Главная страница

Биоэтика. Ві6лі9тс йлстудеятлмедссъя,биоэтикаі іІБодеський


Скачать 11.61 Mb.
НазваниеВі6лі9тс йлстудеятлмедссъя,биоэтикаі іІБодеський
АнкорБиоэтика.pdf
Дата14.12.2017
Размер11.61 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаБиоэтика.pdf
ТипДокументы
#11377
страница10 из 39
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   39
В соответствии с первым условием, чисто автоматическое действие,
которое мы осуществляем не задумываясь, хотя и понимаем его смысл,
не будет считаться автономным. Второе и третье условия в каждом кон­
кретном случае могут реализовываться в различной степени. Если врач
предлагает пациенту какую-либо серьезную хирургическую операцию,
то пациенту вовсе не обязательно иметь все те специальные знания, ко­
торыми располагает врач. Для того чтобы сделать автономный выбор,
ему, вообще-то, достаточно понимать лишь существо дела, а отнюдь не
все те детали данной ситуации. Пациент может обратиться за советом к
кому-то из своих близких, и их мнения, безусловно, будут влиять на его
выбор. Но если он воспринимает эти мнения не как приказ, а как допол­
нительную информацию для принятия решения, то его окончательный
выбор будет автономным. В конечном счете, пациент может согласиться
или не согласиться, принять или не принять предложение. В случае сог­
ласия, больной, по сути, авторизует намерение врача, то есть делает его
своим собственным решением, — тем самым удовлетворяется и первое
условие автономного выбора.
Вполне возможно, что, делая свой выбор, пациент будет руководство­
ваться в первую очередь авторитетом врача. Но и в этой ситуации вы­
бор, на котором остановится больной, будет именно его собственным и,
значит, автономным решением. Принцип уважения автономии опирает­
71

ся на представление о том, что человеческая личность самоценна неза­
висимо от каких бы то ни было привходящих обстоятельств. Принцип
автономии утверждает право личности на невмешательство в ее планы
и поступки и, соответственно, обязанность других не ограничивать ав­
тономные действия. Из этого, конечно, не следует, что окружающие ни­
когда не вправе препятствовать автономным действиям. Существенно
здесь то, что в каждом случае ограничение автономии должно специаль­
но обосновываться другими принципами. Дело не в том, что этот прин­
цип никогда и ни при каких условиях не должен нарушаться. Существен­
но, чтобы врач отдавал себе моральный отчет в том, почему он вынуж­
ден идти на ограничение автономии пациента. И если в той или иной кон­
кретной ситуации требования принципа уважения автономии больного
вступают в противоречие с требованиями какого-либо другого принци­
па, например, «не навреди», то возникает необходимость нарушить один
из них. Типичный пример такой ситуации — это информирование безна­
дежно больного пациента о диагнозе его заболевания. Само сообщение
правдивой информации в этом случае может нанести больному непопра­
вимый вред, подорвать его психические и моральные силы. Поэтому, если
пациент сам не задает вопроса о том, чем он болен, врач может и не со­
общать ему диагноз, хотя такое действие и будет идти вразрез с принци­
пом уважения автономии пациента. Необходимо отметить: законодатель­
ство многих стран дает пациенту право знать о таком диагнозе, хотя при
этом обычно отмечается, что информация должна быть сообщена «в де­
ликатной форме».
Следует обратить внимание, что действие принципа уважения авто­
номии естественным образом ограничивается в отношении тех, кто не в
состоянии действовать автономно, — детей до 15 лет, пациентов с пси­
хическими заболеваниями, тех, кто находится в состоянии алкогольного
или наркотического опьянения, и т. п. При этом существенно, что огра­
ничение автономии оправдывается другим принципом — «делай добро»,
то есть действуй с целью защитить такого человека от вреда, который
он может причинить себе сам.
В результате укрепления и расширения принципа автономии пациен­
та в 60-70-е годы X X ст. роль врача существенно изменилась. Он начал
действовать в какой-то мере «как слуга», которого пациент приглаша­
ет, когда считает это необходимым. Во все возрастающей мере врачи,
как и другие профессионалы, стали находиться «под рукой», в распоря­
жении своих пациентов. В соответствии с таким подходом взаимоотно­
шения между больными и медицинскими работниками приобрели черты
контрактной модели, которая существует в других областях, например,
в юриспруденции или бизнесе. П одобно юристу или бухгалтеру, врачи
предоставляют своим клиентам информацию, необходую для того, что­
бы сделать информированный выбор лечения. В своих крайних проявле­
ниях такая модель иногда называется «научной», «инженерной» или
72

■«информационной», при которой ответственность медицинского работ­
ника состоит скорее в простой гарантии того, что пациент получил пол­
ную информацию о том, что, с точки зрения врача, есть наилучшим для
Иольного. В этих условиях информированное согласие на лечение стано-
иится решающим тестом в оценке этичности ведения пациента.
В настоящее время очевидна необходимость проведения корректиров­
ки центрального положения принципа автономии больного человека в
1>иоэтике, что обусловлено целым рядом обстоятельств.
Во-первых, автономия пациента и его способность принимать реше­
ния могут быть ограничены самим заболеванием. Больной человек раз­
дражителен, подавлен, обеспокоен, и его суждения иногда существенно
отличаются от тех, которые характерны для него в состоянии здоровья.
Во-вторых, иногда обязанность уважать автономию пациента может
привести к нарушению собственной автономии медицинского работни­
ка, когда ему предлагается действовать вопреки своим человеческим или
профессиональным ценностям.
В-третьих, обеспечение автономии больного в отдельных случаях мо­
жет идти вразрез с ответственностью врача относительно охраны здоро-
иья общества в целом. Например, известна эффективность современной
накцинации в отношении снижения риска инфекционной заболеваемос-
| и. Однако пациент может заявить, что его не интересует опасность за­
болевания других людей, или полагать, что риск заболевания уже дос­
тиг минимального уровня, поскольку достаточное число лиц прошли вак­
цинацию. В такой ситуации этически правомочно преодоление принци­
па автономии больного путем проведения программ обязательной имму­
низации.
Еще одна слабая сторона модели автономии пациента заключается в
неправильности исходного положения, что индивид независим и самодо­
статочен в принятии решений. В реальности каждый человек существу­
ет в сети персональных и социальных взаимоотношений, которые (осо­
бенно внутрисемейные) влияют на характер окончательных решений.
И, наконец, к сожалению, принцип автономии больного человека не
предлагает стимулов для экономии или справедливого распределения ог­
раниченных ресурсов здравоохранения. По этой причине принцип авто­
номии не всегда работает на макроуровне, когда средств не хватает на
иыполнение всего того, что пожелает автономный пациент, особенно ког­
да ему хотелось, чтобы было сделано «все возможное».
В свете перечисленных ограничений этики, ориентированной на прин­
цип автономии больного, в здравоохранении получил понимание и под­
держку альтернативный принцип социальной справедливости. В его ос­
нове заложено требование социальной справедливости в распределении
ограниченных ресурсов здравоохранения таким образом, чтобы как пре­
имущества, так и экономические нагрузки были по-честному распреде­
73

лены между различными слоями общества. Интересно, что проблема со­
циальной справедливости сыграла большую роль в зарождении и разви­
тии биоэтики.
Так, в 70-е годы возникли дискуссии, в связи с внедрением в клини­
ческую практику новейшей, по тем временам, технологии искусственно­
го диализа.
Широкую огласку получили этические противоречия в одной из боль-t
ниц Сиэтла (США), где остро встал практический вопрос: кого из паци­
ентов подключить к аппарату и продлить, таким образом, ему жизнь, а
кому суждено умереть, так и не дождавшись своей очереди. Принцип со­
циальной справедливости не всегда направлен на немедленное благодея­
ние для больного (как это предполагает принцип помощи и содействия)
и не всегда предусматривает совпадения с автономным выбором паци­
ента характера медицинской помощи (в отличие от принципа автономии).
Скорее принцип социальной справедливости подчеркивает, что у меди-;
цинских профессионалов есть ответственность как перед обществом в це­
лом, так и перед каждым индивидуумом-пациентом.
В русле общего принципа социальной справедливости стала возмож­
ной разработка связанных с ним этических принципов для управления
распределением ограниченными ресурсами. Эти принципы предполага­
ют такие этические критерии, как равенство, потребность, способность,]
усилия, социальную пользу и др. Основой распределения ресурсов здра­
воохранения обычно считается стандарт потребности, с помощью кото­
рого пытаются оценить потребности пациентов в лечении на базе веро­
ятности и качества результатов проведения терапии. Терапия в первую
очередь будет назначена тем пациентам, у которых шансы на успех ока­
жутся наибольшими.
Принцип справедливости, как он понимается в биоэтике, можно сфор­
мулировать примерно так: каждый должен получать то, что ему положе­
но. Термин «каждый» в данном контексте относится либо к отдельному
человеку, либо к группе лиц, выделяемых по тому или иному критерию.
Принцип справедливости, подобно каждому из рассмотренных раннее,
имеет не абсолютную, но лишь относительную силу — он действует prima
facie. Если, к примеру, в ситуации с пересадкой донорского органа ока­
жется, что пациент, занимающий более далекое место в листе ожидания,!
находится в критической ситуации, то нравственно поступиться обязатель­
ствами, вытекающими из принципа справедливости, и руководствоваться
принципом «не навреди». Впрочем, отказ от соблюдения очереди в этом
случае можно интерпретировать и в том смысле, что принцип справедли-
j
вости все-таки применяется, однако на базе другого критерия — критерия
потребности, исходя из степени ее остроты. Принцип справедливости 03- j
начает обязательность предоставления и равнодоступность медицинской
помощи. Каждое сообщество устанавливает правила и порядок предос­
тавления медицинской помощи в соответствии со своими возможностями.
74

Обсуждение проблемы справедливости требует принятия решений о
макро- и микрораспределении. Проблема макрораспределения товаров
и услуг решается на уровне государства, становится сферой социальной
политики и напрямую связана с экономическими проблемами, в том чис-
ие с финансированием профилактических и лечебных программ различных
уровней, а также иных форм оздоровительной работы. Однако для меди­
цинских работников более насущны проблемы микрораспределения ог­
раниченных ресурсов здравоохранения. В этих ситуациях, возникающих
ежедневно в работе врача или медсестры, медицинские показания долж­
ны служить единственно верным критерием распределения дефицитных
иекарств и медицинских услуг. С моральной точки зрения недопустимо,
когда выбор определяется социальным статусом пациента, его связями и
уровнем материального благополучия.
Хотя принцип социальной справедливости успешно применим к эти­
ческим дискуссиям о политике здравоохранения, его использование в кли­
нической практике и в отношении врач — пациент иногда встречает труд­
ности. Проблема состоит в том, что образование и опыт врача первично
ориентированы на больного. Врачи стремятся сделать для пациента все
от них зависящее, а больные ожидают, что врач поступит наилучшим об­
разом в их интересах. Критики принципа социальной справедливости ут-
иерждают, что врач не может быть слугой двух господ — пациента и об­
щества, и если показано очень дорогое лечение, он должен сделать все
иозможное, чтобы предоставить его больному.
Другим возражением против принципа социальной справедливости
является утверждение, что связанные с ним этические критерии, на осно-
нс которых происходит распределение ресурсов здравоохранения, с тру­
дом применимы в реальной клинической практике. Прежде всего «стан­
дарт потребности» в распределении ресурсов предполагает, что значе­
ние «потребности» относительно постоянное. Однако термин «потребно­
сти» — неопределенный, и потребности реального пациента определяются
конкретными обстоятельствами.
Таким образом, приведенные принципы помощи и содействия, нена-
чесения вреда, автономии пациента и социальной справедливости в со-
нременной биомедицинской этике признаны центральными. Решение эти­
ческих проблем в современном здравоохранении осуществляется с уче­
том содержания основных принципов биоэтики, однако методологичес­
кие подходы или модели могут быть различными.
Характеристика взаимоотношений между врачом и пациентом была
1)Ы не полной без обсуждения ряда конфликтов интересов, которое отно­
сится к профессиональной деятельности врача. Медицинская традиция в
течение длительного времени признавала наиболее важной целью меди­
цины содействие и поддержание здоровья больного человека. Современ­
ная формулировка этой цели дополняется фразой «в рамках уважения ав­
тономии пациента». Традиционно признаются более специфические цели
75

медицины, которые включают сохранение жизни, освобождение от боли
и страданий, восстановление физической и психической функций, заботе
об умирающем и другие. Наряду с существованием разногласий относи­
тельно того, какие специфические цели могут быть включены в страте­
гию содействия и поддержания здоровья пациента, имеются другие мо­
тивации и стимулы, которые конкурируют с концентрацией врача исклю­
чительно на проблемах благополучия больного. Такие конкурирующие
мотивации создают конфликт интересов врача, который проявляется сле­
дующими вариантами.
1. Конфликт между интересом обеспечить благополучие пациента и
интересом врача в сохранении собственного здоровья. Имеет ли врач обя­
зательства, которые вытекают из его профессиональной роли оказывать
медицинскую помощь в случаях, когда это сопряжено с риском для соб­
ственного здоровья, например, с риском инфицирования?
2. Конфликт между интересом обеспечить благополучие больного и
финансовыми интересами врача. Этический вопрос состоит в том, воз­
можна ли легитимная конкуренция между профессиональным и финансо­
вым интересами.
3. Конфликт между интересом пациента в благополучии и финансо­
выми интересами общества. В дополнение к традиционным ожиданиям,
что врач служит больному для удовлетворения его медицинских потреб­
ностей, в последние десятилетия появилось ожидание, что медик, по край­
ней мере, должен служить общественной потребности в сохранении ме­
дицинских расходов, то есть действовать как «двойной агент». Однако
может ли обслуживание такой социальной потребности составить леги­
тимную цель в пределах медицинской практики?
4. Конфликт между интересом пациента в благополучии и финансо­
выми интересами страхователей — частных компаний или общественных
программ. Может ли финансовое благополучие страхователя легитимно
конкурировать по значимости с благополучием больного? Является ли
врач «агентом» не только пациента, но и страхователя? Если страхова­
телем есть частная компания, то очевидна роль врача как «агента» вла­
дельцев акций, чья основная цель состоит в увеличении прибыли.
Взаимоотношения между врачом и пациентом могут иметь особеннос­
ти, связанные с их различной культурной идентификацией. Врач и боль­
ной могут оказаться гражданами различных стран, разговаривать на раз­
личных языках, принадлежать к различным культурам (или субкультурам
в пределах одной страны). В силу этих причин у врача и пациента могут
быть различия в культурном понимании приемлемой этической практики
и очень значительные расхождения в мировоззрении, в частности, по воп­
росу о том, управляется ли вселенная законами с причинно-следственны­
ми связями либо возможно существование и действие духа и магии.
Врач и пациент с различными культурными взглядами могут иметь
серьезные расхождения по этическим проблемам. Например, они могут
76

нс соглашаться по вопросу о том, кто имеет легитимную власть в приня-
I ии решений. Предметом расхождения могут стать проблема правдивос-
ги в медицинской практике, роль семьи в принятии решения о ведении
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   39


написать администратору сайта