Биоэтика. Ві6лі9тс йлстудеятлмедссъя,биоэтикаі іІБодеський
Скачать 11.61 Mb.
|
зуются (0,1 % женщин). Опрос свидетельствует, что 11 % женщин вооб ще не желают пользоваться любыми контрацептивами. Среди опрошен ных наиболее удобными и надежными средствами считают спирали (37,1 %), презервативы (22,3 %), естественный метод (15 %). Оральным контрацеп тивам отдают предпочтение лишь около 8 % опрошенных женщин. Поч ти треть опрошенных мужчин считают за лучшее не применять никаких контрацептивов (29,9 %), 21,1% отдают предпочтение спирали и 17,9 % — презервативам. В Украине существует право на легальный безопасный аборт и от ветственность за незаконное проведение аборта. В соответствии со ста тьей 50 «Основ законодательства Украины о здравоохранении», опера ция искусственного прерывания беременности (аборт) может быть про ведена по желанию женщины в аккредитованных учреждениях здраво охранения при беременности сроком не больше 12 нед. Аборт при бере менности от 12 до 28 нед по социальным и медицинскими показаниями может быть сделан в отдельных случаях и в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины. Для выполнения этих положений Министерство здравоохранения сво им приказом от 28 июня 1994 г. утвердило Инструкции о порядке провс дения операции искусственного прерывания беременности и о порядке проведения искусственного прерывания беременности ранних сроков ме тодом вакуум-аспирации. Искусственное прерывание беременности мо жет осуществляться исключительно в аккредитованном медицинском уч реждении и исключительно врачом акушером-гинекологом, с обязатель ным обезболиванием. Искусственное прерывание беременности у несо вершеннолетних (в возрасте до 18 лет) проводится с согласия родителей или других законных представителей. Согласно постановлению Кабинета Министров от 12 ноября 1993 г. № 926, установлен порядок искусствен ного прерывания беременности от 12 до 28 нед; определены медицин ские (целый ряд тяжелых инфекционных, соматических и психических за болеваний, на фоне которых возникла беременность) и социальные по казания (наличие трех и больше детей, развод во время беременности, смерть мужа во время беременности жены, беременность вследствие из насилования, пребывание женщины или ее мужа в местах лишения сво боды, лишение женщины родительских прав; наличие у женщины ребен- ка-инвалида; тяжелое заболевание или травма мужа, которые обуслови ли его инвалидность во время беременности жены) к аборту в таком сро ке. Искусственное прерывание беременности от 12 до 28 нед может про водиться и при наличии у женщины других заболеваний, не внесенных н перечень, утвержденный данным постановлением Правительства, если на их фоне продолжение беременности и роды представляют угрозу для здо ровья или жизни беременной. Искусственное прерывание беременности от 12 до 28 нед проводится с соблюдением требований статьи 43 Оснол законодательства Украины о здравоохранении относительно согласия объективно осведомленного дееспособного пациента на медицинское вме шательство. Согласия пациентки или её законных представителей на вме шательство не требуется в неотложных случаях, если есть угроза жизни женщины. В настоящее время в Украине идет процесс изменения законодатель ной и регламентирующей базы, приведение ее в соответствие норм и стан дартов Европейского Союза и ВОЗ, согласно которым, границей жизне способности плода являются 22 нед гестации. Законодательством Украины предусмотрена ответственность за неза конное проведение аборта. Аборт, проведенный врачом, рассматривает ся незаконным в случае: — наличия медицинских противопоказаний для проведения аборта не зависимо от срока беременности; — проведения аборта вне специального аккредитованного учрежде ния здравоохранения; - ; ] 156 — выполнение аборта без соответствующего документального оформ- псния; — если аборт проведен неразрешенными или запрещенными способа ми; — при беременности от 12 до 28 нед, если отсутствуют социальные и медицинские показания, при наличии которых разрешается искусствен ное прерывание беременности в такие сроки; — при беременности свыше 28 нед, если ее прерывание не обусловле но состоянием крайней необходимости. Кроме того, предусмотрено наказание за проведение аборта лицом, которое не имеет специального медицинского образования и за незакон ное проведение аборта, что послужило причиной продолжительного рас стройства здоровья или смерти. В настоящее время в Украине обсуждается законопроект «О репро дуктивных правах и гарантиях их осуществления». Этот закон закрепит репродуктивные права граждан Украины, раскроет их содержание и пре доставит гарантии их осуществления, исходя из приоритета прав и сво бод человека и гражданина. Положения этого закона обеспечат консти туционные права человека и гражданина на неприкосновенность част ной жизни, личной и семейной тайны и гарантии невмешательства госу дарства в вопросах планирования семьи. Устанавливаются обязанности органов государственной власти и местного самоуправления относитель но обеспечения гарантий по осуществлению и охране физическими лица ми репродуктивного здоровья и создается правовая основа для получе ния ними услуг по планированию семьи, свободному осуществлению сво их репродуктивных прав. 157 Глава 2 БИОЭТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ М ЕЖ ДУ М АТЕРЬЮ И П ЛОДОМ Имеет ли беременная женщина, которая приняла решение стать мате* рью, моральные обязательства изменить жизнь таким образом, чтобы сде лать минимальной возможность рождения ее ребенка больным? Вполне очевидно, что образ жизни и поведение беременной женщины могут иметь негативное влияние на благополучие плода. Например, повреждающим действием на плод обладают несбалансированное питание, курение, упот ребление алкоголя, наркотиков. Дополнительный риск создают экстрагс- нитальные и генитальные заболевания матери. Так, например, существу ет высокая вероятность поражения плода в тех случаях, когда больна« сахарным диабетом женщина во время беременности не осуществляй тщательный контроль уровня глюкозы в крови. Если беременная женщина проявляет готовность к модификации об раза жизни во время беременности и неудобствам, которые с этим связа ны, будет ли она также морально обязанной подвергнуться каким-либо инвазивным медицинским манипуляциям во имя благополучия плода? Например, если она будет информирована врачом о необходимости ке сарева сечения в связи с показаниями со стороны плода, то существуй ли для нее моральный долг согласиться на операцию, испытать боль и риск, связанные с вмешательством? В другой клинической ситуации врач может сообщить женщине, что имеются показания для внутриутробной операции с целью улучшения медицинского состояния плода. Безуслон но, решение зависит от эффективности медицинской технологии, вели чины риска для беременной и степени ее необходимости для плода. Од нако допустим, что в конкретном случае врач убежден, что женщина вс дет себя морально неприемлемо. Если предоставление дополнительной информации и разъяснение не приводят к согласию женщины на медицин- скую манипуляцию, которая, как предполагается, необходима плоду, еле дует ли убеждать женщину, нарушая при этом принципы уважения авто номии? Если попытки убедить принять верное решение также не прино сят результата, возможно ли принуждение? Моральное обязательство беременной женщины избегать причинении вреда плоду как «еще не рожденному ребенку» должно быть сбаланси ровано по отношению ко множеству других моральных обстоятельстп которые составляют моральное содержание ее жизни. В любом случае 158 (>удет существовать моральная дилемма у врача, который полагает, что Переменная женщина не действует в интересах плода. Сложные биоэтической проблемы обсуждаются в контексте критичес ких ситуаций во взаимоотношениях матери и ее плода. Так, например, в случае конфликта между жизнью матери и плода возникает проблема аборта, который называется терапевтическим. Сторонники терапевтичес кого аборта считают его допустимым, поскольку этически дозволено сде лать доброе дело (спасти жизнь матери), даже если это имеет негативное последствие, которое не преследуется само по себе (смерть плода). Но противники терапевтического аборта возражают: «поп sunt facienda пийа nt veniant bona» («нельзя творить зло, из которого бы выходило добро»). Медицинские показания к терапевтическому аборту изменяются по мере развития медицины. Показания, описанные в трактатах классичес кой медицины, почти утратили свою силу, поскольку современная меди цина может стабилизировать и успешно лечить многие болезни. Тубер кулез легких, кардиопатии и другие заболевания сердечно-сосудистой системы, эклампсия, гематологические заболевания, заболевания почек, печени и поджелудочной железы, тяжелые формы миастении, опухоли ког да-то были показаниями к терапевтическому аборту. В настоящее время случаи, при которых действительно необходимо прерывание беременно сти, встречаются редко. Ситуация, при которой продолжение беремен ности с одной стороны угрожает жизни матери, а с другой — не гаранти рует спасения ребенка, в то время как аборт может сохранить жизнь ма тери, определяется как «принцип второстепенности плода». В этом слу чае аборт есть не что иное, как ускорение его смерти с целью спасения жизни матери. В том случае, когда смерть матери неминуема, предпринимается по пытка спасения плода (например, для спасения жизни ребенка умираю щей женщине проводят кесарево сечение). Это называют «принципом иторостепенности матери». Если объединить оба эти принципа, то в каждом конкретном случае тгически правильно оценить возможность помощи матери и ребенку в виде единой задачи. При этом, даже если полный успех маловероятен, надо стараться достичь максимально возможного. При невозможности спасе ния и матери, и ребенка избирается то, что более вероятно. Развитие перинатальной медицины привело к возникновению новых тгических проблем. В настоящее время стали широко доступны методы нренатальной диагностики пола ребенка, ряда наследственных и врож денных заболеваний. Применение таких методов позволяет предотвра тить рождение неизлечимо больных детей. Однако такой подход к пре рыванию беременности из-за неполноценности плода зачастую называ ют евгеническим абортом. Выявление плода с тяжелыми наследственными и врожденными забо- меваниями и прерывание такой беременности предотвращает тяготы жиз 159 ни инвалидов и уменьшает психологическую и экономическую нагрузку на семью и общество. Развитие медико-генетических методов диагнос* тики и лечения может способствовать предотвращению тяжелых болез ней и облегчению страданий многих людей. В то же время многие рели гиозные и общественные деятели отмечают двойственный характер ме тодов пренатальной (дородовой) диагностики наследственных заболева ний на ранних стадиях внутриутробного развития. Отмечается, что не которые из этих методов могут представлять угрозу для жизни и целост ности тестируемого эмбриона или плода. Выявление неизлечимого или трудноизлечимого генетического заболевания нередко становится побуж дением к прерыванию зародившейся жизни; известны случаи, когда на родителей оказывалось соответствующее давление. Пренатальная диаг ностика может считаться нравственно оправданной, если она нацелена на лечение выявленных заболеваний на возможно ранних стадиях, а так же на подготовку родителей к особому попечению о больном ребенке. Правом на жизнь, любовь и заботу обладает каждый человек, независи мо от наличия у него тех или иных заболеваний. Ж. Судо считает, что, I этической точки зрения, какая-либо неполноценность ничего не изменяем в онтологической сущности будущего ребенка — он так же, как и вся кий инвалид из-за своего недуга не исключается из общества, но, наобо рот, требует от него большей помощи и защиты. Евгенический аборт осуж дается религиозными конфессиями как одна из разновидностей «предна меренного убийства». С юридических позиций, евгенический аборт так же не может быть оправдан прежде всего потому, что международные нормы гарантируют соблюдение прав неполноценных детей. Так, в «Кон венции о правах ребенка» признается право неполноценного ребенка на особую заботу. Кроме того, неполноценные лица — как взрослые, так и дети — пользуются равными правами с прочими людьми. Об этом свиде тельствуют «Декларация о правах инвалидов» Генеральной Ассамблеи ООН (1975) и «Декларация о правах умственно отсталых лиц» (1971), согласно которым инвалиды и умственно отсталые лица имеют те же пра ва, что и другие люди. Евгеника (от греч. ег^епэ — «породистый») — термин, введенный Ф. Гальтоном (1883), обозначает научную и практическую деятельность по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домаш них животных, а также по охране и улучшению наследственности чело века. Со временем это слово стало применяться именно в последнем смыс ле. Евгенику определяют как «социальное управление эволюцией чело века». Различают позитивную и негативную евгенику. Цель позитивной евгеники — увеличение воспроизводства индивидов с признаками, ко торые могут рассматриваться как ценные для общества, — такими, как высокий интеллект и хорошее физическое развитие или биологическая приспособленность. Негативная евгеника стремится уменьшить воспро изводство тех, кого можно считать недоразвитыми умственно или физи- 160 Иски или развитыми ниже среднего. В последние десятилетия многие из 'и новных предпосылок евгеники были научно дискредитированы, и ев- • •ническое движение потеряло свое влияние как общественная сила. В и же время, благодаря современным достижениям медико-биологичес- шх наук и технологий, некоторые цели евгеники были частично транс формированы и достигнуты. Например, медико-генетическое консульти- |н 1 Вание оказывает помощь будущим родителям, если есть причины опа- ■ .ггься, что их ребенок унаследует тяжелое наследственное заболевание. | »ценив степень риска, супруги могут принять решение относительно на- I |упления, продолжения или прерывания беременности. Безусловно, от- |утствие значительных физических и умственных дефектов и наличие ирепкого здоровья у потомства — достойные цели, которые ставят пе ред собой медицинская наука и практика. Ранняя диагностика пола ребенка широко применяется в медицинской практике для предотвращения рождения детей с Х-сцепленными наслед- | шенными заболеваниями. Однако использование этого достижения ме дицины для того, чтобы родители могли свободно определять по же ланию пол будущего ребенка, может привести к катастрофическим по следствиям для человечества. Это связано с тем, что для большинства народов характерно отдавать предпочтение детям мужского пола. Воз можность свободной диагностики пола будущего ребенка в ранних сро ках беременности создаст угрозу дискриминации плодов женского пола. Таким подходам нужно создавать юридические преграды. Право распоряжаться своей судьбой — закономерный социально-ис- юрический процесс, одна из ведущих тенденций современности. Наивно полагать, что современная цивилизованная женщина откажется от пра- па планирования семьи и рождения здорового ребенка и займет позицию полной покорности: «как Бог даст». Современная медицина должна от- с гаивать идеи справедливости, равенства людей, ценности их жизни, здо ровья и гуманизма. Развитие медицинской науки следует оценивать с точ ки зрения морали и здравого смысла. 161 Глава 3 БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ РЕПРОДУКТИВНЫ Х ТЕХН О Л О ГИ Й ___________ ? Новые репродуктивные технологии внесли важный вклад в решение проблемы бесплодия, однако поставили перед обществом чрезвычайно важные и сложные в этическом отношении проблемы. Понятие «репро дуктивные технологии» введено для обозначения возможности проведе ния манипуляций с целью замены различных этапов естественного про |