Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Вместо предисловия
Скачать 477.26 Kb.
|
С9. КАК ВОСПИТЫВАТЬ КОМСОМОЛЬЦЕВ, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ВСЕГДА СТРЕМИЛСЯ СТАТЬ ЛУЧШЕ Я видел, как юноши и девушки улыбаются друг другу, как бы всматриваются друг другу в глаза. Одухотворенность великой идеей творит нашу собственную красоту. Задумаемся над этим, мой юный друг, вдумаемся в эту истину нашей комсомольской педагогики: надо так воспитывать юношество, чтобы каждый чувствовал себя красивым. Чтобы чувство нравственной красоты питало великую человеческую гордость, гражданское достоинство, чтобы человек всматривался не только в то, что вокруг него, но и в самого себя. Если человек не гордится своей собственной красотой, ему недоступны угрызения совести, никогда не доходит до его сердца доброе слово поучения или слово укоризны старших. А воспитывается чувство собственной красоты только тогда, когда коллектив одухотворен идейным единомыслием. Мы сделали шаг в будущее, наш труд был одухотворен благородной коммунистической идеей. Но святые слова нельзя произносить часто,– иначе они постареют и притупятся, как инструмент у нерадивого мастера. Это будет опошление великого и священного, если на каждом шагу при возникновении трудностей пускать в ход этот хрупкий, нежный инструмент. Надо, скажем, прийти выполоть бурьян, поработать день под палящим зноем, и воспитатель сразу же напоминает: а в каких условиях работал Павка Корчагин, заготавливая дрова, а какие трудности и лишения выпали на долю первых строителей Комсомольска-на-Амуре? Нет, так нельзя воспитывать; от острого инструмента останутся одни колодочки, и на сердце, на юную душу уже не будет действовать ничто. Стремитесь к тому, чтобы коммунистическая одухотворенность жила в каждом сердце как внутренняя, самодвижущая нравственная сила, чтобы самые острые инструменты использовались как можно реже – только при этом условии они будут влиять на молодежь. Но чувствование собственной моральной красоты не означает, что человек любуется сам собой. Переживая чувство гордости за себя, человек в то же время чувствует неудовлетворенность собой. Ему хочется стать лучше, иначе и чувство собственного морального достоинства не может быть доступно. Это очень трудно уловимая закономерность нравственного развития юношества: человек хочет быть хорошим только тогда, когда он сегодня стал лучше чем вчера, когда перед ним открылось что-то совершенно новое в товарищах и в самом себе, и ему захотелось стать еще лучше, совершеннее. Очень важное правило комсомольской педагогики заключается в том, чтобы юноша всегда был в процессе становления, постоянно изменялся, никогда не оставаясь таким, каким он был вчера. И еще очень важно, чтобы человек осознавал и чувствовал свое собственное становление. Бойтесь, мой юный друг, остановки в нравственном развитии своих питомцев, бойтесь моральной окостенелости. Не допускайте, чтобы в течение продолжительного времени человек чувствовал, что он никак не может изжить в себе тот или иной недостаток. КАК ПОБУЖДУТЬЧЕЛОВЕКАКПОСТОЯПНОМН МОРАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ Это вообще одна из самых интересных и, по-моему, мало еще исследованных сфер воспитательной работы с юношеством. В нашем педагогическом коллективе выработалось правило, которое кратко можно сформулировать следующими словами: чтобы человек стремился к моральной красоте и совершенству в самом себе, он должен видеть эту красоту и совершенство рядом с собой – в своем товарище. Человек не может выработать свое собственное Я иначе как через отношение к другим людям, в процессе общения с ними. Как писал Маркс, чтобы выработать самосознание, «человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку»12. Научиться относиться к себе как к человеку – не в этом ли одна из тех тайн мастерства воспитания в коллективе, которую, к сожалению, никак не могут постигнуть многие воспитатели. Мы твердо убеждены: источник воспитательной силы коллектива прежде всего в процессе коллективного труда, когда в богатой коллективной духовной жизни человек видит сегодня в своем товарище то, что он не замечал вчера,– открывает человека, и благодаря этому он, образно говоря, заглядывает сам в себя, оценивает сам себя, сравнивает: что во мне было и что есть сегодня. Это исключительно важный момент духовной жизни коллектива. Воспитывая юношество, стремитесь к тому, чтобы каждый ваш питомец в коллективном труде увидел в глазах своего товарища огонек одухотворенности высокой целью. Пусть даже самый инертный, самый, казалось бы, равнодушный, взглянув в глаза товарищу, как в зеркале, увидит свои мысли, стремления; пусть остановится в изумлении, пусть в его сердце загорится огонек человеческой гордости за товарища. Знайте, что только достигнув этого, вы сможете заронить в душу своего питомца искру мысли о самом себе. Поэтому столь большое значение в воспитательной работе имеет коллективная одухотворенность трудом. Умейте объединить мысли и чувства юношей и девушек делом, в котором бы возвышался человек. Пусть, увидев подлинную человеческую красоту в своем товарище, каждый юноша, каждая девушка спросят у самих себя: достиг ли я этой красоты? доступна ли она мне? могу ли и завтра стать лучше, чем сегодня? От того, насколько требовательно и придирчиво относится человек сам к себе, зависит его моральный облик. От этого также зависит путь юного сердца к святыням гражданской доблести, красоты. КАК ДОБИТЬСЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЮНОЕ СЕРДЦЕ НЕ БЫЛО РАВНОДУШНЫМ К НАШЕЙ ЖИЗНИ И БОРЬБЕ Речь идет о святынях юношества. В мыслях своих и в сердце своем каждый юный коммунист должен нести нечто святое, бесценное, ни с чем не сравнимое и не сопоставимое. Святыня в сердце и в мыслях – это наша Советская Родина, ее слава, честь и могущество. Все другое должно меркнуть и блекнуть перед этой святыней. Воспитание патриота и гражданина – одна из самых главных и самых сложных задач нашей комсомольской педагогики. Как достигнуть того, чтобы каждый юноша, каждая девушка дорожили святыней, бережно несли ее в своем сердце, чтобы Родина была для каждого тем ярким светом, который озаряет все другое, чтобы весь окружающий мир и – главное – самого себя человек видел только при этом свете? Здесь мы подходим к тому, что я в уме всегда называю святая святых воспитания – к воспитанию гражданских чувств. Патриотом и гражданином может стать только человек с чутким и мужественным сердцем. Патриотизм – это, образно говоря, сплав чувства и мысли, постижение святыни – Родины – не только разумом, но прежде всего сердцем. И начинается это постижение с того, что в окружающем мире кто-то становится для человека безмерно дорогим, кому-то он готов отдать все силы своей души. Патриотизм начинается с любви к человеку. Истоки патриотического видения и чувствования мира, чувства Родины – в любви к самому дорогому на земле человеку – к родной матери. «Величайший и благороднейший предмет в природе – человек»,– писал В. Г. Белинский 13. И венец этого величия и благородства – мать. Не случайно и само понятие патриотизм выкристалпзовалось в сознании многих поколений из этой жемчужины человеческого – из образа того, кто нас родил и взлелеял. Треть столетия работы с юношеством дает мне право высказать твердое убеждение в том, что воспитание сердечного, душевного, нежного, заботливого отношения к матери как к венцу и вершине человеческого – это одна из важнейших идеологических, политических задач комсомольской организации. Никакие добродетели не найдут места в сердце бездушном, каменном, жестоком к собственной матери; гнусным предателем становится тот, кто оставляет страну, земля которой хранит прах матери, и устремляется к чужим берегам. На чертополохе не расцветет цветок розы. Тот, кому недоступна сердечность, нежность, душевность, не может быть патриотом. Постигнем же, мой юный друг, азбучную истину комсомольской педагогики: человек должен любить людей, должеп тонко чувствовать рядом человека с его радостями и тревогами. И это чувствование человека пусть начинается с матери. Подумаем, сколько проводится всевозможных субботников и воскресников, недельников и месячников, рейдов и походов. А найдите хоть одну организацию, где бы секретарь спросил у комсомольцев: «Что вы сделали, друзья, в эти дни для своей матери?» Я советую воспитателям юношества: найдите в нашей изумительно богатой речи те хрустально чистые, как роса, слова, которые зажурчали бы, заструились родником, и чтобы в этом роднике жила, как в сказочной живой воде, вечная красота человеческой верности и преданности – мама, дорогая, любимая. Пусть понесет эту красоту каждый юноша, каждая девушка к своему родному очагу, пусть отдаст силы своей души родной матери. Я говорю мальчикам и девочкам: «Сегодня у пас торжественный день – вы получили комсомольские билеты. Поделитесь своей радостью с матерями. Вот каждому из вас чудесный саженец яблони – берите. Это необычный сорт: прозрачно-розовое яблоко будет отражать в себе и нежную утреннюю зарю, и багровый закат перед ветреным днем. Так и назовем этот сорт – яблоко Материнское. Будем лелеять эти деревца, беречь, как имя матери». Это самое идейпое, самое политическое, самое коллективистское воспитапие. Тот ясный июльский вечер, когда мой питомец, мой юпый друг снимает с Яблони Матери плоды и песет их матери – это радостная для меня минута восхождения на одну из вершин педагогической мудрости. Любовь к человеку – это плодотворная почва, па которой расцветают цветы патриотического служения Родине. Чтобы заиграл, затрепетал этот радостный цветок, каждый мальчик, каждая девочка должны постигнуть разумом и сердцем нашу великую Родипу. Каждый должен чувствовать себя сыном Отечества, переживать личное чувство гордости от того, что он наследник его тысячелетней славы и тысячелетних духовных ценностей, творец его героического сегодня. Как воспитателю юношества достигнуть этого практически? Надо перед юным сердцем зажечь огненное слово, которое, как яркий факел, осветило бы трудный и славный путь нашего Отечества с древних времен и до наших дней, озарило бы и нелегкую дорогу в светлое будущее, чтобы юный гражданин почувствовал себя тысячелетппм путником, ответственным за то, что донесли до него его предшественники, ответственным за ту бесценную ношу, которую надо доставить в будущее, не утеряв по пути ни одной крупинки богатств, не забыв ни одной мудрой истины, добытой в борьбе за наше великое и славное Отечество. Это огненное слово о тех сыновьях нашей Родины, чьи имена, как вечные звезды, горят и всегда будут гореть на небосводе Отчизны, были и всегда будут путеводными огоньками для новых сердец. Может быть, кто-то усмехнется, прочитав это. Может, кто- то подумает: не слишком ли вы переоцениваете силу слова, не принимаете ли вы за реальность желаемое? Нет, все так и есть. Слово – это полководец, ведущий в бой. Это музыкант, прикасающийся к дремлющим струнам человеческой души; знайте, к какой струне прикоснуться, и она зазвучит дивной музыкой. В минуты вот таких бесед о сокровенном и высоком я прикасаюсь к струнам, которые называются: Гражданственность, Человечность, Честь, Достоинство. Я обращаюсь непосредственно к живой душе каждого человека; передо мной не какой-то абстрактный воспитанник, а вдохновенные, горящие глаза Коли и Любы, Вани и Гали, Зины и Шуры. Слово воспитателя лишь тогда будет огненным, когда оно ставит своей целью воспитать не какого-то абстрактного патриота – такого в природе быть не может – а заставляет трепетать сердца Коли и Любы, Вани и Гали, Зины и Шуры. Эго тоже одно из золотых правил нашей комсомольской педагогики. Есть десятки вдохновенных рассказов об истинных сыновьях Отечества. Я рассказываю о далеком прошлом и о днях, накал которых еще не остыл. Юные друзья мои, затаив дыхание, слушают рассказы о запорожских казаках, с которых живьем сдирали кожу и к ранам прикладывали раскаленное железо, требуя измены Родине или хотя бы молчаливой покорностп, а они гордо бросали в лицо врагу огненное слово «нет»; о Сергее Лазо, которого живым бросили в топку паровоза за его коммунистические убеждения, о наших двух земляках – пионерах-героях, которых фашисты закопали в землю живыми, не добившись ни слова о партизанской тайне страшными, нечеловеческими мучениями. Я вижу, как в глазах моих юных друзей пылает огонь неугасимой ненависти к врагу. Скажи им: зовет нас, юные друзья, наша Советская Родина в бой за свободу и независимость, за славу и могущество – и каждый из них пойдет на смертный бой с именем Отчизны на устах. Только слабоумие или нравственная развращенность могут закрыть дорогу слову к сердцу человека. Слово – могучий борец за человеческую душу. Все зависит от того, что стоит за вашим словом, воспитатель. Есть слова хилые и уродливые, как кретины. Есть слова немощные и бескровные, как тень засыхающего стебелька. Есть слова яркие и неугасающие, как вечные звезды, указывающие человеку путь. Стремитесь к тому, чтобы ваши слова были путеводными звездами. 1К1К ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ КОМСОМОЛЬЦА НАПОЛНИТЬ МЫСЛЯМИ Л СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЛДИНЕ Речь идет опять же о топком и сложном – о личной, индивидуальной одухотворенности величием, красотой, возвышенностью патриотического служения Родине. Одухотворенности, пробуждающей глубокие раздумья, приносящей тревожпые дни и бессонные ночи. Я не представляю себе комсомольской педагогики без того, чтобы Коля А. и Люба Ш., Ваня Г. и Галя М., Зина Г. и Шура Ч. не просидели ночь над книгой и не встретили рассвет – четырпадцатилетнпе, одержимые мыслями о цели и смысле жизни – над книгой о Марксе, Лепине, Александре Ульянове, Николае Кибальчиче, Феликсе Дзержинском пли Юлиусе Фучике. Каждый из них, одухотворенный oi пенным словом воспитателя о патриотическом служении Родине, искал и нашел свою книгу, встретил свою яркую звезду на небосводе Родины. Каждое сердце, изумленное и очарованное ярким примером преданности Родине, учащенно билось в эти весенние ночи над страницами своей дивной книги. Без глубоко личных, индивидуальных раздумий: кто я, какой я, как я жил до сих пор и как буду жить, какую пользу принесу социалистическому Отечеству,– истинная комсомольская педагогика превратилась бы в пустопорожние разговоры. Если вы хотите, мой юный друг, стать настоящим воспитателем комсомольцев, поинтересуйтесь, что делают, чем заняты, что читают, что думают мальчики и девочки, юноши и девушки в те часы и дни, когда они остаются наедине с собой. Хочется ли им остаться наедине с собой? Если не хочется – очень плохо,– значит, нет индивидуального духовного мира, нет личности, а значит нет и коллектива. Есть у нас в школе комната, которую мы называем Комнатой Мысли. Здесь всегда тишина. В шкафах книги об истинных сыновьях Отечества – смотрите, ищите свою книгу, обретайте свою звезду и свой путеводный огонек. Чтобы ни один подросток не прошел мимо этой книги – в этом вижу я одну из важнейших задач воспитателя юношества. После каждой беседы о патриотах, когда мне удается прикоснуться к чутким струнам в самых сокровенных уголках юных сердец, я вижу – несколько мальчиков и девочек направляются в Комнату Мысли. В добрый час, юные друзья,– вы поднимаетесь на самую трудную ступеньку самовоспитания. Вот я впервые увидел у окна, рядом с кустом розы, голубоглазого великана, как зовут его товарищи, Ваню Г. Ему четырнадцать лет, а он уже выше отца; меня уже беспокоят чересчур детские взгляды Вани на мир, я жду не дождусь, когда сердце и разум взволнуют взрослые мысли. И вот я вижу в его руках книгу о Юлиусе Фучике... Будь мужчиной, Ваня. Бери книгу домой, читай, думай, пусть не спится тебе всю ночь, пусть волнуют тебя взрослые думы. С этого начинается юношеское самовоспитание. Только начинается. Необходим огромный труд, чтобы юность стала духовной зрелостью. КАК ЖЕ ПРИХОДИТ ДУХОВПЛП ЗРЕЛОСТЬ ЮНОШЕСТВА Можно услышать споры: когда начинается ранняя юность – в четырнадцать или в шестнадцать лет? С какого возраста лучше принимать в комсомол – с 14 или с 15-летнего? В последние годы ученых беспокоит акселерация – ускорение физического развития юношей и девушек и в то же время отставание развития социального, духовного, нравственного. Юность, по твердому убеждению нашего педагогического коллектива, начинается в 12–13-летнем возрасте. Если вы хотите, чтобы мальчик стал духовно зрелым человеком, помогите ему сделать первые шаги на гражданском поприще. Совершенно беззаботное детство и отрочество – вот корни духовного инфантилизма. Заботы в жизни юношества должны быть. Я имею в виду заботы и тревоги нашего народа, общества, Родины. Пусть все, что окружает наших мальчиков и девочек, уже на заре их юности тревожит, волнует, беспокоит их сердца. Ничего в жизни – ни непосредственно рядом с ними, ни где-то далеко, на краю света,– не должно быть такого, что не касалось бы их лично. Дать подростку гражданское видение мира – одна из вершин педагогической мудрости. Самое главное – чтобы мальчики и девочки жили заботами и тревогами общества. Чтобы общественное стало личным. Как это достигается практически? Гражданское возмужание приходит с мыслью о том, что ты что-то сделал для людей, что-то дал им. Это важнейший источник морального богатства юности. Постигнуть Родину разумом и сердцем может лишь тот, кто в 12–13-летнем возрасте уже приобрел свое моральное богатство. Если не приобрел – бессильным окажется ваше слово, не может стать оно тем огненным словом, которое одухотворяет сердца, заставляет юношей и девушек задуматься: зачем я живу на свете? благодаря чему, думая о подвиге Сергея Лазо, молодой человек думает о себе, и у него замирает и учащенно бьется сердце от сознания своего приобщепия к великому и свящепному. Может быть, вам приходилось слышать жалобы воспитателей юношества: ты им говоришь о святых вещах, о героизме, мужестве, самопожертвовании, но слово твое почему-то не доходит до души... А не доходит оно потому, что душа полна толь ко радостью потребления, па самом же деле она убога, пуста, в ней нет морального богатства – радости творения для людей. По крупинке, по зернышку накапливайте моральное богатство юности – накапливайте с детства, с отрочества. В 12–13-летнем возрасте человек должен, оглянувшись назад, увидеть то, что он сделал для людей, и пережить гордость: вот это мой труд. Эта гордость и есть духовным зарядом коммунистической идейности, основой идейного единомыслия. Когда моим юным друзьям было по десять лет, мы решили создать Виноградник для Людей. Перед нами – выжженный палящим солнцем, безжизненный южпый склон холма, неплодородная почва. А ведь с этого гектара можно собрать десятки центнеров «солнечных ягод». И вот мы трудимся: очищаем склон от сорняков, копаем ямы – сотни ям; носим в каждую яму ил и перегной и еще, по совету старших, почву из-под корней тех растений, которые убивают вредителей виноградников (есть такая народная «растительная медицина»). Перетаскиваем с одного места па другое сотни тонн земли: надо вокруг каждого куста сделать защитные валики, чтобы вода пе стекала. Для воспитателя это самый трудный период: ведь однообразный физический труд сам по себе не может быть приятным и пе приносит никакого удовлетворения. Что же побуждает подростков к этому труду? Слово, только огненное слово, зажигающее в юных сердцах порох гражданского служения людям. Верю в огромную силу слова, одухотворенного коммунистическими убеждениями. Зазеленели первые побеги виноградных лоз, теперь мы уже любуемся своим трудом. Теперь меня уже не страшит, что тяжелое физическое напряжение может надломить кое у кого духовные силы, породить пренебрежение к труду. А труд у нас лишь начался: надо поливать растения, оберегать их от зноя и холода. Проходят месяцы и годы, забота о винограднике становится для каждого из нас чем-то дорогим, родным. Мы накрепко прирастаем к земле. Появляются первые плоды, наступают дни торжества наших гражданских чувств. К нам приходят маленькие дети и старики, мы угощаем их плодами. Несем солнечные ягоды больным, сердца наши бьются учащенно, когда нас благодарят и желают нам добра. Вот она, одна из вершин педагогической мудрости: пусть 13–14-летиие мальчики и девочки услышат благодарность за сердечность, душевность, человечность. Трудно найти силу, которая одухотворяла бы в большей мере, чем эти простые слова. Мои питомцы переживают ни с чем не сравнимую радость творения добра для людей. Теперь уже огненное слово поселилось в их сердцах, теперь вдохновение, побуждающее к новому и новому труду, стало внутренней духовной силой каждого сердца. Теперь каждый – я в этом твердо убежден – способен проявить гражданскую самоотверженность не только в коллективе, но и наедине с самим собой. Вот при каком условии общественное становится личным, сердечным, мой юный друг: когда собственная совесть не позволяет быть равнодушным к людям. Поле, на котором мы вырастили Виноградник для Людей, стало для моих питомцев полем гражданского самовоспитания. Их глаза обрели гражданское видение мира. В мире нет ничего, что не касалось бы каждого из них лично. Нелегкий физический труд духовно закалил их. Юноши стали настоящими мужчинами. Я с радостью вижу, что в те периоды, когда физические усилия достигают особенно большого напряжения, юпоши и мыслят как-то по-другому: они думают о том, как преодолеть трудность, а не о том, можно или нельзя ее преодолеть. |