Главная страница
Навигация по странице:

  • Теория и методы статистики. М, 1912, стр. 207—208. 124

  • В. И. Купцов детерминизм вероятность издательство политической литературы Москва 1976 L. M


    Скачать 1.32 Mb.
    НазваниеВ. И. Купцов детерминизм вероятность издательство политической литературы Москва 1976 L. M
    Дата09.07.2018
    Размер1.32 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла1kuptsov_v_i_determinizm_i_veroyatnost.pdf
    ТипДокументы
    #48439
    страница9 из 17
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17
    1
    КА. Тимирязев. Чарлз Дарвин и его учение, ч. II. М, 1921, стр. 59.
    2
    К. Маркс и Ф Энгельс. Соч, т. 20, стр. 535.
    115
    и целью, для которой эти камни употребляются архитектором. Равным образом изменения каждого существа определяются постоянными и неизменными законами но это не имеет никакого отношения с живым строением, которое медленно созидается посредством подбора, как естественного, таки искусственного Но ведь это та самая случайность, око- торой говорил еще Демокрит. Какую великолепную услугу она оказала, наконец, последователям великого греческого мыслителя Конечно, далеко не у всех представителей концепции лапласовского детерминизма мы встретим признание такой случайности. Например, вы не найдете о ней ни слова уса- мого Лапласа. Он просто не представлял себе наличие такого отношения. Заметьте, я говорю не представлял, но вовсе не утверждаю, что он считал его несуществующим. И уж тем более не следует думать, что если тот или иной ученый допускал существование такой случайности, то он обязательно придавал ей столь же большое значение, как Дарвин и его сторонники. Всего- раздо сложнее. Известно, что теория Дарвина, объясняющая возникновение новых видов действием отбора среди ненаправленно изменяющихся особей, встретила немало противников. Вначале большинство из них сосредоточивало огонь критики на собственно эволюционных идеях. Осуждению подверглась, в частности.
    1
    Ч. Дарвин Поли. собр. соч, т. III, кн. ИМ Л, 1928, стр. 209.
    116 идея происхождения человека от обезьяны. Стечением же времени предмет полемики все более стал смещаться в область механизмов эволюционного процесса. К концу
    X I X в. подавляющее большинство ученых признавало историчность жизни на земле. Тем не менее число сторонников Дарвина систематически уменьшалось. В значительной степени это было вызвано рядом трудностей, с которыми столкнулась теория Дарвина. ч
    Их появление не является чем-то удивительным. Ведь конкретизация общих идей Дарвина, естественно, сталкивалась с необходимостью обсуждать такие вопросы, которые наука того времени еще неготова была решать. Оперируя, например, понятиями изменчивости и наследственности, Дарвин имел весьма общие, а подчас и неправильные представления о закономерностях этих важнейших явлений жизнедеятельности. Комплекс новых проблем, поднятых теорией эволюции, был так велики многопланов, что они, конечно, не могли сразу же получить свое решение. В силу этого многие ученые стали искать новые пути объяснения эволюционного процесса. Временные трудности дарвинизма были расценены ими как его поражение. Такая оценка нашла свое выражение в девизе Дарвинизм умер Да здравствует эволюция Новые течения возникали одно за другим. Различные направления неоламаркизма сего центральными модификациями — пси- холамаркизмом и механоламаркизмом, ортогенез и мутационизм выступили с претензией дать единственно научное объяснение механизмов эволюции. При всей их разнородности и взаимной непримиримости они тем не менее обнаруживали трогательное единство в отрицании эвристической роли идеи естественного отбора, которая составляла ядро теории эволюции Дарвина. Вначале нашего века один из видных представителей психоламаркизма Р. Франсэ, выражая, правда, не только реальное положение делано и свое горячее желание, писал, что отбор как движущая сила эволюции представляет собою в настоящее время занесенное песком и оставленное русло, и река познания прорыла себе новое ложе Как отмечает И. И. Шмальгаузен, одним из самых излюбленных упреков Дарвину был тот, что он построил свою теорию на случайности, гипертрофировав якобы ее реальное значение. Теория, в которой ставится задача описать закономерный процесс эволюции, объяснить удивительную гармонию живой природы, по мнению многих, принципиально не могла опираться на ве- роятностно-статистическую основу. Роль, которую играла случайность в теории Дарвина, вызывала раздражение у его оппонентов. Так, русский опровергатель Дарвина А. Я.
    Данилевский писал «Шиллер в великолепном стихотворении Покрывало Изиды» заставляет юношу, дерзнувшего приподнять покрывало, скрывавшее лик истины, пасть
    1
    Р. Франсэ. Философия естествознания. Современное положение дарвинизма. 1908, стр. 40.
    2
    См И. И. Шмальгаузен.
    Проблемы дарвинизма. Л, 1969, стр. 136.
    118 мертвым к ногам ее. Ежели лик истины носил на себе черты этой философии случайности, если несчастный юноша прочел на нем роковые слова естественный подбор, то он пал, пораженный не ужасом перед грозным ее величием, а должен был умереть от тошноты и омерзения, перевернувших все его внутренности при виде гнусных и отвратительных черт ее мизерной фигуры Р. Франсэ в качестве одного из важнейших итогов своего критического анализа дарвиновской теории выдвинул положение, согласно которому объяснение целесообразности на основе понятия случая не может быть признано состоятельным. Отбор неспособен к созиданию, он может только разрушать. Еще один известный оппонент дарвинизма. С. Берг полагал, что естественный отбор теряет роль руководителя эволюции он может, конечно, уточнить новую форму, но он не в силах выбрать из массы вариаций случайно полезную, ибо полезное получается неслучайно, а закономерно»
    2
    Однако антидарвинисты рано праздновали победу. Испив живительной воды новых знаний, полученных уже в XX веке генетикой, биогеографией, систематикой и другими биологическими дисциплинами, поверженный было богатырь обрел невиданную прежде сокрушительную силу. В свете науки
    XX века стала очевидной совершенная несостоятельность претензий антидарвинизма и
    1
    Цит. по КА. Тимирязев.
    Чарлз Дарвин и его учение, ч. II, стр. 55.
    2
    Л. С. Берг. Номогенез. Пг., 1922, стр. 99.
    119
    вместе стем проявилась огромная эвристическая сила дарвиновских идей. Современная синтетическая теория эволюции, опираясь на достижения всей биологии, дает, в свою очередь, организующее начало для любого ее раздела. Она увязывает отдельные ее области в единое целое, рисуя величественную картину жизни в прошлом и настоящем, в статике и динамике . И эта теория есть прямой потомок дарвиновской теории эволюции. Как пишет Э. Майр, современная теория эволюции — современный синтез, как назвал ее Гексли (1942),— несомненно, принадлежит Дарвину в большей мере, чем любому другому из эволюционистов, ивы- росла из основных дарвиновских концепций Она также, как и теория Дарвина, по существу, опирается на два фактора, рассматривая разнообразие и гармоническую адаптацию органического мира как результат постоянной изменчивости и отбирающего воздействия среды Конечно, теория Дарвина и современный дарвинизм опираются не только на случайное как противоположность целесообразному. Это лишь один из важнейших видов случайности, который играет существенную роль в процессах жизнедеятельности. Ее введение в лапласовскую картину мира, как мы видели, также не является противоестественным. Она органически сочетается с однозначно детерминированным миром Лапласа Курно.
    1
    Э. Майр. Зоологический вид и эволюция. М,
    1968, стр. 18.
    2
    Там же, стр. 17.
    120 Богатство типов случайности, совместимых с лапласовским детерминизмом, не исчерпывается указанными выше. Однако я не ставил перед собою цель дать их всестороннее рассмотрение. Здесь мне хотелось лишь показать совместимость лапласовских представлений об однозначной детерминированности любого процесса в мире и признания существования объективных вероятности и случайности.
    § 2. Проблема статуса статистических закономерностей О существовании статистических закономерностей было известно, по крайней мере, со времени появления в печати знаменитых исследований Д. Граунта. Однако серьезное обсуждение природы этих закономерностей и их статуса в науке началось, по существу, лишь в X I X в, после того, как благодаря
    Кетле и другим социальным статистикам удалось обнаружить устойчивость статистических чисел, характеризующих поведение человека. Как же истолковывались статистические закономерности с позиций концепции однозначной детерминированности всех явлений мира Одной из самых первых ив тоже время самых простых точек зрения поэтому вопросу была следующая (Г. Г. Бокль, X. Зиг- вар т ) . Любые явления однозначно детерминированы. Но проследить все причины, которые вызывают именно такую последовательность событий в мире, не всегда удается. Сплетение огромного числа различных причин часто порождает видимость отсутствия какой-либо регулярности в явлениях. В особенности это относится к поведению человека. Но вот обнаруживается, что в больших совокупностях сложных объектов выявляют свое закономерное действие постоянно действующие причины, прежде затемненные вмешательством причин нерегулярных. Статистические закономерности суть закономерности действия постоянных причин, которые определяют развитие процесса в таких больших совокупностях. Они, как считалось, ничем в принципе не отличаются от законов механики. Специфика их заключается лишь в том, что проявляются они в совокупностях явлений. Конечно, статистические числа не дают нам абсолютной повторяемости, но это вовсе не следует расценивать как' дефект статистических законов. Ведь и известные законы физики, в строгости которых никто не сомневается, также не выполняются в природе с абсолютной точностью. Это обусловлено тем, что действие какого-либо одного закона никогда не происходит изолированно от влияния других многочисленных закономерностей, даже ив тех случаях, когда против такого влияния предпринимаются специальные меры. Таким образом, статистические закономерности, как и обычные однозначные законы, регулируют изменения, происходящие в мире. На их основе можно объяснять и предсказывать явления действительности. Им подчиняется огромное количество процессов вокруг нас, номы этого не замечаем, поскольку обычно нам приходится иметь дело
    122 с индивидуальными, а не массовыми явлениями, в которых они проявляются. Вот как известный статистик X I V в. А. Вагнер описывал действие статистических законов в обществе Перенесемся в то доброе старое время, когда были входу баснословные рассказы о путешествиях, и представим себе, что какой-нибудь писатель рассказал нам следующее о неизвестном до сих пор народе и государстве. В этом последнем на каждый год заранее определено, сколько пар должно сочетаться браком, какие пары должны вступить между собою в брак, сколько молодых девушек со старыми мужчинами, молодых мужчин со старухами, в скольких парах какая разница должна быть в летах, сколько браков будет расторгнуто судом, и т. д. Затем жребий выбирает в пределах, установленных законом, кто именно по полу, возрасту, занятиям должен вступить в брак. Другие законы определяют количество добрых и злых дел, с распределением их описанным образом между населением. Короче, все действия, которые мы считаем свободными о которых мы думаем, что предпринимаем их по нашему собственному внушению и соизволению, в этом государстве, по описанию нашего путешественника, совершаются по повелениям свыше, и народ в этом государстве совершенно подчиняется этим законами верно исполняет их, а исполнение закона каждый год контролируется особыми записями. Тогда, по этим записям, оказывается, что законы, действительно, исполнялись как следовало правда, случаются незначительные уклонения те или другие
    123
    действия выполняются не вполне согласно с предписаниями но тогда недостаток или излишек зачисляются в бюджет будущих действий, будущего года, совершенно так, как это делается в наших финансовых сметах. Мы сочтем подобное описание праздною выдумкой, нелепым анекдотом. Но что кажется невозможным устроить никакою человеческою волею или силой то удивительным образом совершается вследствие естественной организации человеческого общества. Нету же ли самую картину представляют действительно существующие государства и народы, стою только разницею, что над индивидуумом исполняется нечувствительно закон природы То, что нам казалось бы нестерпимым посягательством на нашу личную свободу со стороны внешней силы то совершается само собой Обнаружение статистических закономерностей не вызвало вначале никаких трудностей в их истолковании с позиций лапласов- ского детерминизма. Они рассматривались как разновидность законов, однозначно направляющих течение всех процессов действительности. Их установление воспринималось как прямое подтверждение правильности представлений об однозначной причинной обусловленности, царящей в мире. Достижения социальной статистики использовались многими учеными в качестве важнейшего аргумента против идеалистических трактовок сущности человека, противопоставлявших его природе, утверждавших от Цит. по А. А. Кауфман. Теория и методы статистики. М, 1912, стр. 207—208.
    124
    сутствие закономерностей в истории. Поведение человека, эволюция всего общества, говорили они, могут быть, как и природа, объяснены естественным образом. Здесь нет никакого произвола, все подчинено законам. Пройдет немного времени, и все явления социальной жизни будут также легко объясняться, как и движения планет, прежде казавшиеся запутанными и произвольными. Знамения времени всюду вокруг нас восклицает Бокль,— и кто хочет читать — да читает. Письмена горят на стене приговор произнесен древнее царство должно пасть владычество суеверия, уже распадающееся, должно рухнуть и рассыпаться прахом новая жизнь вдохнется в нестройную, хаотическую массу и ясно покажет, что от начала создания не было нив чем ни противоречия, ни разлада, ни беспорядка, ни перерывов, ни вмешательства но что все совершающееся вокруг нас, до отдаленнейших пределов материальной вселенной, представляет только различные части единого целого, которое все проникнуто единым великим началом всеобщей и неуклонной правильности
    — Неужели вовсе это можно верить -— спрашивали добропорядочные граждане Ох, уж эта наука с ее необузданными претензиями во чтобы тони стало объяснить все. Иной раз она заводит своих поклонников в такие интеллектуальные тупики, что невольно возникает вопроса обладают лите хотя бы крупицей здравого смысла. В с а -
    1
    Бокль. История цивилизации в Англии стр. 628.
    125
    мом деле. Если всюду царит естественная необходимость, если любой поступок человека предопределен комплексом фатальных причин, то ведь в таком случае субъект устраняется от ответственности за свои действия. Он, собственно, перестает быть субъектом и становится элементом всемирной связи причини следствий. Он оказывается также мало виновным в совершении благих делили преступлений, как, скажем, смерч, который может пронестись над морем в стороне от рыбаков, одарив их прекрасными величественным зрелищем, а может обрушиться на них своей грозной силой и уничтожить. Как же можно в таком случае обосновать, например, деятельность правосудия Уж не считают ли эти господа, что преступления должны оставаться безнаказанными
    — А почему бы и нет — смело парировали эти нападки сторонники концепции ла- пласовского детерминизма Это противоестественно сегодня, но вовсе не абсурдно. Как писал JI. Бюхнер, остроумная г-жа де Сталь была вполне права, сказав Все понять значит все простить. И поэтому, через несколько столетий, когда человечество станет умнее и счастливее, люди будут смотреть на уголовные процессы нашего времени приблизительно с таким же чувством, с каким мы в настоящее время смотрим на процессы ведьм средних веков
    — Да ведь это разрушение всех основ морали не унимались их оппоненты Вы устраняете бога, свободу воли, а что даете
    1
    Л. Бюхнер. Сила и материя. СПб., 1907, стр. 251.
    126 взамен Разве не очевидно, что если в обществе не будет существовать критериев, позволяющих отличить добро от зла, благородство от подлости, то оно погибнет Я мог быта к же тем господам, которые говорят мне, что я своею критикою все разрушаю, но ничего не даю нового взамен возражал JI. Бюхнер,— ответить прекрасными словами Вольтера: Как Я освободил вас от хищного зверя, проглотившего вас, а выспрашиваете меня, что ядам вам взамен его Точно таким же образом я мог бы ответить господам, упрекающим меня за мое миросозерцание. Я мог бы сказать им как Я избавил вас (поскольку это, вообще, возможно при современном состоянии нашего знания и при слабости человеческого познания) от двух величайших и самых опасных врагов человечества, те. от невежества и суеверия, а выспрашиваете меня, что я поставлю на их место Не беспокойтесь об этом предоставьте спокойно науке и истине позаботиться о вас самих тысячелетний опыт учит нас, что наука и истина никогда не приносили вреда человечеству, а всегда приносили ему лишь пользу. Если они водном месте что-либо уничтожают или разрушают, тов другом месте они воздают человеку сторицею» Ч Так истолковывались статистические закономерности впервой половине X I X в. Однако эта их трактовка долго не продержалась и вскоре должна была уступить место другой, также вполне совместимой с концеп-
    1
    Л. Бюхнер. Сила и материя, стр. 252.
    121
    цией лапласовского детерминизма. Она сложилась в результате пересмотра прежде всего научного статуса статистических закономерностей. Воодушевление, которое охватывало статистиков, обнаруживших статистические закономерности социальных явлений, вполне можно понять. Они чувствовали себя Колум- бами, вступившими наконец на долгожданную землю. Их надежды сбылись, предположения оправдались. Но, подобно Колумбу, который открыл Америку, а думал, что нашел новый путь в Индию, и социальные статистики открыли лишь эмпирические регулярности вместо фундаментальных социальных законов. Именно так оценила последующая научная критика достигнутые ими результаты. Конечно, устойчивость статистических чисел, особенно относящихся к области моральной статистики, способна поразить любого человека, впервые знакомящегося с ней. Эти цифры оказывают на человеческое сознание прямо-таки гипнотическое воздействие, которое порождается, по-видимому, их полной неожиданностью. Неудивительно поэтому, что в первый момент изумления от этих открытий социальные статистики вообразили, что они нашли естественные законы общества, которым отдельный человек подчиняется, сам не ведая того. Но прошло некоторое время, и на смену голосу чувств пришел трезвый суд разума. Какие существуют основания для того, чтобы называть эти устойчивые числа естественными законами Достаточно ли для этого
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17


    написать администратору сайта