Узнаём о другом предмете
Скачать 6.01 Mb.
|
Как видим, универсальная классификация гласных включает в себя 20 позиций по подъёму и ряду. Многообразие гласных в разных языках объясняется тем, что образование гласных в них, с одной стороны, связано с различной заполненностью классификационных клеточек, а с другой, с тем, что в пределах одной и той же позиции происходит смещение соответственного звука в речевом потоке либо по ряду (влево — вправо или вперёд — назад), либо по подъёму (вверх — вниз). Возьмите даже один и тот же язык и вы обнаружите соответственное смещение того или иного гласного (звукотипа) либо вперёд (рот), либо назад (рок): переднеязычный согласный [т] делает [о] более передним, а заднеязычный [к] — более задним. То же самое мы можем обнаружить и в области подъёма. Так, в слове «ум» звук [у] шире аналогичного звука в слове «ус», что объясняется влиянием последующих согласных [м] и [с]. Однако как в первом примере мы имели дело с одним и тем же звуком [о], а во втором — звуком [у], так в словах «рад», «ряд», «мал», «мял» и т.п. мы имеем дело с одним и тем же звуком [а]. Но в действительности-то они в какой-то мере отличаются друг от друга! Да, но это не отменяет физического сходства между ними, чтобы не считать их за один звуковой тип. В фонетике, таким образом, классифицируют не индивидуальные звуки, а их типы. В предлагаемой классификации гласных оказалось двадцать, т.е. в ней выделено 20 звуковых типов гласных. Эта классификация является универсальной. В конкретных же языках мы имеем дело с её идиоэтнической реализацией. Так, если взять состав гласных звуковых типов в русском языке (и, ы, у, э, о, а), то их место в предлагаемой универсальной классификации можно определить следующими позициями: 1, 4, 8, 11, 15, 19. В своей совокупности они и составят идиоэтническую классификацию русских гласных звукотипов. Во французском же языке оказываются задействованными следующие артикуляционные «клеточки»: 1, 5, 7, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 18, 19. При этом в позициях 10, 14, 16 и 19 имеется два варианта одного звукового типа — чистый и носовой. Но даже и без них очевидно, что французы для создания гласных воспользовались большим числом артикуляционных клеточек. Их язык в большей мере воспользовался в этом случае теми возможностями, которыми располагают наши органы артикуляции, чем русский. Вот почему идиоэтническая классификация французских гласных оказалась многочисленнее подобной классификации в русском языке (6 против 15). Иначе это же можно представить следующим образом: Гласные – тоновые звуки и различаются качеством тона.Различие в качестве тона достигается за счет изменения конфигурации резонатора движениями языка. Язык может двигаться вперед и назад, вверхи вниз. Гласные, которые образуются без передвижения языка вперед или назад, называются гласными среднего ряда; движение языка вперед создает гласные переднего ряда, движение назад создает гласные заднего ряда. Гласные , которые образуются без движения языка вверх, называются гласными нижнего подъема; гласные, образуемые движением языка вверх, называются гласными среднего и верхнего подъема.На основе этихдвух признаков - ряда и подъема – русские гласные можно классифицировать следующим образом:
Однако эта классификация слишком приблизительна и груба, в ней не находят места даже все русские гласные , не говоря уже о гласных звуках всех языков мира. Из множества попыток создать универсальную классификацию гласных представляется наиболее удачной таблица Л.В.Щербы. Дело в том, что реальное движение языка таково, что передвижение вперед или назад является и передвижением вверх; кроме того , язык может двигаться вертикально. Эти три направления движения языка и отражает таблица Л.В. Щербы: верхнепереднее, верхне-заднее и вертикальное: На этих лучах могут быть с любой степенью точности отражены любые гласные звуки любого языка. Форму резонатора могут изменять еще и губы, такие гласные называются огубленными, или лабиализованными; на схеме они помещаются на внешней стороне луча, нелабиализованные - на внутренней стороне. Наконец, резонатором может быть не только ротовая, но и неизменяемая носовая полость; гласные этого тембра называются назальными. Таким образом , артикуляционная классификация гласных звуков включает в себя следующие признаки: 1) степень продвижения вперед или назад (ряд) 2) степень продвижения вверх (подъем) 3) лабиализованность 4) назальность. 27. Артикуляционная характеристика звуков речи. Понятие дополнительной артикуляции. При произнесении звука речи органы речи занимают определенное положение, осуществляют те или иные движения. Работа всех произносительных органов речи, совокупность движений активных органов, которые необходимы для образования отдельного звука, называется артикуляцией звука речи. Можно говорить, например, об артикуляции русского гласного [ы], французского носового гласного [о], польского слитного (аффрикативного) согласного [dz] и т. д. Артикуляция звука речи представляет собой явление сложное. В артикуляции различается три фазы:
Приступ (или экскурсия) — это начальная фаза артикуляции звука речи, при которой органы речи приводятся в положение, необходимое для произнесения данного звука. Например, в начале артикуляции гласного [у] губы размыкаются, округляются и выпячиваются вперед; в начальной фазе артикуляции согласного [в] нижняя губа сближается с верхними зубами и т. д. Выдержка — главная фаза артикуляции звука речи — заключается в прекращении (либо замедлении) движения органов речи. В этот момент произнесения звука струя выдыхаемого воздуха преодолевает преграду, образуемую произносительными органами, в результате чего и возникает звук. Отступ (или метастаз) — это последняя фаза артикуляции звука речи. В данный момент образования звука органы речи приводятся в исходное положение или же принимают положение, необходимое для произнесения следующего звука. Если приступ — это «выход на работу органов речи», то выдержка может рассматриваться как основная их работа по оформлению данного звука, его акустических свойств, а отступ — как «уход речевых органов с работы». Совокупность артикуляций звуков того или иного языка называется артикуляционной базой данного языка. Звуковые системы разных языков различаются как в количественном, так и в качественном отношении. Следовательно, различаются и артикуляционные базы языков. «Строение органов речи у всех людей одинаково, но работают эти органы в процессе речи по-разному». Овладение отдельными артикуляциями (а значит, и артикуляционной базой) неродного языка нередко вызывает значительные трудности. Так, лица, для которых родным языком является русский, испытывают затруднения в овладении артикуляциями носовых гласных французского, польского и других языков, так называемого европейского, или среднего (по твердости/мягкости), согласного [l], мягких согласных [z] и [s] и др. Многие иностранцы с трудом произносят или вообще не в состоянии произнести русский гласный [ы]. Например, в речи француза русское слово быстро обычно звучит как бистро (отсюда французское название небольшого кафе, вернувшееся в русский язык в преобразованном на французский лад виде). Гласные и согласные звуки. Если струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость, не встречая на своем пути никаких препятствий, то произносится гласный звук. Если же струя воздуха вынуждена преодолевать тем или иным способом то или иное препятствие, то произносится согласный звук. Гласные звуки состоят из чистого тона; преодоление препятствия всегда создает шум, поэтому согласные - шумные звуки. Глухие, звонкие и сонорные согласные. Если согласный звук состоит из одного шума, то это глухой согласный; таковы русские согласные [п, ф, х, ц, ч, ш, т] и др. Если согласный звук состоит из шума и тона, но шум преобладает, то это звонкий согласный; таковы русские согласные [б, в, г, ж, д, з] и др. Если же, наоборот, тон преобладает над шумом, то это сонорный согласный звук; таковы русские сонорные [л, м, н, р]. Дополнительнаяартикуляция, в отличие от основной, не меняет характерного шума согласного, определяющегося прежде всего местом, характером и способом преодоления преграды. Одним из наиболее распространенных в русском языке видов дополнительной артикуляции является палатализация. Палатализация (осреднеязычение, смягчение, среднеязычное сближение). Дополнительный к основной артикуляции согласных подъём средней части языка к твёрдому нёбу (или йотовая артикуляция), резко повышающая характерный тон и шум. В истории праславянского языка происходило две палатализации заднеязычных [г, к, х] — первая («шипящая») и вторая («свистящая»). Первая заключалась в переходе этих заднеязычных перед гласными переднего ряда в шипящие [ж, ч, ш], а вторая — в свистящие [з, ц, с]. Отсюда – сохранившиеся до сих пор морфонологические чередования в русском языке: нога — ноженька, рука — рученька, ухо — уши и исчезнувшие: нога — нозе, рука — руце и т.п. 28. Система согласных звуков и её своеобразие в разных языках. Универсальная артикуляционная классификация возможна и для согласных звуков. Как и классификация гласных, она исходит из двух базовых критериев — места образования и способа образования. В первом случае речь идет о том, какие органы артикуляции участвуют в образовании препятствия, создаваемого при прохождении воздуха через ротовую полость, а во втором — о способе преодоления этого препятствия. Если мы будем продвигаться от губ к гортани, то можем распределить согласные по месту образования на следующие звуковые типы:
Но каждый из этих звукотипов произносится не только в определённом месте, но и определённым способом. Отсюда — классификация согласных по способу образования:
Место образования и способ образования у согласных — лишь базовые их характеристики. К ним добавляют и дополнительные —
29. Основные фонетические процессы. В потоке речи они реализуются, как мы помним, в разных вариантах: в определённых позициях они близки к своему классификационному идеалу, а в других — подвергаются некоторым изменениям. Так, звук [о] в слове «солнце» представлен в своём идеальном виде. В своём ударном положении после твёрдого согласного он совпадает со своим языковым типом, который должен быть помещён в центр своей клеточки в артикуляционной классификации гласных. Но этот же звук, если он оказывается после мягкого согласного (например, в слове «мёд»), становится чутьболее узким и чуть более передним, а стало быть, его языковой прообраз от центра своей языковой клеточки смещается в этом случае по диагонали вверх и вперёд. В этом случае мы имеем дело с отклонением звука от своего типового идеала. Принято выделять три основных типа отклонений звука от своего классификационно-языкового («центрального») идеала в потоке речи — аккомодацию, ассимиляцию и диссимиляцию. Эти процессы обычно называют комбинаторными изменениями звуков в потоке речи. |