Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Вместо предисловия
Скачать 477.26 Kb.
|
65в повседневно, связывая с этим думанием повседневное чтение научной литературы. Если вы будете придерживаться этой рекомендации по всем предметам, у вас не будет «авральных» дней. Не будет надобности перечитывать и заучивать весь конспект прн подготовке к экзамену. Каркас предмета будет своеобразной программой, на основе которой припоминается весь материал. Начинайте рабочий день рано утром, часов в шесть. Вставайте в 5 часов 30 минут, сделайте зарядку, выпейте стакан молока с хлебом, начинайте работу. Полтора-два часа умственного труда перед уроками – это золотое время. Выполняйте в утренние часы самый сложный, творческий умственный труд. Думайте над узловыми вопросами теории, читайте, штудируйте трудные статьи, работайте над рефератами. Если вам предстоит умственный труд с элементами исследования, выполняйте его только в утреннее время. Вы не будете засиживаться до полуночи. Составьте свой дневной режим так, чтобы спать не меньше двух часов до двенадцати. Это самый целебный сон. Умейте определить систему своего умственного труда. Речь идет о соотношении главного и второстепенного. Главное надо уметь распределить во времени так, чтобы оно не отодвигалось на задний план второстепенным. Главным надо заниматься ежедневно. Определите самые важ- пые научные проблемы, от понимания которых зависит становление ваших способностей, задатков. Онп должны быть у вас на первом месте в утреннем умственном труде. Умейте найти по главным научным проблемам книги, научные труды, над которыми работайте в течение продолжительного времени. Умейте создавать себе внутренние стимулы. Многое в умственном труде не настолько интересно, чтобы выполнять с большим желанием. Часто единственным движущим стимулом является лишь надо. Начинайте умственный труд как раз с этого неинтересного. Умейте сосредоточиться на тонкостях теории по этим вопросам, сосредоточиться настолько, чтобы надо постепенно превращалось в хочу. Самое интересное оставляйте па конец работы. Вас окружает море книг. Надо быть очень строгим в выборе кппг и журналов для чтения. Пытливому и любознательному хочется прочитать все. Но это неосуществимо. Умей же ограничивать круг чтения, исключать из него то, что может нарушить режим труда. Но в то же время надо помнить, что в любую минуту может появиться необходимость прочитать новую книгу – то, что не было предусмотрено. Для этого необходим резерв времени. Он создается умелым умственным трудом на уроках и над конспектами, предотвращением «авральных» дней. Умейте самому себе сказать: нет. Вас окружает множество занятий. Есть и кружки художественной самодеятельности, и спортивные секции, и вечера танцев. Умейте проявить решительность: во многих из этих видов деятельности заключены соблазны, которые могут принести вам большой вред. Надо и развлечься, и отдохнуть, но нельзя забывать главного: вы труженик, государство тратит на вас большие деньги, и на первом месте должны стоять не танцы и отдых, а труд. Для отдыха старшекласснику я советую шахматпую игру, чтение художественной литературы. Шахматная игра в абсолютной тишине, при полной сосредоточенности – замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль. Не тратьте времени на пустяки – пустую болтовню, праздное времяпровождение. Бывает так: соберутся несколько юношей и начинают, как говорят по-украински, «разводить теревени». Проходит час, ничего не сделано, никакая умная мысль не родилась в этом разговоре, а время потеряно безвозвратно. Умейте и разговор с товарищами сделать источником своего духовного обогащения. Учитесь облегчать свой умственный труд в будущем, т. е. создавать резерв времени на будущее. Для этого надо привыкнуть к записным книжкам. У меня их сейчас около 40. Каждая предназначена для записи ярких, как бы мимолетных мыслей (опи имеют «привычку» приходить в голову раз и больше не возвращаются). Сюда же я записываю самое интересное из прочитанного. Все это нужно в будущем, все это облегчает умственный труд. Создавайте свою систему записей. Берегите то, что почерпнуто из книг. Для каждой работы ищите наиболее рациональные приемы умственного труда. Избегайте трафарета и шаблона. Не жалейте времени на то, чтобы глубоко осмыслить сущность фактов, явлений, закономерностей, с которыми вы имеете дело. Чем глубже вы вдумались, тем прочнее отложится в памяти. До тех пор, пока не осмыслено, не старайтесь запомнить – это будет напрасная трата времени. Умейте не перечитывать, а лишь просматривать то, что хорошо вам известно. Опасайтесь поверхностного просматривания того, что еще не осмыслено. Всякая поверхностность обернется тем, что вы будете вынуждены к отдельным фактам, явлениям, закономерностям возвращаться много раз. Умственный труд не может быть успешным, если вам будут мешать. В часы сосредоточенного умственного труда каждый должен работать совершенно самостоятельно. Лучше всего работать в читальне (в Комнате Чтения), где строго придерживаются режима. Умственный труд требует чередования математического и художественного мышления. Чередуйте чтение научной литературы с чтением беллетристики. Избавляйтесь от дурных привычек (например, перед началом работы сидеть минут пятнадцать; без какой бы то ни было надобности перелистывать книгу, которую не собираетесь читать; проснувшись, лежать в постели и др.). Завтра – самый опасный враг трудолюбия. Никогда не откладывайте на завтра какую-то часть работы, которую надо выполнить сегодня. Сделайте привычным то, чтобы часть завтрашней работы была выполнена сего- дпя. Это будет действенным внутренним стимулом, задающим тон всему завтрашнему дню. Не прекращайте умственного труда никогда. Летом не расставайтесь с книгой. Каждый день пусть обогащает вас интеллектуальными ценностями – в этом один из источников времени, необходимого для умственного' труда в будущем. Помните, что чем больше вы знаете, тем легче овладевать вам новыми знаниями. КАК ПОБУЖДАТЬ К САМ0В0ССП1ТАНИЮ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Физическая, интеллектуальная, эмоциональная, эстетическая и трудовая культура должны рассматриваться в их единстве и взаимозависимости. Физическая культура является элементарным условием полноты духовной жизни, интеллектуального богатства. Вместе с тем физическая культура облагораживает все другие сферы человеческого. В работе нашего педагогического коллектива красной питью проходит идея единства воспитания и самовоспитания в сфере физической культуры. Мы бы не могли даже думать о здоровом духе в здоровом теле, если бы с малых лет нашими помощниками не были сами воспитанники. По нашему твердому убеждению, единство воспитания и самовоспитания в физической культуре начинается с самого раннего возраста и связано с идеей народной педагогики: как только научился держать ложку в руке и нести ее от тарелки ко рту – трудись. Мы добиваемся того, чтобы ребенок работал, думая, и думал, работая. Только при этом условии человек может понять смысл физической культуры, почувствовать полноту своих сил, познать зависимость здорового духа от здорового тела, уметь направлять свои духовные силы на укрепление сил физических. Если бы с малых лет наши дети не трудились, никакие поучения о самовоспитании в физической культуре не дошли бы до их разума и сердца. Но так как дети наши являются тружениками, они очень чутко, с большим интересом воспринимают наши поучения и делают так, как мы им советуем. Вот наши советы по самовоспитанию в физической культуре: Здоровье – это полнота духовной жизни, радость, ясный ум. Твое здоровье – в твоих руках. Важнейший источник здоровья – окружающая пас природа: воздух, солнце, вода, летний зной и зимпяя стужа, тенистые рощи и поля цветущего клевера. Живи и трудись среди природы. Поднимайся рано, до восхода солнца. Летом солнышко поднимается очень рано, но ты должен подниматься раньше солнца. Иди в поле, дыши свежим воздухом, умой руки и лицо росой – это настоящая сказочная живая вода. Воздух, насыщенный ароматом цветущих и созревающих хлебов, обладает целебными свойствами. Кто дышит этим воздухом в летнюю пору – никогда не болеет легочными заболеваниями. Поставь себе за правило: ежедневно, пробудившись от спа, сразу же сделай утреннюю гимнастику. Летом спи во дворе – па сене или свежей соломе (только что обмолоченного хлеба) – фитопциды, которые выделяют сепо и свежая солома, предохраняют от заболевания гриппом. Заставляй себя каждое утро делать холодпые обтирания. Купайся в пруду как можно дольше – до осенних заморозков. В зимние дни растирай поги (до колен) снегом – до ощущения тепла, разливающегося от колен до ступней. Не бойся на несколько минут выйти босым на снег – это хорошая закалка для ног и для всего организма. Ии дня без физического труда. Труд выпрямляет тело и душу. В постоянном, повседневном труде – человеческое долголетие. Кто трудится с раннего детства до глубокой старости, тот до последних дней жизни остается полноценным человеком, сохраняя физические силы, ясность ума, богатство восприятий и эмоций. Ежедневно проходи от трех (в младшем возрасте) до десяти километров. Сделай привычкой ходить по лесу, лугу, полю. Если тебе идти в школу два-три километра, и дорога пролегает по лугу – это твое счастье. В летнюю пору сделай привычкой проходить несколько километров среди цветущих и созревающих хлебов и трав (особенно среди полей пшеницы, ячменя, овса, клевера). Пусть станут твоими заповедями простота, умеренность, воздержанность. В детстве не ешь много сладостей. Лучше всего совершенно не потреблять чистых углеводов. Не будь обжорой, не переедай. Вставай из-за стола с таким ощущением, что ты еще немного не доел. ПРИ КАКИХ УСЛУВЛЯХКОЛЛЕКТИВ УСПЕШНО ВЫПОЛНЯЕТ СВОЮ ФУНКЦИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ЛИЧНОСТИ Этот совет, оспованный на определенных теоретических обобщениях, очень нужен для практической работы. Важно прежде всего знать исходные принципиальные установки и понимать сложную взаимозависимость воспитательных воздействий на человека. Особенно это важно, если иметь в виду создание гармонического единства коллектива и личности. Итак, в чем источники воспитательной силы коллектива, при каких условиях коллектив успешно, эффективно выполняет роль воспитателя личности? Подводя итог сказанному в ряде предыдущих советов, приходим к выводу, что здесь самым важным является: Понимание и чувствование ка ждай ли члостыо той истины, что рядом живет и трудится человек (я бы назвал это условуа чувствованием человека), что у пего есть радости и горести, что к нему надо относиться по-челова- чески, понимать и чувствовать его духовный мир и состояние в данную минуту. Где нет умения каждого человека ориентироваться – разумом и сердцем – в человеческом океане, там нет и не может быть коллектива, нет и не может быть ни уважения к каждому члену коллектива, ни самоуважения. Способность каждой личности ограничивать свои желания, умение отказываться от некоторых своих желаний, соотнося и соразмеряя их с желанием других людей. Это очень важное качество души воспитывается уроками чуткости, уроками человечности (о них шла речь выше), которые заключаются в том, что человек, познавая сердцем духовный мир другого человека, приходит ему на помощь, отдает ему свои силы, оставляет себя в другом человеке. Умение ограничивать свои желания во имя блага других людей, проявляется, в частности, в том, что обычно называют уступчивостью. Если бы у людей не было этой способности, жизнь превратилась бы в ад. Она и превращается в ад там, где каждый следует своей прихоти. Постоянное развитие нравственной, эмоциональной, интеллектуальной, эстетической, творческой культуры человека. Коллектив лишь тогда есть коллектив, и в силу этого – большая воспитывающая сила, когда он все время духовно растет. А это возможно лишь там, где сегодня каждый умнее, развитее, щедрее сердцем, чем вчера. Речь идет о постоянном, непрерывном духовном самообогащении коллектива, о том, чтобы он, как один из скульпторов, творящих нового человека, всегда работал над своим собственным изваянием – над самим собой, обогащаясь все новыми и новыми тончайшими черточками. Высоко развитое чувство собственного достоинства, самоуважения личности. Развивая, оберегая, щадя чувство уважения каждого к самому себе, воспитывая чувствительность души к доброму слову, красоте, мы тем самым повышаем воспитательную силу коллектива. Есть целый период духовной жизни человека – возраст от 5–6 до 9–10 лет, который я назвал бы периодом воспитания готовности к жизни в коллективе. В эти годы особенно недопустимы грубость, равнодушие, бессердечность – ведь это удары по тончайшей ткани детского сердца, после которых она становится твердой и бесчувственной, как кожа буйвола. Зорко оберегайте чуткую ткань детского сердца в эти годы, воспитатель. Знайте, что позже, в отрочестве питомец ваш будет смеяться над вашими педагогическими ухищрениями, имеющими целью «пробрать», задеть за живое, если в самые юные годы вы сделали его сердце морально толстокожим. Чем меньше наказаний пережил человек в годы раннего детства, чем более чутко откликался он на доброе слово, тем вернее будет страж его совести – сердце, и тем сильнее будет коллектив, состоящий из таких личностей. Желание ребенка, воспитанника быть хорошим, стремление к тому, чтобы о нем думали хорошо. Это один из самых живительных источников воспитательной силы коллектива. Его наполняют богатство нравственных отношений, идеи, которые воодушевляют коллективную деятельность. Человеку хочется быть хорошим, когда он увидел хорошее в своем товарище, пережил чувство восхищения, изумления нравственной красотой. И только в коллективном труде, одухотворенном высокой, благородной идеей, начинается то самоуважение, от которого зависит весь духовный облик личности, ее отношение к другим людям. Мудрость и мастерство воспитания заключаются в том, чтобы открыть глаза человеку на человека, одухотворить коллектив высокой целью труда. Недопустимость выставления напоказ перед коллективом всех слабостей личности ребенка, _ недопустимость «выворачивания души». Человек должен пе бояться коллектива, а радоваться тому, что коллектив видит в нем хорошее, думает о нем хорошо. Власть коллектива над личностью должна основываться на очень тонких человеческих отношениях. Она вступает в силу лишь тогда, когда коллектив видит в человеке несравненно больше хорошего, чем плохого. Многообразие интересов, увлечений, деятельности членов коллектива. Коллектива нет, если воспитанники безликие. Коллектив лишь тогда приобретает воспитательную силу, когда каждый имеет свое неповторимое лицо, каждый чем-то обогащает взаимоотношения между товарищами. Общественная активность коллектива. Воспитатель. ная сила коллектива, его власть над личностью определяются тем, насколько ярко выражает он общественные идеи. Коллектив школы должен постоянно участвовать в общественных делах, в создании и укреплении материально-технической базы коммунизма, в возвышении человека. Хозяйственные отношения внутри коллектива. Прекрасные истины о долге, ответственности, сознательном подчинении, сочетании личных и общественных интересов останутся благими пожеланиями, если человек на собственном опыте не познал ответственности за ценности, принадлежащие коллективу. Многолетний оныт убеждает, что именно с этой ответственности начинается нравственный опыт организационных зависимостей в коллективе – руководства, подчинения. Недопустимость такого деления в коллективе на актив и пассив, при котором человек чувствует, что он обречен только на пассивность и бездеятельность, что его удел – лишь подчиняться другим. Активность члена коллектива определяется не только тем, что он умеет требовать и руководить. Она должна быть многообразной. Каждый член коллектива пусть проявляет свою активность в той сфере деятельности, в которой наиболее полно раскрываются его задатки, способности, наклонности. Общественная активность личности в современной школе немыслима без всестороннего развития человека. В коллективе не должно быть нп одного пассивного, безликого, ни в чем себя не проявляющего воспитанника. Не надо и таких, чья единственная активность заключается в том, что они руководят. Право на руководство должно вытекать из активности, обусловленной задатками, способностями, мастерством, примером в той или иной сфере творческого труда, созидания. Руководить в школьном коллективе – это означает прежде всего быть образцом в труде. И. Многообразие коллективов. Воспитательная сила коллектива раскрывается лишь тогда, когда человек активно участвует в нескольких объединениях, каждое из которых выполняет свои задачи. Переплетение интересов, увлечений, различных видов деятельности, поиски самого себя, сознательное развитие своих задатков, способностей, талантов – только при этом условии возможна гармония коллективного и личного. Без многообразия коллективов невозможна активность всех без исключения воспитанников. Если жизнь воспитанников замыкается в рамках одного первичного коллектива, он «выдыхается», неизбежно появляются пассивные. Забота детей, подростков, юношей и девушек о человеке, особенно о маленьком ребенке. Коллектив становится действенной вцспитывающей силой лишь тогда, когда каждая личность вкладывает силы своей души в другого человека, заботится о нем. Особенно большое воспитательное значение имеет такая забота в период, когда происходит становление взглядов, убеждений, жизненного идеала. Мудрость воспитателя коллектива – педагога. Коллектив, безусловно, является творением педагога, он не может возникнуть сам по себе и жить стихийно. Без ум- пого педагога нет коллектива. Поэтому нельзя принимать всерьез «новаторские» предложения о классах без классного руководителя, о полной самостоятельности коллектива. Это так же невозможно, как невозможно лечение больных предоставить самим больным. Мудрость педагога- воспитателя заключается в том, чтобы воспитанники не чувствовали его мелочной опеки и формального надзора, чтобы замысел педагога дети выдвигали и осуществляли как свой собственный замысел. В настоящем мастере-воспитателе дети никогда не чувствуют повелителя. Но чем старше дети, тем выше их требовательность к воспитателю. Подростки уже прекрасно понимают, что педагог должен быть образцом, идеалом, совестью их коллектива. Поэтому от воспитателя подростков, юношей и девушек требуется особенно глубокое знание жизпи и человека. Воспитатель коллектива является той силой, благодаря которой пикогда не прекращается духовное – нравственное, интеллектуальное, эмоциональное, эстетическое – развитие коллектива. Для того, чтобы это развитие было реальностью, необходимо повседневное прикосновение педагога к разуму и сердцу воспитанников, необходимо постоянно открывать перед ними все новые и новые стороны жизни и духовного мпра человека. |