Главная страница
Навигация по странице:

  • КАК ВОСПИТЫВАТЬ ЮНЫХ ЛЕНИНЦЕВ. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ЖИЗНИ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

  • КАК ДОНОСИТЬ ДО УМА И СЕРДЦА ЮНЫХ ЛЕНИПЦЕВ ИДЕИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

  • КАК ДОБИТЬСЯ, ЧТОБЫ КРАСНЫЙ КОМСОМОЛЬСКИЙ БИЛЕТ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВЕЛИКОГО ЛЕНИНА, ПРИКАСАЯСЬ К ГРУДИ, ЗАСТАВЛЯЛ ТРЕПЕТАТЬ СЕРДЦЕ, ЧТОБЫ ЮНОШИ И ДЕВУШКИ ДОРОЖИЛИ ЗВАНИЕМ КОМСОМОЛЬЦА

  • Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Вместо предисловия


    Скачать 477.26 Kb.
    НазваниеВместо предисловия
    Дата06.11.2021
    Размер477.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСухомлинский В.А. Сто советов учителю.docx
    ТипКнига
    #264831
    страница16 из 26
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   26

    60S

    1. КАК ВОСПИТЫВАТЬ УМЕНИЕ ПОДЧИНЯТЬСЯ И РУКОВОДИТЬ. КАК ВОСПИТЫВАТЬ В ДУХЕ ВЫСОКОЙ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ

    Если всестороннее развитие воспитанников происходит во многих коллективах (а я рассказал еще далеко не о всех), то создается такое положение, что каждый старший школьник – становится руководителем, воспитателем; многие из пионеров тоже приобретают опыт руководства. При этом руководство выступает как величина производная от деятельности. Оно как бы зарождается в процессе деятельности. Чаще всего руководителя избирают тогда, когда он уже показал себя как мастер своего дела. Такому руководителю дети охотно подчиняются, потому что в данном случае подчинятся равнозначно желанию стать сегодня лучше, чем был вчера. Подчинение и руководство вне активной деятельности, на которую воодушевляет весь коллектив единая цель, в школе невозможны. При этом очень важно, чтобы деятельность, которой вы воспитываете коллектив в духе высокой требовательности, имела ярко выраженный общественный, гражданский смысл.

    Подчинение – это прежде всего приказание самому себе. Этот волевой акт требует высокой сознательности. В юношеские, подростковые и тем более в детские годы понять возвышенную цель деятельности (а общественная, гражданская цель – всегда возвышенна) человек может лишь при условии, когда до него дойдет не только ее смысл, но и эмоциональный подтекст. Волевой акт подчинения возможен лишь там', где есть эмоциональный акт самоподчи- пения, проще говоря, ребенок, подросток сознательно подчиняется слову своего товарища тогда, когда он подчиняется собственному сердцу. Исключительно важно в этом тонком деле, чтобы воля руководителя опиралась на благородную нравственно-эмоциональную основу; другими словами, чтобы руководитель призывал коллектив к деятельности, которая по самому характеру своему является служением людям, обществу. Здесь мы видим тесную связь между всеми краеугольными камнями коллектива – идейной, интеллектуальной, эмоциональной и организационной общностью. Если воспитанник в предстоящей деятельности видит то, что волнует его сердце, возвышает его,– он не может допустить даже мысли, чтобы пе подчиниться воле – приказу, требованию – руководителя. Вот почему я советую молодому педагогу:

    К подчинению ведите своих воспитанников через нравственное, идейное богатство труда. Пусть требование, приказ руководителя сливаются для воспитанников с голосом их собственной совести. Пусть, выполняя труд большой общественной значимости, завтрашний гражданин чувствует гражданское начало в своем труде уже сегодня, пусть он видит себя глазами своих ровесников и старших товарищей, пусть коллектив выражет в своих правилах, нормах, требованиях идеалы общества – большого социалистического коллектива всех тружеников нашей страны.

    Как только мой коллектив маленьких школьников уже может, делясь на определенные объединения (группы, звенья), самостоятельно выполнять общественно полезный труд, я добиваюсь, чтобы в этом труде была яркая идейная сердцевипа, чтобы каждый ребенок не только понимал, но и чувствовал возвышенный характер своей деятельности.

    1. КАК ВОСПИТЫВАТЬ ЮНЫХ ЛЕНИНЦЕВ.

    РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ЖИЗНИ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    С того времени, как дети поступают в пионерскую организацию, для них начинается новый этап общественнополитической жизни. Многолетний опыт убедил меня в том, что главная задача педагога, воспитателя первичного коллектива – одухотворить жизнь пионерского отряда возвышенными гражданскими идеалами. Пионерский отряд – это важнейшая форма организации гражданской, общественно-политической жизни детей и подростков. Жизнь пионерского коллектива должна быть такой, чтобы детей и подростков одухотворяло, духовно обогащало, объединяло нечто несравненно более значительное, чем индивидуальные наклонности и способности, интересы и увлеченность трудом, творчеством.

    По мнению нашего педагогического коллектива, пионерская организация – это школа гражданственности, школа . общественно-политических отношений советского патриота. Мы считаем, что главная воспитательная задача и пионерии, и комсомола – одухотворить юные сердца, вдохнуть в юные души мысль, что самое дорогое, самое святое для каждого советского человека – это наша великая Родина, социалистический строй, завоевания револю-

    цип, борьба за построение коммунизма. Надо помочь юным ленинцам так построить жизнь своей организации, чтобы в их сердцах утвердились эти святыни.

    Как это осуществляется практически? Прежде всего в общественно-политической, идейной насыщенности деятельности детей, подростков. Родина, родная земля, завоевания революции, Коммунистическая партия, святыни Великой Отечественной войны – все это должно войти в юные сердца как самое дорогое, глубоко личное, заставляющее учащенно биться сердца,– а это возможно лишь тогда, когда идеи будут жить в делах, поступках, во взаимоотношениях, в общественной деятельности.

    Лучшие воспитатели нашей школы всегда заботятся о том, чтобы великое, святое, возвышенное не заслоняла в сознании и чувствах юных ленинцев практическая сторона бесчисленного множества дел. На протяжении всего периода пребывания в пионерской организации (5 лет) мы постоянно раскрываем перед юными ленинцами такие идеи: все материальные и духовные богатства, которые нам дают старшие поколения, завоеваны дорогой ценой, каждый клочок советской земли обильно полит кровью наших дедов и прадедов; каждый из нас без Родины – ничто; только могучие руки Родины являются той сказочной силой, которая поднимает, возвышает каждого из нас; если бы не двадцать миллионов героев, павших в боях против фашизма, за свободу и независимость нашей Родины, мы бы не знали счастья безмятежного детства и отрочества; наш священный долг – бороться за величие, могущество великой Советской Родины, знать ее, дорожить ею как самым святым, ни с чем не сравнимым и не сопоставимым.

    Мы считаем одной из важнейших задач пионерской организации имени В. И. Ленина познание Родины, познание разумом и сердцем. Чтобы, познавая самое дорогое и священное, каждый завтрашний гражданин был изумлен и одухотворен ее величием, богатствами, могуществом; чтобы в каждом юном сердце крепло чувство: а что сделал я, чтобы Родина была еще величественнее, богаче, могущественнее? Познание Родины разумом и сердцем мы стремимся слить с активной деятельностью.

    В каждом пионерском отряде у нас проводятся путешествия по Родине. Это интересные, волнующие рассказы о природных богатствах и народах нашей страны. Перед юными ленинцами – карта. Каждый рассказ посвящается одному уголку нашей Родины. Дети мысленно путешествуют от своего родного села все дальше и дальше па восток. Мы показываем им картины и диафильмы о жизпи и труде советских людей. Перед юными сердцами открывается изумительный мир сердечной дружбы народов. Путешествие по Родине длится несколько лет; ребепок становится подростком, готовится к поступлению в комсомол, а путешествие продолжается. Это усиливает впечатление величия и могущества нашей Родины.

    Путешествие по Родине – это не только познание разумом и сердцем того, что есть в настоящее время, но и экскурс в прошлое. Мы рассказываем детям о борьбе народов против социального угнетения и иноземных захватчиков. Чувство единой семьи, чувство дружбы народов – одно из самых сложных и глубоких чувств; оно невозможно без личной убежденности в величии и красоте единения, братства народов в их совместной борьбе за освобождение от эксплуатации и иноземных поработителей и захватчиков.

    Для воспитания этого чувства необходима деятельность, одухотворенная идеями. Наши пионеры дружат с детьми братских народов нашей страны. Особенно крепкая у нас дружба с юными ленинцами России и Белоруссии. Больше пятнадцати лет паши дети дружат с пионерами Смоленщины и Белоруссии, живущими на берегах Днепра. Каждый год в один и тот же день и час украинские, белорусские и русские дети идут на берег великой рекп и высаживают Дерево Дружбы. Юные ленинцы поклялись: сколько лет будут существовать наши три школы, столько деревьев будет посажено на берегах Днепра.

    В День Дружбы – так называется этот праздник – дети переживают волнующее чувство братства. Это чувство углубляется благодаря личным встречам с детьми братских народов. Десять лет наша пионерская дружина ежегодно направляет своих делегатов в волнующую поездку: мы едем в гости к белорусским братьям – пионерам Кор- мянской школы-интерната Гомельской области. Раз в год белорусские братья приезжают к нам. Трудно передать словами глубину чувств, которые переживают дети благодаря этим встречам. У каждого есть свой далекий друг. Со слезами на глазах расстаются дети после нескольких быстро прошедших дней встречи.

    Наш педагогический коллектив убедился, что чувство дружбы народов – это одно из самых топких, самых благородных, самых возвышенных движений человеческой души; в этом движении органически сливается общественное и личное. Мы считаем исключительно важным то, что мальчики и девочки вкладывают это чувство в труд; каждый пионер в День Дружбы сажает дубок на память о вечной дружбе со своим ровесником; проходят годы, дерево растет, уход за ним так же облагораживает человеческую душу, как забота сына о матери.

    У каждого пионерского отряда есть памятное, священное место, где произошла битва в годы гражданской или Великой Отечественной войны. На этом месте создается живой памятник героям: дети высаживают желуди, собранные с двухсотлетнего дуба. Пионеров воодушевляет мысль о том, что их живой памятник будет стоять не меньше пятисот лет не только напоминая людям о героях, но и принося радость уставшим путникам.

    Недалеко от берега Днепра юные пионеры-следопыты пашли большой, вошедший в землю, камень. Очевидцы боев за освобождение Украины от фашистских захватчиков, рассказали, что у этого камня больше суток держали оборону два советских бойца, первыми переправившиеся с левого берега на правый во время форсирования Днепра. Пионеры нашли множество осколков камня, отбитых пулями. У камня посадили два дуба – в память о двух героях, отдавших жизнь за родпую землю. После долгих поисков нашли родственников павших героев, они приезжали к нам в гости из далекой Сибири. Пионеры, поступающие в комсомол, передают, как эстафету, следующему поколению юных ленинцев живые памятники героям.

    Почитание памяти павших за свободу и независимость Советской Родины стало важнейшей идеей в жизни пионерской дружины и каждого отряда. За несколько лет юные ленинцы создали Комнату Вечной Славы. Здесь – портреты наших земляков, павших на фронтах Великой Отечественной войны. Бережно, как бесценные крупицы чести и славы народа, записывают пионеры рассказы участников сражений, происходивших на суше, на море, в воздухе. Никто но забыт и ничто не забыто – эти слова стали для наших питомцев девизом.

    1. КАК ДОНОСИТЬ ДО УМА И СЕРДЦА ЮНЫХ ЛЕНИПЦЕВ ИДЕИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

    Слова учат, примеры влекут – говорит старинная латинская пословица. Наш педагогический коллектив одпу из важнейших своих воспитательных целей видит в том, чтобы коммунистические идеи раскрывались перед сознанием и сердцем детей и подростков в ярких образах, на примерах, воплощающих самую высокую человеческую красоту – борьбу за счастье народа, самоотверженность в этой борьбе, верность убеждениям, непоколебимость в преодолении трудностей, непримиримость к врагам коммунистической идеологии. Мы стремимся, чтобы в детские и отроческие годы сердце каждого воспитанника буквально пленил, одухотворил все его существо человек, жизнь которого является подлинной борьбой за коммунизм. Как только дети повязали красные галстуки и дали торжественную клятву, я, воспитатель, провожу с ними раз или два раза в неделю Коммунистические чтения. У пас каждый воспитатель убежден, что это его важнейшее дело. Это настолько близкое духовное общение воспитателя со своими питомцами, сердца юных ленинцев настолько доверчиво раскрываются перед вами, что не быть в эти мгновенья с детьми означает не знать многих сокровеппых уголков детской души, а значит и не сделать своим нежным резцом тончайших черточек па скульптуре Человека, которого вы создаете.

    Коммунистические чтения – это и чтение книг, и яркие, увлекательные рассказы. На протяжении многих лет сложилась определенная тематика чтения и рассказов. Мы читаем и рассказываем о таких выдающихся борцах-коммунистах, как Дзержинский, Свердлов, Лазо, Тельман, Димитров, Камо, Фучик, Николай Островский, Никое Белояп- нис. О жизни и борьбе за счастье человечества великого учителя – Владимира Ильича Ленина.

    В образах коммунистов детей особенно глубоко воодушевляет, одухотворяет верность убеждениям, непоколебимость, непримиримость к врагу и идейному противнику. Каждый раз, читая и рассказывая юным ленинцам о том, как мужественно переносил коммунист-ленинец Камо пытки в полицейских застенках, как даже самые страшные истязания не могли заставить его ни застонать, ни проронить слова просьбы о пощаде,– я вижу, как в детских

    глазах загораются огоньки восхищения. Чем больше таких чтений, тем глубже проникает коммунистическая правда в юные сердца.

    Мой друг, как бесценную святыню берегите в детских и юношеских сердцах чувство изумления, восхищения перед великой силой и правдой коммунистических идей. Знайте, что юная душа, познающая разумом и сердцем правду окружающего мира, стремится к постижению святыни. Стремится видеть перед собой образец, путеводный огонек и ясную дорогу. Не давайте угаснуть вечному пламени юной души – вере в святые, пезыблемые истины, в правду коммунистических идей, вере в то, чтр бороться за эти идеи, а если потребуется, то и жизнь отдать за них – величайшее человеческое мужество, величайшая красота.

    Эта вера в святое и непоколебимое, в красоту идейного мужества, зажженная огоньком Коммунистических чтений, разгорается ярким факелом лишь при условии, когда человек стремится выразить собой, своими поступками то, что изумило, восхитило его в яркой, мужественной жизни коммуниста. Не только что-то делать, но и что-то доказывать своими поступками, своим трудом – это очень важное правило коммунистического воспитания и самовоспитания. Свою воспитательную задачу мы видим в том, чтобы вдох- путь в труд детей и подростков одухотворенность, рождающуюся в те мгновенья, когда юный разум и юное сердце познают великие истппы коммунистической правды. Если в детской жизни может быть коммунистический труд, то это такой труд, которым завтрашний гражданин что-то доказывает и благодаря этому он становится гражданином уже сегодня. Мы стремимся к тому, чтобы наши воспитанники своим трудом доказывали:

    что в нашем обществе человек человеку друг, товарищ и брат;

    что свободный труженик хочет видеть в труде самого себя, хочет оставить в создании своих рук собственную красоту;

    что трудом и только трудом гражданин социалистического общества утверждает свою честь, достоинство;

    что в любом, самом скромном деле труд может возвыситься до творчества, стать поэзией, источником нового в юхновения;

    что своим трудом каждый гражданин укрепляет силу к могущество нашей Родины.

    Сделать так, чтобы труд одухотворялся этими высокими побуждениями,– в этом и заключается, по-моему, одна из стороп мастерства идейного воспитания юных леиипцев.

    Как же практически осуществляется эта идейность труда?

    В жпзнп есть для этого безграничное множество возможностей. Выращивая сад для людей, каждый из пионеров нашего отряда растит свое дерево. Труд становится молчаливым соревнованпем. Каждый стремится вложить в деревцо что-то свое, глубоко личное, индивидуальное.

    Я убеждаюсь, что каждый с радостью встречается со своим деревцом как с творением собственных рук, всматривается в него – так начинается влюбленность в труд. Каждый доказывает, что он способен создать своими руками красоту.

    Я убедился, что если человек утверждает своим трудом возвышенные идеи – он становится гордым, непоколебимым в своих принципах. Он дорожит святынями. В жизни общества нет ничего, что не касалось бы его лично. Такой человек становится общественным деятелем на деле – и без громких слов. К нему уже в годы отрочества приходит моральная зрелость.

    У вас, мой друг, может возникнуть недоумение: автор начал говорить о том, как донести до ума и сердца пионеров идеи Коммунистической партии, а перешел к труду. Но ведь наше время – это время трудового созидания. Надо учить молодое поколение быть мужественными прежде всего в труде. Именно в труде во имя победы коммунизма раскрывается в наше время человек.

    1. КАК ДОБИТЬСЯ, ЧТОБЫ КРАСНЫЙ КОМСОМОЛЬСКИЙ БИЛЕТ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВЕЛИКОГО ЛЕНИНА, ПРИКАСАЯСЬ К ГРУДИ, ЗАСТАВЛЯЛ ТРЕПЕТАТЬ СЕРДЦЕ, ЧТОБЫ ЮНОШИ И ДЕВУШКИ ДОРОЖИЛИ ЗВАНИЕМ КОМСОМОЛЬЦА

    Вам, молодому педагогу, придется работать со старшеклассниками. Хочу посоветовать вам то, что подсказано мне собственными переживаниями.

    Окончился рабочий день, прихожу домой, открываю записную книжечку, думаю о моих юных друзьях, и передо мной опять умные, смешливые, радостные и озорные, задумчивые и грустные глаза. Советую и вам – чаще

    оставайтесь наедине с самим собой, полюбите радостные и тревожные минуты раздумий о судьбах юношества.

    Помните, что комсомольская организация – это- организация единомышленников, братьев по идее, по убеждениям, по мировоззрению, по отношению к жизни, к людям и к самим себе. Золотое правило комсомольского воспитания – стремитесь к тому, чтобы юноши и девушки были одухотворены, воодушевлены, сплочены идеей, мыслью, убеждением: мы пришли в этот чудесный дворец – Комсомол – как единомышленники, готовые отдать все, если надо будет – и свою жизнь во имя наших идей, наших убеждений.

    В чем же заключается это единомыслие, как его утвердить, как его достичь практически?

    Душа и сердце комсомольца – идеологическое, идейное единомыслие. Каждый, на чьей груди хранится комсомольский билет, должен чувствовать себя борцом за коммунизм. Одухотворенность велнкими, прекрасными, благородными идеями начинается с того, что мысли наши, взгляды наши устремлены в будущее, и мы, комсомольцы, являемся борцами за будущее; ореолом будущего озарено паше будничное, повседневное, обычное, и в этом ореоле оно становится ярким, привлекательным, романтичным. Идеологическое единомыслие – это и есть борьба за будущее,. в ней – живое, трепетное сердце комсомольской романтики. Вспомним героические страницы истории Ленинской партии и Ленинского комсомола: что вело нас в смертный бой – полуголодных и плохо одетых, против вооруженных до зубов интервентов; что одухотворяло труд штурмовых ночей первых пятилеток; что помогало переносить лишения и невзгоды в первые дни покорения целины? Мысль о будущем, о самом справедливом и самом прекрасном, самом разумном и самом человечном строе – коммунизме.

    Но как открыть коммунистическое будущее буквально перед каждым? Не каждому суждено полететь в космос или двадцатидвухлетним защитить докторскую диссертацию, стать всемирноизвестным певцом или расшифровать письмена,- над которыми ученые безуспешно бьются много лет. Большинство нашего народа – не космонавты и академики,- а пахари и животноводы, каменщики и токари,– давайте же подумаем, дорогой друг: как в обычном, ничем не примечательном труде раскрыть перед юными



    сердцами величественную идею, чтобы каждый впдел в своем труде не только хлеб насущный, но и нечто неизмеримо большее?

    Путь к идейному, идеологическому единомыслию – в труде, в том обычном, ничем не примечательном, с первого взгляда, труде, который может стать для человека и тягостным, надоедливым делом, и красотой, возвышающей человека борьбой за творение красоты мира, за создание красоты в самом себе. Коммунистическое единомыслие борцов состоит, на .мой взгляд, в том, чтобы идти на шаг впереди своего времени, быть разведчиком будущего, видеть это будущее в своем труде, чувствовать его в напряжении своих рук.

    Я помню, каким героем чувствовал себя первый тракторист в селе на заре коллективизации. Ведь он шагнул в неизведанное, он разорвал вековечные узы, связывающие человека с частной собственностью на средства производства – распахал межи, повелевал непостижимым чудом – машиной. Каждый год, когда я прихожу в группу 14–15-летних комсомолят, чтобы сказать им, что мы, отцы, советуем им делать, с чего начать, я вижу перед собой одухотворенные глаза нашего первого тракториста – Яшки-огонька, как называли его девушки, каждая из которых была втайне влюблена в него.

    Расскажу вам, мой друг, о том времени, когда наша школьная комсомольская организация только создавалась: нас было двадцать пять человек... Труд, который нам предстоял, тысячи раз выполняли наши отцы, деды и прадеды: мы должны были посеять гектар пшеницы, вырастить семена, передать колхозу. Можно тысяча первый раз повторить то, что делалось на нашей земле. Но можно сделать шаг вперед и работать так, как будут трудиться люди при коммунизме. Гектар плодородной почвы в самый удачный в нашем районе год дает не больше тридцати пяти, иногда сорока центнеров. А вот мы давайте поставим цель: вырастить семьдесят центнеров. Такого никогда не было, но силы и тайны природы еще далеко не раскрыты человеком. Пшеница может дать урожай в два раза больший, чем она дает, если полностью раскроется ее природа. Это будет необычный труд, но и мы станем необычными, юные друзья. Такое богатство будет давать наша земля при коммунизме – не на одном гектаре, а на широких полях. А мы добудем это богатство сегодня.

    Наш труд и в самом деле необычен. Не только по характеру трудовых процессов – многое приходится делать нс так, как делают, выращивая пшеницу на больших массивах. Необычен прежде всего потому, что он захватывает все сферы духовной жизни мальчиков и девочек. Он становится борьбой за идею, и эта идея, одухотворяя и воодушевляя, объединяет нас в содружество единомышленников. Мальчики и девочки чувствуют, что они не обычные люди, не добыватели куска хлеба насущного, а люди, прокладывающие первую борозду там, где до них никто никогда не бывал.

    Любые организационные связи в коллективе становятся бессильными, если нет идейного единства, если всех не одухотворяет возвышенная коммунистическая идея. Я представляю себе на мгновенье: что было бы, если бы кто-нибудь из наших комсомолят отказался прийти на нашу фабрику удобрений в те дни, когда мы, руками выбирая из траншей перегной, ссыпали его на воз, вывозили в поле? Если бы это случилось, на виновнике, как говорится, места живого не осталось: товарищи назвали бы его лентяем, соней, маменькиным сынком, белоручкой – и все это было бы чистосердечно, без какой бы то ни было «подготовки вопроса», потому что если сердце воодушевлено возвышенной идеей, оно становится очень чутким ко всему, что делается в окружающем мире, оно стоит на страже разума, оно подсказывает, что надо делать и говорить. Помните, юный друг, это тоже очень важное правило комсомольской педагогики – чтобы сердце не спало, а всегда было на страже совести... А трудиться нам приходилось – мальчики и девочки говорили: как чертям в аду. Сваленный в траншею навоз, превратившийся в мелкий перегной, мы вывозили в поле, рассыпали, как зерно, по земле,– чтобы под каждым кустом было питание. В научном журнале прочитали: хорошим удобрением под пшеницу является ил. Ила этого в наших прудах скопилось, наверное, миллионы тонн, мы грузили его и тоже вывозили на ниву. Зимой, после снегопадов, приходили в поле, собирали снег – все па свой гектар, чтобы напоить почву. Весной подкармливали растения. Летом каждый комсомолец был занят своей работой – одни трудились на животноводческой ферме, другие – в овощеводческой бригаде, были среди нас и шелководы. Выращивание пшеницы было дополнительным трудом, ' мы собирались или рано утром или вечером. Несколько раз рыхлили междурядья маленькими сапками, чтобы сохранить влагу и заставить пшеницу куститься. Мощные кусты и тяжелые колосья радовали нас, мы пересчитывали зернышки в колоске, а перед уборкой урожая взвешивали колос. Уборка урожая была для всех нас праздником: мы пришли празднично одетые, душа у каждого из нас торжествовала. Но и волновались: а сколько все-таки даст наш гектар? Земля щедро вознаградила нас; гектар дал больше семидесяти центнеров.

    Как тянет юношей и девушек друг к другу в минуты радости! После того, как все до зернышка было собрано и взвешено, комсомольцы собрались вечером в школе, хотя никто нас и не созывал. Нам хотелось быть вместе. Хотелось мечтать. Мы чувствовали себя как победители после выигранного сражения. Мы как будто поднялись на высокую вершину, и перед нами открылись новые, сияющие в солнечных лучах вершины. Мы мечтали: придет время, и наши поля будут давать по восемьдесят, по девяносто центнеров. Изменится агротехника, придут на поля новые машины, междурядья зерновых будут обрабатываться так же, как обрабатываются при выращивании пропашных культур – свеклы, кукурузы. Зерно станет в три раза крупнее. Наши сердца трепетали от чувства гордости, от того, что мы заглянули в будущее.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   26


    написать администратору сайта