Главная страница

21 урок для 21 века. Урок для xxi века yuval Noah Harari 21 lessons for the 21st century copyright 2018 by Yuval Noah Harari


Скачать 2.5 Mb.
НазваниеУрок для xxi века yuval Noah Harari 21 lessons for the 21st century copyright 2018 by Yuval Noah Harari
Анкор21 урок для 21 века
Дата25.11.2022
Размер2.5 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла21 урок для 21 века.pdf
ТипУрок
#811780
страница18 из 24
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   24
20
СМЫСЛ
ЖИЗНЬ – НЕ ВЫМЫСЕЛ

321
СМЫСЛ
Одна популярная история, которую уже не одну тысячу лет рассказывают миллиардам озабоченных поиском смысла жизни людей, объясняет, что все мы часть вечного цикла, охватываю- щего и объединяющего всех существ. Каждому существу в этом цикле отведена определенная роль. Понять смысл жизни — зна- чит понять свое уникальное предназначение, а прожить хоро- шую жизнь — выполнить это предназначение.
В индийском эпосе Бхагават-гита рассказывается, как в разгар жестокой гражданской войны великого воина, царевича Арджу- ну, охватывают сомнения. Увидев друзей и родственников в ар- мии врага, он не знает, должен ли сражаться с ними и убить их.
Он размышляет, что такое добро и зло и кто это определяет, а также в чем смысл человеческой жизни. Бог Кришна объясняет
Арджуне, что в великом космическом цикле у каждого сущест- ва есть уникальная «дхарма» — путь, по которому оно обязано идти, и долг, который оно обязано исполнить. Если человек осо- знает свою дхарму, то, независимо от тяжести предназначенно- го ему пути, обретет душевное спокойствие и избавится от всех сомнений. Если же он откажется следовать своей дхарме и по- пытается выбрать чужой путь — или просто идти по жизни без всякой цели, — то нарушит космическое равновесие и никогда не познает умиротворения и радости. Не имеет значения, каков именно ваш путь; главное — не отступать от него. Прачка, кото- рая неуклонно следует по своему пути прачки, лучше царевича, который отклоняется от пути царевича. Осознав, в чем смысл жизни, Арджуна продолжает следовать своей дхарме воина. Он убивает друзей и родственников, приводит свою армию к побе- де и становится одним из самых любимых и почитаемых героев в индуистском мире.
В 1994 году в мультфильме «Король Лев» компании Disney этот сюжет был пересказан для современной публики; роль ца- ревича Арджуны перешла ко льву по имени Симба. Когда Сим- ба спрашивает о смысле жизни, его отец, король-лев Муфаса,

322 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
рассказывает ему о Великом Круге Жизни. Муфаса объясняет, что антилопы едят траву, львы едят антилоп, а когда львы уми- рают, их тела разлагаются и питают траву. Так жизнь продолжа- ется из поколения в поколение, если каждое животное играет отведенную ему роль в этой великой драме. Все взаимосвязано, каждый зависит от всех остальных, и даже если одна травинка не выполнит своего предназначения, может нарушиться весь Круг
Жизни. Предназначение Симбы, по словам Муфасы, в том, что- бы править королевством львов после смерти Муфасы и поддер- живать порядок в животном мире.
Но когда Муфасу убивает его злой брат Шрам, Симба винит в этой катастрофе себя и, терзаемый чувством вины, покидает прайд, отказывается от своей королевской судьбы и уходит в пу- стыню. Там он встречает двух других изгнанников, суриката и кабана, и вместе они проводят несколько беззаботных лет вдали от проторенных дорог. Их антисоциальная философия сводит- ся к тому, чтобы на каждую проблему отвечать словами «акуна матата» — «никаких проблем».
Но Симба не может избежать своей дхармы. Взрослея, он все больше беспокоится: львенок не понимает, кто он и какова его роль в жизни. В кульминационный момент фильма Симбе яв- ляется дух Муфасы и напоминает о Круге Жизни и о том, что в
Симбе течет королевская кровь. Симба также узнает, что в его отсутствие злой Шрам захватил трон, и в результате его правле- ния земли прайда страдают от голода и усобиц. Симба наконец понимает, кто он и что должен делать. Он возвращается в льви- ное королевство, убивает дядю, становится королем и восста- навливает гармонию и процветание. Фильм заканчивается тем, что гордый Симба представляет собравшимся зверям своего но- ворожденного наследника — подтверждение того, что Великий
Круг Жизни не прервется.
Круг Жизни представляет космическую драму в виде повто- ряющейся истории. Симба и Арджуна знали, что с незапамятных

323
СМЫСЛ
времен львы едят антилоп, а воины сражаются — и будут это делать снова и снова. Бесконечное повторение придает истории убедительность, подтверждая, что таков естественный порядок вещей и что, если Арджуна перестанет сражаться или Симба от- кажется от королевской власти, это будет восстанием против са- мих законов природы.
Если я верю в ту или иную версию Круга Жизни, это означает, что я обладаю неизменной и истинной идентичностью, которая определяет мои обязанности в этой жизни. Я могу много лет со- мневаться в этой идентичности или не знать о ней. Но однажды настанет великий момент просветления: я осознаю свою роль в космической драме и, несмотря на многочисленные трудности и испытания, которые встретятся на моем пути, избавлюсь от сомнений и отчаяния.
Представители других религий и идеологий верят в линей- ную космическую драму, у которой есть хорошо известное на- чало, не слишком длинная середина и окончательный, не подле- жащий пересмотру финал. Например, исламская история гласит, что вначале Аллах создал всю Вселенную и установил для нее за- коны. Затем он открыл эти законы людям — в Коране. К сожале- нию, невежественные и грешные люди восстали против Аллаха и попытались нарушить или утаить эти законы, и поэтому пра- воверные добродетельные мусульмане обязаны сохранять их и распространять знания о них. В Судный день Аллах оценит по- ведение всех и каждого. Праведные будут вознаграждены веч- ным блаженством в раю, а грешники — низвергнуты в огненную преисподнюю.
Этот впечатляющий нарратив предполагает, что моя малень- кая, но важная роль в жизни заключается в исполнении прика- зов Аллаха, распространении знаний о его законах и покорно- сти его воле. Если я верю в мусульманскую историю, то нахожу смысл в пятикратной ежедневной молитве, в жертвовании денег на новую мечеть и борьбе с отступниками и неверными. Даже

324 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
самые обычные занятия — мытье рук, употребление вина, заня- тия сексом — наполняются космическим смыслом.
Национализм — тоже линейная история. Так, сионистская история начинается с описанных в Библии приключений и до- стижений еврейского народа, затем повествует о 2000 лет изгна- ния и преследований, достигает кульминации в событиях хо- локоста и образования Государства Израиль, а в будущем ждет наступления дней, когда в Израиле воцарятся мир и процветание и страна станет моральным и духовным маяком для всего ми- ра. Если я верю в сионистскую историю, то считаю целью своей жизни продвижение интересов еврейского народа — защищаю чистоту национального языка, сражаюсь за возвращение утра- ченных еврейских земель или, возможно, рожаю и воспитываю новое поколение израильских детей, которые будут хранить вер- ность традициям.
В этом случае даже самые будничные события исполнены смысла. В День независимости израильские школьники поют хором популярную еврейскую песню, восхваляющую все, что делается ради родины. Один ребенок поет: «Я построил дом на земле Израиля». «Я посадил дерево на земле Израиля», — про- должает второй. «Я написал стихи на земле Израиля», — всту- пает третий. И так далее, пока все голоса не сливаются в хоре:
«Теперь у нас есть дом, дерево и стихи [и все остальное, что вы пожелаете прибавить] на земле Израиля».
Коммунистическая идеология предлагает похожую историю, только фокусирует внимание на классе, а не на этносе. «Мани- фест Коммунистической партии» начинается так:
История всех до сих пор существовавших обществ была исто- рией борьбы классов.
Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепост- ной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетае- мый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели

325
СМЫСЛ
непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончав- шуюся революционным переустройством всего общественно- го здания или общей гибелью борющихся классов
1
Далее в манифесте объясняется, что в современную эпоху «об- щество все более и более раскалывается на два большие враждеб- ные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, клас- са — буржуазию и пролетариат»
2
. Их борьба окончится победой пролетариата, что ознаменует конец истории и установление на земле коммунистического рая, в котором ни у кого не будет соб- ственности, но все будут абсолютно свободны и счастливы.
Если я верю в коммунистическую историю, то прихожу к вы- воду, что мое жизненное предназначение — ускорить торжество мировой революции путем сочинения памфлетов, организации за- бастовок и демонстраций или даже убийства алчных капиталистов и борьбы с их лакеями. История придает смысл даже незначитель- ным жестам, таким как бойкот фирмы, эксплуатирующей рабочих на текстильных фабриках в Бангладеш, или спор с тестем — капи- талистической свиньей — за рождественским ужином.
Если внимательно посмотреть на весь диапазон историй, ко- торые помогают определить истинную идентичность и придать смысл нашим поступкам, то с удивлением обнаруживаешь, что масштаб почти не имеет значения. Некоторые истории, вроде
Круга Жизни львенка Симбы, растягиваются на целую вечность.
Только на фоне всей Вселенной я могу понять, кто я. По срав- нению с ней другие истории, такие как большинство национа- листических и племенных мифов, кажутся ничтожными. Сио- низм объявляет священными приключения 0,2% человечества на клочке суши, занимающем 0,005% поверхности Земли, в те- чение крошечного промежутка времени. Сионистская история не придает значения китайским империям, племенам Новой Гви- неи, галактике Андромеда, множеству эпох до рождения Моисея и Авраама, а также эволюции человекообразных обезьян.

326 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
Подобная близорукость может приводить к серьезным по- следствиям. Например, одно из главных препятствий для заклю- чения мирного договора между израильтянами и палестинцами состоит в том, что израильтяне не соглашаются делить Иеру- салим. Они утверждают, что этот город — «вечная столица ев- рейского народа»; а разве можно поступиться чем-то вечным?
3
Все это полная чушь. Вечность началась как минимум 13,8 мил- лиарда лет назад — таков возраст Вселенной. Планета Земля образовалась приблизительно 4,5 миллиарда лет назад, а воз- раст человечества оценивается в 2 миллиона лет. Для сравнения:
Иерусалим был основан всего 5000 лет назад, а еврейский народ возник максимум 3000 лет назад. Едва ли такой срок можно на- звать вечностью.
Что касается будущего, то физики предсказывают, что при- близительно через 7,5 миллиарда лет
4
расширяющееся Солнце поглотит Землю, а наша Вселенная просуществует еще как ми- нимум 13 миллиардов лет. Заглядывая в будущее, сионизм ото- двигает горизонт не дальше чем на несколько столетий, но этого достаточно, чтобы поразить воображение большинства израиль- тян и убедить их считать это «вечностью». Люди готовы идти ра- ди «вечного города» на те жертвы, на которые они, вероятно, не пошли бы ради какого-то бренного скопления домов.
Когда я был подростком, меня тоже увлекало обещание нацио- налистов стать частью чего-то большего, чем я сам. Мне хоте- лось верить, что если я отдам жизнь за свой народ, то буду жить вечно — в народе. Но я не мог понять, что значит «жить вечно в народе». Казалось, что эта фраза исполнена глубокого смысла, но что она означала на самом деле? Я помню церемонию в День памяти, когда мне было 13 или 14 лет. В США День памяти от- мечается в основном магазинными распродажами, но в Израиле это очень серьезное и важное событие. В этот день в школах про- водят траурные церемонии, вспоминая солдат, павших во всех многочисленных войнах, которые вел Израиль. Дети, одетые в

327
СМЫСЛ
белое, читают стихи, поют песни, возлагают венки и поднимают флаги. Во время церемонии, между поднятием флага и деклама- цией стихов, я — тоже в белом костюме — вдруг подумал, что хотел бы, когда вырасту, стать павшим солдатом. Будь я героем, отдавшим жизнь за Израиль, все эти дети читали бы стихи и поднимали флаги в мою честь.
Но потом мне в голову пришла мысль: «Стоп. Если я буду мертв, то как я узнаю, что дети читают стихи в мою честь?» Я по- пытался представить себя мертвым. Вообразил, как лежу под белой надгробной плитой на ухоженном воинском кладбище и слушаю стихи, которые доносятся до меня с поверхности земли.
Затем я подумал: «Мертвый я не смогу услышать стихов, потому что у меня не будет ушей, у меня не будет мозга и я не смогу ни- чего слышать и чувствовать. Какой в этом смысл?»
Хуже того: в 13 лет я уже знал, что Вселенной не меньше двух миллиардов лет и что она, вероятно, просуществует еще несколь- ко миллиардов лет. Мог ли я надеяться, что Израиль просущест- вует так же долго? Неужели через 200 миллионов лет дети Homo
sapiens все еще будут читать стихи в мою честь? Что-то здесь не так.
Если вы родились палестинцем, у вас тоже нет причин для особой гордости. Маловероятно, что через 200 миллионов лет на земле будут жить палестинцы. Скорее всего, на нашей планете вообще не будет млекопитающих. Другие национальные движе- ния страдают той же ограниченностью. Сербских националистов не заботят события юрского периода, а корейские убеждены, что маленький полуостров на восточном побережье Азии — един- ственная часть космоса, которая действительно важна для об- щего устройства мира.
Конечно, даже Симба, несмотря на веру в вечный Круг Жиз- ни, не размышляет о том, что львы, антилопы и трава на самом деле не вечны. Симба не задумывается, какой была Вселенная до эволюции млекопитающих и какая судьба ждет его любимую

328 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
африканскую саванну после того, как люди убьют всех львов и закатают пастбища в асфальт и бетон. Делает ли это жизнь Сим- бы абсолютно бессмысленной?
Все истории неполны. Но чтобы сконструировать для себя жизнеспособную идентичность и найти смысл жизни, мне не нужна идеальная история, лишенная белых пятен и внутрен- них противоречий. Чтобы придать моей жизни смысл, история должна отвечать всего двум условиям. Во-первых, я должен по- лучить роль. Коренной житель Новой Гвинеи вряд ли примет сионизм или сербский национализм, поскольку эти истории не имеют никакого отношения к Новой Гвинее и ее народу. Люди подобны кинозвездам — им нравятся только те сценарии, где у них главная роль.
Во-вторых, хорошая история должна выходить за пределы мо- его кругозора, хотя и не обязательно в бесконечность. История дает мне идентичность и вносит смысл в мою жизнь, делая меня частью чего-то большего, чем я сам. Но всегда есть опасность, что я задумаюсь: а что придает смысл этому «большему»? Если смысл моей жизни в помощи пролетариату или польскому на- роду, что придает смысл пролетариату или польскому народу?
Герой одного анекдота утверждал, что мир держится на спине ог- ромного слона. Когда у него спросили, на чем стоит слон, он от- ветил, что на спине большой черепахи. А черепаха? На спине еще большей черепахи. А эта огромная черепаха? Усмехнувшись, тот ответил: «Можете не беспокоиться. Там дальше одни черепахи».
Самые успешные истории — это истории с открытым кон- цом. В них нет нужды объяснять, откуда берется изначальный смысл, потому что они привлекают внимание людей и удержи- вают его в безопасной зоне. Объясняя, что мир стоит на спине огромного слона, вы должны предупредить любые неудобные вопросы подробным рассказом о том, что ураганы возникают от движения гигантских ушей слона, а когда слон дрожит от гнева, происходят землетрясения. Если ваша история будет достаточно

329
СМЫСЛ
хороша, никому не придет в голову спросить, на чем стоит слон.
Точно так же национализм завораживает нас историями о ге- роизме, трогает до слез рассказами о катастрофах прошлого и возбуждает ярость, описывая несправедливости, которые при- шлось пережить вашему народу. Мы так увлечены этим нацио- нальным эпосом, что начинаем оценивать все происходящее в мире с точки зрения последствий для нашего народа и не зада- емся вопросом, что делает наш народ таким значимым по срав- нению с остальными.
Если вы верите в какую-то историю, она заставляет вас жи- во интересоваться мельчайшими подробностями и не обращать внимания на то, что выходит за ее рамки. Убежденные комму- нисты могут часами спорить, допустим ли альянс с социал-де- мократами на первом этапе революции, но редко задумывают- ся о месте пролетариата в эволюции млекопитающих на планете
Земля или о том, насколько распространена органическая жизнь в космосе. Подобную пустую болтовню они сочли бы контрре- волюционной тратой времени.
В некоторых историях делаются попытки предложить пол- ную картину пространства и времени, но уникальное свойство завладевать вниманием людей позволяет многим другим успеш- ным историям ограничиваться куда более скромными сюжетами.
Ключевой закон сочинения историй гласит: после того как исто- рия выходит за пределы кругозора аудитории, ее окончательные рамки уже не так важны. Фанатики могут устроить кровавую резню как во имя тысячелетнего народа, так и во имя бога, кото- рому миллион лет. Люди плохо разбираются в больших числах: в большинстве случаев нужно совсем немного, чтобы поразить наше воображение.
С учетом того, что мы знаем о Вселенной, ни один вменяе- мый человек никак не должен был бы верить, что абсолютная истина о Вселенной — это история израильского, немецкого или русского национализма. Или национализма вообще. История,

330 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
игнорирующая почти все пространство и время, Большой взрыв, квантовую физику и эволюцию жизни, — это всего лишь кро- шечный фрагмент истины. Но люди как-то умудряются не заме- чать ничего за пределами этого фрагмента.
Действительно, на протяжении всей истории человечества миллионы людей верили, что для того, чтобы их жизнь имела смысл, не обязательно даже участвовать в национальных или больших идеологических движениях. Достаточно просто «оста- вить что-то после себя», и тогда их личная история продолжится и после смерти. В идеале этим «чем-то» должна быть душа или сущность. Если после смерти моего нынешнего тела моя душа перейдет в новое, то смерть — это не конец. Это просто пустая страница между двумя главами, и сюжет, начавшийся в одной главе, продолжится в следующей. Многие хотя бы отчасти верят в эту теорию, даже если не связывают ее с какой-то конкретной религией. Им не нужны тщательно разработанные догматы — достаточно обнадеживающего чувства, что их история продол- жится за горизонтом смерти.
Теория жизни как бесконечного эпоса чрезвычайно привле- кательна и популярна, но у нее есть два серьезных изъяна. Во- первых, продлевая мою личную историю, я не делаю ее более важной — она просто становится более длинной. Две великие религии, проповедующие идею бесконечного цикла рождений и смертей, — индуизм и буддизм — разделяют страх перед бес- смысленностью всего сущего. Миллионы и миллионы раз я учусь ходить, расту, ругаюсь с тещей, болею, умираю — а затем все это повторяется снова. В чем смысл? Если бы я собрал все слезы, пролитые в прежних жизнях, их хватило бы, чтобы заполнить
Тихий океан; если бы я собрал в кучу все потерянные зубы и во- лосы, эта гора возвышалась бы над Гималаями. И что я получил взамен? Неудивительно, что индуистские и буддийские мудрецы тратили столько сил на поиск пути к избавлению от этой кару- сели, а не к ее продлению.

331
СМЫСЛ
Вторая проблема этой теории — скудость доказательств. Где доказательства, что в прошлой жизни я был средневековым кре- стьянином, неандертальским охотником, тираннозавром или амебой? (Если я действительно прожил миллион жизней, то дол- жен был успеть побывать динозавром и амебой, поскольку че- ловек появился лишь около 2,5 миллиона лет назад.) И в каком облике я получу в будущем новую жизнь: киборга, исследовате- ля других галактик или лягушки? Строить свою жизнь на таком обещании — все равно что продавать дом в обмен на просрочен- ный чек, выданный банком, находящимся где-то за облаками.
Поэтому люди, сомневающиеся в том, что их душа или сущ- ность продолжит существовать после смерти, пытаются оста- вить после себя что-то более осязаемое. Это «осязаемое» может принимать одну из двух форм: культурную или биологическую.
Я могу оставить после себя, скажем, стихи или некоторые из мо- их ценных генов. Моя жизнь обладает смыслом, потому что че- рез сто лет люди будут читать мои стихи или потому что на зем- ле будут жить мои дети и внуки. В чем смысл их жизни? Ну, это уже их проблема, а не моя. Поиск смысла жизни напоминает игру с ручной гранатой с выдернутой чекой. Как только вы передали ее другому, вы в безопасности.
Увы, даже скромная надежда просто «оставить что-то после себя» сбывается редко. Большинство существовавших на нашей планете организмов вымерли, не оставив генетического наслед- ства. Например, все динозавры. Или неандертальцы, исчезнув- шие после появления сапиенсов. Или польские родственники мо- ей бабушки. В 1934 году моя бабушка Фанни вместе с родителями и двумя сестрами иммигрировала в Иерусалим, но большинство их родных остались в польских городах Хмельник и Ченстохова.
Через несколько лет нацисты убили всех, даже детей.
Попытки оставить после себя культурное наследие также ред- ко бывают успешными. От польских родственников моей бабуш- ки осталось лишь несколько выцветших фотографий в семейном

332 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
альбоме, и даже бабушка, которой исполнилось 96 лет, не мо- жет вспомнить их имен. Насколько мне известно, они не остави- ли после себя никаких культурных артефактов — ни стихов, ни дневника, ни даже списка покупок. Вы можете возразить, что они внесли вклад в коллективное наследие еврейского народа или си- онистского движения, но это вряд ли придаст смысл жизни каж- дого из них. Более того: откуда вы знаете, что все они гордились своей еврейской идентичностью или поддерживали сионистское движение? Может, один из них был убежденным коммунистом и пожертвовал жизнью, работая на СССР? А другой больше всего хотел ассимилироваться в польском обществе, сделать карьеру в польской армии, но был убит Советами в Катыни? А вдруг одна из женщин семьи была радикальной феминисткой, полностью отвергающей религиозную и национальную идентичность? От них ничего не осталось, и поэтому очень легко посмертно при- писать их к той или иной группе — они не смогут возразить.
Если мы не в состоянии оставить после себя что-то осязае- мое — генетический код или стихи, — возможно, будет достаточ- но сделать мир хоть немного лучше? Вы поможете человеку, а он потом поможет кому-то еще, и таким образом вы внесете вклад в улучшение этого мира и станете маленьким звеном в великой цепи доброты. Возможно, вы станете наставником для трудного, но талантливого ребенка, который выучится на врача и спасет сотни жизней. Или переведете через дорогу старушку, подарив ей радость хотя бы на час. Да, это достойные поступки, но великая цепь доброты немного похожа на пирамиду из черепах — совер- шенно непонятно, откуда исходит ее смысл. Однажды мудрого старика спросили, что он понял о смысле жизни. «Знаете, — от- ветил он, — я понял, что пришел на эту землю, чтобы помогать другим людям. Но не могу понять, зачем здесь другие люди».
Откровенно говоря, ваш возлюбленный — обычный че- ловек, ничем особенным не отличающийся от множества лю- дей, на которых вы не обращаете внимания в транспорте или

333
СМЫСЛ
супермаркете. Но для вас он бесконечно важен, и вы счастливы потеряться в этой бесконечности. В каждой культуре поэты-ми- стики часто объединяли романтическую любовь с космическим слиянием, писали о Боге как о возлюбленном. А поэты-роман- тики приравнивали своих возлюбленных к богам.
А если вы не влюблены? Конечно, если вы верите в роман- тическую историю, но не влюблены, то по меньшей мере знаете цель своей жизни: найти истинную любовь. Вы видели ее во мно- жестве фильмов, читали о ней в самых разных книгах. Вы зна- ете, что однажды встретите особенного человека, увидите беско- нечность в двух сияющих глазах и вся ваша жизнь вдруг обретет смысл, а на все вопросы будет получен ответ — бесконечное по- вторение одного имени. Так было с Тони из «Вестсайдской исто- рии» и с Ромео, увидевшим стоящую на балконе Джульетту.
ТЯЖЕСТЬ КРЫШИ
Хорошая история должна давать мне роль и выходить за преде- лы моего кругозора, но ей не обязательно быть правдивой. Даже чистая выдумка способна помочь мне понять, кто я, и почувство- вать, что моя жизнь имеет смысл. С точки зрения науки ни одна из тысяч историй, которые с незапамятных времен появлялись в самых разных культурах, религиях и племенах, не была правдой.
Все они придуманы людьми. Если вы спросите кого-то о смысле жизни, а в ответ услышите историю, можете не сомневаться — ответ неверен. Точность деталей не имеет значения. Любая исто- рия неверна — просто потому, что это история. А происходящее во Вселенной не похоже на историю.
Почему же люди верят в вымысел? Во-первых, на таких исто- риях строится идентичность людей. Нас с раннего детства учат верить в истории. Их рассказывают родители, учителя, сосе- ди и вся окружающая культура — задолго до того, как мы об- ретаем интеллектуальную и эмоциональную независимость,

334 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
необходимую, чтобы ставить под сомнение и проверять услы- шанное. К тому времени, как у человека созревает интеллект, он успевает столько вложить в эту историю, что использует свои интеллектуальные способности скорее для обоснования этой истории, чем для ее опровержения. Большинство из тех, кто пы- таются понять себя, похожи на детей, отправившихся на поиски сокровищ. Они найдут только то, что заранее припрятали для них родители.
Во-вторых, на историях строится не только идентичность, но и коллективные институты. Поэтому сомневаться в истории очень страшно. Во многих обществах каждый, кто на это осме- лится, подвергается остракизму или преследованиям. Но и без этого нужно обладать железными нервами, чтобы подвергнуть сомнению саму основу общества. Ведь если признать историю ложью, то весь привычный мир потеряет смысл. Государствен- ные законы, социальные нормы, экономические институты — все это может рухнуть.
Большинство историй не разваливаются благодаря тяже- сти крыши, а не прочности фундамента. Возьмем, например, христианскую историю. Фундамент у нее очень хлипкий. Ка- кие у нас есть доказательства, что сын Творца Вселенной был рожден как углеродная форма жизни в галактике Млечный
Путь приблизительно 2000 лет назад? Какие у нас есть дока- зательства, что это случилось в Галилее и что его мать была девственницей? Тем не менее на основе этой истории были со- зданы гигантские институты, охватившие весь мир, и их вес настолько велик, что скрепляет и сохраняет саму историю. Ты- сячелетний раскол между Западной и Восточной христиански- ми церквями, который не так давно вылился в кровавую рез- ню между хорватами и сербами, начался из-за одного слова
филиокве («и от сына» на латыни). Западные христиане хотели вставить это слово в Символ веры, тогда как восточные реши- тельно противились этому. (Богословские тонкости, связанные

335
СМЫСЛ
с добавлением этого слова, настолько мудрены, что доступно объяснить их здесь не представляется возможным. Если вам интересно, спросите Google.)
После того как на основе той или иной истории формирует- ся идентичность многих людей и строятся целые общественные системы, сомнения в ней становятся немыслимыми — не в силу весомых доказательств, а потому, что ее опровержение вызовет личную и социальную катастрофу. В человеческой истории кры- ша порой важнее фундамента.
ФОКУС-ПОКУС И ИНдУСТРИЯ ВЕРЫ
Истории, предлагающие нам идентичность и смысл жизни, — вымысел, но у людей есть потребность в них верить. Как же добиться того, чтобы история выглядела правдивой? Жрецы и шаманы еще много тысяч лет назад нашли решение: ритуалы.
Ритуал — это магический акт, который превращает абстрактное в конкретное, а вымысел в реальность. Суть ритуала в волшеб- ном заклинании: «Фокус-покус, X — это Y!»
5
Как же добиться того, чтобы Христос стал реальным для его последователей? Во время церковной службы священник берет ломоть хлеба и чашу вина и объявляет, что хлеб — плоть Христа, а вино — кровь Христа, и поэтому, вкусив хлеба и вина, верую- щий в таинство причастия соединяется с Христом. Что может быть реальнее, чем почувствовать вкус Христа? В прежние вре- мена священник делал это смелое заявление на латыни, древнем языке религии, закона и тайн жизни. На глазах у изумленных крестьян священник высоко поднимал хлеб и восклицал: «Hoc est
corpus!» — «Сие есть тело!» — и хлеб якобы превращался в плоть
Христа. Неграмотным крестьянам, не знавшим латыни, в словах
«Hoc est corpus!» слышалось что-то вроде «фокус-покус» — так и появилось могущественное заклинание, способное превратить лягушку в принцессу, а тыкву в карету
6

336 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
За тысячу лет до зарождения христианства древние индусы использовали тот же трюк. «Брихадараньяка-упанишада» интер- претирует ритуальную жертву коня как воплощение всей исто- рии космоса. В священном тексте применяется тот же принцип:
«Фокус-покус, X — это Y!» «Поистине, утренняя заря — это голо- ва жертвенного коня, солнце — его глаз, ветер — его дыхание, его раскрытая пасть — это огонь Вайшванара; год — это тело жерт- венного коня... времена года — его члены, месяцы и половины месяца — его сочленения, дни и ночи — его ноги, звезды — его кости, облака — его мясо... Когда он оскаливает пасть, сверкает молния; когда он содрогается, гремит гром; когда он испускает мочу, льется дождь; голос — это его голос»
7
. Бедный конь пре- вращается в целый космос.
Практически все можно превратить в ритуал, придавая рели- гиозный смысл обычным действиям: зажигать свечи, звонить в колокола, перебирать четки. То же самое можно проделать с же- стами: наклонить голову, пасть ниц или сложить ладони вместе.
Самые разные головные уборы, от тюрбана сикхов до мусуль- манского хиджаба, были настолько отягощены смыслами, что на протяжении столетий вызывали ожесточенные споры.
Пище тоже можно придать духовный смысл, не имеющий ни- какого отношения к ее питательной ценности, будь то пасхаль- ные яйца, символизирующие новую жизнь и воскрешение Хри- ста, или пресный хлеб и горькие травы, которые евреи едят на
Пасху, вспоминая рабство в Египте и свое чудесное избавление.
Едва ли найдется на земле блюдо, которое люди не наделяли бы тем или иным смыслом. Так, в Новый год религиозные евреи едят мед, чтобы наступающий год был сладким, рыбные головы, что- бы быть плодовитым, как рыба, и двигаться вперед, а не назад, и гранаты, дабы заслуги умножались, словно зернышки граната.
Похожие ритуалы использовались и в политике. Не одну тыся- чу лет короны, троны и скипетры служили символами королевств и целых империй, а миллионы людей погибали в жестоких войнах,

337
СМЫСЛ
которые велись за обладание «троном» или «короной». Этикет ко- ролевских дворов по своей сложности и пышности соперничал с религиозными церемониями. В армии дисциплина и ритуал были неразделимы, и солдаты со времен Древнего Рима и до наших дней тратят огромное количество времени на то, чтобы научиться мар- шировать строем, приветствовать старших по званию и чистить ботинки до блеска. Наполеон как-то заметил, что может заставить людей пожертвовать жизнью ради цветной ленты.
Вероятно, никто не понимал политического значения ритуа- лов лучше, чем Конфуций, который видел в строгом соблюдении церемоний (ли) ключ к социальной гармонии и политической стабильности. В классике конфуцианства — трактатах «Книга церемоний», «Обряды Чжоу» и «Книга этикета и церемоний» — в мельчайших подробностях описано, какая церемония должна проводиться в случае того или иного события государственной важности, вплоть до количества ритуальных сосудов, типа му- зыкальных инструментов и цвета одежд присутствующих. Когда на Китай обрушивался очередной кризис, конфуцианские ученые тут же объявляли его причиной пренебрежение церемониями — подобно сержанту, который винит в проигранном сражении ле- нивых солдат, не отполировавших сапоги должным образом
8
Современному Западу конфуцианская одержимость ритуа- лами казалась признаком ограниченности и архаики. На самом же деле она, вероятно, свидетельствует о глубоком понимании
Конфуцием человеческой природы, которая подвластна времени.
Вряд ли можно считать совпадением, что конфуцианские куль- туры — Китай, а также соседние Корея, Вьетнам и Япония — создали чрезвычайно долговечные социальные и политические структуры. Если вы хотите узнать правду жизни, то обряды и ритуалы будут огромным препятствием. Но если вы, как Кон- фуций, заинтересованы в социальной стабильности и гармонии, то правда станет тяжким бременем, а обряды и ритуалы будут вашими верными союзниками.

338 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
В XXI веке это справедливо не меньше, чем в Древнем Китае.
«Фокусы-покусы» живут и процветают и в нашем индустриаль- ном мире. В 2018 году для многих людей две скрепленные гвоз- дями деревянные палочки — это Бог, цветной плакат на стене —
Революция, а кусок ткани, развевающийся на ветру, — Нация.
Невозможно увидеть или услышать Францию, потому что она существует только в нашем воображении, но можно увидеть три- колор и услышать «Марсельезу». Размахивая разноцветным фла- гом и распевая гимн, вы превращаете абстрактную страну из аб- страктной истории в осязаемую реальность.
Тысячи лет назад верующие индусы приносили в жертву бес- ценных коней, а ныне не жалеют денег на пошив флагов. Госу- дарственный флаг Индии называется «тиранга» (в буквальном переводе «триколор»), поскольку состоит из трех полос: шафра- новой, белой и зеленой. Закон об индийском флаге 2002 года гла- сит, что флаг «символизирует надежды и чаяния народа Индии.
Это символ нашей национальной гордости. За последние пять десятилетий ряд людей, включая военнослужащих, отдали свои жизни, чтобы флаг развевался во всем своем величии»
9
. Затем в законе приводятся слова Сарвепалли Радхакришнана, второго президента Индии, который объяснял:
Цвет шафрана служит признаком самоотречения и бескоры- стия. Наши вожди должны забыть о материальных интересах и целиком посвятить себя работе. Белый в центре флага — это свет, путь истины, по которому мы должны идти. Зеленый по- казывает нашу связь с землей, нашу связь с растениями, от ко- торых зависит вся остальная жизнь. Колесо Ашоки в центре белого поля — это колесо закона дхармы. Правдивость, или сатья, дхарма, или достоинство, должны быть руководящими принципами всех, кто трудится под этим флагом
10

339
СМЫСЛ
В 2017 году националистическое правительство Индии уста- новило на индо-пакистанской границе один из самых больших в мире флагов — жест, призванный вызвать со стороны Пакистана вовсе не дружеские чувства, а зависть. «Тирангу» длиной 36 мет- ров и шириной 24 метра прикрепили к 110-метровому флагшто- ку (что сказал бы об этом Фрейд?). Флаг виден даже из пакистан- ского города Лахор. К сожалению, сильные ветры рвут флаг на части, и национальную гордость приходится все время латать, что недешево обходится индийским налогоплательщикам
11
Почему индийское правительство тратит свои ограниченные ресурсы на пошив гигантских флагов, а не на строительство ка- нализации в трущобах Дели? Потому что флаг, в отличие от ка- нализации, делает Индию реальной.
На самом деле сама дороговизна флага повышает эффектив- ность ритуала. Из всех ритуалов самый сильнодействующий — жертвоприношение, потому что самое сильное чувство в мире — это страдание. Его невозможно игнорировать, в нем невозможно сомневаться. Если вы хотите, чтобы люди по-настоящему по- верили в тот или иной вымысел, уговорите их принести это- му вымыслу жертву. Страданий ради какой-то истории обычно достаточно, чтобы убедить человека в ее реальности. Если вы поститесь, потому что так велел Бог, ощутимое чувство голода делает Бога более реальным, чем любая статуя или икона. Если вы лишитесь ног, сражаясь за родину, ваши культи и инвалид- ное кресло сделают вашу страну более реальной, чем любое сти- хотворение или гимн. Спустимся на бытовой уровень: покупая вместо высококачественной итальянской пасты отечественные макароны, вы ежедневно приносите маленькую жертву, которая делает вашу страну реальной даже в супермаркете.
Конечно, здесь есть логический изъян. Если вы страдаете во имя веры в Бога или страну, это не доказывает, что ваша вера истинна. Может, вы просто расплачиваетесь за легковерие? Од- нако большинство людей не любят признавать себя дураками.

340 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
Поэтому чем больше они жертвуют во имя веры, тем сильнее становится их вера. Такова загадочная алхимия жертвоприноше- ния. Чтобы получить власть над нами, священнику даже не нуж- но ничего нам давать — ни дождя, ни денег, ни победы в войне.
Наоборот: он должен что-то забрать. Как только он убедит нас принести болезненную жертву, мы попались.
Этот принцип работает и в мире коммерции. Если вы купите подержанный «фиат» за 2000 долларов, то, скорее всего, будете жаловаться на машину всем подряд. Но купив новенький «фер- рари» за 200 тысяч долларов, вы будете расхваливать его всем и каждому — не потому, что это такой хороший автомобиль, а по- тому, что, расставшись с такой суммой, вы обязаны верить, что приобрели самую замечательную вещь в мире. В том, что каса- ется любовных отношений, каждый Ромео или Вертер знает: без жертвы не бывает настоящей любви. Жертва — это не только средство убедить возлюбленного в серьезности своих намерений, но и способ убедить себя, что вы действительно влюблены. Как вы думаете, почему некоторые женщины просят у возлюблен- ных кольцо с бриллиантом? После такой огромной финансовой жертвы он обязан убедить себя, что оно того стоило.
Самопожертвование чрезвычайно убедительно воздействует не только на самих мучеников, но и на сторонних наблюдателей.
Немного найдется богов, стран или революций, которые могут существовать без мучеников. Если вы осмелитесь подвергнуть сомнению божественную драму, националистический миф или революционную сагу, на вас тут же набросятся с обвинениями:
«Но за это отдали жизнь святые мученики! Хотите сказать, что их смерть была напрасной? Думаете, все эти герои — глупцы?»
Для мусульман-шиитов космическая драма достигла кульми- нации в день Ашуры, десятый день месяца мухаррам, 61-го го- да хиджры (10 октября 680 года по христианскому календарю).
В этот день в иракском городе Кербела воины халифа Язида уби- ли Хусейна ибн Али, внука пророка Мухаммеда, и небольшую

341
СМЫСЛ
группу его сторонников. Для шиитов мученичество Хусейна ста- ло символом вечной борьбы добра со злом, угнетенных против угнетателей. Подобно христианам, которые постоянно воспро- изводят драму распятия и имитируют страдания Христа, шииты воспроизводят драму Ашуры и имитируют страдания Хусейна.
Миллионы шиитов ежегодно собираются у святилища в Кербе- ле, установленного на месте мучений Хусейна, и в день Ашуры шииты всего мира проводят траурные церемонии, причем неко- торые бичуют себя цепями и режут ножом.
Однако значение Ашуры не ограничивается одним местом и одним днем. Аятолла Рухолла Хомейни и многие другие лидеры шиитов постоянно повторяли своим последователям, что «каж- дый день — Ашура, и каждое место — Кербела»
12
. Таким образом, мученическая смерть Хусейна в Кербеле придает смысл каждому событию, в любое время и в любом месте, и даже самые обыч- ные дела должны восприниматься как вклад в великую косми- ческую битву добра со злом. Если вы осмелитесь усомниться в этой истории, вам тут же напомнят о Кербеле — скепсис по по- воду Хусейна или насмешка над ним будут расценены как самое тяжкое оскорбление.
Если же мучеников мало и люди не желают жертвовать со- бой, священник может заставить их пожертвовать кем-то дру- гим. Можно принести человеческую жертву мстительному богу
Баалу, сжечь на костре еретика во славу Христа, казнить невер- ных жен, потому что так повелел Аллах, или отправить клас- совых врагов в ГУЛАГ. После этого тоже начинает действовать магия жертвоприношения, но уже другая. Когда во имя той или иной истории вы причиняете страдания себе, у вас есть выбор: либо эта история правдива, либо вы легковерный глупец. Когда же вы причиняете страдания другим людям, выбор у вас дру- гой: либо эта история правдива, либо вы жестокий злодей. Мы не хотим признавать себя ни глупцами, ни злодеями, а потому предпочитаем верить в правдивость истории.

342 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
В марте 1839 года в иранском городе Мешхеде еврейской жен- щине, страдавшей от какой-то болезни, местный знахарь-шарла- тан сказал, что она исцелится, если убьет собаку и омоет руки ее кровью. Шииты считают Мешхед священным городом, и по слу- чайному совпадению женщина решилась на неприятную проце- дуру в священный день Ашуры. Ее заметили несколько шиитов, которые подумали (или заявили, что подумали), что женщина убила собаку в насмешку над мучениками Кербелы. Слухи о не- мыслимом святотатстве быстро разнеслись по улицам Мешхеда.
Разъяренная толпа, подстрекаемая местным имамом, ворвалась в еврейский квартал; шииты сожгли синагогу и убили 36 евре- ев. Всем выжившим евреям Мешхеда был предложен нелегкий выбор: немедленно принять ислам или распрощаться с жизнью.
Этот мрачный эпизод в истории города нисколько не испортил репутацию Мешхеда как «духовной столицы Ирана»
13
Размышляя о человеческих жертвах, мы обычно вспомина- ем отвратительные ритуалы ханаанских или ацтекских храмов и часто говорим, что монотеизм положил конец этой ужасной практике. На самом деле монотеизм практиковал гораздо более масштабные человеческие жертвы, чем большинство политеи- стических культов. Христианство и ислам убили больше людей во имя Бога, чем те, кто поклонялся Баалу или Уицилопочтли.
Когда испанцы запретили человеческие жертвоприношения бо- гам ацтеков и инков, в их родной Испании инквизиция сжигала еретиков целыми повозками.
Форма и масштаб жертвоприношений могут быть самыми разными. Это не всегда размахивающие ножами жрецы или кро- вавые погромы. Иудаизм, например, запрещает работать и путе- шествовать в священный день отдыха — Шаббат (в буквальном переводе «покоиться» или «отдыхать»). Шаббат начинается с за- ходом солнца в пятницу и длится до захода солнца в субботу; в этот день ортодоксальные иудеи воздерживаются от любой ра- боты — им нельзя даже отрывать туалетную бумагу. (По этому

343
СМЫСЛ
поводу среди ученых раввинов разгорелась дискуссия, и в итоге они решили, что отрывание туалетной бумаги нарушит запрет на работу в Шаббат, так что благочестивый еврей, желающий под- тереть свой зад в священный день, должен заранее приготовить пачку оторванных листков)
14
В Израиле религиозные евреи нередко пытаются заставить со- блюдать эти запреты прочих граждан, включая атеистов. Орто- доксальные партии обладают весом в израильской политике и за долгие годы сумели провести множество законов, запрещающих в Шаббат многие виды деятельности. Они не смогли объявить вне закона использование личных автомобилей, но успешно ог- раничили работу общественного транспорта. Такая общенаци- ональная религиозная жертва больно бьет в первую очередь по самым слабым слоям общества, особенно если учесть, что суб- бота — единственный день недели, когда наемные работники могут путешествовать, навещать родственников и друзей, по- сещать туристические достопримечательности. Богатая бабуш- ка может сесть за руль новенькой машины и поехать к внукам в другой город, а бедная лишена такой возможности, потому что в субботу не ходят ни поезда, ни автобусы.
Создавая подобные трудности сотням тысяч граждан, рели- гиозные партии доказывают и укрепляют свою непоколебимую веру в иудаизм. Никто не проливает кровь, но в жертву прино- сится благополучие многих людей. Если иудаизм — всего лишь выдуманная история, то жестоко и бессердечно лишать бабушку возможности повидаться с внуками, а бедного студента — удо- вольствия позагорать на пляже. Но такими действиями рели- гиозные партии сообщают всем и самим себе, что они действи- тельно верят в эту историю. Думаете, им нравится без всяких причин доставлять людям неудобства?
Жертвоприношение не только укрепляет веру в ту или иную историю, но зачастую заменяет все прочие обязательства по от- ношению к ней. Большинство великих историй человечества

344 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
описывают идеал, достижение которого невозможно. Сколько христиан буквально соблюдают десять заповедей, не лгут и не желают чужого? Сколько буддистов смогли избавиться от сво- его эго? Сколько социалистов работают с полной отдачей, а бе- рут лишь то, что им действительно необходимо?
Невозможность достичь идеала заставляет людей прибегать к жертвоприношению. Индуист может уклоняться от уплаты на- логов, время от времени пользоваться услугами проститутки и не заботиться о престарелых родителях, но он убедит себя в сво- ем благочестии тем, что поддержал разрушение мечети Бабри в Айодхье и пожертвовал деньги на строительство на ее месте индуистского храма. И в древности, и в XXI веке поиски смысла часто заканчиваются чередой жертв.
ПОРТФЕЛЬ ИдЕНТИЧНОСТЕЙ
Древние египтяне, жители Ханаана и греки страховали свои жер- твоприношения. У них было много богов, и если один оказывал- ся не в состоянии им помочь, они надеялись, что на выручку при- дет другой. Поэтому утром они приносили жертву богу солнца, днем — богине земли, а вечером — многочисленным духам и демонам. С тех пор мало что изменилось. Все истории и боги, в которых сегодня верят люди, — Иегова, Мамона, Нация или
Революция — несовершенны и полны лакун и противоречий.
Поэтому люди редко верят только в одну историю. Они пред- почитают собрать «инвестиционный портфель» из нескольких историй и нескольких идентичностей и при необходимости пе- реключаются с одной на другую. Такой когнитивный диссонанс характерен почти для всех сообществ и движений.
Возьмем, например, типичного сторонника «Движения чаепи- тия», который каким-то образом соединяет пылкую веру в Христа с решительным неодобрением социальной политики правительст- ва и твердой поддержкой Национальной стрелковой ассоциации.

345
СМЫСЛ
Но ведь Иисус призывал помогать бедным, а не вооружаться до зубов! Эти взгляды могут казаться несовместимыми, но у челове- ка в голове много отделений и «ящичков», и некоторые нейроны просто не общаются друг с другом. Точно так же вы найдете мно- жество сторонников Бенни Сандерса, которые вроде бы верят в какую-то будущую революцию, но при этом верят и в то, что сле- дует разумно инвестировать деньги. Они с легкостью переключа- ются с разговора о распределении богатства в мире на дискуссию о прибыльности своих вложений на Уолл-стрит.
Трудно найти человека, у которого только одна идентичность.
Никто не может сказать, что он только мусульманин, только ита- льянец или только капиталист. Но время от времени появляет- ся очередная фанатичная доктрина, призывающая людей верить только в одну историю и обладать только одной идентичностью.
В прошлом самой фанатичной из таких доктрин был фашизм.
Фашисты настаивали, что люди не должны верить ни в какую историю, кроме националистической, и не должны иметь ника- кой идентичности, кроме национальности. Но не все национали- сты являются фашистами. Большинство твердо верят в историю своей нации и подчеркивают ее уникальные достоинства, а также свои уникальные обязательства по отношению к ней, но в то же время признают, что мир гораздо шире и разнообразнее. Я могу быть верноподданным итальянцем с особыми обязательствами в отношении Италии, но не считать эту свою роль единствен- ной. Я могу также быть социалистом, католиком, мужем, отцом, ученым и вегетарианцем, и каждая из этих ролей предполагает дополнительные обязательства. Иногда разные роли тянут меня в разные стороны, а обязательства противоречат друг другу. Но кто сказал, что жизнь — это легко?
Национализм превращается в фашизм, когда хочет сделать жизнь слишком простой, отрицая все прочие идентичности и обязательства. В последнее время происходит серьезная пу- таница с точным значением слова «фашизм». Люди называют

346 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
фашистом всякого, кто им не нравится. Есть опасность, что этот термин станет просто универсальным оскорблением. Что же он на самом деле значит? В двух словах его можно объяснить так: если национализм утверждает, что моя нация уникальна и что у меня есть по отношению к ней особые обязательства, то фашизм гласит, что моя нация лучше всех и что мои обязательства перед ней безраздельны. Вне зависимости от обстоятельств я не дол- жен ставить личные или групповые интересы выше интересов своей нации. Даже если моя нация готова ради сомнительной выгоды причинить страдания миллионам людей в далеких зем- лях, я должен без колебаний поддержать ее. В противном слу- чае я буду жалким предателем. Если моя нация требует, чтобы я убил миллионы людей, я должен убить миллионы. Если моя нация требует, чтобы я предал истину и красоту, я предам исти- ну и красоту.
Как фашист оценивает искусство? Как фашист определяет, хорош фильм или плох? Очень просто. Есть только один крите- рий: если фильм служит интересам нации, это хороший фильм; если фильм не служит интересам нации, это плохой фильм. А как фашист решает, чему учить детей в школе? С помощью того же критерия. Учить детей нужно тому, что служит интересам нации; истина не имеет значения
15
Поклонение нации очень привлекательно — и не только по- тому, что упрощает многие трудные дилеммы. Люди приходят к убеждению, что принадлежат к самой важной и прекрасной общности на земле — нации. Ужасы Второй мировой войны и холокоста указывают на губительные последствия такой логики.
Рассказывая о грехах фашизма, многие, к сожалению, забывают о другой стороне медали, изображая фашизм отвратительным монстром, но не объясняя его привлекательности. Вот почему некоторые исповедуют фашистские взгляды, не осознавая этого.
Человек думает: «Меня учили, что фашизм отвратителен, а я, гля- дя в зеркало, вижу кого-то красивого. Я не могу быть фашистом».

347
СМЫСЛ
Подобную ошибку совершают создатели голливудских филь- мов, изображая «плохих парней» — Волан-де-Морта, Саурона,
Дарта Вейдера — мерзкими и противными. Жестокие и злобные, они не щадят даже своих преданных сторонников. Для меня все- гда оставалось загадкой, почему кто-то хочет служить такому отвратительному ублюдку, как Волан-де-Морт.
Беда в том, что в реальной жизни зло не обязательно уродли- во. Оно может выглядеть очень красивым. В христианстве это понимают лучше, чем в Голливуде, и поэтому обычно изобра- жают Сатану неотразимым красавцем. Вот почему так трудно устоять перед соблазном. Противостоять искушениям фашиз- ма ничуть не легче. Глядя в зеркало фашизма, вы не видите в от- ражении ничего уродливого. В 1930-х годах в этом зеркале нем- цы видели Германию самой прекрасной на земле. Если сегодня русские поставят перед собой такое зеркало, то увидят Россию самой прекрасной на земле. А израильтяне в зеркале фашизма увидят Израиль самым прекрасным на земле. А потом им захо- чется раствориться в этом прекрасном коллективном чувстве.
Слово «фашизм» происходит от латинского слова fascis — «пу- чок прутьев». Казалось бы, это не слишком привлекательный символ для одной из самых жестоких и опасных идеологий в ми- ровой истории. Но у него есть глубокий и зловещий смысл. Один прутик очень тонок, и его легко переломить пополам. Но если вы свяжете несколько прутьев в пучок, сломать их будет практиче- ски невозможно. Подразумевается, что отдельный человек слаб, но в коллективе люди обретают огромную силу
16
. Фашисты ста- вят интересы коллектива выше интересов отдельного человека, и требуют, чтобы ни один прутик не отделялся от пучка.
Разумеется, невозможно точно определить, где заканчивает- ся один человеческий «пучок» и начинается другой. Почему я должен считать Италию пучком прутьев, к которому я принад- лежу? Почему не свою семью, не город Флоренцию, не провин- цию Тоскана, не Европу и не все человечество? Более умеренные

348 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
формы национализма допускают, что у меня могут быть обяза- тельства перед семьей, Флоренцией, Европой и всем человече- ством — в дополнение к особым обязательствам в отношении
Италии. Итальянские фашисты потребуют абсолютной предан- ности исключительно Италии.
Несмотря на все усилия Муссолини и его фашистской пар- тии, большинство итальянцев довольно прохладно отнеслись к идее поставить Италию выше famiglia — семьи. В Германии на- цистская пропаганда добилась гораздо большего, но даже Гитле- ру не удалось заставить людей забыть об альтернативных исто- риях. В самые мрачные периоды нацистского правления люди всегда хранили запасные истории в дополнение к официальной.
Это стало ясно в 1945 году. Логично было бы предположить, что после 12 лет промывки мозгов нацистами многие немцы окажут- ся абсолютно неспособными найти смысл в послевоенной жиз- ни. Они вложили всю веру в одну грандиозную историю, и что им было делать, когда эта история потерпела крах? Тем не менее большинство немцев очень быстро оправились от потрясения.
Где-то в глубинах сознания они сохраняли и другие истории о нашем мире, и как только Гитлер пустил себе пулю в голову, гра- ждане Берлина, Гамбурга и Мюнхена переключились на новые роли и нашли новый смысл жизни.
Да, около 20% нацистских гауляйтеров (руководителей реги- ональных отделений партии) и 10% генералов покончили жизнь самоубийством
17
. Но это значит, что 80% гауляйтеров и 90% ге- нералов были готовы принять новую жизнь. Подавляющее боль- шинство влиятельных нацистов и даже членов СС не сошли с ума и не наложили на себя руки. Они стали мирными фермера- ми, учителями, врачами и страховыми агентами.
На самом деле даже самоубийство не может служить доказа- тельством абсолютной верности какой-то одной истории. 13 но- ября 2015 года «Исламское государство» организовало в Пари- же несколько атак смертников, в результате которых погибли

349
СМЫСЛ
130 человек. Экстремистская группа заявила, что это месть за бомбардировки французской авиацией бойцов «Исламского государства» в Сирии и Ираке, а также предупреждение Фран- ции воздерживаться от подобных действий в будущем
18
. Вместе с тем «Исламское государство» объявило всех мусульман, убитых французской авиацией, мучениками, которым уготовано вечное блаженство в раю.
Здесь что-то не сходится. Если мученики, погибшие от фран- цузских бомб, действительно в раю, почему за них нужно мстить?
За что именно мстить — за то, что людей отправили в рай? Узнав, что ваш любимый брат выиграл миллион долларов в лотерею, начнете ли вы в отместку громить лотерейные киоски? Нужно ли сеять смерть в Париже в отместку за то, что французская ави- ация выдала вашим братьям билеты в рай? Было бы хуже, если бы вам действительно удалось остановить удары французской авиации в Сирии: тогда меньше мусульман попало бы в рай.
Возникает соблазн сделать вывод, что активисты «Исламско- го государства» на самом деле не верят, что мученики попадают в рай. Именно поэтому они злятся, когда их бомбят и убивают.
Но тогда почему некоторые из них надевают «пояс смертника» и с готовностью себя взрывают? По всей вероятности, они од- новременно верят в две противоречащие друг другу истории, не задумываясь об их несовместимости. Как уже отмечалось выше, некоторые нейроны не общаются между собой.
За восемь столетий до того, как французская авиация бомби- ла позиции «Исламского государства» в Сирии и Ираке, другая французская армия вторглась на Ближний Восток — эту кампа- нию впоследствии стали называть Седьмым крестовым походом.
Крестоносцы во главе с королем Людовиком IX рассчитывали завоевать долину Нила и превратить Египет в оплот христиан- ства. Но в сражении при Эль-Мансуре французы были разбиты, и большинство крестоносцев попали в плен. Рыцарь Жан де Жу- анвиль в своих мемуарах писал, что, когда битва была проиграна

350 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
и крестоносцы решили сдаться, один из его людей воскликнул:
«Я не согласен с этим решением. Лучше позволить им убить нас, и тогда мы попадем в рай». Жуанвиль сухо отмечает: «Никто из нас ему не поверил»
19
Жуанвиль не объясняет, почему рыцари отказались умирать.
В конце концов, эти люди покинули свои уютные замки во Фран- ции ради долгого и опасного приключения на Ближнем Восто- ке в основном потому, что верили в спасение души. Но почему в тот момент, когда вечное блаженство в раю было так близко, они предпочли оказаться в плену у мусульман? Вероятно, крестонос- цы искренне верили в спасение души и в рай, но, когда наступил момент истины, предпочли подстраховаться.
СУПЕРМАРКЕТ В ЭЛЬСИНОРЕ
Испокон веков люди верили одновременно в несколько исто- рий и не были абсолютно убеждены в правдивости какой-то од- ной. Эта неопределенность беспокоила многие религии, и по этой причине они считали веру главной добродетелью, а сомнение — одним из тяжких грехов. Как будто верить без доказательств — это по определению хорошо. Но с появлением современной куль- туры возникла обратная ситуация. Вера теперь рассматривается как интеллектуальное рабство, а сомнение считается непремен- ным условием свободы.
Где-то между 1599 и 1602 годами Шекспир написал свою версию
«Короля Льва», известную как «Гамлет». Но в отличие от Симбы,
Гамлет не завершает Круг Жизни. Он не расстается со скепсисом и сомнениями до самого конца, так и не найдя смысл жизни и не ответив на вопрос: быть или не быть. В этом отношении Гамлет ведет себя как прагматичный современный герой. Современность не отвергает изобилие историй, унаследованных от прошлого, а открывает для них супермаркет. Современный человек может по- пробовать все, выбирая и сочетая истории на свой вкус.

351
СМЫСЛ
Некоторым не по душе такая свобода и неопределенность.
Тоталитарные движения, например фашизм, крайне резко от- реагировали на открытие супермаркета сомнительных идей и в требовании абсолютной веры в одну историю превзошли даже традиционные религии. Однако большинство современников полюбили супермаркет. Что делать, если вы не можете понять, в чем смысл жизни и какой истории верить? Поклоняться са- мой возможности выбора. Вы бродите между полками супер- маркета, имея свободу и возможность выбрать все, что поже- лаете, рассматриваете разложенные перед вами товары... И все.
Конец. Титры.
Согласно либеральной мифологии, если стоять в этом гигант- ском супермаркете достаточно долго, то рано или поздно на вас снизойдет либеральная благодать и вы поймете смысл жизни.
Все истории на полках супермаркета — это обман. Смысл жиз- ни не готовый продукт. Божественного сценария не существу- ет, и ничто внешнее не может придать нашей жизни смысл. Это мы придаем всему смысл — своим свободным выбором и свои- ми чувствами.
Один из героев фантастического фильма «Уиллоу», очередной волшебной сказки Джорджа Лукаса, — обычный гном по имени
Уиллоу, который мечтает стать великим волшебником и проник- нуть в тайны бытия. Однажды через деревню гномов проезжа- ет волшебник, который ищет себе ученика. Уиллоу и два других гнома предлагают ему свои услуги, и волшебник подвергает их простому испытанию. Он протягивает правую руку и спрашива- ет голосом магистра Йоды: «В каком пальце власть над миром?»
Каждый из трех гномов выбирает палец, но все они ошибаются.
Тем не менее волшебник что-то углядел в Уиллоу и спросил его:
«Какая мысль первой пришла тебе в голову, когда я протянул руку?» — «Это было глупо, — смущенно ответил Уиллоу, — но мне захотелось указать на свой палец». — «Ага, — торжеству- юще воскликнул волшебник. — Это и есть правильный ответ!

352 21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА
Тебе не хватает веры в себя». Либеральная мифология не устает повторять этот урок.
Наши пальцы написали Библию, Коран и Веды, а наш разум придал этим историям силу. Вне всякого сомнения, это прекрас- ные истории, но их красота исключительно в глазах смотрящего.
Иерусалим, Мекка, Варанаси и Бодх-Гая — священные места, но таковыми их делают чувства, которые испытывают люди, попа- дая туда. Сама по себе Вселенная — это бессмысленное нагро- мождение атомов. В ней нет ничего красивого, священного или сексуального; все это порождение наших чувств. Только челове- ческие чувства делают красное яблоко соблазнительным, а фека- лии — мерзкими. Уберите человеческие чувства — и останется лишь совокупность молекул.
Мы надеемся найти смысл, встроившись в некую готовую историю о Вселенной, но согласно либеральной интерпретации мира, истина как раз в обратном. Вселенная не открывает мне смысл. Это
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   24


написать администратору сайта