В. И. Купцов детерминизм вероятность издательство политической литературы Москва 1976 L. M
Скачать 1.32 Mb.
|
1 А. Кетле. Человек и развитие его способностей. СПб., 1865, стр. 19—20. 59 он очень трудно дойти до понимания блистательного явления радуги, и даже мысль об этом может никогда не прийти ему в голову, если он случайно не станет в благоприятные для того условия. И каковы были бы наши сведения о смертности человеческого рода, если бы наблюдались только отдельно взятые индивидуумы Вместо удивительных законов, которым она подчинена, мы имели бы теперь только ряд бессвязных фактов, из которых нельзя было бы усмотреть никакой последовательности, никакого порядка в деятельности природы. То, что мы говорим о смертности человека, может быть распространено и на его способности, физические и даже нравственные. Если мы хотим узнать те общие законы, которые управляют последними, то должны собирать такое количество наблюдений, чтобы возможно было отбросить все чисто случайное Ч И Кетле приводит свой план в действие. Он обращается к отчетам уголовных органов правосудия Франции, Бельгии и Англии и производит тщательный статистический анализ их данных. Результаты этих исследований, опубликованные в двух статьях в 1829 и 1831 гг., были восприняты как сенсационные. Оказалось, что число преступлений из года в год неизменно остается одними тем же. Более того, их самые различные категории также демонстрируют удивительную повторяемость. Кетле сам был потрясен этим открытием. Печальное свойство рода человеческого воскликнул он Доля тю А. Кетле. Человек и развитие его способностей, стр. 4—5. 60 рем, кандалов и эшафота предназначена для него стою же вероятностью, как и доходы государства. Мы можем заранее исчислить, сколько людей запятнают руки кровью себе подобных, сколько будет подделывателей, сколько отравителей, — также, как можно определить количество рождений и смертей И это былине умозрительные декларации. Выводы Кетле опирались на фактический материал, который теперь мог быть доступен каждому. Вот те данные, которые служили одним из оснований для этих выводов Убийств вообще Ружье и пистолет 241 234 227 231 205 266 56 64 60 61 57 88 Сабля, шпага, стилет, кинжал и т. п. 15 7 8 7 12 30 Нож Палка, трость и т. п. 23 28 31 24 12 21 Камень 20 20 21 21 11 9 Орудия режущие, колющие и ушибающие Задушен и я 2 5 2 2 2 4 Сбрасывание и утопление Удар ногой и кулаком 28 12 21 23 17 26 Огонь — 1 — 1 — Убийств от неизвестных орудий А. Кетле. Социальная физика, т. И. Киев, 1913, стр. 113—114. г А. Кетле. Человек и развитие его способностей, стр. 6. 61 Кетле анализирует и другие проявления свободной воли человека, тгйше, как вступление в брак, самоубийства, и вновь получает те же результаты. Там, где бесчисленное количество самых разнообразных факторов, влияющих на исход события, делают его на первый взгляд абсолютно неподвластным никакому единообразию, на самом деле действуют определенные законы. Что может быть более индивидуальным актом, чем вступление в брак Сколько поисков, раздумий, какой колоссальный комплекс случайностей предшествуют заключению брачного союза И что же Оказывается, ваши действия были вовсе непроизвольны. За ними скрывалась необходимость, образованная действием вполне постоянных причин. Итак, проявление так называемой свободной воли человека, подобно другим его свойствам, подчиняется законам. Но нельзя ли в таком случае построить социальную науку, столь же строгую, как и физика, также основанную на опыте ив такой же мере способную предсказывать ожидаемые события В принципе это возможно, считает Кетле. Но он не претендует сам на такое построение. Он видит свою миссию лишь в том, чтобы наметить контуры будущей теории, представить эскиз обширной картины, закончить которую удастся с большим усилием и на основании огромных исследований Каковы же контуры этой теории, названной Кетле социальной физикой В глазах знаменитого статистика большую важность имеет следующий комплекс положений. Все законы, управляющие поведением людей, являются следствием воздействия на них двух родов причин естественных, обусловленных природой, и пертурбационных, свойственных только человеческому роду. Социальная физика должна установить прежде всего законы, согласно которым воспроизводится род человеческий, по которым в человеке развивается его рост, интеллектуальная сила, большая или меньшая наклонность к добру и злу законы, по которым развиваются его страсти и вкусы, законы, по которым изменяются предметы его производства и потребления законы, по которым он вымирает, и т. д Она должна выявить воздействие на человека как сил природы, таки пертурбационных сил в различные этапы человеческой истории. Изучая эти закономерности, следует иметь ввиду, что они могут проявляться лишь в отношении большой совокупности людей. Поэтому человек, которого изучает социальная физика это не отдельный субъект сего индивидуальными особенностями, а некоторое фиктивное существо, для которого все происходит сообразно средним выводам, полученным для общества 2 . Это понятие выполняет для описания состояния общества туже функцию, какая принадлежит понятию центра тяжести в изучении движения тел. Все законы, действие которых обусловливается постоянными причинами, относятся именно к такому ус А. Кетле. Социальная физика, т. I. Киев, 19117 стр. 57. 62 1 А. Кетле. Социальная физика, т. 1, стр. 56. s Там же, стр. 54. 63 редненному» человеку. Поэтому ученый-ста- тистик должен строить соответствующие средние величины, выражающие свойства искомого социального типа, и затем изучать закономерности отклонений от них, имеющее место в действительности. Отсюда становится ясн^ш и огромное значение теории вероятностей для социальной физики. Она координирует всю работу статистика, помогает более выгодно размещать наши наблюдения, оценивать сведения, которыми мы пользуемся, распознавать те обстоятельства, которые сильнее всего влияют, комбинировать их таким образом, чтобы они возможно меньше уклонялись от истины и, наконец, вычислять ту степень доверия, которого заслуживают добытые выводы Работы Кетле вйзвали огромный интерес в ширбких кругах общественности. Данные, полученные им в области моральной статистики, открытие ученым закономерностей, которым подчиняются различные физические свойства человека, идея возможности построения социальной физики, понятие среднего человека, природа статистических закономерностей — все это стало предметом оживленных дискуссий, а порой и бурной полемики. У Кетле было немало друзей, но довольно много и яростных противников. Его обвиняли в принижении нравственных и умственных способностей человека, в разрушении основ морали, в фатализме и, наконец. в принадлежности материализму. Но Кетле до конца жизни пронес вер- 1 А. Кетле. Социальная физика, т. 1, стр. 45. 64 ность своим взглядам. Что касается обвинения в материализме читаем мы в Социальной физике то оно раздавалось так часто и регулярно при всякой попытке науки сделать новый шаг, или когда философия, оставив пути, проложенные в древности, старалась пробить себе новые пути что стало почти излишним отвечать на подобное обвинение, особенно в настоящее время, когда оно лишено мученического ореола К. Маркс высоко оценивал деятельность А. Кетле. В прошлом писал он у него большая заслуга он доказал, что даже кажущиеся случайности общественной жизни вследствие их периодической возобновляемо- сти и периодических средних цифр обладают внутренней необходимостью 2 . Вместе стем К. Маркс подчеркивал, что объяснение этой необходимости ему никогда не удавалось Конечно, А. Кетле во многом заблуждал- сяГЕго идея построить социальную науку нач основе понятия среднего человека несла в себе явно выраженные черты механицизма. Он абсолютно не понимал значимости производственных отношений в системе связей любой социальной организации, понятия не имело значении классовой борьбы в истории цивилизации. Но, несомненно, Кетле сыграл положительную роль в развитии науки. После него началось систематическое эмпирическое изу- 496. 1 А. Кетле. Социальная физика, т. 1, стр. 57. 2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч, т. 32, стр. 495— 3 Там же, стр. 496. 3 В. И. Купцов чение, различных социальных явлёний и причинных связей между ними. Он внес большой личный вклад в развертывание этих исследований в Европе. Ему принадлежат большие заслуги в организации первых международных конгрессов по статистике. Он много сил отдал тому, ^тобы наука и практика в области статистики развивались гармонично, помогая друг другу. Своими работами А. Кетле активно способствовал утверждению вероятностно-статистических методов в арсенале средств научного познания. Почему же идеи А. Кетле были ассимилированы культурой и принесли человечеству большую пользу Дело в том, что они были созвучны его времени. Общество былого- тово воспринять их, ибо оно нуждалось в них. X I X век стал веком интенсивнейшего развития науки, всей духовной культуры. И это было обусловлено не только развитием производительных сил, но и глубокими процессами, происходившими в мировоззрении людей. Идеи, которые Кетле так горячо отстаивал, уже носились в воздухе. Они были подсказаны ему окружением. А общество прочитало в работах Кетле то, что само уже знало, но хотело еще и еще раз услышать. В самом деле, ведь знаменитый бельгийский статистик, по существу, не выдвинул ни одной философской идеи, невысказанной прежде. Стремясь обосновать тезис о подчинении человека законам, он обращает внимание на то, что жизнь человеческая в чрезвычайной мере зависит от явлений природы, что род людской живет наземном шаре, v 66 \ \ представляющем песчинку, несущуюся в бесконечном мировом пространстве. Но ведь эта мысль уже встречалась у Гольбаха, ее вариации можно найти у Лапласа. Как энергично отстаивает Кетле тезис о закономерности поведения человека С каким пафосом он противопоставляет эту идею мыслям своих противников Но и ее можно найти у многих его непосредственных предшественников. И утех же Гольбаха и Лапласа, и у Кондорсе она высказана довольно определенно. Например, последний писал Если человек с почти идеальной точностью может предсказать явления, законы которых ему известны, если он, даже в случае незнания этих законов, на основании одного прошедшего опыта, может с большою вероятностью предсказывать будущие события, то почему же считать пустыми бреднями попытку набросать с некоторой вероятностью картину будущих судеб человечества на основании его истории В естественных науках единственным основанием веры является мысль, что общеизвестные законы, управляющие событиями вселенной, необходимы и постоянны. Почему же принцип этот должен быть менее справедлив по отношению к развитию духовный и нравственных сил человека, чем по отношению к другим явлениям природы 1 Кетле призывает применить к социальным явлениям методы наблюдения и точного математического анализа, ссылаясь на большие успехи такой методологии в области по Цит. по Н. Рейхесберг. Статистика и наука об обществе. СПб., 1898, стр. 4. 3* 67 знания природы. И эта великолепная мысль также не нова. В своем Опыте философии теории вероятностей Лаплас энергично агитирует ученых вступить на этот путь. Применим к политическими нравственным наукам пишет он метод, основанный на наблюдении и исчислении, метод, который служил нам так хорошо в науках естественных Идет ли речь о предмете теории вероятностей или обосновании ее использования в научном познании, об универсальной применимости вероятностно-статистических методов или о характере законов, управляющих всеми явлениями действительности всюду можно обнаружить почти буквальное совпадение позиций знаменитого бельгийского статистика и французских энциклопедистов, а также их сторонников. Особенно близки взгляды Кетле взглядам его учителя Лапласа. Читая их работы, невольно приходишь к мысли, что деятельность Кетле является прямым осуществлением заветов Лапласа. Мысли великого французского математика о том, что вероятностные методы следует рассматривать как необходимое дополнение наук, основанных на совокупности наблюдений, доступных ошибкам, что они являются даже неизбежными для решения большого числа вопросов в науках естественных и нравственных 2 , получили блестящее развитие в трудах бельгийского ученого. 1 Лаплас Опыт философии теории вероятностей, стр. 105. 2 Там же, стр. 204. 68 Эффективность вероятностно-статистиче- ских методов в познании свойств человека и многообразных социальных явлений зависит, конечно, не только от интеллектуальной оснащенности как в методическом, таки в методологическом плане. Важно также иметь под руками необходимый эмпирический материал. Кетле обращает внимание на это обстоятельство. Он указывает на недостаток использования достоверных знаний, на которые могла бы опереться суверенностью теория вероятностей 1 И действительно, вплоть до начала X I X в. статистические сведения собирались очень нерегулярно и часто бессистемно. Кроме того, они почти не предавались гласности. Для развития широкого фронта статистических исследований необходима была организация специальных статистических учреждений и, само собой разумеется, обеспечение свободного доступа к результатам их работы. Ведь по самой своей специфике статистические данные таковы, что их невозможно получать индивидуально. Эта социальная потребность сложилась к началу X I X в, когда буржуазное общество, уже чрезвычайно сложное по своей социальной, экономической и политической структуре, не могло больше функционировать без опоры на достоверные сведения статистического характера о всех сторонах его жизни. Осознание необходимости систематического сбора статистических сведений происходит, естественно, прежде всего в странах, разви- А. Кетле. Социальная физика, т. 1, стр. 21. 69 тых в экономическом, политическом и культурном отношениях. Наиболее интенсивно этот процесс протекал во Франции. В 1789 г. здесь организуется статистическое бюро при министерстве финансов, ив г при министерстве внутренних дел. Первый консул Франции придавал большое значение статистическим сведениям. Он говорил, что статистика есть бюджет вещей, а без бюджета не может быть спасения народа По его инициативе был составлен и затем опубликован большой труд Общая статистика Франции. Став императором, Наполеон, правда, резко снизил свою активность в этом направлении. Работа статистических бюро была приостановлена. Однако в двадцатых годах она возобновилась. С 1821 г. регулярно стали публиковаться сведения и о внешней торговле, с 1825 г по уголовной статистике, ас г по статистике гражданской и коммерческой юстиции. ^ В тридцатые годы различного рода статистические учреждения открываются почти во всех странах Европы. В России уже в 1834 г. было создано статистическое отделение при министерстве внутренних дел. Таким образом, широкое применение ве- роятностно-статистических методов вобла- сти социальной статистики было обусловлено всем развитием как духовной, таки материальной культуры. Именно этим можно объяснить и тот факт, что в тоже время враз- работке весьма близких или даже тех же самых вопросов, наряду с Кетле, принимали 1 Цит. по Г. Майр. Статистика и обществоведение. СПб., 1899, стр. 233. 70 участие и многие другие ученые. Здесь можно сослаться, например, на медицинских статистиков и представителей статистики нравов. § 2. Новый путь развития классической физики А каким образом вероятностно-статисти- чески е методы проникали в физику Этот процесс имел свои специфические черты. Физиков не надо было убеждать в том, что все закономерно в природе. Они давно поняли огромную роль математических средств в процессе научного познания. Еще Галилей заявлял, что книга природы написана на языке математики без знания которой человеку невозможно понять ее речь И тем не менее широкое использование в физике вероятностно-статистических методов начинается лишь с середины X I X в. Область их применения до этого времени ограничивалась, с одной стороны, ошибками измерений, с другой — проблемами выбора между конкурирующими гипотезами. Проблема ошибок измерения начала обсуждаться после того, как в связи с изобретением телескопа стали практиковаться систематические наблюдения небесных тел. Она интересовала уже Галилея. Он заметил, что избежать ошибок при наблюдении невозможно, и поставил задачу разумного оперирования сними. В дальнейшем целый ряд видных ученых пытались найти оптималь- 1 М. Лъоцци. История физики. М, 1970, стр. 80. 71 ные подходы к оценкам ошибок измерений. Ламберт, Я. Бернулли, Симпсон, Д. Бернулли обсуждали возможность наилучшего представления истинной величины через отдельные результаты измерения. Наиболее приемлемым казалось использование в качестве оптимальной ее оценки среднего арифметического. Однако должного обоснования такому предпочтению пе существовало. Более того, некоторые ученые, например Д. Бернулли, указывали, что такая оценка не является универсальной. Она может быть обоснована лишь в том случае, когда ошибки распределены равномерно, что, как правило, не соответствует действительности. Д. Бернулли сделал попытку установить более естественную оценку измеряемой величины, которая опиралась бы на вполне правдоподобное предположение о зависимости вероятности ошибки от ее размеров. Однако эта проблема была успешно решена лишь Гауссом, а также, независимо от него, американским математиком Эдрейном. Они нашли нормальное распределение ошибок, которое получило название гауссова закона. Гаусс, вслед за Лежандром, разработал также способ наименьших квадратов в применении к оценкам нескольких неточно заданных величин. На этой основе удалось дать удовлетворительное обоснование среднего арифметического и развить учение об ошибках измерения и способах их оценки. Ошибки измерения были, в сущности, единственным объектом, оперируя с которым физики имели дело с массовыми явлениями. В отличие от социальной статистики, где с массовыми явлениями приходилось сталкиваться на каждом шагу, в физике вплоть до середины в. изучению подвергались лишь отдельные объекты, существенные характеристики которых задавались небольшим числом параметров, а их изменение определялось воздействием небольшого числа причин. Такие задачи вполне успешно решались при помощи математического анализа. В использовании вероятностно-статистических методов здесь просто не было нужды. Начиная со второй половины X V I I I в. в физике предпринимаются попытки применить вероятностные представления для оценки правдоподобия конкурирующих гипотез. Одним из первых интересных опытов такого рода было обоснование Ж. Бюффоном теории происхождения планет. Согласно его точке зрения, все планеты солнечной системы появились в результате столкновения солнца и комет. Части солнца отделились и образовали самостоятельно движущиеся тела, вращающиеся вокруг него. В подтверждение гипотезы ученый, наряду с другими аргументами, приводит и вероятностные расчеты. Он обращает внимание на то, что все планеты имеют общее направление движения и вращаются водной плоскости, а затем оценивает вероятность случайного происхождения этих совпадений. Поскольку она оказывается чрезвычайно малой, Бюффон считает, что это дает основания предполагать существование единохг причины образования всех планет. Гипотеза Бюффона, как известно, была вытеснена космогонической гипотезой Канта Лапласа, которая обосновывалась ее авторами также ссылками на отмеченные выше единообразия в движении планет. Лаплас использовали вероятностные аргументы, выдвинутые впервые Бюффоном. В Опыте философии теории вероятностей содержится немало примеров обращения к вероятностным соображениям в естествознании, и особенно в астрономии. Однако следует отметить, что собственно математическая сторона теории вероятностей в этих и им подобных примерах по существу не используется. Говорить о значении теории вероятностей для физики и астрономии, имея ввиду такого рода ситуации, можно лишь при условии, если саму эту теорию трактовать, подобно Лапласу, как выражение здравого смысла. Естественно, что ученые, вполне обходившиеся в аналогичных случаях качественными соображениями, покоящимися на опыте и интуиции, невысоко оценивали эвристические возможности теории вероятностей. Использование вероятностно |