Главная страница

Биоэтика. Ві6лі9тс йлстудеятлмедссъя,биоэтикаі іІБодеський


Скачать 11.61 Mb.
НазваниеВі6лі9тс йлстудеятлмедссъя,биоэтикаі іІБодеський
АнкорБиоэтика.pdf
Дата14.12.2017
Размер11.61 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаБиоэтика.pdf
ТипДокументы
#11377
страница4 из 39
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
как наука о должном). Синонимом,деонтологии является термин «норма­
тивная этика», который подчеркивает необходимость обсуждения и вы­
работки норм и моральных законов самыми мудрыми и самыми опытны­
ми членами общества. С таких позиций медицинская этика, медицинская
деонотология, биомедицинская этика могут рассматриваться как муд­
рость врачевания. Именно таков смысл изречения Гиппократа, который
24

мм взяли в качестве эпиграфа к данному разделу учебника: «Врач-фило-
гоф подобен богу».
В ходе становления и развития античной философии возникли устой­
чивые понятия «мораль» и «этика», которым, при некоторой общей осно-
1
н\ приданы существенные различия. Под моралью в целом стали подра-
(умевать совокупность обычаев и норм, которые принадлежат данной
культуре и признаются как правила поведения человека или групп лю ­
дей. С другой стороны, под «этикой» понимается метамораль, то есть уче­
ние, которое стоит над моралью и анализирует ценности и моральные суж­
дения с целью разработать основу и совокупность основополагающих
принципов.
Труды великих античных греческих философов, и особенно школы
I иппократа, завершили первый этап истории медицинской этики, кото­
рый начался еще в эпоху неолита — этап формирования основ предмета.
Второй этап становления морального кодекса медицинских профес­
сионалов (этап формирования корпоративной медицинской этики) связан
с появлением и распространением монотеистических религий — буддиз­
ма, иудаизма, христианства, ислама, — а в последующем — с созданием
медицинских факультетов университетов и врачебных корпораций. Н о­
сителями медицинских знаний становятся священники и монахи. Они уха­
живают за больными и немощными, оказывают медицинскую помощь и.
руководствуются при этом принципами религиозной морали. Вера стала
духовной основой милосердия священнослужителей, их помощников, сес­
тер и братьев милосердия. Моральные постулаты о необходимости тво­
рить добро, любить ближнего, заботиться о слабых, бедных, больных и
немощных содержится во всех монотеистических религиях. В христианс­
ких и иудейских традициях врачи определялись как орудия Божьего ис­
целения. Им предписывалось быть компетентными для служения больным
людям, в том числе бедным, нищим и даже врагам. Этический принцип
буддизма — стремление делать добро, — применительно к медицинской
этике, очень точно характеризует изречение Будды: «Братья, кто почи­
тает меня, да почтит больного». Важный вклад в развитие медицинской
этики внесли исламские ученые-медики Аль-Рухави, Ибн-абу Усейби,
Ибн-Сина (Авиценна).
Помощь больным оказывается в монастырях, религиозными и граж­
данскими общинами сестер и братьев милосердия, различными попечи-
тельствами и даже рыцарскими орденами. Уставами этих организаций
были предусмотрены моральные принципы, которые способствовали ста­
новлению медицинской этики. В Древней Руси врачебная деятельность в
качестве особой профессии возникла приблизительно в X в. В собрании
законов «Русская правда», который датируется XI в., содержатся эти­
ческие нормы регуляции профессионального труда врача. Документы
Кирилло-Белозерского монастыря (XV в.) свидетельствуют о знакомстве
врачей с этическими взглядами Гиппократа.
25

Важнейшим историческим событием в истории развития медицинской
этики стало формирование в Х -Х Н вв. медицинских факультетов уни­
верситетов. Прямым следствием открытия медицинских факультетов ста-!
ла самостоятельность и большая распространенность профессии врача,
а также рост ее престижа. Врач становится также ученым и доктором в
обновленном понимании этого слова. Выпускники медицинских факуль­
тетов дают «факультетское обещание», содержание которого приближа­
лось к тексту «Клятвы Гиппократа». Создание врачебных корпораций
привело к дальнейшей актуализации проблем медицинской этики, хотя
корпоративная этика в первую очередь была направлена на защиту ин­
тересов врачебного сословия, а не больного человека. Дальнейшему раз­
витию медицинской этики способствовало формирование акушерских
школ, постепенное появление элементов организации здравоохранения,
совершенствование учебных медицинских программ, установление по­
рядка прохождения практики, сдачи экзаменов и лицензирования.
История этапа становления корпоративной медицинской этики вклю­
чает разработку в раннем средневековье кодексов «трех ученых профес­
сий» (медицина, религия, право), труды Т. Парацельса, А. Везалия,
У. Гарвея, Мальчипия, кодекс Томаса Персифаля. Медико-этические
декларации этого периода, этические кодексы и факультетские обеща­
ния врачей Европы, в том числе Украины, формировали официальные и
неофициальные правила, традиции и обычаи корпоративной медицинской
этики. Первое высшее учебное заведение в Украине, в котором готови­
лись врачи, возникло в XV в. в Замоете (недалеко от Львова). В средне- |
вековых университетах медицинское знание всегда преподавалось на ос­
нове глубокого освоения философии. Заслуженный авторитет в сфере эти­
ки имела Киево-Могилянская академия.
Третий (деонтологический) этап развития медицинской этики услов­
но датируется 1834 г. — временем публикации книги английского фило- |
софа и правоведа И. Бентама (1748-1832) «Деонтология, или Наука о
морали». Заслуга ученого состоит в развитии известной со времен Арис- ,
тотеля концепции деонтологии как науки о долге и должном поведении
с позиций философского направления «утилитаризм». И. Бентам пола­
гал: «Основание деонтологии — принцип пользы..., определенный посту­
пок является хорошим или плохим, достойным или недостойным, заслужи­
вающим или незаслуживающим одобрения в зависимости от его тенденции
увеличивать или уменьшать сумму общественной пользы». И далее: «Бла­
го как индивида, так и общества может быть гарантировано только го­
товностью к самоотдаче, которая и должна практиковаться в общении
между людьми».
Существенный вклад в концепцию деонтологии внес и другой извест­
ный английский философ-утилитарист Д. Миль (1806-1873). Идеологи­
ческая направленность утилитаризма состоит в «принесении наивысше­
го счастья наибольшему числу людей», уменьшении до минимума стра-
26

длиий и боли, расширения сферы личной свободы для большинства. Этим
илраметрам соответствует концепция «качества жизни», которая ориен-
| ируется, в первую очередь, на уменьшение боли и часто — на снижение
жономических затрат.
Исключительная роль в развитии классических теорий деонтологии
принадлежит выдающемуся немецкому философу-моралисту Э. Канту
( 1724-1804). Для его философских построений характерна концепция эти­
ческого рационализма. Он полагал, что «практический разум» как ос­
нова этики не зависит от любого знания (религиозного или умозритель­
ного). Основным принципом чрезвычайно сложной этической системы
). Канта является «категорический императив», предписывающий по-
i гулки, которые служат гуманности, как себе, так и другим людям, и ко­
торые «не должны быть просто средствами достижения, но всегда быть в
го же время целью». Деонтология Э. Канта — этика уважения других и
себя.
Важный вклад в развитие деонтологических теорий внес английский
философ В. Росс (1930). Его теория была посвящена принятию деонтоло-
I ических решений в ситуации «конфликта обязательств» и в последую­
щем сыграла важную роль в формировании современной теории биоэти-
MI .
Отправной точкой теории В. Росса стало стремление найти выход,
когда одна группа этических обязательств склоняет в одну сторону, а
другая — в обратную. Для адекватного решения ситуаций, которые свя- i
:
i
иы с конфликтом обязательств, философ предложил понятие “prima
faciès” (условных) обязательств. В. Росс у тверждал, что не существует
лрбитра в отношении определений их приоритетности в каждом конкрет­
ном случае. К таким условным обязательствам он отнес:
1) обязательство верности — выполнять обещания, уважать контрак-
I ы и соглашения, говорить правду;
2) обязательство возмещения— компенсация причиненного вреда дру-
юму;
3) обязательство благодарности;
4) обязательство благодеяния, милосердия;
5) обязательство ненанесения вреда;
6) обязательство справедливости;
7) обязательство самоуважения.
По утверждению В. Росса, когда возникает конфликт двух (или бо-
нсе) условных обязательств, предпочтение отдается на основании ана-
низа конкретных обстоятельств. В трудных случаях, в принципе, не су­
ществует ясного и быстрого правила, как поступить, и необходимо при­
нятие «взвешенного», «подходящего» решения.
В процессе разработки и углубления деонтологических теорий с по­
лиций различных философских систем обосновывались принципы и по­
стулаты достойного исполнения долга, моральные требования и норма-
I ивы. Интересно, что первоначально деонтология как раздел этической
27

теории охватывала содержание самых разнообразных профессий и спе­
циальностей. Однако с течением времени она все в большей степени ста­
ла рассматривать этические проблемы применительно к медицине. В ре­
зультате к концу XIX столетия медицинская этика постепенно стала чаще
именоваться врачебной деонтологией. Именно в этой связи период ин­
тенсивного развития деонтологии, начиная с классических трудов И. Бен-
тама, назван деонтологическим этапом развития медицинской этики. Де­
онтология как учение о нравственном долге стала наукой практическо­
го применения принципов и норм врачебной этики в различных отраслях
медицины, школой медицинского гуманизма и нравственного профессио­
нализма. Это учение борется против коммерционализации медицины, за
соблюдение интересов больных и профессиональных прав медиков.
Значительный вклад в формирование и развитие деонтологичной тео­
рии и практики внесли выдающиеся ученые-медики Украины — М. Мак-
симович-Амбодик, Д. Самойлович, Н. Пирогов, В. Образцов, Н. Стра-
жеско, Ф. Яновский, Д. Заболотный, А. Богомолец, М. Ясиновский,
Н. Амосов и многие другие. Им было присуще бескорыстное служение
людям и самопожертвование при исполнении своего профессионального
долга. Следует особо выделить весомый вклад в развитие медицинской
деонтологии Н. Пирогова, который разработал моральный кодекс ме­
дицинской сестры, привлек внимание к взаимодействию врача с меди­
цинской администрацией, и в своей знаменитой фразе: «Учиться и жить
есть одно и тоже» — сформулировал принцип непрерывности врачебно­
го образования.
Огромная роль в разработке, популяризации и распространении прин­
ципов медицинской деонтологии принадлежит не только отдельным фи­
лософам и ученым-врачам, но и работе профессиональных медицинских
ассоциаций, правительственных и неправительственных организаций,
законодательных органов, а также Церкви, деятелям науки, искусства и
широкой общественности.
Дополнительным импульсом к развитию врачебной деонтологии ста­
ли итоги Нюрнбергского процесса, на котором были осуждены злодея­
ния врач ей-фашистов во время Второй мировой войны. Потрясенное че­
ловечество узнало правду о бесчеловечных действиях нацистских меди­
ков. Стало известно об умерщвлении 70 ООО человек по расовым, соци­
альным и медицинским критериям. Оказалось, что ими была разработа­
на чрезвычайно эффективная программа эвтаназии. Миру также стало
известно, что некоторые врачи, вопреки данной ими «Клятве Гиппократа»,
ставили злодейские опыты на военнопленных и на лицах, депортирован­
ных из занятых нацистами стран, тем самым обесчестив профессию ме­
дика. Именно на Нюрнбергском процессе мир впервые подверг сомне­
нию добросовестность врачей и врачебную этику. Недавно стало извест­
но, что во время Второй мировой войны такого же рода злодейские опы­
ты ставились врачами в Японии. Международному обществу стала ясна
28

необходимость международных кодексов медицинской этики. В обстанов-
| е »моционального подъема и взаимопонимания Всемирной медицинской
ассоциацией были приняты Женевская декларация (1948), Международ­
ный кодекс медицинской этики (1949). Врачи оказались в числе первых,
к го поднял свой голос против производства, распространения и исполь-
ювания бактериологического, химического и ядерного оружия.
Исключительная роль в анализе итогов деонтологического этапа раз­
ни I ия медицинской этики и формировании философско-аналитической
|>;пы следующего этапа — биоэтического — принадлежит выдающейся
иичности, одному из величайших людей XX ст. — А. Швейцеру (1875—
1965). В его этике «благоговения перед жизнью» нет разделения на бо-
иес ценную и менее ценную жизнь, на высшее и низшее. Считая каждую
форму жизни священной и неприкосновенной, А. Швейцер критиковал
.ип ропоцентричность и перенес библейскую заповедь «не убий» за узкие
пределы межчеловеческих отношений. Он имел полное право сказать:
• Моим аргументом является моя жизнь». А. Швейцер, человек разносто­
ронних интересов, стал известен не только как талантливый врач, но и
как мыслитель, гуманист, философ,теолог, священник, музыкант, музы­
ковед, писатель, журналист, социальный работник и филантроп. Он был
удостоен звания лауреата Нобелевской премии. Его вклад в развитие
медицинской этики огромен и состоит в создании нового мышления, ко­
торое включает концепцию защиты окружающей среды. Новое мышле­
ние означало признание ответственности жителей нашей планеты за со­
хранение и продолжение жизни на Земле. Выживание возможно, если из­
менение менталитета будут опережать темпы технического прогресса;
если уменьшается пропасть между бедными и богатыми; если снизятся
расходы на вооружение, а экономический прогресс не будет сопровож­
даться разрушением и деградацией окружающей среды. А. Швейцера
можно по праву считать основоположником экологической науки.
( )н осознал проблему, которая возникла перед человечеством в середи­
не XX ст.: экспотенциальный рост знания не сопровождается ростом муд­
рости, необходимой для управления этим знанием.
Этика А. Швейцера, которая характеризуется универсализмом и гло-
бальностью, была направлена на преодоление этого разрыва и поиск вы­
хода из духовного кризиса XX в. А. Швейцер видел причину идейного
кризиса современности в противостоянии этики личности и этики обще-
(тва. По А. Швейцеру все разнообразие этических систем и этических
мировоззрений можно свести к двум основным типам: этика самоотрече­
ния и этика совершенствования. Этика самоотречения носит социально­
утилитаристский характер и подразумевает, что каждый индивид дол­
жен жертвовать собой ради других и общества в целом. Другой тип эти­
ки — этика самосовершенствования нравственной личности. Нравствен­
ная личность из-за различий в оценке понятия гуманности постоянно по­
лемизирует с этикой общества и не может беспрекословно ей подчинять­

ся. А. Швейцер считает, что на первом месте должна стоять этика нрав­
ственной личности, а этика общества может быть нравственной только
через признание индивидуальных этических ценностей. Ученый-гуманист
считал величайшим заблуждением утверждение, что этику нравственной
личности и этику общества нельзя объединить в единой системе
ЭТИЧеС1
ких ценностей.
Четвертый этап развития и формирования медицинской этики — био-
этический — берет свое начало с 1970 г. — времени публикации работ
В. Р. Поттера, который стал основоположником новой науки — биоэти­
ки — и определил ее как «путь к выживанию», «мост в будущее». В ка­
честве современного этапа развития медицинской этики биоэтика направ­
лена на проведение активного поиска путей гуманизации медицины и ме-|
дико-биологической науки путем сопоставления возможностей медици­
ны и биологии с правами человека. Биоэтика ставит своей задачей за­
щиту физической, психической и духовной целостности человека и ее ге­
нома, животного и растительного мира, окружающей среды. Она пред­
ставляет собой комплекс мероприятий по систематическому анализу и
координации действий человека в области медицины, биологии и эколо­
гии с точки зрения общепризнанных моральных ценностей и принципов. !
Становление и развитие биоэтики оказалось прямым следствием прак­
тического внедрения достижений научно-технической революции в усло­
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


написать администратору сайта