Узнаём о другом предмете
Скачать 6.01 Mb.
|
22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества. Язык на протяжении всей истории существования постоянно изменяется, развивается. Под изменением в языке понимается превращение его единиц в качественно новые единицы. Развитие языка обозначает совершенствование его единиц в процессе их изменения, приспособление языка к растущим потребностям общения. Происхождение звукового языка связано с возникновением человека, общества. Равным образом изменение и развитие языков происходит по мере развития общества, совершенствования форм исторической общности людей, социальных форм их объединения. Принято различать три основных периода развития общества и, соответственно, три этапа развития языков: 1) период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами; 2) период феодального строя с языками народностей; 3) период капитализма с языками наций, или национальными языками. Ср.: «Развитие языков всегда было тесно связано с судьбами их носителей и, в частности, с развитием устойчивых социальных форм объединения людей»; «доступное научному обозрению развитие языков шло от племенных языков и диалектов к языкам и диалектам народностей и затем — к языкам национальным. ...Закономерное историческое движение от языков племенных к языкам и диалектам народности и затем к национальным языкам зависит, конечно, от развития общества, народов и государств”. В соответствии с этим в зависимости от развития общества различается «три исторических типа диалекта: 1) диалект в условиях родо_племенного строя (диалект племени), 2) диалект в эпоху образования древних и средневековых государств (т. е. в период становления народности) и 3) так называемый территориальный диалект в период формирования и развития национальных единств, когда диалект становится пережиточной формой устного общения определенных слоев общества» В становлении языков (диалектов) в разные периоды развития общества, в разные исторические эпохи происходят два противоположных процесса — дифференциация (от лат. differentia — ‘различие’), или дивергенция (от лат. divergere— ‘расходиться’), и интеграґция (от лат. integraЇtio— ‘восстановление, восполнение’), или конвергенция (от лат. convergere — ‘приближаться, сходиться’). Интеграцией (конвергенцией) называется «сближение разных языков и даже замена двух или нескольких языков одним» [Маслов, 1987, с. 188]. В качестве примера интеграции языков (диалектов) можно указать на объединение родовых языков (диалектов) в племенные, племенных — в языки (диалекты) племенных союзов при первобытнообщинном строе. Интеграцией можно назвать, например, образование древнегреческого языка (XIV в. до н. э. — IV в. н. э.) путем объединения ионийского, дорийского, аттического и эолийского диалектов (наречий) [см.: Ушаков, с. 102]. Процесс интеграции проявляется в формировании предположительно в III тысячелетии до н. э. (а может быть, и раньше) общеиндоевропейского (праиндоевропейского) языка (или индоевропейского праязыка) путем объединения многочисленных диалектов. Под дифференциацией (дивергенцией) понимается «распадение единого языка на два или несколько различающихся между собою, хотя и родственных языков» [Маслов, 1987, с. 188]. Примером дифференциации языка может служить распад индоевропейского праязыка. Общеиндоевропейский язык, распространенный в период палеолита (т. е. в первом из двух периодов каменного века) на территории между Волгой и Дунаем, с конца III тысячелетия до н. э. начинает делиться на диалекты: славянский, балтийский, германский, романский и др. Общеславянский (или праславянский) диалект, который первоначально был распространен на территории между Западным Бугом и средней частью Днепра, обособляется во второй половине I тысячелетия. В VI—VII вв. славянские племена расселяются на огромной территории от озера Ильмень на севере до Греции на юге, от Оки на востоке до Эльбы на западе. Это приводит к образованию трех групп славянских языков — восточной, южной и западной, на базе которых позже формируется ряд славянских языков, сохранившихся до настоящего времени. Будучи общественным явлением, язык отражает своеобразие конкретно-исторических особенностей развития каждого из народов, их неповторимые социальные и коммуникативные ситуации. Однако, несмотря на все разнообразие общественной жизни и связанной с нею языковой жизни социально-этнических общностей, можно выделить наиболее общие исторические типы языковых состояний, соотносимые с главнейшими историческими этапами в жизни общества. Эти этапы в значительной мере обусловлены характером социально-экономической жизни народа, в конечном счете — общественно-историческими формациями. Общественно-историческим формациям соответствуют социально-исторические типы языковых ситуаций, или социально-исторические типы («социальные типы» — по В. И Кодухову) языков. Под социально-историческим типом языка можно понимать типичное языковое состояние или типичную языковую ситуацию, складывающуюся в обществе в зависимости от переживаемой им стадии (эпохи) общественно-исторического развития —
Лингвистическое содержание языкового состояния, или социально-исторического типа языка, составляет: 1) ведущая форма существования языка, ее характер, наличие или отсутствие письменности, степень развития словесных форм культуры; 2) соотношение ведущей формы и других форм существования языка; 3) основные тенденции в развитии языка как отражение тенденций развития общества (процессы дифференциации, интеграции); 4) взаимодействие между языками (родственными, неродственными) и актуальными для данного исторического этапа формами их существования; 5) удельный вес и соотношение стихийного и сознательного в развитии языка, языковая политика. 1. Основной формой существования языка в родоплеменную эпоху является бесписьменный язык (диалект). Каждый род или каждое племя имеет свой язык (диалект). Языки родственных племен сходны между собой как генетически тождественные. Их принято называть диалектами (племенными диалектами). Безусловно, в отдельных местах связь между близкородственными диалектами могла продолжаться и привести даже к выработке в новых общественно-исторических условиях общего языка — койне (как это было, например, в Древней Греции). И все же, видимо, следует признать, что из двух исторических тенденций — дифференциации и интеграции языков — в эпоху родоплеменного строя ведущей была дифференциация. Следовательно, можно полагать, что основным состоянием (социально-историческим типом) языка в эпоху первобытнообщинного строя была совокупность родственных племенных диалектов, которые, не будучи объединенными в одно целое, продолжали развиваться, порождая все новые и новые языковые образования (диалекты, языки). О сколько-либо сознательном отношении людей к языку (диалекту) в рассматриваемый период и воздействии на него говорить трудно, хотя отрицать, что представители племени или союза родственных племен (а союзы чаще всего объединяли родственные племена!) осознавали общность своего языка и противопоставляли его другим, непохожим на него, тоже нет оснований. Как особенность человеческого коллектива язык был замечен очень рано, о чем свидетельствуют древние мифы и легенды о происхождении языков и различий между языками. 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств. Совместная жизнь разных племен в пределах одного государства приводила к стиранию племенных диалектов и выработке более единообразного средства общения (нередко к появлению общеразговорного койне на базе ведущей, политически главенствующей территории или военно-политического и экономического центра, вроде Афин для Аттики и Рима для покоренных им италийских народов Апеннинского полуострова). В государстве складывается новая форма этнической общности — народность. Если в народность входила значительная доля родственных племен и незначительная часть чужих племен, вовлеченных в общую государственную жизнь, то при продолжительном существовании единого централизованного государства в нем утверждался один язык (имеющий локальные расхождения), который усваивало и покоренное меньшинство (через стадию двуязычия, языка-пиджина или другие формы контактирования языков). Если государственно-административное объединение включало несколько разноязычных этносов, то язык одного из них оказывался общим для всех остальных, и они усваивали его в качестве второго языка (например, арамейский язык в странах Ближнего Востока, народная латынь в провинциях римского мирового владычества. Особенно заметна в этот период роль письменных языков: арамейского, древнеперсидского, греческого, латинского). Итак, в эпоху рабовладельческого строя в связи с возникновением государств и военно-административных объединений (типа восточных деспотий, греческих и римских империй) племенные диалекты, бывшие ранее единственной формой существования языка, уступают место целому комплексу средств общения:
Возникает и получает распространение письменный язык (в государственной, культовой жизни, науке и литературе). Социально-историческому типу языка этого периода свойственны различные виды диглоссии и билингвизма. 3. Эпоха феодализма в одних странах следует после рабовладельческой формации, в других может наступать непосредственно в результате разложения первобытнообщинного строя. В последнем случае феодальная государственность выступает как объединительный фактор, перекрывающий ранее существовавшие узы племенного родства. Феодальной социальной общности — народности — соответствует свой социалыю-исторический тип языка. Его конкретный вид зависит от стадии феодализма, в частности от степени объединённости или разобщенности частей феодального государства. Объединительные тенденции выражались в экономической, административно-политической, культурной и религиозной общности, а также в общности языковой. Язык народности эпохи феодализма представляет собой континуум (непрерывность) территориальных диалектов, обладающих сходством в основных звеньях грамматического и звукового строя, а также словаря. Структурное сходство всех диалектов обусловлено общностью их происхождения (чаще всего они — своеобразное продолжение племенных диалектов), а также едиными процессами, протекающими в них в результате междиалектного контактирования. Сходство диалектов, осознаваемое их носителями, позволяет говорить о языке народности как об особом языковом состоянии или об особом социально-историческом типе. В целом период феодализма характеризовался одновременным действием процессов дифференциации и интеграции (конвергенции) с некоторым преобладанием, особенно в моменты наибольшей разобщенности княжеств, дифференциации. Однако дифференциация этой поры не всегда приводила к утрате диалектами их первоначального единства, т. е. к образованию самостоятельных языков. 4. Уже народность как форма социальной общности людей содержит в себе зачатки того комплекса признаков (общность территории, экономики, духовного склада, языка), развитие и стабилизация которых в условиях новых производственно-капиталистических отношений приводит к появлению нации и превращению языка народности в язык нации. Единство языка для нации — одно из условий капиталистического уровня ее социально-экономического развития. «...Единство языка и беспрепятственное развитие есть одно из важнейших условий действительно свободного и широкого, соответствующего современному капитализму, торгового оборота, свободной и широкой группировки населения по всем отдельным классам, наконец — условие тесной связи рынка со всяким и каждым хозяином или хозяйчиком, продавцом и покупателем». Стремление к единству языка находит свое воплощение в выработке нового социально-исторического его типа — языка национального, который при сходстве с языком народности отличается от него набором форм существования языка, а главное — качественно новым содержанием и объемом их общественных функций. Национальный язык имеет высшую форму — литературный язык, причем как в письменной, так и в устно-разговорной разновидностях. Литературная норма противопоставлена всем другим формам ненормированной речи — народно-разговорной, интердиалектам (койне), просторечию, диалектам, которые в совокупности составляют «сниженный» пласт национального языка. По сравнению с литературным языком народности литературный язык национального периода обслуживает более широкий социальный состав носителей, он понятен всем слоям общества на всей территории страны и в этом смысле является общенародным. Иной характер, чем в эпоху народности, имеют и другие компоненты языка нации. Совершенно новым является просторечие, практически отсутствовавшее в донациопальный период (под просторечием XVII — XVIII веков в истории русского языка понимается некнижиый, «природный» язык, функционировавший в устной форме и частично проникавший в некоторые стили письменной речи), значительно расширили сферу и среду использования социальные диалекты (причем некоторые их типы появились лишь в национальный период, например групповые жаргоны, отдельные разновидности арго), иным, социально маркированным содержанием (как речь необразованного крестьянства) наполняются традиционные местные диалекты, к тому же начинающие терять свои наиболее отличительные черты. Своеобразие исходного материала и путей «возвышения» языка народности до национального языка обусловливает неповторимость каждого из национальных языков в отношении набора его компонентов, их коммуникативной силы, характера взаимодействия, социально-функционального и функционально-стилевого распределения. Так, в состав русского национального языка входит просторечие — категория, не имеющая структурного и функционального аналога во многих других, в частности европейских, языках. 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества. Язык на протяжении всей истории существования постоянно изменяется, развивается. Под изменением в языке понимается превращение его единиц в качественно новые единицы. Развитие языка обозначает совершенствование его единиц в процессе их изменения, приспособление языка к растущим потребностям общения. Происхождение звукового языка связано с возникновением человека, общества. Равным образом изменение и развитие языков происходит по мере развития общества, совершенствования форм исторической общности людей, социальных форм их объединения. Принято различать три основных периода развития общества и, соответственно, три этапа развития языков: 1) период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами; 2) период феодального строя с языками народностей; 3) период капитализма с языками наций, или национальными языками. Ср.: «Развитие языков всегда было тесно связано с судьбами их носителей и, в частности, с развитием устойчивых социальных форм объединения людей»; «доступное научному обозрению развитие языков шло от племенных языков и диалектов к языкам и диалектам народностей и затем — к языкам национальным. ...Закономерное историческое движение от языков племенных к языкам и диалектам народности и затем к национальным языкам зависит, конечно, от развития общества, народов и государств”. В соответствии с этим в зависимости от развития общества различается «три исторических типа диалекта: 1) диалект в условиях родо_племенного строя (диалект племени), 2) диалект в эпоху образования древних и средневековых государств (т. е. в период становления народности) и 3) так называемый территориальный диалект в период формирования и развития национальных единств, когда диалект становится пережиточной формой устного общения определенных слоев общества» В становлении языков (диалектов) в разные периоды развития общества, в разные исторические эпохи происходят два противоположных процесса — дифференциация (от лат. differentia — ‘различие’), или дивергенция (от лат. divergere— ‘расходиться’), и интеграґция (от лат. integraЇtio— ‘восстановление, восполнение’), или конвергенция (от лат. convergere — ‘приближаться, сходиться’). Интеграцией (конвергенцией) называется «сближение разных языков и даже замена двух или нескольких языков одним» [Маслов, 1987, с. 188]. В качестве примера интеграции языков (диалектов) можно указать на объединение родовых языков (диалектов) в племенные, племенных — в языки (диалекты) племенных союзов при первобытнообщинном строе. Интеграцией можно назвать, например, образование древнегреческого языка (XIV в. до н. э. — IV в. н. э.) путем объединения ионийского, дорийского, аттического и эолийского диалектов (наречий) [см.: Ушаков, с. 102]. Процесс интеграции проявляется в формировании предположительно в III тысячелетии до н. э. (а может быть, и раньше) общеиндоевропейского (праиндоевропейского) языка (или индоевропейского праязыка) путем объединения многочисленных диалектов. Под дифференциацией (дивергенцией) понимается «распадение единого языка на два или несколько различающихся между собою, хотя и родственных языков» [Маслов, 1987, с. 188]. Примером дифференциации языка может служить распад индоевропейского праязыка. Общеиндоевропейский язык, распространенный в период палеолита (т. е. в первом из двух периодов каменного века) на территории между Волгой и Дунаем, с конца III тысячелетия до н. э. начинает делиться на диалекты: славянский, балтийский, германский, романский и др. Общеславянский (или праславянский) диалект, который первоначально был распространен на территории между Западным Бугом и средней частью Днепра, обособляется во второй половине I тысячелетия. В VI—VII вв. славянские племена расселяются на огромной территории от озера Ильмень на севере до Греции на юге, от Оки на востоке до Эльбы на западе. Это приводит к образованию трех групп славянских языков — восточной, южной и западной, на базе которых позже формируется ряд славянских языков, сохранившихся до настоящего времени. Будучи общественным явлением, язык отражает своеобразие конкретно-исторических особенностей развития каждого из народов, их неповторимые социальные и коммуникативные ситуации. Однако, несмотря на все разнообразие общественной жизни и связанной с нею языковой жизни социально-этнических общностей, можно выделить наиболее общие исторические типы языковых состояний, соотносимые с главнейшими историческими этапами в жизни общества. Эти этапы в значительной мере обусловлены характером социально-экономической жизни народа, в конечном счете — общественно-историческими формациями. |