы. Они редко (если вообще такое было) преследовали или убивали людей просто за их религи- озные убеждения. Монотеисты, напротив, считали своего бо- га единственным, а потому требующим всеобщего поклонения. 234 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА Следовательно, по мере распространения христианства и ислама по миру их сопровождали Крестовые походы, джихад, инквизи- ция и религиозная дискриминация 11 Сравните, например, точку зрения индийского императора Ашоки в III веке до н. э. со взглядами христианских императо- ров на закате Римской империи. На подвластных Ашоке землях было бесчисленное множество религий, сект и гуру. Он присвоил себе официальный титул «Угодный богам» и «Тот, кто относится ко всем с любовью». Приблизительно в 250 году до н. э. он издал эдикт, посвященный толерантности, в котором провозглашал: Царь Пиядаси Угодный Богам почитает последователей всех вероучений, как членов монашеских общин, так и мирян-до- мохозяев... печется... о продвижении последователей каждой веры на пути своего учения. Многообразно это продвижение, однако в основе его — контроль над речью, дабы не было ни восхваления своей веры, ни хулы чужой веры в неподобающих случаях... Ведь всякий, кто, почитая свою веру или хуля дру- гую из-за приверженности к своей вере, думает: «Представлю ее в лучшем свете!» — на самом деле еще более вредит своей вере. Хорошо [людям] сходиться вместе, чтобы они могли друг от друга слушать дхарму и следовать ей. Ибо таково желание Угодного Богам, чтобы последователи всех вер были хорошо осведомлены о дхарме и склонны к [совершению] благих дел 12 500 лет спустя Римская империя отличалась не меньшим раз- нообразием, чем Индия при Ашоке, но, когда в ней победило христианство, императоры стали совершенно иначе относиться к религии. Начиная с Константина Великого и его сына Конс- тантина II, римские императоры закрыли все храмы других ре- лигий и под страхом смерти запретили так называемые «языче- ские ритуалы». Преследования достигли апогея при императоре Феодосии (чье имя означает «данный Богом»), который в 391 235 СКРОМНОСТЬ году издал эдикт, фактически поставивший вне закона все рели- гии, за исключением христианства и иудаизма (иудеев всячески притесняли, но они не считались преступниками) 13 . По новым законам человека можно было казнить даже за то, что он молил- ся Юпитеру или Митре в уединении собственного дома 14 . В ходе кампании по очистке империи от языческого наследия были от- менены Олимпийские игры. Последняя Олимпиада древности — спортивные состязания, прославлявшиеся больше тысячи лет, — была проведена в конце IV или в начале V века 15 Конечно, не все правители, исповедовавшие монотеизм, бы- ли такими же нетерпимыми, как Феодосий, а многие, как Ашо- ка, отвергали монотеизм, не разделяя его широты взглядов. Тем не менее монотеистическая идея о том, что «нет никаких богов, кроме нашего Бога» поощряла нетерпимость. Впоследствии иудеи постараются приуменьшить свой вклад в распростране- ние этой опасной концепции, переложив вину на христиан и му- сульман, — и не без успеха. ЕВРЕЙСКАЯ ФИЗИКА, ХРИСТИАНСКАЯ БИОЛОГИЯ Только в XIX и XX веках евреи действительно внесли выдаю- щийся вклад в развитие всего человечества — благодаря своей непропорционально большой роли в современной науке. Речь не только о таких гениях, как Эйнштейн и Фрейд; около 20% всех нобелевских лауреатов в области науки были евреями, хо- тя доля евреев в мировом населении не превышает 0,2% 16 . Од- нако следует подчеркнуть, что это вклад отдельных людей, а не иудаизма как религии или культуры. В последние 200 лет боль- шинство ведущих еврейских ученых работали за пределами ре- лигиозной сферы иудаизма. Более того — евреи стали вносить неоценимый вклад в науку только после того, как перешли из иешив в лаборатории. 236 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА До 1800 года влияние евреев на развитие науки было незна- чительным. Естественно, евреи не играли существенной роли в прогрессе науки в Китае, Индии или в цивилизации майя. В Ев- ропе и на Ближнем Востоке некоторые еврейские мыслители, например Маймонид, оказали значительное влияние на своих христианских и мусульманских коллег, но в целом вклад евреев был более или менее пропорционален их демографической доле. В XVI, XVII и XVIII веках иудаизм едва ли мог дать толчок нача- лу научной революции. За исключением Спинозы (который был изгнан еврейской общиной), вы вряд ли вспомните хоть одного еврея, который внес решающий вклад в зарождение современной физики, химии, биологии или общественных наук. Мы не знаем, чем занимались предки Эйнштейна в эпоху Галилея и Ньютона, но скорее всего, они больше интересовались изучением Талму- да, чем природой света. Серьезные перемены начались только в XIX и XX веках, ко- гда секуляризация и еврейское Просвещение побудили многих евреев перенять взгляды и образ жизни соседей. Евреи стали поступать в университеты и исследовательские центры в Герма- нии, Франции, США. Из гетто и местечек еврейские ученые при- несли с собой ценное культурное наследие. В еврейской культуре образование считалось одной из главных ценностей, и эта осо- бенность была основной причиной необычайных успехов еврей- ских ученых. Среди других факторов — желание преследуемого меньшинства доказать свою полезность, а также барьеры, не да- вавшие талантливым евреям делать карьеру в сферах, в большей степени зараженных антисемитизмом: в армии и на государст- венной службе. Еврейские ученые принесли из иешив строгую дисциплину и глубокую веру в ценность знаний, но у них не было никакого полезного багажа идей и догадок. Эйнштейн был евреем, но тео- рия относительности не была «еврейской физикой». Какое отно- шение вера в святость Торы имеет к открытию того, что энергия 237 СКРОМНОСТЬ равна произведению массы на квадрат скорости света? Для срав- нения: Дарвин был христианином и даже учился в Кембридже на богословском факультете, собираясь стать англиканским свя- щенником. Но значит ли это, что теория эволюции — христиан- ская теория? Абсурдно считать теорию относительности вкладом еврейского народа в развитие человечества — точно так же, как ставить теорию эволюции в заслугу христианству. Так же трудно увидеть что-то характерное для евреев в изо- бретении процесса синтеза аммиака Фрицем Габером (Нобе- левская премия по химии за 1918 год), в открытии антибиотика стрептомицина Зельманом Ваксманом (Нобелевская премия по физиологии и медицине за 1952 год) или в открытии квазикри- сталлов Дэном Шехтманом (Нобелевская премия по химии за 2011 год). Что касается ученых в области гуманитарных и обще- ственных наук (таких, как Фрейд), то еврейское наследие, воз- можно, серьезно повлияло на их идеи. Но даже в этих случа- ях отход от традиций гораздо заметнее сохранившихся связей. Взгляды Фрейда на психику человека коренным образом отли- чались от взглядов рабби Йосефа Каро или рабби Иоханана бен Заккая, и эдипов комплекс ученый открыл вовсе не в результа- те тщательного следования кодексу еврейских законов «Шулхан арух». Подведем итог. То значение, которое придавалось образова- нию, вероятно, во многом обусловило небывалые успехи еврей- ских ученых, но основу достижений Эйнштейна, Габера и Фрейда заложили мыслители из числа неевреев. Научная революция не была еврейским проектом, и евреи нашли в ней свое место лишь после того, как перебрались из иешив в университеты. Более то- го: еврейская привычка искать ответы на все вопросы в древних текстах была серьезным препятствием для интеграции евреев в мир современной науки, где ответы принято получать путем наблюдений и экспериментов. Если в иудаизме есть нечто такое, что способствует научным прорывам, то почему в период с 1905 238 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА по 1933 год 10 нерелигиозных немецких евреев были награжде- ны Нобелевскими премиями по химии, медицине и физике, но за этот же период Нобелевскую премию не получил ни один уль- траортодоксальный иудей или еврей из Болгарии или Йемена? Чтобы отмести подозрения в антисемитизме или ненависти к собственному народу, подчеркну: я не утверждаю, что иудаизм — какая-то особенно аморальная или мракобесная религия. Я лишь говорю, что она не сыграла большой роли в истории человечест- ва. На протяжении многих столетий иудаизм был скромной ре- лигией немногочисленного преследуемого меньшинства, которое предпочитало читать и размышлять, а не завоевывать дальние страны и сжигать еретиков на костре. Антисемиты обычно преувеличивают роль евреев. Антисе- миты считают, что евреи управляют миром, банковской систе- мой или, по меньшей мере, средствами массовой информации и что именно евреи виноваты во всех бедах, от глобального по- тепления до терактов 11 сентября 2001 года. Антисемитская па- ранойя так же нелепа, как еврейская мания величия. Конечно, евреи — очень интересный народ, но если вы посмотрите на об- щую картину, то поймете, что их влияние на мир было доволь- но скромным. За свою историю человечество создало сотни религий и сект. Но лишь немногие — христианство, ислам, индуизм, конфуци- анство и буддизм — повлияли на жизни миллиардов людей (не всегда к лучшему). Подавляющее большинство — например, ре- лигия бон, религия народа йоруба и иудаизм — оставили куда меньший след в истории. Лично мне нравится, что я происхожу не от брутальных завоевателей мира, а от ничем не примечатель- ных людей, которые редко совали свой нос в чужие дела. Мно- гие религии уделяют особое внимание скромности — а затем изображают себя самыми важными персонами во Вселенной. Призывы к личному смирению они соединяют с откровенным 239 СКРОМНОСТЬ коллективным высокомерием. Люди любой веры поступят пра- вильно, если будут серьезнее относиться к скромности. А среди всех видов скромности, вероятно, самая важная — скромность перед богом. Говоря о боге, люди слишком часто вы- ражают готовность к покорности и смирению, а затем использу- ют имя бога для подчинения своих собратьев. С уществует ли бог? Ответ зависит от того, какого бога вы име- ете в виду. Тайну Вселенной или искушенного законодателя? Иногда, рассуждая о боге, люди имеют в виду великую и ужасную тайну, о которой мы абсолютно ничего не знаем. Мы обращаемся к этому таинственному богу, чтобы объяснить главные загадки космоса. Почему вообще существует Вселенная? Что определяет фундаментальные законы физики? Что такое сознание и откуда оно берется? Мы не знаем ответов на эти вопросы и называем свое невежество великим именем «Бог». Главная особенность этого таинственного бога заключается в том, что о нем нельзя сказать ничего конкретного. Это бог философов, бог, о котором мы рассуждаем, когда сидим ночью у костра в лесу и пытаемся понять, в чем смысл жизни. В других случаях люди представляют бога как строгого и скур- пулезного законодателя, с которым мы очень хорошо знакомы. Мы точно знаем, что он думает о моде, еде, сексе и политике, и мы обращаемся к Разгневанному Существу на небесах, чтобы оправдать миллион законов, указов и конфликтов. Он недово- лен, когда женщины носят блузки с короткими рукавами, когда |