Главная страница

Биоэтика. Ві6лі9тс йлстудеятлмедссъя,биоэтикаі іІБодеський


Скачать 11.61 Mb.
НазваниеВі6лі9тс йлстудеятлмедссъя,биоэтикаі іІБодеський
АнкорБиоэтика.pdf
Дата14.12.2017
Размер11.61 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаБиоэтика.pdf
ТипДокументы
#11377
страница5 из 39
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
виях глубокого идеологического кризиса и нарастания груза глобальных
экологических проблем.
Огромные успехи наук медико-биологического комплекса породили
множество сложных проблем морального характера. Человек пытается
распространить свой контроль на собственную эволюцию и претендует
на то, чтобы не просто поддерживать свою жизнь, но улучшить и изме­
нить свою природу по собственному разумению (!). В подобной ситуации
неизбежны дискуссии об этической основе и моральном праве таких дей­
ствий. Предметом интенсивного обсуждения и анализа стали этические
проблемы клинических испытаний и экспериментов на животных, генной
инженерии, трансплантации органов и тканей, новых репродуктивных
технологий, эвтаназии.
Современное общество характеризуют глубокий духовный кризис,
девальвация моральных ценностей, потребительский характер цивилиза­
ции, недостаток глобальных идей, технократичность мышления, прагма­
тизм и цинизм.
В XX ст. человечество столкнулось с катастрофическими последстви­
ями глобального экологического,кризиса. Этот принципиально новый
феномен поставил вопросы физического выживания, продолжения челове­
ческого рода и развития всей цивилизации. Критическая фаза отноше­
ний и противоречий между обществом и природой обусловлена гигант­
ским ростом потребления естественных ресурсов, изменением ландшаф­
тов, созданием новой антропогенной среды и нарушением динамическо-
30

111
равновесия в биосфере на различных уровнях ее организации. Стало
<"ігмидным, что решение проблемы глобального экологического кризи-
| и сиязано с решением вопроса совмещения на этической основе целей
імніомического развития с поддержанием экологического равновесия и
ресурсной устойчивости.
Заслуга В. Поттера состояла в построении «моста», «связующего зве­
ни-, органичного соединения таких принципиально разных феноменов,
і .ік биология и этика. Естественные науки с начала их существования
'•рпсптировались на объективизм как идеал духовности, на изучение
і »Гп.ективной реальности без субъективных переживаний и морально-эти­
ческих оценок человека. Суть исторически сложившегося глубокого кон-
фпикта между натурализмом и гуманизмом состояла в тенденции описа-
н т.мой и экспериментальной науки к игнорированию информации и зна­
нні і, которые находятся вне пределов компетентности её способов иссле­
дования.
11о замыслу В. Поттера, биоэтика— не только мост между различны­
ми дисциплинами, но и «мост в будущее», который необходим «для со-
I динения медицинской этики и этики окружающей среды во всемирном
мнештабе, чтобы обеспечить выживание человека». Именно «глобаль-
Iні» биоэтика, основанная на интуиции и разуме (логике), подкреплен­
ных эмпирическими знаниями всех отраслей науки, но особенно биоло-
I ни», может и должна обеспечить «долгосрочное выживание человечества
і
.
іік
вида в нормальной и устойчивой цивилизации». Таким образом, эти-
I' .і, которая исторически была исключительно антропоцентрической об­
щи гыо знаний и изучала отношения «человек — человек», стала рас­
сматривать также сферу живого (А. Швейцер), а затем понятие мораль­
ности распространилось и на природу в целом (В. Поттер).
Становлению и развитию биоэтики способствовала разработка раз-
пичных теорий: принципиализма, либеральной этики, утилитаризма, кон-
I рнктуализма, социобиологии. Философский анализ и широкое обсужде­
ние практических вопросов позволили на основе принципов, методов и
і еории биоэтики положить начало важнейшему процессу — формирова­
нию этического мышления. Важнейшим инструментом реализации прин­
ципов биоэтики стали Комитеты по биоэтике различных уровней — от
местного до национального. В задачу Комитетов входит биоэтическая
нсспертиза всех проектов, включающих исследования на людях. Основ­
ной принцип их деятельности — уважение к жизни и достоинству здоро-
иого или больного человека, его правам и интересам. Права и интересы
мичности во всех случаях должны быть выше интересов науки или об­
щества. Детальные рекомендации по организации, функции, правам и
обязанностям Комитетов по биоэтике разработаны Комитетом экспертов
ВОЗ на основании обобщения опыта их работы в различных странах. В
Украине созданы и работают Комиссия по вопросам биоэтики при Ка-
Ьипете Министров Украины, Комитеты по биоэтике при Министерстве
31

здравоохранения, Президиумах НАН и АМ Н Украины, а также много­
численные комитеты по медицинской этике лечебных учреждений.
Показателем бурного международного развития биоэтики является
выход многочисленных книг и учебников, периодических изданий, энцик­
лопедий по биоэтике, преподавание предмета в университетах, проведе­
ние конгрессов, конференций и симпозиумов.
В настоящее время медицинская этика, на наш взгляд, начинает свой ‘
очередной — пятый этап исторического развития, который обусловлен
уровнем достигнутых цивилизацией необратимых изменений баланса от­
ношений «человек — природа». Философские и мировоззренческие ос­
новы этого этапа определяются концепцией академика В. И. Вернадско­
го о Биосфере и её трансформации в результате жизнедеятельности чело­
вечества как мощной геологической силы в Ноосферу (рис. 1).
Ретроспективная оценка истории биоэтики свидетельствует о том, что
в 70-е годы она концентрировала своё внимание на защите прав челове­
ка, в 80-е годы была направлена на проблему улучшения качества жиз­
ни, а в 90-е приобрела характер глобальной биоэтики. Биосфера имеет
присущие ей контрольные механизмы, которые призваны защитить Зем­
лю как небесное тело, всю биосферу и человечество. Биомедицинская эти-!
ка и экоэтика как две составляющие глобальной этики возникли в ре­
зультате осознанного стремления человечества к выживанию путем со­
хранения биосферы на основе объединения современных достижений на­
уки и практики с моралью и духовностью, а также защиты естественных
контрольных механизмов биосферы. К сожалению, несмотря на осозна­
ние угрозы глобальной экологической катастрофы, активную работу уч­
реждений биоэтики, правительств, парламентов, правительственных и
неправительственных организаций, врачей, юристов, педагогов, эколо­
гов, Церкви и широкой общественности, негативные тенденции дегра­
дации биосферы не удалось преодолеть, и человечество вступило в XXI в.
с возрастающим грузом нерешенных проблем. В настоящее время жите­
лям планеты Земля XXI ст. ясно, что человечество разрушило конт­
рольные механизмы биосферы. Переделывая природу и окружающую сре­
ду, человек разумом, последствиями интеллектуального труда изменил
условия жизни на планете, создал свою ноосферу, которая в отличие от
биосферы, не имеет собственных контрольных механизмов.
К сожалению, в новой реальности прежние биоэтические принципы,
методы и теории не будут достаточно адекватными и эффективными. В
условиях реализованной ноосферы взаимодействия индивидуума или че­
ловечества в целом с объектами живой и неживой природы во всевозра­
стающей степени происходят не только прямым, но и непрямым путем че­
рез модифицированную биосферу.
Если деятельность человека в ноосфере не начнет регулироваться но­
выми этическими принципами, то последствия современного ноосферно-
го кризиса могут иметь глобальный и катастрофический характер. Для
32

33
Р
и
с.
1.
К
о
н
ц
еп
ц
и
я
а
к
а
д
ем
и
к
а
В
.
И
.
В
е
р
н
а
д
с
к
о
г
о

именовать;
ГАЗДЕЛII
МЕТОДЫ БИОЭТИКИ
Жизнь коротка, искусство
обширно, случай шаток, опыт
обманчив, суждение трудно.
Гиппократ
этики нооэтическим (В.
н.
За-
' )] штрафом к разделу взят один из наиболее прославленных афориз­
мом Гиппократа, который стал особенно известным в латинском перево­
де "Vita brevis, ars longa, occasio autem praeceps, experientia fallax, judi-
I Him difficile”, и отражает сложность, относительность и бесконечность
процесса познания, что в полной мере относится к биомедицинской эти-
н' как науке.
Биоэтика, которая, по выражению академика Ю. И. Кундиева, в со­
племенном обществе стала признаком цивилизации, первоначально ка-
I ,| пась неотложных проблем повседневной клинической практики. Хотя
i< мимическая этика остается ядром биоэтики, сфера последней расшири-
iinci. до масштабов раздела прикладной нормативной этики, который рас-
• млтривает допустимость или недопустимость с моральной точки зрения
и х или иных действий относительно живого и окружающей среды. 0 6 -
нисть биоэтики включила новые сферы, такие как концептуальный ана­
ши биоэтических принципов, эмпирическая оценка действий медицин-
« к их работников, этическая критика политики здравоохранения и межди-
( циплинарный анализ с позиций таких дисциплин, как антропология, ли-
I ература и история. К тому же, специалисты в области биоэтики провели
к ритическую оценку методов этического анализа, который они сами при­
меняли.
Ни одна систематическая этическая теория не стала главенствующей
» биоэтике: различные философы и теологи использовали концепции и
аргументы из различных подходов к моральности. Такое положение не
удивительно, поскольку в прикладных отраслях знаний (а биоэтика —
прикладная наука) методологические дискуссии обычно не занимают цент­
рального места. С другой стороны, большая свобода в выборе методо-
иогической основы позволяет уделить большее внимание самой сути рас­
сматриваемой проблемы.
35

Этическая теория предлагает конструкцию, которая может быть ис-|
пользована для того, чтобы определить, что в действиях человека явля«|
ется морально приемлемым, а что нет, а также что с моральной точки!
зрения расценивать как хорошее в характере человека, а что как пло-1
хое. Теории правильного или неправильного действия привлекли наи-|
большее внимание в XX ст. и часто используются в биомедицинской эти-1
ке. Этическая теория предлагает набор моральных стандартов (в неко-1
торых случаях один обязательный моральный принцип), который позво-|
ляет определить правильность или неверность морального выбора того I
или иного действия человека. В отношении любой из множества этичес­
ких теорий возникает однотипный вопрос: каковы критерии ее приемле­
мости. Теория должна быть взаимосвязанной, полной, ясной и достаточ-|
но простой для использования в практических целях. В соответствии с !
такими требованиями можно сформулировать два наиболее важные по­
ложения:
1. Положения этической теории должны в значительной мере соответ-1
ствовать нашему жизненному моральному опыту.
2. Этическая теория должна представлять эффективное руководство1
в ситуациях моральных дилемм.
Безусловно, перечисленные критерии в оценке адекватности этичес- ]
ких теорий не могут применяться механически. Например, положение, что
адекватная этическая теория должна соответствовать опыту нашей мо­
ральной жизни, не означает, что любое отклонение от «общепринятой»
морали должно интерпретироваться с точки зрения неверности этической
теории. Более вероятно, что лучше перепроверить наши моральные оцен­
ки в свете теории. Кстати, в эмпирических исследованиях несоответствие
между фактами и теорией иногда разрешаются не путем изменения тео­
рии, а иной интерпретацией фактов в свете теории.
Многочисленные этические теории используются в медицинской био­
этике в двух моделях этического мышления:
1) дедуктивный анализ;
2) индуктивный анализ (в том числе с использованием описательных
методов качественных и количественных эмпирических исследований
биоэтических проблем).
Глава 1
ДЕДУКТИВНЫ Е М Е Т О Д Ы ______________________
Дедуктивный метод решения этических проблем состоит в том, что
аналитический процесс идет от философских теорий и принципов этики
к конкретному случаю. Такой подход есть наукоемким в том отношении,
что предлагается процедура формирования этического суждения. Пер­
вым шагом применения подобного методического подхода есть иденти-
36

фіііиіция того, какая философская этическая теория наиболее предпочти-
I г in. на в данном случае. Например, по мнению Singer (1980), наиболее
приемлемая философская теория этики — утилитаризм. Теория, на кото-
poll остановлен выбор, по сравнению с другими, должна содержать воз­
можно большее число преимуществ и наименьшее количество недостат­
ком Этическая теория дает ссылку на совокупность нормативных эти-
•II'I
mix
принципов. Обычно такие принципы носят скорее общий, нежели
•ни і ный характер. Они универсальны (то есть применимы ко всем лич­
но» і им) и внутренне взаимосвязаны. Логика дедуктивного анализа пред­
полагает траекторию мысли от общей теории к подходящему этическо­
му принципу или группе принципов и далее — к выбору более специфи­
ческого этического правила. Заключительный шаг — применение этого
привила к конкретному случаю, который содержит ту или иную этичес­
кую проблему.
()гличительные черты дедуктивного хода мысли — наглядность и оп­
ределенность, когда предпосылка предопределяет вывод. Иными слова­
ми, дедуктивная модель этического анализа представляет собой строгую
процедуру принятия решения: теория логически влечет за собой опреде­
ленные принципы и правила, которые в свою очередь логически требу-
ни частного этического суждения относительно конкретного случая. Сум­
марно дедуктивный метод может быть представлен в виде следующего
(опоритма:
I. Определить предпочтительную философскую теорию этики.
Установить уместный этический принцип.
3. Установить уместное этическое правило.
4. Применить правило к конкретному случаю.
11ри использовании дедуктивного анализа в качестве предпочтитель­
ной философской теории этики наиболее часто используют теории Э. Кан-
I и, утилитаризма и теории, основанные на их принципах.
Теория Э. Канта
В соответствии с кантовским категорическим императивом, каждый
чгловек имеет право на уважение и самоуважение, а его действия как по
о і кошению к другим людям, так и по отношению к самому себе должны
носить гуманный характер: никогда не быть средством достижения цели,
но всегда, в то же время, служить самой цели. Согласно этической фило-
еофской системе Э. Канта, каждый человек имеет прямые и непрямые обя-
IIIтельства по отношению как к себе, так и к другим людям. По пред-
I I
пилениям философа, наиболее значимыми прямыми обязательствами по
о і ношению к другим являются не убивать невиновного, не лгать и сдер­
живать обещания. Прямым обязательством по отношению к себе есть са­
моуважение и отношение к себе не как к средству достижения какой-то
37

цели. Непрямым долгом по отношению к себе Э. Кант считал самоусо­
вершенствование и развитие способностей. Непрямым долгом по отно­
шению к другим кантовская деонтология считает принцип благодеяния.
По мнению философа, действия по выполнению непрямых обязательств
не должны совершаться за счет нарушения прямых обязательств.
Хотя различия между прямыми и непрямыми обязательствами не столь
очевидны, их структурное значение в этической системе Канта трудно
переоценить. Прямые обязательства требуют выполнения или воздержа­
ния от выполнения определенных действий. Не существует легитимных,
исключений в выполнении прямых обязательств. Они остаются неизмен­
ными во всех обстоятельствах, поскольку определенные виды действий
просто несовместимы с принципами уважения к личности и поэтому стро­
го запрещены. Непрямые обязательства требуют от нас добиваться или
способствовать достижению определенных целей (например, добра для
других). Различия между прямыми и непрямыми обязательствами могут
быть пояснены следующим образом. Прямые обязательства нарушают­
ся, когда мы рассматриваем человека как средство. Непрямые обязатель­
ства нарушаются, когда мы не рассматриваем человека как цель дей­
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


написать администратору сайта