Главная страница
Навигация по странице:

  • Теория статистики. СПб., 1913, стр. 18. 55

  • В. И. Купцов детерминизм вероятность издательство политической литературы Москва 1976 L. M


    Скачать 1.32 Mb.
    НазваниеВ. И. Купцов детерминизм вероятность издательство политической литературы Москва 1976 L. M
    Дата09.07.2018
    Размер1.32 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла1kuptsov_v_i_determinizm_i_veroyatnost.pdf
    ТипДокументы
    #48439
    страница4 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
    1
    R. Carnap. Statistical and inductive probabili-
    ty.— In: The structure of scientific thought. Ed. by.
    Madden, p. 278—279.
    45
    анализе ее возможностей. Следует различать утверждения о мире и о процессе его познания. Даже ранняя версия концепции лапла- совского детерминизма не содержала в себе отрицания необходимости широкого использования вероятности в познавательном процессе. Чисто гносеологическое истолкование вероятности, как мы видели, имеет место ив наше время. Критикуя эти взгляды как игнорирующие объективную основу вероятности, нельзя упускать из вида те важные вопросы, которых они касаются. Сведение ' всей вероятностной проблематики к проблемам правдоподобия, принятия оптимальных решений есть, несомненно, одна из крайних версий в обосновании с позиций концепции лапласовского детерминизма использования в науке вероятностно-статистических идей. Однако следует заметить, что и эта версия не является тривиальной. Она содержит в себе немалые возможности, о чем свидетельствуют все новые и новые попытки ее утверждения как единственно правильного основания современной науки. Целостность мировоззрения ее сторонников достигается за счет некоторого уточнения используемых представлений. Мир характеризуется здесь как единством, таки различиями. Вероятностный характер познавательных актов и вообще актов принятия решений можно рассматривать как специфическую черту субъективной деятельности. Эта позиция вполне последовательна, и ее критика возможна лишь на базе сопоставления ее утверждений с опытом развития науки. Глава Первые шаги
    вероятностно -статистических методов в науке
    X I X в. был ознаменован широким вхождением в науку вероятностно-статистических методов. Начало этому движению положили исследования в области социальных явлений, затем эти методы проникли в медицину, метеорологию, антропологию. В середине
    X I X вони активно применяются в физике и биологии. А в конце века используются уже повсеместно. Эта экспансия вероятност- но-статистических идей в науке, естественно, поставила немало проблем перед сторонниками представлений об однозначной детерминированности всех явлений мира. Утверждение о том, что вероятность и неопределенность не могут допускаться в объектный язык науки, теперь, очевидно, стало анахронизмом. Однако концепция лапласовского детерминизма не пала в результате обнаружения вопиющего несоответствия ее установок реальной практике развития научного познания. Она смогла модифицироваться, обновить ветхие части своего здания и вновь обрести утраченную было силу. Более того, из огня критики она вышла еще более крепкой и дееспособной, чем прежде. Ее приверженцы приложили немало усилий, чтобы значительно обогатить картину рисуемого ими мира, внести в нее массу новых нюансов, придавших ей неизвестные прежде оттенки. Сложный процесс осмысления с позиций лапласовского детерминизма блестящих достижений науки X I X — начала XX вв. ив особенности ее успехов, связанных с использованием вероятностно-статистических идей, привел к формированию новой версии концепции лапласовского детерминизма. В чем же выражалось содержание этой новой версии Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть основные направления мыслей ученых, сторонников концепции ла- пласовского детерминизма, в которых они обосновывали проникновение в науку веро- ятностно-статистических методов. Но прежде следует проанализировать, хотя бы в общих чертах, сам феномен вхождения в науку
    XIX в. вероятностно-статистических идей. Чем оно было вызвано Почему в это время Насколько необходим был этот процесс Я постараюсь показать, что это интеллектуальное движение не было случайным, что оно органически вписывается в общую историю развития науки и культуры в целом. Правда, такой вывод ясен заранее. И трудно представить другую возможность. Эволюция научного познания дает такое многообразие свидетельств ее в целом закономерного характера, органической зависимости ее форм от уровня развития других видов человеческой деятельности, что этот вывод кажется очевидным. Поэтому задача заключается главным образом в том, чтобы раскрыть ков-
    48
    кретные черты обусловленности, необходимости обращения ученых к новым для них методам орладения действительностью.
    § 1. Пионеры социальной статистики Для идей писал Ф. Больяи своему сыну Я. Больяи, одному из создателей неевкли- довой геометрии наступает время, когда они созревают в различных местах, подобно тому как весною фиалки появляются всюду, где светит солнце Именно таки случилось с вероятностно-статистическими идеями. Но впервые они созрели в области исследований социальных явлений. В социальной статистике мы находим примеры самых ранних попыток применения вероятностно-ста- тистических методов для познания действительности. Почему же это произошло именно здесь Специалисты по истории социальной статистики проводят четкое различие между чисто практическим интересом к сбору разного рода информации, относящейся к жизни общества, и интересом научным. Необходимость опираться в хозяйственной, военной и других родах деятельности на конкретные статистические данные была осознана, по- видимому, очень давно. Платежеспособность населения, его военный потенциал всегда привлекали внимание государственных деятелей. Как отмечают историки статистики,
    1
    Цит. по В. Ф. Каган.
    Лобачевский и его геометрия. М, 1955, стр. 199.
    49
    Ту китайцев сведения о численности населения, о доходности земель и пр. собирались еще в X X I I I в. дон. э. Конфуций ссылается на данные такого рода, полученные в 2238 г. дон. э. императором Яо. Внимание кстати- стическим данным историки фиксируют ив древней Индии, ив древнем Египте, ив древней Греции. Научный же интерес к статистическим данным сложился много позднее. По существу, о нем можно говорить как о явлении начиная лишь св. Именно в это время складываются те основные направления теоретической мысли, взаимодействие которых привело в X I X в. к образованию социальной статистики как научной дисциплины. Слово статистика стало употребляться для обозначения определенной области научной деятельности в конце X V I I в. Оно относилось к систематическому изложению различного рода достопримечательностей государств. Первые попытки представить такие данные в форме некоей описательной науки принадлежат, по-видимому, гельмштадтско- му профеесору Г. Конрингу. В дальнейшем этот предмет стал постоянно излагаться в университетах Германии и ряда других стран. Особую популярность он приобрел благодаря деятельности Айхенваля, основателя государствоведения. Айхенваль, наиболее важное сочинение которого вышло в свет в 1749 г, впервые четко определил содержание этой дисциплины и ее цели. Именно в его изложении государствоведение под именем статистики стало весьма популярными привлекло к себе большое внимание.
    50 Описательный характер государствоведе- ния Айхенваль считал его важнейшей чертой. Верность этому взгляду была сохранена статистиками данного направления на протяжении всей последующей истории. Эволюционировали взгляды на то, что следует рассматривать в качестве основных характеристик государства, изменялись представления о значении числовых данных, о структуре этой дисциплины, но она неизменно оставалась описательной. Совершенно иной подход к изучению социальных явлений характерен для другого направления развития статистики, возникновение которого связывается с деятельностью так называемых политических арифметиков Д. Граунта и В. Петти. Английский торговец Д. Граунт впервые провел систематические статистические исследования общественных явлений. Его внимание привлекли бюллетени смертности населения Лондона, издававшиеся регулярно сначала в. Они публиковались каждую неделю, а кроме того, вначале каждого года выходили сводки соответствующих данных завесь предыдущий год. Бюллетени эти раздавались подписчиками, по-видимому, имели немалый спрос. По ним богатые горожане могли заметить надвигавшуюся чуму, которая представляла в те времена огромную опасность для жителей Лондона. В результате кропотливой работы с этими данными, а также материалами, касающимися рождения лондонцев, Гра- унт установил существование целого ряда статистических закономерностей, которым подчинялось естественное движение населения столицы Англии за несколько десятилетий. В 1662 г. Д. Граунт издал книгу с изложением результатов своих исследований. Он писал в ней, что существует устойчивое соотношение полов среди новорожденных, составляющее для Лондона примерно 14 мальчиков на 13 девочек, что среди всего населения города небольшое преобладание имеют также лица мужского пола, что каждый брак в среднем дает 4 ребенка. Он установил, что ряд болезней и роковых случайностей имеют устойчивый процент среди всех причин смерти, например, мужчин умирает больше, чем женщин, самая большая смертность у детей и пр. В ряде мест своего сочинения он делает высказывания, явно приближающие его к открытию закона больших чисел. В общем значимость научной деятельности Д. Граунта заключается не столько в обнаружении им различного рода статистических закономерностей, имеющих место в жизни общества, сколько в открытии пути научного изучения социальных явлений. Интерес к статистическим исследованиям резко возрос благодаря работам друга Д. Граунта В. Петти. Широкое и эффективное использование им числовых данных для решения самых разнообразных вопросов социальной жизни, относящихся к экономике, внутренней и внешней политике, показало большую практическую ценность таких работ. Сам Петти вполне отчетливо представлял новаторский характер своей методологии. В предисловии к своей Политической арифметике он писал вместо того, чтобы
    52 употреблять слова только в сравнительной и превосходной степени и прибегать к умозрительным аргументам, я вступил на путь выражения своих мнений на языке чисел, весов и меря уже давно стремился пойти поэтому пути, чтобы показать пример политической арифметики, употребляя только аргументы, идущие от чувственного опыта, и рассматривая только причины, имеющие видимые основания в природе. Те же, которые зависят от непостоянства умов, мнений, желаний и страстей отдельных людей, я оставляю другим Петти, видимо, был убежден в том, что языком математики написана не только книга природы. Количественные характеристики представляют важнейшие стороны и социальных явлений. Один из основателей классической политэкономии, он явился и пионером применения математических методов к изучению общественной жизни. Уильям Петти,— по словам К. Маркса отец политической экономии ив некотором роде изобретатель статистики 2 Эффективное использование вероятност- но-статистических методов при анализе различных социальных явлений, и особенно демографических, можно найти у многих ученых вв. Галлей, Гюйгенс, Му- авр, Д. Бернулли, Я. Бернулли, Ферма, Лейбниц, Депарсье, Мохо, Даламбер, Лежандр, Фурье, Бюффон, Лагранж, Лавуазье,
    Дювильяр, Кондорсе, Гаусс, Зюсмильх, Да- венант, Лаплас и др. внесли большой вклад
    1
    В. Петти. Экономические и статистические работы, т. I. М, 1940, стр. 156.
    2
    К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч, т. 23, стр. 282.
    53

    6 разработку теоретических основ демографии, экономической статистики, в создание методов анализа массовых явлений. Вихра- ботах уже вполне отчетливо была продемонстрирована большая ценность для познания действительности вероятностно-статистиче- ских методов. Они открыли первые статистические закономерности. И, что особенно для нас интересно, они попытались их осмыслить. В этом отношении замечательны две работы немецкого военного пастора И. Зюсмиль- ха. Первая из них, опубликованная в 1742 г, представляет собой небольшое сочинение вторая, изданная в 1761 гуже солидный труд. Оба исследования имели одинаковое и весьма интересное название, которое уже само по себе довольно много говорит о стиле работ и их предмете. Божественный порядок в изменениях человеческого рода, те. основательное доказательство божественного провидения и промысла по отношению к роду человеческому из сравнения родившихся и умерших, бракосочетавшихся и родившихся, в особенности же из постоянного соотношения родившихся мальчиков и девочек и т. д — так назывались книги Зюс- мильха. Замысел этих работ в полном соответствии сих названием был таков считая априори, что бог установил законы не только в области природных, но ив сфере социальных явлений, на базе статистического материала продемонстрировать правильность этого положения. Известный статистик прошлого века Вагнер отмечал, что работы Зюсмильха тенденциозны. Ряд ошибок, скороспелых обобщений пастора-статистика, несомненно, находятся в прямой зависимости от его религиозных установок. Да и все построение книг несет на себе их печать. Автор пытается представить дело так, что он не выводит законы из опыта, как это принято в естествознании. В книгах сначала формулируются правила, предписываемые божественным порядком, а затем уж представляются их эмпирические свидетельства. Несмотря на это, работы Зюсмильха оказываются интересным статистическим исследованием, в котором представлено систематическое, скрупулезное изучение закономерностей демографического характера. Работавший в Германии в то время, когда в ее университетах статистику истолковывали как принципиально описательную науку, он дает ей, по существу, совершенно иную трактовку. Статистика, сего точки зрения, должна отыскивать причинные связи, обнаруживать законы в жизнедеятельности человека. В предисловии к первой работе И. Зюсмиль- ха Хр. Вольф справедливо писал, что она является опытом, показывающим, как теория вероятностей может применяться к явлениям человеческой жизни В глазах И. Зюсмильха Д. Граунт, первым обнаруживший статистические законы, является настоящим Колумбом. Следуя по его пути, можно открыть немало регулярно- стей в кажущейся совершенно произвольной деятельности человека. Это касается, в част' Ю. Янсон.
    Теория статистики. СПб., 1913, стр. 18.
    55
    ности, и нравственных явлений Если бы мы могли ив этой области существующего подметить все незначительные случаи с обстоятельствами, их сопровождающими, и их надлежащим образом осветить, мы имели бы надежду не только правильно судить о них, но и понять их взаимную связь В своих работах, основанных на анализе материалов церковных книг, пастор-стати- стик обсуждает большой комплекс вопросов, связанных прежде всего с рождаемостью и смертностью людей. Он изучает зависимость числа браков от плотности населения и уровня его благосостояния, рассматривает влияние различных причин на плодовитость браков, анализирует зависимость смертности от условий городской и сельской жизни, от рода занятий, от климата, от плотности населения, эпидемий. Он обнаруживает, что доля людей, умирающих по самым разным причинам, постоянна, что она оказывается неизменной и для отдельных возрастных групп населения детей, юношей, стариков и пр. В его работах содержится указание на взаимосвязь различных факторов, поддерживающих относительно стационарный уровень численности населения. Эти работы, представляющие в глазах специалистов по истории статистики, несомненно, замечательные произведения, тем не менее не оказали заметного влияния на развитие этой дисциплины. Первый труд Зюс- мильха не был даже замечен. Второй же вызвал определенный интересно тем не менее последователей не имел. Статистики продол-
    1
    Ю. Янсон. Теория статистики, стр. 20. жали заниматься частными проблемами, имеющими практическое значение. Постановка вопроса о закономерном характере социальных явлений, призыв к их систематическому изучению, которые может заметить современный читатель в трудах Зюсмильха, не нашли отклика у его современников. Чем это можно объяснить Причин здесь немало. Известно, что семя может прорасти и дать плоды лишь тогда, когда оно попадает в плодоносную почву. Работы Зюсмильха, написанные в Германии, где господствовали идеи описательной статистики, не могли встретить благожелательного отношения. Они сам, видимо, понимал, что идет вразрез с официальной наукой. Неслучайно в его работах ни разу не употребляется само слово статистика. Середина X V I I I в это время, когда, кроме механики, все остальные науки развивались как чисто описательные дисциплины. Попытки применения количественных методов к решению задач, выходящих за пределы механики, даже в области физики, носили еще эпизодический характер и уж во всяком случае не вырастали в программы развития данной научной области. Кроме того, для развертывания социальных статистических исследований не было еще и достаточного эмпирического материала. Систематические статистические службы стали внедряться лишь в конце X V I I I в, когда буржуазное общество уже не могло без них развивать свое хозяйство) Все это и привело к тому, что идеи И. Зюсмильха прозвучали как абстрактные, оторванные от реальной жизни. Облеченные к тому же в теологическую форму, они не смогли пробудить к себе интереса у ученых и повести их по новому пути. Это удалось сделать лишь в X I X в, когда благодаря бурному развитию производительных сил, огромным успехам науки, деятельности философов эпохи Просвещения, освежающему ветру французской революции в Европе существенно изменилась вся интеллектуальная атмосфера. Героем движения за новую статистику стал бельгийский ученый А. Кетле. Имея хорошую математическую подготовку, ив частности в области теории вероятностей, он вначале своей творческой деятельности задался целью усовершенствовать систему страхования, которая в то время стала широко практиковаться в его стране. Однако уже вскоре научные интересы
    Кетле резко расширяются. Предметом его внимания становятся закономерности, которым подчиняется человек как в области его физических и биологических свойств, таки со стороны его нравственного и даже умственного развития. Ученик Лапласа, друг Пуассона, астроном, метеоролог, он поставил перед собой задачу распространить методы естествознания на область социальных явлений. Воспитанный в традициях французской материалистической философии, он не сомневался в том, что человек — создание природы и должен подчиняться ее законам. Наблюдая путь, которым шла наука в деле изучения миров пишет Кетле,— мы не понимаем, почему бы нам не идти той же доро- той в деле изучения человека Не нелепо ли думать, что в то время, как все совершается по известным законам, один человеческий род остается слепо предоставленным самому себе и не имеет никакого охраняющего начала Но если человек рождается, живет и умирает в соответствии с определенными законами, то почему же их до сих пор не изучали Внимание ученых, объясняет Кетле, привлекли лишь явления рождения и смерти, но огромная область явлений жизнедеятельности человека осталась вне поля их зрения. Многие до сих пор считают, что действия человека по самой своей сути стоят вне закона, ибо они обусловлены его волей, сознанием. Но это ненаучный подход к проблеме. Научная же позиция здесь такова если вы хотите узнать, существуют ли законы, управляющие деятельностью человека, тоне решайте вопрос априори, а обратитесь копыту. Но к какому опыту Разве на примере нашей собственной жизни мы не убеждаемся постоянно, что никаких законов здесь не существует Разве это не очевидно для любого человека, способного к здравому рассуждению Увы, замечает Кетле, здравый смысли на этот раз подводит добропорядочных граждан. Законы, естественно, ускользают от нашего ума, поскольку мы наблюдаем поведение лишь отдельных людей. Масса случайностей, индивидуальных особенностей не дает нам возможности их зафиксировать. Так, человеку, постоянно наблюдающему отражение света в отдельных каплях воды пишет
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта