Биоэтика. Ві6лі9тс йлстудеятлмедссъя,биоэтикаі іІБодеський
Скачать 11.61 Mb.
|
глобализации в современном обществе неоднозначен, имеет неодинако вую морально-этическую оценку и есть причиной серьезных идеологи ческих противоречий и даже столкновений. Однако в биоэтике глобали зация имеет, несомненно, позитивное значение, поскольку направлена на обеспечение выживания человечества на основе создания связующего зве на (моста), необходимого для соединения медицинской этики и этики ок ружающей среды во всемирном масштабе. В настоящее время глобальная биоэтика развивается в следующих на правлениях: 1. Этика медицинских профессий (врачи, медицинские сестры, техни ческие сотрудники, администраторы). 2. Этика клинических исследований и экспериментов на животных в терапевтических и нетерапевтических целях. 3. Социальная этика медицины (социальная справедливость, социо- »I и ческие обязательства, распределение ресурсов здравоохранения, био- п ические проблемы медицины труда, спорта, многонационального об щества, демографического развития). 4. Этика охраны окружающей среды. 5. Этическая оценка биоправа как юридической регламентации вме шательства в организм человека, геном и биосферу его обитания. 6. Этическая модификация поведения определенных групп населения мн основе разработки и внедрения глобальных учебно-образовательных программ с целью предупреждения заболеваний, которые связаны с не правильным образом жизни и поведением человека (ВИЧ-инфекция / ( 11ИД, инфекционные заболевания с водным, пищевым и воздушно-ка пельными путями передачи) и т. п. Повышенный и устойчивый интерес к биоэтике во всем мире, в том числе в Украине, не является случайным и не может расцениваться как проявление быстро меняющейся моды. Биоэтика явилась ответом не толь ко на проблемы, связанные с новейшими достижениями научно-техничес кой революции, но и стала следствием серьезных социальных и идеоло гических изменений в современном обществе. Во второй половине XX ст. возникли и получили распространение идеи постмодернизма. Постмодернистские тенденции современного по- < I индустриального потребительского общества характерны отсутстви ем каноничности, асистематичностью, разочарованием в идеалах и цен ностях Возрождения и Просвещения. Оказались утрачены главные идеи человечества: прогресс, эмансипация личности, абсолютизация научно- I о шания, вера в безграничность возможностей человека и торжество ра зума. Идеология постмодернизма оказала влияние не только на этику, но и на мировоззрение в целом, образ жизни, науку, искусство и рели гию. Сегодня на смену теориям модернизма и постмодернизма приходит идея глобализации, которая, к сожалению, как и предыдущие теории, не дает о тветы на проблемы, связанные с неравномерностью развития различных регионов планеты, вестернизацией, ослаблением национальной самоиден тификации. Возникновение глобальной биоэтики как особого мировоз зрения конца XX — начала XXI в. было обусловлено в первую очередь осознанием опасности дегуманизации науки, забвения подлинной чело- иечности, оторванности человека от истинной жизни, когда она являет ся ему только опосредованно, в качестве образа в процессе познания, вме- < то того чтобы восприниматься непосредственно. Этому во многом спо собствовали события, которые произошли во второй половине прошло го века и стали началом общественному обсуждению вопросов нрав ственной ответственности за широкое использование новейших техноло гий. Как совершенно справедливо отмечает С. В. Вековшинина (2003), глобальная биоэтика — это, в определенной мере, результат взаимопро никновения и взаимного влияния различных культур и различных этичес ких систем. Ее возникновение, наряду с другими культурными феноме нами, стало точкой отсчета в зарождении нового человеческого само сознания, для которого характерна демократизация взглядов, деидеоло гизация, толерантность, плюрализм вкусов, идеалов, множественность этических парадигм. Как мультидисциплинарное направление, глобаль ная биоэтика стремится преодолеть ограниченность философских и тео ретических основ прежнего научного знания. Она критикует одномер ность традиционных философских аксиом, стремится к созданию ка чественно нового сплава из различных этических точек зрения. В поле на учного анализа глобальной биоэтики находится обширный набор этичес ких установок, правил и принципов, которые в чем-то противоречат друг другу: утилитарных, деонтологических, коммуникативных, геологичес ких. Современное общество проявляет возрастающий интерес к методам этического контроля работы медиков и медико-биологических исследо вателей, который осуществляется на основе нормативных документов, разработанных и принятых различными международными организация ми. Важнейший из них — принятая Советом Европы Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений био логии и медицины — Конвенция о правах человека и биомедицине. Объективной реальностью жизни современного общества становится юридическое оформление биоправа как механизма регламентации иссле дований в сфере медицины, биологии и экологии. Переход от этических ценностей к юридическим нормам сопряжен с необходимостью методо логически правильного определения характера взаимоотношений меж ду биоэтикой и правом (раздел сфер ответственности, автономия, сосу ществование). Задача состоит в том, чтобы на основе принципа социаль ной справедливости создать эффективный механизм контроля и регуля ции вмешательства науки в организм человека и среду его обитания. Когда-то А. Пуанкаре (1910) считал смехотворной саму идею о том, что бы парламенты государств рассматривали и принимали компетентные решения по вопросам научных исследований. По его мнению, «следует руководствоваться своей совестью; любое правовое вмешательство бу дет неуместно и несколько нелепо». Все изменилось: в современном об ществе обсуждается учреждение научного трибунала для урегулирова ния спорных вопросов и подготовки свода законов, регламентирующих проведение научных исследований. Научные журналы вправе воздер жаться от публикаций результатов исследований, которые не прошли эти ческую экспертизу. На развитие и становление биоэтики в Украине дополнительное вли яние оказывают процессы, связанные с задачами создания рыночного ме ханизма экономики и становления общества, которое привержено идеа лам демократии и гуманизма. Медицина и здравоохранение в нашей 20 | I раме превращаются в одну из приоритетных сфер общественной жиз ни Существенное влияние на модификацию отношений врач — пациент оказывает повышение медицинской сознательности населения, растущее понимание, что здоровье человека и его детей является, прежде всего, предметом его собственной заботы и ответственности. В связи с внедре нием страховой медицины и изменением правовой базы, профессия меди цинского работника становится сферой не только законодательного ре- I у иирования, но и повседневного юридического контроля. Изменяется I оциальная роль врача, который должен не только исполнять распоря жения администрации, но и принимать ответственные решения в рамках I п< темы производитель (поставщик услуг) — потребитель продукции и в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Глобальная биоэтика открыта для видоизменений и модификаций. В пгп сосуществуют идеи различных видов секулярного варианта биоэти- кн и ее религиозных версий: биоэтика православная, католическая, про- ичтантская, иудейская, исламская и т. д. Характерной особенностью гло- олльной биоэтики является ее глубинная связь и близость к христианско му мироощущению. В ней присутствует необходимость бережного отно шения человека к любому проявлению жизни как высшей ценности и ■•благоговения перед жизнью» (А. Швейцер). Мультидисциплинарный характер и «многоукладность» глобальной I»поэтики определяют возможность моральной ориентации в современном многонациональном обществе и нахождения нестандартных решений ин- динидуальных этических проблем. Социальная направленность глобаль ной биоэтики, ее ориентация на соблюдение принципов справедливости, правдивости, автономии личности, ненанесения вреда, информированно го согласия определяют возможность создания органичной и устойчивой гнязи между научными знаниями и моральными ценностями с целью вы живания человечества и сохранения среды его обитания. Роль и значе ние глобальной биоэтики в современном мире особенно ясны с истори ческих позиций. Глава 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ М ЕДИ Ц И Н С КО Й ЭТИКИ Путь нравственного становления человечества продолжается тысяче летия и еще далек от завершения. Истоки медицинской этики связаны с формированием общечеловеческой этики и зарождением профессиональ ной медицины. В самых общих чертах (и достаточно условно) история медицинской этики может быть разделена на пять этапов: I — этап формирования основ предмета; II — этап формирования корпоративной медицинской этики; III — деонтологический этап; IV — биоэтический этап; V — нооэтический этап. Начало первого этапа медицинской этики теряется в глубине веков. Первобытная мораль, которая декларировала в форме тотема и табу «разрешено все, что не запрещено», возникла в эпоху неолита (VIII— III вв. до н. э.). В этот же период, когда первобытное человеческое ста до превратилось в родовую общину и занялось производством (скотовод ство, земледелие), начала формироваться медицина. По-видимому, тог да медики и знахари впервые сопоставили результаты своей профессио нальной деятельности с моральными понятиями о добре и зле. История медицинской этики включает древний шаманизм, воззрения и заповеди египетского врача и жреца Имхотепа (3000 лет до н. э.), пер вый медицинский кодекс царя Хаммурани (Вавилон, 2500 лет до н. э.). С давних времен в культурах всех народов искусство излечения рассмат ривалось в моральном и религиозном аспектах. Способности целителя считались божьим даром. Лечебные процедуры сопровождались молит вами и ритуалами. В древнегреческой и древнеримской цивилизациях в храмах, посвященных богам-покровителям медицины, таким как Аскле- пий, врачи были жрецами. Бог медицины Асклепий считался основопо ложником знаменитой медицинской школы, выпускником которой был греческий врач Гиппократ II Великий Косский, который родился в 460 г. до н. э. и прожил 83 года (по другим данным — 104 года). Гиппократ настаивал, чтобы врачевание было видом научной деятельности, кото рая основана на наблюдении за течением болезни и оценке эффективнос ти попыток лечения. Он отодвинул медицину от религии, но не от мораль ных истоков. Гиппократ считал, что «любовь к медицинскому искусству 22 11 п. любовь к человечеству». Врач должен входить в дом больного с на мерениями принести добро и избежать вреда и несправедливости. С именем Гиппократа связан один из самых древних медико-этичес- | Iix документов, который известен всем как «Клятва Гиппократа». В ос нове этики Гиппократа лежит идея уважения к больному, пациенту, обя зательность требования, чтобы лечение не причиняло ему вреда и боли. Ирач обязывался не разглашать секреты своих пациентов, не вступать с ними в интимные отношения, не проводить прерывания беременности, не цивать препараты, способные привести к смерти. Поощряется самоотвер женность и бескорыстие врачей. Гиппократ советует своему ученику: «И и советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда печил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы. Мели же случай представиться оказать помощь чужестранцу или бедня ку, то таким особенно должно ее доставить». Возникла идея солидарно- сти между коллегами, взаимной поддержки, осуждалась конкуренция. ( 'равнивая медицину с философией, Гиппократ утверждал, что все соот ветствующие мудрости есть и в медицине. Это презрение к деньгам, со вестливость, скромность, простота в одежде, рассудительность, реши мость, аккуратность. «Клятва Гиппократа» вошла в историю как осно ва врачебных присяг и профессионального кодекса врача. На протяжении средневековья и последующих столетий «Клятва Гип пократа» была моральным кодексом врачей и определяла правила их профессиональной деятельности. Этот документ входит в сборник тру дов, который известен под названием «Корпус Гиппократа» и был под готовлен медицинской школой Гиппократа на острове Кос в Древней I 'реции в период V-IV вв. до н. э. Некоторые из работ сборника, несом ненно, принадлежат Гиппократу, однако считается общепринятым, что сама «Клятва» написана приблизительно на 100 лет позже. По мнению наиболее известного исследователя в этой области L. Edelstein (1967), традиции Гиппократа происходят от пифагорейской школы философов. Пифагорейцы интересовались наукой философии, религией и, если L Edelstein прав, положили начало медицинской школе в Древней Греции, которая стала известна как школа Гиппократа. Труды «Корпуса Гип пократа» включают, помимо «Клятвы», и другие сочинения по вопро сам медицинской этики: «Закон», «О враче», «О благоприличии», «На ставления», «Об искусстве», «О древней медицине». В этих трудах рас смотрены такие важнейшие проблемы медицинской деонтологии, как вза имоотношения врача и больного, врача и родственников больного, вра чебная тайна, врачебная ошибка, эвтаназия, взаимоотношения между врачами. Медицинская этика формировалась в ходе становления классической этики как науки о морали (от лат. moralis — нравы, обычаи, привычки, поведение, мода). Основателем античной этики считается Сократ (469- 399 гт. до н. э.). Он определял моральность как способность личности возвышаться над природными страстями и инстинктами, как поведение, которое «подобает человеку», и полагал, что доброта (нравственность) заложены в самой природе человека, а безнравственные поступки опре деляются недостаточностью этического знания. Высшим благом Сократ считал подчинение частных интересов и поступков людей в обществе од ной общей и высшей цели. Сократовская этика рациональна, выражает глубокую веру в разум и основывается на трех фундаментальных прин ципах: 1) самоконтроль, то есть самостоятельность разума; 2) самообладание, то есть господство разума над чувственными им пульсами; 3) свобода, то есть способность разума подчинить себе инстинкты че ловека. Разум по Сократу — это способность понимать добро и хотеть добра: он составляет сущность и душу человека. Платон (427-347 гг. до н. э.) различал четыре основные добродете ли: мудрость, мужество, благоразумие, справедливость. По мнению Пла тона, в процессе воспитания все добродетели, и главная из них — спра ведливость, должны стать основой для создания совершенного челове ка, живущего в идеальном обществе. Добродетели по Платону обеспе чивают порядок и гармонию духовной жизни. Платон определил прин цип ответственности, который стал управлять классической этикой. От ветственность — это требование к человеку полностью отвечать за свои действия. «Каждый отвечает за собственный выбор! — утверждал Пла тон. — Бог не виновен, и мы являемся единственными творцами нашей судьбы, путем выбора образа жизни». Аристотель (384-322 гг. до н. э.) внес огромный вклад в развитие фи лософии и предложил сам термин «этика» (от греч. ethos — привычка, мораль, обычай, нрав, характер). В широком понимании этика опреде лена как наука о назначении и смысле жизни, о моральных принципах и нормах поведения человека. В своих истоках («Никомахова этика» Ари стотеля) этика толковалась как одна из важнейших проблем жизнедея тельности человека, как способ духовной гигиены бытия. Этика стала рассматриваться как практическая философия (мудрость), поскольку да вала ответы на вопросы о том, как должен поступать человек в той или иной ситуации. Такие рекомендации становились возможными благода ря формированию идей о должном (от греч. deon, отсюда деонтология |