Консоциация. Высшая школа экономики
Скачать 100.07 Kb.
|
2.5 Второстепенные элементы консоциативного правления.Теперь следует кратко рассмотреть наличие оставшихся второстепенных, но немало важных факторов на федеральном и региональном уровнях. Наличие абсолютного большинства - на федеральном уровне, как уже было сказано ранее, главенствует партия БДП. На данный момент партия занимает 282 места в парламенте. Это, несмотря на наличие коалиционного правления, может мешать группам меньшинств представлять свои интересы. На региональном уровне, в штате Джамму и Кашмир, у власти находится коалиция партий ДПК и БДП. Если принимать во внимание тот факт, что в коалицию включены только эти две партии, можно сделать вывод о том, что в данном штате также прослеживается тенденция партийной доминации. Индийское общество по своему составу неравномерно. На это влияют, как размеры территорий этнических штатов (одни штаты в несколько раз больше других), так и лингвистические и религиозные факторы. К примеру, в стране заметно превалирует индуистское население и языковая группа хинди, при одновременном наличии представителей местных религий и носителей диалектов. Как следствие, неодинаковый размер групп на территории страны не способствует установлению консоциации. В настоящий момент в Индии насчитывается около 415 живых языков. Согласно Летнему Институту Лингвистики41, в Индии распространено 13 языков, число носителей которых превышает 10 миллионов человек. В свою очередь, в стране также существует более 50 языков, у которых более ста тысяч носителей. В отношении штата Джамму и Кашмир следует рассмотреть религиозное разнообразие: согласно переписи населения от 2001 года42, на территории штата проживают представители, по крайней мере, четырех религий: индуизма, ислама, христианства и буддизма. Все вышеперечисленное заметно усложняет процесс принятия решений за счет сильного разнообразия групп меньшинств. На отсутствие или наличие сильно выраженного социально-экономического неравенства, во-первых, влияет лингвистическое, религиозное и этническое разнообразие внутри страны. Индийский народ представляет собой разрозненное сегментированное общество по всем вышеперечисленным признакам. Особо значимым является религиозное разделение на индуистов и мусульман. Согласно Шарифу (Sharif),43 в сельской местности проживает равное число представителей данных религий, в то время как в развитых районах и крупных городах превалирует индуистское население. Также данный признак консоциациативного правления можно рассматривать через две призмы: а) кастовой системы, б) неравномерного регионального развития. В отношении кастовой системы следует отметить то, что в урбанизированных регионах влияние каст снизилось. Однако в сельской местности принципы кастовой системы продолжают оказывать существенное воздействие на жизнь населения. В основе кастовой системы лежит предположение о том, что все предрешено от рождения — иными словами, рожденный в семье крестьянина никогда не сможет стать ученным. Как следствие существуют кастовые нормы, такие как вступление в брак только с представителями своей касты и возможность получения высшего образования. Как уже было сказано ранее, влияние кастовой системы в городах сильно снизилось, но продолжает работать в сельской местности. И, несмотря на то, что Конституция Индии запрещает социальную дискриминацию по религиозному, лингвистическому и кастовому признакам, уровень жизни внутри страны продолжает зависеть от принадлежности к высшей или низшей касте. Это способствует стимулированию социально-экономического неравенства среди большей части населения. Неравномерность регионального экономического развития лучше всего иллюстрирует исследование Лондонской школы экономики 44и политической науки. Согласно авторам, начиная с 1960-х годов, индийские регионы делятся на высокодоходные и низко-доходные. На данный момент к высокодоходным штатам можно отнести: Гуджарат, Пенжаб и штат Харьяана. В таких регионах сильно развита промышленность, налажен экспорт, при этом каждый штат квалифицируется на определенной сфере деятельности (сельское хозяйство, текстильная промышленность, машинопроизводство). К низко-доходным причисляют Бихар и Утар-Прадеш. В данных регионах прослеживается сельскохозяйственная деятельность, однако их вклад в ВВП страны минимален. Как следствие, лишь несколько индийских территорий работают на ВВП всей страны, что в свою очередь, провоцирует экономическое неравенство в стране ввиду разной степени экономической успешности самих регионов. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о сильном социально-экономическом неравенстве, что не благоприятствует развитию сообщественной демократии. При изучении размера страны, следует отметить, что Индия занимает седьмое место по территориальному размеру среди всех стран мира, а также является третьей по размеру страной в Азии после России и Китая. Площадь Индии составляет 3 286 263 квадратных километров. Большая территория усложняет процесс объединения групп меньшинств внутри одной страны и мешает успешной реализации консоциативного правления на практике. Наличие в стране разделения на основе принципов лингвистического федерализма позволило правительству добиться компактного разделения групп меньшинств, что нельзя сказать о религиозном факторе. Однако успешная реализация лингвистического федерализма способствует становлению сообщественной демократии в стране. Также, немало важным для установления и сохранения консоциативного правления является наличие внешней угрозы, которая бы стимулировала объединение общества. Такой угрозой в случае Индии можно назвать ее страну-соседа, а именно, Пакистан. Во-первых, обе страны в данный момент неофициально владеют ядерным оружием, что повышает их значимость на международной арене и делает их противоборствующими странами. Во-вторых, рассматриваемый кейс, штат Джамму и Кашмир, является буферной зоной между Индией и Пакистаном. После распада Британской Индии образования Пакистана, произошли три индо-пакистанские войны, целью которых было отвоевать или сохранить территорию Кашмира. Отголоски данного конфликта можно наблюдать и по сей день - каждый год на границе между Индией и Пакистаном в штате Джамму и Кашмир происходят вооруженные столкновения. Наличие исторических традиций в обществе можно проиллюстрировать с помощью уже вышеописанной кастовой системы. Данный иерархический порядок возник в Индии еще до нашей эры, и продолжает успешно существовать в обществе. Несмотря на то, что урбанизация ослабила веру индийского народа в божественное предписанное предназначение каждого, сельское население все равно продолжает следовать кастовым традициям и обычаям. Это лишь один пример из множества, так как Индия одна из старейших государственностей с богатой историей и наследием. Опора различных сегментов на схожие ориентации – как уже было сказано ранее, Лейпхарт характеризует данный элемент наличием в обществе надсегментных (всеобщих и единых) идей, способных сплотить общество. В пример, автор приводит идеологию национализма, которой придерживается партия БДП. Так как результаты федеральных и региональных выборов были приведены выше (абсолютная победа БДП на федеральных выборах и второе место на региональных выборах в штате Джамму и Кашмир), можно сделать вывод о том, что население разделяет идеи, представленные данной партией о национальном единстве. Как следствие, можно говорить о реализации данного элемента в Индийском обществе. После анализа всех консоциативных элементов, которые были выделены Лейпхартом, полученные результаты можно свести в таблицу:
Современная ситуация в стране оспаривает предположение Лейпхарта о том, что Индию можно смело назвать сообщественной демократией. Но, исходя из таблицы, можно сделать вывод о том, что в Индии действительно присутствует ряд элементов консоциативного правления. Самым главным является то, что в индийском государственном устройстве, в первую очередь, прослеживается наличие и реализация (местами и слабая) четырех основных элементов. Не реализованными остаются пять второстепенных условий, которые, в свою очередь, затрудняют полный переход к консоциативной модели. |