Биоэтика. Ві6лі9тс йлстудеятлмедссъя,биоэтикаі іІБодеський
Скачать 11.61 Mb.
|
му развитию в Украине концепции биоэтики и применению ее постула тов в клинической практике, при проведении медико-биологических ис следований и экспериментов. Необходимость глубокого и полного освое ния основ биоэтики студентами высших медицинских учебных заведений IV уровня аккредитации назрела и очевидна. Авторы рассчитывают на диалог с коллегами, учеными, заинтересованными профессионалами, представителями общественных организаций и государственных учреж дений. Конструктивные критические замечания будут приняты с глубо кой благодарностью как предмет для плодотворных дискуссий и устра нения недостатков. 12 РАЗДЕЛ 1 ПРЕДМЕТ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БИОЭТИКИ КАК ДИСЦИПЛИНЫ Врач-философ подобен богу. Гиппократ Глава 1 ПРЕДМЕТ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Б И О Э Т И К И _____________________________________ Предметом биоэтики является совокупность спорных этических воп росов, которые могут идентифицироваться в процессе медицинской прак тики, при выполнении биомедицинских исследований и экспериментов нибо при комбинации этих видов профессиональной деятельности. П од термином «биоэтика» следует понимать систематический анализ действий человека в биологии и медицине в свете нравственных ценностей и прин ципов. По образному выражению академика Ю. И. Кундиева, «биоэти ка — это органичное соединение современных достижений науки и ме дицины с духовностью». Биоэтика включает обширный круг социально- экономических, морально-этических и юридических проблем, содержа ние и глубина которых постоянно изменяются по мере прогресса биоло гии, медицинской науки и практики. Характерной задачей биоэтики яв ляется всесторонний анализ таких проблем с целью их уяснения и разре шения. Часто наряду с термином «биоэтика» употребляют термин «био медицинская этика». Хотя оба эти термина прочно вошли в современ ный словарный запас и могут использоваться как взаимозаменяемые, мож но найти некоторые различия между ними. Термин «биомедицинская эти ка» определяет больший акцент на обсуждение проблем, которые связа ны с практической медициной. В таком контексте термин «биоэтика» пред полагает более глобальный охват спорных вопросов, включая социаль ную медицину, биоправо, этику проведения биомедицинских испытаний и экспериментов. В любом случае — «практическую медицину» следует понимать в широком смысле, то есть не только как профессиональную 13 деятельность врачей, но и как деятельность представителей других спе циальностей, которые имеют отношение к охране здоровья населения. Приоритетным объектом изучения биоэтики является профессиональ ное поведение медицинских работников. Ее становление в 70-е годы XX в. стало естественным развитием медицинской этики и произошло на стыке медицины, биологии, философии, социологии, психологии, профессиоло- гии, религиоведения, педагогики, менеджмента, юриспруденции. Сам тер мин «биоэтика» ввел в употребление В. Р. Поттер в статье «Биоэтика, наука выживания» (сборник «Перспективы биологии и медицины», 1970) и книге «Биоэтика, мост в будущее» (1971). Концепция биоэтики появи лась в атмосфере этических обвинений медицины и науки, которые воз никли в конце 60-х годов. Термин «биоэтика» был предложен В. Р. Пот тером для того, чтобы указать на необходимость новых этических под ходов, которые могли бы противостоять вызовам достижений науки и тех ники и обеспечить выживание человечества в постиндустриальном об ществе. Биоэтика является наукой о законах, принципах и правилах регули рования профессионального поведения медицинских работников и иссле дователей, которая обеспечивает безопасность использования новых ме дицинских технологий и предупреждает врачей и ученых о недопустимо сти нанесения вреда человеку, его потомству, всему человечеству и био сфере в целом. Биоэтика представляет собой подраздел более общей науки — этики. Этика по своей природе является философской дисциплиной. В качестве раздела философии, этика может быть определена как «философское изу чение морали». В таком случае ее необходимо отделить от «научного изу чения морали», которое обозначается термином «описательная этика». Цель описательной этики состоит в получении эмпирических знаний о морали. Специалисты в области описательной этики стремятся к описа нию существующих моральных взглядов, а затем к их объяснению на ос новании учета причин их возникновения с позиций психологии или социо логии. Моральные взгляды, не в меньшей степени чем другие аспекты человеческого опыта, предоставляют психологам и социологам спектр феноменов, которые нуждаются в объяснении. Например, некоторые осо бенности сексуальной морали могут быть объяснены психоаналитиками категориями теории Фрейда, а позиция какой-либо социальной группы к вопросам эвтаназии после проведения социологом анкетирования может оказаться связанной с религиозным мировоззрением. В дальнейшем термин «этика» будет употребляться только в философ ском значении, отличном от предмета описательной этики. Философы обычно подразделяют этику на нормативную и метаэтику. Нормативная этика пытается определить, какие действия человека правильны с мораль ной точки зрения и какие нет. В метаэтике ставятся задачи установления природы моральных взглядов и определения подходящих методов для 14 подтверждения правильности отдельных моральных взглядов и теорети ческих систем. Вероятно, дискуссии в сфере нормативной этики, в опре- и пенной мере, затрагивают метаэтические рассуждения и не могут быть о г них полностью отделены. Какие бы ни были особенности взаимоотно шения нормативной этики и метаэ гики, важно понять наличие логичес ких различий между нормативной и описательной этикой. В то время как описательная этика пытается изобразить и объяснить те моральные взгля ды, которые фактически уж е приняты, нормативная этика пытается уста новить, какие моральные взгляды оправданы и поэтому должны быть приняты. Задача общей нормативной этики состоит в разработке и обосно- манном подтверждении обобщающей теории моральных обязательств, иначе говоря, этической теории, которая дает общий ответ на вопрос: «Что правильно с моральной точки зрения и что неправильно?» Задача прикладной нормативной этики, в отличие от общей нормативной этики, состоит в решении частной моральной проблемы, например, может ли аборт иметь моральные оправдания и если да, то при каких условиях. В свете оговоренных различий биоэтика может быть идентифициро- иана как один из разделов прикладной нормативной этики. Задачей био ники является решение этических проблем, которые связаны с медицин ской практикой, биомедицинскими исследованиями либо и с одной и с другой областями. Понятно, что этические проблемы, связанные с ины ми аспектами жизни, относятся к другим разделам прикладной норматив ной этики. Например, этика бизнеса касается этических проблем, кото рые возникают в процессе различных видов деловой активности. Важно го, что во всех разделах прикладной этики обсуждаемые частные проб- и с мы по своему характеру являются нормативными. Необходимо давать ответы на вопросы об этической правоте или неправомерности конкрет ной практики действий и его моральной оправданности. В прикладной »тике не ставится задача установить, каких моральных взглядов люди придерживаются фактически. Это задача описательной этики. Приклад ная нормативная этика, как и общая нормативная этика, направлена на го, чтобы установить, какие моральные взгляды оправданы. Характерными проблемами биоэтики являются: «Имеются ли у врача моральные обязательства сообщать пациенту о неизлечимости болезни?», «Может ли иметь моральную защиту нарушение врачебной тайны?», «Может ли иметь моральные оправдания эвтаназия?», «Является ли мо ральным суррогатное материнство?». Все подобные вопросы относятся к сфере прикладной нормативной этики и направлены на оценку отдель ных действий и практик. Другие проблемы биоэтики касаются этичес кой оправданности законов. Например, правомочен ли вопрос о мораль ной справедливости закона о запрете или ограничении обществом абор та? Необходимы ли законы о запрете активной эвтаназии? Нужны ли за коны, которые позволяют помещать человека в психиатрическую кли нику без его согласия? Такие вопросы показывают, что биоэтика взаи 15 модействует не только с общей нормативной этикой, но и с социально- политической философией и философией законодательства. Этот факт свидетельствует о междисциплинарном характере биоэтики внутри самой философии. Междисциплинарный характер биоэтики определяется так же тем, что дискуссионные проблемы часто рассматриваются не только с точки зрения философских взглядов на мораль (этика — наука о мора ли), но и с точки зрения теологических оценок морали. Принципиальное различие состоит в том, что философские аргументы строятся вне при знания какого-либо религиозного направления и религиозной веры, в то время как теологические аргументы в целом находятся в пределах рели гиозной веры. Однако наиболее важным признаком междисциплинарно сти биоэтики является ее связь с медициной и биологией. Достижения ме дицины и биологии играют важнейшую роль в развитии биоэтики, ха рактере и направленности философской мысли. Необходимо признать ис ключительное значение участия врачей и исследователей в биоэтичес- ких дискуссиях. Это обеспечивает проведение философского анализа в соответствии с реалиями медицинской практики и биомедицинских на блюдений (Т. A. Mappes, D. De Grazia, 2001). Развитию биоэтики как науки способствовали теоретические разра ботки в области основополагающих принципов предмета. Исключитель ная роль в определении оригинального подхода к данной проблеме при надлежит Т. L. Beauchamp и J.F. Childress. В своей оригинальной пуб ликации «Принципы биомедицинской этики» они в 1979 г. сформулиро вали четыре принципа данного предмета: 1. Принцип уважения автономии — предполагает уважение личности и защиты лиц со сниженной автономией (дети, психические больные и ДР-)- 2. Принцип ненанесения вреда подразумевает, что медицинский ра ботник не действует таким образом, что фактически вредит пациенту. 3. Принцип помощи и содействия требует от медицинского работника действовать в интересах благополучия пациента, проявлять милосердие и благодеяние. 4. Принцип справедливости направлен на соблюдение справедливо го распределения как социальных благ (например, возможностей эффек тивного здравоохранения), так и социальных нагрузок (например, нало гов). Обучение биоэтике должно осуществляться непрерывно на протяже нии всей профессиональной деятельности специалиста. Междисциплинар ный характер биоэтики предполагает социологическое понимание меди цинского и биологического сообщества; а также психологическое пони мание характера потребностей, которые ощущают исследователи, вра чи, медицинские работники, больные, и виды воздействий, объектом ко торых они являются. Необходимо историческое понимание истоков тео рии биоэтики и ее практики. Овладение методами этического анализа, 16 как он понимается философами и теологами, должно сочетаться с пони манием ограничений этих методов, когда они применяются к конкретным практическим ситуациям. Каждому, кто занимается биомедицинской эти кой, необходим собственный контакт с теми этическими проблемами, ко торые возникают в медицине и биологии. Для биомедицинской этики очень важно, чтобы она развивалась индуктивно, т. е. от тех проблем, которые осознаются самими врачами и исследователями и для решения ко торых они рассчитывают на взаимодействие в определении методоло- гической стратегии и принятии решений. Интересно мнение о том, что медицина спасла этику от умирания. Речь идет о том, что взаимодействие философов, медиков, юристов и других профессионалов оказало серьез ное и необратимое влияние на методы и содержание философской этики. Ипесение в этические дискуссии материалов конкретных жизненных си туаций заставило философов вновь вернуться к положениям Аристотеля, которые не применялись в течение столь долгого времени (Б. Т о и 1т т, 1982). Формирование и развитие биоэтики непосредственно связано с про цессами становления и трансформации классической этики в целом и вра чебной этики или медицинской деонтологии в частности. Новая наука подняла и пытается разрешить проблемы, которые связаны с сохранени- < м природы человека, защитой биосферы Земли, и выживания челове- ■II I тна. Специалист в области биомедицинской этики работает в трех ос- пониых направлениях: 1. Нахождение проблем, которые подлежат моральной оценке (опре деление предмета обсуждения). 2. Систематический анализ и обсуждение действий человека в биоло- I ии и медицине в свете нравственных ценностей и принципов (методоло- I ическая стратегия). 3. Помощь врачам и биомедицинским исследователям в обосновании правильных действий на основе применения принципов и теорий биоме дицинской этики (процесс принятия решений). Концептуально основные направления биоэтики были разработаны еще ее основоположником — В. Р. Поттером. Он считал, что биоэтика призвана охватить целый комплекс знаний о живом и рассматривать проб- немы не только медицинской, но также экологической этики. «Ясно, — писал В. Р. Поттер, — что биоэтика должна строиться на мультидисцип- иинарной основе, я предлагаю две области, интересы которых, казалось (>ы, различны, но которые нуждаются друг в друге: медицинская и эко- погическая этика. Они пересекаются в том смысле, что медицинская эти ка преимущественно связана с непосредственными решениями, правом имбора пациентов и врачей в их стремлении продлить жизнь... Экологи ческая этика имеет устойчивые представления относительно того, что мы должны делать, чтобы сохранить экосистемы в такой форме, которая бу дет совместима с длительным существованием человеческого рода». 17 Идея такой глобальной биоэтики, которая предлагает достижение «приемлемого выживания» (acceptable survival) устойчивого общества в здоровой экосистеме начала реализовываться практически, начиная с 90-х годов прошедшего столетия. В 70-80-х годах биоэтика, по сути, раз вивалась в пределах медицины и биомедицинских исследований. Имен но в 70-80-е годы термины «биоэтика» и «биомедицинская этика» прак тически были синонимами (характер незначительных различий был об сужден в самом начале главы). В 80-е годы прошлого века было сформулировано предложение, ко торое не встретило достаточно широкой поддержки: выделить из биоме дицинской этики так называемую «клиническую этику». Как известно, основанием для появления биоэтики были новейшие научные достиже ния в биологии, генетике, генной инженерии, трансплантологии и клини ческие испытания. Конечно, все эти сферы были клиническими и предпо лагали контакты врачей и пациентов. Однако большинство врачей не являлись исследователями, относительно малое их число имели отноше ние к медицинской генетике и совсем немногие занимались транспланто логией. В то же время практические врачи ежедневно сталкивались с про блемами тяжелобольных и умирающих пациентов и другими этическими проблемами современной медицины. Такие рутинные повседневные и рас пространенные этические проблемы практической медицины и были от несены к «клинической этике» в отличие от биомедицинской этики, ко торая касалась преимущественно проблем высоких медицинских техно логий и социальной медицины (М. Siegler, 1979). Глобальный характер биоэтика приобрела в 90-х годах XX ст. в свя зи с глобализацией экономики, науки и культуры, столь характерных для современного общества. Причинами всемирной глобализации являются интернационализация экономики, развитие единой системы мировой свя зи, ослабление роли национальных государств, активизация деятельнос ти транснациональных негосударственных организаций (этнических ди аспор, религиозных конфессий, экологических движений). Сам процесс |