Биоэтика. Ві6лі9тс йлстудеятлмедссъя,биоэтикаі іІБодеський
Скачать 11.61 Mb.
|
цид узаконен в Нидерландах, а также в штате Орегон (США). Всемир ная медицинская ассамблея (1992) приняла «Закон о пособничестве вра чей при самоубийствах», в котором дана отрицательная этическая оцен ка подобной практики. Обычно в качестве объекта для осуществления подобного варианта суицида рассматриваются серьезно и даже смертельно больные люди, жес токо страдающие от боли, отдающие себе отчет в своих действиях и са мостоятельно принявшие решение о самоубийстве. Пациенты, намерева ющиеся покончить жизнь самоубийством, зачастую находятся в депрес сии, которая обычно сопровождает смертельное заболевание. Аргументы за и против суицида при содействии врача сходны с дово дами, представляемыми сторонниками и противниками добровольной ак тивной эвтаназии. Суицид при содействии врача вовлекает его в выпол нение одной или обеих «задач»: 1) обеспечение пациента информацией о том, как «эффективно» совершить самоубийство; 2) обеспечение мер, не обходимых для совершения «эффективного» самоубийства (чаще всего, выписывая рецепт на смертельную дозу лекарства). Другие способы учас тия врача в осуществлении самоубийства могут включать моральную 143 поддержку решения пациента, «надзор» за осуществлением самоубий ства, помощь больному в проведении необходимых физических действий (крайне ослабленным пациентам, например, может требоваться помощь для приема летальной дозы препарата). Известны факты использования приспособлений, сконструированных врачом, который инструктирует па циента о том, как ими пользоваться с целью осуществления самоубий ства. Как при активной эвтаназии, так и в случае суицида при содей ствии врача, последний играет непосредственную роль в наступлении смерти пациента. Однако между этими двумя актами существует разни ца — при активной эвтаназии именно врач оказывается тем, кто в ко нечном счете убивает пациента, в то время как в случае суицида при со действии врача больной в конечном счете убивает себя. Преобладающая этическая оценка как активной эвтаназии, так и са моубийства при пособничестве врача состоит в признании этих действий аморальными и подлежащими осуждению со стороны медицинских про фессионалов. На заседании Верховного Суда США в 1997 г. была еди ногласно поддержана конституционность запрещения суицида при содей ствии врача. В то же время право пациента на отказ от медицинской по мощи (который, в принципе, может также рассматриваться как вариант суицида), как уже отмечалось, морально приемлем и вытекает из прин ципа уважения автономии. РАЗДЕЛ VI МЕДИКО-ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕПРОДУКЦИИ ЧЕЛОВЕКА И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им, Бог: плодитесь и раз множайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею. Бытие, 1, 28 Глава 1 МЕДИКО-ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИСКУССТВЕННОГО А БО РТА __________________ В обществе, как и в медицине, всегда существовал и существует це лый ряд биоэтических проблем в связи с прокреацией (от лат. ргосгеасю — рождение, произведение на свет, воспроизводство потомства), или реп родукцией человека. Морально-этические социальные и правовые проб лемы возникают как в связи с нежелательной беременностью, так и с не возможностью зачать или выносить ребенка. Создание новых репродук тивных технологий порождает новые проблемы биоэтики. Искусственное прерывание беременности распространено в наши дни более чем когда-либо в предыдущей истории. Ежедневно в мире совер шается около 100 млн половых актов, в 910 ООО случаев происходит за чатие, в 10 % этих случаев беременность заканчивается искусственным абортом. Озабоченность вызывают как медицинские последствия абор тов (материнская заболеваемость, нередко приводящая к бесплодию и смертности), так и морально-правовые— проблемы его допустимости на разных сроках беременности и законодательной регламентации. В наиболее широком контексте медико-этическая оценка искусствен ного аборта базируется на анализе причин выполнения этой медицинской манипуляции во взаимосвязи с обсуждением базисных закономерностей биологического развития плода человека. Суть этической проблемы со стоит в определении того, до какого периода развития плода (если тако- 144 145 вой может быть назван) и по какой причине (если таковая может быть сформулирована) аборт вправе считаться этически приемлемым. Потенциальными причинами аборта являются: — угроза жизни матери в случае сохранения беременности; — угроза физическому и/или психическому здоровью матери при не- прерывании беременности; — высокая вероятность или уверенность, что сохраненная беремен ность завершится рождением тяжелобольного ребенка; — беременность, которая наступила в результате изнасилования или инцеста; — беременность незамужней женщины, когда рождение ребенка ве дет к стигматизации или нарушению традиций, норм, законов; — самые различные индивидуальные ситуации, при которых рожде* ние ребенка негативно отразится на благополучии женщины, семейной пары или всей семьи, включая уже рожденных детей. Последняя категория, по-видимому, наиболее распространенная, ког да женщина ориентирована на профессиональную карьеру; если рожде* ние ребенка может, по мнению супружеской пары, нарушить гармонию отношений в семье или будет причиной непосильной финансовой нагруз ки и т. д. Во взглядах на этическую оценку возможности аборта существуют два радикальных подхода: консервативный и либеральный. Консерватив ная точка зрения состоит в утверждении, что аборт никогда не может быть оправдан этически или что аборт допустим только при необходи мости спасти жизнь беременной женщины. Либеральная точка зрения за ключается в этической приемлемости аборта во всех случаях, то есть в любом периоде развития плода и независимо от причины. Сторонники тре тьей — центристской — позиции полагают, что аборт морально допус тим до определенной стадии биологического развития плода и/или утверждают, что некоторые причины есть достаточным этическим осно ванием для проведения аборта, в то время как другие — нет. В дискуссиях об этической приемлемости аборта важнейшим вопро сом является определение морального статуса плода. Сказать, что плод обладает полным моральным статусом, значит утверждать, что он — объект всех моральных суждений в такой же мере, как и полностью сфор мированный индивидуум. В частности, признание полного морального статуса плода практически означает, что он имеет право на жизнь, кото рое следует рассматривать с той же серьезностью, как и право на жизнь любого другого человека. С другой стороны, сказать, что плод не обла дает (существенным) моральным статусом, — значит утверждать, что он не имеет никаких прав, которые стоило бы обсуждать. В частности, та кой подход отрицает существенное право на жизнь. Обычно консервато ры утверждают, что плод обладает всей полнотой морального статуса, а либералы настаивают, что он не имеет существенного морального ста- 146 I уса; некоторые центристы оставляют за плодом частичный моральный Г статус. Дискуссии о моральном статусе часто соотносятся с закономерностя ми онтогенеза и связаны с ответом на вопрос о том, с какого момента развития плода начинается человеческая жизнь. В таком контексте дис куссии человек обладает полным моральным статусом, в то время как «иечеловек» не имеет значимого морального статуса и, следовательно, понятие частичного морального статуса исключается. Центральная проб лема состоит в том, чтобы определить различия между человеком и «не- чсловеком», провести «разграничительную линию» между ними и достичь согласия в методологии таких действий. Консерваторы, как правило, считают, что разграничительная линия должна проводиться с момента шчатия как исключительно бесспорной точки отсчета. Против попыток проведения разграничительной линии, в связи с другими важными пунк тами онтогенеза, такими как имплантация, шевеление, сердцебиение или рождение, выдвигается тот аргумент, что плод развивается непрерывно и невозможно найти какие-либо границы его онтогенеза. Консерваторы уверены, что линия не может обоснованно пройти через любой период непрерывного развития плода. Она будет постоянно смещаться до дос тижения пункта зачатия, где можно найти объективное обоснование на чала человеческой жизни. Именно в результате зачатия возникает пол ный генетический код, в то время как его не существовало до зачатия. Либеральная точка зрения на проведение разграничительной линии состоит в том, что плод не может рассматриваться как человеческое су щество даже на самых поздних стадиях своего развития. Речь, конечно, не идет о том, что ставится под сомнение, является ли плод биологичес ки плодом человека. Скорее утверждается, что плод не является челове ком в каком-либо морально значимом отношении, то есть не имеет зна чимого морального статуса. «Разграничительная линия» сторонниками либеральных взглядов обычно проводится на уровне родов (а иногда и позднее). С либеральной точки зрения, плод не имеет больших прав на жизнь, чем клетки тканей и органов, которые удаляются во время какой- либо хирургической операции. С точки зрения консерваторов, полный моральный статус плода определяет такую же моральную недопусти мость аборта (возможно, за исключением случаев спасения жизни мате ри), как и убийство человека. В дискуссиях об этической стороне аборта уделяется самое присталь ное внимание вопросам, которые имеют отношение к этапам развития плода. Методологически интересна попытка сопоставления закономер ностей формирования плода, его сердца, головного мозга и высших от делов головного мозга с обретением им морального статуса и, следова тельно, с обоснованием разной степени приемлемости аборта при различ ных сроках гестации. Теоретической основой целевой оценки этих эта пов развития есть построение симметрии между абортом и известными 147 определениями смерти на основе смерти сердца, головного мозга или вы< гиих отделов головного мозга. Важнейшим периодом онтогенеза является зачатие, когда спермато зоид соединяется с ооцитом и образуется одноклеточная зигота с полным генетическим кодом из 23 пар хромосом. В процессе деления одноклс* точная зигота переходит в многоклеточную зиготу, которая продвигает ся по фаллопиевой трубе и затем постепенно имплантируется в стенку мат* ки. Формально термин «зигота» сохраняется до времени полной имплан тации — в течение 15 дней от момента зачатия. Затем до конца 11-й не дели, в течение так называемого эмбрионального периода, происходит раз витие органов и систем, а с начала 12-й недели до рождения — развитие плода. Уместно заметить, что термин «плод» часто употребляется в ши роком смысле для обозначения человеческого существа, которое еще не родилось, независимо от стадии внутриутробного развития. В развитии плода существуют очень важные моменты, которые занимают особое мес то в дискуссиях об этической приемлемости аборта. Формирование серд ца завершается в 8-недельном гестационном возрасте, однако в полной мере функциональная способность этого органа формируется позднее. Имеется симметрия между сердечно-ориентированным определением смер ти и этически приемлемыми сроками проведения аборта. Существует точ ка зрения об обретении плодом морального статуса в момент структур но-функционального формирования сердца. В Украине, как известно, аборт «по просьбе» выполняют не позднее 12 нед беременности. Обычно в сроке гестации, который соответствует 18-20 нед, женщи на начинает ощущать движения плода, которые терминологически обо значают как шевеление плода. В этом же сроке гестации начинает вы слушиваться через брюшную стенку и стенку матки сердцебиение пло да. Этики, которые полагают, что полный моральный статус плод при обретает с момента появления неврологической интеграционной способ ности, признают приемлемым аборт до этой стадии. Такой подход сим метричен с определением смерти на основе смерти всего головного мозга. Приблизительно к 22— 24-й неделе гестации плод становится жизне способным. К этому периоду сформированы высшие отделы головного мозга. Сторонники точки зрения, согласно которой плод приобретает мо ральный статус с этого момента, полагают этически неприемлемым аборт позднее этого срока. Существует симметрия такого подхода с определе нием смерти на основе смерти высших отделов головного мозга. Православная и Католическая Церкви, ислам, иудаизм, а также дру гие религиозные конфессии поддерживают консервативные взгляды на правомочность аборта. Они убежденные противники искусственного пре рывания беременности. Согласно христианскому вероучению, момент за чатия — это и есть момент возникновения человеческой души. Поэтому сознательное уничтожение эмбриона, где бы оно ни происходило — в 148 материнской утробе или вне ее — есть грех убийства. Православная I le p K O B b рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убий- | гву. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа — дар Божий, поэтому с момента зачатия вея ное посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступ но. Широкое распространение и оправдание абортов в современном об ществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и яв ный признак моральной деградации. Верность библейскому учению о свя тости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовмес тима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физи ческому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно счи тает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, какими есть нерожденные дети. Католическая Церковь защищает достоинство и жизнь человека не зависимо от того, на какой стадии развития или в каком состоянии здо ровья и сознания она находится. Еще Папа Павел VI в Энциклице “Humanae vitae” сказал: «Мы должны еще раз официально заявить: пря мое прекращение уже начатого процесса развития ребенка в организме матери, прежде всего, прямой аборт — даже если его осуществляют для мечебных целей — есть недопустимый способ ограничения количества детей, и его следует абсолютно отвергнуть». Папа Иоанн Павел II в Эн циклице “Evangelium vitae” указывает, что «аборт всегда есть тяжелым моральным проступком, так как он является намеренным убийством не винного человека». Доктор медицины, монсеньер Ж. Судо считает, что нераздельное единство человеческого духа и тела вынуждает нас при знать, что начало телесной сферы человека означает начало самой чело веческой личности. Исламские богословы считают: пророк Мухаммед, говоря об основ ных стадиях развития эмбриона в утробе матери, упомянул, что по исте чении 120 дней Господь ниспосылает ангела, который вдыхает душу в формирующегося младенца. На основе этого исламские богословы счи тают возможным аборт до наступления этого срока в случае крайней не обходимости. По мнению богословов-иудаистов, душа вселяется в зародыш на 40-й день после зачатия. Д о этого эмбрион — не более, чем просто клетка или конгломерат клеток. Тем не менее, иудаисты считают, что аборт есть умышленное убийство. Наиболее либеральный взгляд на аборты выражали лидеры феминист ского движения. В 1916 г. Маргарет Зангер основала Лигу по контролю рождаемости (Birth Control League). Известная как лидер феминистско го движения Америки, она утверждала: «Контроль рождаемости — это 149 |