Главная страница
Навигация по странице:

  • КАК ПОБУЗВДАТЬ К (САМОВОСПИТАНИЮ В ТРУДЕ И УЧЕНИИ

  • IMAC ВОСПИТЫВАТЬ СПМОСИСП ИТИ ИТН В УОПЬОЕННСО ТРУДЕ

  • Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Вместо предисловия


    Скачать 477.26 Kb.
    НазваниеВместо предисловия
    Дата06.11.2021
    Размер477.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСухомлинский В.А. Сто советов учителю.docx
    ТипКнига
    #264831
    страница20 из 26
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   26

    84. КАК ПОВУ5ВДАТЬ К САМОВОСПИТАНИЮ В НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЕ

    Важнейшим побуждением к самовоспитанию нравственности является внушение воспитанникам мысли о том, что мы, индивидуумы, живем среди людей. Люди видят нас ежечасно и ежеминутно. Люди чувствуют наше присутствие даже тогда, когда не видят нас. Каждая вещь материального мира, с которым мы соприкасаемся, сохраняет на себе наш след. Но самый заметный, иногда неизгладимый след мы оставляем в людях, с которыми общаемся. Настоящему человеку не безразлично, что о нем думают, как его оценивают другие. Но что бы мы ни делали, где бы ни находились,– помните, на нас всегда глядят глаза людей. Самое гнусное, самое мерзкое в жизни человека – это нравственная нечистоплотность. Представьте себе, что красивая девушка целый час занята своей прической – ей хочется быть красивой, ведь прическа у всех на виду. И в то же время у нее грязные, не- вымытые ноги. Но это ее не беспокоит – ведь ноги в чулках. Такова и нравственная нечистоплотность: на людях человек становится душкой, а наедине с собой – хрюшкой,– так этот гнусный порок оценивает народная мораль.

    Учите взыскательности, жесточайшей щепетильности в вопросах морали. Учите своих воспитанников контролировать самих себя. С первого же дня пребывания ребенка в школе мы учим его: если ты делаешь что-нибудь паедине, знай, что о тебе думает в это мгновенье самый любимый в мире человек – мама. И если ты делаешь что- нибудь нехорошее – в надежде на то, что тебя никто не видит, ты ошибаешься. Твой плохой поступок болью отзывается в материнском сердце. Мать видит тебя, даже если не видит тебя. Она с тобой, даже если ее нет с тобой. Ты придешь домой, и она в глазах твоих увидит, что ты сделал что-то предосудительное. Поэтому лучше сразу же расскажи о своем предосудительном поступке. А еще лучше – не делай плохо. Помни, что на тебя всегда смотрит мама.

    Здесь опять надо сказать, что чувствительность, чуткость ребенка к этим поучениям зависит от всего строя его духовной жизни. И прежде всего надо добиться, чтобы характерной чертой духовного мира ребенка были сердечность, участливость, трогательная забота о матери. Утонченность • души – вот что необходимо, чтобы ребенок воспитывал сам себя, чтобы его совесть зорко стояла на страже поступков. Самовоспитание в нравственной сфере мы начинаем с элементарной моральной культуры. Воспитанник ваш сорвал, боязливо оглянувшись, цветок с куста роз – это уже нравственное невежество. Он прошел мимо плачущего ребенка, не спросил: чем помочь тебе, дитя? – это еще хуже – моральная толстокожесть. В течение многих лет наш педагогический коллектив выработал программу самовоспитания моральной культуры. Эта программа представляет собой ряд требований, которые ставит перед собой воспитанник в нравственных отношениях с другими людьми. Вот эти требования:

    1. Помни, что в мире есть вещи ни с чем не сравнимые и не сопоставимые. Это прежде всего наша Советская Родина, земля, которая вскормила и взрастила тебя, дала тебе жизнь.

    2. Помни, что ты живешь среди людей. Ты есть не то, что ты сам о себе думаешь, а то, что думают о тебе люди. Если та величина, которую ты видишь сам в себе, огромная, а та, которую видят в тебе люди, ничтожная, значит, ты ничтожество; умей мужественно признаться себе в этом, умей преодолеть в себе мелочное, ничтожное существо, сумей стать настоящим человеком.

    3. Настоящий человек тот, кто не делает гадости, пошлости, подлости наедине с самим собой. Пусть всегда, когда ты остаешься наедине с самим собой, строгим, требовательным свидетелем твоих поступков будет твоя совесть. Пусть этот свидетель будет беспристрастным, жестоким и неумолимым.

    4. Делая добро людям, ты приобретаешь бесценное богатство. Тот, кто живет во имя блага людей,– самый богатый, самый счастливый человек. Помни, что в мире есть единственное измерение богатства, красоты, величия – человек. Возвышая человека, ты возвышаешь сам себя. Помни, что человек родится и умирает, и если после его смерти что и остается на земле, так это то, что он сделал доброго для людей.

    5. Высшее воплощение человеческой красоту – это ж*енщина. Девочка, девушка – это не только твой друг. Она – будущая мать. Оберегать ее красоту, Щадить ее здоровье – это значит заботиться о красоте и величии всего рода человеческого. Если надо даже умереть для того, чтобы помочь женщине – умри, но не отступи с прямого пути человеческой доблести.

    6. В человеке может поселиться множество пороков, из них двадцать самые страшные – безразличие к добру и злу, лень, двуличие, лесть, угодничество, отсутствие своих убеждений, молчаливое согласие с неправдой; упорство в своих ошибках, чванство, пустословие, лживость, подлость наедине с самим собой; отказ от друга, когда все против него, неверие в доброе начало в человеке, лицемерие, злорадство, жестокость к слабому и беззащитному существу, чревоугодие и обжорство, скупость. Помни, что каждый из этих пороков начинается с маленького зернышка и разрастается до чудовищных размеров. Будь непримиримым к человеческим порокам прежде всего в самом себе. Учись делать то, что восхищает тебя в другом человеке и никогда не делай того, что ты ненавидишь, презираешь в других. Люби в себе красоту и ненавидь в себе порок. Знай, что гнойный нарыв, если он даже твой гнойный нарыв, всегда остается гнойным нарывом. Свою болячку лишь эгоист любит.

    7. Если ты заметил в себе зернышко порока, умей быть беспощадным к самому себе. Вырывай корни порока: лень – трудом, равнодушие к добру и злу – участливостью, человеческой тревогой, двуличие – принципиальностью, лесть – прямотой, угодничество – готовностью отстаивать истину даже тогда, когда против тебя ополчился весь свет; отсутствие своих убеждений – независимостью собственной мысли, молчаливое согласие с неправдой – борьбой, бесстрашным поединком с ней; упорство в своих ошибках – мужественным признанием собственных за- блуждепий и готовностью стать единомышленником того, кто отстаивал истину, борясь с твоими ошибками; чванство – скромностью, умением не говорить о себе без нужды ни слова; спесивость – простотой, достоинством, которые Маркс выше всего ценил в людях ,в; пустословие – умением дорожить словом; лживость – нетерпимостью ко лжи, щепетильпой правдивостью во всем; подлость наедине с самим собой – умением отчитываться прежде всего перед собственной совестью как перед самым беспощадным судьей; отказ от друга, когда все ополчились против него – готовностью подставить под пулю собственное сердце, когда целятся в друга; неверие в доброе начало в человеке – безграничной верой в величие и силу человеческой красоты; лицемерие – откровенностью и правдивостью; злорадство – жалостью; жестокость к слабому и беззащитному существу – человечностью; чревоугодие и обжорство – умеренностью; скупость – щедростью.

    8. Если ты видишь зло, и где-то в глубинах твоего сознания закопошилась мысль: какое мне дело? – знай, что это голос звериного инстинкта, зовущего спасать свою шкуру. Не потворствуй инстинктам, изгоняй их, будь беспощадным к звериному зову спасать свою шкуру.

    Помни, что ты человек. Если ты прошел мимо зла один раз, ты вынужден будешь проходить мимо зла всегда. Ты превратишься в жалкое существо.

    1. В человеческом мире множество доблестей, но есть одна доблесть, являющаяся вершиной человечности – это чувство собственного достоинства.

    Держи голову прямо и тогда, когда ты вышел победителем в борьбе за истину, и тогда, когда ты вынужден признать свою ошибку.

    1. В мире есть вещи ни с чем не сравнимые и не сопоставимые. Это прежде всего наша Советская Родина, земля, которая дала тебе жизнь, имя и человеческое достоинство. Если ты переживаешь трудную, безвыходную минуту, если ты в смятении, если ты не знаешь, как поступить, подумай: что требует от тебя в этих обстоятельствах Родина. Как Родина требует, так и делай.

    В чем сущность нравственного самовоспитания?

    Кроме желания быть хорошим, кроме высоко развитой чуткости, тонкости души, исключительную важность имеет и то, что я назвал бы познанием человека. Познавая окружающий мир, человек с детства должен познавать человека – его мысли, чувства, тончайшие и сложнейшие движения души, стремления, порывы. Единство воспитания и самовоспитания начинается там, где человек, познавая человеческое, познает тем самым себя, учится смотреть на себя как бы со стороны. Одна из самых сложных вещей в нашем педагогическом мастерстве – это рассказ педагога о человеке. Каждому поколению маленьких школьников я рассказываю об отважном советском воине, который в годы Великой Отечественной бойны на вражеской земле грудью своей закрыл маленькую девочку, спас ее от смерти. Рассказываю о двух наших земляках – юных партпзанах-героях, которые, попав в руки фашистов, пе сказали пи слова о партизанской тайне, не выдали друзей и были жестоко замучены – враги живыми закопали их в землю. Рассказываю о Николае Гастелло, Зое Космодемьянской, Александре Матросове; о выдающихся тружениках, проработавших на земле по пятьдесят, шестьдесят, семьдесят лет.

    Я твердо убежден, что познание нравственности – познание умом и сердцем – должно включать в себя не только восхищение красотой, но и возмущение злом. Из бессмертных произведений мировой литературы я беру образы, в которых гений художников воплотил человеческие пороки. Рассказывая о Яго и Иудушке Головлеве, Гобсеке и Плюшкине, я пробуждаю в юных сердцах глубоко личное чувство нетерпимости, непримиримости к злу. Постоянное, ни на один день не прекращающееся познание человека способствует тому, что уже в детские годы человек чувствует нравственный смысл обстоятельств, взаимоотношений, которые складываются в повседневной жизни. Думая хорошо о человеке, ребенок стремится к доброму поступку; добрый поступок дает ему большое моральное удовлетворение, полноту радостных переживаний. Эти чувства в свою очередь обостряют чуткость, чувствительность к добру и злу, порождая нетерпимость ко всему, что унижает человека. Как важно для воспитания и самовоспитания, чтобы уже в младшем возрасте человек выразил себя, проявил свою принципиальность в борьбе со злом, ощутил торжество добра, понимал и переживал свою причастность к этому торжеству – сам торжествовал, радовался.

    Знайте, мой друг, что побуждение к самовоспитанию требует тончайших прикосновений слова воспитателя к самым сокровенным струнам человеческого сердца – Чести, Достоинству, Благородству. Умейте понять, почувствовать тот момент, когда сердце ребенка требует этого прикосновения. Этот момент наступает тогда, когда перед маленьким человеком открываются два пути: идя по первому пути, надо молчаливо примириться со злом, равнодушно отнестись к нему; идя по второму пути, надо вступить в борьбу со злом. Второй путь часто означает для ребепка огромное духовное напряжение, затрату больших нравственных сил, хотя с точки зрения взрослых обстоятельства, сложившиеся в жизни, и пе кажутся слишком сложными.

    1. КАК ПОБУЗВДАТЬ К (САМОВОСПИТАНИЮ В ТРУДЕ И УЧЕНИИ

    Для этого необходима прежде всего атмосфера труда, окружающая воспитанника в школе и дома. Безделке – то ли на уроках, то ли дома – превращает в пустой звук самые ценные поучения относительно того, как трудом воспитывать самого себя.

    Есть общие поучения, одинаково ценные для всех возрастов. Они в нашем педагогическом коллективе выражаются в следующих истинах:

    1. Помни, что без труда человек вырождается – превращается в гнусное, мерзкое существо.

    2. Человека узнают по колосу пшеницы, которую он посеял и вырастил,– так говорит народная мудрость. Ты выражаешь сам себя своим трудом. Дерево, выращенное твоими руками,– это ты, твое трудолюбие и мастерство. Твоя рабочая тетрадь – это тоже ты, твой труд, твой долг перед отцом и матерью.

    3. Обучаясь за школьной партой, ты берешь в долг у старших поколений материальные ценности, необходимые тебе для жизни. Мать и отец дают тебе хлеб и одежду, книги и наглядные пособия для того, чтобы ты учился и готовился трудиться в будущем. Твой долг – как можно раньше начать производительный труд, помочь семье, зарабатывать деньги для того, чтобы за них покупали тебе одежду, обувь, учебники.

    4. Знай, что труд – нелегкое дело. Не случайно слова труд и трудно – от одного корня. Труд немыслим без пота, усталости, напряжения физических и духовных сил. Труд не может быть таким же интересным, как игра, забава, развлечение. Труд интересен другим – тем, что, вкладывая в работу свой ум, мудрость, напряжение своих рук, человек создает нужные и красивые вещи – творит жизнь и красоту, утверждает, выражает в вещах самого себя. Человек живет семьдесят, восемьдесят лет, а дуб, посаженный и выращенный его руками, может прожить семьсот, тысячу лет. Оставляй себя в труде – и ты будешь счастливым.

    5. С самого начала труда умей представить его завершение. Не бойся однообразия, пусть не отпугивает тебя от работы то, что и сегодня, и завтра, и месяц подряд надо делать одно и то же. Труд – как восхождение на высокую гору: ее сияющей вершины не достигнешь, если не пройдешь трудной, изнуряющей каменной тропы.

    6. Труд делает человека зрелым и мужественным. С шестилетнего возраста начинай работу, рассчитанную па несколько лет. Живи так, чтобы уже в десятилетнем возрасте, оглянувшись назад, увидеть то, что ты сделал своими руками – плодоносящее дерево, плодородную почву, созданную на том месте, где никогда ничего не росло. Мудрость науки, свет знаний по-настоящему откроются перед тобой лишь тогда, когда трудятся твои руки, когда ты знаешь, что такое пот, трудовая усталость, мозоли.

    7. Учение станет для тебя трудом и ты сможешь управлять сам собой, овладевая знаниями, лишь тогда, когда научишься преодолевать трудности в работе, где сливаются мастерство рук и мудрость ума. Только тот, кто умеет думать работая, постигает тайну работы мысли. Помни, что редко кто рождается с природными задатками Ньютона или Эйнштейна. Рассчитывай на самое неблагоприятное – на то, что природа обделила тебя. Вырабатывай, развивай своп способности трудом, творчеством.

    8. Никогда не оставляй начатого дела, доводи его до конца. Если ты привыкнешь бросать начатое и переходить от одного к другому, ты станешь лодырем и невеждой.

    9. Знай, что мастерство безгранично. Можно десятки раз переделывать одну и ту же работу, каждый раз поднимаясь на новую ступеньку совершенства. Воспитывай в себе мастера, умей не удовлетворяться тем, что ты уже сделал. Есть сотни специальностей, всеми никогда не овладеешь. Овладевай чем-нибудь одним, но овладевай так, чтобы быть господином в своем деле.

    Эти поучения доходят до сознания воспитанников лишь при определенных условиях. Они останутся пустым звуком, их даже не поймут воспитанники, словно вы говорите с ними на неизвестном им языке, если в школе нет атмосферы радости труда. В школе должна царить радость труда. Что же это такое? Радость труда – это самовыражение в труде. Это то сложное духовное состояние, когда человек с изумлением и восхищением видит творение своих рук, находит в нем самого себя, свое напряжение, часы однообразного, ничем не примечательного труда. Чтобы сделать труд сферой самовоспитания (а без трудового самовоспитания вообще самовоспитание немыслимо), надо дать каждому воспитаннику радость труда, добиться, чтобы труд стал для него творчеством. В труде начинаются те поиски самого себя, которые, продолжаясь несколько лет, завершаются становлением призвания.

    Радость труда, трудовое творчество, поиски самого себя – все это возможно лишь в том случае, когда в труде раскрывается индивидуальность. Трудовое самовоспитание – это не просто выход на уборку картофеля, не сбор металлолома. Это углубление в самого себя, слияние умственных сил и мастерства рук, сознательная постановка цели и преодоление трудностей. Я еще раз подчеркиваю, что трудовое самовоспитание невозможно без напряженной мысли, без умственного творчества, без книги, без того выхода за пределы элементарной школьной программы, с которого начинается становление призвания. Там, где нет интересных уроков, где в одухотворенном слове учителя на уроке ученик не слышит призыва выплыть в безбрежный океан знаний и не следует этому призыву,– трудовое самовоспитание невозможно. Невозможно оно и там, где у учителя нет своих воспитанников, где учитель не оставляет себя в своих питомцах благодаря глубокой влюбленности в науку.

    Если все это есть, тогда давайте каждому своему воспитаннику такое трудовое задание, которое пробудило бы в нем увлеченность, одухотворенность, потребность знать больше, чем он знает сегодня. Ваш воспитанник увлекается, например, опытами по почвоведению. Вы замечаете, как у него в глазах загорается огонек любопытства, когда вы рассказываете о сложных биохимических процессах, происходящих в почве. У вас есть биологический кабинет, есть теплица. Отведите своему питомцу уголок, заинтересуйте его опытом: мертвую глину можно превратить в живую почву. Вместе с ним вы поселяете в почву полезные микроорганизмы; по вашему совету воспитанник ваш создает условия, благоприятные для жизнедеятельности микроорганизмов. И вот началось самовоспитание: подросток уже пе может оставить своего уголка. Он засиживается за ящиком с почвой, над пробирками и микроскопом, за книгами до полуночи. Никакого побуждения теперь пе надо: человек загорелся. Теперь опасайтесь, чтобы питомец ваш не охладел к делу. А для этого необходимы очепь тонкие, тактичные прикосновения воспитателя к огоньку увлеченности: его надо поддерживать.

    1. IMAC ВОСПИТЫВАТЬ СПМОСИСПИТИИТН В УОПЬОЕННСО ТРУДЕ

    Эти советы мы даем учащимся старших классов, начиная с VII. Они касаются очень важной сферы духовпой жизни школьника – чтения, мышления, решения умственных задач. Эффективность этих советов зависит от множества условий и предпосылок, среди которых наибольшее значение имеет то, чтобы в школе, прежде всего в педагогическом коллективе, царила атмосфера богатых интеллектуальных интересов; чтобы уроки проходили на фоне многогранной умственной жизни, чтобы учитель знал в сто раз больше, чем он дает на уроках, чтобы у каждого школьника было свое умственное увлечение. Есть все это – значит и воспитанники будут очень чутки к поучениям, касающимся самодисциплины в умственном труде. Наиболее важными мы считаем:

    1. Если хотите, чтобы у вас было достаточно времени, ежедневно читайте. Читайте каждый день хотя бы две страницы научной литературы, связанной с предметом, которым вы увлекаетесь (ваш факультатив). Все, что вы читаете,– это интеллектуальный фон вашего учения. Чем богаче этот фон, тем легче учиться. Чем больше вы читаете ежедневно, тем больше у вас будет резерв времени. Потому что во всем, что вы читаете,– тысячи точек соприкосновения с материалом, который изучается на уроках. Эти точки являются,– назовем их так,– якорями памяти. Они притягивают обязательные знания к океану знаний, которые окружают человека. Заставляйте себя читать ежедневно. Не откладывайте этой работы на завтра. То, что упущено сегодня, никогда не возместите завтра.

    2. Умейте слушать учителя. В девятом и десятом классе конспектируйте лекции по важнейшим темам – независимо от того, есть ли материал в учебнике. Конспектирование учит мыслить и проверять самого себя – свои знания. Надо учиться думать над конспектом уже на лекции и работать над записями ежедневно хотя бы полчаса. Я советую делить конспект как бы на две рубрики (графы): в первую записывать кратко изложенные лекции, во вторую – то, над чем надо подумать. Сюда следует заносить узловые, главные вопросы. Это тот каркас, к которому как бы привязывается все здание знаний по предмету. Вот над такими каркасными вопросами надо думать
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   26


    написать администратору сайта