Консоциация. Высшая школа экономики
Скачать 100.07 Kb.
|
2.2 Автономизация субъектовВторой аспект консоциативного правления – автономизация субъектов или федерализм. В случае Индии проявляются признаки национального и культурного федерализма. Каждый индийский штат или объединенная территория образована в результате этнических, лингвистических или религиозных особенностей. Также, религиозные или лингвистические группы меньшинства имеют право на создание муниципальных школ, финансируемых из государственных фондов. Религиозные группы могут устанавливать собственные законы, в отношении брака, развода, усыновления детей и наследования. Первые случаи возникновения Индийского федерализма зафиксированы после распада Британской Индии. Как уже было сказано ранее, Индийские территории были разделены между Индией и Пакистаном по религиозному принципу. В свою очередь, вновь образованные штаты внутри Индии были сформированы исходя из лингвистических и этнических особенностей. К примеру, в 1953 году, исходя из языкового разнообразия граждан, было образовано два штата – Тамил Наду и Адхара Прадеш. Впоследствии, это повлияло на решение Государственной Комиссии по Реорганизации, которая приняла во внимание вышеописанный случай и предложила проводить территориальные границы, принимая во внимание лингвистическую разрозненность. Данные принципы были применены в 1956 году, что в свою очередь, привело к формированию новых штатов. Однако после того как штат Джамму и Кашмир приобрел отличную от других автономию (Индийское правительство не вмешивалось в дела штата и его законотворческий процесс без согласия правительства штата Джамму и Кашмир), другие территории Индии стали выступать за возможность наделения их схожей автономией. Как следствие, правительство Индии закрепило в своей Конституции, в 30 статье36 положения о том, что «все меньшинства, основанные на языковом или религиозном разделении, имеют право создавать образовательные институты по своему усмотрению (пример – религиозные школы), при полной поддержке государства и отсутствие дискриминации со стороны правительства». Касательно собственных законов, которые могут устанавливать религиозные группы, то данное право существовало еще во времена Британской Индии. После ее распада, законы были либо адаптированы под новые условия, либо были сохранены в своем первоначальном издании. Важно отметить, что все вышеописанные черты федерального правления на сегодняшний день также действуют на территории страны. Как следствие, можно сделать вывод о том, что предпосылки формирования консоциативного правления в Индии были заложены еще во время Британской колонизации данной территории. Рассматривая случай особого федерализма в штате Джамму и Кашмир, то все его положения были закреплены в Делийском соглашении, согласно которому штат имеет право на собственную Конституцию, флаг, гимн и формирование органов законодательных и исполнительных органов власти. Особый статус штата был закреплен в 370 статье Индийской Конституции. Исходя из всего вышесказанного, можно подтвердить предположение о том, что Индия разделяет второй принцип консоциативного правления, а именно – автономизация субъектов. 2.3 Принцип пропорциональностиСледующий элемент, который следует изучить – это пропорциональность. Как уже было выявлено ранее, принцип пропорциональности должен быть отображен в составе большой коалиции. Если мы рассматриваем федеральный уровень, а именно коалиции НДА и ОПА, то можно отметить следующие особенности их состава: Коалиция ОПА включает в себя 10 партий: 1 национальную партию ИНК и 9 партий из 3 регионов (Тамил Наду, Керала и Уттар Прадеш). По идеологическому признаку в альянсе присутствуют социалистические, коммунистические и одна мусульманская партии. Как можно заметить, данная коалиция не разделяет принцип пропорциональности, но так как альянс в настоящий момент не находится у власти, то полученные выводы касательно ОПА не представляют интереса. Особое внимание следует уделить правящей коалиции НДА. Альянс, в отличие от ОПА, включает в себя 46 партий. В отношении территориальной репрезентации стоит отметить, что в коалицию включены партии из 23 территорий из 36 возможных. Идеологический спектр партий, включенных в коалицию гораздо шире, чем в ОПА. В НДА входят партии, разделяющие следующие идеологии: национализм, консерватизм, консервативный либерализм, популизм, социализм, этнический национализм, феминизм, регионализм (представление интересов конкретного этнического региона), демократический социализм, секуляризм (нормы права существуют отдельно от религии), автохтонизм (генетическая непрерывность исторического развития на определенной территории) и индуистский национализм. Как можно заметить, в НДА представлены региональные партии, религиозные партии, партии, отвечающие за интересы определенных групп населения. Как следствие, можно сказать о том, что сама коалиция сформирована на основе принципа пропорциональности. Однако в 2014 году только 14 партий заняли места в нижней палате индийского Парламента. 282 места заняла национальная партия БДП, 18 мест заняла партия Шив Сена (разделяет схожую с БДП идеологию - индийский национализм), 16 – у Телугу Десам Парти (консерватизм, регионализм), Лок Джаншакти Парти заняла 6 мест (секуляризм, социализм), партия Широмани Акали Дал заняла 4 места (пенджабский, региональный национализм). По 1-2 места заняли партии феминистских, консервативно-либеральных, социально-демократических и региональных идеологий. Также важно отметить, что основная партия штата Джамму и Кашмир, ДПК, находится в составе коалиции НДА и заняла одно место в нижней палате Парламента. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что на федеральном уровне можно обнаружить предпосылки к реализации принципа пропорциональности на практике. Коалиция НДА почти справилась с попыткой репрезентации всех индийских территорий и меньшинств, однако, в сам Парламент, в процесс принятия политических решений, включены не все возможные группы – не все региональные представители вошли в Индийский Парламент. К тому же, места распределены по принципу абсолютно большинства (партия БДП получила больше мандатов, и, исходя из этого, заняла 282 места), что нарушает принцип пропорциональности. Анализируя принцип пропорциональности в Парламенте штата Джамму и Кашмир, можно выделить несколько особенностей касательно разнообразия идеологической и территориальной репрезентативности. Во-первых, в региональных выборах в 2014 году принимали участие 10 партий, из которых две (БДП и ИНК) были национального масштаба. Из них 7 заняли места в региональном парламенте, однако численное большинство было только у двух партий – сепаратистской партии ДПК (28 мест) и национальной партии БДП (25 мест). ИНК и Национальная Конференция штата Джамму и Кашмир (партия выступает за возвращение к историческим истокам, однако, в отличие от партии ДПК, которая стремится к объединению с Пакистаном, НКДК выступают за возвращение исконно индийских территорий – возвращение региона Азад-Кашмир, которая после разделения штата является территорией Пакистана) получили 12 и 15 мест соответственно из 87 возможных. 3 небольшие партии (коммунистическая, сепаратистская и либерально-демократическая) заняли по 1-2 места. Как следствие, можно отметить наличие партийного идеологического противостояния между прогосударственными (ИНК и БДП) и сепаратистскими партиями (ДПК и НКДК). Во-вторых, у власти в Джамму и Кашмире, как уже было сказано ранее, находится коалиция из партий БДП и ДПК. Это приводит к тому, что решения по политическому курсу штата в первую очередь обсуждаются внутри коалиции, и только затем выносятся для представления в нижнюю или верхнюю палату регионального Парламента. При этом, нельзя утверждать, что партии ИНК и НКДК принимают активное участие в процессе принятия решений. В-третьих, репрезентативность меньшинств в штате представляется крайне слабой по простой причине – Джамму и Кашмир является мусульманским штатом, однако, среди партий, участвующих в выборах, нет ни одной, которая бы представляла интересы мусульман. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в штате Джамму и Кашмир, отсутствует принцип пропорциональности, если мы оцениваем данный элемент, учитывая все возможные меньшинства. Однако если партии Джамму и Кашмир рассматриваются через призму самоидентификации, то есть – желание присоединиться к Пакистану или полностью войти в состав Индии, то тогда, партии представлены в пропорциональном соотношении, а именно 50 на 50. Что же касаемо принципа пропорциональности в целом, то, как было сказано ранее, в Индии присутствуют его зачатки, но на данный момент он реализован не полностью. |