решебник по русскому(старый). В. В. Максимова к Пособию для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Греков, С. Е. Крючков
Скачать 1.55 Mb.
|
№ 443. Как-то давно, темным осенним вечером случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки впереди, под темными горами, мелькнул огонек. Мелькнул ярко, сильно, совсем близко... — Ну, слава Богу! — сказал я с радостью. — Близко ночлег. Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять апа- тично налег на весла. — Далече! Я не поверил: огонек так и стоял, выступая вперед из неопреде- ленной тьмы. Но гребец был прав: оказалось, действительно, дале- ко. Свойство этих ночных огней — приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своей близостью. Кажется, вот-вот, еще два-три удара веслом, и путь окончен... А между тем, далеко. И долго еще мы плыли по темной, как чернила, реке. Ущелья и скалы выплывали, надвигаясь, и уплывали, оставаясь назади и теря- ясь, казалось, в бесконечной дали, а огонек все стоял впереди, пере- ливаясь и маня, все так же близко и все так же далеко... Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, этот живой огонек. Много огней и раньше, и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла... Но все-таки... все-таки впереди огни!.. № 444. План: 1) Секрет прелести спектаклей чеховских пьес. 2) Попытки поставить Чехова на сцене. 3) Новый подход, найденный Художественным театром, и его ус- пех. Я не берусь описывать спектакли чеховских пьес, так как это не- возможно. Их прелесть в том, что не передается словами, а скрыто под ними или в паузах, или во взглядах актеров, в излучении их внутреннего чувства. При этом оживают и мертвые предметы на сцене: и звуки, и декорации, и образы, создаваемые артистами, и самое настроение пьесы и всего спектакля. Все дело здесь в творче- ской интуиции и артистическом чувстве. Линия интуиции и чувства подсказана мне Чеховым. Для вскры- тия внутренней сущности его произведений необходимо произвести своего рода раскопки его душевных глубин. Конечно, того же тре- бует всякое художественное произведение с глубоким духовным StudyPort.ru 155 содержанием. Но к Чехову это относится в наибольшей мере, так как других путей к нему не существует. Все театры России и многие Европы пытались передать Чехова старыми приемами игры. И что же? Их попытки оказались неудачными. Назовите хоть один театр или единичный спектакль, который показал бы Чехова на сцене с помощью обычной театральности. А ведь за его пьесы брались не кто-нибудь, а лучшие артисты мира, которым нельзя отказать ни в таланте, ни в технике, ни в опыте. И только Художественному теат- ру удалось перенести на сцену кое-что из того, что дал нам Чехов, и, притом в то время, когда артисты театра и труппа находились в ста- дии формации. Это случилось благодаря тому, что нам посчастли- вилось найти новый подход к Чехову. Он особенный. И эта особен- ность является нашим главным вкладом в драматическое искусство. № 445. Недолго думая, я высмотрел место в тени, притащил туда новую циновку, вид которой, кажется, подал мне первую мысль спать здесь, и с громадным удовольствием растянулся на ней. За- крыть глаза, утомленные солнечным светом, было очень приятно. Пришлось, однако, полуоткрыть их, чтобы расстегнуть штиблеты, распустить пояс и положить что-нибудь под голову. Я увидел, что туземцы стали полукругом в некотором отдалении от меня, вероят- но, удивляясь и делая предположения о том, что будет дальше. Одна из фигур, которую я видел перед тем, как снова закрыл глаза, оказалась тем самым туземцем, который чуть не ранил меня. Он стоял недалеко и разглядывал мои башмаки. Я припомнил все происшедшее и подумал, что все это могло бы кончиться очень серьезно; у меня промелькнула мысль, что, может быть, это только начало, а конец еще впереди. Проснулся, чувствуя себя очень освеженным. Судя по положению солнца, должен был быть, по крайней мере, третий час. Значит, я проспал два часа с лишком. Открыв глаза, я увидел несколько туземцев, сидящих во- круг циновки шагах в двух от меня, они разговаривали вполголоса. Они были без оружия и смотрели на меня уже не так угрюмо. Притащил , растянул ся, утомленные, расстегнуть, отдалении. № 446. I. Море смеялось. Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебря- ных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носил- ся веселый плеск волн, взбегавших одна за другою на пологий берег песчаной косы. Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отраженно- го рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение, StudyPort.ru 156 полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило, море – тем, что отражало его ликующий свет. II. В песок косы, усеянной рыбьей чешуей, были воткнуты дере- вянные копья; на них висели невода, бросая от себя паутину теней. Несколько больших лодок и одна маленькая стояли в ряд на песке, волны, взбегая на берег, точно манили к себе. Багры, весла, корзины и бочки беспорядочно валялись на косе; среди них возвышался ша- лаш, собранный из прутьев ивы, лубков и рогож. Перед входом в него на суковатой палке торчали подошвами в небо валяные сапоги. И над всем этим хаосом возвышался длинный шест с красной тряп- кой на конце, трепетавшей от ветра. В тени одной из лодок лежал Василий Легостаев, караульщик на косе. Дуновением – сущ. 1. Н.ф. – дуновение. 2. Пост. признаки: нариц., неодуш., ср. р., 2 скл. 3. Непост. признаки: тв. пад., ед. ч. 4. Под (чем?) дуновением. Взбегавших – прич. 1. От глагола взбегать. 2. Н.ф. – взбегавший. 3. Пост. признаки: действит., прош. вр., несов. вид. 4. Непост. признаки: род. пад, мн. ч. 5. Волн (каких?) взбегавших. Гармонично – наречие. 1. Наречие образа действия. 2. Сливались (как?) гармонично. Счастливо – прил. 1. Н.ф. – счастливый. 2. Пост. признаки: качественное. 3. Непост. признаки: краткое, им. пад., ед. ч. 4. Солнце было счастливо. Паутину – сущ. 1. Н.ф. – паутина. 2. Пост. признаки: нариц., неодуш., жен. р., 1 скл. 3. Непост. признаки: вин. пад, ед. ч. 4. Висели, бросая паутину теней. Беспорядочно – наречие. 1. Наречие образа действия. 2. Валялись (как?) беспорядочно. Суковатой – прил. 1. Н.ф. – суковатый. 2. Пост. признаки: качественное. StudyPort.ru 157 3. Непост. признаки: полное, пред. пад., ед. ч. 4. На палке (какой?) суковатой. Этим – мест. 1. Н.ф. – этот. 2. Пост. признаки: указательное. 3. Непост. признаки: тв. пад., муж. р., ед. ч. 4. Над хаосом (каким?) этим. № 447. I. Чичиков в довольном расположении сидел в своей бричке, катившейся давно по столбовой дороге. Из предыдущей главы уже видно, в чем состоял главный предмет его вкуса и склонностей, а потому не диво, что он скоро погрузился весь в него и телом, и ду- шою. Предположения, сметы и соображения, блуждавшие по лицу его, видно, были очень приятны, ибо ежеминутно оставляли после себя следы довольной усмешки. Занятый ими, он не обращал ника- кого внимания на то, как его кучер, довольный приемом дворовых людей Манилова, делал весьма дельные замечания чубарому при- стяжному коню, запряженному с правой стороны. II. Так рассуждая, Селифан забрался, наконец, в самые отдален- ные отвлеченности. Если бы Чичиков прислушался, то узнал бы много подробностей, относившихся лично к нему, но мысли его так были заняты своим предметом, что один только сильный удар грома заставил его очнуться и посмотреть вокруг себя: все небо было со- вершенно обложено тучами, и пыльная почтовая дорога опрыска- лась каплями дождя. Громовой удар раздался в другой раз громче и ближе, и дождь хлынул как из ведра. Сначала, принявши косое на- правление, хлестал он в одну сторону кузова кибитки, потом в дру- гую, потом, изменивши образ нападения и сделавшись совершенно прямым, барабанил в верх кузова. № 448. В палате было уже темно. Доктор поднялся и, стоя, начал рассказывать, что пишут за границей и в России и какое замечается теперь направление мысли. Читая и потом, ложась спать, он все время думал об Иване Дмитриче, а проснувшись на другой день ут- ром, вспомнил, что вчера познакомился с умным и интересным че- ловеком, и решил сходить к нему еще раз при первой возможности. Иван Дмитрич лежал в такой же позе, как вчера, обхватив голову руками и пожав ноги. Лица его не было видно. — Здравствуйте, мой друг! — сказал Андрей Ефимыч. — Вы не спите? — Во-первых, я вам не друг, — проговорил Иван Дмитрич в по- душку, — а, во-вторых, вы напрасно хлопочете: вы не добьетесь от меня ни одного слова. StudyPort.ru 158 — Странно, — пробормотал Андрей Ефимыч в смущении. — Вчера мы беседовали так мирно, но вдруг вы почему-то обиделись... Вероятно, я выразился как-нибудь неловко или, может быть, выска- зал мысль, несогласную с вашими убеждениями... — Да, так я вам и поверю! — сказал Иван Дмитрич, приподни- маясь и глядя на доктора насмешливо и с тревогой. — Я еще вчера понял, зачем вы приходили. № 449. Ты совершенно прав, любя старые здания, старые вещи, — все то, что сопутствовало человеку в прошлом и сопутствует ему в его теперешней жизни. Все это не только вошло в сознание челове- ка, но само как бы что-то восприняло от людей. Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культуры, сли- лись с нашим внутренним миром, который условно можно было бы назвать нашей «душой». Ведь мы говорим «от всей души», или «мне это нужно для души», или «сделано с душой». Вот так! Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, — это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить: жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знако- мым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» — жизнь механизма, ничего не чувствующе- го, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы. Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привя- занности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых лю- дей. Люди, не имеющие всего этого, — несчастные, живущие скуч- ной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких низменных «скоропортящихся» наслаждениях. (Публицистический стиль.) StudyPort.ru |