Главная страница

Биоэтика. Ві6лі9тс йлстудеятлмедссъя,биоэтикаі іІБодеський


Скачать 11.61 Mb.
НазваниеВі6лі9тс йлстудеятлмедссъя,биоэтикаі іІБодеський
АнкорБиоэтика.pdf
Дата14.12.2017
Размер11.61 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаБиоэтика.pdf
ТипДокументы
#11377
страница8 из 39
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   39
ществует. Приоритет практики во многом есть следствием исторической
традиции как постоянного базиса европейского понимания моральнос­
ти. Казуистический метод подкрепляется и развивается также деятель­
ностью различных организаций, которые анализируют и обобщают ре­
альную этическую практику решения проблем в отдельных случаях. Ка­
зуистическое мышление движется от ясного и очевидного случая к более
50

июжному и проблематичному. Базой является проявление соответствия
нажного принципа определенному случаю. Движение мысли происходит
от этой базы к моральному суждению.
В повседневной медицинской практике возникают все новые случаи,
которые требуют срочного практического решения. Последователи ка­
усти ческ ого метода уверены, что ни элегантные теории, ни критичес­
кие вопросы не дают ответов на возникшие клинические проблемы. В их
руках находятся серии парадигм («образцовых» случаев), например та­
ких, которые отражают этику ведения терминальных больных и т. д. Эти
случаи хорошо понятны и могут использоваться в дискуссиях с оппонен­
тами. Они содержат тщательный анализ мнений с достигнутым консен­
сусом и точками несогласия. Убеждение слушателей достигается на ос­
нове парадигм, путем сопоставления мнений и приведения аналогий в
пользу того, что то или иное решение — наилучшее. В этом смысле дух
дискуссий античных философов-казуистов присутствует в коридорах со­
временных больниц. Именно такой факт лежит в основе утверждения, что
биоэтика спасла от гибели нормативную этику.
В качестве примера применения казуистического метода можно рас­
смотреть дискуссию о том, имеют ли право родители — приверженцы
иеры Свидетелей Иеговы — запретить переливание крови их малолетнему
ребенку, который погибнет без операции. Вместо того, чтобы обратить­
ся к этической теории или общим принципам, таким как помощь и содей­
ствие или уважение к автономии, казуистический метод будет направ­
лен на попытку решения проблемы нахождением аналогии в случаях, от­
носительно которых нет значительных расхождений во мнениях. После­
дователь казуистического метода будет приводить различные парадиг­
мы («образцовые случаи»), которые поддерживают, во-первых, право
компетентных взрослых отказаться от предлагаемого им медицинского
лечения, а, во-вторых, право родителей принимать решение за своих де­
тей. Уважая последнее право, общество, например, не запрещает роди­
телям направлять своих детей в религиозные школы. С другой стороны,
общество стремится к ограничению такого выбора родителей, который
наносит серьезный вред ребенку. Исходя из этого, родители имеют пол­
ную свободу в выборе школы, в которую они хотят направить ребенка,
однако они не имеют права лишить его возможности посещать школу во­
обще (за исключением случаев обеспечения полноценного образования
па дому). Решение об отказе от образования серьезно нарушает благо­
получие ребенка. Последователь казуистического метода проведет ана­
логию и сможет утверждать, что родители не имеют права отказаться от
переливания крови ребенку. Такое решение аморально потому, что на­
носит непоправимый вред. Ребенок, в отличие от родителей, не принимал
автономного решения стать членом церкви Свидетелей Иеговы. Став
взрослым, он сможет согласиться с этой системой ценностей или отверг­
нуть ее и принимать соответствующие медицинские и другие решения.
51

Казуистический метод— реальная альтернатива доминирующим этичес­
ким теориям и методологии этического мышления «сверху вниз». Он дей­
ствительно предлагает путь, который соответствует реальному процессу эти­
ческого решения проблем. Более того, казуистический метод в состоянии
привести к консенсусу даже тогда, когда люди не сходятся во мнении отно­
сительно этических теорий. По крайней мере, приверженцы данной методо­
логии, безусловно, правы, что отдельные специфические моральные утвер­
ждения более определенны, чем какая либо этическая теория.
Критики казуистического метода отмечают, что хотя он действитель­
но служит альтернативой ряду доминирующих дедуктивных этических
теорий, в то же время — достаточно близок к принципализму. Действи­
тельно, если конкретные моральные суждения более определенны, чем
полная этическая теория, то из этого не вытекает, что такие суждения
более определенны, чем какой-либо принцип. Иными словами, нет осно­
ваний утверждать, что суждения о частных случаях более определенны,
чем суждения об условных (prima facie) принципах или правилах, прием­
лемых в данной ситуации.
Другим критическим возражением есть упрек в том, что метод избы­
точно «интуитивен» в решении трудных этических проблем.
Анализ сильных и слабых сторон казуистического метода приводит к
заключению, что его наилучшее применение возможно в качестве состав­
ной части более современной модели этического мышления.
Этика заботы
Метод уделяет особое внимание эмоциональному компоненту мораль­
ной жизни со специальным акцентом на сопереживание и учет потребнос­
тей других, то есть на заботу и попечение. Так же как и казуистический
метод, этика заботы концентрируется на особенностях и ситуации мораль­
ного суждения.
Метод придает особое значение анализу взаимоотношений и призна­
нию ответственности за моральное решение. Этика заботы была разра­
ботана С. Gilligan (1982) в процессе изучения половых различий этичес­
кого мышления. При изучении реакции на моральные конфликты было
обнаружено, что женщинам свойственно сосредотачиваться на деталях
взаимоотношений между людьми и искать инновационные решения, ко­
торые максимально защищают интересы всех заинтересованных лиц.
Мужчины, напротив, обычно стараются идентифицировать и применить
подходящие принципы или правила, которые они считают универсаль­
ными или ценными с точки зрения справедливости, даже если в результа­
те нарушаются чьи-то интересы. Первый тип подхода был назван эти­
кой заботы (или ответственности), а другой, который включает дедук­
тивные методы, — этикой справедливости. Безусловно, эти эмпиричес­
кие корреляции несовершенны: действия мужчин включают элементы за­
52

боты, а женщины используют принципы справедливости. Исторически
традиционные этические подходы более соответствуют моральному опы­
ту мужчин, нежели женщин. С. ОП^ап приходит к выводу, что нет при­
чины считать, что этика заботы менее значима, чем этика справедливос­
ти, и что идеальная этика должна включать оба этих подхода.
Этика заботы направляет и ориентирует универсальные принципы и
права в пользу заботы, попечения, межличностных отношений и усло­
вий. Критика дедуктивных методов этического анализа основана на со­
мнении в том, что беспристрастность и справедливость — фундаменталь­
ный аспект морального мышления и отражают мужское этическое мыш­
ление. Пристрастность, которая происходит из взаимоотношений забо­
ты, не менее легитимна. Определенные взаимоотношения исключитель­
но важны. Например, во многих случаях родителям допустимо ставить
интересы своих детей выше интересов других детей. Более того, абст­
рактные принципы традиционных теорий часто имеют весьма ограни­
ченное практическое применение, в то время как для решения этичес­
ких проблем необходимы внимание к деталям и учет обстоятельств.
Во многих сложных ситуациях с наличием этического конфликта та­
кие принципы, как кантовский категорический императив или утилита­
ристское кредо «Увеличивай до предела пользу», дают попросту неадек­
ватное руководство. Более того, этические теории с абстрактными прин­
ципами часто пренебрегают эмоциональным компонентом моральной жиз­
ни. Проявления заботы в соответствии с потребностями других людей
часто морально предпочтительнее отстраненной, бесстрастной мораль­
ной оценки. Например, этика заботы твердо поддерживает сердечное от­
ношение врача к больному без этической оценки последствий (как это
требует утилитаризм) или уважения к личности (как это предполагает кан­
товская теория). Абстрактный характер дедуктивных методой п ическо-
го анализа не в состоянии учитывать принципиальные особенности мо­
рального опыта отдельных контингентов агентов
женщин, родителей,
представителей меньшинств, коллег-профессионалов. Медицинский ра
ботник в духе этики заботы должен выяснить индивидуальные физиологи
ческие и психологические потребности своего пациента и стремиться к их
удовлетворению на основе индивидуализированного ухода и наблюдения.
Он должен также стремиться к налаживанию, поддержанию и улучшению
взаимоотношений между всеми заинтересованными лицами: пациентом,
командой медицинских профессионалов и членами семьи больного.
Примером применения этики заботы в анализе биоэтической пробле­
мы может служить случай, когда медицинская сестра находится в ситуа­
ции конфликта между обязанностями по отношению к пациенту и обя­
занностями по отношению к врачу как лидеру команды медицинских
специалистов. Суть проблемы, например, может состоять в том, что, по
мнению медицинской сестры, врач не использует всех современных воз­
можностей ведения пациента. При использовании подхода «этики спра­
53

ведливости» концептуализация и решение проблемы реализуются с по­
зиций всеобщей пользы (утилитаризм) или иерархии обязанностей (кан­
товская деонтология). В отличие от этого этика заботы концентрирует
внимание на конкретных взаимоотношениях и вытекающей из них ответ­
ственности. Оценивается влияние возможных сценариев на эти взаимо­
отношения и определяются перспективы разрешения конфликта при мак­
симальном учете интересов вовлеченных в конфликт лиц и в первую оче­
редь — больного человека.
Феминистская этика
Феминистская этика исходит из признания существования женского
взгляда на мораль и в этом отношении созвучна с этикой заботы. Эта
этика требует строгого учета морального опыта женщин, хотя часто кри­
тически полагает, что на формирование этого опыта оказывает сущест­
венное влияние их неравноправное положение. Феминистская этика под­
черкивает моральную важность преодоления всех форм угнетения с осо­
бым акцентом на дискриминацию женщин. Эти черты феминистской эти­
ки определяют особое моральное отношение к женщинам и, что очень важ­
но, к другим исторически угнетенным слоям населения и меньшинствам.
Акцент ставится как на значении интересов женщин, так и на обстоятель­
ствах, которые их особо затрагивают или оказывают негативное влия­
ние. Так, в биоэтических дискуссиях феминисты тщательно исследуют
роль женщины в принятии решений при возникновении конфликта мать
— плод, а также в качестве почти эксклюзивного участника медсестрин­
ской профессии. Обсуждаются особенности положения женщин в биоме­
дицинских исследованиях, моральные сложности суррогатного материн­
ства, проблемы оплодотворения in vitro и другие спорные вопросы, свя­
занные с репродуктивными технологиями.
Особое внимание уделяется преодолению практики и институтов уг­
нетения. Феминисты не исключают, что непропорциональное вовлечение
женщин в сферу ухода и попечения отражает их подчиненное положение
в обществе. Они подчеркивают, что воспитание, уход, стремление сохра­
нить взаимоотношения почти любой ценой, — все это, возможно, при­
знаки угнетенных групп и характерны не только для женщин, но и для
лиц обоих полов в группах населения, которые стали объектом подчине­
ния или колонизации. Радикальные феминисты утверждают также, что
ценности материнства, которые занимают особое место и в этике забо­
ты, могут быть отнесены только к традиционной семье, и девальвируют­
ся в неполных семьях, гражданских браках, среди гомосексуалистов. Они
считают, что уход за другими мешает женщине адекватно удовлетворять
свои собственные потребности на основе принципов автономии и прав
человека.
54

Глава 3
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ
И П О Д Х О Д Ы _________________
Каждая из рассмотренных ранее дедуктивных и индуктивных теорий
предлагает конструкцию, которая используется для определения того,
какие действия человека в целом морально правильные, а какие мораль­
но неправильные. Одним из альтернативных подходов в этической нау­
ке стала разработка этических теорий, которые сфокусированы не на
действие, а на характер человека и в целом пытаются дать ответ на воп­
рос о том, что такое хорошо и что такое плохо. Такой альтернативный
подход отражает теория добродетельной этики.
Теория добродетельной этики
В традиционных этических теориях с акцентом на моральную оценку
действия в качестве главной основы морального руководства рассмат­
ривается совокупность принципов и правил. Иногда эти принципы и пра­
вила выражаются языком прав и обязанностей. Например, утверждает­
ся, что компетентный взрослый человек имеет право на отказ от лече­
ния, а медицинский работник обязан уважать его решения.
Добродетельная этика имеет другой подход и в продолжение традиций
Платона и Аристотеля придает основное значение добродетельному харак­
теру. В добродетельной этике в центре находится агент, т. е. тот, кто про­
изводит действие, а не сами по себе действия. Если в этических теориях,
основанных на оценке поступков, принципиальным есть обоснование мо­
рально правильного действия, то в добродетельной этике основной акцент
касается того, каким должен быть человек. В биоэтическом контексте доб­
родетель может быть обозначена как морально ценная черта характера.
К добродетелям относят такие качества человеческой личности, как спра­
ведливость, благоразумие, умеренность, храбрость, правдивость, искрен­
ность, сострадание. Теологическими (христианскими) добродетелями яв­
ляются вера, надежда, любовь.
В последние годы отмечается рост влияния добродетельной этики и
развитие эмоциональных аспектов в биоэтике. Обосновывается необхо­
55

димость отказа от этических теорий, основанных на оценке действия в
пользу добродетельной этики или, по крайней мере, их равноправного
сосуществования. В пользу добродетельной этики свидетельствует тот
факт, что мы часто даем моральные оценки мотивации и характеру аген­
тов, а не только их действиям. Иногда мы осуждаем человека, который
поступил правильно, но на основании сомнительной мотивации или под­
ходов. В то же время, порой мы не осуждаем человека за неправильное
действие, если оно выполнено на базе благородной мотивации и добро­
детельной основы. Добродетельная этика не только соответствует опы­
ту нашей моральной жизни, но и представляет собой руководство для ре­
шения моральных дилемм. По мнению сторонников данного альтерна­
тивного подхода, добродетельная этика — более надежная основа для
практических, морально правильных действий, чем принципы, правила
или кодексы. Добродетельные черты должны формироваться обществом
посредством образования и культивирования правильных моделей пове­
дения. Во многих случаях невозможно обосновать правильность действия
без ссылки на добродетели. Более того, то, как мы выполняем наше дей­
ствие (с точки зрения моральной нагрузки), может быть не менее (а иног­
да и более) важно, чем то, что мы делаем.
В настоящее время наиболее признана концепция комбинации в эти­
ческом анализе обоих альтернативных подходов. Она основана на при­
знании ряда фактов. Во-первых, ни этическое руководство в соответствии
с принципами и правилами, ни этическое руководство в соответствии с
добродетелями не исчерпывают сами по себе всю полноту нашей мораль­
ной жизни. Человек может обладать хорошим характером и правильной
мотивацией, однако поступить неправильно. В то же время действие вне
связи с добродетелями не всегда означает неправильность поступка. В
жизни мы оцениваем и действие, и характер с моральной позиции. К тому
же правила, принципы и моральные кодексы теорий, которые базируют­
ся на поступках (такие как требования информированного согласия на
медицинское вмешательство, конфиденциальности, правдивости и др.),
часто способствуют установлению правильных взаимоотношений меж­
ду командой медицинских профессионалов, больными и членами их се­
мей, на основе которых определенные добродетели могут легче реализо­
вываться. Необходимо учитывать, что спецификация добродетелей не
всегда достаточна для этического руководства к действию. В биоэтике
мы встречаемся с такими вопросами, как: имеет ли врач право нарушить
конфиденциальность и если да, то при каких обстоятельствах. На такие
вопросы невозможно ответить изолированной ссылкой на добродетели.
Иллюстрацией применения добродетельной этики в биомедицинском
контексте является ситуация, связанная с моральным выбором врача, ко­
торый диагностировал у своего больного онкологическое заболевание.
С одной стороны, он должен информировать пациента о результатах об­
следования. В то же время на основе индивидуальной оценки ситуации
56

он осознает, что такие принципы, как помощь и содействие, ненанесение
вреда имеют слишком общий характер и в конкретном случае не могут
быть полезными. Врач может обратиться к идеям сострадания, сочувствия,
искренности. Хотя ЭТИ ПОНЯТИЯ описывают добродетели, М 1,1 можем на их
основе сформулировать правила действия: «сострадай», «сочувствуй»,
«будь искренним». То есть в конкретной ситуации врач, дли того чтобы
найти выход из этической дилеммы, должен сострадать, сочу и» питать
пациенту и быть искренним с ним (однако нет набора правил, как п о
осуществить). Иными словами, врач должен проявить добродетельность
и нравственность. Это
мож ет
осуществиться при моделировании поведе­
ния по образцу его учителя или уважаемого им коллеги, которых он иден­
тифицирует как обладающих необходимыми качествами.
Теория «мыслительного равновесия»
Теория «мыслительного равновесия» {reflective equilibrium, англ.) раз­
работана J. Rawls (1971) как альтернативный подход к дедуктивным и
индуктивным методам этического анализа. Необходимость альтернатив­
ных теорий определяется отсутствием эксклюзивного статуса у какого-
либо метода. Современный этап развития биоэтической мысли характе­
ризуется утверждением, что комбинация дедуктивного и индуктивного
методов представляет третью модель этического анализа. Дедуктивный
метод предлагает процедуру принятия решения «сверху вниз», в кото­
рой посылками есть философские теории и этические принципы, а выво­
ды представляются конкретными логическими специфическими ответа­
ми на данную моральную дилемму.
Индуктивные методы, напротив, предлагают алгоритм решения проб­
лемы «снизу вверх», исходя из тщательной оценки особенностей конк­
ретного случая и получая поддержку в общих философских теориях и
принципах, а также других дисциплииах и источниках. В отличие от оче-
иидности и определенности дедуктивного метода, индуктивный подход
не представляет тот или иной вывод как логически необходимый. Каж­
дая из этих моделей обладает чрезмерной жесткостью в определении прио­
ритетности уровня этической убедительности: теории и принципы либо
частные случаи. По-видимому, наша этическая сущность и мышление не
могут быть поняты на эксклюзивной основе какого-либо одного подхода.
В соответствии с моделью мыслительного равновесия J. Rawls, ника­
кой уровень этической убедительности не должен обладать приоритет­
ностью. Правомерность может быть установлена на всех уровнях эти­
ческого анализа: 1) теории; 2) принципы и правила различных степеней
специфичности; 3) суждения относительно случаев. Суждения, которые
кажутся особо убедительными, на любом уровне могут использоваться
для пересмотра менее определенных суждений любого уровня.
57

Теория мыслительного равновесия предлагает начинать анализ со j
взвешенных суждений, по отношению к которым достигнута высокая сте­
пень доверия после тщательного и интенсивного обсуждения. Взвешен­
ные суждения могут касаться любого уровня этического анализа. Одни;
из них могут быть, как в казуистическом методе, суждениями о специфи-j
ческих случаях; другие — правилами (например, запрет совершать на­
силие), либо принципами (например, уважение к автономии). Взвешен­
ным считается непредубежденное суждение. Взвешенные суждения слу­
жат основой для пересмотра других этических представлений и взглядов
с целью достижения связанной совокупности моральных оценок. Связан­
ность этического анализа (отсюда термин c.oherentism\ от англ. coherent
— связанный, сцепленный) обеспечивается вовлеченностью в оценку
практической проблемы возможно большего числа теорий, принципов и
подходов, которые разделяет человек. Связанный этический анализ дол­
жен продвигаться в обоих направлениях: и «сверху вниз» и «снизу вверх»
с использованием как дедуктивных, так и индуктивных методов, а так­
же альтернативных подходов (например, добродетельной этики).
Теория мыслительного равновесия, включая ее призыв к связанности
этического анализа, — важная поддержка традиционных подходов. Модель
включает принципы казуистического метода, а также аргументацию
принципализма. Она допускает использование дедуктивизма как теоре­
тического метода при необходимости проверки наших частных сужде­
ний. В зависимости от того, как развивается этический анализ, модель
может также включать элементы добродетельной теории, этики заботы и
феминистской этики. В этой связи R. М. Veatch (2003) рассматривает тео­
рию мыслительного равновесия в качестве «полной теории биоэтики». В
целом она может предоставить гибкий и сбалансированный подход к мо­
ральному мышлению.
Применение теории мыслительного равновесия направлено на пере­
смотр с позиции взвешенных суждений любого уровня менее убедитель­
ных суждений любого уровня с целью создания наибольшей связанности
всей системы этических убеждений и разрешения на этой основе конф­
ликта.
Ревизия суждений может осуществляться «сверху вниз», то есть от
принципов к случаю. Например, при наборе участников важного меди­
цинского исследования первоначально может возникнуть вопрос о целе­
сообразности их полного информирования о сути эксперимента, посколь­
ку это может отразиться на численности когорты наблюдения. Тогда ре­
визия такого этического суждения может начаться с принципа кантовс­
кого категорического императива об аморальности отношения к чело­
веку исключительно как к средству. Предполагаемые участники иссле­
дования не будут в то же время и самой целью, если не дадут информи­
рованного согласия на медицинское исследование. Данный пример ил-
58

шострирует движение этической мысли от принципа к случаю, однако в
соответствии с теорией мыслительного равновесия возможна и противо­
положная направленность ревизии этических суждений. Например, если
мрачу-психиатру становится известно, что его пациент намерен причи­
нить вред третьему лицу, то взвешенное суждение о необходимости за­
щиты последнего принимается на уровне анализа случая и есть основа­
нием для пересмотра принципа конфиденциальности и разрешения исклю­
чения в данной клинической ситуации.
Практически важен вопрос о том, каким образом мы определим суж­
дения или нормы, которые при конфликте следует пересмотреть. Каким
образом мы можем оправдать каждое конкретное разрешение конфлик­
та? Суть состоит в том, чтобы урегулировать этический конфликт путем
такого пересмотра суждений, который обеспечит наилучшую взаимосвязь
тгических взглядов аналитика.
Я. М. Уеа1сЬ (2003) рассматривает четыре уровня морального обо­
снования в мыслительном равновесии, добавляя к рассмотренным ранее
уровням четвертый — метаэтику (рис. 3). Полный и разносторонний под­
ход к биоэтике обеспечивается при создании «равновесия» всех четырех
уровней. Не имеет принципиального значения точное определение места
начала анализа. Например, можно начать с анализа конкретного случая,
и если казуистический подход не дает разрешения конфликта, то необ­
ходимо принять взвешенное суждение на каком-нибудь ином уровне, что­
бы пересмотреть этические взгляды либо на уровне конкретного случая,
либо на более высоком уровне. На рис. 3 стрелками показана возмож­
ность движения мысли в обоих на­
правлениях морального обоснова­
ния.
Очень часто в биомедицинской
чтике дискуссия начинается с уров­
ня индивидуального конкретного
случая. Обычно этически правиль­
ное решение очевидно и часто при­
нимается интуитивно, автоматичес­
ки, на основе укоренившихся мо­
ральных взглядов, и факт принятия
решения может даже не осознавать­
ся медицинским работником. Одна­
ко иногда выбор не легкий и тре­
бует более тщательной и сознатель­
ной оценки. Врач имеет возмож­
ность в сложных случаях посовето­
ваться с коллегами или с членами
•этического комитета лечебного уч­
реждения. Больной может обратить­
МЕТАЭТИКА
НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА
$
ПРАВИЛА И ПРАВА
(МОРАЛЬНЫЕ
КОДЕКСЫ)
СЛУЧАИ (КАЗУИСТИКА)
Рис. 3. Уровни морального обос­
нования
59

ся за помощью к друзьям, родственникам*, религиозным и общественным
организациям. В результате может быть [получена информация, содержа­
щая опыт других клинических случаев, которые представляются сход­
ными и были успешно решены в прош лом . И ногда в качестве аналогов
используются библейские сюжеты, исторические аналогии или юридичес­
кие случаи, в отношении которых общеество достигло согласия. Такие
случаи называют «образцовыми». Больш инство людей согласны, что с
точки зрения этики сходные случаи дол;жны рассматриваться одинако­
во. Фактически важнейшая характеристика этического суждения (в от­
личие от простого вкуса или предпочтения) — уверенность, что если су­
щественные признаки сходны, то и рассм отрение случаев должно быть
сходным. Д о тех пор, пока люди могут согласиться с тем, что было сде­
лано в «образцовом» случае, и что
новь:>1Й
случай сходный
в
существен­
ных отношениях, они будут в состоянии! решать свои этические пробле­
мы.
Следующий уровень морального обоснования — правила и права (мо­
ральные кодексы). На него можно перейтги, если на казуистическом уров­
не базовые этические суждения не решанот проблемы, или невозможно
согласиться с этическим решением «обр азц ов ого» случая, или если мы
считаем, что рассматриваемая
п р о б л е м а
не совпадает с «образцовым»
случаем по существенным признакам. И н огда этический кодекс может
разъяснить, что является законным или этичным. Не всегда все, что за­
конно, — этично, и не все, что незаконно), — обязательно неэтично. Если
правило или право считается этическим,, это означает, что они основаны
на моральной системе, которая представляет собой первичную систему
убеждений и норм о правильности и непфавильности поступков или ха­
рактера человека. Могут
использовать'СЯ
различные кодексы и своды
правил гражданских, культурных, политических, религиозных органи­
заций, документы медицинских профессиональных ассоциаций и положе­
ния различных теорий. Примерами
п р а в и л
есть утверждения: «Всегда пе­
ред операцией необходимо получить согласие» или «Медицинская инфор­
мация о пациенте должна быть конфиденциальной». Эти же утверждения
можно выразить не в виде правил, а
в
виде прав: «Пациент имеет право
на декларацию согласия перед операцией» или «Пациент’ имеет право на
сохранение конфиденциальности
м е д и ц и н ск о й
информации о нем». Та­
кие утверждения называются реципрокными, они специфичны и в сово­
к у п н о с т и
со множеством других могут отвечать на основные
т и п ы
био-
этических вопросов медицинской практики. Если достигается согласие
в отношении применимости правил в конкретном случае, то этическая
проблема будет решена на этом втором уровне.
Одно из этических противоречий — дискуссия о том, насколько стро­
го следует придерживаться положений, правил и прав. Одной из край­
них точек зрения (которой практически невозможно придерживаться) есть
60

утверждение о недопустимости исключений из правил и прав — так на-
иикаемьий легализм!. Другая крайняя и также нереальная для практичес­
кого применения точка зрения — мнение об уникальности каждого слу­
чая, что делает невозможным использование правил и прав для оценки
гого или иного поступка — так называемый антиномианизм. Более при­
емлемы две промежуточные точки зрения. Ситуационализм расценивает
моральн ые правила просто как «руководства», «правила правой руки»,
которые могут применяться в каждой конкретной ситуации по-разному.
И, наконец, точка зрения, которая называется «практические правила», ори
ентируют на строгое выполнение правил, устанавливающих порядок:
исключения возможны, однако только при чрезвычайных обстоятель­
ствах, и делаются гораздо реже, чем последователями ситуационализма.
В случаях, если применение различных правил или прав не в состоя­
нии! преодолеть противоречия, может потребоваться более полный эти­
ческий анализ. С этой целью возможен переход на третий уровень мо­
рального обоснования — к теориям нормативной этики. Именно на этом
уровне обсуждаются нормы поведения и характера. Эти базовые нормы
позволяют вывести и защитить правила и права. Ключевой признак эти­
ческих норм — их универсальность и широта применения. Нормативная
этика рассматривает три типа вопросов, на которые отвечают теории
действий, ценностей и добродетельности.
Теория действия отвечает на вопрос о том, какие принципы делают
поступок морально правильным. Ответ включает перечень моральных
п р и н ц и п о в ,
таких как помощь и содействие, ненанесение вреда, уваже­
ние к автономии, справедливость и др. В целом принципы правильного
действия условно подразделяются на принципы, способствующие дости­
жениям наилучших последствий, и на принципы, основанные на обязан­
ностях. Поскольку в биоэтику включен более чем один этический прин­
цип:, теория действий как часть нормативной этики должна поставить воп­
рос о том, каким образом решить конфликт между ними.
Теория ценностей содержит ответ на вопрос, адресуемый норматив­
ной этике: какие последствия того или иного действия следует считать х орош им и
или ценными? В биомедицинской этике помощь
и
содействие
(то есть создание хороших последствий) — один из принципов правиль­
ного действия,
а
ненанесение вреда (то есть предупреждение создания
плохих последствий) — второй принцип правильного действия. Сущест-
пуют различные мнения о том, что считать этически ценным. Некоторые
пещи, например, деньги, кажутся ценными, но в действительности — толь­
ко
и н с т р у м е н т а л ь н о ,
поскольку они могут лишь способствовать получе­
нию того, что представляет истинную внутреннюю ценность. Среди стан­
дартных ответов на вопрос о том, что обладает внутренней ценностью, уп о м и н а ю тся
счастье, красота, знания, правда, мораль, доброта
и,
что
иажно для биомедицинской этики, — здоровье.
61

Теория добродетельности дает ответ на третий вопрос нормативной!
этики: какие черты характера заслуживают похвалы? Моральные ка-1
чества, которые заслуживают одобрения (такие как сочувствие, добро-1
желательность, верность), обычно обозначают как добродетели, отсю да!
название этой части нормативной этики — добродетельная. Принципи-1
алыю, что добродетели должны соотноситься не с характером действий,
а с характером человека, который осуществляет эти действия. Следует
различать понятия добродетельности и благодеяния. Доброжелательность
— это добродетель, понимается как желание делать добро. Благодеяние
(помощь и содействие) — принцип правильного действия, которое соз­
дает наилучшие последствия. Иногда человек желает делать добро, то
есть демонстрирует добродетель доброжелательности, однако, в конце
концов, не приносит добра, то есть не совершает благодеяния. Другой
человек, по натуре недоброжелательный, может совершить благодеяние,
вероятно посчитав, что в данном случае создание наилучших последствий
соответствует его интересам.
Таким образом, нормативная этика поддерживает этические принци­
пы (теория действия), внутреннее благо (теория ценностей) и добрый ха-
рактер (теория добродетельности). В зависимости от типа этической проб­
лемы и ситуации мы можем интересоваться одним из вопросов больше,,
чем другими. Например, в 70-е и 80-е годы прошлого века основное вни­
мание специалистов по биоэтике уделялось принципам правильного дей­
ствия. Тогда теоретики пытались понять, поступает ли врач морально
верно, если он стремится создать наилучшие последствия, но при этом
нарушает движение к автономии или прибегает ко лжи. В то время не
обращалось большого внимания на характер врача. Важно было то, что
делает его поступок морально правильным, а не то, имеет ли врач доб­
родетельный характер. Биоэтики, которые в то время критиковали тече­
ние медицинского патернализма, утверждали, что добродетельный врач-
патерналист действует морально неверно, когда нарушает принцип ав­
тономии, даже если делает это из наилучших побуждений. Только в на-:
чале 90-х годов XX ст. биомедицинская этика вернулась к более тради­
ционному интересу относительно добродетелей характера медицинского ра­
ботника. С этого времени начинается установление баланса между этичес­
ким анализом поступков и анализом характера тех, кто их осуществляет. !
Иногда при моральном обосновании решения этической проблемы на
третьем уровне оказывается ясно, какие принципы правильного действия,
какие добродетели, или внутренние ценности наиболее важны. Напри­
мер, участники дискуссии могут согласиться, что доминирующим есть
принцип уважения автономии (или принцип добродеяния) и на этой осно­
ве решить проблему, определив, какие моральные правила или права яв-(
ляются легитимными в данной ситуации. В более сложных случаях раз­
ногласия устранить не удается и участники дискуссии не в состоянии до­
говориться, какие принципы должны превалировать. Например, одни
62

\ частники дискуссии могут отдать приоритет принципу благодеяния, в
|п время как другие — утверждать, что доминирующим должен стать
принцип автономии, даже если уважение автономии создаст менее пози-
I ииные последствия, то есть будет менее благодеятельным.
Участники дискуссии могут, например, не придти к общему суждению
и Юм, что более важно — принцип правильного действия или доброде-
М'льность характера. Все такие случаи затянувшейся дискуссии являют-
| и основанием для того, чтобы перенести моральное обоснование на чет-
нгртый, завершающий уровень — метаэтики.
Метаэтика направлена на решение самого основного вопроса этики:
"Иределение и трактовка этических терминов. Метаэтика рассматрива-
( I источник этики (то есть как люди узнают, какие принципы или добро-
Iстели важны), а также, что является основой этики (то есть как люди
\ таю т, что этично). На уровне метаэтики уже не рассматриваются воп­
росы о том, какие действия морально правильные, или какие черты ха­
рактера — морально значимы. Рассматриваются более основополагаю­
щие проблемы: каким образом и где можно получить ответы на эти воп­
росы и как мы узнаем, что ответы правильные.
Религиозная этика располагает стандартными ответами на эти мета-
нт|ческие вопросы. Для верующего человека определение поступка как
правильного означает, что действие осуществляется в соответствии с
1»ожьей волей или по установленным Богом законам. Сказать, что черта ха­
рактера — добродетельна, для него значит, что она морально оправда­
на Богом. Религиозные люди уверены, что точно знают о том. что яв-
нясгся этичным, из таких источников, как откровения, религиозные кни-
I и, церковные традиции и авторитеты, религиозный опыт, спиритизм.
Нерелигиозные люди имеют другие взгляды. С их точки зрения, уни­
версальной основой этики могут служить естественные законы, а также
I оглашения
между людьми. Традиционная секулярная этика разделяет с
монотеистическими религиями мнение об универсальности этики и о том,
что в отношении конкретного этического случая в данное время и в дан­
ном месте все люди должны придти к одному и тому же этическому суж-
/
1
.
1
‘нию в отношении правильности или неправильности поведения аген-
Iа. Конечно, универсалисты признают, что в действительности не все
июди согласятся с такими суждениями, но полагают, что существуют оп­
ределенные стандарты (такие как Божья воля и закон, либо естествен­
ные законы), по отношению к которым сверяются этические суждения.
Другие секулярные теории разделяют мнение политеистических рели-
I нй, что существует более чем один стандарт в отношении моральных
шглядов. Такого рода метаэтическая позиция называется релятивизмом,
потому что рассматривает моральные суждения относительно множества
( гандартов и авторитетов. Например, для последователя политеистичес­
кой религии разные культуры вправе давать различные моральные оцен­
ки. В одной культуре возможно религиозное оправдание активной эвта­
63

назии страдающего терминального больного, в то время как в другой
культуре то же самое действие запрещено религиозными авторитетами.
Аналогично и секулярная этика может быть релятивистской, если утвер­
ждает стандарт оценки моральных взглядов с позиций той или иной куль­
туры.
Метаэтика рассматривает по-разному с религиозных и секулярных
позиций вопрос о том, каким образом мы узнаем, что является этичным.
В то время как религиозная этика считает, что все происходит по Божьей
воле или по законам через разум, священное писание, откровение или цер­
ковные традиции, секулярная этика основу таких знаний видит в эмпи-1
рическом опыте. Согласно Э. Канту, знания об этике базируются на ра­
зуме, согласно Юму, — на опыте симпатии.
Метаэтические вопросы находятся вне пределов рутинных проблем:
биоэтики. К счастью, даже при наличии серьезных расхождений на этом
уровне этического обоснования и невозможности достижения согласия
на религиозной или секулярной основе, возможно сближение позиций и
консенсус на трех более низких уровнях морального обоснования. Участ­
ники дискуссии могут придти к согласию по вопросам принципов, добро­
детелей и внутренних ценностей нормативной этики. Они могут согла­
ситься по многим моральным правилам и правам. Иногда возможно со­
гласие в том, что считать морально правильным в конкретном случае,
даже если соглашение на метаэтическом уровне отсутствует. То, что
обычно называется общепринятой моралью, позволяет достичь согласия
по многим, по сути, по большинству этических дилемм независимо от куль­
туры, религии, политики и времени. Обычно разумные люди могут дос­
тичь взаимопонимания на более низком уровне морального обсуждения.
Алгоритм мысленного передвижения по уровням этического обоснова­
ния представлен на рис. 4.
К недостаткам модели мыслительного равновесия следует отнести по­
терю определенности и недостаточную структурализацию, ставших це­
ной за достигнутую гибкость и свободу от догматизма. Дедуктивизм, ко­
торый идентифицирует единственный принцип как основу для этическо­
го обоснования, предлагает систему или метод, который обеспечивает
более легкую концептуализацию проблемы. Казуистический метод за
счет фокусировки внимания на конкретном случае предлагает более яс­
ный подход к решению проблемы. Критик концепции мыслительного рав­
новесия может заявить, что ее последователи точно не знают, на каком
уровне этического обоснования следует начать и каким образом продви­
гаться по уровням. Теоретически следует начать там, где возможна дек­
ларация обоснованного суждения. Практически мы можем начать про­
сто там, где имеется этический интерес и использовать все механизмы ар­
гументации для достижения наибольшей связанности всей этической си­
стемы убеждений.
64
о з s

- -
2
s ° і ®® £
S
S JO S X X
О
>. X “ eu S
- О CL= 3 t s
ê
s £ s tç =9 *
ГО
П
З
s O U о о
H e:
Q)
X
03
tu . _ o
5 к ï
s s -5

- a.rrE;
S a) s 5
>
1: p ^ 5 -

ГО і : X о a n s u m •
- X и t- К О jD
о с; * ь-
О ГО Ф ш
ш ст со
2 к s о
X _0
л
” * * 03
g О О S
JUDLÛ g
S
H
Є
CD
к с; s га
X s
CD =Г
g-..® s
5^ a
З го X -
X Q.
C
D
ГО
Si
J h ^
m g ü 1:
«*> * ю £
->s Я >>
5 I ° *
n
ï
- _
s ° s S
c ;
CD n 2
ro t
s X
о s ю X H- a .
I— s CD
і
:
CD
“ S E o f
X I S ' g
>
l
R
С о
E ч :
5 s
> » Q)

CD S
3 c;
X a>
о l—
w 2 .
S et
1- о
s Q.
c;io
CD О
a. et
® 5
* ?
° 2 t - CL
0 Ю m о
О et c:
° s
° о
• & Q .
О VO
CL о
C ce
о о
X
3 ï S
с Ї 5
Р-
•*- ш
Е X со
5
. ГО
0
ч
5 о о
£ X
Ч-/ ГО
О X
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   39


написать администратору сайта