Главная страница

Биоэтика. Ві6лі9тс йлстудеятлмедссъя,биоэтикаі іІБодеський


Скачать 11.61 Mb.
НазваниеВі6лі9тс йлстудеятлмедссъя,биоэтикаі іІБодеський
АнкорБиоэтика.pdf
Дата14.12.2017
Размер11.61 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаБиоэтика.pdf
ТипДокументы
#11377
страница23 из 39
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   39
и небелое население, и просто бедных. В 1952 г. М. Зангер основала Меж­
дународную федерацию планирования семьи (МФПС), координирующую
деятельность национальных организаций по предотвращению деторож­
дения. По мнению МФПС, женщина имеет право на свободный ответ­
ственный выбор в отношении того, вынашивать ли ей зачатый плод или
абортировать его.
Одна из первых активисток движения за право женщины на аборт
А. Дэвис сказала: «Какие бы права женщинам не предоставляли — голосо­
вать на выборах, получать образование и т. д. — все это ничего не сто­
ит, если у нас нет права распоряжаться собственным телом и контроли­
ровать то, что с нами происходит, если нашу судьбу могут изменить те,
от кого мы можем забеременеть в силу случайности, обмана или приме­
нения силы». Эксперты МФГІС отмечают: « Для всех европейских стран
путь их развития должен проходить не через ограничение репродуктив­
ного выбора, а, напротив, через его расширение». Идеологи МФГІС го­
ворят о «двойной стратегии»: в современном обществе женщина должна
иметь доступ к сексуальному просвещению, у нее должен быть выбор
средств регулирования фертильности. Однако при наличии этих возмож­
ностей ей также должен быть доступен безопасный и легальный аборт.
Консервативные и либеральные взгляды представляют собой два по­
люса в спектре этических взглядов на аборт. Центристская точка зрения
на аборт, в отличие от полярных мнений, не сводится ни к интенсивному
осуждению, ни к бескомпромиссной защите практики медицинского абор­
та. Центристы считают, что некоторые аборты морально оправданы, а
некоторые — морально неприемлемы. Согласно одним центристским
взглядам на аборт стадия развития плода — важный фактор в мораль­
ном анализе, другим — существенно значимым является рассмотрение
причины, по которой выполняется аборт.
Обычно центристский анализ этической приемлемости аборта пред­
лагает учет как стадии, так и причины прерывания беременности. Прак­
тика прерывания беременности — составная часть социальной полити­
ки. Этическая оценка аборта проводится как приверженцами партии
«право на жизнь», так и сторонниками партии «право на выбор». В дис­
куссиях иногда обсуждается способ выполнения аборта. В первом три­
местре беременности аборт проводится следующими методами: 1) вы­
скабливания внутренней стенки полости матки после расширения шейки
матки; 2) вакуумной аспирацией; 3) мануальной вакуумной аспирацией
под контролем ультрасонографии. Неоднозначную этическую оценку по­
лучила теория и практика прерывания беременности в ранние сроки на
основе применения химических средств. Так, причиной серьезных этичес­
ких дебатов стала разработка во Франции препарата Я и 486 (мифепри-
150

| шп) как «абортивной пилюли». Другим важным методом химического
прерывания ранней беременности стало использование метотрексата с
цепью подавления деления клеток плода. Новая технология предполага-
' К сочетание химического средства с препаратами, которые индуцируют
шкращение миометрия. Сторонники либерального подхода к проведению
•июртов рассматривают использование химического метода как легаль­
ную, приватную, нехирургическую форму аборта, такое прерывание бе­
ременности, на которую каждая женщина имеет моральное право. Сто­
ронники консервативных взглядов на аборт категорически против ле-
Iильной доступности химических препаратов. Они квалифицируют ме­
тод как «химическую войну с нерожденными» и относятся к применяе­
мым химическим средствам как к «человеческим пестицидам».
Аборт после первого триместра беременности выполняется такими ме­
тодами: 1) дилатации и эвакуации; 2) индуктивными технологиями (вве-
и ние в околоплодную жидкость солевого раст вора, назначение простаг-
'ншдинов); 3) гистеротомии.
После разработки методов пренатальной диагностики с помощью ам-
ниоцентеза, исследования ворсинок хориона и ультрасонографии возник­
ни новая этическая проблема, связанная с медицинской практикой, ко-
трая находит применение в случае выявления генетической или хромо-
• омной патологии у плода. Суть проблемы состоит в обосновании эти­
ческой приемлемости селективного (генетического) аборта.
Мораль и репродуктивный риск — важный раздел современной био­
медицинской этики. Существует точка зрения, согласно которой репро­
дукция при высоком генетическом риске должна считаться морально неоп­
равданной. В то же время возможность проведения селективного аборта
уменьшает риск серьезного генетического заболевания.
Другой этической проблемой, которая связана с репродукцией в ус-
повиях высокого генетического риска, является вопрос об оправданнос-
1
Н использования принудительных мер для достижения социального кон-
фоля над индивидуальными репродуктивными решениями. Одно дело
(казать, что определенный репродуктивный выбор аморален, и другое
дело утверждать, что принудительные меры контроля репродуктивного
пыбора морально оправданы. Такой принципиальный контроль, как сте­
рилизация или обязательный амниоцентез с последующим абортом, в
Оольшинстве этических дискуссий отвергаются как действия, которые
нарушают фундаментальные права человека. Обязательные скринирую-
щие программы для идентификации носителей генетической патологии
| реди других принудительных мер менее инвазивны, однако также полу­
чают неоднозначную оценку специалистов в области биомедицинской
пики.
Аборт принадлежит к числу старейших юридических проблем. К нему
неоднозначно относились в древнем мире. Хотя в «Клятве Гиппократа»
творится о запрете прерывания беременности («Я... не вручу никакой
151

женщине абортивного пессария»), в то же время Аристотель считал a6opi
допустимым средством регулирования рождаемости и дозволенным, пока
в зародыше не сформировалась «чувствительность» и «двигательная ак­
тивность». В Древнем Риме аборт широко практиковался; юридическип
статус зародыша трактовался как часть тела матери (pars viscerum), по
этому женщина не подвергалась наказанию за умерщвление плода или
изгнание его из утробы. Но когда Римская империя стала нуждаться н
солдатах для захвата чужих земель и увеличении числа рабов, эмбриои
(/nasciturus — «имеющий родиться») стали наделять некоторыми граждан­
скими правами, а искусственный аборт стал трактоваться как преступ­
ление.
Возникновение христианства привело к осознанию ценности эмбрио­
на. В эпоху раннего христианства аборт отождествляется с убийством
человека. Согласно христианской концепции истребление плода лишает
его благодати будущего крещения и является тяжким грехом.
В средние века почти во всех европейских странах выполнение абор­
та влекло за собой уголовное преследование как врача, так и женщины
и каралось смертной казнью, тюремным заключением и каторжными ра­
ботами. В XIX в. аборты были законодательно запрещены в США во
всех случаях, кроме тех, когда речь шла о спасении жизни женщины. Эти­
ческая проблема выполнения аборта по медицинским показаниям актуа­
лизировалась по мере развития общества и медицины.
В Российской империи XIX в. законодательно различались разрешен­
ный искусственный аборт, выполняемый врачом для спасения жизни жен­
щины и аборт, производимый самой женщиной или каким-либо посторон­
ним лицом с преступной целью прекращения беременности. Принадлеж­
ность лица, производящего криминальный аборт, к медицинской профес­
сии (сюда относились и повивальные бабки) считалось отягощающим об­
стоятельством.
Советская Россия была первым государством, которое в 1920 г. ле­
гализировало «аборт по просьбе», однако уже в 1924 г. органы здраво­
охранения создают «абортные комиссии», которые выдавали разреше­
ние на бесплатный аборт, применяя при этом классовый подход. В 1936 г.
в СССР было принято Постановление, запрещающее аборты. Это изме­
нение политики было связано как с демографическим фактором (сниже­
ние численности населения), так и с идеологией. Разрешение абортов как
бы противоречило утверждениям официальной пропаганды о постоянном
росте благосостояния трудящихся. Рост числа криминальных абортов в
послевоенные годы привел к изменению политики в отношении абортов.
В 1955 г. в СССР был принят Указ «Об отмене запрещения абортов».
Этим юридическим документом были легализованы «аборты по просьбе»,
которые имели право выполнять лица со специальным медицинским об­
разованием, при сроке беременности до 12 нед и только в больничных
условиях. Поскольку альтернативные аборту способы и методы контро­
152

ля рождаемости не получили в СССР широкого распространения, коли­
чество искусственных абортов в 60-80-е годы неуклонно росло. В 1987 г.
М3 СССР был издан приказ № 1342 о прерывании беременности по соци­
альным показаниям. Этот документ разрешал — по желанию женщины
— прервать беременность при большом сроке, если документально под­
тверждались такие обстоятельства, как развод во время беременности,
многодетность (более 5 детей), то есть законодательство об аборте ста­
новилось все более либеральным.
Законодательства различных стран по-разному относятся к аборту. В
европейских странах выделяют четыре типа законов об аборте.
1. Либеральные законы разрешают «аборт по просьбе» (в небольшой
группе стран).
2. Довольно свободные законы разрешают аборт по многочисленным
медицинским и социальным показаниям (Англия, Венгрия, Исландия,
Кипр, Люксембург, Финляндия).
3. Довольно строгие законы разрешают аборт лишь при некоторых
обстоятельствах: угроза физическому или психическому здоровью жен­
щины, инкурабельные дефекты плода, изнасилование и инцест (Испания,
Португалия, Польша, Швейцария).
4. Консервативные законы или вообще запрещают аборты или разреша­
ют их в исключительных случаях, когда беременность представляет непос­
редственную угрозу для жизни женщины (Северная Ирландия, Мальта).
По данным мировой статистики, в 98 % стран аборт разрешен в це­
лях спасения жизни женщины, в 62% — в целях сохранения ее физичес­
кого и психического здоровья, в 42 % — в случаях беременности после
изнасилования или инцеста, в 40 %— по причине дефектности плода, в
29% — по экономическим и социальным причинам,в 21 % — по просьбе.
В XX в. вопрос о контроле рождаемости стал рассматриваться более
широко, нежели вопрос об аборте. Это связано с развитием понятий «ре­
продуктивные права», «репродуктивный выбор», «репродуктивное здо­
ровье», «контрацепция», «планирование семьи».
Репродуктивный выбор — проявление моральной автономии личнос­
ти в вопросах сексуальности и деторождения. В первую очередь речь идет
о сознательном и ответственном отношении личности к этим вопросам.
Репродуктивные права призваны создать социальные предпосылки для
обеспечения репродуктивного здоровья. Они нашли отражение во мно­
гих международных документах по правам человека и национальных за­
конодательствах. Важнейшее из репродуктивных прав — охраняемое го­
сударством право иметь и сохранять репродуктивное здоровье. Это пра­
во становится реальным лишь при доступности для женщин и мужчин
всех современных средств планирования семьи. Безусловно, аборт — это
один из худших методов планирования семьи, поскольку он сопряжен с
высоким риском осложнений, с утратой здоровья в целом и репродуктив­
ного здоровья в частности.
153

В современном обществе признанной альтернативой практике шири
кого применения абортов является концепция планирования семьи. Ми
рально-этические проблемы использования современных контрацепгивон
в общей концепции планирования семьи изложены в Декларации Всемир
ной медицинской ассамблеи «Заявление о праве женщины на испольчп
вание контрацепции», принятой 46-й Всемирной медицинской ассамблс
ей (Стокгольм, Швеция, 1994). Планирование семьи понимается как идеи
«свободного и ответственного родительства», т. е. такие виды деятель
ности, которые помогают отдельным лицам и супружеским парам дос­
тичь определенных репродуктивных результатов: предотвратить нежела­
тельную беременность, родить желанных детей, регулировать перерыии
между беременностями, контролировать выбор времени рождения ребен­
ка в зависимости от возраста родителей и других факторов, определить
количество детей в семье. Это понятие включает в себя информацию и
путях достижения этих целей, обеспечение сознательного выбора,
В 0 '1
можность воспользоваться всем спектром безопасных и эффективных ме­
тодов. Планирование семьи может включать в себя целый ряд мероприя
тий, начиная с планирования рождения детей и лечения бесплодия, за­
канчивая половым воспитанием, консультированием по вопросам семей
ной жизни и, в том числе, по генетическим вопросам.
Следует отметить, что различные религиозные конфессии осуждают
искусственные способы контроля над рождаемостью. Они рассматрива­
ют контрацепцию как фундаментальный инструмент сексуальной амо­
ральности, «сексуального освобождения». Такая контрацептивная сек­
суальность отвергает творческую силу Бога в Его даре новой челове­
ческой жизни. Контрацептивная сексуальность открывает путь для одоб­
рения любого вида сексуального поведения, подрывает целомудрие мо­
лодежи.
Лучшая альтернатива, по мнению Церкви, — это воздержание до бра­
ка. Преимущества такого поведения заключаются в избежании риска ве­
нерических заболеваний и ВИЧ-инфекции/СПИДа, неожиданной бере­
менности. По мнению священнослужителей, принятие детей в браке при­
носит целый ряд моральных и медицинских преимуществ. Чем больше де­
тей, тем крепче семья, меньше риск появления у женщины злокачествен­
ных новообразований молочной железы, матки и яичников. Тем не ме­
нее, для супружеских пар может быть приемлемым естественное плани­
рование семьи, методы которого основаны на наблюдении за физиоло­
гическими признаками фертильности (возможности оплодотворения) и ин-
фертильности (когда оплодотворение маловероятно) на протяжении фаз
менструального цикла. Регулирование половой жизни заключается в воз­
держании от половых сношений в период овуляции и в течение несколь­
ких дней после предполагаемого срока разрыва зрелого фолликула, ког­
да зачатие наиболее возможно. Предполагаемый срок овуляции можно
рассчитывать по календарю, исходя из знания продолжительности мен-

I груального цикла, или на основании измерения базальной температуры
I ила, или изучения характера слизи, выделяющейся из шейки матки. Ес-
м ственные методы контроля над рождаемостью не являются контрацеп-
' шниыми и абортивными.
Анализ современной демографической ситуации в Украине к 2000 г.
показал, что страна находится в состоянии глубокого демографическо-
ю кризиса, который характеризуется сокращением популяции, старени­
ем населения и уменьшением средней продолжительности жизни. Это про­
диктовало необходимость принятия Национальной программы «Репро­
дуктивное здоровье 2000» на 2000-2005 гг. Цель Программы — улуч­
шение репродуктивного здоровья украинского народа, демографической
и социально-экономической ситуации в государстве. Мероприятия, пре­
дусмотренные Программой, направлены на дальнейшее содействие фор­
мированию здорового образа жизни, ответственного отношения государ­
ства, общества и каждого гражданина к репродуктивному здоровью как
одной из важных составных здоровья нации в целом. Улучшению состоя­
ния репродуктивного здоровья, внедрению современных стратегий пла­
нирования семьи и реализации мероприятий активной демографической
политики в Украине должны способствовать усовершенствование дей­
ствующей нормативно-правовой базы, оптимизация комплекса медицин­
ских услуг, их ориентация на профилактику заболеваний, осуществле­
ние просветительской деятельности и информационной кампании, направ­
ленной на широкие слои населения. В настоящее время частота абортов
в Украине есть одной из высочайших в мире (в 1996 г. — 56 на 1000 жен­
щин фертильного возраста). По данным социологического опроса «Здо­
ровье-1996», такими средствами контрацепции, как внутриматочные спи­
рали и презервативы, пользуются 23,9 и 19,9 % женщин соответственно.
Естественный метод контрацепции используют 19,8 % женщин, оральные
контрацептивы — лишь 5 %. Инъекционные имплантаты почти не исполь­
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   39


написать администратору сайта