Главная страница
Навигация по странице:

  • ЧАСТЬ I 1. ЧТО ТАКОЕ ПРИЗВАНИЕ К ТРУДУ УЧИТЕЛЯ КАК ОНО ФОРМИРУЕТСЯ

  • О ЗДОРОВЬЕ II ПОЛНОТЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ УЧИТЕЛЯ НЕСКОЛЬКО СЛОВ

  • Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Вместо предисловия


    Скачать 477.26 Kb.
    НазваниеВместо предисловия
    Дата06.11.2021
    Размер477.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСухомлинский В.А. Сто советов учителю.docx
    ТипКнига
    #264831
    страница1 из 26
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

    СТО

    СОВЕТОВ

    УЧИТЕЛЮ

    ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

    Эта книга подсказана сотнями встреч и бесед с молодыми, начинающими учителями, тысячами писем от них, полученных мною за годы работы в Павлышской средней школе.

    Я знаю работников десятков специальностей, но нет – я в этом уверен – людей более пытливых, неугомонных, более одержимых мыслями о творчестве, чем учителя. Никогда не забуду молодую учительницу из далекого кабардинского аула. В первый год работы после окончания – университета, преподавая английский язык, она встретилась со многими трудностями. Девушке, которая с нетерпением ожидала своих первых шагов в творческом труде, мечтала о радости духовного общения с учениками, показалось, что у нее нет призвания к учительскому труду, что она взялась не за свое дело. Несколько тревожных писем, через которые красной нитью проходит вопрос: что же такое призвание? как определить его в себе? как утвердить, создать в себе любовь к делу? Мои ответы не удовлетворяли ее, и вот она приезжает, чтобы в живой беседе выяснить то, что ее волнует. «Я в ста школах побываю, с тысячами учителей встречусь,– говорила молодая учительница,– но мне надо узнать, есть ли у меня призвание к работе с детьми».

    Радость творческого труда, полнота жизни, достигаемая благодаря творчеству – к этому стремится каждый культурный, образованный человек. Вопрос о том, как раскрыть своп способности в благородном деле воспитания молодого поколения, как найти себя в этой одной из самых интересных, самых сложных, самых гуманных специальностей – глубоко волнующий вопрос, он повторяется в

    сотнях писем и бесед, найти ответ на пего стремится и семнадцатилетняя девушка, только что окончившая среднюю школу, и выпускник педагогического института, и педагог, уже узнавший первую радость успеха и первую горечь неудачи. С этого вопроса я и начну своп сто практических советов учителю.

    ЧАСТЬ I

    1. ЧТО ТАКОЕ ПРИЗВАНИЕ К ТРУДУ УЧИТЕЛЯ? КАК ОНО ФОРМИРУЕТСЯ?

    Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, воспитание человека является профессией, специальностью. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом специфических свойств и качеств:

    а) Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни,– с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.

    б) Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что вы сделали, сказали, сумели внушить ребенку, иногда сказывается через пять, десять лет.

    в) На ребенка оказывают влияние многие люди и явления жизни, па него воздействуют мать, отец, школьные товарищи, так называемая «уличная среда», прочитанные книги и просмотренные кинофильмы, о которых вы и не знаете, совершенно непредвиденная встреча с человеком, сумевшим сильно повлиять на юную душу, и т. д. Воздействие на ребенка может быть положительное и отрицательное. Бывают семьи, в которых тяжелая, гнетущая обстановка накладывает неизгладимый отпечаток на всю жизнь человека. Миссия школы, наша с вами важнейшая задача, дорогой коллега,– бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия и давать простор положительным. А для этого необходимо, чтобы личность учителя оказывала наиболее яркое, действенное и благотворное влияние на личность ученика. «Человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична,– писал Д. И. Писарев,– что она может сохранить свою свежесть и свою красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки» *. Но человеческая природа может раскрыться в полной мере лишь тогда, когда у ребенка есть умный, умелый, мудрый воспитатель.

    г) Объект нашего труда – тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание. Воздействовать на эти сферы можно только тем же – умом, чувством, волей, убежденностью, самосознанием. Важнейшие инструменты нашего воздействия на духовный мир школьника – слово учителя, красота окружающего мира и искусства, создание обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства – весь эмоциональный диапазон человеческих отношений.

    д) Одной из важнейших особенностей творчества педагога является то, что объект его труда – ребенок – постоянно меняющийся, всегда новый, сегодня не тот, что вчера. Наш труд – формирование человека, и это возлагает на нас особую, ни с чем не сопоставимую ответственность.

    Такова специфика педагогического труда. В чем же заключается призвание к нему, какие объективные данные необходимы для него, как воспитывать, утверждать, развивать и отшлифовывать это призвание?

    Неискоренимой духовной потребностью любого человека является общение с людьми, в нем он находит радость и полноту жизни. Но у одних в силу самых различных обстоятельств эта потребность очень мало развита, у других же она является как бы чертой характера, доминирующей над другими чертами. Есть люди, как говорят, «по природе» своей нелюдимые, замкнутые, молчаливые, стремящиеся больше к уединению или к общению с узким кругом друзей («природа», конечно, здесь ни при чем – решающее значение имеет воспитание, особенно в годы раннего детства). Если общение с многолюдным коллективом приносит вам головную боль, если вам лучше работать наедине или с двумя-тремя друзьями, чем рядом с большой группой товарищей,– не избирайте своей профессией учительский труд.

    Учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта – постоянно открывать в человеке повое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления – один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду. Я твердо убежден, что этот корень закладывается в человеке в детстве и отрочестве, закладывается и в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших – отца, матери, учителя,– которые воспитывают ребенка в духе любви к людям, уважения к человеку.

    У вас зародилась мечта стать учителем. Проверьте, испытайте себя. Вы учитесь в девятом пли десятом классе, попросите в комитете комсомола назначить вас пионервожатым отряда или воспитателем октябрятской группы. Вот перед вами сорок малышей – с первого взгляда они покажутся вам очень похожими друг на друга даже внешними чертами, но уже на третий, четвертый, пятый день, после нескольких походов в лес, в поле вы убедитесь, что каждый ребенок – это целый мир, неповторимый и своеобразный. Если этот мир откроется перед вамп, если в каждом ребенке вы почувствуете его индивидуальность, если в ваше сердце постучатся радость и горечи каждого ребенка и отзовутся вашими думами, заботами, тревогами – смело избирайте своей профессией благородный учительский труд, вы найдете в нем радость творчества. Потому, что творчество в нашем деле (я еще остановлюсь на этом) – это прежде всего узнавание, познание человека, изумление перед многогранностью и неисчерпаемостью человеческого.

    Если же четыре десятка детей покажутся вам уныло однообразными, если вы с трудом будете запоминать их лица и имена, если каждая пара детских глазенок не скажет вам чего-то глубоко личного, неповторимого, если по звонкому голосу ребенка, раздавшемуся где-то в глубине сада, вы не узнаете – не узнаете и через неделю, и через месяц,– кто это кричит и что в этом крике,– семь раз, как говорят, подумайте, а потом решайте, быть ли вам учителем. Потому что нет ни одной педагогической закономерности, нет ни одной истины, которая была бы абсолютно одинаково применима ко всем детям. Потому что практическая педагогика – это знания и умения, доведенные до степени мастерства, но и поднятые до уровня искусства. Потому что воспитывать человека – это прежде всего знать его душу, видеть и чувствовать его индивидуальный мир.

    «Если бы в моих руках была власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек неисправим» 2,– эти слова великого мыслителя Абая Кунанбаева глубоко запали мне в душу, они загораются передо мной огненными буквами каждый раз, когда я думаю о педагогическом призвании, когда приходится говорить с молодым учителем о его радостях и горестях, успехах и неудачах. Безграничная вера в человека, в доброе начало в нем – вот что должно жить в нашей душе, если вы думаете посвятить свою жизнь благородному учительскому труду. Вера не в какого-то абстрактного человека – такого в природе нет – а в нашего советского ребенка, развивающегося в социалистическом обществе.

    Краеугольный камень педагогического призвания – это глубокая вера в возможность успешного воспитания каждого ребенка. Я не верю в то, что есть неисправимые дети, подростки, юноши, девушки. Ведь перед нами существо, которому только открывается мир, и в нашей власти сделать так, чтобы ничто не подавило, не искалечило, не убило в маленьком человеке хорошего, доброго, человеческого. Поэтому каждый, кто решает посвятить свою жизнь воспитанию человека, должен быть терпимым к детским слабостям, которые, если внимательно к ним присмотреться и вдуматься, если познать их не только умом, но и сердцем,– окажутся очень незначительными, не заслуживающими ни гнева, ни возмущения, ни наказания. Не поймите меня так, что я проповедую всеобщую терпимость, абстрактную терпимость, призываю учителя терпеливо «нести крест». Речь идет совершенно о другом: о мудрой способности старшего человека – матери, отца, учителя – понимать и чувствовать тончайшие побудительные мотивы и причины детских проступков. Понимать и чувствовать именно то, что это детские проступки. Не ставить ребенка на одну доску с собой, не предъявлять ему таких требований, какие предъявляются к взрослым, но и самому не оребячиваться, не опускаться к уровню ребенка, понимая вместе с тем сложность детских поступков и отношений в детском коллективе.

    Если у вас вызывает досаду и сердцебиение каждая детская шалость, если вам кажется: вот они, дети, уже дошли до предела, вот надо делать что-то такое чрезвычайное, предпринимать какие-то «пожарные» меры – семь раз взвесьте, быть ли вам педагогом. Вам не быть воспитателем, если у вас будут бесконечные конфликты с детьми. Умение погасить конфликт прежде всего пониманием того, что вы имеете дело с ребенком – это умение вырастает из глубокого корня, питающего педагогическое призвание,– из понимания и чувствования того, что ребенок – постоянно меняющееся существо.

    Еще одна черта, без которой, по-моему, невозможно педагогическое призвание. Я бы назвал эту черту гармонией сердца и разума. Вряд ли есть другие профессии, кроме профессий педагога и врача, которые требовали бы столько сердечности. У вас может быть не только сорок воспитанников. Если вы преподаете предмет в старших классах, у вас будет сто, сто пятьдесят питомцев. И каждому надо дать частичку своего сердца, для радостей и горестей каждого надо найти место в своем сердце. Отзывчивость, сердечное беспокойство о человеке – это плоть и кровь педагогического призвания. Учителю нельзя быть холодным, равнодушным человеком. Холодная рассудочность и дотошное взвешивание всего происходящего, боязнь допустить неточность в соблюдении всевозможных регламентаций вызывает у детей настороженное отношение к учителю, недоверие. Слишком рассудочного учителя дети не только не любят, они никогда не раскрывают перед ним своего сердца.

    При любых обстоятельствах поступайте так, как велит первый сердечный порыв – он всегда наиболее благороден. Но в то же время учителю надо уметь контролировать свои сердечные порывы разумом, не поддаваться эмоциональной стихии. Особенно важно это тогда, когда надо принимать решения в связи с ошибочными, опрометчивыми, одним словом, неправильными поступками ваших школьников.

    Искусство и мастерство педагога как раз и заключается в умении сочетать сердечность с мудростью.

    Иногда надо повременить с принятием решения, дать «отстояться» чувству. Каждый раз, когда надо побеседовать с учеником о его поступке, в котором выразились сложные, противоречивые движения его души, я всегда откладываю эту беседу на несколько дней. Уверяю вас, мои уважаемые коллеги, эмоциональность ваших слов, вашего обращения к разуму и сердцу воспитанника от этого станет еще полнее, потому что чувство в таких случаях как бы облагораживается мудростью ваших суждений. И суждения ваши, слова ваши доходят при этом до глубины сердца воспитанника, потому что они прочувствованы как бы насыщены волнениями вашего сердца. Это умение – умение настраивать себя на задушевный разговор с учеником, в особенности с подростком, исключительно важно в той мастерской педагогических средств, которую должен создать для себя каждый учитель. Это умение надо воспитывать в себе, воздавать, совершенствовать, «отшлифовывать», делать более тонким и действенным.

    Воспитывая это умение, необходимо глубоко проникать в душу ребенка, вдумываться в то, чем он живет, как он смотрит па мир, что представляют собой для него люди, окружающие его.

    Дорогой мой коллега, чтобы стать настоящим воспитателем, надо пройти эту школу сердечности – в течение длительного времени познавать сердцем все, чем живет, что думает, чему радуется и чем тревожится ваш питомец. Это одна из самых тонких вещей в нашем педагогическом деле. Если вы настойчиво овладеваете ею – вы будете настоящим мастером.

    1. О ЗДОРОВЬЕ II ПОЛНОТЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ УЧИТЕЛЯ НЕСКОЛЬКО СЛОВ о РАДОСТИ ТРУДА

    Мне вспоминается один торжественный вечер, посвященный проводам педагога на пенсию. Учительница, пригласившая меня на этот вечер, была еще сравнительно молода, работать она начала с 20-ти лет, и в день ухода на пенсию ей было всего 45 лет. Почему Анастасия Григорьевна уходит на пенсию?– недоумевали все. Странным казалось и то, что учительница не захотела работать ни одного лишнего дня; ушла с работы точно в день, когда минуло 25 лет ее работы в школе. Все недоумения развеяла сама Анастасия Григорьевна в своем прощальном слове, обращенном к нам, тогда еще молодым педагогам. «Милые друзья,– сказала она,– я ухожу потому, что работа в школе не была моим любимым делом. Я не находила в этой работе удовлетворения. Она не давала мне никакой радости. Это беда, это трагедия моей жизни. Каждый день был днем ожидания: скорее бы окончились уроки, исчез бы этот шум, скорее бы уединиться. Вы удивляетесь: женщине 45 лет, и она уже уходит от труда, ведь у нее еще цветущее здоровье. Нет, не цветущее у меня здоровье. Оно надорвано. И надорвано тем, что труд не давал мне радости. У меня очень больное сердце. Советую вам, молодым: проверьте сами себя,– если труд не дает вам радости, уйдите из школы, определите себя в жизни правильно, найдите любимое дело. Иначе годы труда станут для вас адом».

    Задумаемся над этой грустной историей, дорогой друг. Здоровье, настроение, полнота духовной жизни, радость творческого труда, удовлетворение от любимого дела – тесно связаны между собой, взаимозависимы. И па первом месте здесь стоит гармония здоровья и силы духа. Здоровье – как оно нужно педагогу, какая трагедия приходит в его жизнь, если незаметно подкрался недуг, от которого пет спасения! Л ведь нередко бывает так, что учителю 45–47 лет, а он уже выдохся. Только вступил в зенит педагогической мудрости, постиг сокровенные тайны мастерства и искусства воспитателя, выработал свои педагогические убеждения – а сил-то уже и пет. «Как я боюсь годам к 45 стать «почетным членом президиумов», «свадебным генералом»,– пишет мне учитель с 25-летпим стажем, начавший свою педагогическую деятельность 16-летним юношей. Как работать, чтобы не надрывалось здоровье? Ведь здоровье-то нужно прежде всего для труда, для творчества, без труда я не представляю себе счастья».

    Я беседовал с четырьмя сотнями учителей в возрасте от 45 до 50 лет. Когда речь шла о здоровье, многие жаловались: «сердце стало слабым», «пошаливает сердце». Сердечные и нервные расстройства, ослабление сердца – как раз с этой стороны незаметно подкрадывается к учителю недуг, не только ограничивающий, но зачастую и совершенно прекращающий его творческий труд, заставляющий преждевременно уходить «на покой». Учителю надо беречь сердце и нервы. Работать нам надо так, чтобы к 60-летнему возрасту быть здоровым, жизнерадостным. Трудно представить себе что-либо более трагическое для учителя, чем чувствовать себя полным умственных сил, замыслов и бессильным физически.

    Но как беречь сердце и нервы? Не отворачиваться же от всего, что требует личного эмоционального отношения, не воспитывать же в себе равнодушие. Здесь прежде всего надо учитывать специфические профессиональные условия нашего труда.

    Наша работа – это работа сердца и нервов, это буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил. Наш труд – это постоянное изменение ситуации, вызывающих то усиленное возбуждение, то торможение. Поэтому умение владеть собой, держать себя в руках – одно из самых необходимых умений, от которого зависят и успех деятельности педагога, и его здоровье. Неумение правильно тормозить ежедневные и ежечасные возбуждения, неумение владеть ситуациями – вот что прежде всего издергивает сердце, изматывает нервную систему учителя.

    Но как же воспитывать в себе это умение? Прежде всего надо знать свое здоровье, знать особенности своей нервной системы и сердца. Нервная система человека по самой природе своей очень гибкая, и учителю надо уметь довести эту гибкость до степени искусства властвовать над эмоциями. Я воспитывал в себе это умение тем, что не допускал, чтобы дали ростки семена таких отрицательных явлений, как угрюмость, преувеличение чужих пороков, гиперболизация «ненормальных» детских намерений и действий – это трудно выразить словами, но это большой недостаток нашей культуры, технологии педагогического труда – дурная привычка требовать от ребенка, что можно требовать только от взрослого, делать маленького ребенка то ли резонером, то ли равнодушным вместилищем истин и поучений. Я всегда стремлюсь не вызывать в себе возбуждение, не нагнетать его, а давать ему разрядку. Что для этого необходимо, как избегать постоянного принуждения сдерживать самого себя? Наиболее радикальными средствами являются, во-первых, переключение энергии всего коллектива, с учителем вместе, на дело, требующее духовного единства, коллективного творчества, трудовой сосредоточенности всех и каждого, взаимного обмена интеллектуальными ценностями. Опыт убедил меня в том, что именно такая коллективная деятельность как бы расслабляет те пружины,, которые учитель часто вынужден сжимать, чтобы затормозить возбуждение, не дать вырваться наружу раздражению. Если не ослаблять эти пружины, если сжимать, как говорят, сердце в кулак, оно издергивается, раздражается, становится чересчур беспокойным, неуравновешенным стражем эмоциональных опасностей, возникающих в пашем труде каждый раз, когда то ли дается полная воля чувствам, то ли, наоборот, чувства гасятся, подавляются.

    Я пошел с детьми в лес. Есть в нашем коллективе маленький такой, шустрый, шаловливый, подвижный, как ртуть, курносый, веснушчатый, синеглазый Юрко. В то время, когда дети, собравшись па поляне, слушали мое наставление: куда мы дальше пойдем, как не потеряться и не заблудиться в лесу, Юрко убежал в лесную чащу, спрятался где-то в овраге и – слышно уже всем нам – аукает... С первого взгляда может показаться, что мальчик все это делает с недобрым намерением: внести разлад в наш лесной поход. Но – говорю я сам себе – нельзя преувеличивать детских намерений. Ведь Юрко – маленький ребенок, второклассник, и не может быть у него столь далеко идущих намерений. Вот я не буду нервничать, не буду сердиться и раздражаться, а устрою из всего этого очень интересную игру. Давайте, дети, замолчим и спрячемся от Юрка. Не мы его, а он нас будет искать. Тихонько, чтобы и трава под ногами не шелестела, мы пробираемся к известной мне одному лесной пещере, прячемся в ней. Дети с восторгом рассматривают свое убежище. Юрко аукнул несколько раз и умолк. Вот он уже в другом месте – подражает песне иволги, приближается к той поляне, где мы сидели. Вот оп аукнул и в его голосе я уже услышал тревогу. Вот он уже на поляне. Уже не аукает и не подражает пению птиц, а тревожно зовет нас: «Где вы? Отзовитесь!»

    Вместо того, чтобы заставлять себя сдерживать возбуждение, найдите деятельность, которая представит совершенно в ином свете то, что вызывает возбуждение, раздражение, заставляет держать пружину торможения сжатой. Сделайте неприятное, раздражающее – смешным, и вы станете полным властелином мыслей и чувств коллектива.

    Второе средство снимать возбуждение и раздражение, ослаблять пружину торможения – это юмор. Самую напряженную ситуацию, которая может вызвать иногда очень длительное раздражение, можно разрядить, если вы обладаете чувством юмора. Веселого, не унывающего, не впадающего в отчаяние учителя дети любят и уважают уже потому, что они народ веселый, обладающий чувством юмора. Они умеют в каждом поступке, в каждом жизненном явлении видеть черточку смешного. Умение беззлобно, доброжелательно высмеивать отрицательное, шуткой поддерживать и поощрять положительное – важная черта хорошего учителя и хорошего ученического коллектива.

    Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода. Поверьте, дорогой мой коллега, что добрая половина конфликтов, которые разъедают живое тело школы, отравляют жизнь ученическому коллективу, кроется именно в таком взаимном непонимании.

    Особенностью труда педагога является чередование периодов большой напряженности умственных усилий с периодами сравнительно спокойными. Многолетняя практика твердо убеждает: сердцу и нервам педагога необходимы продолжительные периоды прекращения отдачи, прекращения расходования нервных и духовных сил. Эти силы необходимо пополнять. Обязательное условие такого пополнения – разумное использование времени отдыха. Правильный отдых, особенно летом и зимой, развивает и укрепляет компенсаторные способности нервной системы, служит выработке выдержки, уравновешенности, умения подчинять эмоциональные порывы контролю разума. Многие опытные учителя, проработавшие в школе 30, 40 и больше лет, рассказывают, что выдержку, самообладание воспитывает у них, в частности и в особенности, длительное общение с природой, в котором физическое напряжение сочетается с мыслью, наблюдениями.

    Вместе с тем, надо уметь бережно расходовать нервные силы в повседневном труде – это тоже очень важный залог здорового сердца и здорового духа.
    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


    написать администратору сайта