Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Вместо предисловия
Скачать 477.26 Kb.
|
КАК УГКУТЛЯТЬВЛСПИТАПЕЛЬЛУЮ ТЮРЬ С РОДИТЕЛЯМИ ПТ МЕРЕ РТСОЬ Е РЬЗВЕОИВ РЕБЕНКЬ Ряд педагогических идей мы проводим красной нитыо через всю работу школы с родителями. Особенно большое значение мы придаем идее единства духовной жизни семьи и школьного обучения ребенка. Педагогический коллектив стремится убедить матерей и отцов в том, что в семье должен царить дух уважения к науке, культуре, книге. Совместно с семьей мы проводим Праздники Книги. Их смысл заключается в том, что отец и мать приобретают для домашней библиотечки художественную литературу. О книге в семье и духовной жизни семейного коллектива мы читаем лекции во всех отделениях педагогической школы для ро- дителей/проводим индивидуальные беседы. Мы стремимся к тому, чтобы у ребенка воспитывались мпогогранные духовные интересы и потребности, среди которых на первом месте должна стоять потребность в книге. Нам удалось достигнуть того, что предвечерний час во многих семьях стал часом книги: дети и подростки читают книги из собственной домашней или из школьной библиотеки. В связи с этим большое внимание мы уделяем еще одной очень важной педагогической идее – самовоспитанию детей, подростков, юношей и девушек, которое невозможно без семьи и без книги. Мы добиваемся того, чтобы формирующийся человек умел пользоваться свободным временем, ценить его, вдумчиво наполняя деятельностью, необходимой для развития духовных потребностей. Мы рассказываем матерям и отцам о том, как с первых шагов сознательной жизни ребенка в его душе должны создаваться, откладываться, закрепляться черточки гражданина. Корни гражданского сознания и гражданских чувств уходят в детство; маленькое зернышко, заложенное в душу ребенка, дает мощную поросль, пускает глубокие корни. Мы придаем большое значение советам о том, как закладывать эти гражданские зернышки, как зарождается гражданское сознание. Очень важно, учим мы родителей, чтобы в семейном коллективе, а значит и в духовной жизни ребенка отражались общественные интересы. Воспитывайте сознание ребенка так, чтобы общее благо, забота о благе других людей становились глубоко личным делом будущего гражданина; чтобы мир его мыслей и чувств не был ограничен потреблением материальных и духовных ценностей. Здесь опять приходится напоминать, что нравственное лицо человека в большой мере зависит от того, где источники радости, которую он переживает в детство. Жизнь представляет множество возможностей для того, чтобы маленький человек близко к сердцу принял то, что с первого взгляда его не касается. Помогая родителям увидеть, почувствовать сердцем эти возможности, мы учим их воспитанию как творчеству. Вот на улице, против вашего двора, растет чахлое деревцо, неизвестно кем и когда посаженное. Если о нем не позаботиться, оно погибнет. Откройте своему сыну-второкласснику глаза на то, чего он до сих пор не видит и не увидит никогда, если не пробуждать в его сердце гражданских чувств. Пусть ухаживает за чахлым деревцом, поливает его, оберегает от вредителей. Помогите ему посадить еще три деревца – пусть он переживет первое чувство гордости от того, что сделал что-то для людей. И чем старше ребенок, тем значительнее должны быть его дела, представляющие собой жизненную основу для гражданских чувств, тревог, забот. В системе нашей работы с родителями уделяется также большое внимание проблеме социальной зрелости подростков и юношества. В этой, тоже очень тонкой и трудно уловимой сфере духовной жизни единство усилий школы и семьи имеет особенно большое значение. Без семьи здесь ппчего сделать невозможно, и рассматривать социальную зрелость вне материнской педагогики – означало бы попусту тратить время. Самый главный корень социальной зрелости подростков и юношества – это трудовой вклад в бюджет семьи. Мы считаем совершенно недопустимым, что до окончания школы юноши и девушки во многих случаях являются лишь потребителями материальных благ. Это основная причина инфантилизма некоторой части юношества. Заботясь вместе с семьей о социальной зрелости учащихся средних и старших классов, мы добиваемся, чтобы каждый юноша, каждая девушка принимали участие в общественном производстве, по-настоящему трудились не в воспитательных целях, которые обычно ставит школа, а в целях материальных – для создания материальных благ. Постановка именно этой – более жизненной, практически необходимой цели превращает труд из занятия, имеющего оттенок какой-то школярской повинности, в дело самой жизни. Чем меньше чувствуется в труде школьного, точнее, школярского воспитания, тем глубже его подлинный воспитательный смысл. Благодаря единству идеала школы и семьи, единству требований к трудовой жизни подростков и юношества у нас стало традицией: в период от 12 до 14 лет подросток зарабатывает деньги, необходимые для приобретения обуви и одежды на зимний период; в период от 14 до 17 лет юноши и девушки зарабатывают на одежду и обувь на весь год; учебники и учебные пособия окупаются, как правило, трудом школьников, начиная с 10-летнего возраста. От того, как человек трудится, что и с какой целью оя делает, зависит то, как он мыслит. Ни о каких сознательных планах на будущее, ни о какой серьезной профориентации не может быть и речи, если труд в школьные годы является каким-то привеском к воспитанию. Мы не могли бы даже начинать разговора с родителями о зрелости мышления их детей, о самостоятельности их работы над уроками, о гражданском чувстве ответственности, о моральной готовности юношей и девушек к созданию собственной семьи, если бы труд подростков, юношей и девушек не был совершенно серьезным, взрослым делом. КАК СОВМЕСТНО С СОСЕЬЙ РУКОВОДИТЬ ДСТОКИЕ ТРУДОЕ Я еще раз подчеркиваю исключительную важность того, чтобы детский, подростковый, юношеский труд включался в экономическую, материальную жизнь семьи, был в ней органической необходимостью, чтобы мать и отец рассматривали его как святой долг детей. Если этого нет, никакие педагогические ухищрения школы не дадут абсолютно никаких результатов. Если детский труд семье не нужен, если родители сами, бывает и так, из кожи лезут, чтобы облегчить жизнь детей, освободив их от труда, никакие недельные, двухнедельные, месячные практикумы, организуемые школой, не станут для детей трудом, они останутся игрой и только игрой – правда, надоедливой и тягостной, от которой хочется поскорее освободиться. Воспитательную силу труд обретает лишь тогда, когда он становится экономической необходимостью. Если это есть, тогда и все остальное, как говорится, приложится: и учение становится трудом, и то, что отец заболел и не может работать, вызывает у подростка настоящие, взрослые раздумья. В сельской школе очень легко решать организационнопедагогические вопросы детского труда. Да, повторяю, речь идет именно о детском труде. Настоящим тружеником и вообще настоящим человеком существо, родившееся человеком, становится лишь тогда, когда труд для него не абстрактное педагогическое упражнение, а дело, без которого нечего будет есть, не во что будет одеться и обуться. Мы вместе с родителями заботимся о том, чтобы найти для детей посильную и в то же время значительную по своей производительности работу. 7–8-летпис дети работают вместе с матерями и. старшими сестрами и братьями в шелководческих звеньях: заготовляют (срезывают) ветки тутовника, приносят их к стеллажам, раскладывают, убирают мусор. 9–Ю-летние мальчики и девочки, кроме работы в шелководческих звеньях, отбирают семенные початки кукурузы, готовят семена овощных растений, собирают и вносят в почву на овощных грядках местные удобрения. И–12-летние дети сушат сено, собирают овощи и фрукты, пасут овец и скот. Подростки ухаживают за скотом на животноводческих фермах, силосуют кормовые культуры, очищают семена; отдельные мальчики 12–44-летнего возраста работают на огородных тракторах. Юноши и девушки управляют различными сельскохозяйственными машинами, обрабатывают почву, рыхлят междурядья технических и овощных культур, сеют, убирают урожай. Может быть вам, мой юный друг, покажется необычным раннее вовлечение детей в настоящий производительный труд. Я знаю, что у отдельных педагогов наша система трудового воспитания вызывает опасения: есть ли у детей время для отдыха, не перегружены ли они? У нас этих опасений нет. Мы не придумывали этой системы. Это вековые традиции народной педагогики: дети помогают трудиться родителям, родители не могут в своем труде обойтись без детей; как только ребенок научился нести своей рукой ложку от тарелки ко рту, он работает – не для того, чтобы поупражняться в труде, а потому, что никто из людей, окружающих ребенка, без труда не представляет себе жизни. Народная педагогика знает, что ребенку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Народная педагогика не боится того, что труд приносит усталость, она знает, что труд невозможен беэ пота и мозолей. Народная педагогика, знающая волшебную силу труда, открыла перед нами новые источники воспитательной мудрости, неведомые в книжной педагогической теории. Мы убедились, что только благодаря труду, в котором есть и пот, и мозоли, и усталость, человеческое сердце становится чутким, нежным. Благодаря труду человек обретает способность познавать окружающий мир сердцем. Ребенок- труженик, подросток-труженик видит людей совсем не так, как тот, кто не знает настоящего труда. КАК ТРУДОМ ОБЛАГОРАЖИВАТЬ СЕРДЦЕ, ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ Помню маленькую девочку Зою. Обожая дочурку, мать потакала всем ее прихотям. И вот мать стала болеть. Это была длительная, изнуряющая болезнь с временными улучшениями здоровья и неожиданными ухудшениями. III класс, в котором училась Зоя, собирался ехать в интересное путешествие по Днепру – дней на пять. В школу пришла мать Зои – посоветоваться, что надо приготовить дочке в дорогу. Мать чувствовала себя очень плохо, но она старалась не замечать атак недуга. Мне с трудом удалось убедить мать, что ехать Зое нельзя: разве можно оставить мать в таком состоянии? Я позвал девочку с урока и сказал, что она не поедет. Зоя расплакалась. – Неужели ты не видишь в каком состоянии мама? – спросил я.– Ведь она тяжело больна. Сколько сил стоит ей казаться здоровой – неужели тебя это не беспокоит? Девочка смотрела на меня с недоумением. – А откуда мне это знать? – равнодушным тоном сказала Зоя.– Мать не говорит, больна она или здорова. Девочка была явно недовольна тем, что ей нельзя поехать с товарищами. Рассудок подсказывал ей, что нельзя оставить мать, но сердце ничего не говорило – вот в чем беда. Не один год пришлось мне пробуждать сердце этой маленькой девочки. Первой моей воспитательной заботой было то, чтобы Зоя пережила гордость от труда для матери, для своих товарищей-одноклассников. Увидев в ее глазах сияние этой человеческой гордости, я мог сказать: вот теперь в этом существе рождается человек. Теперь Зоя стала взрослым человеком, матерью двух детей. Старший сын ее – дошкольник, мы уже вместе с матерью воспитываем его. Школа воспитывает коммунистического человека. В обществе, которое мы создаем, человек человеку должен быть другом, товарищем, братом. Эти возвышенные качества воспитываются только тогда, когда человек отдает частицу своей души во имя счастья других людей. Отдача духовного богатства – только это и есть приобретение духовного богатства. Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде – когда один что-то создает для другого. Труд – понятие неисчерпаемое, потому что оно – человеческое. Труд не только там, где человек сеет хлеб или сажает дерево. Самый тонкий, самый сложный труд – когда человек приходит к человеку, видит в его глазах, читает между «строк» его слов призыв о помощи. Этот труд является высшей ступенью деятельности человеческого духа. Но чтобы достигнуть вершины, необходимо пройти ступени первоначальные – работать для материального благосостояния семьи, создавать материальные ценности, необходимые для того, чтобы человек ел, одевался, жил в благоустроенном жилище. КАК ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТЫВАТЬ БУДУЩИХ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ Да, только вместе с родителями. Человек, которого воспитывает школа, не только гражданин и труженик, но и будущий отец, будущая мать, воспитатель своих детей. Наш педагогический коллектив озабочен тем, чтобы предотвратить легкомысленное, несерьезное отношение к браку, любви, рождению детей, которое, к сожалению, можно еще встретить среди молодежи. Свои заботы мы разделяем с родителями. На занятиях педагогической школы мы рассказываем матерям и отцам о том, какие задачи выдвигает перед ними жизнь в тот период, когда их дети приближаются к половой зрелости. Мы стремимся прийти к единым взглядам и убеждениям с матерями и отцами относительно того, как облагораживать половой инстинкт. Потом, когда дети становятся юношами и девушками, мы проводим с ними беседы – учителя-мужчины и отцы – с юношами, учительницы-женщины и матери – с девушками. Многолетняя работа в школе убедила меня в том, что это крайне необходимое дело. Здесь происходит, можно сказать, самое пежное, самое тонкое, осторожное и в то же время необходимое прикосновение к юношеским сердцам. Мы учим юношей и девушек жить, учим быть настоящими людьми. Эту миссию можно доверить только наиболее чутким и человечным педагогам. – Нет какой-то специальной «науки» любви,– учпм мы и юношество, и родителей.– Есть наука человек пости, кто овладел ею, тот готов к благородным духовно-психологическим и морально-эстетическим отношениям, готов к созданию нового человека. Любовь – это самый строгий экзамен человечности. Но первые экзамены по этому предмету человек сдает в детстве и отрочестве, когда он отдает частицу своих духовных сил другим людям. Я хочу посоветовать вам, мой юный друг: готовя человека к самому мудрому творчеству – созданию человека, воспитывайте его ум, волю и чувства в их неразрывной связи и взанмоподчиненноети. Ум и воля должны быть в этой сфере духовной жизни особенно бдительными стражами чувства – полового влечения. Не верьте утверждениям некоторых писателей и публицистов, считающих, что чувству приказать нельзя, человек мол не властен над своими влечениями. Это мягкое покрывало, которым пытаются прикрывать половую распущенность и «свободу любви», против которой так резко выступал В. И. Ленин. Юношей, стоящих на пороге жизни, учите, мой юный друг, великим человеческим истинам: любовь–это прежде всего ответственность за судьбу того человека, которого полюбил. Развратник и негодяй тот, кто в любви ищет только наслаждений. Любить–это значит прежде всего отдавать, отдавать любимому существу силы своей души, творить для любимого существа счастье. Пусть на всю жизнь запомнят ваши питомцы, что от характера отношений мужчины и женщины до брака, от того, насколько преобладает в этих отношениях духовнопсихологический, морально-эстетический элемент, зависит нравственная чистота всей их жизни. Не бойтесь рассказать юношам и девушкам о том, что такое семейная жизнь, как переплетается в ней духовное и материальное. И юношей, и девушек мы предостерегаем от того, чтобы чувства не заслонили разумных, трезвых мыслей о материальном благе будущей семьи. Старая пословица: с милым и в шалаше рай – в наши дни не оправдывается. Не рай, а одно мученье, если пет самого необходимого для жизни. Прежде чем думать о создании семьи, овладейте специальностью, получите заработок, станьте на собственные ноги,– учим мы юношей и девушек. В воспитании большую роль играет слово. Но необходимо множество условий, чтобы слово-поучение о том, как жить, доходило до юных сердец. Еще раз надо повторить, что сердечная чуткость к слову есть только у того, кто трудится, вкладывая в свой труд желание принести добро людям, кто уже познал радость творения счастья для людей. Слово доходит до сокровенных уголков юношеских сердец при том условии, когда ко времени вступления в раннюю юность, уже в годы отрочества, человек имеет значительный нравственно-трудовой опыт. Сначала пробудить сердце, чтобы оно пережило радость творения добра для людей, а потом обратиться со взволнованным, одухотворенным словом – такова логика воспитательного воздействия педагога на юную душу. В этом воздействии активная духовная деятельность органически сливается со словом. Такое слияние особенно важно там, где речь идет о воспитании будущих мужей и жен, отцов и матерей. Слияние активной духовной деятельности воспитанников И слова педагога в этой сфере человеческой жизни начинается самым чистым в мире ручейком, имя которому – уважение к женщине. Без совместной работы школы и родителей этот ручеек быстро иссякнет, высохнет* закроются родники, питающие его. G1. КАК ВОСПИТЫВАТЬ УВАЖЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ ' -« ДЕВУШКЕ, МАТЕРИ Умейте, мой юный друг, донести до сердец и разума своих питомцев ту истину, что с матери начинается святое чувство патриотизма. Умейте научить своих питомцев видеть жизнь,– а в жизни множество тех сложнейших человеческих отношений, которые прямо говорят юношеству, иногда вопиют: не проходите мимо, вмешайтесь в то, что вы видите. Морозный январский день. Мои питомцы-восьмиклассники еле добрались в школу – везде снежные сугробы. Собрались в теплом школьном коридоре, отряхивают снег. Кто-то вспомнил: а ведь рядом с нашим домом живет старая женщина – как она сейчас? Снег-то идет второй день. Идемте к ней, разве можно спокойно сидеть в теплом классе и забыть о том, что снег засыпает маленький домик, в котором живет человек? Может быть, женщине некому и воды подать. Через снежные сугробы с трудом добрались к домику. Открываем дверь. У женщины жар. Что делать? Звоним в больницу. Больную надо доставить в больницу. Колхоз дает машину, но она и со двора не может выехать. А женщина стонет, мечется в жару. В юных глазах вспыхивают огоньки – таких я еще никогда не видел. Это и мужество, и готовность помочь человеку. Делаем носилки, закутываем больную в шубу. Беремся вшестером, несем. Шесть человек несут, а двенадцать впереди прокладывают дорогу. Через каждые двести метров меняемся. Намечаем: вон до того сугроба несут одни, а дальше другие. Глаза засыпает снег, на дворе двадцатиградусный мороз, а мы, обливаясь потом, не чувствуем ни холода, ни усталости. До больницы мы добирались пять часов: только в сумерках, наконец, положили больную в постель. В этот день произошло рождение мужчин. Четырнадцатилетние подростки поднялись на первую ступеньку мужества. Этот день они пикогда не забудут. Вот теперь у них открылись сердца, они жадно воспримут мое слово о женщине, о матери, о девушке, о красоте и мужестве. Несколько дней подряд собираемся мы с ними в тихий вечерний час в комнате, которая называется у нас Комнатой Мысли – и я чувствую, что благородный поступок перевернул душу, вспахал поле под слово, которое в одних случаях является могучей воспитательной силой, а в других–пустой звук– одно и то же слово, об одном и том же... Чтобы слово о женщине заставило чаще биться юношеские сердца, поднимите подростков на первую ступеньку мужества. Пусть они совершат благородный поступок во имя женщины. Я говорю подросткам о женщине-матери: никогда не забывай, сын, что она – творец жизни. Она дала тебе жизнь, вскормила тебя, открыла перед тобой красоту мира и родной речи, вложила в твое сердце первые понятия о добре и зле, чести и бесчестии. Помните, сыновья, что у матери все помыслы, заботы и тревоги – о детях, об их судьбе. Добро в сердцах и в делах детей – это ее счастье, зло – ее горе. Каждая женщина – мать или будущая мать. Она по-своему глубоко, по-своему красиво переживает свою ответственность за весь род человеческий. Материнство делает женщину красивой и мудрой. С того времени, как женщина становится матерью, ее чувства приобретают высокий, никому, кроме нее, не доступный смысл. |