Главная страница
Навигация по странице:

  • Сделайте вывод. КАРТОЧКА № 32 Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него

  • Для этого подумайте и поразмыслите

  • 3. Сделайте вывод. 2. Работа с классом

  • (Натуральное хозяйство

  • Товарное хозяйство

  • Задача для учащихся

  • (или сообщение учащегося)

  • Урок Как работать с учебником


    Скачать 2.26 Mb.
    НазваниеУрок Как работать с учебником
    Дата09.04.2022
    Размер2.26 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаpourochnye_plany_po_obshchestvoznaniyu_7_kl(3).doc
    ТипУрок
    #457247
    страница17 из 30
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   30

    Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

    • Каковы особенности товарного хозяйства?

      1. Для этого подумайте и поразмыслите:

    • Почему натуральное хозяйство тормозит экономическое развитие страны?

    • Что такое товарное хозяйство?

    • Приведите примеры специализации людей в определенных видах деятельности.

    • Какие цели решает экономика?

    • Что такое товар? Что такое услуга?

    • Какие изменения происходят в процессе производства товаров?

    • В чем преимущество товарного хозяйства над натуральным?

    1. Сделайте вывод.

    КАРТОЧКА № 32

      1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

    • Что связывает основных участников экономики?

      1. Для этого подумайте и поразмыслите:

    • Кто главные действующие лица экономики?

    • Как определить, какую роль играет человек в экономике?

    • Может ли человек быть и производителем, и потребителем? До­кажите примерами.

    • Чем отличается роль производителя от роли потребителя?

    • Что такое прибыль?

    • Какие интересы преследует в своей деятельности производитель?

    • К чему стремится в повседневной жизни потребитель?

    • Почему существует взаимная зависимость производителя и потре­бителя?

    • Каковы результаты разумного поведения основных участников экономики?

    3. Сделайте вывод.

    2. Работа с классом (на выбор учителя)

    ВАРИАНТ А. Проверка выполнения домашнего задания в тетради

    ВАРИАНТ Б. Работа с дополнительным материалом

    • Прочитайте.

    Предприимчивые жители1

    Венеция была построена на воде, потому что она была городом бегле­цов. Когда-то, во времена падения Рима, уцелевшие жители прибрежных городов бежали от меча варваров на расположенный посреди лагуны ост­ровок Риальто. Там, на острове, были лишь заросшие тростником болота и песчаные пляжи, и, чтобы прокормиться, беглецы выпаривали из морской воды соль. На своих рыбачьих лодках они ездили вдоль берегов Адриатики и меняли соль на хлеб. Постепенно на острове вырос поселок - сотня дере­вянных домов на сваях и маленькая церковь, где священник крестил детей. Константинопольские власти прислали сюда правителя, который громко назывался герцогом, «дукой» - островитяне произносили это слово как дож. Потом императоры бросили далекий остров на произвол судьбы, и дож стал выбираться на сходке местных жителей. Время шло, торговля солью давала неплохие доходы, и разбогатевшие купцы стали строить морские корабли, плавать в Константинополь и закупать товары цивилизованного Востока - шелк, стекло, пряности. На Адриатическом берегу тюки с заморским товаром навьючивали на лошадей, и караваны уходили на север, через суровые альпийские перевалы - в Германию и Галлию. Знатные варвары из северных стран любили наряжать в шелка своих жен и любовниц - и купцы богатели; вскоре они стали отправлять на восток целые флотилии кораблей. Чтобы охранять эти флотилии, островитяне создали военный флот: они воскресили забытые римские образцы и стали строить галеры времен Августа; на этих быстроходных судах было по 150 гребцов и 20-30 солдат. Потом купцы по­пробовали освоить производство шелка и стекла на месте; они пригласили греческих мастеров и построили мастерские - рыбацкий поселок постепенно превратился в город ремесленников и купцов.

    • Какой способ ведения хозяйства существовал в Венеции? (В Венеции господствовал не натуральный, а товарный тип ведения хозяйства. С самого образования Венеции население жило за счет ремесла и торговли.)

    ВАРИАНТ В. Фронтальный опрос

    • Каковы признаки натурального хозяйства? (Замкнутость, ограниченность, традиционность и разобщенность произ­водства, рутинная техника и медленные темпы развития.)

    • Какие экономические продукты создает производитель? (Производитель создает и продает товары и услуги.)

    • Что является главной целью предпринимателя? (Главной целью предпринимателя является получение прибыли.)

    • Какие показатели необходимо знать, чтобы найти прибыль предприятия? (Необходимо знать расходы, затраты про­изводства и выручку, доходы предприятия. Разница между ними составит прибыль.)

    • Чем руководствуется потребитель, совершая покупки в ма­газине? (Делая покупки, потребитель руководствуется эмо­циональными и рациональными мотивами.)

    • Каковы признаки рационального решения? (Признаками рационального решения покупателя являются качество, экономия.)

    • Какие подсказки делает потребитель производителю своими покупками? (Своими приобретениями потребитель под­сказывает производителю что, сколько и какого качества производить.)

    ВАРИАНТ Г

    • Что из перечисленного относится к натуральному, а что к то­варному типу хозяйствования?

    • традиционные способы производства;

    • производство на продажу;

    • использование простейших орудий труда;

    • производство для собственного потребления;

    • стремление к расширению ассортимента производимого. (Натуральное хозяйство - традиционное хозяйство, ис­пользование простейших орудий труда, производство для собственного потребления. Товарное хозяйство-производ­ство на продажу, стремление к расширению ассортимента производимого.)

    3. Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 31 и 32, отзывы одноклассников

    III. Изучение новой темы

    План

      1. Дело мастера боится.

      2. Из чего складывается мастерство работника.

    Задача для учащихся: выяснить, почему труд мастера вызыва­ет заслуженное уважение; каждый ли может стать профессионалом в своем деле.

    1. Рассказ учителя о мастерах прошлого1 (или сообщение учащегося)

    Давайте вспомним обиходные вещи XVII в. Вы их наверняка видели в музеях и книгах: резную и расписную деревянную посуду, ткани, женские украшения, прялки, мебель, книги, обувь, детские зыбки, сани, игрушки, чернильницы, вальки, пряничные доски... Ведь все это по характеру та­кое же сказочное и бесконечно отрадное, как русские церкви и русская иконопись.

    В одном только Великом Устюге, помимо камнездателей и живо­писцев, в те времена трудились еще и великолепные ценные мастера - гончары, изготовлявшие кроме всего прочего рельефные многоцветные поливные изразцы, которые по сей день числятся среди самых лучших в России. Были мастера финифтяного дела, и устюжская финифть (эмаль) отличалась большим художественным своеобразием: белой эма­лью с орнаментом синего, зеленого и других цветов здесь покрывали изделия из красной меди, а поверх украшали их еще серебряными или золотыми накладками - спекали эмаль с накладками... Нигде на Руси не было такого красивого, как здесь, просечного железа, то есть укра­шенного узорами способом просечки. Этим железом оковывались лар­цы, шкатулки, сундучки, укладки-подголовники, и популярностью они пользовались столь огромной, что в большом количестве вывозились и за границу... А чуть позже Великий Устюг был славен и так называе­мым морозом по жести - фантастическими радужно-перламутровыми узорами, которые наносились на железо каким-то хитрым секретным способом. Такой жестью обивались разные деревянные изделия, и купцы из Турции, например, из Персии и Китая буквально гонялись за ними! Здесь же, в Великом Устюге, родилась знаменитая, процветающая и по­ныне северная чернь - украшение серебряных изделий по-особому за­черненными гравированными рисунками. Лучше этой черни в России не бывало... И лучшая прорезная береста отсюда. Только ее называют шемогодской - по названию пригородного села и волости, где в основ­ном жили мастера-берестянщики... И было еще устюжское золотое ши­тье... Устюжская филигрань... Резьба по дереву, в том числе и очень интересная деревянная скульптура... Были великолепные чеканщики, кузнецы...

    А между тем жилых домов в Великом Устюге в XVII в. насчитывалась всего одна тысяча. Всего одна тысяча! И большинство жителей, как вы помните, занимались торговлей и связанными с ней делами: землепроход- ством, извозом, освоением новых рынков, хранением товаров, их обработ­кой. Известно также, что только за период с 1660-го по 1670 г. в Москву, в Оружейную палату, на живописные работы «про царский обиход» из Ус­тюга вызывались более 25 художников, и среди них такой именитый, как Федор Евтихиев Зубов. Он стал царским жалованным иконописцем, то есть получал от государя постоянное жалованье (от 6 до 12 руб. в год), работал вместе с Симоном Ушаковым и, кроме икон и монументальной фресковой живописи, занимался еще книжной иллюстрацией, расписы­вал царскую мебель, повозки - тогда это было в порядке вещей. Кстати, сыновья Федора Зубова - Алексей и Иван - стали в Петровские времена самыми крупными русскими граверами.

    И еще, как вы помните, в Устюге были великолепные камнездатели. И на­верняка не три, не пять: пять или десять разве бы столько понастроили!

    Но что же тогда получается?

    Получается, что в Великом Устюге в общей сложности жили тогда не более 400-500 мастеров, и чуть ли не каждый из них был подлинным виртуозом в своем деле, был талантлив.

    И подобное наблюдается не только здесь, но и в Москве, в Ярославле, в Ростове, Нижнем Новгороде, Вологде - по всей Руси.

        1. Беседа по вопросам

    • Соответствует ли название темы «Золотые руки работника» рассказу? (Мастера создавали предметы, спрос на кото­рые подтверждает их величайшее мастерство: «купцы из Турции, например, из Персии и Китая буквально гонялись за ними!».)

    • Чем прославились ремесленники Великого Устюга? (Здесь работали мастера — камнездатели и живописцы, гончары и мастера финифтяного дела, берестянщики, кузнецы, че­канщики, мастера филиграни и золотого шитья, граверы.)

        1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

    (с. 99-100)

    • Чем должен овладеть человек, чтобы стать мастером своего дела? (Необходимо овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками, личным опытом, постоянно учиться и самосовершенствоваться.)

        1. Выполнение практической работы

    • Соотнесите, какие из перечисленных профессий относятся к высококвалифицированному труду, а какие к малоквали­фицированному? Дополните список своими примерами: врач, инженер, дворник, грузчик, системный администра­тор, официант. (Высококвалифицированный труд - врач, инженер, системный администратор. Малоквалифициро­ванный - дворник, грузчик, официант.)

    • Сделайте вывод, почему в современном обществе растет спрос на высококвалифицированный труд. (Вывод. В со­временном обществе растет спрос на высококвалифициро­ванный труд, поскольку растет уровень компьютеризации производства, появляются новые отрасли и новые специаль­ности, развивается робототехника и автоматизация.)

    IV. Закрепление изученного на уроке

    • Кого можно назвать мастером своего дела?

    • Что такое производительность труда?

    • Как человек становится профессионалом в своем деле?

    • Почему существует различие в квалификации труда?

    • Приведите пример умственного и физического труда.

    • Какие профессии теряют актуальность в современном об­ществе? Почему?

    V. Подведение итогов урока

    • Почему труд мастера вызывает заслуженное уважение?

    • Каждый ли может стать профессионалом в своем деле? Домашнее задание

    1. Прочитать § 9 (с. 96-100 учебника).

    2. Подготовить устный ответ на вопросы:

    • Почему возникло выражение «дело мастера боится»?

    • Какие качества работника ценятся в современном обществе?

    1. Выполнить в тетради задания 1, 3 на с. 106 учебника.

    Дополнительный материал1

    О вятской глиняной игрушке начали писать еще полтора века назад. Вернее, не столько о ней, сколько о здешнем празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже - Свистуньей. На нем народ, как видно из самих слов, сначала и свистел и плясал, а потом только свистел в разные свистульки, изготовленные из дерева, жести и глины. То есть свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Глиняные свистульки делали в Дымкове: свистульки-уточки, свистульки-барашки, кони, козлы.

    Глиняная игрушка в России почти повсеместно была свистулькой - и орловская, и курская, и скопинская, и жбанниковская, и вырковская, и липецкая, и абашевская.

    Перед веселой же частью праздника была у Свистуньи некогда и дру­гая, первая часть: утром в тот день поминали усопших, служили молебны. Но в XIX в. поминовение становилось все короче, а гульба все длиннее, захватывая и следующий день, иногда даже и третий.

    Когда же праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили в окна, между рамами. Представьте себе: долгие осенние непогоды или сугробы по колено, а изба вам всеми тремя-четырьмя оконцами малиново- оранжево улыбается, золотом веселит, переливается - приветствует!

    В Вятке и в слободе почти в каждом окне держали эти игрушки...

    А потом, по рассказам, объявился в городе в конце прошлого века некий скульптор Адт, якобы из ссыльных поляков, и надоумил дымков- чан попробовать отливать разные фигурки из гипса. Сделай с модного фарфорового или фаянсового образца форму и лей сколько хочешь, а потом раскрашивай масляными красками. И легче, и проще, и быстрее, чем лепить из глины. Попробовали. Заработки подскочили в несколько раз. И земство поддержало, потому что и бюсты государя императора очень изящные получались, и Венеры с красивых образцов, и пастушки всякие, и олени, и фрукты на тарелках. Выкрашенные масляной краской, они великолепно блестели и год, и десять, их можно было протирать мокрыми тряпками - куда уж практичней. И главное - не надо ничего придумывать, фантазировать, не надо было месить, мять и крутить эту сырую жирную глину. Скульпторы-творцы один за другим превращались в бездушных ремеспенников-отливальщиков и красильщиков.

    Дело дошло до того, что в 1910-е гг. во всей большой слободе неповто­римую глиняную игрушку лепила лишь одна Анна Афанасьевна Мезрина - сухонькая некрасивая старушка, жившая с двумя дочерьми в крохотной покосившейся избенке - бывшей бане богатея Караваева, которую он отдал ей «из милости».

    Родилась Анна Афанасьевна там же, в слободе, в 1853 г. Ее отец, Афанасий Липатович Никулин, был кузнецом, мать, Дарья Константиновна, лепила игрушки. И бабушка лепила, и прабабушка, и прапрабабушка. «У нас семья-то неграмотная была, - вспоминала Мезрина. - Меня семи лет мамка посадила игрушку лепить... Подошел срок и вышла замуж, стала писаться по мужу Ивану Ивановичу Мезрину крестьянкой Вятского уезда Якимовагинской волости, хотя никогда в этой волости не бывала. Вообще, кроме Вятки, никуда из слободы не выезжала целых 80 лет».

    Муж сначала тянул канат на перевозе, затем, надорвавшись, шил дет­скую обувь, но заработка его хватало только на новый материал. И Анна Афанасьевна с семи лет как сидела с утра до вечера с комом глины на до­щечке, лежавшей на коленях, или с самодельными мочальными кисточка­ми в окружении разноцветных баночек, так и продолжала сидеть - в 20, в 30 и в 40 лет. День за днем все на одном и том же месте, сначала в ро­дительском доме, а потом в этом караваевском флигельке. На большее не наработали. Муж хворал, рождались дети, но «господь смилостивился» и двух сыночков прибрал еще маленькими... Потом и мужа. И осталась она с дочерьми одна и все так же сидела с дощечкой или с кистями от света до света, а нередко и «огоньку прихватывала». Всего 30 копеек за сот­ню глиняных игрушек платил Караваев. Когда же ей говорили, что даже на окраске гипсов она заработает намного больше, - страшно сердилась и подолгу хмуро молчала. А потом пела:

    А кому песня вынется, Тому и достанется...

    Она очень любила петь.

    Старинных, еще домезринских дымковских игрушек сохранилось очень мало, единицы: глина ведь, да и кому в прежние времена могла прийти мысль беречь их для потомства?! Так вот, эти старинные фигурки совершенно не похожи на ту Дымку, которую мы знаем сегодня. Больше того, они даже и на глиняные-то не очень похожи, скорее, это вольные упрощенные копии с барских фарфоровых и фаянсовых статуэток: ба­рышни в юбках-кринолинах жеманно за ручки держатся, дама в таком же наряде, пелеринке и с зонтиком. Лепка тонкостенная, с мелкой де­тализацией - не по материалу лепка, не по глине, а чтобы, значит, тоже на фарфор-фаянс смахивало. И раскраска весьма сдержанная, всего в два-три блеклых цвета: желтый, да черный, да бледно-синий. И вот ста­вим рядом со старинными мезринские - разница потрясающая!

    Все образы, которые испокон века существуют в русской игрушке, у нее тоже есть: барыни, кормилки, всадники, кони, коровы, козлы, медве­ди, парочки, мужички, собаки, свиньи, петухи, утицы. Но, кроме того, у нее еще полным-полно персонажей, которые вообще ни в одном игрушечном глиняном промысле больше не встречаются: «ученые» медведи, козы, наряженные в сарафаны, мальчишки и скоморохи на козлах и свиньях, играющие собачки, мужички и солдаты с собачками в лодках, девицы у колодцев, водоноски, деревья в огромных цветах, птицы на деревьях, няни с двумя-тремя ребятенками, парочки на скамеечке, балалаечники... Но ведь до Мезриной-то эти персонажи были только в лубках. Да и ее водоноски и нянюшки ведь обязательно в кокошниках и старинных празд­ничных, нарядах. А где это она видела в Дымкове на рубеже и в начале нынешнего века, чтобы девки и бабы ходили за водой и за ребятишка­ми в кокошниках? А вот на широко тогда распространенных лубочных картинках «Вечором красна девица», «Не брани меня, родная» и других женщины изображались именно в таких нарядах. И лубков со сказочно цветущими деревьями было полно, и с похожими лодочниками, со сценами у колодцев и на скамеечках. Наконец, эта контрастная ликующая цветовая гамма: жарко-оранжевые, малиновые, кубовые, ярко-зеленые и желтые на ярко-белом - тоже все как в лубке.

    Нет, прямых заимствований и повторений у Мезриной почти не су­ществует. У нее есть другое: наследование и развитие художественных принципов, созданных лубком, наследование его духа.

    Ход урока 2

      1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

      2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Золотые руки работника»

    1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 33 и 34

    КАРТОЧКА № 33
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   30


    написать администратору сайта