В ы с шее образование серия Учебники
Скачать 23.54 Mb.
|
Памятники дают возможность установить, кто становился боярами. Такими людьми были старцы, старейшины. В ранних летописных известиях именно старцы и старейшины противополагались княжеским боярами в тоже время — массе прочего населения. Причем старцы — это не возрастная категория, это верхушка общества, лучшие люди земли или города. Очень характерно, что латинское слово senatores (сенаторы) в древнерусской письменности переводилось словом «старци». В научной литературе обычно признают, что старцы старейшины, не будучи возрастной группой, все же возникли из числа родовых старейшин. Но было бы, тем не менее, совершенно неправильным считать, что эти лучшие люди являлись исключительно потомками родовых старейшин. Несомненно, к ним постепенно присоединялись крупные землевладельцы, возможно, крупные торговцы, словом, верхушка тогдашнего общества. Несомненно, проходили процесс ассимиляции двухосновных групп феодалов — из числа посаженных назем лю дружинников и из числа землевладельцев, возникших в недрах разлагавшихся сельских общин. Полное слияние обеих групп боярства — верхушки княжеской дружины и местной знати — произошло постепенно в процессе усиления раннефеодальной монархии, укрепления зависимости феодалов-бояр от великого киевского князя. Обе указанные феодальные группы по отношению к князю являлись вассалами, те. зависимыми от него лицами. Хотя до нас не дошли от X I-X II вв. грамоты о пожаловании земли боярам, нет сомнений, что, служа князю выполняя его поручения, собирая дань, управляя от его имении т.д.), они также получали за службу от князей землю — волости или части волостей. Но, само собой разумеется, пожалования от князя небыли единственным источником их обогащения. Бояре, также как князья и церковные учреждения, увеличивали свое богатство захватывая пустоши, земли общинников, покупая земли, извлекая выгоду из ремесла и торговли. В результате они становились крупными собственниками земель и поселений. В летописях XII в. встречается уже много сообщений о боярских селах. При Владимире и Ярославе окончательно сложился термин боярин для обозначения крупного землевладель- ца-феодала, обладавшего рядом особых привилегий. Это особое положение бояр было в достаточной степени определено в церковном Уставе Ярослава. С момента принятия христианства стало развиваться церковное землевладение. Подобно князьям, церковные учреждения (митрополичья и епископские кафедры и монастыри) занимали пустоши и присваивали земли общин. Наряду с этим церковное землевладение развивалось и благодаря пожертвованиям князей и бояр. Церковь приращивала земли также на основании покупки и мены. Укреплению собственности церкви послужило то, что по Уставу Владимира церковь получила десятую часть городов, которые она затем иногда выменивала на волости. Во всяком случаев в. у церковных учреждений были уже и свои города, и свои волости. Верхушка духовенства смыкалась с феодалами. Институт феодальной собственности самым непосредственным образом был связан с развитием феодальной эксплуатации, объектом которой являлись крестья не-общинники. В период разложения первобытного строя и перехода к классовому обществу в славянских общинах долгое время продолжали существовать пережитки патриархально-ро- довых отношений. В частности, продолжали существовать большесемейные организации, которые у западных и южных славян носили название задруг, ау славянских племен — вервей. Большие семейные общины по мере развития феодальных отношений подвергались разложению, из их состава выделялись отдельные малые семьи. Постепенно понятие «вервь» приобретало новое значение вер вью стала называться совокупность большого числа индивидуальных семей, выделившихся из прежней верви — большой семьи. Соседская община называлась миром. Она состояла из вервей — больших семей, или семейных общин находившихся в разных стадиях разложения, и из индивидуальных патриархальных семей, возникших в результате этого разложения. Но и сама соседская община в рассматриваемый период подвергалась разложению. Внутри нее появлялись зажиточные общинники из числа старейшин, из купцов и скупщиков товаров, идущих на иноземные рынки, из ремесленников. Эти зажиточные элементы в первую очередь организовывали крупные хозяйства, эксплуатировали своих маломощных соседей и посаженных на землю рабов. Процессу разложения соседской общины способствовали войны, которые продолжались между племенами и которые имели своим последствием грабежи имущества отдельных общинников и их последующее разорение, а также дань, которую общинники должны платить князьям Основная масса свободных общинников стала феодально зависимым населением путем превращения дани, которая выплачивалась князю, в феодальную ренту. Со временем дань, которую ранее платили с дыма (с дома, стали платить с земли. Ранее ее взимали натуральными продуктами — медом, воском и мехами, а позже в основном деньгами. Кроме регулярной дани общинники, жившие в доменах князей, должны были нести различные натуральные повинности в пользу князя, а также многочисленные разовые сборы на содержание дружины, должностных лиц княжеской администрации, дороги т.п. Словом, кв. сложились и оформились те разнообразные сборы и повинности которые в совокупности входили в феодальную ренту. Одним из основных способов превращения свободного человека в феодально зависимого являлся патронат — система феодальной защиты. Отдельные общинники или общины в целом стремились найти защиту у наиболее влиятельных феодалов, защитить свои земли и имущество от разграбления в борьбе различных феодальных группировок за передел сфер влияния. Патронами в первую очередь становились наиболее влиятельные феодалы, начиная с князя, митрополита и епископов. Феодалы охотно принимали общинников под свою защиту, при этом патронируемые переходили в категорию людей, подчиненных феодалу в личном отношении, и на них распространялась юрисдикция феодала-патрона. Установление пат роната было выгодно феодалу, т.к. отдавшиеся под его покровительство обязывались работать на него, таким образом оплачивая феодалу его покровительство. В житейской практике бывало много случаев, когда населению приходилось обращаться к более сильным за защитой. Поэтому различалось несколько групп патронируемых) закладников, те. городских и сельских людей обладавших своим хозяйством и подвергавшихся насилию со стороны сильных людей) прикладников — как можно думать, тех же зак ладников, шедших под патронат церкви) изгоев, те. выходцев из общины или какой-либо группы населения 4) задушных людей — холопов, отпущенных поза вещанию) прощенников — неоплатных должников, превращенных в холопов кредиторами, а затем прощенных или по завещанию или при жизни господина. Значительная часть этих людей (прикладники, некоторая часть изгоев, задушные люди и прощенпики) находилась под патронатом церкви и делалась феодально зависимыми людьми церковных земельных владений. Способом превращения свободных людей в феодально зависимых был также наем. Нанимались в ту эпоху обычно люди, лишенные средств производства, утратившие связь со своей общиной. Наниматели старались закрепить свои права на них, обратив их в феодально зависимых людей. Другим способом превращения сельского населения в феодально зависимое крестьянство являлось закабаление. В Киевской Руси существовал институт закупниче- ства, в основе которого обычно лежал заем. Необходимость прибегнуть к займу возникала в результате различного рода стихийных бедствий, разорения вовремя военных действий или в результате жизненных неурядиц личного характера. В обеспечение займа должник («закуп») закладывал самого себя и был обязан до погашения долга жить во дворе' кредитора (господина, не имея права отлучаться и посвящ ая,все время работе на своего кредитора. Очень часто закуп не был в состоянии выбиться из кабалы ив конце концов окончательно терял свою самостоятельность. Положение за купов, как было выяснено И. И. Яковкиным, было весьма близко к долговому рабству (Яковкин И. И. Закупы Русской Правды Журнал Министерства народного просвещения. 1913, апрель-май). Наряду с закупничеством к феодальной зависимости зачастую приводили долги, несвязанные с самозакладом. Неимущие занимали у землевладельцев деньги, хлеб и выплачивали кредитору определенные проценты. Эти должники водном из поздних списков Русской Правды названы вдачами («вдачь»). Должники имели право погасить ссуду или отработать ее. Нона практике эти должники обычно попадали в устойчивую зависимость. Кроме того, феодалы, несомненно, подчиняли себе крестьян без всяких юридических оснований, актами грубой силы. Феодальное право — это кулачное право, и значительные массы сельского населения принуждены были терять свою землю и свободу вследствие насильственного захвата земли. Нет возможности должным образом изучить этот процесс за недостатком источников, но наши памятники достаточно говорят о нем. Так, в поучении, приписываемом епископу Серапиону, говорится, что сильные люди имения не насыщаются, но и свободные сироты порабощают и продают. Число попавших в зависимость в результате прямого насилия было весьма значительно. Таким образом, источники возникновения феодальной зависимости и соответственно — феодальной эксплуатации — были в Киевском государстве многочисленны и разнообразны. Можно сделать вывод, что рабочей силой феодального хозяйства, объектом феодальной эксплуатации в рассматриваемый период были прежде всего) рабы, посаженные на землю крупными землевладельцами, которые ими владели) свободные общинники, разнообразными путями попавшие в феодальную зависимость, становившиеся зависимым сельским населением, так называемыми смер дами. С увеличением числа феодально зависимых людей, с ростом феодального землевладения постепенно формировались феодальные сеньории с территориальными центрами — селами и с многочисленной местной феодальной администрацией тиунами, сельскими старостами, рядо вичами. Эксплуатация смердов всё более и более усиливалась Реакцией на нее, проявлением острого недовольства крестьянства феодальным гнетом стали первые восстания Так, в 1072 г. вспыхнуло восстание смердов в Суздальском крае. Организаторам восстания удалось поднять большой район по реке Шексне и даже захватить в свои руки город Белоозеро. Восставшие жестоко расправлялись со своими угнетателями. Восстание было подавлено Яном Вышатичем, слугой киевского князя Святослава. Развитие городов Одновременно сформированием феодального аграрного сектора стал более интенсивным процесс отделения ремесла и торговли от сельского хозяйства, что создавало предпосылки для ускоренного роста феодальных городов. Поселения городского типа эволюционировали. Боль шесемейные городища сменялись новыми большими по размерам, менее укрепленными, более открытыми для общения с внешним миром. Кое-где под защитой более крупных и крепких городищ развивались поселения, являвшиеся ремесленными и торговыми центрами. Такими центрами стали, в первую очередь, племенные города и основные политические центры Киевской Руси, как, например, Киев и Новгород. По мере успехов промысла и торга возникали также новые центры городского типа. Небольшие по масштабам сборные пункты обмена, центры гостьбы (торговли) получили названия погостов. Некоторые из них со временем превращались в более значительные торговые средоточия — собственно города, к которым тянулись окрестные пого сты. Города, возникшие на главных торговых путях, по большим рекам, вырастали в большие торжища, которые стягивали к себе обороты окрестных городских рынков Как подчеркивал МН. Покровский, торговля в древней Руси была мелкой и разбойничьей. Но, говорил он, если мы упустим сочетание войны, торговли и разбоя, мы ничего не поймем в организации древнерусского города». Постепенно экономические связи становились основанием политических, торговые районы городов превращались в городовые волости — основные территориальные единицы. Обращая внимание на роль городов в экономической жизни древней Руси, необходимо иметь ввиду и их воен но-оборонительное и политическое значение. Для того чтобы правильно представить историю города в рассматриваемый период, надо прежде fecero установить, какой смысл вкладывался в понятие город в рассматриваемое время. Не может быть никаких сомнений в том, что основное значение этого слова — военное укрепление, крепость. Нетрудно установить, по чьей инициативе строились города в Киевском государстве в период развития феодализма — прежде всего по инициативе князей. Летописи дают совершенно исчерпывающие указания В лето 6499 Володимер заложи град Белгород и наруби вонь от инех городов, и много людий сведе вонь бе бо любя град сь». Рассказывая о деятельности князя Владимира, летопись говорит И нача ставити городы по Десне, и по Востри, по Трубежеви, и по Суде и по Стугне, и поча нарубати муже лучшие от Словень, и от Кривичь, и от Чюди, и от Вятичь, и от сих насели грады; бе бо рать от Печенеги бе воюяся сними и одоляя им (Лаврентьевская летопись поди под 991 г. Рассказывая о войне с печенегами окончившейся их поражением вследствие воодушевления охватившего войско после победы Переяслава над печенежским богатырем, летопись сообщает «Володимер же рад быв, заложи город на Броде томь и нарече Переяс лавль» (Лаврентьевская летопись, под 992 г) Летопись сообщает также о постройке городов и князем Ярославом В лето 6540 Ярослав поча ставите городы по Роси» (Лаврентьевская летопись, под Известно, что существовала особая профессия город ников — строителей городов. Русская Правда специально говорила о вознаграждении, которое должен был получать городник за городню (очевидно, часть военного укрепления. Из контекста Русской Правды следует, что го родник — княжой человек, представитель княжеской администрации, подобно вирникам, мостникам и т. д. Это также позволяет утверждать, что города строили прежде всего князья, а не купцы или иные предприимчивые люди Вероятно, что города строились не князем непосредственно, а его посадниками или воеводами, но, несомненно, по его распоряжению и сего согласия. Город не мог существовать без более или менее сильного гарнизона, и, конечно, этот гарнизон мог быть поставлен только князем И только князь и, возможно, митрополит могли содержать этот гарнизон. Заложенные князьями новые города становились городами нового типа — городами-замками, центрами феодального властвования над окружавшей их сельской округой. Эти города отличались от других городов Киевской Руси тем, что находились в полном владении князя. Они представляли собой деревянные укрепления на высоком речном берегу. Именно за деревянную городьбу городи должен был получить свое название. Такими городами былине только указанный Переяславль, но и, например Вышгород и Белгород. Число этих городов-замков начало особенно расти во второй половине XI в, а кв. их насчитывалось уже сотни. Город был не только местом постоянного пребывания военного гарнизона, но и сборным пунктом всех военных сил данной округи вовремя осады. Город были финансово-административным центром, центром особого финансового округа, ведал сбором дани и хранением ее Наконец, город были судебным центром для сельского населения, сохранившего свою независимость, не попавшего еще под власть местных феодалов. Территориальный округ, тянувший к городу, был так тесно с ним связан, что город без окружавших его земель в этот период не мыслится. Местные феодалы также были заинтересованы в росте городов. Летописи XII в. достаточно говорят о градостроительстве, в особенности во вновь колонизируемых областях, например Суздалыцине и др. Местные феодалы содействовали возникновению и развитию городов путем предоставления льгот поселенцам-горожанам, в частности, временно освобождая их от платежа дани В результате возникали так называемые свободы (слободки) — поселения городского типа, имевшие особенный статус. Как старые, таки новые города являлись центрами ремесленного производства и торговли. Феодальные города как ремесленно-торговые центры, вокруг которых концентрировались ремесленники и торговцы, часто возникали вокруг городов-замков, вокруг крупных княжеских и боярских сел. Города могли возникнуть и на совершенно пустом месте, ипритом недалеко от города-замка. И наоборот, уже возникший город мог быть укреплен и после возникновения торгово-промышленного центра мог быть поставлен город-замок. Но, вероятно, большинство городов-посадов возникло именно вокруг городов-замков, и вследствие этого уже рано в наших исторических памятниках происходило смешение этих двух по существу разных понятий. Наши памятники начали употреблять слово город в двояком смысле и города-крепости, замка, и торгово-промышлен ного центра. Так, в Русской Правде, где содержатся постановления огородниках, город понимается как крепость («дондеже город срубять»), наряду с этим говорится огороде как торгово-промышленном центре («Аще кто мно- гым должен будеть, а пришед гость из иного города или чужеземець...»). Процесс образования города-посада вокруг города-зам ка облегчался следующими моментами) большей безопасностью населения в городе) тем, что в городе-замке еще до превращения его в настоящий торгово-промышленный центр были торги и жили ремесленники, обслуживавшие городской гарнизон. Город-посад, несомненно, долго был придатком к го роду-замку. В особенности благоприятные условия для образования городов-посадов вокруг городов-замков складывались, когда этот город-замок делался резиденцией какого-либо князя. Здесь, несомненно, княжий двор окружался дворами различного рода княжеских ремесленников. Кроме того, надо иметь ввиду, что в город-замок стекалась дань, военная добыча, словом, то, что в памятниках того времени называлось товаром. Естественно, что эти товары привлекали скупщиков, которые по мере развития процесса отделения ремесла и торговли от сельского хозяйства превращались в купцов. |