Главная страница

Биоэтика. Ві6лі9тс йлстудеятлмедссъя,биоэтикаі іІБодеський


Скачать 11.61 Mb.
НазваниеВі6лі9тс йлстудеятлмедссъя,биоэтикаі іІБодеський
АнкорБиоэтика.pdf
Дата14.12.2017
Размер11.61 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаБиоэтика.pdf
ТипДокументы
#11377
страница11 из 39
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   39
первичного больного, приемлемое лечение ребенка.
Врач и пациент в связи с принадлежностью к разным культурам мо-
| ут иметь разногласия по практическим и метафизическим вопросам, ко­
торые влияют на проведение лечения. Например, больной может верить,
ч то обсуждение возможных осложнений терапии и неблагоприятных ис­
ходов заболевания увеличивают вероятность их возникновения. Пред­
ставители некоторых культур могут отстаивать необходимость ритуаль­
ных действий, которые вызывают значительную боль, с целью изгнания
из организма ребенка злых духов. С точки зрения западной культуры,
мрач рассматривает такие верования как иррациональные и потенциально
опасные, хотя с этической точки зрения уважение культурных особенно­
стей и традиций — важный компонент правильных взаимоотношений меж­
ду врачом и пациентом.
Значительной проблемой во взаимоотношениях между врачом и боль­
ным могут стать расовые, этнические или национальные предрассудки.
Их преодоление — вопрос не только биомедицинской этики, но и задача
общечеловеческого масштаба.

Глава 2
ПРИ Н ЦИ П Ы ПРАВДИВОСТИ
И И Н Ф О РМ И РО ВА Н Н О ГО СОГЛАСИЯ
Взаимоотношения между представителями различных медицинских
профессий (врачами, медсестрами, администраторами, фармацевтами и
т. д.) и пациентами образуют сложную социальную сеть, через которую
реализуются индивидуальные, групповые и государственные интересы,
связанные с вопросами охраны здоровья. Существуют нормы, которые
играют определенную роль в этической регуляции взаимоотношений мед­
работников и больных. Принципы правдивости и информированного
согласия закреплены в «Декларации о политике в области обеспечения
прав пациента в Европе» (Амстердам, 1994; прил. 6).
Принцип правдивости
Это формальный или деонтологический моральный принцип, который
утверждает, что действия или правила являются морально верными, если
они направлены на предоставление истинной информации и имеют цель
избежать нечестности во взаимоотношениях. Быть правдивым — озна­
чает сообщать своему собеседнику то, что истинно с точки зрения того,
кто делает сообщение. Иногда это правило используется в форме запре­
та на ложь, то есть запрета сообщать то, что с точки зрения говорящего
— ложно.
Традиционно кодексы медицинской этики недостаточно упоминают о
правдивости или обмане и лжи во взаимоотношениях между врачом и па­
циентом. Вместе с тем, наиболее обсуждаемый вопрос биоэтики — проб­
лема долга врача предоставлять правдивую информацию больному. Воп­
рос формулируется следующим образом: может ли иметь моральное оправ­
дание патерналистическая ложь врача и практика обмана пациента? Если
да, то при каких условиях? Одним из подходов к анализу этической проб­
лемы есть постановка более общих вопросов. Всегда ли ложь морально
недопустима? Всегда ли правильно говорить правду? При ответах на эти
вопросы, безусловно, нужно привести обоснование занятой позиции. Если
ложь и преднамеренный обман всегда морально недопустимы, то так по­
ступать нельзя всем, включая врачей. Если ложь и преднамеренный об-
78

м.ui иногда морально приемлемы, то следует попытаться установить ус­
ловия, при которых такие поступки оправданы. После определения та-
И
1
х условий можно на частных примерах взаимоотношений врача и па­
циента оценить их приемлемость.
В целом проблема состоит в моральном конфликте между стремлени­
ем сделать наилучшее для больного с точки зрения понятий добра и вре-
/|п и выполнением некоторых общих обязательств, в данном случае обя-
ытельства говорить правду.
Оригинальный подход школы Гиппократа требует поступать так, что-
|>ы принести пациенту благо. Согласно этике Гиппократа, врачу следу-
1
‘ I говорить только то, что может помочь больному, и избежать сообще­
ний о том, что может принести вред. Гиппократу принадлежит высказы­
вание: «Окружи больного любовью и разумным утешением, но главное
оставь его в неведении того, что ему предстоит, и особенно того, что
ему угрожает». Патерналистическая ложь врача, так называемая святая
пожь, в течение длительного времени считалась, безусловно, приемлемой
но взаимоотношениях между врачом и пациентом. Так, еще относитель­
но недавно, по данным D. Oken (1961), 88 % опрошенных врачей Соеди­
ненных Штатов сообщили о том, что они обычно не говорят правду о
шболевании терминальным онкологическим больным, руководствуясь
традициями Гиппократа.
Принцип правдивости во взаимоотношениях врача и пациента по-
разному рассматривается в различных этических системах. С позиции
деонтологии Э. Канта, правдивость есть долг человека пред самим со-
Г)ОЙ как моральным существом и лгать — значит унижать в себе чело­
веческое достоинство и разрушать самоуважение. Поэтому Э. Кант на­
стаивал на том, что во всех ситуациях любой человек, в том числе и
врач, имеет прямую обязанность по отношению к себе и другим быть
правдивым. В деонтологии В. Росса обязательство не лгать и не совер­
шать преднамеренного обмана — это prima facie, которое при опреде-
менных обстоятельствах может быть подчинено другим условным (prima
facie) обязательствам. В медицине им может стать долг врача обеспе­
чить медицинское благополучие пациента. С позиций теории «поступок
утилитаризм» вопрос о том, следует ли говорить правду, решается
индивидуально с позиций достижения в каждой конкретной ситуации
максимальной пользы. Последователи теории «правило — утилитаризм»
в данной этической ситуации сталкиваются с необходимостью опреде-
пить целесообразность формулировки исключения из правила, которое
(анрещает врачу сообщать пациенту неправдивую информацию. Веро­
ятно, такие исключения должны касаться случаев, когда имеются убе­
дительные свидетельства того, что больной не хочет знать правды о
птем заболевании или будет серьезно психологически травмирован по-
пученной информацией. В таком случае приверженец теории «правило
утилитаризм» должен проанализировать, не будет ли вред от сооб­
79

щения правды пациенту компенсироваться положительными последствия
ями, которые следуют из правила запрета всякой лжи во взаимоотно-1
шениях врач — больной. Он принимает во внимание и то, что факт лжи
имеет отдаленные последствия в виде разрушения отношений врач —|
пациент.
В 70-е годы XX ст., в связи с критикой патерналистичности традиций
Гиппократа и повышением значимости принципа уважения автономии
больного, отношение к принципу правдивости начинает резко изменять­
ся. По данным опроса, проведенного Э. 1Моуаск (1979), 98 % врачей США]
в своей повседневной практике следовали правилу сообщения правды
пациенту о его заболевании и состоянии.
Для сближения традиций Гиппократа и уважения автономии пациен­
та можно попытаться заново проанализировать последствия лжи, оста-'
ваясь в рамках принципа Гиппократа «не навреди». Дело в том, что в
современной высокотехнологичной медицине в лечении больного уча­
ствует целая команда, для которой трудно (а иногда невозможно) изла­
гать одну и ту же неправдивую версию заболевания пациента. Иными
словами, в условиях современной медицинской практики имеется высо­
чайшая вероятность того, что ложь будет раскрыта и последствия для-,
больного будут крайне неблагоприятными.
Другим направлением сближения позиции этики Гиппократа и прин-1
ципа автономии является использование концепции «медицинских про­
тивопоказаний». Так же как определенные варианты обследования и ле­
чения могут быть противопоказаны больному, так и в отдельных случа­
ях, например при депрессии и склонности к суициду, раскрытие правды:
может считаться медицинским противопоказанием.
Попытки сближения разных точек зрения в отношении принципа прав-1
дивости могут быть отвергнуты радикальными сторонниками принципа
правдивости. Их точка зрения состоит в том, что ложь разрушает взаим­
ное доверие врача и пациента, делает невозможным координированные
действия. В ряде случаев просто невозможно не сообщить больному прав-]
дивую информацию о его заболевании. Каким образом можно, например,
получить согласие пациента на химиотерапию или лучевую терапию без
информации о том, что у него имеется онкологическое заболевание?
В отношениях с больными медик представляет в своем лице не только
члена общества в целом, но и свою профессиональную группу. Постоян­
ная ложь нарушает доверие к профессии. Если пациент уверен, что вра­
чи постоянно скрывают от него неблагоприятную информацию, то даже
правдивые утверждения, например, о том, что «прогноз Вашего заболе­
вания благоприятен», или «хирургическая операция не представляет для
Вас опасности», или «химиотерапия даст хорошие результаты», — бу­
дут восприниматься им с недоверием. Возможно, что с этим обстоятель­
ством связано то, что многие больные после подтверждения диагноза
онкологического заболевания, даже при наличии эффективного лечения,
80

обращаются к всевозможным целителям и шарлатанам. Если пациенты
не верят врачам, то добиться успеха в борьбе с серьезными заболеваниями,
и том числе онкологическими, чрезвычайно трудно. Поэтому и врач, и
медсестра, и медицинский администратор должны.'быть правдивыми для
поддержания в обществе отношения доверия к своей профессиональной
I руппе.
Вопрос о долге больного знать правду более сложен. Обсуждение это-
ю вопроса следует вести с позиций самого пациента: почему «Я» как
пациент должен знать правду? «Я» должен знать правду именно для того,
чтобы сохранить себя как «Я», то есть как автономную личность, явля­
ющуюся ответственным субъек том своих поступков. Не владея правди-
иой информацией об условиях своего существования (включая информа­
цию о состоянии своего здоровья), человек как бы перекладывает ответ-
I твенность за то, что с ним происходит, с себя на другого (к примеру, на
ирача), отказываясь тем самым от своей субъектности и свободы. Поэто­
му стремление знать правду — долг человека даже тогда, когда он при­
кован болезнью к больничной койке. Безусловно, больной человек есте­
ственным образом ограничен в своей свободе. Эти ограничения варьи­
руют от самых незначительных — при скоротечных простудных заболе-
ианиях— до самых серьезных — при коматозных состояниях или состоя­
ниях болезненно измененного сознания при психиатрических болезнях.
11оэтому долг знать правду не может быть вменен каждому пациенту в
равной степени. Существует также психологическая предрасположен­
ность некоторых людей к существованию в подчиненном, зависимом от
других состоянии. С точки зрения господствующей в современном инду­
стриальном мире морали автономной личности подобный самоотказ от
собственной субъектности приносит вред. Однако поскольку этот само­
отказ происходит добровольно, то следует уважительно относиться и к
такой форме самоутверждения. Среди представителей различных куль­
тур наблюдается тенденция, при которой больные стараются делегиро­
вать ответственность за принятие решений, связанных с их заболевани­
ем, своим близким или медицинским работникам. В определенной степе­
ни это замечание справедливо в отношении традиционного поведения зна­
чительного числа пациентов. Врач обязан учитывать и уважать эти тра­
диции.
Правомерно также остановиться на вопросе о долге больного гово­
рить правду. Должен ли медик стремиться знать правду, и должен ли па­
циент говорить ему правду? Долг медработника — стремиться во всех
ситуациях получить максимально правдивую информацию — определя­
ется его профессиональным предназначением лечить больных. Только пол­
ная и достоверная информация об условиях возникновения и протекания
шболевания может гарантировать правильную диагностику и эффектив­
ное лечение. Важнейшее условие реализации этого долга — обеспече­
ние
чувства
доверия пациента к своему врачу и к медицинской профессии

в целом. Больной человек вряд ли поделится правдой, если не будет уве­
рен, что медики сохранят конфиденциальность, что сообщенные им
подробности личной жизни не станут достоянием посторонних.
Долг пациента говорить правду имеет, во-первых, общее основание
в его социальной природе и необходимости укреплять дух доверия в со­
циальной ячейке «пациент— медработник». Правдивость — моральный
долг каждого человека, и болезнь нисколько не уменьшает его. Кроме
этого, больной для своего лечения использует либо государственные,
либо производственные, либо семейные финансовые ресурсы, часто весь­
ма ограниченные. Чувство солидарности с больным человеком и участ­
ливое отношение к его нуждам при государственной форме здравоохра­
нения, производственной поддержке или семейной взаимопомощи выра­
жается в том, что эти ограниченные ресурсы перераспределяются в его
пользу. Это обстоятельство создает еще одно основание морального долга
пациента эффективно сотрудничать с медицинскими работниками для ра­
чительного использования ограниченных ресурсов, что, естественно, не­
мыслимо без его правдивости.
Долг больного говорить правду обосновывается также принципом «не
навреди». Придя, например, на прием к врачу, пациент связан мораль­
ным долгом сообщить об имеющемся у него инфекционном заболевании,
которое может быть опасно для работающих с ним медиков или других
пациентов, например о СПИДе, туберкулезе, гепатите. Еще одним обо­
снованием долга больного говорить правду является то, что в процессе
общения с пациентом у врача формируется эмпирический опыт о значи­
мости тех или иных симптомов для постановки точного диагноза и тера­
певтической эффективности различных медицинских назначений. Если
больной человек не ставит лечащего врача в известность о самовольных
изменениях в приеме лекарств или вносит искаженную информацию в свои
жалобы, то он становится ответственным за формирование ложного зна­
ния у своего лечащего врача о диагностических критериях заболеваний,
об эффективности или неэффективности какого-либо лекарственного
средства. Эта ложная информация может послужить источником ошибоч­
ных действий лечащего врача как в отношении самого неправдивого па­
циента, так и других больных.
В основах законодательства Украины о здравоохранении устанавли­
вается право пациента знать правду о диагнозе, прогнозе и методах ле­
чения своего заболевания. Право врача сообщать больному правдивую
информацию о состоянии его здоровья ограничивается требованием пе­
редавать ее в доступной форме и так, чтобы не причинить пациенту вре­
да. Право врача знать правду специально не регламентируется законом.
Оно заложено в традициях врачевания и административных нормах со­
временной медицины. Причем речь идет не только и не столько о праве
лечащего врача, которое обычно считается само собой разумеющимся,
сколько о праве других участников процесса врачевания на доступ к ин­
82

формации о состоянии здоровья данного конкретного больного. В совре-
мгипых поликлиниках и больницах медицинская помощь чаще всего ока-
и.тается не одним врачом, а группой специалистов, каждый из которых
нуждается в правдивой информации о состоянии пациента. Их право на
Доступ к этой информации обеспечивается соответствующими админист-
Iмгивными нормами. Более сложен вопрос о праве на доступ к медицин-
(кой информации для студентов, которые непосредственно не участву­
ем } лечении данного больного. Обучение у постели больного — один из
наиболее существенных элементов в образовании медицинских работни-
мж. Традиции и административный порядок клиник обосновывают их
право на участие в осмотре больных, выполнении под руководством
опытных профессионалов диагностических и лечебных мероприятий, и,
| педовательно, на доступ к соответствующей медицинской информации.
()днако, с моральной точки зрения, поскольку участие в обучении сту­
дентов не является непосредственным интересом конкретного пациента,
их право на доступ к медицинской информации и лечебно-диагностичес­
ким манипуляциям должно быть обусловлено добровольным согласием
(»ольного или членов его семьи.
Право пациента сообщать врачу правду о состоянии своего здоровья
п обстоятельствах возникновения заболевания на первый взгляд кажет­
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   39


написать администратору сайта